УДК 343.9 ББК 67.408
© 2016 г. О. Б. Дронова,
профессор кафедры криминалистической техники УНК ЭКД Волгоградской академии
МВД России кандидат юридических наук, доцент.
E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЮ, СТРУКТУРЕ И СУЩНОСТИ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Преступность в сфере потребительского рынка оказывает влияние на стабильность экономического и социального развития общества, существенно уменьшает доходность бюджета и снижает престиж государства на международном рынке. Многообразие подходов к пониманию ее сущности и структуры, наравне с отсутствием специализированных подразделений, призванных выявлять и пресекать любые проявления незаконного товарооборота, препятствует реализации эффективных практических мер, направленных на стабилизацию состояния российского потребительского рынка. Рассмотрение автором понятия преступности в сфере потребительского рынка в узком и широком толковании позволяет оценить ее многообразие и разносторонность, а также изучить взаимосвязи рассматриваемого явления с иными видами противоправной деятельности. Рассмотрение структуры преступности с позиции нормативного подхода на основе анализа сведений ГИАЦ МВД России позволяет получить представление об основной направленности и объемах нарушений в сфере незаконного товарооборота, кроме того позволяет выделить ее основные черты и характеристики.
Ключевые слова: преступность в сфере потребительского рынка, товарооборот, товары, несоответствующие установленным требованиям.
O. B. Dronova - Professor, Department of forensic technique UNK ECD, Volgograd Academy of the Ministry
of Internal Affairs of Russian Federation PhD in Law, Associate Professor.
MODERN APPROACH TO THE CONCEPT, STRUCTURE AND NATURE OF CRIME IN THE SPHERE
OF THE CONSUMER MARKET
Crime in the consumer market has an impact on the stability of the economic and social development of a society significantly reduces the yield of the budget and reduces the prestige of the state on the international market. The diversity ofapproaches to understanding of its nature and structure, along with absence ofspecialized units designed to detect and prevent any manifestations of illicit trade hinders the implementation of effective practical measures aimed at stabilizing the state of the Russian consumer market. Consideration by the author of the concept of crime in the sphere of the consumer market in the narrow and broad interpretation allows to estimate their diversity and versatility, and explore the relationship of this phenomenon with other types of illegal activity. Consideration of structure of the crime from the position of normative approach, based on the analysis information, the MIAC of the Ministry ofInternal Affairs of Russia, allows to get an idea about the focus and the volume of violations in the sphere of illicit trade, in addition, allows to allocate its basic characteristics.
Key words: crime in the sphere of consumer market, trade, goods that do not match the requirements.
Значительной проблемой современного общества является стремительный рост объемов производящейся и реализуемой населению недоброкачественной потребительской продукции различного предназначения. Данный факт обусловлен множеством обстоятельств, связанных как с экономической нестабильностью в стране, при которой на первый план для потребителей выходит ценовая политика производителя, политическими событиями, оказывающими влияние на коренное изменение устоявшихся логистических схем товарооборота, связанных с санк-ционными запретами на ввоз определенной
продукции из ряда стран и ее замещение собственными, не всегда соответствующими требованиям аналогами, а также социальными особенностями поведения основной массы потребителей, которые проявляют высокую степень толерантности к явным нарушениям в сфере потребительского рынка и в преимущественных случаях не обращаются в соответствующие государственные органы для защиты нарушенных прав потребителей. Кроме того, имеет место слабая заинтересованность производителей (правообладателей) торговых марок в выявлении и расследовании фактов причинения им ущерба посред-
ством реализации единичных объектов, а также мелких и средних оптовых партий товаров. В настоящее время в МВД России отсутствуют специализированные подразделения, основными функциями которых были бы вопросы предупреждения, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений в сфере потребительского рынка. Данные функции возложены на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции, для которых борьба с рассматриваемым видом преступлений не является приоритетной. Правоведы отмечают, что «с момента федерализации полиции работу по охране потребительского рынка практически никто не ведет. Некому исполнять законы по потребительскому рынку. Федеральная полиция не имеет права исполнять законы субъектов РФ, только федеральный КоАП. Соглашений между субъектами РФ и полицией об исполнении таких соглашений нет» [1].
