Научная статья на тему 'Научно-педагогическая школа Бориса Зиновьевича вульфова: эпоха, идеи, судьбы, наследники'

Научно-педагогическая школа Бориса Зиновьевича вульфова: эпоха, идеи, судьбы, наследники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1089
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УЧИТЕЛЬ / SCIENTIFIC SCHOOL / PEDAGOGY / UPBRINGING ACTIVITY / YOUTH ORGANIZATIONS / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репринцев Александр Валентинович

Статья посвящена освещению жизни и деятельности известного педагога, ученого, просветителя Б.З. Вульфова. Показаны основные подходы ученого к объяснению педагогических явлений, охарактеризована научная школа Б.З. Вульфова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-pedagogic school of Boris Zinov'yevich Vul'fov: epoch, ideas, destinies, successors

The article is dedicated to highlighting life and activity of well-known pedagogue, scientist, enlightener B.Z. Vul'fov. The scientist's main approaches to explaining pedagogic phenomena are shown, B.Z. Vul'fov's scientific school is characterized.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогическая школа Бориса Зиновьевича вульфова: эпоха, идеи, судьбы, наследники»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ Б.З. ВУЛЬФОВА

УДК 37.091.4

Репринцев Александр Валентинович

доктор педагогических наук, профессор Курский государственный университет reprintse v@mail. т

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА БОРИСА ЗИНОВЬЕВИЧА ВУЛЬФОВА: ЭПОХА, ИДЕИ, СУДЬБЫ, НАСЛЕДНИКИ

Статья посвящена освещению жизни и деятельности известного педагога, ученого, просветителя Б.З. Вуль-фова. Показаны основные подходы ученого к объяснению педагогических явлений, охарактеризована научная школа Б.З. Вульфова.

Ключевые слова: научная школа, педагогика, воспитательная деятельность, молодежные организации, учитель.

В широкой палитре направлений современных научных поисков, ориентированных на осмысление проблем философии образования и социального воспитания молодежи, несомненно, вполне состоявшейся и состоятельной выглядит научно-педагогическая школа Бориса Зиновьевича Вульфова. Следует сразу сказать, что появление этой научно-педагогической школы не было «смыслом всей жизни», «целенаправленным деянием», «сверхзадачей» ее основателя, - она выкристаллизовалась из образа жизни этого талантливого педагога и мыслителя, стечения обстоятельств его жизни, совокупности событий, позволивших Борису Зиновьевичу встретить на своем жизненном пути высокоинтеллигентных учителей и коллег, мудрых наставников, авторитетных ученых, верных друзей и преданных учеников. Все это вместе и породило феномен научно-педагогической школы Б.З. Вульфова, получившей свое выразительное оформление в отечественной психолого-педаго-гической науке в последней четверти XX - начале XXI века.

Прежде всего, следует сказать, что в истории науки сформировались вполне конкретные представления о феномене научно-педагогической школы. В частности, под научно-педагогической

Не важно - есть ли у тебя преследователи, а важно - есть ли у тебя последователи!..

Е. Евтушенко

школой понимают «исторически сложившийся в процессе совместной работы, устойчивый и развивающийся на протяжении ряда лет коллектив, возглавляемый известным ученым, отличающийся родственностью научных интересов его членов, общностью методологических подходов к решению научных проблем, успешно сочетающий проводимые им научные исследования в актуальных направлениях науки с активным участием в подготовке высококвалифицированных профессиональных кадров. Всегда главной чертой научной школы являются учителя и ученики. Формирование научной школы не одномоментный акт, для ее становления необходимо как минимум два, а то и три поколения» [23].

С этих позиций посмотрим, как исторически складывалась научно-педагогическая школа Б.З. Вульфова? Какие теоретические идеи получили оформление и развитие в рамках этой научно-педагогической школы? Какие вехи претерпела школа в своем развитии? Кто сегодня развивает идеи своего Учителя и несет его эстафету?

Борис Зиновьевич Вульфов родился 20 февраля 1932 на Сумщине, недалеко от Глухова, в небольшом украинском городке Кролевец. В восьмилетнем возрасте родители перевезли его в Москву Борис рос любознательным ребенком,

блестяще учился в школе, проявлял интерес к искусству. Однажды он рассказал о том, что 22 июня 1941 года отец должен был вести его на прослушивание в музыкальную школу по классу скрипки... Но музыка не стала его профессией...

После блестящего окончания школы восемнадцатилетний Борис Вульфов поступил в МГПИ им. В.И. Ленина, на филологический факультет. Студенчество тех лет жило в особой атмосфере -ожиданием глубоких социальных перемен, демократизации общественной жизни. Отечественная литература 1950-х годов стала общественной трибуной, выражавшей ожидания молодежи, ее надежды. В эти годы Борис Зиновьевич погружается в атмосферу активной молодежной жизни, острых литературных дискуссий, знакомится со своими коллегами по институту - студентами Петром Фоменко, Юрием Ряшенцевым, Юрием Визбором. Институт в 1950-1960-е годы славился не только своим профессорско-преподавательским составом (его называли «Второй МГУ»). В 1950-1960 годы здесь учились талантливые молодые люди, впоследствии сыгравшие большую роль в развитии отечественной литературы и искусства. Во многом именно они создали культуру «шестидесятников», ставшую символом общественных перемен и социально-политической «оттепели». Это писатели Ю. Коваль, М. Харитонов, В. Коржиков, С. Иванов, Л. Мези-нов, В. Распутин; поэты Ю. Ряшенцев, И. Г абай; драматурги М. Рощин, В. Пьецух; режиссеры П. Фоменко, Г. Бабушкин, В. Македонский, Э. Херсонский; журналисты М. Кусургашев, В. Дворцов, П. Асс; певец, народный артист России С. Яковенко. Из студенческой среды вышло целое созвездие российских бардов: Ю. Визбор,

A. Якушева, Ю. Ким, Б. Вахнюк, С. Богдасарова,

B. Олейников, В. Чернов, позднее - В. Егоров,

B. Долина, А. Васин, В. Бережков, Д. Белухин, Ю. Шмалько. Известно, что аббревиатуру МГПИ в 1950-1960-е годы расшифровывали как «Московский государственный поющий институт». Авторская песня как массовое социокультурное явление зародилась именно в МГПИ.

