Научная статья на тему 'Российские парадоксы социальной педагогики: от Б. З. Вульфова до наших дней'

Российские парадоксы социальной педагогики: от Б. З. Вульфова до наших дней Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ / ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / SOCIAL PEDAGOGY / PEDAGOGY BRANCHES / SOCIAL WORK PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаин Ефим Григорьевич

Представлены наблюдения состояния социальной педагогики в системе современной педагогической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social pedagogy Russian paradoxes: from B.Z. Vul'fov til nowadays

Social pedagogy state in modern pedagogic science system observations are presented.

Текст научной работы на тему «Российские парадоксы социальной педагогики: от Б. З. Вульфова до наших дней»

УДК 37.013

Шаин Ефим Григорьевич

кандидат педагогических наук Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

efimshain@pochta.ru

РОССИЙСКИЕ ПАРАДОКСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: ОТ Б.З. ВУЛЬФОВА ДО НАШИХ ДНЕЙ

Представлены наблюдения состояния социальной педагогики в системе современной педагогической науки. Ключевые слова: социальная педагогика, отрасли педагогики, педагогика социальной работы.

Б.З. Вульфов не был моим наставником в узком смысле слова. Но, много лет работая в Узбекистане и занимаясь педагогикой комсомольской работы в школе, возглавляя (вместе с Я.С. Уманс-ким) республиканские сборы школьного комсомольского актива, я испытывал благотворное влияние трудов Бориса Зиновьевича тех лет. Мы видели в нём, наряду с А.Н. Лутошкиным, С.Е. Хозе, М.М. Ященко, одного из авторитетных исследователей данной проблематики. Для меня памятны и несколько встреч с Борисом Зиновьевичем, на которых я был одним из многочисленных благодарных его слушателей.

Последствием развала Советского Союза явилась, в частности, и научно-культурная изоляция стран СНГ, особенно в 1990-е годы. Современным молодым исследователям трудно представить ситуацию, когда для учёного из Ташкента практически исчезают возможности контактов с коллегами из России, получения выходящей в российских издательствах научной, методической литературы и даже информации о них.

Поэтому учёные-педагоги Узбекистана в начале 1990-х годов просто не знали о бурных процессах становления социальной педагогики, социальной работы как отраслей знания и социальной практики в России. И небольшая по объёму книга Б.З. Вульфова «Семь парадоксов воспитания», которую я по счастливой случайности получил в 1994 г., явилась для меня и моих ташкентских коллег неким откровением. Так что формирование нашего первого представления о социальной педагогике нового времени проходило под серьёзным влиянием Бориса Зиновьевича.

Поэтому в 1997 г., переехав в Россию и приступив к работе в Тульском педуниверситете на кафедре тогда социальной педагогики, при чтении одноимённой дисциплины методологически ориентировался на подходы Б.З. Вульфова. И только несколько позже осмыслил труды

В.Г. Бочаровой, А.В. Мудрика, В.А. Никитина, В.Д. Семёнова и других исследователей.

Изучение результатов большого пласта социально-педагогических исследований, проведённых в России за последние двадцать лет, практики в данной сфере, позволяет выявить и ряд парадоксов социальной педагогики.

Так, я был убеждён, что социальная педагогика - это одна из отраслей педагогического знания. Ведь при всей дискуссионности определения современной российской педагогики как системы педагогических наук, реальное её развитие осуществляется в условиях дифференциации этой области знания. К выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин - приводит и развитие её связей с другими науками.

