Научная статья на тему 'Структура и особенности экономической преступности на потребительском рынке Российской Федерации'

Структура и особенности экономической преступности на потребительском рынке Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1177
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ECONOMIC CRIME / CONSUMER MARKET / ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гнездилов Ю.В.

В статье рассматриваются сложившиеся особенности экономической преступности на потребительском рынке как угрозы экономической безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and features of economic crime in the consumer market of the Russian Federation

The article considers the prevailing features of economic crime in the consumer market as a threat to the economic security of the state.

Текст научной работы на тему «Структура и особенности экономической преступности на потребительском рынке Российской Федерации»

/к СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Гнездилов Ю.В.

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются сложившиеся особенности экономической преступности на потребительском рынке как угрозы экономической безопасности государства.

Ключевые слова. Экономическая преступность, потребительский рынок, экономическая безопасность государства.

Gnezdilov Yu.V.

STRUCTURE AND FEATURES OF ECONOMIC CRIME IN THE CONSUMER MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article considers the prevailing features of economic crime in the consumer market as a threat to the economic security of the state.

Keywords. Economic crime, consumer market, economic security of the state.

На сегодняшний день Россия - одна из ведущих держав с мощным внешнеэкономическим и оборонным потенциалом. Но с точки зрения важнейшей задачи - обеспечения качества жизни и благосостояния людей - до необходимого уровня еще далеко. Фундаментальным фактором, обуславливающим необходимость принятия соответствующих мер, является падение спроса домашних хозяйств. На сегодняшний день это ключевой драйвер замедления выхода страны из кризиса. У нынешнего кризиса два основных пострадавших: население и торговая отрасль. Население потеряло за эти годы около 15% своей покупательной способности, а торговля стала отраслью с наихудшим сальдо финансовых операций за год, наибольшим после строительства числом закрывшихся и за-кредитованных предприятий.

Проблема выхода из кризиса усугубляется несогласованной и разнонаправленной политикой смежных независимых друг от друга экономических ведомств. Так Минфин России стремится ограничить денежную массу в обращении и не допустить роста бюджетных расходов, а Центральный банк - не допустить надувания «пузыря» на рынке потребительского кредитования. Сочетание данных факторов приводит к росту доли живущих за чертой бедности, к очередному падению доли среднего класса и новому скачку уровня социального неравенства.

Начиная с третьего квартала 2018 года индекс потребительских настроений начал падать на фоне в целом благополучных основных показателей экономики: роста ВВП, профицита бюджета, достаточно высоких нефтяных цен и растущих зарплат. Это обусловлено внутрироссийскими проблемами, прежде всего, предстоящего периода, среди которых повышение пенсионного возраста, рост НДС, а также цен на продовольственные товары, на бензин, увеличение тарифов ЖКХ и по-

ГРНТИ 06.71.15 © Гнездилов Ю.В., 2019

Юрий Владимирович Гнездилов - соискатель кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России.

Контактные данные для связи с автором: 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1 (Russia, St. Petersburg, Letchika Piliutova str., 1). E-mail: oyymkalininsky1@mail.ru.

шлин на товары, покупаемые через интернет. По сути, в этом нашел отражение главный парадокс экономической действительности России последних лет, который заключается в том, что рост макроэкономических показателей не трансформируется в повышение уровня и качества жизни россиян, несмотря на официально декларируемые цели.

В результате появляется феномен, не имеющий прецедентов в мировой экономике, состоящий в том, что рост ВВП не повышает доходы граждан [6]. В этих условиях все три составляющих потребительского рынка страны - розничная торговля, питание вне дома (общественное питание) и сфера услуг претерпевали в истекшем году серьезные изменения, количественное накопление которых в ближайшее время может привести к масштабному качественному и структурному сдвигу. Основные показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели потребительского рынка России за 1992-2018 гг. [1]__

Показатель 1992 2000 2005 2010 2014 2015 2016 2017 2018

Оборот розничной торговли, млрд руб. 5100 2352 7041 16512 26356 27527 28241 29746 31579

Товарные запасы, млрд руб. 800 98,2 280,5 591,9 1132 1266,7 1399,2 1587,2 1779,7

в днях торговли 49 29 28 29 29 32 34 32 33

Оборот розничной торговли, % 100 109 113 107 103 90 95 101 103

пищевые продукты, % 91 107 110 105 100 91 95 101 102

непродовольственные товары, % 107 110 115 108 105 89 96 102 104

Объем платных услуг, млрд руб. 515 602,8 2271,7 4943,5 7467,5 8050,8 8636,3 9211,4 9413,4

