Таким образом, в юридической литературе под сущностью наказания понимается кара, а под сущностью уголовного наказания — уголовная кара (репрессия). Тем не менее мы видим, что единого мнения среди ученых в понимании кары как сущности наказания нет, и в данное понятие вкладывается различное, порой диаметрально противоположное содержание.
Литература
1. Астемиров З. А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних (теоретическое введение в изучение спецкурса): учеб. пособие / под ред. Н. А. Стручкова. — М.: ВШ МВД СССР, 1970.
2. Беляев Н. А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. — Л.: ЛГУ, 1963.
3. Материалы теоретической конференции по вопросам советского исправительно-трудового права: сборник. — М., 1957.
4. Ной И. С. Сущность и функции уголовного наказания в советском государстве. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1973.
5. Познышев С. В. Учение о карательных мерах и мере наказания. — М.: Лань, 2013. — 180 с.
6. Сергеевский Н. Д. Русское уголовное право. Часть общая. — СПб., 1910.
7. Утевский Б. С. Вопросы теории исправительно-трудового права и практики его применения // Сборник материалов теоретической конференции по вопросам советского исправительно-трудового права. — М., 1957.
8. Фомивко А. Ф. Наказание как социальный феномен: философский анализ: дис. ... канд. филол. наук. — М., 2006. — 151 с.
9. Шаргородский М. Д. Избранные работы по уголовному праву. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
10. Яковлева Л. В. О сущности наказания // Закон и право. — 2003. — № 8. УДК 343.973
ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТЕРПЕВШИХ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
© Ерофеев Виктор Валерьевич, кандидат юридических наук, адвокат, доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Е-mail: [email protected]
В статье предпринята попытка обратить внимание на влияние виктимного поведения лиц, признанных потерпевшими от экономических преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка, на состояние экономической преступности в сфере потребительского рынка. Большое внимание уделяется правовой основе виктимологической профилактики экономической преступности в сфере потребительского рынка.
Ключевые слова: виктимное поведение, экономическая преступность, преступность в сфере потребительского рынка.
VICTIM BEHAVIOR OF PERSONS, WHO WERE FALLEN AS VICTIMS AND ECONOMIC CRIMES IN THE SPHERE OF CONSUMER MARKET
Erofeev Viktor V., PhD in Law, solicitor, A/Professor, department of law and criminology, law faculty,
Buryat State University
24a, Smolina, Ulan-Ude, 670000, Russia
This article attempts to draw attention to the influence of victim behavior of persons, who were fallen as victims of economic crimes in the sphere of consumer market, to the state of economic crimes in the sphere of consumer market. Great attention is paid to the legal basis of the victim prevention of the economic crimes in the sphere of the consumer market.
Keywords: victim behavior, economic crimes, crime in the sphere of consumer market.
Криминологи указывают, что виктимность представляет собой повышенную степень предрасположенности лица к тому, чтобы стать жертвой преступления, взаимодополняющее «партнерство» преступника и потерпевшего (жертвы) как элемент механизма совершения преступления. При этом роль жертвы зачастую заключается либо в создании опасности, либо в неспособности избежать опас-
ности там, где она объективно была предотвратима [1, с. 131]. Поэтому, как ни странно, поведение жертвы изначально может нести в себе посылку к совершению противоправного действия по отношению к ней.
В настоящее время законодательство регламентирует лишь незначительную часть виктимологи-ческих аспектов и фактически не реализует их на практике. В свою очередь, игнорирование виктимо-логических аспектов в уголовном праве ведет к нарушению реализации ее принципов и, следовательно, к нарушению справедливости. Особенно очевидны такие нарушения, если преступлению способствовало виновное поведение потерпевшего, которое не стало тем не менее предметом исследования на следствии и в суде и, соответственно, не было учтено при назначении наказания.
Очевидно, что виновное поведение потерпевшего, являясь элементом криминогенной ситуации, отражается в сознании субъекта при совершении им преступления. А это отражение, в свою очередь, становится составной частью содержания вины преступника. Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь между виновным поведением потерпевшего и виной субъекта преступления, имеющая, как представляется, обратно пропорциональную зависимость: с увеличением степени вины потерпевшего уменьшается степень вины преступника [2, с. 44].
Вследствие этого изучение личностных особенностей потерпевшего, особенно если виновное поведение сыграло не последнюю роль в создании ситуации совершения преступления, необходимо для определения подлинных мотивов преступных посягательств и соответствующей индивидуализации ответственности виновного, разработки мер как криминологического, так и виктимологического направлений профилактики [2, с. 47].
В сфере потребительского рынка высокая степень виктимности его участников также является одним из основных факторов, обусловливающих продолжающийся рост экономической преступности в данной области экономики.
В свою очередь, специфика потребительского рынка позволяет выделить две основные группы участников таких отношений, ставших жертвами преступлений, а именно:
1) потребители товаров и услуг;
2) лица, реализующие товары и услуги (предприниматели либо представители предприятий торговли и оказания услуг и т. п.).
