Биографический список
1. Аванесова Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь / Г.А. Аванесова // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. - 1998. - № 4. - С. 3-17.
2. Вульфов Б.З. Основы педагогики / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М., 1999.
3. Романенко Н.М. Воспитание духовной культуры старших школьников: автореферат дисс. ...докт. пед. наук / Н.М. Романенко. - М., 2003.
4. Васильева Н.Н. Личностно ориентированная межкультурная коммуникативная технология обуче-
ния студентов: дисс. ... канд. пед. наук / Н.Н. Васильева. Р.-н./Д., 2000. - 223 с.
5. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М., 1999. - 272 с.
6. Шоган В.В. Теоретические основы модульной технологии личностно ориентированного образования: Автореферат дисс. .докт. пед. наук / В.В. Шоган. -Р.-н./Д., 2000.
7. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития. - М., 1987. - 226 с.
8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб., 2003. - 163 с.
М. С. Петрова ПОТЕНЦИАЛЫ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Учитывая сложившуюся социокультурную ситуацию современного общества, потребность эффективно использовать потенциалы досуга, правомерно говорить о необходимости усиления внимания к анимационной деятельности как средству социального воспитания студентов в рамках высшего учебного заведения.
Востребованность социального воспитания в вузе обусловлена необходимостью целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации студента, его самоопределения и самореализации. В организации и обеспечении процесса социального воспитания заинтересованы личность, общество и государство. Интерес личности состоит в том, чтобы были созданы условия для ее свободного саморазвития, для решения ее жизненных проблем; интерес общества -в том, чтобы саморазвитие и самоопределение личности осуществлялось на нравственной основе; интерес государства - в том, чтобы воспитывались граждане своего отечества.
Анимационная деятельность является одним из средств социального воспитания студентов в вузе. Анимационная деятельность - это деятельность, предполагающая совокупность различных видов и форм взаимодействий организованной группы и ее членов в сфере свободного времени, с помощью которых удовлетворяются и развиваются релаксационно-восстановительные, культурно-образовательные и культурно-творческие потребности и интересы, стимулируется социальная активность личности, ее способность к преобразованию окружающей действительности и самой
себя. Сущность анимационной деятельности может быть представлена в способах реальных действий, в определенных типах и видах взаимодействия.
В структуру анимационной деятельности, как и в других видах деятельности, входят три основных компонента: цели и задачи, средства и способы решения поставленных задач, анализ и оценка профессиональных действий.
В структуре анимационной деятельности можно выделить специфические функции: проективную, аналитическую и прогностическую. Эти функции присущи любой управленческой деятельности. Специфика профессиональной анимационной деятельности заключается в соединении формального и неформального влияний на отдельного человека, определенную группу людей, где формальное влияние связано с управленческими и организационными возможностями студента, а неформальное определяется его личностными особенностями. Сущность анимационной деятельности может быть представлена в способах реальных действий студента, в определенных типах и видах взаимодействия его с группой людей.
Анимационная деятельность представляет собой особый специально организованный и
90
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13
© М. С. Петрова, 2007
управляемый вид деятельности с целью социализации личности человека. В этом контексте доминируют воспитательные потенциалы анимационной деятельности. Характерные черты, структура и содержание позволяют использовать ее в качестве средства социального воспитания студентов.
Анимационная деятельность как средство социального воспитания студентов вуза обладает радом потенциалов.
Во-первых, способствует формированию таких социально-значимых качеств личности, как: социальная активность, коммуникативность, организованность, мобильность, креативность. Социально-значимые качества личности формируются в ходе социализации, как качества, которые не даются человеку от природы и не являются его генетическим достоянием или особенностью. Социально-значимые качества личности проявляются в действиях и поступках студента, его отношении к другим людям. Сущность формирования социально-значимых качеств личности студента в процессе анимационной деятельности состоит в направленности на поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем, на генерирование идей, на планирование своей деятельности, на изменение окружающей действительности в соответствии с собственными потребностями, взглядами целями.
Во-вторых, анимационная деятельность способствует подготовке студентов к взаимодействию с различными возрастными категориями, людьми с различными социальными статусами. Анимационная деятельность позволяет включать
студентов в разновозрастное, полипрофесси-нальное общение, удовлетворяя тем самым потребность в общении, развивает коммуникативную компетентность. Эффективное взаимодействие с людьми основывается на гуманистических и демократических ценностях, моральных нормах, на знаниях возрастных особенностей человека, на способностях личности контактировать с представителями других культур, на коммуникативной компетентности. Важно отметить, что эффективное взаимодействие с людьми включает в себя не только набор определенных коммуникативных знаний и умений (умение ориентироваться в социальных условиях, определять личные особенности и эмоциональное состояние других людей), но и сформированность способности к коммуникации.
В-третьих, анимационная деятельность дает возможность студенту приобрести опыт интерактивного взаимодействия, совершенствования моделей поведения и деятельности в социальной среде. У студентов формируется стремление регулировать ситуации взаимодействия, умение анализировать, прогнозировать, планировать собственное участие во взаимодействии. Анимационная деятельность как часть интерактивного взаимодействия носит социально-культурный характер и способствует преобразованию окружающей действительности. В ходе включения в анимационную деятельность студенты становятся участниками различных групп, которые оказывают влияние на развитие личностных и профессиональных качеств.
О. С. Семенова ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯКУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА
Рассматривается проблема социального ориентирования курсанта военного вуза. Определяются педагогические условия процесса социального ориентирования, который понимается как педагогическая стратегия ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, основанная на целенаправленных педагогических действиях по информированию курсанта о явлениях и процессах, происходящих в обществе, по актуализации его эмоционально-ценностного отношения к ним, по обогащению опыта социального и межличностного взаимодействия курсанта военного вуза.
Происходящие в современной России значительные изменения общественно-экономических и социокультурных реалий, радикальное изменение ценностных стереотипов, когда многие тра-
диционные ценности, составлявшие на протяжении десятилетий основу советской идеологии, девальвированы, а новые еще не сформированы, не может не затронуть и Вооруженные силы стра-
© О. С. Семенова, 2007
91