Научная статья на тему 'Образ социальной педагогики в наследии Б. З. Вульфова'

Образ социальной педагогики в наследии Б. З. Вульфова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЛИЧНОСТЬ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ / SOCIAL PEDAGOGY / PERSONALITY / CONTINUITY / SOCIAL PEDAGOGY FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басова Валентина Марковна

В статье рассматриваются основные взгляды Б.З. Вульфова на социальную педагогику как область научного знания, ее предмет и назначение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social pedagogy image in B.Z. Vul'fov's heritage

B.Z. Vul'fov's main views at social pedagogy as scientific knowledge field, at its subject and purpose are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Образ социальной педагогики в наследии Б. З. Вульфова»

кой работы в школе / под ред. Б.З. Вульфова, М.М. Ященко. - М.: Педагогика, 1982.

10. Вульфов Б. З. Педагоги и комсомольцы-школьники: творческий союз (в соавт. с С.Е. Хозе). - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.

11. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М.: Просвещение, 1978. - 192 с.; 2-е изд. прераб. и доп., 1983. - 208 с.

12. Вульфов Б.З. Учитель и комсомольцы: Стиль взаимоотношений // Воспитание школьников. - 1989. - №>3. - С. 93-102.

13. Вульфов Б.З. Школьная комсомольская организация в системе воспитания личности старшеклассника: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1989.

14. Вульфов Б.З. Школьный комсомол. - М.: Знание, 1961. - 32 с.

15. ВульфовБ.З., Иванов В.Д. Комсомол. Учитель. Ученик: Вопросы, ответы, размышления. -М.: Педагогика, 1989. - 144 с.

16. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов, преподавателям, научным работникам, исследующим проблемы человекове-

дения. - М.: Изд-во УРАО, 1998.; 2-е изд. - 1999. -616 с.

17. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя - М.: ИЧП «Магистр», 1995. - 111 с.

18. Вульфов Б.З., Хозе С.Е. Педагоги и комсомольцы-школьники: творческий союз: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.

19. Макарова М.В. Нравственное формирование личности комсомольца-организатора: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1987. - С. 1.

20. РепринцевА.В. Мой Учитель - Борис Вульфов // Психолого-педагогический поиск. - 2010. -№ 4 (16). - С. 91-95.

21. Репринцев А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Курск: КГУ 2001.

22. Репринцев А.В. Формирование эстетического отношения старшеклассников к действительности в деятельности школьной комсомольской организации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1987.

2 3 . http://www.doclist.ru/slovar/ паи^па!а nauchm-pedagogicheskaia shkola.html.

УДК 37.013

Басова Валентина Марковна

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

abba99@yandex.ru

ОБРАЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В НАСЛЕДИИ Б.З. ВУЛЬФОВА

В статье рассматриваются основные взгляды Б.З. Вульфова на социальную педагогику как область научного знания, ее предмет и назначение.

Ключевые слова: социальная педагогика, личность, преемственность, функции социальной педагогики.

Социальная педагогика - сравнительно молодая область гуманитарного знания. Особый интерес к ней теория и практика воспитания проявляет в девяностые годы минувшего века в связи с крупными социально-экономическими изменениями в российском обществе, последствиями которых стали детская и подростковая беспризорность и безнадзорность, рост правонарушений и преступлений в молодежной среде, снижение социализирующих потенциалов семьи, школы, микросоциума. Одновременно с этим в рамках проводимых преобразований в системе образования отмечается ориентация учреждений обучения на отказ от вос-

питания как специально организуемого педагогического процесса, осуществляемого в социальных институтах общества. Под влиянием отмеченных явлений формируется естественная потребность в специалистах, способных целенаправленно, грамотно оказывать помощь, поддержку определенным категориям несовершеннолетних, взрослым, работающим с ними.

Введение института социальных педагогов в стране стимулировало развитие социально-педагогических исследований, привело к появлению различных точек зрения по вопросу о предмете, объекте, назначении социальной педагогики (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Иванов,

0 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Басова В.М., 2012

И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, В.А. Никитин, Г.Н. Филонов и др.).

Собственное видение социальной педагогики представил и Б.З. Вульфов. Он, в частности, отмечал, что «социальная педагогика - реально существующий объективный фактор процесса формирования личности через ее взаимосвязи, взаимоотношения с обществом, с отдаленным и ближайшим окружением» [1, с. 9].

Анализируя первый блок, Б.З. Вульфов, во-первых, останавливается на том, что социальную педагогику целесообразно изучать, опираясь на системный подход. В таком случае она представляет собой динамическое единство разных элементов, их внутренних и внешних связей «по горизонтали» и «по вертикали». Именно этим объясняется, что в первых учебных пособиях структура социальной педагогики описывается как совокупность педагогики среды, превентивной и пенитенциарной педагогики, педагогики семьи, образовательного учреждения, индивидуального подхода к человеку и т.п.

Во-вторых, автор называет и другие существенный параметры, которые влияют на своеобразие социально-педагогического процесса и диктуют формулировку целей, направлений деятельности. По его мнению, их можно подразделить: по преимущественному «месту действия» (социум или микросоциум), характеру влияния (не только традиционные педагогические средства, но и весь образ жизни), по источникам влияния (учитель, воспитатель, директор, артист или другие конкретные субъекты, массовые воздействия: народная педагогика, традиции, обычаи), по объектам (не только школьник, его родители, группы, коллективы, массы людей, разновозрастные объединения); по преимущественному охвату деятельности (индивидуальный, камерный, групповой, коллективный, массовый), по условиям (свободный, ограниченный рамками инструкций, предписаний, должностных обязанностей).