Среди выпускников МГПИ тех лет оказались очень известные, талантливые педагоги, ученые, руководители образовательных учреждений -

C.Р. Богуславский, Б.В. Григорьев, В.И. Ядешко, В.А. Сластенин и др. Их студенческая дружба растянулась на многие годы, предопределив жизненную позицию, мировоззрение, отношение

к людям, к профессии, к социальной действительности. Но поэтическая атмосфера филологического факультета, обращенная к острым проблемам социальной реальности, порождала и особое, уважительно-бережное отношение к слову, к заключенному в нем смыслу, к богатству и выразительным возможностям русского языка. Значительное влияние на студенчество первой половины 50-х годов оказали блистательные преподаватели МГПИ, среди которых были проф. М.М. Рубинштейн, проф. Н.Д. Левитов, проф. Н.М. Шуман, проф. С.М. Ривес, проф. К.Н. Корнилов, проф. И.Ф. Свадковский. - Целая плеяда талантливых ученых и преподавателей, сама атмосфера педагогического института и знаменитого филфака МГПИ формировали студенчество как среду социально активных, инициативных людей, небезразличных к проблемам социального бытия личности, миссии культуры и образовании в изменяющемся обществе. Эти обстоятельства оказали значительное влияние и на становление личности Бориса Зиновьевича Вульфова.

После окончания МГПИ им. В.И. Ленина Борис Зиновьевич Вульфов вместе с женой, выпускницей того же филфака, Ольгой Владимировной Давыдовой уезжает по распределению в Иркутск, где успешно преподает в школе, обретает свой первый педагогический опыт. Все последующие годы Борис Зиновьевич часто вспоминал тот, иркутский период своей жизни, когда формировалось его педагогическое кредо, шло становление его социальной и профессиональной позиции - вспоминал своих более опытных наставни-ков-коллег, уважительно называл их всех по имени-отчеству, ценя их пример и отношение к учительскому труду, к детям.

В конце 1950-х гг. в стране появляются предпосылки для педагогического творчества, возникают очаги экспериментирования («липецкий опыт», «белгородский опыт»), появляются яркие фигуры директоров школ, педагогов-энтузиастов, наиболее органично отражающих собой социальную направленность осуществляемых в педагогике поисков и экспериментов. Эдуард Георгиевич Костяшкин (1922-1981) работал в то время директором школы N° 544 г. Москвы и в наибольшей степени воплотил в себе социально-педагогическую сущность осуществляемых поисков в сфере социального воспитания «трудных» детей. С этой же проблематикой были связаны и его научные поиски. Сам по себе Эдуард Геор-

гиевич производил очень сильное, неизгладимое впечатление - и на педагогов, и на детей: рост под два метра, огромный кулак, хрипловатый голос ... При этом он сам был яркой, творческой личностью: любил петь, писал стихи, хорошо рисовал, много путешествовал. Но главное - в свой педагогический коллектив школы Э.Г Костяшкин подбирал таких же, как и сам, нестандартных педагогов. В середине 1950-х гг. Костяшкина назначили во главе специальной школы для трудных детей, которых он сумел перевоспитать. А в 1958 г. с помощью заведующего РОНО Г. Гасилова он создает первую в стране школу полного дня.

В это же время Борис Зиновьевич и Ольга Владимировна были вынуждены вернуться в Москву - в их помощи нуждались родители, у них уже была дочь Татьяна, а в 1963 году родился сын Алексей1... Вернувшись в Москву, Борис Зиновьевич приходит на работу в школу-интернат, которым руководил Э.Г. Костяшкин. Эта встреча и время работы с Э.Г. Костяшкиным оказывается судьбоносным в жизни Б.З. Вульфова. Борис Зиновьевич, вспоминая этот период, часто рассказывал о том, как справлялся его шеф с крепкими и умудренными жизнью воспитанниками интерната. При этом все сюжеты, воспроизводимые Борисом Зиновьевичем, убеждали в абсолютной гуманности Э.Г. Костяшкина, его педагогической мудрости, необычайном таланте и проницательности, уважительном отношении к нему со стороны его «трудных» воспитанников...

В середине 1960-х годов проходит обсуждение, а затем принимается решение о начале эксперимента с введением в структуре общеобразовательных школ новой должности - организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Эта идея была очевидна для многих руководителей школ - нужен был координатор всей воспитательной работы в школе и в микрорайоне, обеспечивающий ее системность, преемственность, интегрирующий ее в целостный педагогический процесс. Разработку и апробацию модели деятельности организатора внешкольной и внеклассной воспитательной работы попытались осуществить у себя в школах ряд энергичных директоров. Так Борис Зиновьевич оказался в эпицентре масштабного эксперимента, на себе проверяя целесообразность, функции, содержание и методику деятельности организатора, наиболее эффективные формы его работы в школе, механизмы и способы взаимодействия с соци-

альным окружением. Этот опыт и будет положен им в основу одной из широко известных его книг, изданных не только в СССР, но и во многих странах «социалистического содружества» [11].

Яркого и глубокого педагога, с выраженным аналитическим складом мышления не могли не заметить сотрудники научно-исследовательского института общих проблем воспитания АПН СССР, курировавшие эксперимент по отработке содержания и организации эффективного взаимодействия школы и общественных молодежных организаций в социальном воспитании школьников. Так Борис Зиновьевич Вульфов оказался в фокусе внимания руководителей НИИ, заинтересованных в привлечении в педагогическую науку перспективных кадров. В 1960-е годы произошла важная для Бориса Зиновьевича встреча с Марком Михайловичем Ященко - заведовавшим отделом педагогики комсомольской работы в школе НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. Их отношения превратились в прочную дружбу и продуктивное сотрудничество.