Само понятие потребительского рынка, рассматриваемое с экономической, социальной и правовой точек зрения имеет многочисленные трактовки, содержание и значение которых предлагаются с учетом понятия «потребитель», изложенным в российском и международном законодательстве, особенностей системы рассматриваемых общественных отношений, правового регулирования качества и безопасности товаров, а также административно-правового регулирования и функционирования рынка [2, с. 7; 3, с. 8].
В целом потребительский рынок представляет собой совокупность общественных отношений между всеми заинтересованными сторонами товарооборота, включая осуществление необходимого контроля со стороны государственных органов и общественных организаций за соблюдением существующих нормативно закрепленных требований к качественным характеристикам товаров, их безопасности для жизни и здоровья потребителей на всех стадиях жизненного цикла и определением законности их нахождения на внутреннем рынке.
Регулирование правоотношений в сфере потребительского рынка является прерогативой разных министерств и ведомств, осуществляющих в пределах своих полномочий деятельность по контролю за соблюдением российских и международных нормативных правовых требований к производству (импортированию), хранению, транспортировке, реализации и утилиза-
ции товаров различного предназначения. В зависимости от места производства, вида, предназначения и иных критериев товара, проверочные и контрольные функции в сфере товарооборота в нашей стране осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотреб-надзор), Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирова-ние), Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) и т.д.
Действующее законодательство не содержит четких критериев, принадлежности определенных составов преступлений к категории совершенных в сфере потребительского рынка. Традиционно их относят к экономическим видам преступлений в связи с тем, что их объектом является установленный порядок осуществления деятельности по производству, реализации и потребления материальных благ и услуг, а большинство их составов являются материальными, причиняющими ущерб государству, производителям, потребителям и их имуществу, окружающей среде.
В настоящее время существуют различные определения и подходы к систематизации преступлений в сфере потребительского рынка. Т. А. Якимова рассматривает преступность в сфере потребительского рынка как социально-правовое явление, сопровождающее экономические отношения, заключающиеся в ненадлежащем ведении хозяйственной деятельности в целях получения прибыли запрещенными способами и оказывающие негативное влияние на развитие и функционирование как экономической деятельности хозяйствующих субъектов, так и экономики в целом [3, с. 9].
Ряд авторов рассматривают преступность в сфере потребительского рынка как совокупность преступлений, выразившихся в общественно опасных деяниях, посягающих на охраняемые уголовным законом общественные отношения, связанные с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг потребителям, виновно совершаемые субъектами данных отношений при осуществлении деятельности, которая сама по себе носит или может носить законный характер [4, с. 5; 5, с.11].
А. М. Субботин систематизировал преступления, относящиеся к совершенным в сфере потребительского рынка на основе дифференциации непосредственного объекта преступного посягательства, при котором выделяются преступления, посягающие на права и законные интересы производителей, продавцов и исполнителей (ст.146 УК РФ); преступления, посягающие на права и законные интересы потребителей, которые могут причинить им как прямой (ст. 238 УК РФ), так и косвенный вред правам и законным интересам (ст. 171, 171.1 и др.); преступления, одновременно посягающие на права и законные интересы всех субъектов потребительского рынка [5, с.11].
По мнению С. А. Пискунова, родовым объектом преступлений в сфере потребительского рынка являются: преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 146, 147 УК РФ); преступления против собственности (ст. 159, 160, 165 УК РФ); преступления в сфере экономической деятельности (ст. 171, 1711, 174, 1741, 175, 178, 180 УК РФ); преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. 204 УК РФ); преступления против общественной безопасности (ст. 2151 УК РФ); преступления против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 235, 236, 238, 242 УК РФ); экологические преступления (ст. 256 УК РФ); преступления против порядка управления (ст. 3271 УК РФ) [6, с. 8].
А. Ю. Захаров на основе изучения содержания объекта уголовно-правовой охраны и с позиции бланкетной основы уголовного законодательства, направленного на регулирование и охрану потребительского рынка, выделяет однородные группы отношений, представляющие собой отдельные сферы потребительского рынка. При этом им определяются «межвидовые» объекты группы преступлений, относящиеся к совершенным в сфере потребительского рынка, позволяющие структурировать функциональные связи рассматриваемых составов, включающих содержание отдельных видовых объектов, которые в целом направлены на защиту разных отношений, охраняемых уголовным законом. К ним относятся деяния, посягающие на собственность - ст. 159 УК РФ, на имущественные права и интересы потребителей, а также права на получение информации об этих товарах (работах, услугах) - ст. 171.1,180,181
УК РФ и на право потребителя по приобретению товаров (работ, услуг) надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья -ст. 238 УК РФ. По мнению автора, данный подход к структуре преступлений в сфере потребительского рынка позволяет систематизировать особенности охраняемых отношений и осуществить их анализ с позиции места в структуре УК РФ [4, с. 5].
