Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ'

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательное пространство / педагогическая среда / толерантность / поликультурная среда вуза / воспитательная работа / educational space / pedagogical environment / tolerance / multicultural environment of the university / educational work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна

Данная статья раскрывает сущность и содержание поликультурной образовательной среды высшего учебного заведения в рамках преодоления вопроса формирования толерантности. Путь изучения данной темы включает последовательное рассмотрение понятия «среда», а также ее видовых понятий, определение их ключевых характеристик, а также потенциальных возможностей в формировании толерантности учащихся вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals the essence and content of the multicultural educational environment of a higher educational institution within the framework of overcoming the issue of tolerance formation. The way of studying this topic includes a consistent consideration of the concept of "environment", as well as its specific concepts, the definition of their key characteristics, as well as potential opportunities in the formation of tolerance of university students.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация. Данная статья раскрывает сущность и содержание поликультурной образовательной среды высшего учебного заведения в рамках преодоления вопроса формирования толерантности. Путь изучения данной темы включает последовательное рассмотрение понятия «среда», а также ее видовых понятий, определение их ключевых характеристик, а также потенциальных возможностей в формировании толерантности учащихся вуза.

Ключевые слова: образовательное пространство, педагогическая среда, толерантность, поликультурная среда вуза, воспитательная работа.

Annotation. This article reveáis the essence and content ofthe multicultural educational environment of a higher educational institution within the framework of overcoming the issue of tolerance formation. The way of studying this topic includes a consistent considération ofthe concept of "environment", as well as its spécifié concepts, the définition of their key characteristics, as well as potential opportunities in the formation of tolerance of university students.

Key words: educational space, pedagogical environment, tolerance, multicultural environment of the university, educational

Введение. В научных трудах зачастую можно встретить два синонимичных друг другу понятия, относящихся к образовательной сфере «пространство» и «среда». Ввиду усовершенствования образования как вида деятельности наряду с участием России в Болонской образовательной системе активно стали употреблять понятие «единое образовательное пространство России». Причем под понятием «пространство» понимается определенное значимое положение в социуме, в котором выстраивается множество взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами, где осуществляют свою деятельность разные системы.

Изложение основного материала статьи. Для образовательного пространства (далее - ОП) характерна объективная действительность, претерпевающая в ходе исторического развития культуры глобальные изменения. ОП можно представить в виде трех составляющих: большого числа разных по уровню организации образовательных систем, располагающихся на определенной территории, так называемого горизонта районирования; культурного гена, который определяет правила построения ОП - мета-текста; концептообразующего элемента - места человека. Данный элемент делает ОП открытым, активным и гибким. Когда система образования наделяет учащегося научными знаниями, набором значений, то в данной ситуации роль ОП заключается в трансформации полученных знаний и значений в личностные смыслы, создании условий, способствующих непрерывному формированию собственной личности [5, С. 55].

Иначе говоря, совокупность определенным образом взаимосвязанных условий совершенно разной природы, воздействующих тем или иным образом на индивидуума, принято считать пространством. Стоит отметить, что субъект не обязательно может быть включен в пространство, так как оно имеет возможность функционировать и самостоятельно, без потребности участия индивидуума.

В рамках данного исследования под ОП подразумевается множество определенным способом взаимосвязанных отношений и требований, оказывающих влияние на образование студента без его непосредственной включенности в ОП, ведь как уже отмечалось, существование ОП вполне возможно без личности обучающегося и не зависит от вклада индивидуума.

В научном обществе под трактовкой «образовательной среды» (далее - ОС) принято понимать те социально-бытовые условия, в которых мы живем, обстановку и группу лиц, которых связывает единство для всех данных условий. В контексте обозначенного, к понятию «среда» уместно будет отнести прямое окружение субъекта, зачастую оказывающее на много мощнее влияние на формирование и развитие человека как личности [1, С. 11].

К ключевым свойствам среды относят: включенность субъекта в данную среду; комплексность влияния на субъекта; спектр влияний, меняющих и определяющих развитие жизни субъекта; специальным образом организованные в учебном заведении, психологические и педагогические условия, результат взаимодействия которых с субъектом влияет на формирование и становление личности; комплекс условий и влияний формирования личности по установленному образцу, возможностей развития данного комплекса условий и влияний, включенных в социальное и пространственно-предметное окружение; пространственно и функциональное сближение участников образовательного процесса, которые устанавливают крепкие разноплановые групповые отношения; деятельность, в которой осуществляется раскрытие творческого потенциала субъекта; внешняя организация и вещественная обстановка для осуществления образовательного процесса [4, С. 55].

