управляемый вид деятельности с целью социализации личности человека. В этом контексте доминируют воспитательные потенциалы анимационной деятельности. Характерные черты, структура и содержание позволяют использовать ее в качестве средства социального воспитания студентов.
Анимационная деятельность как средство социального воспитания студентов вуза обладает радом потенциалов.
Во-первых, способствует формированию таких социально-значимых качеств личности, как: социальная активность, коммуникативность, организованность, мобильность, креативность. Социально-значимые качества личности формируются в ходе социализации, как качества, которые не даются человеку от природы и не являются его генетическим достоянием или особенностью. Социально-значимые качества личности проявляются в действиях и поступках студента, его отношении к другим людям. Сущность формирования социально-значимых качеств личности студента в процессе анимационной деятельности состоит в направленности на поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем, на генерирование идей, на планирование своей деятельности, на изменение окружающей действительности в соответствии с собственными потребностями, взглядами целями.
Во-вторых, анимационная деятельность способствует подготовке студентов к взаимодействию с различными возрастными категориями, людьми с различными социальными статусами. Анимационная деятельность позволяет включать
студентов в разновозрастное, полипрофесси-нальное общение, удовлетворяя тем самым потребность в общении, развивает коммуникативную компетентность. Эффективное взаимодействие с людьми основывается на гуманистических и демократических ценностях, моральных нормах, на знаниях возрастных особенностей человека, на способностях личности контактировать с представителями других культур, на коммуникативной компетентности. Важно отметить, что эффективное взаимодействие с людьми включает в себя не только набор определенных коммуникативных знаний и умений (умение ориентироваться в социальных условиях, определять личные особенности и эмоциональное состояние других людей), но и сформированность способности к коммуникации.
В-третьих, анимационная деятельность дает возможность студенту приобрести опыт интерактивного взаимодействия, совершенствования моделей поведения и деятельности в социальной среде. У студентов формируется стремление регулировать ситуации взаимодействия, умение анализировать, прогнозировать, планировать собственное участие во взаимодействии. Анимационная деятельность как часть интерактивного взаимодействия носит социально-культурный характер и способствует преобразованию окружающей действительности. В ходе включения в анимационную деятельность студенты становятся участниками различных групп, которые оказывают влияние на развитие личностных и профессиональных качеств.
О. С. Семенова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯКУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА
Рассматривается проблема социального ориентирования курсанта военного вуза. Определяются педагогические условия процесса социального ориентирования, который понимается как педагогическая стратегия ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, основанная на целенаправленных педагогических действиях по информированию курсанта о явлениях и процессах, происходящих в обществе, по актуализации его эмоционально-ценностного отношения к ним, по обогащению опыта социального и межличностного взаимодействия курсанта военного вуза.
Происходящие в современной России значительные изменения общественно-экономических и социокультурных реалий, радикальное изменение ценностных стереотипов, когда многие тра-
диционные ценности, составлявшие на протяжении десятилетий основу советской идеологии, девальвированы, а новые еще не сформированы, не может не затронуть и Вооруженные силы стра-
© О. С. Семенова, 2007
91
ны. Критика старого получила выражение не только в отрицании ценностей социалистической идеологии, но и в усилении негативного отношения ко многим общечеловеческим и социальным ценностям, таким, как взаимопомощь, справедливость, коллективизм. Являясь выражением социальной природы человека, эти ценности составляют основу жизнедеятельности в том числе и воинских коллективов, выполняя для личности роль ориентира в повседневной и социальной действительности. Построение гражданского общества, его развитие в социальном направлении, интеграция в мировую науку и культуру, обнаруживает заинтересованность государства в социально ориентированной личности и, таким образом, актуальной становится проблема социального ориентирования личности.
Анализ психолого-педагогической справочной литературы позволяет нам раскрыть понятия «ориентир», «ориентированный», «ориентированность», «ориентация», «ориентирование». Ориентированность - осведомленность в чем-либо; ориентированный - осведомленный в чем-либо, знающий, разбирающийся в чем-либо. Ориентировать - направлять деятельность кого-либо в определенную сторону, обращать внимание кого-либо на что-либо; осведомлять кого-либо относительно чего-либо, помогать разобраться в чем-либо; ориентирование - направление деятельности кого-либо в определенную сторону, осведомление относительно чего-либо; ориентация трактуется как умение разобраться в окружающей обстановке, обстоятельствах; направление деятельности в определенную сторону, расчет в деятельности на кого-либо, что-либо (ориентация на кого-либо, что-либо); «направленность научной, общественной и другой деятельности, определяемая расчетом на кого-либо, что-либо, зависимостью от кого-либо» [6, с. 639]. В социальной педагогике ориентация обозначает совокупность действий личности, направленных на оценку проблемной ситуации, обследование данной ситуации и планирование соответствующего поведения, а также умение разобраться в окружающей обстановке. Социальное (от лат. socialis -общий, общественный) - «название всего меж-человеческого, т.е. всего того, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения, в первую очередь того, что относится к обществу и общности, что имеет общественный и общностный характер» [3, с. 429].
