Научная статья на тему 'Социально-педагогический портрет курсанта-первокурсника вуза МВД'

Социально-педагогический портрет курсанта-первокурсника вуза МВД Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
416
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРОС / МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КУРСАНТА-ПЕРВОКУРСНИКА ВУЗА МВД / OF THE POLL AMONG / MOTIVATION / OF PERSONAL FEATURES / A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PORTRAIT OF THE FIRST-YEAR CADET OF THE ACADEMY OF THE MINISTRY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чапрак Александра Александровна

Актуальность данной статьи связана с изменениями, происходящими сегодня в системе российского образования, с новыми требованиями к выпускникам образовательных учреждений системы МВД. В статье рассматриваются результаты опроса среди курсантов вуза МВД, особенности их мотивации в выборе будущей профессии, изучение личностных особенностей. Это позволило создать социально-педагогический портрет курсанта-первокурсника вуза МВД, необходимый для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чапрак Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relevance of this article is connected with changes occurring today in the system of Russian education and with new requirements to graduates of educational institutions of system of the Ministry of Internal Affairs. In the article the results of the poll among cadets of the Academy of the Ministry of Internal Affairs, features of their motivation to a choice of future profession, studying of personal features that allowed to create a social and pedagogical portrait of the first-year cadet of the Academy of the Ministry of Internal Affairs for improvement of teaching and educational process are considered.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический портрет курсанта-первокурсника вуза МВД»

А.А. Чапрак

Чапрак Александра Александровна — аспирант кафедры социальной работы, Институт педагогики и психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова (156961, г. Кострома, ул. 1 мая, д. 14)

E-mail: a_chaprak@mail.ru

Социально-педагогический портрет курсанта-первокурсника вуза МВД

Актуальность данной статьи связана с изменениями, происходящими сегодня в системе российского образования, с новыми требованиями к выпускникам образовательных учреждений системы МВД. В статье рассматриваются результаты опроса среди курсантов вуза МВД, особенности их мотивации в выборе будущей профессии, изучение личностных особенностей. Это позволило создать социально-педагогический портрет курсанта-первокурсника вуза МВД, необходимый для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Relevance of this article is connected with changes occurring today in the system of Russian education and with new requirements to graduates of educational institutions of system of the Ministry of Internal Affairs. In the article the results of the poll among cadets of the Academy of the Ministry of Internal Affairs, features of their motivation to a choice of future profession, studying of personal features that allowed to create a social and pedagogical portrait of the first-year cadet of the Academy of the Ministry of Internal Affairs for improvement of teaching and educational process are considered.

Происходящие сегодня в нашем обществе социально-экономические преобразования неизбежно ведут к изменениям в социальной педагогике и психологии, в системе ценностей и ориентаций различных общественных групп и отдельных людей, в том числе, безусловно, и курсантов вуза МВД.

Изучение личности курсанта вуза МВД осуществляется по следующим показателям: мотивы поступления в вуз, уровень общеобразовательной подготовки, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, характер интересов, увлечений, уровень развития способностей, особенности характера, состояние здоровья, соответствие их требованиям будущей профессии. Для выявления этого широко используются опросы, наблюдение, результаты выполнения входных контролей, экзаменов, тестирование. Выявляются интеллектуальные и коммуникативные способности, индивидуальные особенности личности и т. д. Определяются трудности в учебе и предпочтение учебным дисциплинам и видам занятий, самооценка уровня своей деятельности и себя как личности, степень удовлетворенности. На основе комплексного изучения курсантов вуза МВД осуществляется дифференцированный подход к каждому из них в процессе обучения.

Как считает А.В. Грибанов, все обучающиеся на определенной ступени образовательной системы характеризуются исходными общими и типическими для них особенностями, чертами. Это объясняется тем, что каждая образовательная ступень соотнесена, как правило, с определенным периодом в жизни человека1.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить промежуточную стадию развития между подростковым возрастом и взрос-

лостью — это юношеский возраст. Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Однако юность — относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность.

По мнению Кагермазовой Л.С., временные периоды юношества определяются в психологии по-разному. Различия между подростковым и юношеским возрастом достаточно условны, в связи с этим возраст от 14 до 17 лет одни ученые (Л.С. Выготский, Б. Заззо, А.М. Прихожан, С. Холл и др.) рассматривают как завершение подросткового периода, другие (Ш. Бюлер, Д.И. Фельштейн, Э. Шпранге и др.) относят его к юности.

