Научная статья на тему 'К вопросу о понятии преступлений, совершаемых на потребительском рынке'

К вопросу о понятии преступлений, совершаемых на потребительском рынке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
724
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / CONSUMER MARKET / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION / MISDEMEANOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейманов С. М.

В статье анализируется понятие преступлений, совершаемых на потребительском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сулейманов С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the concept of crimes committed in the consumer market

The article examines the concept of crimes committed in the consumer market.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии преступлений, совершаемых на потребительском рынке»

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

ü S I

н

о ф

со

твенного контроля «хорошие» показатели могут означать нечто иное. Чем больше нарушений в правоприменительной деятельности сотрудников органов внутренних дел они выявят, тем эффективнее, результативнее будет выглядеть их работа.

Разновидностью вневедомственного контроля за правоприменением является судебный контроль. Именно суд чаще всего, является инициатором выявления и устранения противозаконных правоприменительных актов. Суд может рассматривать вопрос о законности и обоснованности актов применения права либо в соответствии со специальной процедурой, либо в связи с обжалованием в суд незаконных действий и решений правоприменителей.

Важной формой контроля за правоприменительной деятельностью является прокурорский надзор. Он может осуществляться как в процессуальной форме, так и в непроцессуальной форме. Издаваемые акты применения права проверяются с точки зрения их законности и обоснованности. Если прокурор считает, что определенный правоприменительный акт ошибочен, он отменяет его или приостанавливает его действие. Кроме того, он может своими действиями устранить вредные последствия ошибочных правоприменительных решений (например, принять решение об изменении меры пресечения). В некоторых случаях проку-

рор может помочь лицу избежать правоприменительной ошибки — с помощью обязательных указаний (в пределах своих полномочий).

Большое значение имеет контроль со стороны адвокатуры. Роль адвоката на предварительном следствии в последние годы возросла. Адвокат может указать правоприменителю, выносящему определенный акт применения права, на его ошибочность, он обладает правом обжалования решений правоприменителя. Возражения адвоката, грамотные и юридически обоснованные, заставляют лиц, применяющих право, всегда быть предельно собранными, не снижать критичности к своим решениям.

Деятельность остальных субъектов контроля должностных лиц иных правоохранительных органов, представителей различных государственных органов, правозащитных организаций, средств массовой информации, частных лиц носит вспомогательный характер. Они могут лишь довести до сведения соответствующих органов известные им факты, изложить свою точку зрения о том, что какое-то решение правоприменителя ошибочно. Но эти мнения не являются официальной позицией; пока они не будут подтверждены соответствующим решением компетентного органа, никакого самостоятельного юридического значения они не имеют.

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

Сулейманов С.М.

The concept of criminal acts made in the consumer market is considered in this article.

Значительная часть преступлений экономической направленности совершается на потребительском рынке. Поэтому нам следует определиться как с самим понятием потребительского рынка, так и с видами преступлений, которые отнесены правоохранительной практикой к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке.

Понятие «рынок» (в частности, «потребительский рынок») в праве отсутствует, а в экономической литературе трактуется неоднозначно.

Существуют две основные группы понятий рынка, отражающих его наиболее существенные черты.

1. Совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена,

Кандидат юридических наук.

посредством которых осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда.

2. Всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуг1.

В экономической литературе сформулировано, что рынок — это господствующая и определяющая форма связи товаропроизводителей на основе общественного разделения труда; совокупность сделок купли и продажи товаров; совокупность форм и способов организации сотрудничества людей друг с другом, служащая к тому, чтобы в коммерческих целях свести продавцов и покупателей и дать им возможность первым — продать, а вторым — купить товары и услуги; совокупность общественных отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основе взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции; сфера товарного обращения (обмена). Она характеризуется определенной системой экономических отношений между продавцом и покупателем, в которых проявляются производственные отношения между продавцами и покупателями данного способа общественного производства 2. Или: «рынок — механизм обмена, устанавливающий непосредственный контакт продавцов и покупателей продукта, фактора производства или ценной бумаги» 3.

Рынок не следует отождествлять с торговлей. Последняя представляет собой обособившуюся отрасль экономики, специализирующуюся исключительно на реализации товаров непосредственно потребителям и регулируемую торговым правом (большинство российских цивилистов торговое право называют также «коммерческим правом»4. Коммерция (лат. — commercium) — торговля; коммерсант (фр. — commerçant) — лицо, занимающееся частной (выделено автором) торговлей5. Торговля охватывает лишь часть сферы товарного обращения (обмена). Рынок и торговля выступают как разнопорядковые, качественно разнородные понятия. Первое представляет собой самостоятельную экономическую категорию, особую сферу в системе общественного воспроизводства, второе — лишь отрасль экономики 6.

Термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом — торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана именно с торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля определяет коммерцию как «торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы».

По определению выдающегося русского юриста Г.Ф. Шершеневича «деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при обращении экономических благ, называется торговлей. Ее задача заключается в том, чтобы доставить блага к тому месту и к тому времени, где и когда возникнет спрос со стороны потре-бителей»7.

Торговое право он определял как «совокупность норм частного права, общего и специального, имеющую применение к той области народнохозяйственной жизни, которую закон признает торговлей»8.

По мнению современных исследователей коммерческой и торговой деятельности, коммерция — вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики9.

Понятия потребителя и его контрагентов — изготовителя, исполнителя, продавца, импортера, уполномоченной изготовителем (продавцом) организации либо индивидуального предпринимателя, подпадающих под действие Закона России «О защите прав потребителей», сформулированы в преамбуле указанного Закона. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности10.

Контрагентами потребителя могут быть изготовители, исполнители, продавцы, импортеры, уполномоченные изготовителем (продавцом) организации либо индивидуальные предприниматели — организации независимо от их организаци-

OI

О) О О CJ

о о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

S I

н

о ф

со

онно-правовой формы (т.е. и некоммерческие), а также индивидуальные предприниматели, производящие товары для реализации потребителям, выполняющие работы или оказывающие услуги по возмездному договору либо реализующие товары потребителям по договору купли-продажи11.

Таким образом, названные лица, выполняющие эти же действия не для потребителей, а для других лиц, для использования в иных, кроме как потребительских, целях, под данный Закон России также не подпадают.

С.А. Павлова считает, что потребительский рынок есть сфера обращения товаров и услуг между организациями, а также индивидуальными предпринимателями, реализующими товары по договору купли-продажи и оказывающими услуги или выполняющими работы по возмездному договору, и гражданами, приобретающими товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли12.

М.М. Хубутия определяет потребительский рынок как область экономической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами с целью получения коммерческой прибыли, связывающей сферу производства со сферой потребления и реализуемой посредством торговли потребительскими товарами и предоставления потребительских услуг населению13.

Все перечисленные экономические дефиниции с точки зрения правового содержания А.В. Агафонов сводит к экономическим отношениям между продавцом и покупателем (потребителем)14, в которых проявляются производственные отношения данного общественного способа производства, где экономические отношения есть совокупность общественных отношений по поводу производства, распределения и потребления материальных благ15.

Отсюда субъектами отношений на потребительском рынке А.В. Агафонов признает только потребителей и продавцов (подпадающих под Закон России «О защите прав потребителей»), а потребительский рынок как уголовно-правовую категорию определяет в качестве охраняемых уголовным законом определенных производственных отношений данного способа общественного производства

между продавцом и потребителем (покупателем), которым в результате преступления причиняется или может быть причинен существенный вред16. Исходя из этой посылки, он (вместе с Д.К. Чирковым)17 предлагает к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке, относить только десять их видов, предусмотренных гл. 22 УК РФ (ст.ст. 171-1, 178180, 186-188, 191, 200) и, в порядке исключения, — преступление, предусмотренное ст. 238 УК РФ.

Разделяя мнение А.В. Агафонова об отнесении к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке, деяний, совершенных в сфере розничной торговли и грубо нарушающих права потребителей, трудно согласиться со значительным сужением числа субъектов данной группы преступлений путем исключения из них изготовителей товаров и исполнителей работ или услуг, предназначенных непосредственно для предоставления потребителям (как отмечалось выше в настоящей работе, Закон России «О защите прав потребителей» называет их в качестве контрагентов потребителей), а также импортеров и уполномоченных изготовителями (продавцами) индивидуальных предпринимателей и организации.

Думается, что следование этой позиции может привести к необоснованному сокращению объектов уголовно-правовой защиты и цель, поставленная руководством МВД России при формулировании анализируемой группы преступлений (соответственно и при определении задач специализированных подразделений органов внутренних дел, направленных на противодействие этим преступлениям) не будет достигнута.

Соглашаясь с позицией автора о включении в состав преступлений, совершаемых на потребительском рынке, деяний, предусмотренных нормой об ответственности за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ), последовательным было бы отнесение к этому виду преступлений, существенно нарушающих права потребителей, также и нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ) и сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237 УК РФ).

