Научная статья на тему 'Включение курсантов вуза МВД в различные виды социальной практики как формирование социально-коммуникативных умений и навыков'

Включение курсантов вуза МВД в различные виды социальной практики как формирование социально-коммуникативных умений и навыков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / КУРСАНТ / ABILITIES / SKILLS / FORMATION PROCESS / SOCIAL PRACTICE / SOCIAL AND COMMUNICATIVE SKILLS / CADET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чапрак Александра Александровна

Актуальность данной статьи связана с изменениями происходящими сегодня в системе Российского образования, с новыми требованиями к выпускникам образовательных учреждений системы МВД. Следуя этим требованиям молодое поколение должно уметь ориентироваться в социальных ситуациях, брать ответственность на себя, использовать навыки совместной деятельности и умение общаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The inclusion of cadets of the Academy of the Ministry of Internal Affairs in various kinds of social practice as the formation of social and communicative skills

The relevance of the article is connected with changes taking place in the Russian education system, with new requirements for graduate students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs. Following these requirements younger generation should be able to navigate in social situations, to take responsibility for themselves, to use the skills of joint activity and the ability to communicate.

Текст научной работы на тему «Включение курсантов вуза МВД в различные виды социальной практики как формирование социально-коммуникативных умений и навыков»

УДК 355.23

Чапрак Александра Александровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

a_chaprak@mail.ru

ВКЛЮЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД В РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КАК ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Актуальность данной статьи связана с изменениями происходящими сегодня в системе Российского образования, с новыми требованиями к выпускникам образовательных учреждений системы МВД. Следуя этим требованиям молодое поколение должно уметь ориентироваться в социальных ситуациях, брать ответственность на себя, использовать навыки совместной деятельности и умение общаться.

Ключевые слова: умения, навыки, процесс формирования, социальная практика, социально-коммуникативные умения и навыки, курсант.

"Т" "Т"естабильность криминогенной обстанов-I----1 ки в России, усиление экстремального

.X. -X характера деятельности сотрудников ОВД, заставляют обратить внимание на проблемы, связанные с их адаптацией к современным условиям службы.

Анализ практической деятельности органов внутренних дел показал, что прежние стереотипы взаимодействия сотрудников с гражданами оказались недостаточно эффективными. Настоящее время требует от них иных стандартов общения.

С точки зрения ряда исследователей (Т. А. Бутова, Е.Н. Митракова, Л.И. Полтавцева, Г.С. Помаз, И.В. Упорникова-Пивоварова) «...необходимы такие стандарты общения сотрудников с гражданами, при которых сохранялась бы атмосфера взаимной доброжелательности и конструктивного сотрудничества» [2].

Мы разделяем их мнение и считаем, что для взаимодействия с гражданами в такой атмосфере сотрудники ОВД должны не просто адаптироваться к своей профессии и к быстро изменяющимся условиям социально-экономического, правового, научнотехнического уровня развития общества, но и целенаправленно совершенствовать свою личность.

Разрешение данной проблемы мы видим в умении сотрудников ОВД общаться с различными категориями граждан в нестандартных ситуациях повседневной деятельности.

Однако для того, чтобы данный процесс был успешным необходим комплекс условий. Среди них мы выделим следующие:

- формирование социального опыта у сотрудников ОВД;

- формирование социальной роли «Я - сотрудник ОВД»;

- формирование социально-коммуникативных умений и навыков.

На наш взгляд реализации этих условий будет способствовать процесс обучения курсантов в Вузе МВД, а в наибольшей степени их включение в различные виды социальной практики.

В переводе с греческого термин «практика» (ргакйк«) означает - деятельный, активный. Прак-

тика понимается как активная целенаправленная, чувственно-предметная, материальная деятельность людей по преобразованию реальной действительности [6].

Необходимо отметить, что тема практики активно исследуется в педагогике. Так, среди отечественных научных школ, занимающихся данной проблемой, следует выделить педагогическую школу Эль-конина-Давыдова, предложившую теорию развивающей деятельности и развивающего обучения. Исходные положения данной теории таковы: любая деятельность имеет в своем составе потребности и мотивы ее выполнения, а также задачи и действия, направленные на их решение [3].

Кроме того, различные аспекты практики изучались Н.Л. Антоновой, И.В. Глушко, Г.П. Щедро-вицким.