Отметим, что поведение потерпевших взаимосвязано с их личностными особенностями, поскольку личность и ее психологические свойства одновременно и предпосылка, и результат ее деятельности. Внутреннее психологическое содержание поведения, складывающееся в условиях определенной ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а свойства личности, в свою очередь, сказываются в ее поведении [4, с. 193].
В зависимости от личностных особенностей потерпевшего его виктимное поведение может оказывать значительное влияние на ситуацию, предшествующую преступлению, или облегчать совершения преступления. При этом охватить все виды поведения потерпевшего от экономического преступления в сфере потребительского рынка не представляется возможным.
Поэтому полагаем целесообразным классифицировать поведения жертвы преступления в сфере потребительского рынка на следующие виды: активное, пассивное, нейтральное.
Под активным поведением потерпевших понимаются таки действия, в которых заложен момент толчка преступника на совершения противоправных действий. Доля потерпевших как в первой группе, так и во второй относительно невелика — 9 и 14 % от общего количества потерпевших из изученных нами материалов уголовных дел.
В рассматриваемой сфере экономических преступлений чаще всего такое активное поведение сопряжено с негативной корыстной направленностью потерпевшего и его неосмотрительным поведением. Например, лицо демонстрирует значительную сумму денежных средств, высказывая намерения купить определенное количество драгоценностей. В такой ситуации потерпевшему вручается денежная или вещевая кукла или он «по дешевке» приобретает поддельное золото и драгоценные камни.
Однако активное поведение жертвы преступления присуще не только потребителям. Лица, реализующие товары и услуги (предприниматели либо представители предприятий торговли), на наш взгляд, также нередко в своем поведении несут толчок на преступление со стороны потребителей. Вынужденное рискованное поведение предпринимателей используется преступниками, так как объективно оно почти всегда создает ситуации способствования мошенникам, а нередко и провоцирует их на совершение преступления.
Жертвы преступления данной категории часто реализуют некачественный товар, недобросовестно и некомпетентно оказывают услуги потребителям. Оказавшись же в качестве потерпевших, они боятся огласки их деятельности, в результате чего предприятия такого рода терпят значительный материальный ущерб. Однако, несмотря на это, продолжая заниматься теневым бизнесом, они легко восполняют понесенные утраты и остаются незамеченными для правоохранительных органов и лакомым куском для преступников, при этом часто возникает цепная реакция деликтов.
При пассивном поведении, в отличие от активного, жертва преступления не обращается с какой-либо просьбой к преступнику и не провоцирует его на совершение противоправного деяния. Как правило, поведение потерпевшего здесь соединено с не оказанием должного противодействия преступнику. В преступлениях экономической направленности, как правило, это связано с излишней доверчивостью, суевериями, некритичностью, равнодушием, проявлениями определенных пороков потерпевшими.
Доля потерпевших первой группы с рассматриваемым поведением составила 37 %, второй группы — 23 %.
Здесь, как и в любом мошенничестве, есть обман или злоупотребление доверием, а значит, чрезмерная доверчивость потерпевшего превалирует по криминологическому значению, нежели корыстная заинтересованность, использованная преступником [3, с. 212].
Излишняя доверчивость, некритичность потерпевшего часто реализуются в ситуациях, где подозрительность должна быть естественным следствием конкретной обстановки. Например, потребитель становится жертвой преступного посягательства, когда приобретает у лиц, торгующих на рынках, ликеро-водочную продукцию сомнительного качества.
Поразительную доверчивость проявляют потерпевшие от мошенничеств, связанных с гаданием, ворожбой. Обычно потерпевшие поддаются на обещания излечиться от болезни, возвратить или приворожить любовника, мужа, несколько реже — «навести порчу» на врага, соперника и т. д. Часто преступник выступает в роли официального лица, уполномоченного по льготному тарифу реализо-вывать товары и продукцию. Причем легенды преступников нередко настолько неправдоподобны, что должны были по самым элементарным соображениям вызвать сомнения у потерпевших. Например, на практике автора была следующая ситуация: некая группа лиц, осуществляя поквартирный обход, предлагала пенсионерам приобрести специальные медицинские массажеры по льготному тарифу (цена была около трех тысяч рублей), которые лечили от всех известных болезней. И приобретателей оказалось немало. Надо отметить, что многие из потерпевших в течение первых суток обратились в органы внутренних дел, благодаря чему деятельность данной группы удалось предотвратить. Так что в подобных ситуациях можно говорить не только о некритичности, но и о замедленной аналитической реакции, при которой ситуация оценивается потерпевшим с некоторым, в принципе нормальным, опозданием.