Работа в НИИ ОПВ АПН СССР предопределила спектр научных исследований Б.З. Вульфова, тематику выполнявшихся под его руководством диссертаций, сущность и содержание воплощенных в этих исследованиях идей. Надо сказать, что появившаяся в конце 1970-х годов коллективная монография «Воспитательная деятельность школьной комсомольской организации» не очень вписывалась в контекст осуществлявшейся в ту пору официальной идеологии и практики социального воспитания: авторы уже говорили в ней о формализации жизни этой общественной организации, откровенно ставили острые проблемы нравственного воспитания в школьном комсомоле. Правда жизни - ведущий принцип научноисследовательской деятельности Б.З. Вульфова -очень рельефно проявил себя в этой коллективной монографии. Публикации Б.З. Вульфова в эти годы очень остро отражают противоречивость жизни молодежи: с одной стороны молодежь явно тяготеет к новому, свежему, незаорганизо-ванному и незаидеологизированному проявлению своей самостоятельности, творчества, активности, а с другой - она все реальнее ощущает внешнее идеологическое, регламентирующее ее жизнедеятельность давление, «рамки», «границы», которые сковывают молодежь, лишают ее инициативы и субъектности в общественной жизни. Борис Зиновьевич пытался искать выход для

общественной организации в развитии субъект-ности комсомольского коллектива, активизации самодеятельных начал первичных коллективов старшеклассников, налаживании продуктивного взаимодействия педагогов и комсомольцев-школьников, полагая, что взрослые обеспечат необходимое социальное пространство для реализации такими коллективами собственной субъектности, окажут им помощь и поддержку. Но комсомол не мог получить реальной самостоятельности, ибо идеологически находился в подчиненном положении и неизбежно превращался в адепта КПСС. Многие диссертации аспирантов Бориса Зиновьевича и его собственные публикации в эти годы только лишь иллюстрировали это зависимое положение комсомола и невозможность его преодолеть .

В этом плане весьма нестандартной и откровенно острой оказалась диссертация аспирантки Б.З. Вульфова Марины Васильевны Макаровой «Нравственное формирование личности комсо-мольца-организатора» (М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1987). Читая сегодня строчки автореферата диссертации М.В. Макаровой, невольно возникает аналогия с современной социальной реальностью: «На протяжении длительного времени быстрота накопления проблем опережала темпы их решения. Подмена дел словами, карьеризм, парадность, очковтирательство, погоня за массовостью при приеме в комсомол в ущерб индивидуальной работе привели к серьезным издержкам в нравственном формировании многих комсо-мольцев-школьников, прежде всего выборного комсомольского актива» [19, с. 1] ... В сущности аспирантка и ее научный руководитель констатировали трагическое рассогласование между нравственными требованиями комсомольского коллектива и поведением его членов, двойственность нравственных ориентиров многих старшеклассников. Надо сказать, что это было очень смелое заявление даже на фоне декларируемой «гласности», «демократизации», «перестройки» и «нового мышления» недолгой и печальной горбачевской эпохи. Это ли не показатель научной смелости и честности, гражданского мужества и зрелости начинающего молодого ученого и ее научного руководителя?! Думается, что это яркий и убедительный пример реальных нравственных норм и традиций в научно-педагогической школе Б.З. Вульфова. В этом же ключе, в этой же системе нравственных координат были выполне-

ны в эти годы и другие исследования под руководством Б.З. Вульфова.

Среди огромного количества публикаций Бориса Зиновьевича особое место занимают работы, посвященные формированию активной жизненной позиции старшеклассников. В отделе педагогики пионерской и комсомольской работы НИИ ОПВ АПН СССР коллеги его шутливо называли «Отец АЖП», принимая во внимание фундаментальность проработки им теоретико-методологических аспектов формирования такой позиции у старших школьников... Борис Зиновьевич действительно в 1970-е - начале 1980-х годов много писал и размышлял о природе такой позиции личности, особенностях ее формирования в юношеском возрасте, механизмах и факторах закрепления в личности старшеклассника. Через публикации этих лет красной нитью проходит идея о единстве слова и дела, о согласовании декларируемых и поведенческих проявлений личности. Надо сказать, что в ряду многочисленных авторов, размышлявших и феномене активной жизненной позиции и публиковавших свои работы в эти годы, идеи и подходы Б.З. Вульфова получили широкую поддержку и одобрение научно-педагогической общественности. Среди этих авторов были известные корифеи советской педагогики - Н.И. Болдырев, Е.В. Бондаревская, Р.Г. Гурова, А.В. Киричук, З.В. Коваленко, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко,

Э.И. Моносзон, ГН. Филонов, М.М. Ященко и др. Эта работа во многом совпадала с деятельностью лаборатории педагогики комсомольской работы, возглавляемой М.М. Ященко. Не случайно в эти годы были защищены кандидатские диссертации, посвященные формированию активной жизненной позиции старшеклассников в работе комсомольской организации (O.K. Зидс, 1979), в деятельности ученического коллектива (В.Н. Бара-нок,1980), в работе классного руководителя (И.Д. Демакова, 1979), в системе внешкольных учреждений (И. Рябченко, 1983), в деятельности временного коллектива (В.Д. Иванов, 1979). В ряде исследований этих лет проблема формирования активной жизненной позиции старшеклассников затрагивается в связи с решением других педагогических задач: формирования идейной убежденности (Ю.И. Елова, 1978; И.А. Шевченко, 1978); общественной (И.Д. Аванесян, 1977) и социальной активности (Г.М. Иващенко, 1972; К.Г Столыпина, 1979); мировоззрения (Л.В. Шевченко, 1976; Н.А. Чернышева, 1979).

Активная жизненная позиция рассматривалась Б.З. Вульфовым как совокупность общественно направленной деятельности и отношений старшеклассника к окружающему миру - к обществу, к общественно полезной деятельности, к коллективу, к самому себе. Действенность позиции заключается в сопричастности ко всем событиям, происходящим в стране, непримиримости к отклонениям от норм общественной морали. По его мнению, реализация позиции личности, ее активности предполагает возможность выбора целей и средств их достижения, так как в них наиболее полно проявляется активность, индивидуальность и самостоятельность личности. Тем самым Борис Зиновьевич прочно связывал позицию личности с ее отношениями, в частности, с отношением к реальным духовным ценностям, накладывающим отпечаток на постановку целей, выбор путей и средств их реализации, выбор направленности деятельности. Активная жизненная позиция в структурном отношении органично сопряжена с целями, потребностями личности, мотивами ее деятельности, являющимися внутренними регуляторами поведения. Важными компонентами активной жизненной позиции старшеклассника являются знания; убеждения; отношения; деятельность по достижению общественно значимых целей; умения и навыки; нравственные качества. Основным системообразующим структурным компонентом активной жизненной позиции, ее основой является мировоззрение, которое определяет реализацию жизненной позиции личности, проявляется в деятельности и поведении соответственно осознанным целям.

