Научная статья на тему 'Муниципалитеты и кооперативы в сотрудничестве с лпх регуляторы устойчивого развития сельской жизни'

Муниципалитеты и кооперативы в сотрудничестве с лпх регуляторы устойчивого развития сельской жизни Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО (ЛПХ) / КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО (КФХ) / МУНИЦИПАЛИТЕТ / КООПЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / A PERSONAL PART-TIME FARM (PP-T F) / A COUNTRY (FARMER) ECONOMY (CFE) / AGRICULTURAL CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY / MUNICIPALITY / COOPERATION / A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES / RURAL SETTLEMENT / FOOD SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлев Георгий Ермолаевич, Кузнецова Эльвира Георгиевна

Рассмотрена роль личного подсобного хозяйства как главного источника существования большинства сельских жителей в условиях проведения современной аграрной реформы. Отмечено, что в хозяйствах населения страны производится 81,1% картофеля, 71,3% овощей, 51,2% мяса, 51,2% молока, 23,4% яиц от общего объема основных видов сельскохозяйственной продукции. Обоснована необходимость отнесения части ЛПХ к товарной, а части к потребительской форме хозяйствования в зависимости от площади земли, численности животных и величины дохода. Доказана целесообразность совместной деятельности муниципалитетов, кооперативов и ЛПХ в интересах повышения жизненного уровня сельских жителей и населения страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPALITIES AND COOPERATIVE SOCIETIES IN COOPERATION WITH

In article the role of a personal part-time farm, as main source of existence of the majority of countrymen in the conditions of carrying out of an erroneous agrarian reform is considered. It is noticed that in economy of the population of the country 71,3% of vegetables, 51,2% of meat, 51,2% of milk, 23,4% of eggs from total amount of principal views of agricultural production are made 81,1% of a potato. Necessity of reference of part PP-T F to commodity, and part PP-T F to the consumer form of managing depending on the area of the earth, number of animals and income size is proved. Validity of joint activity of municipalities, cooperative societies and ЛПХ in interests of increase of a standard of life of countrymen and the country population as a whole is proved.

Текст научной работы на тему «Муниципалитеты и кооперативы в сотрудничестве с лпх регуляторы устойчивого развития сельской жизни»

УДК 334.73+332.252:338.439.02]:631

Г.Е. ЯКОВЛЕВ, Э.Г. КУЗНЕЦОВА

МУНИЦИПАЛИТЕТЫ И КООПЕРАТИВЫ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ЛПХ -РЕГУЛЯТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ

Ключевые слова: личное подсобное хозяйство (ЛПХ), крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ), муниципалитет, кооперация, сельскохозяйственная потребительская кооперация, устойчивое развитие сельских территорий, сельское поселение, продовольственная безопасность.

Рассмотрена роль личного подсобного хозяйства как главного источника существования большинства сельских жителей в условиях проведения современной аграрной реформы. Отмечено, что в хозяйствах населения страны производится 81,1% картофеля, 71,3% овощей, 51,2% мяса,

51,2% молока, 23,4% яиц от общего объема основных видов сельскохозяйственной продукции. Обоснована необходимость отнесения части ЛПХ к товарной, а части - к потребительской форме хозяйствования в зависимости от площади земли, численности животных и величины дохода. Доказана целесообразность совместной деятельности муниципалитетов, кооперативов и ЛПХ в интересах повышения жизненного уровня сельских жителей и населения страны в целом.

G.E. JAKOVLEV, E.G. KUZNETSOVA MUNICIPALITIES AND COOPERATIVE SOCIETIES IN COOPERATION WITH ЛПХ-REGULATORS OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL LIFE

Key words: a personal part-time farm (PP-T F), a country (farmer) economy (CFE), municipality, cooperation, agricultural consumers' cooperative society, a sustainable development of rural territories, rural settlement, food safety.