Необходимо отметить, что проблеме социального ориентирования личности уделено незаслуженно мало внимания, а социальное ориентирование курсанта военного вуза ранее не рассматривалось. И хотя упоминания о социальном ориентировании, датированные последней третью двадцатого века, мы находим у В.А. Сухомлинс-кого из отечественных авторов и у Ch. H. Hanns из западных, на сегодняшний день существует немного исследований, рассматривающих социальное ориентирование личности как процесс. В.А. Сухомлинский в качестве обязательной составляющей педагогического процесса выделял социальную ориентацию учащихся и считал, что «это процесс претворения, перехода, перевода знаний в убеждения» [1, с. 111]. Социальное ориентирование происходило, по его мнению, за счет усвоения нравственных ценностей, которые помогают выработать свою идейную позицию. М.А-. Тукмачев, рассматривая социальное ориентирование старшеклассников средствами телевидения, предлагает следующее определение: социальное ориентирование - «это педагогическая деятельность по созданию условий для интериоризации личностью гуманистически-ориентированной социально-позитивной системы ценностей в процессе оценки и осознанного выбора телевизионной информации» [7, с. 157]. А.В. Кучина, А.И. Тимо-нин рассматривают духовно-ценностное ориентирование как «создание условий для принятия ценностных систем наиболее адекватных социальнокультурным характеристикам среды развития личности» [4, с. 28]. Процесс духовно-ценностной ориентации характеризуется с этой точки зрения взаимозависимостью между социальной и индивидуальной системами ценностей. В.С. Лебедев, изучив процесс формирования социально-ориентированной личности, видит возможность ее формирования в содержательной, методологической и методической взаимосвязи учебной и воспитательной деятельности всех образовательных субъектов. Важным условием для формирования социально-ориентированной личности В.С. Лебедев считает приобретение личностью социально-значимых качеств, способствующих интеграции ее в социум, к которым причисляет: адаптивность, самооценку, тревожность, эмпатию, коммуникативность.
Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, исследуя процесс жизненного ориентирования личности, говорят о необходимости осознания и идентификации ею
жизненных смыслов, ценностей и задач в различных сферах деятельности, увеличения «репертуара» социального поведения и объема самореализации в рамках исполнения существующих и новых социальных ролей.
А.В. Кирьякова, рассматривая ориентацию личности на социально значимые ценности, придерживается мнения о том, что «процесс ориентации может быть понимаем как восхождение личности к ценностям общества на основе диалектического закона возвышения потребностей» [2, с. 169]. Социальной доминантой ориентации она считает приоритет общечеловеческих ценностей. По мнению Г.П. Предвечного и Ю.А. Шер-ковина, процесс формирования социальной ориентации складывается «из осознания потребностей, их сравнения с предметами и явлениями окружающего мира и выработки отношения - позиции к миру» [5, с. 14].
Ю.И. Матвеев придерживается мнения, что сутью формирования социальной ориентации личности является процесс «определенным образом организованного и направленного усвоения индивидом социальной реальности, осознание закономерностей и тенденций ее развития» [5, с. 50]. У личности должно сформироваться «человеческое отношение к миру», она должна стать ответственным, сознательным и активным субъектом деятельности.
Мы же определяем социальное ориентирование курсанта военного вуза как педагогическую стратегию ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, основанную на целенаправленных педагогических действиях по информированию курсанта о явлениях и процессах, происходящих в обществе, по актуализации его эмоционально-ценностного отношения к ним, по обогащению опыта социального взаимодействия курсанта военного вуза. Процесс социального ориентирования в военном вузе базируется на ценностном и субъектном подходах.
Педагогическими условиями, при соблюдении которых процесс социального ориентирования курсанта военного вуза будет наиболее эффективным, выступают:
- информирование курсанта о социуме, социальных ценностях, о явлениях и процессах, протекающих в обществе;
- актуализация эмоционально-ценностного отношения курсанта к явлениям и процессам социума;
- обогащение опыта социального взаимодействия курсанта (развитие дискуссионной культуры, эмпатии, «социальные пробы» и т.д.);
- обеспечение рефлексии.
Мы предполагаем, что реализация данных условий в их совокупности обеспечит интеграцию научных знаний курсанта о социуме; его позитивный настрой на принятие социальных ценностей, на явления и процессы, протекающие в обществе; овладение курсантом приемами социального и межличностного взаимодействия.
Основополагающими принципами процесса социального ориентирования, таким образом, будем считать: принцип целостности воспитательного и образовательного пространства, принцип субъектности, принципы деятельности и рефлексии.