Наиболее полно лидер развивающейся научно-педагогической школы смог выразить свои идеи о месте и роли школьной комсомольской организации в системе воспитания личности старшеклассника в своей докторской диссертации, которая блестяще была защищена 1 марта 1990 года в диссертационном совете НИИ ОПВ АПН СССР. Оппонентами по диссертации Б.З. Вульфова были профессор А.В. Иващенко, профессор А.А. Деркач, профессор А.В. Зосимовский. Примечательно, что еще тогда, в 1989 году, предвидя сложный период в жизни общества, Борис Зиновьевич подчеркивал: «Выход школьного комсомола из кризиса, т.е. эффективная реализация его подлинного воспитательного потенциала, обусловлены не только внутренней перестройкой деятельности организации, но и активизацией ее связей с дру-

гими элементами системы воспитания подрастающих поколений - на единых основах общественно значимого удовлетворения потребностей и интересов старшеклассников; соответствующие процессы станут результативными лишь в ряду и в итоге тех социально-политических изменений, которые предполагаются перестройкой: преодолеть кризис можно только ликвидировав причины, его вызвавшие. Поэтому системный анализ в данном случае не субъективная прихоть исследователя, а объективно необходимое эвристическое средство познания и преобразования действительности. .Возрождение организации, выход ее из кризиса потребует длительного, в несколько поколений учащихся и учителей, времени и предполагает сокращение ее количественного состава при качественном росте самодеятельных начал, самодеятельности и инициативы» [13, с. 89]. Очевидно, что Б.З. Вульфов не только констатировал сложившуюся ситуацию в социальном воспитании юношества, но и дал научный прогноз, отражающий реалии общественной жизни, перспективы развития социальной активности молодежных организаций и движений.

Среди направлений исследований в научнопедагогической школе Б.З. Вульфова значительный интерес представляют работы, посвященные взаимодействию детских и юношеских общественных объединений с педагогическим коллективом школы. Понятно, что эффективность социального воспитания юношества во многом обусловлена содержанием и характером такого взаимодействия, пониманием специфики реализуемых субъектами взаимодействия функций при общности целей их деятельности. В ряду публикаций Бориса Зиновьевича, посвященных этой проблематике, особый интерес представляют работы, написанные им вместе с В.Д. Ивановым и С.Е. Хозе. Надо сказать, что работа Бориса Зиновьевича в эти годы над рукописями была значительно осложнена серьезными проблемами со зрением, перенесенными им операциями в офтальмологическом центре С.Н. Федорова. Тем не менее, договора с издательствами нужно было выполнять и Борис Зиновьевич вынужден был надиктовывать текст, чтобы успеть вовремя сдать книгу в издательство. Так было в 1986 году, когда буквально из-под пера рукописные страницы с текстом переправлялись машинистке, а потом уже подвергались редакторской правке. Тем не менее, книга вышла в срок!

Обратим внимание на мощную психологическую основу в трактовке Б.З. Вульфовым феномена взаимодействия субъектов социального воспитания юношества: опираясь на работы своих близких друзей Л.И. Уманского и А.Н. Лутош-кина, Борис Зиновьевич обосновал наиболее эффективные пути осуществления взаимодействия педагогов и старшеклассников. Среди этих путей - достижение взаимопонимания; обогащение взаимоотношений; обеспечение взаимовлияний, развитие творческого содружества [18, с. 73-198]. Сегодня такой подход кажется вполне естественным, но тогда это был свежий взгляд на природу отношений педагогов и старшеклассников, из которых исключалось императивное давление, приказ, диктат, жесткая субординация, «подчинение воли воспитанника воле педагога» (А.С. Макаренко). Борис Зиновьевич вел разговор о субъектности личности, ее праве на самостоятельный выбор жизненных целей и средств их достижения, о позиции взрослых как помощников в социальном становлении будущего гражданина.

Так случилось, что 1991 год со всеми его социальными потрясениями и изломами превратил все позитивные идеи социального воспитания молодежи в отторгнутое новейшей российской историей «советское прошлое», из которого по старой русской традиции «вместе с водой выплеснули и ребенка». Только через десять мучительных и бесплодных лет начнется «возрождение институтов социального воспитания», вспомнят о пионерии и комсомоле, появятся «Наши», «Молодая гвардия». Вновь педагогическая наука начнет «возвращение на круги своя», отдавая должное наработкам и идеям исследователей 1970-1980-х годов...

Анализ феномена активной жизненной позиции юношества неизбежно приводил к фиксации исследователями зависимости ее состояния от потенциала и характера влияний внешней социально-педагогической среды. В целом ряде исследований было выявлено наличие широко распространенного внутреннего конфликта личности, порожденного состоянием внешней социальной реальности, в которой благие намерения и порывы социально активной личности часто сталкивались с неприятием окружающих людей, их социальным нигилизмом, равнодушием, апатией, инертностью. Среда, окружающая старшеклассника, часто оказывалась (и оказывается!) вне-

шним тормозом, сдерживающим, а иногда и разрушающим проявления активности личности, ее созидательные установки и стремление изменить окружающий мир. На этом фоне неизбежно рос интерес к состоянию внешней среды социального становления юношества, влиянию различных средовых факторов на реализацию творческого потенциала личности, возможности моделирования эффективных социально-педагогических сред. Так постепенно в работах Б.З. Вульфова обозначился дрейф к проблемам средового подхода в социальном воспитании молодежи. В немалой степени его интерес подкреплялся сотрудничеством с известными исследователями, работавшими в этом же направлении - Л.И. Новиковой, А.Т. Куракиным, А.В. Мудриком, Л.П. Буевой, Е.П. Белозерцевым, М. Хейдметсом, Ю.С. Мануйловым и др. Интерес Б.З. Вульфова к средовой проблематике был ощутимо подкреплен в 1980-е годы сотрудничеством с В.Д. Семеновым, готовившимся к защите докторской диссертации. В частности, основные идеи реализации средового подхода были изложены Б.З. Вуль-фовым и В.Д. Семеновым в их совместной книге «Школа и социальная среда: взаимодействие». Эта небольшая книжечка и сегодня активно используется исследователями средовой проблематики, служит хорошим теоретическим фундаментом в разработке и реализации средовых социально-педагогических концепций.