Проанализировав выше обозначенные понятия «среды», можем обозначить ее потенциальные возможности: существенное условие для развития личности, которая в ходе осуществления деятельности для достижения собственных целей переходит из одной среды в другую. Однако, следует отметить, что измененная внешняя часть среды субъектом либо иными субъектами имеет обратное воздействие на субъекта. Такие процессы взаимно определяются целой системой условий (общественных, финансовых, моральных), в которых осуществляется формирование и развитие толерантности личности, а также реализуется деятельность толерантной личности. Во-первых, играет роль информационного источника, позволяющего субъекту предвидеть вероятные последствия альтернативных вариантов действий; во-вторых, играет роль арены для осуществления деятельности субъекта. Результаты данной деятельности, в большей степени, являются следствием, как намерений, так и ограничений, которые определяет характер среды.

Итак, понятие ОС можно обозначить как совокупность специальным образом организованных в учебном заведении, психологических и педагогических условий, в конечном итоге в контакте с которыми осуществляется взросление индивида как личности, с учетом участия в данном процессе самого обучающегося в ОС, и, безусловно, контакта окружающей среды и обучающегося [8; 9].

Система образования разделяет участь социума, примеряет на себя общественные проблемы и ставит перед собой задачу оказывать преждевременное воздействие на разрешение этих проблем. Для системы образования характерна динамичность, оно может претерпевать реконструкцию ввиду как внешних, так и внутренних обстоятельств [2, С. 45].

Определенное влияние на происходящие изменения в системе образования того или иного субъекта, оказывают внешние факторы принято определять в рамках вопроса формирования толерантности процессами миграции и всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификаци населения [3, С. 67]. Согласно данным

процессам, индивид не соотносится с определенным местоположением, а изучается в виде субъекта земли. Такое рассмотрение субъекта ведет к тому, что ОС монокультурного типа, существенно изменяется, и теперь для нее характерно присутствие субъектов образования, обладателей нескольких культур. Такая среда вполне обоснованно носит название поликультурной (далее - ПКОС). Иначе говоря, внешние условия способствовали изменению внутренних.

Стоит отметить, что обозначенные факторы, в числе которых ситуации глобализационного и миграционного характера, оказывающие прямое воздействие на систему образования, не являются в своем роде единственными факторами, приводящими к изменениям в ОС. Игнорирование процессов информатизации общества, широкой популярности применения информационно-коммуникативных методов, процессов и средств, со стороны образования является абсолютно неуместным, ведь именно все это привело к созданию нового субъекта ОС - поколения цифровых аборигенов [7, С. 59].

Учитывая вышеизложенное, ПКОС может быть отнесена к среде инноваций, чего нельзя сказать про среду традиционного и монокультурного типа. Следует обратить внимание на то, что у инновации есть три стадии цикла развития: возникновение (начальная стадия), внедрение (стадия освоения) и распространение (стадия диффузии) [6, С. 180].

Выше было обозначено, что появление инновационной ПКОС объективно обусловлено процессами глобализационного характера, которые, распространяясь на образование, вносят в образовательную систему необходимые коррективы. Данные коррективы подчеркивают социальную значимость образовательной подготовки субъекта доя продуктивного взаимодействия в условиях развитого разделения трудовой деятельности в ходе глобализации.

Стадия освоения инновации несет в себе трансформирование качественной составляющей образования как ответная реакция на факторы внешнего воздействия.

Расширение инновационной среды обуславливает перемены в общественно жизни, сопровождающиеся конструктивным разрешением конфликтов на основе системы построения гуманного и толерантного человеческого общества.

Также уместно обратить внимание - это, то, что ПКОС присущи системные качества, формируемые в процессе ведения диалога и выполнения деятельности. Инновации состоит в том, что ПКОС имеет качественную конкретику, определяемую как организация, занимающаяся инновациями на рефлексивно-диалоговом уровне и под силу которой внести изменения в положение традиционной ОС посредством получения ресурса оформления инновационности как личного признака ПКОС. Отличительной особенностью в данной ситуации является возможность рассматриваемой нами ОС проигрывать себя в новой роли, то есть способности исполнить ресурс самосовершенствования.