Период юности определяется индивидуальными особенностями человека, его опытом; и в тоже время он зависит от исторических и социальных условий жизни общества, поэтому его верхнюю границу определить достаточно сложно.

В психолого-педагогической литературе юность рассматривается как период перехода к образу жизни, который характеризуется такими чертами, как: стремление к самостоятельности, накопление социального опыта, выбор ценностных ориентиров и нравственных норм. Для этого периода характерна активизация процесса формирования самосознания молодого человека. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

Так, по мнению Л.С. Выготского, юношеский возраст длится от 18 до 23 лет, а молодость — от 23 до 30 лет. Студенческий возраст представляет особый период в жизни человека, прежде всего в силу того, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составля-

Чапрак А.А. Социально-педагогический портрет курсанта-первокурсника вуза МВД

ЧапракА.А. Социально-педагогический портрет курсанта-первокурсника вуза МВД

ет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития»2.

По словам Л.И. Божович, в юности происходит расширение временного горизонта, так как будущее становится главным критерием развития личности. В это время изменяется направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив становятся «аффективным центром» жизни юноши3.

Достоинства и недостатки других людей, черты их характера, свойства их личности и особенности поведения становятся предметом размышлений молодого человека. Он сравнивает себя с другими и начинает ставить задачи собственного развития. Это познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования.

С точки зрения С.Л. Рубинштейн, в юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется сущность человека4. Складывается его мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, о других людях и самом себе. Формируется готовность руководствоваться новыми взглядами в деятельности, что позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни.

По мнению И.А. Гладышевой, в сознании молодых людей отсутствует представление о другом человеке как партнере по общению; об отношении «этого другого ко мне», что свидетельствует об отношении к другому как объекту, а не субъекту; об отсутствии важной способности — «посмотреть на ситуацию глазами другого человека»5. Речь идет о молодых людях, не обладающих социальным опытом, но вынужденных искать ответ в новых для себя жизненных ситуациях. Поэтому тем, кто занимается воспитанием и обучением молодежи, необходимо заменить монолог диалогом. Однако без знаний закономерностей и логики общения, диалогового мышления взаимопонимание и общение будет вызывать определенные трудности. Диалоговое мышление, по мнению Н.Н. Пингузовой, является способом многомерного познания объектов прошлого на основе рассмотрения вариантов альтернативной информации по одному и тому же вопросу, получаемой из внешних источников или воссоздаваемой самим человеком6.

Диалоговое мышление, по нашему мнению, — это необходимое условие для профессионала-спе-циалиста.

Для создания социально-психологической характеристики курсанта вуза МВД нами учитывалось то, что деятельность курсанта является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, трудностям, особенностям протекания психических

процессов, проявлениям мотивации. Основа деятельности курсанта — обучение, участие в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые имеют учебные и воспитательные цели.

При изучении проблем, которые влияют на процесс формирования социально-коммуникативных умений и навыков курсанта вуза МВД, нами был получен интересный материал.

1. Анализ вопросов, направленных на уточнение мотивов поступления в вуз МВД показал, что большинство респондентов отметили: престижность службы в органах внутренних дел, возможность служебного (карьерного) роста, хорошая заработная плата. Мы относим это к экстринсивным мотивам, побуждающие факторы которых лежат вне деятельности. Это могут быть стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация), одобрение других людей, а также романтические мотивы.

Мы полагаем, что в процессе деятельности экс-тринсивные мотивы должны подкрепляться процессуально-содержательными, то есть интересом к содержанию и процессу деятельности, иначе они не обеспечат максимального эффекта. Известно, что человеку нравится осуществлять какую-либо деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность, его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов может усиливать мотивацию, но они могут не иметь непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, поскольку являются внешними по отношению к ней, поэтому эти мотивы и называются внешними. Напротив, в случае действия экстрин-сивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие, социальные льготы), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мы считаем, что курсанта к изучению того или иного предмета могут побуждать различные мотивы, в том числе и познавательные. Познавательная мотивация курсанта побуждает его к процессу интеллектуальной деятельности: размышлениям, решению задач, проявлению различных форм интеллектуальной активности.