Одним из важных направлений в развитии научно-педагогической школы Б.З. Вульфова стало исследование проблем становления и развития воспитательных систем в образовательных учреждениях различных типов. Интерес к воспитательным системам у Бориса Зиновьевича возник на фоне погружения в методологию системного подхода, когда предпринимались попытки вписать влияния школьной комсомольской организации в целостную систему социальнопедагогических влияний школы, когда средовой подход предполагал вычленение системы факторов и обеспечение их интеграции в целостный воспитательный процесс. Борис Зиновьевич подчеркивал основное обобщающее свойство системы - ее целостность. Целостность означает, что, в сущности, «всегда влияет не какой-то один элемент системы, а вся система и на все социальные проявления личности юного гражданина - деятельность, отношения, общение; оказывается влияние на все процессы в коллективе: самореализа-

цию и групповую дифференциацию, подъем и спад, динамику общественного мнения, самоуправления и т.д.; стимулируются все составляющее деятельности - принятие решения, выбор пути, планирование, организация, корректировка, анализ; тем самым оказывается влияние на все сферы личности старшеклассника - рациональную, идейно-нравственную, эмоциональноволевую. Так достигается гармония системы с конкретными условиями и обстоятельствами, в которых она существует, реализуя свой воспитательный потенциал. В то же время сочетание четкости цели, общественно-политической направленности с гибкостью, изменчивостью, вероятностным характером многих элементов и связей открывает широкие возможности саморазвития, внутренней динамики самой системы -в пределах, разумеется, заданной определенности» [13, с. 21]. Подчеркивая сущность воспитательной системы как разворачивающегося процесса становления человеческой личности, Б.З. Вульфов акцентировал внимание на таких ее характеристиках, как активность, т.е. и реализация потенциала через практические действия целостности, влияние ее элементов и их связей на гражданское становление личности старшеклассника; иразвитие самой целостности, ее составляющих, обогащение потенциала системы [13, с. 24].

По мнению Б.З. Вульфова, системность - продуктивная методология изучения и практики социального воспитания, отвечающая идее сопряжения противоречий целостной деятельности, отношений и общения личности юного гражданина (на уровне идеала и реальности) с противоречивым же единством ее социализации, воспитания и развития. Это выводит системный подход за, и без того широкие, рамки гносеологии и теории, обеспечивая их диалектическое единство. Кроме того, системный анализ практики социального воспитания показал объективную необходимость отказа от традиционного для застойного периода социоцентризма в пользу характерного для перестройки возвышения человеческого фактора, общечеловеческих ценностей. Не человек для системы, но система для человека -в этой полярной переориентации суть осуществляемых поисков повышения эффективности социального воспитания юношества. Главным критерием оценки состояния системы, по мнению Б.З. Вульфова, выступает отношение к ней самих воспитанников, ощущение ими ее необходимос-

ти, потребности в ее существовании - и объективном, и субъективном. Чем «плотнее» такое соотнесение, тем глубже реальное влияние изучаемой системы на развитие личности. Как и всякое развивающееся явление, воспитательная система может глубоко, на уровне системообразующих свойств изменяться только системно, всеми ее компонентами, внешними и внутренними связями, вместе с переменами в макросистеме воспитания юных граждан.

Борис Зиновьевич горячо поддерживал исследователей, отважившихся взяться за системный подход в социальном воспитании молодежи, обратившихся к разработке теории и практики становления и развития воспитательных систем в образовательных учреждениях различного типа. Он с радостью читал статьи и книги одного из близких своих друзей Владимира Абрамовича Кара-ковского, он интересовался и страстно поддерживал на всех этапах продвижения к защите Евгения Николаевича Степанова. Но особый интерес в этом контексте вызывали у Бориса Зиновьевича школы-комплексы - уникальное социальнопедагогическое явление, наиболее мощно укоренившееся на Белгородчине. Этот этап в его жизни совпал с работой в лаборатории учебно-воспитательных комплексов, которой руководил Михаил Маркович Плоткин - один из близких друзей Б.З. Вульфова. В эти годы Борис Зиновьевич много ездил по стране, знакомился с практическим опытом деятельности школ-комплексов, участвовал в научно-практических конференциях. Школы-комплексы были перспективной моделью «школы полного дня», о которой в свое время мечтал еще Э.Г. Костяшкин, - Борису Зиновьевичу был приятно видеть практическую реализацию идеи своего наставника во многих регионах страны, наблюдать, как пробиваются к жизни мощные ростки перспективной педагогической идеи.

Его особый интерес в эти годы вызывал про-цессрефлексии педагогом собственного педагогического опыта. Он собирает материал для книги, которая вскоре выйдет в соавторстве с В.Н. Харькиным [17]. По мнению Бориса Зиновьевича, профессиональное самосовершенствование педагога в его процессуальной логике представляет собой «движение» педагогического сознания по «вертикали» - от «Я-реального» к «Я-идеальному». Такое рефлексивное самосовершенствование предстает как целенаправленный,

осознанный и непрерывный поиск и анализ способов собственного роста на основе внутреннего побуждения педагога, расширение границ его субъектного бытия. Динамика и направленность профессионально-личностного самосовершенствования педагога опосредованы субъектнорефлексивным развитием педагога. Содержание профессионально-педагогической рефлексии определяется потребностью в постоянном саморазвитии на основе осознания экзистенциальногуманистической, развивающе-преобразующей сущности педагогической деятельности. Борис Зиновьевич исходил их того, что конструктивная рефлексия предполагает осознание учителем реального уровня развития своих профессиональных личностных качеств, этапов профессионального пути, становления педагогического опыта в целом, осмысления им своих «ценностных переживаний» и затруднений в работе, отражения себя самого в качестве субъекта педагогической деятельности и субъекта саморазвития. Полифункциональность рефлексии педагога придает ей характер системообразующего фактора, определяющего эффективность педагогической деятельности, обусловливает динамику профессионального самосовершенствования. Рефлексия предполагает соотнесение педагогом себя с собственным эталоном, соотнесение возможностей своего собственного Я с тем, что требует избранная профессия, в том числе - с доминирующими социальными представлениями о ней. Педагогическая рефлексия, как и всякая профессиональная рефлексия, содержательно связана с особенностями педагогического труда и накопленным учителем собственным педагогическим опытом.

Вслед за Б.З. Вульфовым в науке начался целый бум исследований, посвященных проблематике развития рефлексии педагога. За последние 20 лет было защищено несколько десятков диссертаций, связанных с этим аспектом профессионально-личностного становления будущего педагога.

