Научная статья на тему 'Уголовно-правовая политика в области противодействия преступлениям на потребительском рынке'

Уголовно-правовая политика в области противодействия преступлениям на потребительском рынке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
490
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СОВЕРШАЕМЫХ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ / ИЗМЕНЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ / КОРРУПЦИЯ / THE CONSUMER MARKET / CRIMINAL POLICY / CLASSIFICATION OF CRIMES COMMITTED IN THE CONSUMER MARKET / CHANGING THE CRIMINAL LAW / RESTRICTION OF FREEDOM / AND CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейманов Сулейман Магомедович

Автором в статье сформулированы системообразующие признаки преступлений на потребительском рынке, выделены отдельные группы данных преступлений. Был проведен анализ изменений и дополнений, внесенных в нормативные правовые акты, в частности в Федеральный закон от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Также автором проанализирована проводимая на потребительском рынке уголовно-правовая политика, рассмотрены основные тенденции ее развития, выдвинута идея разработки единой концепции. Автор обратил внимание на либерализацию Уголовного закона России и высказал свое мнение по данному вопросу. Вывод, сделанный автором статьи: необходимо создать единый комплексный нормативный акт, отражающий концепцию уголовного права, основы уголовной политики в стране; также, по мнению автора, необходимо разработать новый Уголовный кодекс РФ (а не вносить изменения и дополнения в действующий УК РФ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сулейманов Сулейман Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal policy in combating crime in the consumer market

The author of the article stated backbone features of crimes in the consumer market, highlighted some of these crimes. Was verified den analysis of changes and amendments to the regulations, in particular the Federal Law of April 7, 2010 № 60-FZ of the Penal Code, Criminal Procedure Code. The author also analyzed carried out of consumer market of criminal policy, the main trends of its development, put forward the idea of developing a single concept. The author drew attention to the liberalization of criminal law in Russia and expressed his opinion on the The conclusion drawn by the author of the article: you need to create a single comprehensive piece of legislation which reflect the concept of criminal law, criminal policy framework in the country, as the author's opinion, it is necessary to develop a new Criminal Code (and not to make changes and additions to the existing Criminal Code).

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая политика в области противодействия преступлениям на потребительском рынке»

6.2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

Сулейманов Сулейман Магомедович, Первый заместитель Председателя Верховного суда Республики Дагестан, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Автором в статье сформулированы системообразующие признаки преступлений на потребительском рынке, выделены отдельные группы данных преступлений. Был проведен анализ изменений и дополнений, внесенных в нормативные правовые акты, в частности в Федеральный закон от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Также автором проанализирована проводимая на потребительском рынке уголовно-правовая политика, рассмотрены основные тенденции ее развития, выдвинута идея разработки единой концепции. Автор обратил внимание на либерализацию Уголовного закона России и высказал свое мнение по данному вопросу. Вывод, сделанный автором статьи: необходимо создать единый комплексный нормативный акт, отражающий концепцию уголовного права, основы уголовной политики в стране; также, по мнению автора, необходимо разработать новый Уголовный кодекс РФ (а не вносить изменения и дополнения в действующий УК РФ).

Ключевые слова: потребительский рынок, уголовная политика, классификация преступлений, совершаемых на потребительском рынке, изменения в уголовном законодательстве, ограничение свободы, коррупция

CRIMINAL POLICY IN COMBATING CRIME IN THE CONSUMER MARKET

Suleymanov Suleiman Magomedovich, First Deputy Chairman of the Supreme Court of the Republic of Dagestan, Candidate of the Legal Sciences, Associate Professor Annotation: The author of the article stated backbone features of crimes in the consumer market, highlighted some of these crimes. Was verified den analysis of changes and amendments to the regulations, in particular the Federal Law of April 7, 2010 № 60-FZ of the Penal Code, Criminal Procedure Code. The author also analyzed carried out of consumer market of criminal policy, the main trends of its development, put forward the idea of developing a single concept. The author drew attention to the liberalization of criminal law in Russia and expressed his opinion on the The conclusion drawn by the author of the article: you need to create a single comprehensive piece of legislation which reflect the concept of criminal law, criminal policy framework in the country, as the author's opinion, it is necessary to develop a new Criminal Code (and not to make changes and additions to the existing Criminal Code).

