Научная статья на тему 'Потребительские кооперативы граждан как фактор социально-экономического развития сельских территорий (на примере Кемеровской области)'

Потребительские кооперативы граждан как фактор социально-экономического развития сельских территорий (на примере Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Природообустройство
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ / AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATIVES / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EFFICIENCY OF THE ECONOMIC ACTIVITY / PRIVATE SUBSIDIARY FARMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дронин Евгений Борисович, Видякин Александр Владимирович, Оскирко Анастасия Владимировна

Рассмотрена социально-экономическая эффективность хозяйственной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов во взаимодействии с органами местного самоуправления, районной потребительской кооперацией и сельскими жителями. Дана оценка финансовым результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer cooperatives of citizens as a factor of the social and economic development of agricultural territories (on the example of the Kemerovo area)

There is considered a social and economic efficiency of the economic activity of agricultural consumer cooperatives in coordination with local authorities, regional consumer cooperation and countrymen. Financial results are assessed.

Текст научной работы на тему «Потребительские кооперативы граждан как фактор социально-экономического развития сельских территорий (на примере Кемеровской области)»

УДК 502/504: 631.115:334.7

Е. Б. ДРОНИН, А. В. ВИДЯКИН, А. В. ОСКИРКО

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ ГРАЖДАН КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рассмотрена социально-экономическая эффективность хозяйственной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов во взаимодействии с органами местного самоуправления, районной потребительской кооперацией и сельскими жителями. Дана оценка финансовым результатам.

Социально-экономическое развитие сельских территорий, личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, эффективность хозяйственной деятельности.

There is considered a social and economic efficiency of the economic activity of agricultural consumer cooperatives in coordination with local authorities, regional consumer cooperation and countrymen. Financial results are assessed.

The social and economic development of rural territories, private subsidiary farms, agricultural consumer cooperatives, efficiency of the economic activity.

Кемеровская область относится к числу наиболее густонаселенных и высокоурбанизированных районов страны. Население составляет более 2,8 млн чел. (32 чел./км2). В сельской местности проживает 12,5 % всех жителей, при этом сельскохозяйственным производством занято только 3,5 %.

Глобальные перемены, произошедшее в стране за последние годы, значительно изменили жизнь села. Крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х) и личные подсобные хозяйства (ЛПХ), составляющие так называемый индивидуально-семейный сектор сельского хозяйства, стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики. При этом вклад данных категорий сельскохозяйственных производителей заметно увеличился. В Кемеровской области их удельный вес в валовой продукции отрасли возрос с 25 %% в 1990 г. до 60 % в 2007 г. [2].

Однако в процессе хозяйственной деятельности такие хозяйства встречаются с рядом нерешенных задач: недо-

статком техники и оборудования; дефицитом качественного семенного материала, породного скота, кормов, удобрений и ядохимикатов и др. Серьезная задача — сбыт произведенной продукции. Эффективное решение могут найти только крупные хозяйства [3]. При самостоятельной организации продаж данные категории производителей теряют часть своего дохода в пользу перекупщиков. Если говорить о личных подсобных хозяйствах, то у них иногда практически отсутствует возможность продажи излишков произведенной продукции, особенно когда ее объем незначителен. Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым способом решения перечисленных задач является создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и юридическими лицами) при условии их обязательного участия в его хозяйственной деятельности [1].

В настоящее время в стране наблюдается позитивная тенденция к увеличению числа сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Сегодня в Российской Федерации зарегистрировано более двух тысяч таких кооперативов. Однако реально функционируют далеко не все.

Надо признать, что их создание в директивном порядке обречено «на провал». Объективные предпосылки для создания и функционирования потребительских кооперативов следующие:

инициатива и заинтересованность должны исходить от товаропроизводитей;

наличие активных членов (лидеров), которые готовы заниматься организационной работой и нести ответственность;

наличие и возможность привлечения финансовых ресурсов для формирования стартового капитала.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Кемеровской области было зарегистрировано 63 сельскохозяйственных потребительских кооператива. Однако из них работают только 42, в том числе из 28 снабженческо-сбытовых занимается хозяйственной деятельностью 21. Из 16 перерабатывающих кооперативов функционируют 11. По кредитным кооперативам эти цифры соответственно составляют 19 и 10. Таким образом, приоритет за первыми из перечисленных. Это оправдано на данном этапе, поскольку именно снабжен-ческо-сбытовые (главным образом сбытовые кооперативы) решают наиболее значимую социальную проблему на селе в условиях самозанятости граждан. Существенная роль принадлежит органам власти. По договорам аренды эти кооперативы получили 6 молоковозов, 17 молочных танков, анализаторы молока и компрессоры — всего на сумму 6,3 млн р., в том числе стоимость транспортных средств составила 3,3 млн р., оборудования — 3,0 млн р. Кроме того, из областного бюджета выплачиваются дотации кооперативам и сдатчикам молока.