Как полагает И.В. Глушко, деятельность людей существует как в коллективной форме, так и в индивидуальной. В деятельности человека автор выделяет повседневные практики - это то, что происходит с человеком изо дня в день: профессиональный труд, досуг, быт. Он также считает главной формой практик - трудовую деятельность людей [5].

По мнению Н.Л. Антоновой, важнейшим признаком действия выступает осмысление (определение смыслов) действий, субъективного начала. В роли субъектов социальных действий могут выступать индивиды и социальные группы; субъект ориентируется на ожидания других субъектов, возможные ответные действия [1].

Г.П. Щедровицкий отмечает, что в процессе своей жизнедеятельности человек осваивает хотя и большое, но ограниченное число способов деятельности. Однако ситуаций, в которых деятельность приходится осуществлять - бесчисленное множество. Поэтому немыслимо, чтобы для каждой ситуации существовал свой способ действия. Кроме того, в своей деятельности человек, как правило, сталкивается с новыми, непредвиденными резкими изменениями ситуации (стихийное изменение среды, изобретение новых орудий, смена требований к результату, смена правил соревнований и т.д.). И если бы не был возможен перенос способа из

© Чапрак А.А., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

59

ситуации в ситуацию, и человек не мог в новой ситуации использовать имеющиеся у него способности, то он был бы просто беспомощен.

Представлению о том, что практическая деятельность осуществляется индивидом, соответствует понятие переноса опыта [14]. Как нам представляется, реальный социальный опыт сталкивает человека с различными проблемами: безработица, бедность, преступность, нарушения прав личности и др. Однако в настоящее время приходится констатировать, что современная молодежь много знает, но абстрактно, много умеет, но только теоретически.

В связи с этим мы считаем, что именно практика, как один из видов учебной деятельности в вузе МВД внесет гармонию и равновесие между знаниями и умениями курсантов как будущих сотрудников ОВД.

В широком понимании практика для вуза МВД -это попытка соединить теоретическую подготовку с формированием практических навыков у курсантов для облегчения их выхода на службу. Это попытка получить обратную связь со стороны подразделений ОВД, принимающих курсантов на практику, о качестве обучения, а также дополнительную информацию о том, какие пробелы в знаниях нужно ликвидировать курсанту, чтобы соответствовать современным требованиям к сотрудникам ОВД.

Практика является составной и неотъемлемой частью специальной подготовки курсантов вуза МВД и представляет собой один из видов учебных занятий. Она проводится путем ознакомления обучаемых с работой правоохранительных, законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления и применения ими в реальных условиях полученных знаний в целях развития интереса к будущей профессии.

Общие цели и задачи практики заключаются в профессиональном становлении будущих сотрудников ОВД, закреплении курсантами теоретических знаний, приобретении практических умений и навыков, необходимых для реализации правовых норм и обеспечения правопорядка в различных сферах жизни общества.

В результате прохождения практики обучаемые должны:

- уметь толковать и применять законы и другие нормативные акты, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом. Систематически повышать свою квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в научно-методической литературе;

- знать специфику деятельности правоохранительных органов, функциональные обязанности сотрудников ОВД и порядок их выполнения, основы организации работы по научному исследованию проблем-

ных вопросов в деятельности практического органа и подготовки соответствующих рекомендаций.

Поэтому, практику в вузе МВД можно рассматривать, во-первых, как особый вид учебной деятельности и способ постижения курсантами смысла профессиональной деятельности; во-вторых, как модель будущей профессиональной деятельности и средство адаптации курсантов к деятельности в практических органах; в-третьих, как средство формирования у курсантов социально-коммуникативных умений и навыков.

Таким образом, включение курсантов вуза МВД в практику будет способствовать выработке определенных умений и навыков, необходимых им в будущей профессии.

Как один из видов практики, по нашему мнению главный, следует выделить социальную практику.

Не смотря на то, что исследования социальной практики как самостоятельного феномена начались сравнительно недавно, со второй половины ХХ века, эта проблема прочно заняла место в отечественной и зарубежной педагогике. Анализ социальной практики нашел отражение в работах П. Бурдье, М. Вебера, В.В. Волкова, В.И. Добренькова, Т.И. Заславской, Н.Ф. Логиновой, Т. Парсона, С.Х. Самсоновой, О.В. Хархордина, М.А. Шабановой.

В научной литературе можно встретить различные значения термина «социальная практика»:

- это совокупность принятых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами;

- это мышление или действие «по привычке», следование правилу, поведение, имеющее ритуальный характер;

- это частные социальные институты;

- это вид практики, в ходе которой конкретноисторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействует на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам» [9].