Keywords: the consumer market, criminal policy, classification of crimes committed in the consumer market, changing the criminal law, restriction of freedom, and corruption

Преступления и иные правонарушения, совершаемые в сфере потребительского рынка, приобретают все более изощренный характер, что осложняет криминогенную обстановку на нем. Неуклонный рост объемов оптового и розничного товарооборота и реализации бытовых услуг населению сопровождается постоянным увеличением числа правонарушений, совершенных на предприятиях (объектах) потребительского рынка, а также изменением их качества и увеличением степени общественной опасности. Это требует, во-первых, значительного изменения уголовного законодательства, направленного на эти преступления, и, во-вторых, совершенствования деятельности правоохранительных органов, прокуратуры и судов в области предупреждения, пресечения и расследования преступлений, совершаемых на потребительском рынке. В этой связи представляется крайне важным определить основные направления уголовно-правовой политики нашего государства в области противодействия преступлениям на потребительском рынке.

По мнению Председателя комитета Совета Федерации ФС России А. Александрова (с которым трудно не согласиться), кратко под уголовной политикой мы понимаем отношение власти к преступности. Она, в свою очередь, подразделяется на уголовно-правовую политику (т.е. отношение власти к законодательному определению понятий преступления и наказания), уголовно-превентивная политика, уголовно-розыскная политика, уголовно-процессуальная политика, уголовноисполнительная политика и уголовно-организационная политика1.

Для правильного определения уголовно-правовой политики в области противодействия преступлениям на потребительском рынке, мы сначала попробуем сформулировать системообразующие признаки этих преступлений, а также классифицировать их по определенным критериям.

Можно сформулировать следующие системообразующие признаки изучаемых преступлений: они должны быть совершены в связи с отношениями по производству, продаже товаров (либо импортом товара для его последующей реализации на территории РФ), выполнению работ, оказанию услуг; эти деяния должны быть совершены изготовителями, исполнителями, продавцами, импортерами, уполномоченными изготовителем (продавцом) лицо либо потребителями; эти преступления совершаются при осуществлении деятельности субъектами общественных отношений, возникающих в сфере потребительского рынка, которые сами по себе носят или могут носить законный характер.

По нашему мнению, преступления, совершаемые на потребительском рынке, делятся на: преступления, посягающие на законные интересы производителей, исполнителей, продавцов, импортеров и уполномоченных изготовителями (продавцами) лиц (предусмотренные ст. ст. 159, 165 УК РФ); преступления, посягающие на права и законные интересы потребителей (предусмотренные ст. ст. 159, 171, 171-1, 236, 237, 238 УК РФ); преступления, одновременно посягающие на права и законные интересы всех участников потребительского рынка (предусмотренные ст. ст. 178, 180 УК РФ). В свою очередь, преступления, посягающие на права и законные интересы потребителей, можно

1 Александров А. Об уголовно-правовой политике, российском правосудии и деле Ходорковского//Рос. газ. 2011. 17 мая.

подразделить на преступления, причиняющие или могущие причинить прямой вред правам и законным интересам потребителей (ст. ст. 159, 171, 171-1, 236 и 238 УК РФ) и преступления, причиняющие или могущие причинить косвенный вред правам и законным интересам потребителей (ст. 237 УК РФ). Причем многие юристы существенно расширяют список преступлений, совершаемых на потребительском рынке2.