В 2006 г. они составили более 4 млн р., в 2007 г. — более 10 млн р., по итогам 2008 г. — около 12 млн. р. Всего за этот год благодаря личным подворьям селяне смогли заработать около 55,5 млн р. Отдельные молокосдатчи-ки пополнили свой семейный бюджет на 100 тыс. р. и более.

Для понимания происходящего необходимо изучить практический опыт работы наиболее успешного кооператива.

Сельскохозяйственный потребительский кооператив «Согласие» (председатель — В. В. Лазуткин) является признанным лидером из числа сбытовых кооперативов в Кемеровской области. В 2008 г. работа данного кооператива была отмечена общенациональной премией «Российские созидатели». Зона его интересов распространяется на Промыш-ленновский, Ленинск-Кузнецкий и частично Крапивинский районы. Основной вид деятельности — сбор излишков молока у населения с последующей его реализацией в ООО «Деревенский молочный завод». Сегодня на предприятии числятся 26 постоянных работников. Баланс по состоянию на 30.06.2008 г. составлял более 5 млн р., аренда — около 2 млн р. За 2007 г. от населения было принято 3092,4 т молока. При этом убыток от продаж составил 2454 тыс. р. По итогам 2008 г. получены дотации: из областного бюджета — 4381 тыс. р., районного — 560 тыс. р. Таким образом, за отчетный период в кооперативе сформирована чистая прибыль 1561 тыс. р. По решению членов-пайщиков она направлена на развитие кооператива. В 2008 г. рост объемов молока составил 163 % . В переработку было отправлено уже 5543,6 т. Такими результатами не могут похвалиться даже самые крупные коллективные хозяйства области.

Как удалось достичь таких результатов? Потребительское общество «Согласие» создано в апреле 2004 г. на базе Промышленновского райпотребсоюза при участии ОАО «Кемеровский молочный комбинат» и нескольких физических лиц. В первый год собрали 630 т

102

№ 2' 2009

молока в 12 населенных пунктах от 300 личных подсобных хозяйств. В 2005 г. изъявили желание сдавать излишки молока жители еще 7 деревень, и результат удвоился. На линии работали шесть молоковозов.

Чтобы принять участие в реализации национального проекта «Развитие АПК» и иметь доступ к льготным кредитам, было принято решение перерегистрировать потребительское общество в сельскохозяйственный потребительский кооператив (2006). В этом же году коллегией администрации области было принято постановление «О ставках для расчета субсидий на животноводческую продукцию», которое позволило дополнительно получать молокосдатчикам один рубль за каждый килограмм из регионального бюджета. Для погашения частичных затрат по сбору молока от населения кооператив получал дополнительно 50 к. Кроме того, из бюджета Промыш-ленновского района личным подсобным хозяйствам производилась доплата из расчета 30 к. за килограмм. Таким образом, от собранных в 2006 г. 2221,7 т молока сельские жители получили дополнительный доход из бюджета района и области в сумме 2888,2 тыс. р., а кооперативу компенсировали затраты в размере 1110,8 тыс. р.

Тесно работая с сельским населением, кооператив «Согласие» определил для себя пять основных факторов успеха: достойная цена за молоко; своевременный расчет с населением; установка танков для охлаждения молока в ключевых зонах района;

достаточное количество специального транспорта для сбора молока и прямая заинтересованность сборщиков;

реальная помощь населению по заготовке кормов.

Следует отметить, что, реализуя последний фактор, сельскохозяйственный потребительский кооператив «Согласие» передал на личные подворья в форме товарного кредита 600 т сена, 55 т зерна, 15 т заменителя цельного молока. Отдельная статья — на тех же

условиях передано населению 320 телят и 3 доильных аппарата. Таким образом, кооператив живет не только сегодняшним днем (в летний период надаивает 24 т молока в сутки), но и работает на перспективу. Сегодня в районе остановлено вырезание коров, работа на личном подворье становится бизнесом, который поможет восстановить производство животноводческий продукции.

Становление кооперативов на селе, развитие личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств невозможно без финансовой составляющей. Один из путей решения такой задачи — создание кредитных потребительских кооперативов. Такой кооператив «Прогресс» (председатель — Т. Х. Вар-зиева) создан в Промышленновском районе. Для удобства селян открыто два дополнительных офиса (села Тарасово и Прогресс). Одним из 170 пайщиков является кооператив «Согласие». За 2007 г. выдано более 10 млн р. кредитов под 14,5 % годовых. Займы направлены на приобретение крупного рогатого скота, свиней и птицы, сельскохозяйственной техники и горюче-смазочных материалов, кормов, оборудования, строительных материалов. В качестве обеспечения кредитов признается выписка из хозяйственной книги или справка о доходах за сданное кооперативу «Согласие» молоко. Таким образом, здесь реально (не на бумаге, а на деле) организована финансовая поддержка селян. Число желающих получить кредиты на развитие личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств не сокращается, а растет. Уже сегодня кредитному кооперативу требуется дополнительно более 2 млн р. для удовлетворения растущих заявок на получение займов.