По вопросу отнесения преступлений к числу совершаемых на потребительском рынке существует широкий разброс мнений: от двух (предусмотренных ст.ст. 181 и 200 УК РФ)18 — до шестнадцати (установленных приказом МВД России от 3 марта 2002 г. № 199 «О дальнейшем совершенствовании деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка»). Так, С.Н. Борзенков и В.С. Комиссаров относят к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке, преступления, предусмотренные ст. ст. 178-184 и 200 УК РФ19.

Наиболее детальную, подробную и, главное, обоснованную классификацию преступлений, совершаемых на потребительском рынке, дает нам А.М. Субботин. Он формулирует их следующие системообразующие признаки:

1) они должны быть совершены в связи с отношениями по производству, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг;

2) эти деяния должны быть совершены изготовителями (исполнителями, продавцами) или потребителями;

3) эти преступления совершаются при осуществлении деятельности субъектами общественных отношений, возникающих в сфере потребительского рынка, которые сами по себе носят или могут носить законный характер.

Эти преступления, по мнению А.М. Субботина, предусмотрены ст.ст. 146, 159, 165, 171-172, 178, 180, 235, 236, 242, 327 и 327-1 УК РФ.

Они делятся на:

1) преступления, посягающие на законные интересы производителей, продавцов и исполнителей — предусмотренные ст.ст. 59, 165 УК РФ и др.;

2) преступления, посягающие на права и законные интересы потребителей — предусмотренные ст.ст. 159, 238 УК РФ и др.;

3) преступления, одновременно посягающие на права и законные интересы всех участников потребительского рынка — предусмотренные ст.ст. 178, 180 УК РФ и др.

В свою очередь, преступления, посягающие на права и законные интересы потребителей, А.М. Субботин подразделяет на:

а) преступления, причиняющие или могущие причинить прямой вред правам и законным интересам потребителей (ст. 238 УК РФ);

б) преступления, причиняющие или могущие причинить косвенный вред правам и законным интересам потребителей (ст.ст. 171, 171-1 УК РФ).

Отдавая должное большой, очень глубокой и качественной работе уважаемого коллеги, вынужден все же выразить сомнение в отношении обоснованности отнесения к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке, преступления, совершаемые самими потребителями — думается, эти преступления не в полной мере отвечают всем вышеперечисленным критериям отнесения их к анализируемому виду преступлений, а главное — неясно, в чем специфика видовых объектов этих преступлений и чем они отличаются от иных посягательств (не потребителей и не других субъектов, названных в Законе России «О защите прав потребителей») против нормального развития потребительского рынка. Кроме того, в своей диссертации А.М. Субботин не назвал в числе контрагентов потребителя его новых участников — импортеров и уполномоченных изготовителями (продавцами) лиц.

Впервые термин «потребительский рынок» был использован российским правоприменителем в тексте приказа МВД России от 23 августа 1993 г. № 391 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю»20. Названный приказ вычленил из общей массы уголовно наказуемых деяний одиннадцать составов преступлений, которые были сгруппированы под обобщающим названием «Преступления в сфере потребительского рынка». К ним были отнесены, в частности, преступления, предусмотренные ст. 154-3 (незаконное повышение или поддержание цен), ст. 156 (обман покупателей и заказчиков), ст. 156-6 (нарушение государственной дисциплины цен), ст. 157 (выпуск или продажа товаров, оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности), ст. 162-4 (незаконное предпринимательство) и ст. 162-5 УК РСФСР (незаконное предпринимательство в сфере торговли).

Министерство внутренних дел РФ своим приказом разделило эти составы по подследственности следующим образом: подразделения милиции общественной безопасности обязаны были выявлять и

OI

О) О О CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

производить первоначальные следственные действия по составам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 156, ч. 1 ст. 156-5, ст. 162-4 УК РСФСР. Остальные были отданы в подследственность подразделений криминальной милиции.

Для этой цели были созданы в системе территориальных органов внутренних дел соответствующие отделы (отделения, группы), а в подразделениях милиции общественной безопасности вопросами правовой борьбы с указанными преступлениями было поручено заниматься отделам (отделениям, группам) по исполнению административного законодательства России.

Указанные преступления, по мнению законодателя, могли совершаться только в сфере социально-экономических отношений.

В связи с изменением социально-экономической обстановки к середине 90-х гг. ХХ в. и принятием УК РФ (1996 г.), приказом МВД России от 22 июня 1999 г. № 456 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг» к преступлениям, совершаемым в сфере потребительского рынка отнесены пять составов преступлений, а именно, предусмотренных: ст. 171 (незаконное предпринимательство), ст. 173 (лжепредпринимательство), ст. 181 (нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм), ст. 182 (заведомо ложная реклама) и ст. 200 УК РФ (обман потребителей).