Объем платных услуг, % 81,6 104,7 106,3 101,5 101 98,9 100,7 101,4 102,5

В 2018 году был отмечен значительный дисбаланс по числу открытых и ликвидированных организаций. Отрицательное сальдо закрытых организаций составляет около 6 тысяч (около 50%). Наибольшие потери за год произошли в отрасли розничной торговли, а именно при сумме открытых в 2018 году 17818 торговых предприятий ликвидировано было 51009, потери - более 33 тысяч организаций, и этот процесс длится уже несколько лет. В сфере общественного питания снижение реальных доходов населения также негативно сказалось на бизнесе, значительная часть потребителей перешла в более дешевые сегменты рынка (71,2% посещают теперь заведения быстрого питания и только 10% рестораны), около 5% полностью отказались от питания вне дома. На рынке платных услуг населению в 2018 году объем достиг 9,4 трлн рублей. Удельный вес этих расходов в общих потребительских расходах населения составил 21,2% (в 2017 году - 21,1%).

Развитие внутреннего рынка возможно путем стимулирования спроса домашних хозяйств через рост доходов работающих граждан и пенсионеров, а спрос со стороны государства - через смягчение контрольно-надзорной деятельности и рост числа госзаказов для малого и среднего бизнеса. Наличие российского феномена «работающих бедных» не только ограничивает покупательную способность значительной части населения, без которой развитие внутреннего рынка невозможно, но и повышает социальную напряженность. Кроме того, это отражается на производительности и качестве труда, ведет к депрофессионализации и дефициту кадров в производственной сфере.

Потребительский рынок является одним из важнейших звеньев всего рыночного механизма. Специфика каждого элемента потребительского рынка определяется конкретными характеристиками и динамикой взаимодействия между собой в целях обеспечения потребностей населения и успешного функционирования экономики. В то же время, потребительский рынок подвержен не только социальным, экономическим и политическим потрясениям, но также сталкивается с нерыночным воздействием криминальных структур и теневых экономических явлений.

За 2018 г. на 4,2% увеличилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Общее количество выявленных преступлений достигло 109,5

тыс. (таблица 2). Материальный ущерб от указанных преступлений составил 403,8 млрд руб. (0,39% ВВП). Подразделениями органов внутренних дел выявлено 93,2 тыс. преступлений (85,2%) экономической направленности. Потребительский рынок в значительной степени подвержен воздействию теневых экономических явлений и криминальных структур [4], что находит отражение в статистике экономических преступлений на потребительском рынке за 2010-2018 гг. (таблица 3).

Таблица 2

Статистика преступлений экономической направленности за 1998-2018 гг. [2]_

Показатель 1998 2000 2005 2010 2014 2015 2016 2017 2018

Количество выявленных преступлений, ед. 209650 321925 287913 190178 89830 78038 108754 105087 109463

Таблица 3

Статистика экономических преступлений на потребительском рынке за 2010 - 2018 гг. [2]

Год Выявлено преступлений Сотрудниками ОВД В крупном и особо крупном размере

всего % всего % всего %

2018 10182 3,7 9980 4,7 3505 13,7

2017 9818 -3,57 9531 -4,50 3082 -12,07

2016 9862 0,45 9550 0,20 3353 8,79

2015 11199 13,56 10789 12,97 3785 12,88

2014 11908 6,33 11605 7,56 3728 -1,51

2013 23932 100,97 23427 101,87 5361 43,80

2012 30066 25,63 29712 26,83 7448 38,93

2011 35308 17,43 35079 18,06 9203 23,56

2010 48974 38,71 48763 39,01 12878 39,93

Динамика экономической преступности за последние 8 лет показывает почти пятикратное увеличение, что требует серьезного внимания со стороны заинтересованных субъектов, таких как государство, органы внутренних дел, хозяйствующие субъекты и население. На сегодняшний день важнейшими направлениями деятельности по профилактике, выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в сфере потребительского рынка являются: борьба с коррупцией; борьба с незаконным предпринимательством; борьба с мошенничеством; контроль за оборотом алкогольной продукции; обеспечение качества продукции. Динамика преступлений коррупционной направленности, преступлений, связанных с незаконным предпринимательством и мошенничеством, представлена в таблице 4.

Борьба с коррупцией является родной из наиболее сложных и важных задач. Это обусловлено тем, что коррупции могут быть подвержены все сферы жизнедеятельности, включая органы власти, правопорядка, судебную систему. Коррупция наносит серьезный ущерб государству, препятствует экономическому росту, деформирует рыночные ценности и механизмы. Несмотря на некоторое снижение в части выявленных преступлений за последние годы, о значительном снижении коррупции пока говорить рано. Это подтверждают и резонансные дела о коррупции, и восприятие коррупции со стороны гражданского и мирового сообщества. В целях защиты потребительского рынка от коррупции необходимо обеспечить свободную конкуренцию малого и среднего бизнеса, снизить административные барьеры и проволочки, оптимизировать налоговую нагрузку.