Последнее десятилетие XX века оказалось в буквальном смысле переломным: Борису Зиновьевичу пришлось перейти на работу в только что созданный Университет Российской Академии образования, он влился в энергичный и профессиональный коллектив кафедры педагогики, которой заведовал один из ведущих современных историков образования Г.Б. Корнетов. Кафедра успешно работала, вела масштабную учебную и научно-исследовательскую деятельность, мно-

го издавала учебных пособий и монографий. В конце 1990-х годов в издательстве УРАО выходит из печати учебное пособие «Основы педагогики». Оно выгодно отличается от многочисленных пособий, появившихся в эти годы: пособие не просто содержит изложение крупных теоретических вопросов, но и материалы для размышлений читателей, мнения студентов, фрагменты текстов работ выдающихся мыслителей прошлого и настоящего. Такой формат и содержание учебного пособия выглядели очень нестандартно, побуждая студентов размышлять о сущности педагогической деятельности, извечных парадоксах социального воспитания человека. Однако УРАО вскоре стал «яблоком раздора» - роскошный особняк в центре столицы оказался предметом интереса для многих состоятельных персон, пожелавших получить его в собственность... Борис Зиновьевич получает предложение перейти на работу на кафедру педагогического образования в МГОПУ им. М.А. Шолохова. Предложение было сделано заведующим кафедрой, профессором Е.П. Белозерцевым, который на рубеже 19701980-х годов был аспирантом в отделе педагогики комсомольской работы НИИ ОПВ АПН СССР. Такое предложение органично совпало с исследовательскими интересами Бориса Зиновьевича, обращенными к личности учителя, формированию его профессионального кредо, педагогической рефлексии. Работая на кафедре педагогического образования, Борис Зиновьевич оказывает энергичную помощь в продвижении к защите целого ряда докторских диссертаций, среди которых работы В.И. Беляева, Н.И. Загузова, А.М. Бу-лынина. В эти же годы судьба вновь свела и меня с Борисом Зиновьевичем: в 1996 году я стал его докторантом, обратившись к теоретическим основам профессионального воспитания будущего учителя.

Однако на кафедре в конце 1990-х годов произошли масштабные кадровые перемены и Борис Зиновьевич перешел на работу в Центр социально-педагогических исследований сельской школы, который возглавляли В.Г. Бочарова и М.М. Плоткин; Борис Зиновьевич был хорошо с ними знаком, даже дружен еще со времен совместной работы в НИИ ОПВ АПН СССР. Да и проблематика исследований была во многом ему знакома. Привлекала возможность вновь сотрудничать с Михаилом Марковичем Плоткиным, с которым их жизненные пути так прочно и на-

долго пересеклись. В сферу активного внимания Бориса Зиновьевича были вовлечены многочисленные аспиранты Центра. Следует подчеркнуть неуемную тягу Бориса Зиновьевича к молодежи. Он всегда был любимцем аспирантов, охотно читал лекции по методологии и методике педагогического исследования, вел аспирантские семинары. Это были самые интересные и самые полезные встречи! Они никогда не были формальными! Они всегда были ориентированы на реальную помощь начинающим исследователям.

В 1990-е годы Борис Зиновьевич особенно активно работал с молодежью, много ездил по стране, встречаясь с молодыми исследователями, поддерживая в них уверенность в продолжении научно-педагогической деятельности. Сложная полоса в жизни страны вынуждала многих из них уходить из образования, искать способы физического выживания в бесчеловечных условиях «рыночных реформ». Его можно было встретить в Костроме, Вологде, Томске, Новосибирске, Магадане, Ставрополе, Екатеринбурге, Волгограде, Воронеже, Челябинске, Пятигорске, Кишиневе, Одессе, Санкт-Петербурге, Курске, Туле, Ярославле . И для всех молодых людей он находил время и силы, внимательно вслушивался в каждое слово, в каждую мысль, в каждую идею, пытаясь помочь, подсказать, направить .

Именно поэтому Борис Зиновьевич частенько приезжал в Ярославль, Кострому, Курск, Ставрополь, Белгород, Вологду, где у него были друзья и ученики, которым он всегда был нужен, которые всегда ждали его и были ему рады. Такие поездки нередко шли вразрез с его личными, медицинскими нуждами, - он нередко откладывал на потом заботу о себе, считая, что он нужнее сейчас в Курске или в Костроме, чем на приеме у докторов. В Курске он был самым активным участником десяти (!) культурно-антропологических школ молодых ученых «Культура - Образование - Человек» (2001-2007 гг.), он с интересом слушал всех докладчиков, не акцентируя внимание на себе, но чутко вслушиваясь в каждое произнесенное слово! Восхищенный он иногда подходил и благодарил оратора за монолог. Так было и в Курске, в июне 2003 года, когда Борис Зиновьевич не удержался и поблагодарил за публичную лекцию Наталию Алексеевну Нарочницкую .

Первое десятилетие наступившего нового века прошло под знаком активного внимания Бориса Зиновьевича к проблемам философии

образования. Этому во многом способствовали его интенсивные личные контакты с видным отечественным философом, человеком энциклопедических знаний, невероятного обаяния Владимиром Александровичем Разумным2. Внимание Б.З. Вульфова оказалось обращено к сущности и природе педагогического процесса, взаимодействия детей и взрослых, пониманию результатов образования, воспитания, социализации, осмыслению миссии образования и интеллигенции в сохранении и развитии российской культуры, роли семьи в социальном воспитании ребенка, - это лишь малая часть проблем, ставших предметом размышлений Бориса Зиновьевича в эти годы.

Наступивший XXI век принес новые реалии в социокультурную действительность, в образовательную практику, в педагогическую науку. Б.З. Вульфов активно продолжает осмысление этих реалий, пытаясь соединить вечное, традиционное с новыми веяниями и тенденциями. Он пытается активно влиять на продвижение к защите диссертаций своих коллег: защищают докторские диссертации Е.Б. Евладова, А.В. Золотарева, И.И. Фришман, А.В. Волохов . Они не были непосредственными «учениками» Бориса Зиновьевича, но многому у него научились, воспользовавшись его мудрыми советами и поддержкой. В эти же годы успешно защищают диссертации и его собственные ученики, доказывая высокий уровень подготовки в научно-педагогической школе Б.З. Вульфова. Среди них - Г.Е. Пейсахо-вич, И.А. Петранцова, А.В. Машляковская, Е.В. Сподаренко. Помимо работы с аспирантами, Борис Зиновьевич постоянно был в разъездах, участвуя в работе диссертационных советов в качестве оппонента. И всегда это были глубокие, запоминающиеся выступления, отражавшие высокий интерес научно-педагогической общественности к идеям, подходам и оценкам мыслителя.

