Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая среда / влияние цифровой среды / цифровые навыки / ограниченные возможности здоровья / умственная отсталость / digital environment / the impact of the digital environment / digital skills / limited health opportunities / mental retardation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насибуллина Анися Дамировна

В статье рассматривается проблема влияния современной цифровой среды на развитие обучающихся, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Рассматриваются положительное и отрицательное влияние цифровизации среды на развитие обучающихся, понятия «цифровая среда», «цифровые навыки». В статье представлены некоторые результаты исследования родителей, имеющих обучающихся с умственной отсталостью и педагогов, работающих в специальных (коррекционных) школах Кировской, Московской, Оренбургской областей, Башкоторстана, г. Санкт-Петербурга. Исследование выполнено в рамках проекта «Ребенок с ОВЗ в цифровом обществе: педагогические, психологические и социальные аспекты социализации», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение № 073-03-2023-017/2 от 14.02.2023). Участники исследования: 114 родителей, обучающихся с умственной отсталостью и 143 педагогов специальных (коррекционных) школ. Данные исследования показали, что большая часть родителей, имеющих детей с умственной отсталостью, являются активными пользователями цифровых ресурсов. При оценке родителями времени пребывания своих детей в Интернет-пространстве обнаружено, что свыше 40% обучающихся не используют интернет, около 40% посещают Интернет-пространство ежедневно, а 14% не каждый день. Анализ результатов позволил сделать вывод, что педагоги и родители обучающихся с умственной отсталостью имеют сближенные позиции по вопросам, связанным с формированием цифровых навыков, способам предотвращения получения вредной информации в Интернете. По мнению респондентов цифровая среда прежде всего способствует развитию познавательной сферы детей данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насибуллина Анися Дамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the influence of the modern digital environment on the development of students, including those with limited health opportunities (HIA). The positive and negative impact of digitalization of the environment on the development of students, the concepts of "digital environment", "digital skills" are considered. The article presents some results of a study of parents with students with mental retardation and teachers working in special (correctional) schools of the Kirov, Moscow, Orenburg regions, Bashkortostan, St. Petersburg. The study was carried out within the framework of the project "A child with disabilities in a digital society: pedagogical, psychological and social aspects of socialization", implemented with the financial support of the Ministry of Education of the Russian Federation within the framework of the state task (supplementary agreement No. 073-03-2023-017/2 dated 02/14/2023). Study participants: 114 parents studying with mental retardation and 143 teachers of special (correctional) schools. The research data showed that the majority of parents with children with mental retardation are active users of digital resources. When assessing the time spent by parents of their children in the Internet space, it was found that over 40% of students do not use the Internet, about 40% visit the Internet space daily, and 14% not every day. The analysis of the results allowed us to conclude that teachers and parents of students with mental retardation have similar positions on issues related to the formation of digital skills, ways to prevent the receipt of harmful information on the Internet. According to respondents, the digital environment primarily contributes to the development of the cognitive sphere of children of this category.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ»

9. Ярычев, Н.У. Толерантность в этнической культуре чеченцев и дагестанцев / Н.У. Ярычев / В книге: Исторические связи народов Дагестана и Чечни. - 2006. - С. 23-27

Педагогика

УДК 376. 42

кандидат педагогических наук, доцент Насибуллина Анися Дамировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния современной цифровой среды на развитие обучающихся, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Рассматриваются положительное и отрицательное влияние цифровизации среды на развитие обучающихся, понятия «цифровая среда», «цифровые навыки». В статье представлены некоторые результаты исследования родителей, имеющих обучающихся с умственной отсталостью и педагогов, работающих в специальных (коррекционных) школах Кировской, Московской, Оренбургской областей, Башкоторстана, г. Санкт-Петербурга. Исследование выполнено в рамках проекта «Ребенок с ОВЗ в цифровом обществе: педагогические, психологические и социальные аспекты социализации», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение № 073-03-2023-017/2 от 14.02.2023). Участники исследования: 114 родителей, обучающихся с умственной отсталостью и 143 педагогов специальных (коррекционных) школ. Данные исследования показали, что большая часть родителей, имеющих детей с умственной отсталостью, являются активными пользователями цифровых ресурсов. При оценке родителями времени пребывания своих детей в Интернет-пространстве обнаружено, что свыше 40% обучающихся не используют интернет, около 40% посещают Интернет-пространство ежедневно, а 14% - не каждый день. Анализ результатов позволил сделать вывод, что педагоги и родители обучающихся с умственной отсталостью имеют сближенные позиции по вопросам, связанным с формированием цифровых навыков, способам предотвращения получения вредной информации в Интернете. По мнению респондентов цифровая среда прежде всего способствует развитию познавательной сферы детей данной категории.