Проведя анализ предложенной МВД России систематизации указанных составов преступлений, можно прийти к выводу, что их объединяет только экономическая деятельность лиц, их совершающих.

Этим же приказом в системе подразделений милиции общественной безопасности отделы (отделения, группы) по исполнению административного законодательства РФ были преобразованы в отделы (отделения, группы) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства.

Приказом МВД России от 3 марта 2002 г. № 199 «О дальнейшем совершенствовании деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка» количество видов преступлений,

отнесенных к преступлениям в сфере потребительского рынка было расширено до шестнадцати. К ним теперь стали относиться преступления, предусмотренные: ч. 1 ст. 158 (кража без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 159 (мошенничество без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 160 (присвоение или растрата без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 163 (вымогательство без отягчающих обстоятельств), ч. 1-2 ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием без особо квалифицирующих обстоятельств), ч. 1 ст. 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества без отягчающих обстоятельств), ст. 168 (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности), ч. 1 ст. 171 (незаконное предпринимательство без отягчающих обстоятельств), ч. 1-2 ст. 75 (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, без особо квалифицирующих обстоятельств), ст. 177 (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), ст. 180 (незаконное использование товарного знака), ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица), ч. 1 ст. 198 (уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды без отягчающих обстоятельств), ст. 200 (обман потребителей), ст. 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил), ст. 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей), ст. 238 (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), ст. 256 (незаконная добыча водных животных и растений), ст. 258 (незаконная охота), ст. 260 (незаконная порубка деревьев и кустарников), ст. 312 (незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации), ст. 315 (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта) и ст. 325 УК РФ (похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия).

Оценивая этот перечень, отметим, что, по нашему мнению, совершенно прав А.В. Агафонов, предложивший ис-

ключить из числа преступлении данного вида все те, которые отнесены в настоящее время к преступлениям в сфере потребительского рынка, но в деИствитель-ности таковыми не являются, поскольку совершаются не в сфере экономической деятельности, а посягают на другие видовые объекты преступления — собственность, здоровье населения, экологию, правосудие и порядок управления (кроме преступлений, предусмотренных ст. 238 УК РФ, где, действительно, дополнительным объектом преступления выступают экономические права и свободы потреби-теля21). Правда, остается непонятным мотив отнесения им к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке, контрабанды — она непосредственно эту сферу не затрагивает, а традиционно относится к преступлениям против установленного порядка внешнеэкономической деятельности (таможенным преступ-лениям)22.

Нормы УК РФ, предусмотренные ст.ст. 182 (заведомо ложная реклама) и 200 (обман потребителей), утратили силу с 16 декабря 2003 г.23

Если для борьбы со злоупотреблениями с рекламой законодатель справедливо полагает достаточным наличие комплекса гражданско-правовых и административно-правовых средств воздействия на нарушителей, то для противодействия обману потребителей они нам представляются недостаточными (хотя, безусловно, в борьбе с этим самым распространенным видом посягательств на права потребителей должны преобладать частно-правовые, а не публично-правовые меры этого противодействия). В условиях отсутствия уголовно-правового запрета обмана потребителей, его частичную замену могли бы составить нормы о мошенничестве и причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

Таким образом, анализируя весь изложенный выше материал, мы полагаем, что к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке, в настоящее время следует отнести деяния, предусмотренные девятью действующими нормами УК РФ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ст. 159 (мошенничество);

- ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием);

- ст. 171 (незаконное предпринимательство);

ст. 171-1 (производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции);

- ст. 178 (недопущение, ограничение или устранение конкуренции);

- ст. 180 (незаконное использование товарного знака);

- ст. 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил);

- ст. 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей);

- ст. 238 (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности)24.

Субъектами данных преступлений должны признаваться, по нашему мнению, только названные в Законе России «О защите прав потребителей» контрагенты потребителя — изготовители, исполнители, продавцы, импортеры, уполномоченные изготовителем (продавцом) организации либо индивидуальные предприниматели, нарушающие диспозиции вышеуказанных уголовно-правовых норм.