Борис Зиновьевич очень дорожил друзьями! Он старательно посещал все «мальчишники», в которых завсегдатаями были В.А. Караковский и С.Р. Богуславский; он преклонялся перед талантом и глубиной Л.И. Новиковой; он был верен в дружбе с М.М. Плоткиным, М.М. Ященко, М.И. Рожковым, О.С. Газманом, И.В. Гребенниковым, Е.П. Белозерцевым, М.Б. Коваль, З.В. Коваленко. Для каждого, независимо от заслуг и званий, он находил время и силы для заботы, для поддержки, для вселения уверенности.

И даже подкошенный коварным недугом, прикованный к постели, в последнем телефонном разговоре (уже понимая, что это, скорее всего, наш последний с ним разговор!) вдруг неожиданно спрашивает: «Саша, а как Игорь?.. Я тебя очень прошу: помоги ему. Доведи его до защиты! Не бросай его! Ты очень нужен ему!». Игорь Евгеньевич Булатников - теперь уже молодой кандидат наук из Курска, оказавшийся «научным внуком» Бориса Зиновьевича Вульфова, успешно защитил диссертацию, опубликовал более сотни статей, две монографии, выиграл несколько грантов, посвятив свое восхождение к сияющим вершинам науки своему «научному деду», бережно храня традиции его научной школы.

В Курске у Бориса Зиновьевича оказалась уже целая когорта научных внуков, среди которых -

Н.Н. Сучкина, М.Н. Шабанова, С.М. Салов, М.Н. Коротких, С.Л. Герасименко, А.П. Бредихин, И.Е. Булатников, О.А. Воробьева, В.М. Жиляева. Борис Зиновьевич очень любил встречаться с ними, интересовался их успехами, искренне переживал за их человеческую и научную судьбу.

Для Бориса Зиновьевича всегда был интересен сам Человек, его внутренний мир, его духовное наполнение. На стене его небольшой комнаты в московской квартире висели портреты тех, кого он бережно хранил в своем сердце . - Анатолий Николаевич Лутошкин, Лев Ильич Уманс-кий, Валерий Сыскин, Валерий Дмитриевич Иванов. Он всегда с радостью общался с Марленой Евгеньевной Кульпединовой, Анатолием Викторовичем Мудриком, Виталием Александровичем Сластениным, Евгением Петровичем Белозерцевым, Натальей Леонидовной Селивановой. Его всегда воодушевляли встречи с институтскими друзьями по филфаку МГПИ им. В.И. Ленина.

Какие проблемы более всего интересовали Бориса Зиновьевича Вульфова и стали предметом осмысления в созданной им научно-педагогической школе? Подводя итог нашему обзору, среди этих проблем назовем, пожалуй, следующие:

- воспитательная деятельность школьного комсомола;

- формирование активной жизненной позиции старшеклассников;

- взаимодействие детских и юношеских общественных объединений с педагогическим коллективом школы;

- средовой подход в социальном воспитании молодежи;

- становление и развитие воспитательных систем в образовательных учреждениях различных типов;

- становление и развитие учебно-воспитательных комплексов;

- педагогическая рефлексия и ее развитие в личности педагога;

- проблемы и опыт социально-педагогической деятельности в сельской школе;

- философия социального воспитания молодежи.

Причем, эти проблемы оказывались своеобразными вехами, этапами его научно-педагогической деятельности, совпадавшими с приоритетными направлениями в деятельности его учеников и коллег.

За многогранную и плодотворную научнопедагогическую и общественную деятельность, значительный личный вклад в дело воспитания молодежи Борис Зиновьевич Вульфов был удостоен звания Лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области образования, награжден Серебряным знаком СПО-ФДО, Почетным Знаком СПО-ФДО, Памятной медалью «Патриот России».

.. .Предчувствие финала в нем появилось года за три до кончины. Он вдруг стал говорить

о своем желании побывать на «малой родине». -На Сумщине, недалеко от Глухова, есть городок Кролевец, из которого в восьмилетнем возрасте родители увезли его в Москву. Теплым сентябрьским днем 2007 года мы приехали в Кроле-вец. Стоя растерянно на центральной площади этого небольшого украинского городка, не узнавая практически ничего из того, предвоенного 1940 года, Борис Зиновьевич смущенно смотрел на нас и сокрушался: «Зачем я вас тащил в такую даль через две границы? Я не узнаю здесь ничего» . Это было грустное и странное возвращение в прошлое, из которого мы все вышли и в которое всю жизнь потом стремимся снова вернуться. Мы живем в томительном, сладостном ожидании чуда, с которым связываем надежду вновь испытать то состояние, которое ребенок ощущает тогда, когда рядом мать и отец, когда он защищен и согрет, когда вся жизнь еще впереди.

Завершая эту статью, просматриваю книги, подаренные мне когда-то Борисом Зиновьевичем . На многих из них есть его автографы . На одной из этих книг читаю лаконичное посвящение: «Духовному сыну и, надеюсь, наследнику

Але-Вале Репринцеву (со чада и домочадцы) на добрую память - Борис Вульфов. Октябрь 1989 г.». И еще одно посвящение - на автореферате его докторской диссертации: «Вставайте, граф! Вас ждут великие дела!». Сакральный смысл таких посвящений мы открываем поздно. Мы ищем тайный промысел в таких откровениях, полагая, что наш путь предначертан свыше - звездами, Судьбой, Богом. Весь жизненный путь Бориса Зиновьевича показывает, что жизнь для людей, труд во имя Человека, истинное самопожертвование предполагает высочайшую степень самоотдачи и личной скромности, непрестанную заботу о других и веру в Человека. Весь образ жизни истинного Учителя, подлинного Интеллигента Бориса Зиновьевича Вульфова служит образцом для тех, кто сегодня несет Миссию воспитания Человека, кто служит делу народного просвещения.

Борис Зиновьевич Вульфов состоялся во всех своих ипостасях: он признанный ученый, мыслитель; он успешный Учитель, он счастливый отец и муж, дед и прадед; он богатый на друзей Человек. Что еще нужно для счастья? 20 февраля 2002 года, в день 70-летия мы подарили всем пришедшим поздравить его календарики с портретом юбиляра и поэтическим посвящением из стихотворения Е.А. Евтушенко: «Я приду в XXI век! Я понадоблюсь в нем, как в двадцатом. - Не разодранный по цитатам, а рассыпанный по пацанятам, на качелях взлетающих вверх!». Его научные дети и внуки сегодня добросовестно делают свою работу, достойно несут высокую и ответственную Миссию - служат делу воспитания молодежи, как служил ему их научный отец и дед, как учил своих питомцев Борис Зиновьевич -честно и достойно служить поиску Истины, Красоты, Добра в человеческих отношениях.