В случае обнаружения ущерба от преступлений такого рода потерпевший ведет себя весьма пассивно, что также является одним из существенных условий совершения преступных посягательств в сфере потребительского рынка. Зная такое качество покупателя, во многих супермаркетах подсчет сумм и расчет с потребителем производят компьютеры, с помощью которых в считанные секунды можно совершать экономические преступления, которые даже в случае их обнаружения возможно представить как ошибку. Или подмешивая сахар, витамин «С» и другие ингредиенты в некую субстанцию, производитель «натурального» апельсинового сока может получить миллионы дополнительной прибыли. Средний потребитель, узнав о том, что он платит за не вполне чистый апельсиновый сок лишний рубль или, быть может, даже тридцать рублей, не будет переживать или негодовать в такой степени, чтобы тут же обратиться в правоохранительные органы (именно такое отношение со стороны общественности и законодателя позволило декриминализовать ст. 200 УК РФ предусматривающую ответственность за обман потребителя, что, по нашему мнению, вряд ли можно назвать удачным решением).
При этом пассивность потерпевших, обнаруживших правонарушение, объясняется не только простым отсутствием желания обратиться в правоохранительные органы. Большое значение имеет экономическая, рациональная мотивация. Именно в этом наиболее ярко просматриваются свойства личности потерпевшего. На наш взгляд, эти свойства таковы: неразвитость правового сознания, безразличное отношение к праву, склонность избегать конфликтов, разрешение которых требует определенных усилий; ориентация на безличностные, анонимные отношения. Потерпевший склонен «платить» либо за экономию психических усилий, либо за риск возможного выигрыша.
Нередко пассивное поведение присуще предпринимателям, пренебрегающим элементарными правилами безопасности при оказании потребительских услуг и торговли. Так, практика часто сталкивается с такой разновидностью хищения имущества путем злоупотребления доверием, когда виновным безвозмездно обращается в свою пользу товар, полученный по договору бытового проката либо приобретенный на предприятиях розничной торговли в кредит без внесения соответствующих платежей и взносов собственникам имущества. А организация, оказывающая такую услугу, не осуществляет проверку покупателя и его документов или осуществляет ее поверхностно.
Нейтральное поведение потерпевших, в отличие от рассмотренных активного и пассивного поведений, не является отрицательным. Высокая вероятность стать жертвой преступления как со стороны предпринимателей, так и со стороны потребителей часто зависит не столько от виновного виктимно-го поведения, сколько от риска, неизбежного в процессе купли-продажи товаров и услуг, особенно настолько криминализированном, как сегодня в России.
Эта группа жертв экономических преступлений в сфере потребительского рынка составляет подавляющее большинство по отношению к другим группам — 54 % от общего количества потерпевших в первой группе и 63 % во второй группе соответственно.
Рассмотрение личностных особенностей потерпевшего и его виктимного поведения необходимо для определения лиц, которые с наибольшей вероятностью могут стать жертвой преступления в сфере потребительского рынка, что, по нашему мнению, более целесообразно для профилактики, чем выявление потенциальных правонарушителей и предупреждение их противоправного поведения. Такое мнение связано с тем, что если устранить условия, способствующие совершению общественно опасного деяния, то потенциальному преступнику будет крайне сложно совершить преступление, а в некоторых случаях даже невозможно.
Вместе с тем мы вполне понимаем, что на сегодняшний день виктимологическая профилактика находится в начале своего пути и субъектами профилактического воздействия еще не используются все имеющиеся возможности влияния на нейтрализацию факторов, формирующих виктимное поведение, и, как следствие, предупреждения совершения преступлений.
Безусловно, виктимологические меры не могут устранить все причины совершения экономических преступлений в сфере потребительского рынка, однако их правильное и системное применение может оказать существенное влияние на устранение некоторых из них, что окажет значительное предупредительное воздействие.
И первым шагом здесь должно стать формирование информационной базы данных о жертвах преступлений, так как невозможно полноценно заниматься предупреждением какого-либо явления без наличия соответствующей информации о нем.
Полагаем, что в целях формирования такой информационной базы необходимо ввести в уголовную статистику соответствующую карточку статистического учета, в которой будут отражаться сведения о потерпевшем. Прототипом такой статистической карточки может стать карточка, заполняемая на лицо, совершившее преступление (Ф. 1-2).
В свою очередь органом, которому необходимо поручить сбор подобной информации, должно стать МВД России, так как именно в данном органе формируется информация о совершенном преступлении посредством соответствующих карточек.
Представляется, что введение указанной статистической карточки позволит в дальнейшем более глубоко и детально изучить характеристику жертвы преступления в целом и потерпевшего в сфере потребительского рынка в частности. А полученная таким образом информация позволит разработать и внедрить меры, направленные на предупреждение новых преступлений и соответствующие реалиям настоящего времени.
Литература
1. Криминология: учебник / Н. А. Беляев [и др.]; под ред. В. В. Орехова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992. — С. 216.
2. Репецкая А. Л. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994. — С. 152.
3. Ривман Д. В. Криминальная виктимология. — СПб.: Питер, 2002. — С. 304.
4. Рыбальская В. Я. Виктимологические проблемы преступности несовершеннолетних: дис. ... д-ра юр. наук: 12.00.08. — Иркутск, 1984. — С. 193.