И. А. Антропенко сформулировал понятие преступности в сфере потребительского рынка как совокупность преступлений, посягающих на основные права потребителей, создающие угрозу здоровым конкурентным отношениям при купле-продаже товаров (работ, услуг), связанные с производством, хранением, перевозкой либо сбытом некачественных, фальсифицированных товаров (работ, услуг) либо их фальсификацией в процессе реализации, а также деяния, препятствующие законной предпринимательской деятельности. Таким образом, к преступлениям, совершенным в сфере потребительского рынка, он относит группы правонарушений против прав потребителей, порядка законной конкуренции, установленного порядка производства, перевозки, хранения, реализации товаров (работ, услуг) [7, с. 38].
Анализ существующих подходов к определению преступности в сфере потребительского рынка позволяет сформулировать данное понятие в узком и широком смысле.
В узком смысле преступность в сфере потребительского рынка можно рассматривать как совокупность деяний, при совершении которых в качестве непосредственного объекта выступают охраняемые законом общественные отношения, связанные с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг потребителю, а предметом являются потребительские продовольственные и бытовые товары, предназначенные для индивидуального потребления.
Рассмотрение преступности в сфере потребительского рынка в широком смысле позволяет объединить совокупность деяний, при совершении которых объектом выступают общественные отношения в сфере любого вида товарооборота и соблюдения комплекса сопутствующих ему требований, обеспечивающих экономическую независимость и безопасность государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, жизнь и здоровье нации. В данном контексте потре-
бительские товары, первоначальное сырье, технологические особенности и средства их производства, индивидуализирующие средства защиты, юридические и технические свойства, присущие товару на протяжении его жизненного цикла, логистические схемы его поставок потребителю могут быть рассмотрены не только как предмет преступного посягательства, но и как средства и орудия совершения преступления.
Таким образом, узкий смысл понятия преступности в сфере потребительского рынка включает нарушение прав потребителей и производителей, связанных с производством и реализацией контрафактной, фальсифицированной, не отвечающей требованиям безопасности продукции, а также товаров, поступающих в оборот с ненадлежащими товарно-сопроводительными документами.
Широкий смысл предусматривает при рассмотрении преступности в сфере потребительского рынка использование понятий нарушение правовых режимов оборота товаров, включая контрабанду и иные таможенные преступления, нарушение добросовестной конкуренции, антимонопольных правил, нарушение юридических, технических и технологических требований, предъявляемых к производству, хранению, перевозке и реализации товаров и сопровождающих его документов, в том числе фальсификация документов о сертификации, и данных проводимых исследований, нарушение правил осуществления торговли и предоставления услуг.
Данный подход позволяет оценить многообразие и разносторонность, а также взаимосвязи преступности в сфере потребительского рынка, а также объединить существующие научные и практические подходы к ее понятию и системе.
Структуру преступности в сфере потребительского рынка целесообразно рассматривать с позиции нормативного подхода, который предусматривает получение и систематизацию информации из различных источников, которая находит свое отражение в статистических данных ГИАЦ МВД России. Согласно сведениям за 2015 год о зарегистрированных противоправных деяниях [8] рассматриваемой категории, при которых предметами преступного посягательства являются этиловый спирт и алкогольная продукция, табак и табачные изделия, лекарственные препараты, косметическая и парфюмерная продукция, бытовая химия, аудио- и
видеопродукция, программное обеспечение, продукты питания, одежда и обувь, сборочные единицы и детали транспортных средств, бытовая техника, оргтехника, теле-, видео-, фото-, киноаппаратура, бензин.