Примечания

1 Алексей Борисович Вульфов (род. в 1963 г.) -писатель, публицист, общественный деятель, композитор, автор воспоминаний о Г. В. Свиридове, автор симфонической музыки, музыки к кинофильмам, автор книг по истории железнодорожного транспорта в России. Литературное творчество А.Б. Вульфова одобрено В.Г. Распутиным и В.П. Астафьевым. Его рассказы и повести печатались в журналах «День и ночь», «Роман-журнал XXI век» и «Наш современник».

2 Разумный Владимир Александрович (15 октября 1924 - 19 января 2011) - крупный отече-

ственный философ, эстетик, публицист, педагог, критик. Доктор философских наук (1964), профессор (1968). Действительный член Академии педагогических и социальных наук, Международной академии информатизации, Академии профессионального образования и Международной педагогической академии. Член Союза театральных деятелей Российской федерации (1954), Союза кинематографистов России (1964), член Российского философского общества. Директор издательства «Педагогика», главный редактор журнала «Мир образования - образование в мире».

Библиографический список

1. Булатников И.Е. Формирование ответственного отношения будущих специалистов железнодорожного транспорта к профессиональной деятельности в воспитательной системе ССУЗа: Ав-тореф. дис. . канд. пед. наук. - Курск: КГУ, 2010.

2. Булынин А.М. Эволюция ценностей высшего педагогического образования (историко-теоретический аспект): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998.

3. Воспитательная деятельность школьной комсомольской организации / под ред. М.М. Ящен-ко. - М.: Педагогика, 1978.

4. Вулъфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М.: Знание, 1994.

5. Вульфов Б.З. Важные аспекты исследования воспитательного взаимодействия // Советская педагогика. - 1983. - № 5. - С. 66-72.

6. Вульфов Б.З. Взаимовлияние общественного самоуправления и самостоятельности личности школьника в условиях развития социалистической демократии // Деятельность ученических коллективов и объединений во внешкольной среде: Сб. научн. трудов / под ред. М.М. Плоткина. -М.: Изд-во АПН СССР, 1988. - С. 16-28.

7. Вульфов Б.З. Комсомол - школа общественной активности старшеклассников. - М.: Знание, 1976. - 64 с.

8. Вульфов Б.З. Некоторые проблемы школьного комсомола в педагогических исследованиях // Советская педагогика. - 1973. - № 11 и др.

9. Вульфов Б.З. Особенности деятельности комсомольских групп VIII, IX, X классов // Проблемы преемственности в деятельности пионерской и комсомольской организации / под ред. Б.Е. Ширвиндта. - М.: Педагогика, 1972; Вульфов Б.З. Система комсомольской работы в школе (общая характеристика) // Система комсомольс-

кой работы в школе / под ред. Б.З. Вульфова, М.М. Ященко. - М.: Педагогика, 1982.

10. Вульфов Б. З. Педагоги и комсомольцы-школьники: творческий союз (в соавт. с С.Е. Хозе). - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.

11. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М.: Просвещение, 1978. - 192 с.; 2-е изд. прераб. и доп., 1983. - 208 с.

12. Вульфов Б.З. Учитель и комсомольцы: Стиль взаимоотношений // Воспитание школьников. - 1989. - №3. - С. 93-102.

13. Вульфов Б.З. Школьная комсомольская организация в системе воспитания личности старшеклассника: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. -М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Вульфов Б.З. Школьный комсомол. - М.: Знание, 1961. - 32 с.

15. ВульфовБ.З., Иванов В.Д. Комсомол. Учитель. Ученик: Вопросы, ответы, размышления. -М.: Педагогика, 1989. - 144 с.

16. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов, преподавателям, научным работникам, исследующим проблемы человекове-

дения. - М.: Изд-во УРАО, 1998.; 2-е изд. - 1999. -616 с.

17. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя - М.: ИЧП «Магистр», 1995. - 111 с.

18. Вульфов Б.З., Хозе С.Е. Педагоги и комсомольцы-школьники: творческий союз: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.

19. Макарова М.В. Нравственное формирование личности комсомольца-организатора: Ав-тореф. дис. . канд. пед. наук. - М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1987. - С. 1.

20. РепринцевА.В. Мой Учитель - Борис Вульфов // Психолого-педагогический поиск. - 2010. -№ 4 (16). - С. 91-95.

21. Репринцев А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - Курск: КГУ 2001.

22. Репринцев А.В. Формирование эстетического отношения старшеклассников к действительности в деятельности школьной комсомольской организации: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1987.

2 3 . http://www.doclist.ru/slovar/ паи^па!а nauchm-pedagogicheskaia shkola.html.

УДК 37.013

Басова Валентина Марковна

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

abba99@yandex.ru

ОБРАЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В НАСЛЕДИИ Б.З. ВУЛЬФОВА

В статье рассматриваются основные взгляды Б.З. Вульфова на социальную педагогику как область научного знания, ее предмет и назначение.

Ключевые слова: социальная педагогика, личность, преемственность, функции социальной педагогики.

Социальная педагогика - сравнительно молодая область гуманитарного знания. Особый интерес к ней теория и практика воспитания проявляет в девяностые годы минувшего века в связи с крупными социально-экономическими изменениями в российском обществе, последствиями которых стали детская и подростковая беспризорность и безнадзорность, рост правонарушений и преступлений в молодежной среде, снижение социализирующих потенциалов семьи, школы, микросоциума. Одновременно с этим в рамках проводимых преобразований в системе образования отмечается ориентация учреждений обучения на отказ от вос-

питания как специально организуемого педагогического процесса, осуществляемого в социальных институтах общества. Под влиянием отмеченных явлений формируется естественная потребность в специалистах, способных целенаправленно, грамотно оказывать помощь, поддержку определенным категориям несовершеннолетних, взрослым, работающим с ними.

Введение института социальных педагогов в стране стимулировало развитие социально-педагогических исследований, привело к появлению различных точек зрения по вопросу о предмете, объекте, назначении социальной педагогики (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Иванов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.