Вступивший в силу 9 апреля 2010 г. Федеральный закон РФ от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»3 отражает изменения уголовной политики государства, направленного на защиту добросовестной предпринимательской и иной экономической деятельности, существенно либерализировав эти общественные отношения. Так, анализируемый Федеральный закон усилил уголовно-правовую защиту экономической деятельности, увеличив санкции нормы УК России за совершение деяний, предусмотренных ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, особенно усилив ответственность за это деяние, совершенное при отягчающих обстоятельствах, предусмотренные ч. 2 той же статьи УК), изменил диспозиции ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) и ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность), уточнив условия применения данных норм (из диспозиций этих норм исключены слова «или с нарушением лицензионных требований и условий» - таким образом, устранен ряд возможностей для злоупотреблений, а данные уголовно-правовые запреты таким образом были смягчены), принял новую редакцию ст. 174-1 (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления). Также в УК РФ утратила силу его статья 173 (лжепредпринимательство). Данная норма почти не применялась ввиду неопределенности ее диспозиции - определенные ею действия фактически подпадали и под эту, и под смежные нормы Уголовного кодекса.

Кроме того, была сформулирована новая редакция нормы ст. 174-1 (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления). Диспозиция данной нормы страдала противоположным изъяном -ее применение было возможно слишком широко (часто вместе с незаконным предпринимательством действие виновного квалифицировались сразу и по ст. 174-1, а это значительно отягощало его ответственность, причем зачастую без достаточных к тому оснований. Теперь данное преступное деяние значительно конкретизировано; совершение его не в крупных размерах

2 Следует отметить, что перечисленный список преступлений, наиболее часто совершаемых на потребительском рынке, не вполне совпадает со списком преступлений в сфере потребительского рынка, отнесенных к таковым приказом МВД России от

3 марта 2002 г. № 199 «О дальнейшем совершенствовании дея-

тельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка» (количество таких видов преступлений было расширено до шестнадцати - автор). См. также: Субботин А.М. Уголовно-правовой анализ пре-

ступлений в сфере потребительского рынка (гл. 22 УК РФ): теоретико-прикладное исследование: Дис....канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2007. С. 34-36.

3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ//Рос газ. 2010. 9 апреля.

декриминализировано; санкции, предусматривающие возможную ответственность за анализируемые деяния, были смягчены. Но главное - был существенно поднят «потолок» применения большинства норм о деяниях, предусмотренных в главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности». Теперь крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признается стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 1 млн. 500 тыс. руб., особо крупным - 6 млн. руб. (то есть в шесть раз больше, чем было ранее). Во столько же раз (с одного миллиона рублей до шести) поднят предел легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, совершенных в крупном размере (ст. 174 УК РФ) и крупного размера невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (с пяти миллионов рублей до 30 миллионов -ст. 193 УК РФ), а также крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (с пятисот тысяч рублей до трех миллионов рублей и с одного миллиона пятисот рублей до 36 миллионов рублей соответственно - ст. 194 УК РФ - размер особо крупного ущерба в данном уголовно-правовом запрете вырос в 24 раза).

Таким образом, существенная часть понятий названных крупных (особо крупных) размеров извлечения дохода (либо крупного ущерба или задолженности в крупном размере), изложенных в главе 22 УК РФ, сформулирована по-новому, переведя подавляющее большинство анализируемых деяний, совершаемых в сфере экономической деятельности, из сферы уголовно-правового воздействия на их нарушителей в административно-правовую, гражданско-правовую и иные области правового регулирования. А согласно новой редакции ч. 1-1 ст. 108 УПК РФ, применение ареста в качестве меры пресечения по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности возможно только в исключительных случаях.

Одновременно этим же Федеральным законом сформулировано новое понятие залога как меры пресечения (ст. 106 УПК РФ). Вид и размер залога определяются судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого и имущественного положения залогодателя. При этом по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее ста тысяч рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях - менее пятисот тысяч рублей.