In article the role of a personal part-time farm, as main source of existence of the majority of countrymen in the conditions of carrying out of an erroneous agrarian reform is considered. It is noticed that In economy of the population of the country 71,3% of vegetables, 51,2% of meat, 51,2% of milk, 23,4% of eggs from total amount of principal views of agricultural production are made 81,1% of a potato. Necessity of reference of part PP-T F to commodity, and part PP-T F to the consumer form of managing depending on the area of the earth, number of animals and Income size Is proved. Validity of joint activity of municipalities, cooperative societies and ЛПХ In interests of Increase of a standard of life of countrymen and the country population as a whole is proved.

Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) - это экономическое явление, присущее такой экономической системе, в которой предложение продуктов питания отстает от потребностей населения. В историческом развитии оно возникает в плановой, централизованной или командно-административной экономике, когда общественное производство не может удовлетворить спрос населения на продукты питания. Зачатки ЛПХ появились еще в феодальном обществе, когда работодатели при освобождении крестьян от крепостного рабства выделяли им участки земли для натурального хозяйства в интересах удовлетворения собственных потребностей и потребностей семьи. Наибольшее развитие личное подсобное хозяйство получает в странах постсоциализма, в которых экономическая основа зиждется на государственной собственности и государственном управлении народным хозяйством. Главными причинами его возникновения являются низкий уровень производительных сил и недостаточный уровень возмещения затрат труда работников. Слабая материально-техническая база, сформированная при командно-административной экономической системе, и неотлаженный экономический механизм заработной платы выступают объективными условиями существования ЛПХ в российской экономике в современных условиях. Такая форма хозяйствования в экономически развитых странах отсутствует. Там имеет место натуральное хозяйство в виде садоводства как место проведения свободного времени.

ЛПХ, согласно Конституции РФ, носит потребительский характер. Однако в условиях рыночных реформ оно постепенно приобретает характер товарного производства. Произведенные в ЛПХ продукты становятся предметом не только собственного потребления, но и купли-продажи. В нашей стране широкому вовлечению личных подсобных хозяйств в рыночные отношения способ-

ствовали процессы разукрупнения крупных сельскохозяйственных предприятий и банкротства сохранившихся коллективных хозяйств.

Государственная перепись, проведенная в 2006 г., показала, что на 1 июля 2006 г.в стране было 22,8 млн личных подсобных хозяйств. В 2009 г. они произвели 51,0% мяса и молока, 81,1% картофеля и 71,3% овощей от валового производства сельскохозяйственной продукции в России. Эти показатели свидетельствуют об эффективной работе ЛПХ в современных условиях. При этом следует отметить, что труд в личном подсобном хозяйстве постепенно превращается в предпринимательскую деятельность. Это значит, что в условиях рыночных отношений личное подсобное хозяйство раздваивается: оно перестает быть единой категорией. Часть ЛПХ становится предпринимательской (товарной) формой деятельности, а часть - семейной формой хозяйствования, т.е. носит потребительский характер. Следовательно, необходимо по-новому подходить к значению и роли ЛПХ в новых условиях. Безусловно, в сравнении с крупными коллективными предприятиями ЛПХ проигрывает в производительности труда, так как здесь используется в основном немеханизированный, ручной труд. Поэтому больше половины ЛПХ не занимаются производством сельскохозяйственной продукции.

Для определения статуса хозяйствования главным критерием должны выступать размеры площади земли и количество животных. Если ЛПХ имеет площади земли меньше одного гектара, то такое хозяйство нельзя отнести к товарному хозяйству. Оно обеспечивает лишь потребительские нужды семьи и, следовательно, является потребительским хозяйством. Если ЛПХ ежегодно не только обеспечивает самоокупаемость, но и осуществляет самофинансирование, то данное хозяйство можно отнести к малому бизнесу. Показателем определения статуса ЛПХ может быть и получаемый им доход. Если доход, получаемый от производства мяса, молока, овощей, картофеля и фруктов, на каждого работника за месяц составляет не более минимального размера оплаты труда, установленного государством, то такое хозяйство является потребительским. Если же величина месячного заработка превышает величину минимального размера заработной платы, то данное ЛПХ носит товарный характер. Поэтому регулирование развития ЛПХ в регионах необходимо законодательно возлагать на местные органы власти (муниципалитеты). Это позволит решить социально-экономические проблемы жителей села (занятость населения, ликвидация безработицы, повышение материального состояния семьи) и в целом проблему продовольственной безопасности страны.