К перспективным методам борьбы с коррупцией следует отнести: максимальное ужесточение наказания на законодательном уровне; обеспечение соответствующего легитимного дохода должностных лиц; создание конкурентной среды; обеспечение прозрачности деятельности должностных лиц; ротация кадров, препятствующая формированию коррупционных связей; совершенствование механизмов взаимодействия чиновников с рядовыми гражданами; формирование механизмов мониторинга со стороны гражданского сообщества.

Борьба с незаконным предпринимательством требует значительных усилий от властных структур ввиду значительности наносимого ущерба государству, обществу и легальному предпринимательству. Вследствие уклонения от налогообложения субъектами незаконного предпринимательства (теневым бизнесом), государственный бюджет недополучает значительные финансовые ре-

сурсы. Оценки масштабов теневой экономики в Российской Федерации составляют от 10 до 50% ВВП. Кроме того, незаконное предпринимательство оказывает деструктивное воздействие на сферу легального бизнеса.

В связи с тем, что субъекты теневой предпринимательской деятельности не выплачивают налогов, их бизнес получает определенные конкурентные преимущества по сравнению с легальными производителями. Кроме этого, к негативным последствиям следует отнести следующие: социальная незащищенность работников, занятых в сфере теневого бизнеса; концентрация финансовых ресурсов в сфере теневого бизнеса; криминализация власти; поступление на рынки некачественной продукции; ошибки в государственном управлении; вывоз капитала; подрыв доверия к государственной власти.

Таблица 4

Статистика экономической преступности за 2012-2018 гг. по видам [3]_

Коррупция Незаконное предпринимательство Мошенничество

Год Количество пре- Темп ро- Количество пре- Темп роста, % Количество пре- Темп ро-

ступлений, ед. ста, % ступлений, ед. ступлений, ед. ста, %

2012 49513 - 203 - 161969 9,8

2013 42506 -14,15 185 -8,87% 164629 1,6

2014 32204 -24,24 237 28,11% 160214 -3,2

2015 32455 0,78 253 6,75% 200598 24,6

2016 32924 1,45 246 -2,77% 208926 4,2

2017 29634 -9,99 227 -7,72% 222772 6,6

2018 30495 2,91 377 66,08% 215036 -3,5

Увеличение числа выявленных преступлений, связанных с незаконным предпринимательством, за последние годы требует определения причин этого и разработки соответствующих методов противодействия. Предпринимательская деятельность обеспечивает благосостояние всех сфер жизни общества, удовлетворяет интересы потребителей и пополняет бюджет государства, но в связи с отсутствием благоприятной экономической почвы, достаточных правовых гарантий учащаются нарушения законодательства при её осуществлении.

Помимо прямого умысла, направленного на уклонение от уплаты налогов, существуют обстоятельства, способствующие незаконному предпринимательству: неразвитость предпринимательской деятельности обусловлена, в первую очередь, непродолжительным периодом существования рыночной экономики; отсутствие у части граждан навыков правильного поведения при разрешении экономических вопросов в условиях развития правоотношений в сфере предпринимательской деятельности; неэффективность деятельности государственных органов в сфере формирования и реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства; бюрократизм в государственных органах, регулирующих предпринимательскую деятельность; несовершенство налогового законодательства, чрезмерная налоговая нагрузка; отсутствие у многих субъектов предпринимательства опыта работы в условиях конкуренции.

В сложившихся условиях необходимо проведение комплекса организационно-экономических и правовых мер, направленных на поддержку легальных предпринимателей, совершенствование нормативно-правого поля деятельности малого и среднего бизнеса. Способы борьбы государства с теневым бизнесом сосредоточиваются на трёх основных направлениях: предотвращение втягивания в теневой бизнес легальных предпринимателей и наемных работников; профилактика, выявление и пресечение незаконного предпринимательства силами правоохранительных органов; формирование благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства (улучшение налогового климата; переход на систему безналичных расчётов; снижение административного давления на легальный бизнес; защита собственности и личности предпринимателя; помощь в кредитовании бизнеса; создание системы обучения предпринимателей).

Борьба с мошенничеством, как с традиционным видом преступления, отличается повышенной сложностью ввиду необычного динамизма форм его проявления. Это требует от всех субъектов постоянного мониторинга новых форм и быстрой реакции, предполагающей соответствующие изменения экономических, политических, правовых, информационных и организационных форм

противодействия. Статистика преступлений, связанных с мошенничеством, подтверждает значимость данного направления государственного регулирования потребительского рынка.

Современные методы борьбы с мошенничеством на потребительском рынке должны совершенствоваться на основе приоритета рыночных (экономических, информационных, политических, гражданско-правовых) методов борьбы над силовыми и включать в себя: совершенствование нормативно-правового обеспечения борьбы с мошенничеством; организационно-структурное обеспечение борьбы с мошенничеством с учетом накопленного опыта; совершенствование системы подготовки кадров для правоохранительных органов; развитие межведомственного и международного сотрудничества в сфере борьбы с мошенничеством.

