кой работы в школе / под ред. Б.З. Вульфова, М.М. Ященко. - М.: Педагогика, 1982.
10. Вульфов Б. З. Педагоги и комсомольцы-школьники: творческий союз (в соавт. с С.Е. Хозе). - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
11. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М.: Просвещение, 1978. - 192 с.; 2-е изд. прераб. и доп., 1983. - 208 с.
12. Вульфов Б.З. Учитель и комсомольцы: Стиль взаимоотношений // Воспитание школьников. - 1989. - №>3. - С. 93-102.
13. Вульфов Б.З. Школьная комсомольская организация в системе воспитания личности старшеклассника: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1989.
14. Вульфов Б.З. Школьный комсомол. - М.: Знание, 1961. - 32 с.
15. ВульфовБ.З., Иванов В.Д. Комсомол. Учитель. Ученик: Вопросы, ответы, размышления. -М.: Педагогика, 1989. - 144 с.
16. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов, преподавателям, научным работникам, исследующим проблемы человекове-
дения. - М.: Изд-во УРАО, 1998.; 2-е изд. - 1999. -616 с.
17. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя - М.: ИЧП «Магистр», 1995. - 111 с.
18. Вульфов Б.З., Хозе С.Е. Педагоги и комсомольцы-школьники: творческий союз: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
19. Макарова М.В. Нравственное формирование личности комсомольца-организатора: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1987. - С. 1.
20. РепринцевА.В. Мой Учитель - Борис Вульфов // Психолого-педагогический поиск. - 2010. -№ 4 (16). - С. 91-95.
21. Репринцев А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Курск: КГУ 2001.
22. Репринцев А.В. Формирование эстетического отношения старшеклассников к действительности в деятельности школьной комсомольской организации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1987.
2 3 . http://www.doclist.ru/slovar/ паи^па!а nauchm-pedagogicheskaia shkola.html.
УДК 37.013
Басова Валентина Марковна
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ОБРАЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В НАСЛЕДИИ Б.З. ВУЛЬФОВА
В статье рассматриваются основные взгляды Б.З. Вульфова на социальную педагогику как область научного знания, ее предмет и назначение.
Ключевые слова: социальная педагогика, личность, преемственность, функции социальной педагогики.
Социальная педагогика - сравнительно молодая область гуманитарного знания. Особый интерес к ней теория и практика воспитания проявляет в девяностые годы минувшего века в связи с крупными социально-экономическими изменениями в российском обществе, последствиями которых стали детская и подростковая беспризорность и безнадзорность, рост правонарушений и преступлений в молодежной среде, снижение социализирующих потенциалов семьи, школы, микросоциума. Одновременно с этим в рамках проводимых преобразований в системе образования отмечается ориентация учреждений обучения на отказ от вос-
питания как специально организуемого педагогического процесса, осуществляемого в социальных институтах общества. Под влиянием отмеченных явлений формируется естественная потребность в специалистах, способных целенаправленно, грамотно оказывать помощь, поддержку определенным категориям несовершеннолетних, взрослым, работающим с ними.
Введение института социальных педагогов в стране стимулировало развитие социально-педагогических исследований, привело к появлению различных точек зрения по вопросу о предмете, объекте, назначении социальной педагогики (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Иванов,
0 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Басова В.М., 2012
И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, В.А. Никитин, Г.Н. Филонов и др.).
Собственное видение социальной педагогики представил и Б.З. Вульфов. Он, в частности, отмечал, что «социальная педагогика - реально существующий объективный фактор процесса формирования личности через ее взаимосвязи, взаимоотношения с обществом, с отдаленным и ближайшим окружением» [1, с. 9].
Анализируя первый блок, Б.З. Вульфов, во-первых, останавливается на том, что социальную педагогику целесообразно изучать, опираясь на системный подход. В таком случае она представляет собой динамическое единство разных элементов, их внутренних и внешних связей «по горизонтали» и «по вертикали». Именно этим объясняется, что в первых учебных пособиях структура социальной педагогики описывается как совокупность педагогики среды, превентивной и пенитенциарной педагогики, педагогики семьи, образовательного учреждения, индивидуального подхода к человеку и т.п.
Во-вторых, автор называет и другие существенный параметры, которые влияют на своеобразие социально-педагогического процесса и диктуют формулировку целей, направлений деятельности. По его мнению, их можно подразделить: по преимущественному «месту действия» (социум или микросоциум), характеру влияния (не только традиционные педагогические средства, но и весь образ жизни), по источникам влияния (учитель, воспитатель, директор, артист или другие конкретные субъекты, массовые воздействия: народная педагогика, традиции, обычаи), по объектам (не только школьник, его родители, группы, коллективы, массы людей, разновозрастные объединения); по преимущественному охвату деятельности (индивидуальный, камерный, групповой, коллективный, массовый), по условиям (свободный, ограниченный рамками инструкций, предписаний, должностных обязанностей).
Все сказанное выше позволяет Борису Зиновьевичу сделать вывод о том, что назначение социальной педагогики - целенаправленное воздействие на разностороннее развитие потенциальных возможностей личности в процессе ее жизнедеятельности [1, с. 11].