Кроме того, по мнению автора настоящей статьи, необходимо шире распространять практику применения в виде как основного, так и дополнительного вида наказания такого эффективного и не связанного с лишениям свободы уголовного наказания, как ограничение свободы. Во вступивших в силу 10 января 2010 г. новых положениях о наказании в виде ограничения сво-боды4, этот вид наказания уже предусмотрен за совершение (в том числе) и ряда преступлений на по-

4 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ//Рос. газ. 2009. 30 декабря.

требительском рынке: это преступления, предусмотренные ст. ст. 159, 174, 174-1 и 238 УК РФ5.

В области противодействия преступлениям, совершаемым на потребительском рынке, уголовноправовая политика в текущем 2011 году продолжает меняться. Только в марте - мае 2011 г. были приняты два важных Федеральных закона6, не только существенно изменивших действующее уголовное законодательство, но и, в какой-то мере, показавших значительное изменение уголовно-правовой политики нашего государства.

Вопросам противодействия преступлениям на потребительском рынке больше соответствует первый из вышеназванных Федеральных законов (но в силу важности проблем, поднятым вторым из них, несколько слов нужно сказать и о нем). В 2008-2011 гг. основные тенденции преступности на потребительском рынке, которые имели место в 2006 - 2007 гг., сохранились. Существенное влияние на нее оказывает коррупция, которая принимает самые разные формы - от коррупционного лоббизма, протекционизма и патронажа частных предприятий до предоставления льгот и преимуществ (особенно допуска к бюджетным средствам и государственному имуществу, снабжению конфиденциальной служебной информацией), до оказания давления на конкурентов через контрольно-надзорные органы и, наоборот, - ограждение от подобных проверок собственного бизнеса. В этой связи меры государственного воздействия, принятые законодателем данным Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 79, представляются вполне адекватными и более чем своевременными: Законом поставлена задача сделать получение взятки либо коммерческого подкупа невыгодным. Градация взяток на пять уровней (а коммерческого подкупа на четыре) в зависимости от суммы взятки либо коммерческого подкупа и кратный размер уголовно-правового штрафа (как альтернатива применения иной меры уголовного наказания за взяточничество либо коммерческий подкуп) хотя и не является панацеей от коррупции, но все же очевидно позволит государству более адекватно и, главное, более взвешенно и справедливо применить к виновным предусмотренное Уголовным законом наказание за эти чрезвычайно опасные преступления.

Дальнейшие серьезные изменения претерпел Уголовный кодекс России в связи с принятием Федерального закона от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ. В четырех (из девяти названных выше) нормах о преступлениях на потребительском рынке в санкциях устранен нижний предел возможного наказания (ч.ч. 1-4 ст. 159, ч. 1 ст. 1717, ч. 2 ст. 171-1, ч. 3 ст. 238 УК РФ), а по ч. 3 ст. 180

5 Думается, что этот ограничение свободы могло бы быть предусмотрено в качестве альтернативного наказания в санкциях норм о совершении и иных анализируемых в настоящей статье преступлений на потребительском рынке: это могли бы быть преступления, предусмотренные ст. ст. 171, 171-1 и 178 УК РФ (автор ).

- О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ//Рос. газ. 2011. 11 марта; О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: Федеральный закон РФ от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ//Рос. газ. 2011. 6 мая.

- Для правильной квалификации незаконного предпринимательства необходимо отметить, что 4 мая 2011 г. принят новый Федеральный закон РФ № 99 -ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который в основном вступает в силу 3 ноября 2011 г., в связи с чем утрачивает силу Федеральный закон

УК РФ (незаконное использование товарного знака) была предусмотрена альтернативная санкция в качестве штрафа от 500 тыс. до 1 млн. руб. или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет.