ЛПХ выполняет функцию погашения социального взрыва из-за дефицита продуктов питания. Если же на ЛПХ ввести налоговую нагрузку, то на владельцев ЛПХ должны распространяться предусмотренные Конституцией РФ гарантии на обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, трудовую занятость и т.д. Однако в условиях ЛПХ организовать высокотехнологическое производство пока невозможно. Этого можно достичь только в условиях крестьянско-фермерских хозяйств и в разнообразных форм кооперации, где происходит интеграция малого бизнеса в крупные конкурентоспособные агрохолдинги.

Один из выдающихся ученых-аграрников Г. Шмелев говорил, что в перспективе ЛПХ исчезнут, а в современных условиях они необходимы для удовлетворения общественных потребностей. В дальнейшем ЛПХ могут трансформироваться в кооперативы, крестьянско-фермерские хозяйства. Как бы реализуя эти высказывания, недавно в нашей стране начали внедрять в жизнь решения по организации агротехнопарков, семейных товарных ферм и других форм хозяйствования.

Новшеством в ведении учета личных подсобных хозяйств в стране является регистрация их в похозяйственных книгах, что позволяет владельцам ЛПХ вести учет и регистрацию своего имущества, земельных долей, а также палучать денежные ссуды в банках на основе выписок из этих книг. Решается вопрос об освобождении физических лиц от налога на доходы, полученные от продажи сельскохозяйственной продукции ЛПХ, а также от средств, полученных от вышестоящих бюджетов на ведение и поддержку ЛПХ.

Пока развитие ЛПХ происходит стихийно, без должного вмешательства государства. Каждое личное подворье работает само на себя. Практика показывает, что владельцам ЛПХ трудно пробиться на рынок со своей продукцией. Поэтому, чтобы уверенно выйти на рынок с качественной продукцией, необходима структура, которая может координировать работу ЛПХ в условиях конкуренции. Таким органом могут быть муниципалитеты. Они могут объединить усилия ЛПХ и создать тем самым крепкую форму сотрудничества - кооперацию. Механизм сотрудничества ЛПХ в системе кооперации должен строиться на взаимодействии владельцев ЛПХ с кооперативом, с одной стороны, и между администрацией муниципалитета с кооперативом - с другой. Все это должно оформляться в виде соглашения об исполнении взаимных обязанностей при взаимном сотрудничестве.

Кооперация, как совместный труд участников объединенного производства, является важным сектором экономики, который усиленно развивается во всех странах мира. Причем в условиях нестабильной экономики кооперативная форма хозяйствования признается самой эффективной моделью организации производства. Она защищает малые формы хозяйствования от банкротства и разорения. В связи с этим можно отметить, что Генеральная Ассамблея ООН объявила 2012 год Международным годом кооперативов. Поэтому к этому сектору экономики следует отнестись с большим вниманием. Причем в сельской местности потребительская кооперация является единственной структурой, работающей на поддержание сельской экономики и создающей условия для развития ЛПХ, малого и среднего предпринимательства. Однако в связи с переходом на рыночные отношения кооперация лишилась поддержки государства.

Следует отметить, что в советское время потребительская кооперация имела сильную материально-техническую базу, вместительные складские помещения, хорошо развитые заготовительные и торговые сети, перерабатывающие предприятия сельскохозяйственной продукции и т.д. Сейчас потребительская кооперация утратила свою экономическую силу. Причем в стране отсутствует государственная политика по восстановлению и развитию данной формы хозяйствования. К тому же помимо потребительской кооперации начали возникать крупные жилищные, заготовительные и иные виды кооперации, не закрепленные юридическими документами. Да и в Конституции РФ отдельной статьей не предусмотрена экономическая основа их функционирования. Поэтому многие субъекты федерации восполняют эти пробелы своими региональными законами, которые могут решать острые проблемы по организации и государственной поддержке вышеуказанных видов кооперативов.