Учитывая все вышеизложенное, отметим, что изучаемая нами ОС в рамках среды инновационного типа в системе образования, конкретизируется следующими особенностями:

- ориентированность на трансформирование традиционной ОС, которая является монокультурной в формате создания новых условий для взросления субъекта;

- выражением единых системных характеристик, формируемых в ходе коммуникаций и выполнения той или иной деятельности;

- системностью изменения, которая образуется из качественной конкретности положения системы [8; 9].

Управление учебного заведения должно сосредоточить свое функционирование на создании психологических и

педагогических условий, связанных с формированием толерантной среды обучения. К данным условиям следует отнести построение отношений на взаимном уважении, среди всех участников образовательного процесса, которые проявляются готовностью вести диалог и взаимодействовать друг с другом. Этот процесс касается всех участников образовательного процесса и осуществляется, как правило, в таких видах сотрудничества, как проведение беседы с представителями образовательной администрации по вопросам развития толерантной образовательной среды, введению приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Выводы. Под понятием «толерантность» принято понимать объединяющее в себе множество сходных качеств субъекта, включающие в себя дополняющие и обуславливающие друг друга составляющие когнитивной, аффективной и поведенческой сферы, базируемые на ценностном отношении к представителям других социальных групп и выражающиеся в активной жизненной позиции субъекта, которая предполагает популяризацию ценностей личности, путем выстраивания доброжелательного и уважительного взаимодействия с иными субъектами, с отличной культурой, имеющими иные способы и формы самовыражения.

Серьезное изучение сущности толерантности и того, как происходит ее формирование в образовании, в обязательном порядке, всегда будет включать рассмотрение ее структурных элементов. Изучая толерантность, как собственную личностную ценность с учетом ее структурных компонентов, ученые опираются на потребность ее применения при установлении отношения человека к данному понятию, выражающемуся в одобряемом поведении человека в социуме, активной позиции в признании и поддержании уважительного отношения к пониманию позиции других субъектов [5, С. 45].

В целях определения векторов заблаговременного воздействия на разрешение общественных проблем следует установить внешние и внутренние факторы, которые оказывают существенное влияние на образовательную систему и образующие новые условия к ОС нового субъекта.

Литература:

1. Адольф, В.А. Вызовы времени - становление профессионально-образовательного сообщества / В.А. Адольф // Сибирский педагоги-ческий журнал. -2013. -№3. - С. 9-13

2. Бидова, Б.Б Личностно-ориентированная образовательная концепция высшего профессионального образования как элемент профилактики экстремизма / Б.Б. Бидова // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. -2013. - № 2,- С. 40-46

3. Бидова, Б.Б. Толерантность как часть политической культуры: проблемы концептуализации и российские особенности / Б.Б. Бидова // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. - 2012. - № 6. - С. 66-68

4. Богданова, А.И. Инновационная поликультурная образовательная среда в контексте формирования толерантной личности / А.И. Богданова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 49-55

5. Ганаева, Е.Э. Поликультурная образовательная среда в контексте формирования толерантности студента / Е.Э. Ганаева // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. - 2015. - № 10. - С. 54-57

6. Корякина, A.A. К вопросу о формировании толерантности в поликультурном образовательном пространстве / A.A. Корякина // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №1 (26). - С. 179-182

7. Толстикова, С.Н. К проблеме формирования толерантности у студентов в процессе обучения в вузе / С.Н. Толстикова // Педагогика и психология образования. - 2012. - №3. - С. 58-62

8. Ярычев, Н.У. Диалог поколений в культурно-цивилизационной системе современной России / Н.У. Ярычев -Кисловодск, 2015. -292 с.

9. Ярычев, Н.У. Толерантность в этнической культуре чеченцев и дагестанцев / Н.У. Ярычев / В книге: Исторические связи народов Дагестана и Чечни. - 2006. - С. 23-27

Педагогика

УДК 376. 42

кандидат педагогических наук, доцент Насибуллина Анися Дамировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния современной цифровой среды на развитие обучающихся, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Рассматриваются положительное и отрицательное влияние цифровизации среды на развитие обучающихся, понятия «цифровая среда», «цифровые навыки». В статье представлены некоторые результаты исследования родителей, имеющих обучающихся с умственной отсталостью и педагогов, работающих в специальных (коррекционных) школах Кировской, Московской, Оренбургской областей, Башкоторстана, г. Санкт-Петербурга. Исследование выполнено в рамках проекта «Ребенок с ОВЗ в цифровом обществе: педагогические, психологические и социальные аспекты социализации», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение № 073-03-2023-017/2 от 14.02.2023). Участники исследования: 114 родителей, обучающихся с умственной отсталостью и 143 педагогов специальных (коррекционных) школ. Данные исследования показали, что большая часть родителей, имеющих детей с умственной отсталостью, являются активными пользователями цифровых ресурсов. При оценке родителями времени пребывания своих детей в Интернет-пространстве обнаружено, что свыше 40% обучающихся не используют интернет, около 40% посещают Интернет-пространство ежедневно, а 14% - не каждый день. Анализ результатов позволил сделать вывод, что педагоги и родители обучающихся с умственной отсталостью имеют сближенные позиции по вопросам, связанным с формированием цифровых навыков, способам предотвращения получения вредной информации в Интернете. По мнению респондентов цифровая среда прежде всего способствует развитию познавательной сферы детей данной категории.