И здесь вновь возникает вопрос совершенствования уголовно-правового обеспечения противодействия совершению преступлений и иных правонарушений на потребительском рынке - оно остается недостаточным. Конечно, уголовно-правовые средства защиты потребительского рынка (как и всей сферы экономической деятельности) носят подчиненный характер по отношению к гражданско-правовым, административным и иным правовым средствам, производным от них. Вместе с тем они являются важным правовым средством противодействия нарушениям прав потребителей, совершаемым в массовым масштабах и в особо крупных размерах. Так, на потребительском рынке нашей страны повсеместно и грубо нарушаются права потребителей - это связано, например, с производством и реализацией контрафактных товаров (особенно подакцизных - крепких спиртных напитков и др.), что требует от законодателя и правоприменителя применения адекватного комплекса всех правовых мер, включая и уголовно-правовые - а они у нас в настоящее время малоэффективны. Очевидно, что законодатель должен учесть это обстоятельство при разработке нового Уголовного кодекса Российской Федерации.

На состоявшемся 1 июня 2011 г. в МГУ под эгидой Ассоциации юристов России и очень представительном У1 Российском конгрессе «Уголовное право: истоки, реалии, переход к

устойчивому развитию»8 общей идеей было то, что государство должно разработать единую концепцию, в которой должны быть прописаны основы уголовной политики. Многие участники конгресса говорили, что у них вызвали большую озабоченность поправки в Уголовный кодекс России, внесенные в 2010 - 2011 гг. По их мнению, изменения нарушают системность Уголовного кодекса и во многом не привязаны к социальной и криминальной ситуации. Серьезной проблемой участники конгресса посчитали отсутствие единого комплексного нормативного акта, отражающего концепцию уголовного права, основы уголовной политики в стране. Никто не спорит с тем, что надо уходить от пресловутого карательного уклона и перекосов в сторону обвинения. Тем не менее важно соблюсти разумный баланс, не бросаясь в другую крайность, устраивая преступникам вольницу. С докладом «О состоянии современной уголовной политики» выступил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству А. Александров. По его мнению, необходимы либерализация наказания за преступления небольшой тяжести и ужесточения за тяжкие. За экономические преступления - большой штраф, но индивидуально, учитывая, что профессиональные преступники могут заплатить штраф из «об-щака», так что для экономических воров тюрьма не исключается9.

7 июня 2011 г. Президент России Д.А. Медведев внес в Государственную Думу ФС РФ третий пакет поправок по либерализации Уголовного кодекса. Конечно, труд-

от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности//Рос. газ. 2011. 6 мая.

8 Конгресс собрал более 350 участников из ведущих ВУЗов, НИИ и практических органов России, ближнего и дальнего зару-бежья//Рос. газ. 2011. 2 июня.

9 Уголовники со штрафом//Рос. газ. 2011. 2 июня.

но детально обсуждать этот законопроект, не будучи с ним полностью знакомым, но хотелось бы обратить внимание на некоторые уже опубликованные его положения10. Во-первых, отрадно сохранение общей тенденции реформирования российского уголовного законодательства: либерализация наказания за преступления небольшой тяжести и ужесточения за тяжкие. Радует и продолжение расширения спектра альтернативных наказаний - теперь санкции, содержащиеся в Уголовном кодексе, будут дополнены таким наказанием, как принудительные работы на срок от 2 месяцев до 5лет (а предельный срок обязательных работ будет увеличен с 200 до 480 часов; также будут расширены возможности для их применения).

Законопроект делает Уголовный закон более современным, устраняет устаревшие нормы и противоречия в нем.

А теперь перейдем к некоторым положениям законопроекта, которые вызывают вопросы. Прежде всего это касается ответственности за совершение экономических преступлений. За совершение таких преступлений, не представляющих большой общественной опасности, предлагается возможность назначения наказания в виде штрафа в пятикратном размере от нанесенного преступлением ущерба. Однако, во-первых, Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» действующее уголовное законодательство и так уже было пересмотрено в сторону значительного увеличения наказания в виде штрафа11. Во-вторых (и мы это уже рассматривали в настоящей работе), этим же Федеральным законом закреплено назначение штрафа за совершение коррупционных преступлений в размере от 10 до 100 кратной суммы коммерческого подкупа или взятки (в зависимости от суммы данных коррупционных деяний). Конечно, никто в принципе не возражает против возможности распространения практики противодействия коррупционным преступлениям в виде назначения уголовно-правового штрафа (как одного из альтернативных наказаний за их совершение) в качестве меры ответственности за совершение экономических преступлений. Однако хотелось бы узнать -чем обосновано предложение именно о пятикратном размере штрафа от нанесенного преступлением ущерба и, главное - почему не предложена дифференциация применения указанного наказания (что больше бы соответствовало бы закрепленному в ст. 6 УК РФ принципу справедливости, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления)? 2