Однако, и в этом заключается первый парадокс, представители «классической педагогики», мягко говоря, игнорируют наличие социальной педагогики как отрасли педагогического знания. Так, во 2-м томе Российской педагогической энциклопедии (1999) в статье «Педагогика» авторы (Н.Д. Никандров, Г.Б. Корнетов), говоря об отраслях педагогики, не называют социальную педагогику. Хотя в этом же томе в состоящей из двух частей статье «Социальная педагогика» (А.В. Мудрик, В.Д. Семенов) социальная педагогика представлена как отрасль педагогики. Аналогичный взгляд мы находим у В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, В.Д. Иванова, В.А. Никитина, В.А. Сластенина, Г.Н. Филонова и др. Вместе с тем определённая часть теоретиков педагогики сохраняет достаточно стойкое неприятие даже термина «социальная педагогика». Парадоксально, но при этом в системе РАО успешно функционирует Институт социальной педагогики!

В России социальная педагогика генетически связана с педагогикой, рождена из педагогики. Поэтому неправомерно рассматривать соци-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Шаин Е.Г., 2012

альную педагогику в противопоставлении общей педагогике. По мнению В.Г. Бочаровой, речь идет о той области педагогического знания, которое приближено к изучению и решению комплексных проблем человека в среде, с учетом всех воздействий, которые испытывает индивид на всех этапах онтогенеза, социального становления и развития личности.

Ещё один парадокс социальной педагогики состоит в том, что при достаточно интенсивном росте количества и качества научных публикаций после Б.З. Вульфова «момент истины» в этой области знаний не наступил. В современной отечественной научной литературе предлагаются различные определения термина «социальная педагогика», подчас противоречащие друг другу (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, В.А. Никитин, В.Д. Семенов и др.). Имеют место, с одной стороны, чрезмерное расширение поля деятельности социальной педагогики, с другой -его неоправданное сужение.

Нечто похожее происходит и с определением основных терминов, используемых в социальной педагогике: социальное воспитание, социализация, социально-педагогическая деятельность и др. Имеет место смешение понятий «социальная педагогика» и «педагогика социальной работы».

Определенное влияние здесь оказывает зарубежная научная литература, представляющая свою палитру социально-педагогического знания, неоднородные понятийные аппараты.

Негативную роль в процессе поиска корректного определения социальной педагогики играют и далёкие от науки трактовки, приводимые, в частности, в учебном пособии Ю.В. и Т. А. Васильковых «Социальная педагогика» (1999), некоторых других изданиях.

Суть социальной педагогики как отрасли российской педагогической науки, основных её понятий, по нашему мнению, внутренне непротиворечиво раскрыта в работах А.В. Мудрика.

Представление о педагогике как об интегративном знании позволяет предложить следующую структуру социальной педагогики: филосо-

фия социального воспитания; социология социального воспитания; психология социального воспитания; социально-педагогическая виктимо-логия; теория социального воспитания; история социального воспитания; технология и методика социального воспитания; экономика и менеджмент социального воспитания; сравнительная социальная педагогика.

В начале 1990-х, Б.З. Вульфов, понимая, что опыт социальных педагогов и социальных работников в России только накапливается, пытался выявить то общее, что объединяет социальную педагогику и социальную работу. И исследовал пути повышения воспитательного потенциала социума в этом интегрированном ключе. Парадокс сегодня заключается в том, что, решая общую социальную задачу, многие учёные и практики от социальной педагогики и социальной работы в своей деятельности всё более дистанцируются друг от друга. В результате снижается научный уровень, результативность как социальной педагогики, так и социальной работы.

Есть ещё один парадокс, о котором нельзя не сказать в ключе рассматриваемой темы. Б.З. Вульфов писал об острой социальной потребности в качественно новой категории педагогов, об отборе кандидатур и для работы, и для профессиональной подготовки и переподготовки. 26 августа 2010 г. Минздравсоцразвития России утвердил Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Среди должностей педагогических работников - социальный педагог. Очередной парадокс заключается в том, что в перечне направлений подготовки ВПО в России направления подготовки «Социальная педагогика» нет: то ли острота социальной потребности в социальных педагогах за последние 20 лет притупилась, то ли вершители образовательных судеб в России решили, что каждый бакалавр образования сможет профессионально осуществлять социально-педагогическую деятельность. Однако подобные посылы ошибочны.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.