Возникают также вопросы, связанные с функционированием сельскохозяйственных кооперативов. На них не распространяется федеральный закон «О потребительской кооперации». Нужен универсальный закон, содержащий общие принципы формирования и функционирования всех видов кооперации как надежных форм хозяйствования. Такими принципами могут являться: экономическое участие членов, автономия и независимость, добровольное и отдельное членство, демократический контроль, забота о кооперативе. При этом государство должно регулировать процессы формирования, развития и

осуществлять мониторинг состояния экономики кооператива. Экономика кооператива должна стать объектом государственного управления. Такое направление должно вписаться в государственную политику. Причем в интересах увеличения товарности ЛПХ кооперативы могут организовать транспортную и сбытовую сеть. Такая инфраструктура будет способствовать увеличению поголовья скота в ЛПХ, обеспечению подворий кормами, приобретению племенных высокоудойных коров и т.д. Помимо создания в сотрудничестве с ЛПХ кооперативов по сбору молока муниципалитеты могут организовать крупные сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которым ЛПХ взамен полученных денежных ссуд могут поставлять сельскохозяйственную продукцию. Полученные средства могут использоваться на строительство жилья и собственного перерабатывающего предприятия, развитие собственного бизнеса. Собственное мясо-молочное предприятие будет являться гарантом доходов, несмотря на сезонное снижение цен на мясо-молочные продукты. Таким образом, выстраивается схема производственного цикла: от ЛПХ до реализации готовой продукции. Все это позволяет владельцам ЛПХ обрести самостоятельность и без потерь пережить временные неурядицы. Следовательно, кооперация позволяет создать инфраструктуру, позволяющую сэкономить финансовые средства для улучшения благосостояния селян. Это говорит о том, что сила ЛПХ в кооперации. В связи с этим актуален вопрос о наделении кооперативов государственными гарантиями. Органы местного самоуправления должны поддерживать те кооперативы, которые отвечают интересам владельцев ЛПХ, муниципалитетов. Поэтому кооперация должна быть включена в концепцию устойчивого развития сельской территории. Сейчас в России продолжается формирование многоуровневой системы сельской кредитной потребительской кооперации. Основными уровнями этой системы должны быть сельское поселение и муниципальный район. В среднем на одно поселение приходится 8,81 ЛПХ, на муниципальный район - 9378 ЛПХ. В России почти 20 ООО сельских поселений. Если в каждом из них будет создан хотя бы один потребительский кооператив, то их численность увеличится в 5 раз.

Таким образом, владельцы ЛПХ в разных формах кооперации займут достойное место в обеспечении продовольственной безопасности страны и повышении жизненного уровня селян.

Литература

1. Федеральный закон РФ «О личном подсобном хозяйстве» // Экономика сельского хозяйства России. 2003. № 8. С. 32-34.

2. Хицков И. Крестьянское подворье // АПК: экономика, управление. 2000. № 4. С. 51.

3. Чаянов А. Крестьянское хозяйство: избранные труды / редкол. сер.: Л.И. Абалкин и др. М.: Экономика, 1989.

492 с.

4. Шмелев Г. Роль хозяйств в российском аграрном секторе и их кооперация // Экономика и право. 2000. № 3.

С. 5-7.

ЯКОВЛЕВ ГЕОРГИЙ ЕРМОЛАЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

JAKOVLEV GEORGIY ERMOLAEVICH - doctor of economics sciences, professor of Economic Theory Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

КУЗНЕЦОВА ЭЛЬВИРА ГЕОРГИЕВНА. См. с. 430.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.