Может быть выделена следующая структура преступности в сфере потребительского рынка:
нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ) - 55,04 % (807 ед.);
мошенничество (ч. 1-4 ст. 159 УК РФ) -3,34 % (49);
незаконное предпринимательство (ч. 1,2 ст. 171 УК РФ) - 5,7 % (83);
производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированной продукции (ч. 1,2 ст. 171.1 УК РФ) - 0,6 % (9);
незаконное использование товарного знака ст. 180 УК РФ - 5,1 % (76);
изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование (ч. 1,2 ст. 327.1 УК РФ) - 7,3 % (108);
производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ) -22,7 % (334).
Наряду с уголовными преступлениями данные ГИАЦ МВД России содержат сведения об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, к которым относятся [9]:
- незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2 КоАП РФ) -39315 единиц, что составило 37 % от общего числа правонарушений в сфере потребительского рынка, выявленных сотрудниками правоохранительных органов;
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил (ст. 14.4 КоАП РФ) - 35 (0,03 %);
- обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ) -636 (0,6 %);
- нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ) - 3940 (3,7 %);
- нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 14.16 КоАП РФ) -62029 (58,5 %);
- нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках (ст. 14.34 КоАП РФ) - 16 (0,01 %);
- нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАП) - 32 (0,03 %).
Преобладание ряда преступлений и административных правонарушений, совершенных в отношении алкогольной продукции и объектов интеллектуальной собственности над иными предметами преступного посягательства не позволяет сделать вывод о благополучном состоянии других сфер потребительского рынка. Напротив, в совокупности со сведениями Роспотребнадзо-ра [10] и независимых экспертных центров [11], свидетельствует об отсутствии положительной динамики декриминализации рассматриваемой сферы. Кроме того, по сравнению со сведениями за аналогичный период прошлого года снижается общий уровень плановых проверочных мероприятий и количество выявленной нелегитимной продукции.
Ряд авторов [5, с. 14; 12, с.178] на основе анализа уголовного и административного законодательства, а также существующей судебной практики полагают, что в настоящее время имеет место рассогласованность между уголовным и административным законодательством в рассматриваемой сфере. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что лицам, совершившим административные правонарушения, фактически назначается более суровое наказание, чем лицам, нарушившим уголовно-правовые запреты.
Изучение сущности преступности в сфере потребительского рынка в Российской Федерации позволяет сформулировать ее основные черты:
- является составной частью экономической преступности, противодействие которой относится к сфере деятельности подразделений УЭБ и ПК МВД России, для которых данное направление не является приоритетным и дополнительно осложняется незначительным уровнем взаимодействия с иными государственными органами и общественными организациями, осуществляющими в пределах своих полномочий контроль за соблюдением требований российского и международ-
ного законодательства в рассматриваемой сфере;
- законодательство, направленное на регулирование и охрану потребительского рынка, имеет бланкетный характер, и связано с необходимостью ориентирования в правилах продажи отдельных видов товаров, национальных стандартах и многочисленных технических регламентах, содержащих разные подходы к основным понятиям и определениям рассматриваемой сферы деятельности;
- совершается в отношении любых предметов преступного посягательства, относящихся к потребительским товарам, независимо от вида (розничной, оптовой) и стадии (производства, транспортировки, хранения, реализации) их товарооборота;
- находится во взаимосвязи с иными видами преступности в сфере государственных закупок: коррупционной, таможенной, налоговой и т.д.;
- приносит организаторам многомиллионные доходы; государству и производителю (правообладателю) значительный ущерб в виде утраченной репутации, недополученной прибыли, а потребителю наряду с материальным ущербом наносит вред жизни и здоровью;
- является латентной в силу высокой степени толерантности потребителей к нарушению своих прав, даже в случаях причинения вреда здоровью; незаинтересованности производителей (правообладателей) в выявлении и сопровождении процедуры расследования случаев единичных и мелкооптовых партий товаров, несоответствующих установленным требованиям, а также отсутствием в правоохранительных органах подразделений, основной функцией которых является контроль законности в сфере потребительского рынка;
- связана с деятельностью организованных преступных групп, создающих или контролирующих производство (импорт), а также сети оптовой и розничной торговли «контрафактными» и «фальсифицированными» товарами на региональном, межрегиональном и международном уровнях.
Правильное понимание рассмотренных в работе понятия, структуры и сущности преступности в сфере потребительского рынка, по нашему мнению, должно способствовать более точной квалификации данных деяний и декриминализации сферы экономической деятельности в целом.