Интересна позиция Б.З. Вульфова, который достаточно полно раскрывает необходимость руководствоваться при исследовании проблемных точек социально-педагогической деятельно-
сти и разработке соответствующих программ, технологий, методик междисциплинарным подходом (социальный, психологический, педагогический, демографический, медицинский, правовой и иные аспекты).
К теоретическому блоку автор относит описание ведущих функций социальной педагогики [1, с. 13]. В качестве таковой им рассматривается интеграционная, ориентированная на преодоление социальных перекосов, компенсацию упущенного, активное использование интеллектуальных, физических, духовно-нравственных и эмоциональных ресурсов личности, потенциалов среды.
Таким образом, интегративная функция указывает, по мнению автора, на процесс достижения целостности влияний, на преемственность между различными институтами воспитания и ступенями взросления, взаимообогащающее воздействие знаний из различных сфер жизнедеятельности на социальный и индивидуальный опыт каждого. Поэтому не случайно столь много внимания в различных статьях и выступлениях он уделил феномену «преемственность», назначение которого усматривал в обеспечении социального воспроизводства поколений [2, с. 5], достижение людьми социальной зрелости (политической, гражданской, профессиональной, юридической и прочей).
Преемственность - явление предполагающее движение и продвижение будто во взаимно противоположных направлениях: и от прошлого к настоящему, а от него к будущему, и из будущего в настоящее с учетом уроков прошлого [2, с. 5]. Последнее утверждение служит основой для третьего - методического блока, который ориентирует теоретиков и практиков на ряд моментов: а) при разнообразии возрастов, менталитетов, ценностей сосуществующих поколений, объективных и субъективных условий - важным является участие людей в жизнедеятельности; б) несмотря на динамику обстоятельств развития, ценности, ожидания поколений принципиальной остается ориентация на человека, его активность в самореализации; в) при любой сложности, противоречивости социально-личностных проблем учитываются своеобразие характера, психических процессов, отношение к окружающим, делу, статусные намерения и ожидания; г) работать с проблемными людьми невозможно без анализа прежних и нынешних ситуаций, предыдущего
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
опыта в данной сфере, без обозначения перспектив личностного, карьерного роста.
Подводя итог сказанному, подчеркнем, что оценивая вклад Б.З. Вульфова, в развитии социально-педагогической теории, мы исходим из понимания образа, как некоего представления автора о данном феномене, облеченного в форму конкретного индивидуального его восприятия и отражения. Поэтому согласимся с мнением автора, что социальная педагогика - явление и общее, присущее каждому обществу, и особенное, окрашенное национальным, этническим, демографическим, производственным своеобразием, наполненное многообразием ситуаций, сложнейшим переплетением причинно-следственных связей [2, с. 70-71].
Дальнейшее же ее развитие будет связано с преодолением противоречий на нескольких уровнях: целевом (между общими интересами и задачами отдельных ведомств), содержательном (между непротиворечивостью социализации, воспитания и развития личности, насыщением
среды ее жизнедеятельности общественно и лич-ностно значимыми деятельностью, отношениями и общением), нравственно-психологическом (за счет создания комфортной безопасной среды, общественной атмосферы обоюдной доброжелательной требовательности, гуманизации как средства, результата и фона активного взаимодействия личности и социума).
Социальная педагогика сможет выполнить свое назначение, если в центре ее системы будет личность и благоприятные условия для ее проявлений.
Библиографический список
1. Вульфов Б.З. О науке и практике воспитания: содержание и организация деятельности. -М.: ИСП РАО, 2010. - Ч. I.
2. Вульфов Б.З. О науке и практике воспитания: содержание и организация. - М.: ИСП РАО, 2010. - Ч. II.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1990.
УДК 37.091.4
Рожков Михаил Иосифович
доктор педагогических наук, профессор Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ Б.З. ВУЛЬФОВА
В данной статье рассмотрены некоторые идеи Б.З. Вульфова в контексте разрабатываемой автором концепции экзистенциального подхода к педагогической деятельности.
Ключевые слова: экзистенциальный подход, педагогическая деятельность, взаимоуважения педагогов и школьников, педагогическая рефлексия.
Прошло много лет с тех пор, когда будучи аспирантом НИИ ОПВ АПН СССР . я в 1977 году познакомился с Б.З. Вуль-фовым. Он сразу произвел впечатление необыкновенного незаурядного человека. Наше знакомство в девяностых годах переросло в настоящую дружбу, которая помогала мне решать многие научные и жизненные проблемы.
В данной статье хочу сопоставить некоторые идеи Б.З. Вульфова в контексте разрабатываемой нами концепции экзистенциального подхода к педагогической деятельности.
По словам Ж.-П. Сартра, человек не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. «И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает
существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя сделал» [5, с. 323]. Человек, по словам философа, -это существо, которое устремлено к будущему, он, прежде всего проект, который переживается субъективно. Это есть, согласно Ж.-П.Сартру, первый принцип экзистенциализма.
Несмотря на различия философских взглядов экзистенциалистов, общее что их объединяет это акцент на понимание человеком самого себя и доминирующего влияния этого понимания на формирование личностных качеств и развитие его индивидуальности.
Основной идеей экзистенциального подхода в педагогике является выделение в качестве идеальной цели - формирование человека умеющего реализовать себя в системе социально-про-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Рожков М.И., 2012