10 Наказание с альтернативой//Рос. газ. 2011. 8 июня.

— Новая редакция статьи 46 УК РФ предусматривает, что штраф устанавливается в размере от 5 тыс. до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 5 лет. Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн.

ру,2.

— Российскому уголовному и административному законодательству давно присуще деление преступлений и иных правонарушений на виды в зависимости от размера ущерба (пять видов хищений) или от размера ущерба, дохода либо задолженности (три вида преступлений в сфере экономической деятельности) и

И последнее. Еще один блок поправок, закрепляемых в обсуждаемом президентском законопроекте, связан с переводом ряда статей УК РФ в КоАП РФ. Заявлено, что такая декриминализация затронет, в частности, неквалифицированные действия, которые не сопровождались отягчающими обстоятельствами.

Говоря о преступлениях, совершаемых на потребительском рынке, можно было бы согласиться с таким предложением в отношении деяний, закрепленных в ч.ч. 1 ст. ст. 171 и 180 УК РФ (незаконное предпринимательство и незаконное использование товарного знака, совершенные без отягчающих обстоятельств). Такой вывод можно сделать на основе исследований, ранее произведенных автором настоящей статьи13. А вот каковы будут предложения по дальнейшей либерализации Уголовного закона в отношении иных экономических преступлений (и, главное, насколько они будут обоснованы) - пока неясно.

Таким образом можно сделать вывод о необходимости для юридического сообщества продолжить обсуждение поднятых (и иных) проблем совершенствования уголовного законодательства, среди которых выделяется главный - создание единого комплексного нормативного акта, отражающего концепцию уголовного права, основы уголовной политики в стране, а также разработка нового (а не изменения и дополнение действующего) Уголовного кодекса РФ - Закона новой, модернизированной России.

Список литературы:

1. Федеральный закон РФ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»//Рос. газ. 2011. 6 мая.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ//Рос газ. 2010. 9 апреля.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № Э77-ФЗ//Рос. газ. 2009. 30 декабря.

4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ//Рос. газ. 2011. 11 марта;

5. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: Федеральный закон РФ от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ//Рос. газ. 2011. 6 мая.

6. Александров А. Об уголовно-правовой политике, российском правосудии и деле Ходорковского//Рос. газ. 2011. 17 мая.

7. Конгресс собрал более 350 участников из ведущих ВУЗов, НИИ и практических органов России, ближнего и дальнего зарубежья//Рос. газ. 2011. 2 июня.

8. Наказание с альтернативой//Рос. газ. 2011. 8 июня.

9. Субботин А.М. Уголовно-правовой анализ преступлений в сфере потребительского рынка (гл. 22 УК РФ): теоретико-

т.п., и было бы справедливо соответственно градуировать размер

назначаемого штрафа за совершение данных и иных преступле-

ний (автор).

13 Автором обобщены и проанализированы данные более чем 450 уголовных дел по преступлениям, совершаемым на потребительском рынке, а также материалов об отказе в их возбуждении, статистические данные о лицах, осужденных по этой категории дел; исследования проводились автором настоящей статьи в Республике Дагестан в 1987 - 2010 гг.

прикладное исследование: Дис....канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2007. С. 34-36.

10. Уголовники со штрафом//Рос. газ. 2011. 2 июня.

