Научная статья на тему 'Воспитание празднично-игровой культуры ребенка: позиция Б. З. Вульфова'

Воспитание празднично-игровой культуры ребенка: позиция Б. З. Вульфова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILD'S SOCIAL EXPERIENCE / ИГРА / ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА / GAME / HOLIDAY-GAME CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фришман Ирина Игоревна

Автор размышляет о роли Б.З. Вульфова в разработке концепции празднично-игровой культуры, а также в реализации идей педагогики игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Child's holiday-game culture upbringing: B.Z. Vul'fov's position

The author reflects on B.Z. Vul'fov's role in working out holiday-game culture conception and also in game pedagogy ideas realization.

Текст научной работы на тему «Воспитание празднично-игровой культуры ребенка: позиция Б. З. Вульфова»

ществляться как в условиях свободного воспитания, так и при наличии определенного уровня регламентации. Важно сформировать у человека внутренне ощущение зависимости реализации целей от собственного выбора жизненного пути.

Свобода, в понимании В. Франкла, это, прежде всего, свобода стать иначе.

Говоря о смысле человеческого существования, он указывает на наличие сверхсмысла, который превосходит познавательные способности человека, и который все же доступен и представляет собой идеальные смыслы и ценности. Именно поэтому смысл нельзя выдумать, а можно только найти. Смысл также нельзя дать, так как «при восприятии смысла речь идет об обнаружении возможности на фоне действительности. И эта возможность всегда преходяща. ... Смысл должен быть найден, но не может быть создан» [6, с. 36].

Смысл жизни Б.З. Вульфова был определен им как служение науке педагогике, а экзистенциальный выбор «Жизнь-творчество»

И эта жизнь была примером собственного рефлексивного подхода к своему существованию. Он постоянно искал, анализировал и снова искал то новое, что может позитивно повлиять на процесс воспитания подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М.: Новая школа, 1994.

2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Комсомол. Учитель. Ученик: Вопросы, ответы, размышления. -М.: Педагогика, 1989.

3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М.: Изд-во УРАО; 1999.

4. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. - М.: Магистр, 1995.

5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм: Сумерки богов. - М., 1989.

6. ФранклВ. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

УДК 37.02

Фришман Ирина Игоревна

доктор педагогических наук

Научно-практический центр Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций», г. Москва

[email protected]

ВОСПИТАНИЕ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА: ПОЗИЦИЯ Б.З. ВУЛЬФОВА

Автор размышляет о роли Б.З. Вульфова в разработке концепции празднично-игровой культуры, а также в реализации идей педагогики игры.

Ключевые слова: игра, празднично-игровая культура, социальный опыт ребенка.

Проведение юбилейных конференций памяти учителей, присуще научным школам, которые убеждены в том, что «не посадишь дерево в юности, не под чем будет скрыться от непогоды в старости». Костромская научная школа в полной мере отвечает этой задаче. Размышление о выборе темы наиболее важного проблемного поля в социальной педагогике привело меня к идеям, которые стали поводом для совместной работы с Б.З. Вульфовым в 2006 году.

В этом году состоялось, на мой взгляд, знаменательное событие, вошедшее в историю социальной педагогики. На базе Московского городского дворца детского (юношеского) творчества создается Временный научно-исследовательский

коллектив по празднично-игровой культуре. Его председателем избирается Б.З. Вульфов. Именно Борис Зиновьевич обосновал понятие, положенное в основу концепции празднично-игровой культуры: «Игра - одна из форм реальной деятельности детей по условным, признанным участниками правилами. Этот же компонент присущ празднику - действу, связанному с торжествами по поводу значимых дат или событий. То и другое - фактическое наполнение досуга, то есть времени, во-первых свободного от выполнения обязанностей (учебных, трудовых, бытовых), во-вторых, представляющего возможность выбора детьми вида и характера деятельности». Свобода выбора - в этом тезисе, весь Б.З. Вульфов, его кредо и его позиция.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Фришман И.И., 2012