Опытно-экспериментальная работа по социальному ориентированию курсанта военного вуза реализовывалась в несколько этапов:
1. Этап подготовки (целеполагание, прогнозирование, проектирование, планирование, входная диагностика). На этом этапе мы «рисовали» «социальный портрет» курсанта военного вуза и проводили входную диагностику (в контрольной и экспериментальной группах), используя следующие методики:
- Экспресс-диагностика социальных ценностей личности.
- Методика «Социальный термометр» (О. Дудченко, А. Мытиль). Определение «хорошего» или «плохого» социального самочувствия.
- Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей - материальных потребностей, потребностей в безопасности, социальных (межличностных) потребностей, потребностей в признании, потребностей в самоуважении. Проверка степени удовлетворенности у курсантов социальных (межличностных) потребностей.
- Методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2). Выявление умения четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремления участвовать в групповых общественных мероприятиях, стремления проявлять инициативу, самодостаточность либо отчужденность, выключенность из социальных связей, «одиночество в толпе», а также воспитанность в общении, умение слушать и слышать, наличие или отсутствие мотивации к общению, дискуссионная культура и т.д.
- Методика диагностики уровня эмпатических
Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
93
способностей В.В. Бойко. Оценка значимости следующих параметров в структуре эмпатии - рационального, эмоционального и интуитивного каналов эмпатии, а также установок, способствующих или препятствующих эмпатии и проникающей способности в эмпатии.
- Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко. Оценка индивидуальной сформированности коммуникативных установок, коммуникативной толерантности.
2. Этап реализации (осуществление деятельности, реализация программы «Социально ориентированная личность» в экспериментальной группе);
- включение процесса социального ориентирования в разнообразные виды деятельности, обеспечение в учебно-воспитательном процессе накопления курсантами опыта социального взаимодействия, обеспечение обмена ценностями между преподавателем и курсантом, а именно:
- проведение тренингов: коммуникативной компетентности, профессиональной уверенности, социальной перцепции, эмпатии;
- просмотр и обсуждение фильмов («Офицеры» и т.д.), которые транслируют те социальные ценности, на которые мы ориентируем курсанта;
- проведение тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, интеллектуальных викторин, проведение занятий в рамках спецкурса «Социальные ценности и их формирование», бесед -«Ценности современного офицера» и т.д., дискуссий - «Социальная ценность - что это такое?» и др., обсуждение публикаций по социальной тематике в газетах и журналах («Ориентир» и др.), индивидуальное консультирование и т.д.;
- привлечение курсантов к проведению «Уроков мужества» в школах города с целью приобретения социального опыта;
- обеспечение участия курсантов в конкурсах патриотической песни;
- проведение ролевых игр, соответствующих юношескому возрасту, например «Человек в автобусе». Цель игры - понять роли других людей, представляя, как они будут реагировать на то, что он делает или собирается делать. Задача: участники должны представить себя в положении другого, преодолев барьеры ролевой трансформации.
- выполнение письменного задания на тему «Социальная автобиография». Цель работы - самостоятельное исследование индивидуального жизненного пути в контексте исторически значимых событий, которые определили судьбу данно-
го поколения. В результате формируется социологическое видение мира.
3. Этап анализа (контроль, итоговая диагностика, корректирование).
- анализ всего комплекса проведенных мероприятий, организация рефлексии по отношению к деятельности в рамках программы, проведение повторного диагностического среза с целью выявления произошедших изменений в контрольной и экспериментальной группах.
В результате анализа опытно-экспериментальной работы был выявлен более высокий (+0,2%) уровень эмпатии, чем в контрольной группе, более высокие показатели «хорошего» социального самочувствия. Курсанты экспериментальной группы показали более высокие результаты (+0,3%) по сравнению с контрольной группой при повторном диагностическом срезе по методике КОС-2.
Таким образом, информирование курсанта о социуме, социальных ценностях, о явлениях и процессах, протекающих в обществе, актуализация эмоционально-ценностного отношения курсанта к явлениям и процессам социума, обогащение опыта социального взаимодействия курсанта, обеспечение рефлексии в их совокупности обеспечили интеграцию научных знаний курсанта о социуме, его позитивный настрой на принятие социальных ценностей, овладение курсантом приемами социального и межличностного взаимодействия.
Библиографический список:
1. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности: Учебное пособие к спецкурсу. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. - 188 с.
2. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. Оренбург, 1996. - 190 с.
3. Краткая философская энциклопедия. - М., Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. - 576 с.
4. Кучина А.В., Тимонин А.И. Модель духовноценностного ориентирования детей во внешкольных объединениях // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2006. - №1. - С. 28-32.
5. Матвеев Ю.И. Социальная ориентация личности. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1990. - 160 с.
6. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981 - 1984. Т.2. К -О. 1982. - 736 с.
7. Тукмачев М.А. Социальное ориентирование старшеклассников средствами телевидения: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2006. - 219 с.