Процесс активизации защиты прав потребителей в России особенно важен ввиду серьезных изменений в структуре собственности организаций, осуществляющих розничную торговлю или бытовое обслуживание населения, и перехода их на рыночные отношения. В настоящее время защита прав потребителей при покупке товаров, оказании услуг и производстве работ имеет первостепенное значение во всех сферах рыночной экономики. Права потребителей, являясь составной частью прав человека и гражданина, в соответствии с Конституцией Российской Федерации признаются и гарантируются государством. Последние существенные изменения в Закон России «О защите прав потребителей» и часть вторую ГК РФ (по вопросам, связанным с защитой прав потребителей) вступили в силу 12 декабря 2007 г., что символично. Ведь 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ, которая стала нормативной макромоделью обновляемого российского общества. В настоящее время происходит очередной этап обновления нашего общества, и этот этап направлен именно на расширение прав и свобод граждан (в том числе и в сфере защиты их благосостояния).

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Литература и примечания

1. Лекарев С.В., Порк В.А. Бизнес и безопасность: толковый терминологический словарь. М., 1995. С. 265.

2. Внешнеэкономический толковый словарь /под ред. И.П. Фаминского. М., 2000. С. 344; Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Пуляев В.Т. Краткая экономическая энциклопедия. СПб., 1998. С. 314.

3. Экономическая энциклопедия / гл. ред. Л.И. Абалкин. М., 1999. С. 696; Кристофер Пасс, Брайне Лоуз, Лесли Девис. Словарь по экономике / пер. с англ. П.А. Ватника. СПб., 1998. С. 493.

4. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2000; В.Б. Королев. Коммерческое право. М., 2000. и др. В ряде стран торговое право — обособившаяся от гражданского права отрасль, регулирующая торговлю и предпринимательскую деятельность вообще. Во Франции, ФРГ, Японии и США торговое законодательство кодифицировано (например, в США существует Единообразный торговый кодекс). Нормы, содержащиеся в торговых кодексах — это предписания, относящиеся к ситуациям, которые не могут возникать за пределами торгового оборота. Однако в связи с коммерциализацией гражданского права сфера, регулируемая торговым правом, постоянно увеличивается и граница между гражданским и торговым правом становится весьма условной и подвижной. Поэтому ряд стран (Швейцария, Италия, Нидерланды) включили нормы торгового права в единый Гражданский кодекс — то же положение существует и в Российской Федерации.

5. Словарь иностранных слов / отв. ред. Ф.Н. Петров. М., 2005.

6. Внешнеэкономический толковый словарь /под ред. И.П. Фаминского. М., 2000. С. 344-345.

7. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М., 1994. С. 24.

8. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права: в 4 т. Т. 1. СПб., 1908. С. 18.

9. Панкратов Ф.Г., Серегина ТК. Коммерческая деятельность: учебник. М., 2000. С. 15.

10. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. (с изм. и доп.); Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» / Н.Г. Пономарева.М., 2008. С. 4, 7-10.

11. Аншаков М.Г., Баршина Р.Ю. Постатейный комментарий к Закону «О защите прав потребителей». М., 2007. С. 3-4.

12. Павлова С.А. Потребительский рынок: защита от преступной экономической деятельности: учеб. по-соб. Красноярск, 2002. С. 3.

13. Хубутия М.М. Предупреждение экономических преступлений на потребительском рынке: дис. ... канд. юр. наук. М., 2002. С. 13.

^ 14. Агафонов А.В. Понятие «потребительский рынок» в России // «Черные дыры» в российском законода-^ тельстве. 2003. № 1. С. 358-359.

• 15. Мазур С.Ф. Уголовно-правовая охрана экономическойдеятельности: монография. М., 1998. С. 28.

о

16. Агафонов А.В. Указ. соч. С. 359.

О) О

О 17. Агафонов А.В., Чирков Д.К. Об уголовно-правовых аспектах в содержании понятия «потребительский рынок» // Вестник Нижегородской академии МВД России: экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты практики обеспечения. Н. Новгород. 2003. № 3. С. 179.

О 18. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 58; Клепицкий И.А. Система хозяйствен-£ ных преступлений. М., 2005. С. 119, 498-501.

^ 19. Курс уголовного права. Т. 4. Особенная часть / под ред. С.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. М., 2002. Сй 2

С. 12.

20. Российская газета. 1993. 17 июля.

21. Агафонов А.В. Указ. соч. С. 357-359.

22. Российское уголовное право: курс лекций: в 7 т. Т 4 / под ред. А.И. Коробеева. Владивосток, 2000. С.

о 330-347.

л

23. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон ° РФ от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4848. уо 24. Причем в анализируемом приказе МВД РФ № 199 от 3 марта 2002 г. деяния, предусмотренные ст.ст. 171-

>5 1 и 178 УК РФ, к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке, не относились (автор).

О *

о ф

У

2

0

1

о *

0

2

ф

13

л <

1

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.