Литература
1. Москалькова Т. на форуме «Антикон-трафакт-2015». URL: http://www.zakonia.ru.
2. Зейналов Ф. Н. Проблемы контрольно-надзорной деятельности в сфере потребительского рынка: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Орел, 2007.
3. Якимова Т. А. Криминологическая характеристика преступлений в сфере потребительского рынка: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.
4. Захаров А. Ю. Уголовная ответственность за преступления на потребительском рынке: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
5. Субботин А. М. Уголовно-правовой анализ преступлений в сфере потребительского рынка (гл. 22 УК РФ): теоретико-прикладное исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007.
6. Пискунов С. А. Преступления, совершаемые на потребительском рынке в сфере производства, хранения, сбыта товаров и выполнения работ, не отвечающих требованиям безопасности: уголовно-правовой и криминологический аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
7. Антропенко И. А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений в сфере потребительского рынка: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2004.
8. Сведения ГИАЦ МВД России: форма 485 раздел 3 за январь-декабрь 2015 года «Количество преступлений, зарегистрированных в отчетном периоде, связанных с незаконным производством и оборотом фальсифицированных и контрафактных товаров», форма 050 раздел 6 за январь-декабрь 2015 года «Количество преступлений, зарегистрированных в отчетном периоде, по которым предметом преступного посягательства являлись потребительские товары». URL: http://mvd.ru.
9. Сведения ГИАЦ МВД России: форма 012 раздел 1 за январь-декабрь 2015 года «Число дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами и рассмотренных в установленном порядке в области предпринимательской деятельности». URL: http://mvd.ru.
10. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2015 году: государственный доклад. М., 2015. URL: http://14.rospotrebnadzor.ru.
11. Основные экономические показатели, 2016, выпуск 5 - РФ. URL: http://oecdru.org.
12. Волынский А. Ф., Прорвич В. А. Юридическая защита прав и законных интересов потребителей товаров и услуг: особенности современной парадигмы: учеб.-практ. пос. М., 2014.
Bibliography
1. Moskal'kova T. on the forum «Antikontrafakt-2015». // URL: http://www.zakonia.ru.
2. Zeynalov F. N. Problems of compliance and enforcement activities in the field of consumer market. Cand. law. sci. avt. diss. Orel, 2007.
3. Yakimova T. A. Criminological characteristics of crimes in sphere of the consumer market. Cand. law. sci. avt. diss. SPb., 2005.
4. Zakharov A.Yu. Penal responsibility for crimes in the consumer market. Cand. law. sci. diss. M., 2006.
5. Subbotin A.M. Criminal legal analysis of crimes in the sphere of the consumer market (Chapter 22 of the Criminal Code.): Theoretical and applied research. Cand. law. sci. avt. diss. N. Novgorod, 2007.
6. Piskunov S. A. Crimes committed on the consumer market in the production, storage, distribution of goods and execution of works that do not meet safety requirements: criminally-legal and criminological aspects. Cand. law. sci. avt. diss. M., 2011.
7. Antropenko I. A. Criminal and Legal and crim-inological characteristic of crimes in the sphere of the consumer market. Cand. law. sci. diss. Omsk, 2004.
8. Information MIAC Ministry of Internal Affairs of Russia: Form 485 Section 3 for January-December 2015 «The number of crimes recorded in the reporting period, related to the illicit production and trafficking of counterfeit and infringing goods», Form 050 Section 6 for January-December 2015 «Number of crimes recorded in the reporting period were consumer goods
in which the subject of a criminal assault». URL: http:// mvd.ru.
9. Information MIAC Ministry of Internal Affairs of Russia: 012 Section 1 of the form for January-December 2015 «The number of administrative cases brought by officials and reviewed in accordance with established procedure in the field of entrepreneurship». URL: http://mvd.ru.
10. Consumer protection in the Russian Federation in 2015: national report. Moscow, 2015. URL: http://14.rospotrebnadzor.ru (accessed July 07, 2016).
11. Main economic indicators, 2016 edition of 5 -RF. URL: http://oecdru.org .
12. Volynskiy A. F. Legal protection of rights and legitimate interests of consumers of goods and services: features of the modern paradigm. Moscow, 2014.