Контроль за оборотом алкогольной продукции является неотъемлемой частью общей политики обеспечения национальной безопасности и связан, прежде всего, с ограничением свободной торговли алкогольной продукцией, а также её потреблением на территории страны (таблица 5).

На сегодняшний день необходимо государственное регулирование производства и сбыта алкогольной продукции с учетом социально-демографических и экономических показателей, показывающих степень удовлетворенности потребностей общества. Несмотря на определенные достижения, выражающиеся в снижении потребления алкоголя, все еще существует необходимость в проведении мер по сохранению здоровья нации в ограничении потребления спиртного не столько за счёт мер государственного контроля над производством и сбытом алкогольной продукции, а за счет повышения уровня жизни и совершенствования социальных механизмов.

Таблица 5

Объемы потребления алкогольных напитков населением [1]___

Показатель 1992 2000 2005 2010 2014 2015 2016 2017 2018

всего, млн дкл 74,4 117,5 133,3 127,6 110,5 99,2 96,8 86,5 91,5

на душу населения, л 5 8 9,3 8,9 7,6 6,8 6,6 5,9 6,2

Обеспечение качества продукции. Отечественный потребительский рынок традиционно подвержен наплыву контрафактной, фальсифицированной, недоброкачественной (опасной) продукции. Согласно данным ВОЗ, некачественное неполноценное питание отнимает, в среднем, до 15 лет продолжительности жизни и провоцирует возникновение 45% заболеваний. К основным факторам, негативно влияющим на качество продукции, следует отнести следующие: отсутствие эффективного механизма контроля качества и сертификации; неэффективность законодательства в части ответственности за некачественную продукцию; наличие избыточных административных барьеров. На сегодняшний день активная работа в данном направлении уже дает определённые результаты (таблица 6), однако данная статистика не является исчерпывающей, да и тот процент некачественной продукции, который остается, требует новых мер.

Таблица 6

Статистика выявленных некачественных отечественных (О) и импортных (И) товаров, _поступивших на потребительский рынок [6|__

Наименование 2005 2017 2018

О И О И О И

Продукты питания 8,7 15,1 1,8 1,8 2,7 4,5

Алкогольные напитки и пиво 4,4 3,3 0,7 2,6 0,9 0,8

Непродовольственные товары 27,1 35,0 4,7 5,4 6,3 19,5

Государственная политика в сфере защиты потребительского рынка на современном этапе должна включать комплекс мер по предотвращению появления на рынке некачественной и контрафактной продукции в сочетании со сбалансированным введением в действие государственных и общественных механизмов защиты рынка на всем пути движения товара от производителя к потребителю.

Конкретный набор мер по защите потребительского рынка должен опираться на соответствующие базисные меры, учитывать специфику продукции и стимулировать предпринимательскую активность. К перспективным мерам поддержки потребительского рынка следует отнести:

• предотвращение и профилактика попадания на рынок недоброкачественной продукции;

• обязательное и добровольное подтверждение соответствия продукции установленным требованиям;

• разделение полномочий между органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль и надзор за продукцией, усиление их ответственности за нарушение правил контроля и надзора;

• формирование эффективной скоординированной системы государственного и общественного контроля и надзора на рынке;

• взаимодействие контролирующих, правоохранительных и судебно-исполнительных органов;

• внедрение на производствах систем управления качеством, соответствующих требованиям международных стандартов;

• совершенствование налогового механизма и обоснованную легализацию предприятий теневой экономики;

• формирование условий для добросовестной конкуренции, реализации антимонопольного законодательства, защиты интеллектуальной собственности.

Таким образом, качественный мониторинг и анализ экономической преступности на потребительском рынке позволит выработать своевременные меры противодействия и обеспечить устойчивое функционирование каждого из элементов потребительского рынка. Приближение к устойчивому равновесию посредством сбалансированности между объемом и структурой спроса населения и предложения материальных благ и услуг, между оборотом денежных и товарных ресурсов станет качественным результатом поддержания экономической безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 30.08.2019).

2. Официальный сайт МВД России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/De]ja-telnost/statistics (дата обращения 30.08.2019).

3. Россия в цифрах. 2019: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2019. 549 с.

4. Литвиненко А.Н., Алпатов Г.Е. Криминализация финансовых отношений как угроза возможностям финансового обеспечения стабильного экономического роста // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2016. № 3. С. 3-35.

5. Савченко А.А. Роль государственного контроля оборота алкогольной продукции в обеспечении общественной безопасности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/6(43).pdf (дата обращения 30.08.2019).

6. Торговля в России. 2017: Стат. сб. / Росстат. М., 2017. 233 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.