2. Большинство респондентов отмечали материальную заинтересованность и стабильность. Действительно, в последние годы в России появились возможности самоутверждения личности за счет финансового положения при отсутствии высокого уровня образования. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху, а у многих из них усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего. В этой связи следует напомнить мнение В.П. Тугаринова, который писал: «Цель отличается от потребности и от интереса. Без потребностей и интересов не было бы ценностей, но потребности и интересы сами по себе ценностями не являются.

Голод и жажда — вовсе не ценности, это — страдания. Ценностями оказываются хлеб и вода, то есть вещества, которые удовлетворяют, погашают эти страдания»7.

3. Опрос показал, что на момент поступления в вуз МВД у основной массы курсантов в возрасте от 17 до 19 лет были экстринсивные мотивы, что при определенных условиях недостаточно для побуждения к деятельности. Нами выявлено, что 7 человек из 120 опрошенных не могут сформулировать свои мотивы, что говорит об их социальной незрелости. При этом никто из опрошенных не отметил выбор профессии соответственно своим способностям и интересам.

Мы считаем, что такие ответы связаны с возрастом опрашиваемых, когда происходит их самоидентификация, интериоризация, то есть принятие социальных норм.

4. Большинство респондентов считают поступление в вуз МВД своим достижением, поскольку большой конкурс и сложная система отбора заставила курсантов подготовиться к нему заблаговременно.

5. Анализ данных опроса позволил нам сделать вывод: курсанты достаточно расплывчато представляют свое профессиональное будущее, не умеют планировать свои будущие достижения, их жизненные перспективы представлены в виде плана-мечты (обеспеченная жизнь, хорошая работа, карьера, счастливая семья).

6. Из 120 опрошенных нами курсантов на вопрос о трудностях, с которыми они могут столкнуться на службе, 25 человек отметили ненормированный рабочий день, 26 — сложности в общении с коллегами, гражданами. Это свидетельствует о том, что у курсантов не сформированы социально-коммуникативные умения и навыки, то есть способности к прогнозу развития социальных ситуаций, продуктивному взаимодействию с гражданами, преодолению барьеров в социально ориентированном общении, грамотному построению речевых высказываний, умению сформулировать свои мысли, к восприятию эмоций, чувств и переживаний, как собственных, так и чужих.

При создании социально-педагогического портрета курсанта вуза МВД учитывались индивидуальные особенности личности, интеллектуальные и коммуникативные качества. Мы пришли к выводу, что они играют важную роль в процессе формирования у курсантов социально-коммуникативных умений и навыков.

Анализ опроса показал, что большинство курсантов имеют средний уровень интеллектуальных способностей, в общении предпочитают привычный круг знакомств. Мы относим это к социально-психологическим особенностям современного молодого поколения. Напомним, что в юношеском возрасте изменяется отношение к себе и окружающему миру, формируется самооценка, чувство взрослости, появляется оценка собственных способностей, потребностей, притязаний, осущест-

вляется попытка построения определенных жизненных планов.

Для молодежи также характерна высокая степень эмоциональности в поведении и отношениях, она в большей степени подвержена психологическим кризисам. Молодым людям свойственна ориентация на внутренние проблемы и стремление к изоляции, одиночеству. Они стремятся к самостоятельности в поведенческом, эмоциональном, моральном аспектах.

Заметим, что в молодежной среде изменяются приоритеты во взаимоотношениях: более значимыми становятся отношения со сверстниками, менее значимыми — отношения с представителями старшего поколения. Для молодежи характерна категоричность суждений, юношеский максимализм. Учитывая эти факторы, мы считаем, что в процессе обучения следует обратить внимание на такие формы работы с курсантами вуза МВД, как:

— проведение профилактических бесед и индивидуальных консультаций;

— активные формы социального обучения (тренинги социально-коммуникативных умений и навыков, развитие навыков уверенности в себе, проведение тренинговых упражнений и т. д.);

— организация досуга в вечернее время и выходные дни: проведение экскурсий по городу и его достопримечательностям, организация просмотра кинофильмов и др.

При работе необходимо учитывать, что процесс адаптации курсантов к новым условиям проживания вдали от дома достаточно сложный. Поэтому необходимо тактичное неформальное наблюдение за курсантами.

Представляется, что для развития высокой мотивированности курсантов к процессу обучения и профессиональной деятельности необходимо оптимальное сочетание материального и морального поощрения, например, предоставление дополнительных увольнений в город, поощрение и др.