Не случайно, он часто шутил, по поводу собственно сочиненной абривиатуры праздничноигровой культуры - (ПИК). «Пик - это та вершина, к которой нужно стремиться на пути к нашим замечательным детям». При этом он понимал, проблемы (взаимодействия в игре, выбор игр, игрушек, содержания праздничных действий, их связь с обучением и воспитанием) совсем не шуточные. Автору этих строк очень повезло. Б.З. Вульфов всегда откликался на просьбы о совместных поездках, семинарах. В моей судьбе навсегда останутся поездки в Вологду, Ярославль, Кострому, Нижневартовск. Часто он приходил на Новую площадь, где его приходу были всегда рады и ценили его мудрость, уважение к самому важному делу на свете - освоению социального опыта взрослеющим человеком. Б.З. Вульфов был оппонентом моей докторской диссертации, тема которой «Игровое взаимодействие в детских общественных объединениях». Поэтому для меня, его размышления и советы важны как ориентиры для продолжения научного поиска. Вот мнение Б.З. Вульфова по проблеме празднично-игровой культуры. «По существу и функционально детский праздник и игру сближает ряд значимых параметров: развивающий эффект; коллективность, совместность участия; эмоциональный подъем, появление артистизма; наличие предметного компонента (игрушек, оборудования, костюмов); но главное для каждого ребенка - возможность предъявить свою индивидуальность, проявить и удовлетворить свои притязания, самореализоваться». Именно поэтому для разработчиков основ празднично-игровой культуры, игровая деятельность ребенка была и остается практикой развития, естественной и культурнопсихологически осмысленной активностью личности.

Благодаря участию Б.З. Вульфова в работе научного коллектива были разработаны основы празднично-игровой культуры. На теоретическом уровне, получили свое подтверждение выводы

об организации игрового взаимодействия, потенциале празднично-игровых действий, его влиянии на рост социального опыта детей и подростков.

Организация игрового взаимодействия участников праздничных действий являются одним из

реальных путей преодоления распространяющегося отчуждения личности от действительности окружающих людей, жизненных явлений в целом. Структура игрового взаимодействия так же связана с характером игры, сюжетом праздника (как предметом общего сопереживания участников), обеспечивающим качественное изменение свойств и характерных черт личности в результате разнообразных, постепенно усложняющихся, эмоционально насыщенных испытаний, творческих задач, упражнений.

Таким образом, потенциал празднично-игровых действий заключается в широкой интеграции воспитательного, образовательного, социального пространств жизнедеятельности ребенка, служит показателем успешности взаимодействия мира детства и мира взрослых, строящегося на общих духовных ценностях. При этом, духовные ценности представляют собой совокупность качеств осознания личности и индивидуально-значимых приоритетов празднично-игровой культуры и выражаются как: совместный труд души -сопереживание, сочувствие, сопричастность; совместный труд познания - взаимопонимание, гуманистическая направленность действий в ходе освоения законов развития мира природы и человеческого общества; совместная радость поиска и открытий, «событийность» происходящего. Время подтвердило, что данные идеи не были случайны, а являлись реальной жизненной практикой. Потому, что праздник нужен всем. Иначе, мы будем вынуждены постоянно замечать, что все идет хорошо - только мимо.

Общение с Борисом Зиновьевичем всегда было радостью. Его неторопливость, уважение к прозвучавшему слову и личности каждого, неважно мал он или велик - покорили всех, кто имел счастье быть рядом с ним.

Вероятнее всего, программы СПО - ФДО «Игра- дело серьезное», «Школа демократической культуры», «Лидер», «Познай себя» были бы другими, если бы среди их соавторов не было бы Б.З. Вульфова. Но он был и остается для своих учеников, коллег постоянным советчиком, консультантом в самых трудных вопросах. Спасибо Вам за науку Детства, ПИК мастерства, Борис Зиновьевич!

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.