Думая о завтрашнем дне, сельскохозяйственный кооператив решил наладить законченный цикл работы, т.е. не только собирать молоко с подворий, но и перерабатывать его. При этом конечная продукция должна реализовы-ваться через существующую торговую сеть районной потребкооперации.

Понятно, что для приобретения мини-завода стоимостью 9,2 млн р. у кооператива недостаточно собственных ресурсов. Кредитный кооператив «Согласие» оперативно, без какой-либо бюрократической волокиты помогает в реализации этого проекта.

Схематично взаимодействие участников кооперативного движения в Про-мышленновском районе Кемеровской области можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Взаимодействие участников кооперативного движения

т

1000 -1

Таким образом, на примере конкретного района найдено удачное сочетание прямой заинтересованности в совместном сотрудничестве органов местной власти, потребительских (сельскохозяйственных и кредитных) кооперативов, райпотребсоюза и сельских жителей.

Если обратиться к статистике работы сельскохозяйственного потребительского кооператива «Согласие», то можно отметить следующее: в 2008 г. он собрал от личных подсобных хозяйств в июне и июле 891 и 906 т молока, а в январе и феврале только 80,6 и 106,8 т соответственно (рис. 2).

Приведенные данные показывают, что годовая амплитуда сбора молока составляет более 1500 %. Как поступать в этой ситуации? По мнению авторов, необходимо обратить внимание на два момента. Во первых, ярко выраженная сезонность в деятельности кооператива не позволяет эффективно использовать его потенциал — рабочую силу

12

месяцы

Рис. 2. Динамика сбора молока в сельскохозяйственном потребительском кооперативе «Согласие», т: д — 2006 г.; □ — 2007 г.; □ — 2008 г.

и материально-техническую базу. Во-вторых, товарные личные подсобные хозяйства, в которых имеются две и более коров, должны преодолеть стереотип мышления по поводу «большого дешевого молока» и пересмотреть в планах основной растел коров в феврале-марте на другие месяцы. Совершен-

но очевидно, что сегодня можно адаптироваться к сезонным ценам только путем достаточного равномерного производства молока по всем временам года (или даже наоборот — пик планировать на зимние месяцы). Что это дает личному подсобному хозяйству? Несложно подсчитать, что увеличение

выручки при тех же объемах сдачи молока составит около 30 % при неизменных годовых затратах на содержание животных. Данный вопрос уже рассматривался на примере коллективных хозяйств [4]. Основной выигрыш кооперативов — ликвидация сезонности в работе.

Таким образом, для дальнейшего развития кооперативного движения, по мнению авторов, необходимо:

создать ассоциацию сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Кемеровской области с целью корпоративной защиты своих интересов;

сформировать на региональном уровне систему залоговых фондов, способных улучшить процедуру кредитования;

создать систему потребительских кооперативов второго уровня;

наладить систему обмена положительным опытом с другими регионами РФ;

всесторонне освещать основные направления и результаты работы сельских потребительских кооперативов в средствах массовой информации;

разработать и растиражировать комплекс тематической учебно-методической литературы для использования в потребительских кооперативах.

Список литературы Российская Федерация. Законы.

О сельскохозяйственной кооперации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. думой 15 ноября 1995 г.] ; одобрен Советом федера-

ции 28 ноября 1995 г. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — № 3-4. — 1996.

2. Васильев К. А. Состояние и перспективы развития АПК индустриального региона (на примере Кемеровской области) [Текст] / К. А. Васильев. — Кемерово: Фирма Полиграф, 2007. — 208 с.

3. Видякин А. В. Организационно-экономические основы развития кооперации личных подсобных хозяйств населения (на примере Кемеровской области) [Текст] / А. В. Видякин, В. П. Зотов. — Кемерово: Фирма Полиграф, 2003. — 162 с.

4. Дронин Е. Б. Адаптация первичных товаропроизводителей к запросам переработчиков молока [Текст] / Е. Б. Дронин // Повышение устойчивости и эффективности агропромышленного производства Сибири: наука, техника, практика: тез. докл. науч.-практ. конф. — Кемерово, 2004. — С. 13—15.

Материал поступил в редакцию 23.04.09. Дронин Евгений Борисович, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии

Тел. 8 (384-2) 25-09-55

E-mail: vav.kemerovo@rambler.ru

Видякин Александр Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии

Тел. 8 (384-2) 75-09-55

E-mail: vav.kemerovo@rambler.ru

Оскирко Анастасия Владимировна, ассистент кафедры экономики и управления на предприятии

Тел. 8 (384-2) 75-09-55 E-mail: Olgec@yandex.ru

№ 2' 2009

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.