По мнению Н.Ф. Логиновой и С.Х. Самсоновой «.социальная практика вид деятельности, направленный на приобретение позитивного социального опыта, в котором он получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе» [8].

Мы также разделяем это мнение и убеждены, что социальная практика в вузе МВД должна способствовать:

- выработке умений прогнозировать развитие социальных ситуаций, продуктивно взаимодействовать;

- преодолению барьеров в социально ориентированном общении;

- построению интерактивной коммуникации через формирование согласия, ведение диалога;

- организации личностного и группового пространства в ходе общения с учетом реальной социальной ситуации.

60

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

Таким образом, включаясь в социальную практику, курсант вуза МВД будет получать социальный опыт.

Анализ педагогической литературы позволил выделить следующие виды социальных практик для студентов гражданских вузов:

1. Ознакомительная - 2 недели. Цель практики - содействовать профориентации (профессиональному самоопределению) студента как будущего специалиста социальной сферы.

2. Учебная - 4 недели. Цель практики - углубление знаний студентов о деятельности учреждений социальной инфраструктуры, приобретение и закрепление начальных навыков и элементов практической профессиональной деятельности.

3. Производственная - 6 недель. Цель практики - совершенствование и усложнение навыков практической профессиональной деятельности.

4. Исследовательская - 4 недели. Цель практики - завершение подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности.

Виды социальных практик, в которых участвуют курсанты вуза МВД имеют ряд особенностей, отличающих их от традиционных социальных практик, которые являются предметом анализа в теоретических концепциях.

1. Практика по получению первичных профессиональных умений начинается на 3 курсе и составляет 2-3 недели. Она предназначена для ознакомления курсантов с основными направлениями деятельности органов внутренних дел и получения общих представлений об их месте и роли в системе правоохранительных органов.

2. Практика по профилю специальности начинается на 4 курсе и составляет 8-10 недель. Этот вид практики направлен на закрепление курсантами теоретических знаний и приобретение профессиональных навыков, необходимых для их дальнейшей практической деятельности.

3. Стажировка - начинается на 5 курсе и составляет 20-24 недели. Она способствует получению курсантами умений и навыков на уровне, обеспечивающем самостоятельное выполнение служебных обязанностей, а также подготовке выпускной квалификационной работы и апробации ее теоретической части.

Таким образом, включение курсантов вуза МВД в различные виды социальной практики, по нашему мнению, расширяет для них границы социального мира и способствует формированию социально-коммуникативных умений и навыков.

Библиографический список

1. Антонова Н.Л. Социальная практика: теоретико-методологические основания исследовательского анализа // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 92-97.

2. Бутова Т.А. Формирование психологической компетентности сотрудников внутренних дел / Т.А. Бутова, Е.Н. Митракова, Л.И. Полтавцева, Г.С. Помаз, И.В. Упорникова-Пирвоварова. - М.: ДГСК МВД России, 2011.

3. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. - СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2008.

4. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

5. Глушко И.В. Осмысление феномена социальных практик и возможностей их развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ыйр:/Мот-Ыо^.т^ие/Ак/ 1-2011-1-2Zglushko.pdf.

6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2005.

7. Ласько П.А. Основы социализации личности студента вуза: монография. - Н.Новгород: Моск. ин-т права, 2008.

8. Логинова Н.Ф., Самсонова С.Х. Педагогическое сопровождение социальной практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cs-network.ru/library/?content=doc&id=208.

9. Методика организации социальных и социально-профессиональных практик / под ред. Н.А. Кривопаловой, Н.Н. Ушаковой. - Курган, 2009.

10. Подготовка выпускников образовательных учреждений МВД России к службе в органах внутренних дел: Сборник аналитических и методических материалов. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

11. Ченцов О.В. Формирование социально-коммуникативных умений у курсантов военного вуза: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2005.

12. Чащина А.А. Социальное проектирование и социальная практика // Вестник Красноярского государственного университета: Гуманитарные науки. - 2006. - № 3/2. - С. 43-46.

13. Ширшова И. Основные понятия концепции Пьера Бурдье [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ыйр://тс^№ situation.ru/app/j_art_632.htm.

14. Щедровицкий Г.П. Организация, руководство, управление [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oru2. narod. т/ЬоокЛпйех. Ыт.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.