References:

1. Federal Law № 99-FZ "On Licensing Certain Types of the activities of the" / / Ros. gas. 2011. May 6.

2. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Fed-eration: The Federal Law on April 7, 2010 № 60-FZ / / Russian gas. 2010. April 9.

3. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Fed-eration in connection with the enactment of the provisions of the Criminal Code of the Russian Fed-eration and the Penal Code of the Russian Federation for the punishment of imprisonment: The Federal Law of 27 December 2009 № 377 - FL / / Ros. gas. 2009. December 30.

4. Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law-General of the Russian Federation on March 7, 2011 № 26-FZ, Ros. gas. 2011. 11 March;

5. Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Russian Federation Code of Administrative Offences in connection with the improvement of public administration in fighting corruption: The Federal Law of May 4, 2011 № 97-FZ, Ros. gas. 2011. May 6.

6. Alexandrov, "On the Policy of Criminal Law, Russian Justice and the Khodorkovsky case, Ros. gas. 2011. May 17.

7. The Congress brought together over 350 participants from leading universities, research institutes and the practical-ray of Russia, CIS and foreign countries / / Ros. gas. 2011. June 2.

8. Penalty with the alternative / / Ros. gas. 2011. June 8.

9. Subbotin, AM The criminal law analysis of crime in the area of consumer market (Chapter 22 of the Criminal Code): theoretical and applied research: Dis .... Ma. jur. Science. - N. Novgorod, 2007. S. 34-36.

10. Criminals with a penalty / / Ros. gas. 2011. June 2.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью кандидата юридических наук С. М. Сулейманова, подготовленную на тему: Уголовноправовая политика в области противодействия преступлениям на потребительском рынке

Проблемы, поднятые в научной статье С.М. Сулейманова, как никогда насущны и требуют своего скорейшего разрешения. Сопутствующая развитию рыночного общества в России криминализация ее потребительского рынка ждет адекватного реагирования со стороны государства и его институтов - как на правовом, так и еще более - на организационном, управленческом уровне. Последние изменения уголовного законодательства России в сфере экономической деятельности не вполне адекватны криминогенной ситуации, сложившейся в настоящее время на потребительском рынке. Поэтому попытка автора показать некоторые пути улучшения изучаемого уголовного законодательства и организационных мер по совершенствованию его применения могут только приветствоваться.

Особенный интерес представляют умозаключения автора о необходимости осуществления принципа равной защиты прав всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (а не только субъектов малого и среднего бизнеса) при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля за их деятельностью (при сохранении и развитии системы государственной и муниципальной поддержки именно малого и среднего предпринимательства для выравнивания их фактического правового статуса с субъектами крупного бизнеса).

Не бесспорным (но от этого еще более важным в случае его успешной реализации) представляется посыл автора о принципах построения системы противодействия преступлениям и иным правонарушениям на потребительском рынке, а также его соображения по созданию единого комплексного нормативного акта, отражающего концепцию уголовного права, основы уголовной политики в стране, а также разработка нового Уголовного кодекса РФ.

Автор исследует недавно принятые (а также внесенные в Государственную Думу Президентом России предложения) существенные изменения и дополнения уголовного законодательства России об экономических преступлениях, а также анализирует имеющиеся научные взгляды в рассматриваемой области научного знания, останавливается на практике борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, совершаемыми на потребительском рынке, раскрывает меры правовой защиты предпринимательской деятельности в изучаемой сфере, обрисовывает ситуацию и тенденции развития потребительского рынка России.

В силу сказанного можно сделать вывод о безусловной полезности рецензируемой научной статьи как для развития научной мысли, так и законодательной и правоприменительной практики противодействия преступлениям и иным правонарушениям, совершаемым на потребительском рынке, а в силу этого - о рекомендации данной работы для публикации в открытой печати в научных изданиях, рекомендованных ВАК России.

Академия управления МВД России,

кафедра организации финансово-экономического,

и тылового обеспечения,

профессор

д.юн. С.Ф. Мазур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.