На наш взгляд, необходимо также выявление индивидуальных потребностей курсантов, о которых можно узнать через регулярное общение с ними профессорско-преподавательского состава вуза МВД.

Таким образом, данные опроса курсантов вуза МВД позволили нам создать портрет курсанта-пер-вокурсника. В этом «портрете» курсант вуза МВД предстает как молодой человек, имеющий средний интеллектуальный уровень развития, не обладающий социальным опытом, ищущий ответы на многие проблемные вопросы, выбирающий поведенческие реакции в новых для себя жизненных ситуациях, ориентированный на привычный круг общения. Для него важны престиж профессии, высокий социальный статус, высокий уровень доходов, романтика в работе. Не меньшее значение для него имеют также близкие люди и семейные ценности.

Социально-педагогический портрет курсанта-первокурсника вуза МВД является предпосылкой для успешной работы профессорско-преподава-

ЧапракА.А. Социально-педагогический портрет курсанта-первокурсника вуза МВД

ЧапракА.А. Социально-педагогический портрет курсанта-первокурсника вуза МВД

трибуни молодого ученого

тельского состава над раскрытием потенциала курсанта в период обучения.

Примечания

1. См.: Грибанов А.В. Педагогические условия социального становления личности курсанта вуза МВД России: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://yanko.lib.ru/books/psycho/ rubinshteyn=osno vu_obzhey_psc.pdf

3. См.: Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, стереотип. М.; Воронеж, 1997.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т.; Т. 4,

ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.myword.ru

5. Гладышева И.А. Педагогические условия социальной ответственности у студентов негосударственного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006.

6. См.: Пигузова Н.Н. Теоретические основы развития диалогового мышления учащихся в процессе обучения истории [Электронный ресурс]. URL: http://www.herzen. spb.ru/img/files/m1 ch a/m etodika/Teo reticheskie_os no vai. pdf

7. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители». Вып. 1 . СПб., 2000. С. 40—44.

A.B. Шухарева

Шухарева Анна Васильевна — преподаватель кафедры гражданского права и процесса, Нижегородская академия МВД

России (603144, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3)

E-mail: Dychko-anna@mail.ru

Мониторинг утративших силу нормативных правовых актов как средство повышения эффективности современного правотворчества

Данная статья посвящена анализу правового мониторинга как средства выявления и учета документов, утративших свою регулятивную ценность. Автором исследуется предложение по введению рейтинга правовых актов, обосновывается необходимость формирования федерального регистра утративших силу нормативных правовых актов. Анализу подвергается практика проведения ревизии правовых актов различных уровней, принятых в СССР и действующих до сих пор.

This article analyzes the legal monitoring as a means of identifying and accounting acts, which have lost their regula-toryvalue. The author examines a proposal to introduce legislation rankings, and the necessity of the formation of the federal register expired regulations. The author analyzes the subject of the audit practice of acts of different levels adopted in the USSR, which are still in effect.

В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также докладах Совета Федерации неоднократно затрагивалась тема правового мониторинга, отмечалось его огромное значение. Мониторинг законодательства признают наиболее рациональным и перспективным способом как повышения эффективности правового регулирования в целом, так и функционирования отдельных институтов права.

Отмечая необходимость совершенствования процедуры мониторинга правовых актов, имеющего целью определение утративших силу документов а также прекративших свое регулятивное воздействие на общественные отношения, нужно указать на положительную практику такой деятельности, сложившуюся, в частности, в органах судебной власти. Так, согласно Приказу Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26 января 2001 года № 10 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения фондов правовой информации в системе

Судебного департамента», на первой странице документа, которым признаются утратившими силу другие акты, в правом верхнем углу ставится простым карандашом буква «И» (документ имеет статус изменяющего).

В Судебном департаменте на хорошую плановую основу поставлен процесс формирования картотеки утративших силу актов. «При полной утрате силы нормативным актом — все листы с текстом акта перечеркиваются по диагонали непрерывной линией и в верхней части титульного листа делается запись “у.с.”». При этом учетная карточка на этот акт перечеркиваются непрерывной красной линией по диагонали, а в верхней части карточки делается такая же запись, как на акте. После этого карточка ставится в специальный раздел картотеки для утративших силу и отмененных актов. В этот же раздел относятся карточки на акты, нормативное содержание которых исчерпывается внесением изменений в утратившие силу и отмененные акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.