Все сказанное выше позволяет Борису Зиновьевичу сделать вывод о том, что назначение социальной педагогики - целенаправленное воздействие на разностороннее развитие потенциальных возможностей личности в процессе ее жизнедеятельности [1, с. 11].

Интересна позиция Б.З. Вульфова, который достаточно полно раскрывает необходимость руководствоваться при исследовании проблемных точек социально-педагогической деятельно-

сти и разработке соответствующих программ, технологий, методик междисциплинарным подходом (социальный, психологический, педагогический, демографический, медицинский, правовой и иные аспекты).

К теоретическому блоку автор относит описание ведущих функций социальной педагогики [1, с. 13]. В качестве таковой им рассматривается интеграционная, ориентированная на преодоление социальных перекосов, компенсацию упущенного, активное использование интеллектуальных, физических, духовно-нравственных и эмоциональных ресурсов личности, потенциалов среды.

Таким образом, интегративная функция указывает, по мнению автора, на процесс достижения целостности влияний, на преемственность между различными институтами воспитания и ступенями взросления, взаимообогащающее воздействие знаний из различных сфер жизнедеятельности на социальный и индивидуальный опыт каждого. Поэтому не случайно столь много внимания в различных статьях и выступлениях он уделил феномену «преемственность», назначение которого усматривал в обеспечении социального воспроизводства поколений [2, с. 5], достижение людьми социальной зрелости (политической, гражданской, профессиональной, юридической и прочей).

Преемственность - явление предполагающее движение и продвижение будто во взаимно противоположных направлениях: и от прошлого к настоящему, а от него к будущему, и из будущего в настоящее с учетом уроков прошлого [2, с. 5]. Последнее утверждение служит основой для третьего - методического блока, который ориентирует теоретиков и практиков на ряд моментов: а) при разнообразии возрастов, менталитетов, ценностей сосуществующих поколений, объективных и субъективных условий - важным является участие людей в жизнедеятельности; б) несмотря на динамику обстоятельств развития, ценности, ожидания поколений принципиальной остается ориентация на человека, его активность в самореализации; в) при любой сложности, противоречивости социально-личностных проблем учитываются своеобразие характера, психических процессов, отношение к окружающим, делу, статусные намерения и ожидания; г) работать с проблемными людьми невозможно без анализа прежних и нынешних ситуаций, предыдущего

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

опыта в данной сфере, без обозначения перспектив личностного, карьерного роста.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что оценивая вклад Б.З. Вульфова, в развитии социально-педагогической теории, мы исходим из понимания образа, как некоего представления автора о данном феномене, облеченного в форму конкретного индивидуального его восприятия и отражения. Поэтому согласимся с мнением автора, что социальная педагогика - явление и общее, присущее каждому обществу, и особенное, окрашенное национальным, этническим, демографическим, производственным своеобразием, наполненное многообразием ситуаций, сложнейшим переплетением причинно-следственных связей [2, с. 70-71].

Дальнейшее же ее развитие будет связано с преодолением противоречий на нескольких уровнях: целевом (между общими интересами и задачами отдельных ведомств), содержательном (между непротиворечивостью социализации, воспитания и развития личности, насыщением

среды ее жизнедеятельности общественно и лич-ностно значимыми деятельностью, отношениями и общением), нравственно-психологическом (за счет создания комфортной безопасной среды, общественной атмосферы обоюдной доброжелательной требовательности, гуманизации как средства, результата и фона активного взаимодействия личности и социума).

Социальная педагогика сможет выполнить свое назначение, если в центре ее системы будет личность и благоприятные условия для ее проявлений.

Библиографический список

1. Вульфов Б.З. О науке и практике воспитания: содержание и организация деятельности. -М.: ИСП РАО, 2010. - Ч. I.

2. Вульфов Б.З. О науке и практике воспитания: содержание и организация. - М.: ИСП РАО, 2010. - Ч. II.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1990.

УДК 37.091.4

Рожков Михаил Иосифович

доктор педагогических наук, профессор Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

roj-mir@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ Б.З. ВУЛЬФОВА

В данной статье рассмотрены некоторые идеи Б.З. Вульфова в контексте разрабатываемой автором концепции экзистенциального подхода к педагогической деятельности.

Ключевые слова: экзистенциальный подход, педагогическая деятельность, взаимоуважения педагогов и школьников, педагогическая рефлексия.

Прошло много лет с тех пор, когда будучи аспирантом НИИ ОПВ АПН СССР . я в 1977 году познакомился с Б.З. Вуль-фовым. Он сразу произвел впечатление необыкновенного незаурядного человека. Наше знакомство в девяностых годах переросло в настоящую дружбу, которая помогала мне решать многие научные и жизненные проблемы.

В данной статье хочу сопоставить некоторые идеи Б.З. Вульфова в контексте разрабатываемой нами концепции экзистенциального подхода к педагогической деятельности.

По словам Ж.-П. Сартра, человек не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. «И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает

существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя сделал» [5, с. 323]. Человек, по словам философа, -это существо, которое устремлено к будущему, он, прежде всего проект, который переживается субъективно. Это есть, согласно Ж.-П.Сартру, первый принцип экзистенциализма.

Несмотря на различия философских взглядов экзистенциалистов, общее что их объединяет это акцент на понимание человеком самого себя и доминирующего влияния этого понимания на формирование личностных качеств и развитие его индивидуальности.

Основной идеей экзистенциального подхода в педагогике является выделение в качестве идеальной цели - формирование человека умеющего реализовать себя в системе социально-про-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Рожков М.И., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.