Ключевые слова: цифровая среда, влияние цифровой среды, цифровые навыки, ограниченные возможности здоровья, умственная отсталость.

Annotation. The article deals with the problem of the influence of the modern digital environment on the development of students, including those with limited health opportunities (ША). The positive and negative impact of digitalization of the environment on the development of students, the concepts of "digital environment", "digital skills" are considered. The article presents some results of a study of parents with students with mental retardation and teachers working in special (correctional) schools of the Kirov, Moscow, Orenburg regions, Bashkortostan, St. Petersburg. The study was carried out within the framework of the project "A child with disabilities in a digital society: pedagogical, psychological and social aspects of socialization", implemented with the financial support of the Ministry of Education of the Russian Federation within the framework of the state task (supplementary agreement No. 073-03-2023-017/2 dated 02/14/2023). Study participants: 114 parents studying with mental retardation and 143 teachers of special (correctional) schools. The research data showed that the majority of parents with children with mental retardation are active users of digital resources. When assessing the time spent by parents of their children in the Internet space, it was found that over 40% of students do not use the Internet, about 40% visit the Internet space daily, and 14% - not every day. The analysis of the results allowed us to conclude that teachers and parents of students with mental retardation have similar positions on issues related to the formation of digital skills, ways to prevent the receipt of harmful information on the Internet. According to respondents, the digital environment primarily contributes to the development of the cognitive sphere of children of this category.

Key words: digital environment, the impact of the digital environment, digital skills, limited health opportunities, mental retardation.

Введение. Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что цифровизация охватывает практически все сферы жизни человека. Российское общество становится все более информационным, где цифровая среда является составным компонентом жизни, что влечет за собой необходимость формирования цифровых навыков и умений, как у подрастающего поколения, так и у взрослых.

«Цифровизация образования - это то, на что должна быть нацелена государственная политика России, а именно предоставление качественного и непрерывного образования с помощью цифровых ресурсов» [9, С. 1].

В настоящее время педагоги, обучающиеся и их родители живут в новой реальности, в которой цифровые средства стали важной составляющей жизни. Можно констатировать, что отношение у обучающихся и их родителей к цифровизации образования весьма разноплановые, противоречивые и связаны с разными факторами.

В исследованиях Е.Л. Буслаевой, М.В. Воропаева, Г.У. Солдатовой и других ученых, представлены различные психолого-педагогические аспекты влияния цифровой среды на развитие современных детей и подростков [2; 10]. Между тем недостаточно исследованными являются вопросы влияния цифровой среды на такой контингент обучающихся, как дети с ограниченными возможностями здоровья.

Изложение основного материала статьи. Анализ литературных источников показал, что понятие «цифровая среда» рассматривается в широком и узком значении.

В широком значении данное понятие трактуется (В.И. Блинов, Е.С. Ларина, B.C. Овчинский) как все разнообразие информационных технологий, киберпространство, инфраструктура (телекоммуникационные/интернет-линии и т.п.), структура (с программные платформы, программы-интерфейсы и т.п.) и ультраструктуру (инфосфера), дающие человеку набор необходимых ресурсов и средств для самореализации, личностного развития, профессионального становления, решения бытовых и профессиональных задач [2].

В узком значении цифровая среда рассматривается как компонент информационно-образовательной среды, средство организации образовательного процесса с использованием разнообразных цифровых ресурсов, пространство коммуникации и постижения новейших социальных практик.

Цифровая среда, создающаяся в образовательных организациях в настоящее время, имеет большие потенциальные возможности для обучения, развития и воспитания, социализации обучающихся [9].

Так, И.Н. Теркулова цифровую среду считает «компонентом педагогической системы, который обеспечивает реализацию организационной, технической и социально-развивающей функций цифровой среды для достижения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.