Ключевые слова: цифровая среда, влияние цифровой среды, цифровые навыки, ограниченные возможности здоровья, умственная отсталость.

Annotation. The article deals with the problem of the influence of the modern digital environment on the development of students, including those with limited health opportunities (ША). The positive and negative impact of digitalization of the environment on the development of students, the concepts of "digital environment", "digital skills" are considered. The article presents some results of a study of parents with students with mental retardation and teachers working in special (correctional) schools of the Kirov, Moscow, Orenburg regions, Bashkortostan, St. Petersburg. The study was carried out within the framework of the project "A child with disabilities in a digital society: pedagogical, psychological and social aspects of socialization", implemented with the financial support of the Ministry of Education of the Russian Federation within the framework of the state task (supplementary agreement No. 073-03-2023-017/2 dated 02/14/2023). Study participants: 114 parents studying with mental retardation and 143 teachers of special (correctional) schools. The research data showed that the majority of parents with children with mental retardation are active users of digital resources. When assessing the time spent by parents of their children in the Internet space, it was found that over 40% of students do not use the Internet, about 40% visit the Internet space daily, and 14% - not every day. The analysis of the results allowed us to conclude that teachers and parents of students with mental retardation have similar positions on issues related to the formation of digital skills, ways to prevent the receipt of harmful information on the Internet. According to respondents, the digital environment primarily contributes to the development of the cognitive sphere of children of this category.

Key words: digital environment, the impact of the digital environment, digital skills, limited health opportunities, mental retardation.

Введение. Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что цифровизация охватывает практически все сферы жизни человека. Российское общество становится все более информационным, где цифровая среда является составным компонентом жизни, что влечет за собой необходимость формирования цифровых навыков и умений, как у подрастающего поколения, так и у взрослых.

«Цифровизация образования - это то, на что должна быть нацелена государственная политика России, а именно предоставление качественного и непрерывного образования с помощью цифровых ресурсов» [9, С. 1].

В настоящее время педагоги, обучающиеся и их родители живут в новой реальности, в которой цифровые средства стали важной составляющей жизни. Можно констатировать, что отношение у обучающихся и их родителей к цифровизации образования весьма разноплановые, противоречивые и связаны с разными факторами.

В исследованиях Е.Л. Буслаевой, М.В. Воропаева, Г.У. Солдатовой и других ученых, представлены различные психолого-педагогические аспекты влияния цифровой среды на развитие современных детей и подростков [2; 10]. Между тем недостаточно исследованными являются вопросы влияния цифровой среды на такой контингент обучающихся, как дети с ограниченными возможностями здоровья.

Изложение основного материала статьи. Анализ литературных источников показал, что понятие «цифровая среда» рассматривается в широком и узком значении.

В широком значении данное понятие трактуется (В.И. Блинов, Е.С. Ларина, B.C. Овчинский) как все разнообразие информационных технологий, киберпространство, инфраструктура (телекоммуникационные/интернет-линии и т.п.), структура (с программные платформы, программы-интерфейсы и т.п.) и ультраструктуру (инфосфера), дающие человеку набор необходимых ресурсов и средств для самореализации, личностного развития, профессионального становления, решения бытовых и профессиональных задач [2].

В узком значении цифровая среда рассматривается как компонент информационно-образовательной среды, средство организации образовательного процесса с использованием разнообразных цифровых ресурсов, пространство коммуникации и постижения новейших социальных практик.

Цифровая среда, создающаяся в образовательных организациях в настоящее время, имеет большие потенциальные возможности для обучения, развития и воспитания, социализации обучающихся [9].

Так, И.Н. Теркулова цифровую среду считает «компонентом педагогической системы, который обеспечивает реализацию организационной, технической и социально-развивающей функций цифровой среды для достижения

социально-воспитательных эффектов, способствующих решению задач социального образования, осуществлению индивидуальной помощи и расширению социального опыта обучающихся» [11, С. 17]. Автор также указывает, что рассматриваемая среда является необходимым условием позитивной социализации обучающихся.

По мнению Т.Н. Осинина, О.В. Давыдова цифровая среда в образовательных организациях - это определенный набор информационных систем, направленный на решение всевозможных задач образовательного процесса [12].

Анализ научных работМ.Ю. Айбазовой, Е.Л. Буслаевой, Е.В. Гуляевой, Г.У. Солдатовой, И.Н. Теркуловой, С.В. Фадеевой позволяет сделать вывод, что существует как положительное, так и отрицательное влияние цифровой среды на развитие обучающихся (таблица 1) [1; 2; 3; 10; 11; 12].

Таблица 1

Влияние цифровой среды на развитие обучающихся

Влияние цифровизации среды

Положительное Отрицательное

развитие познавательной активности, познавательной сферы (обучающие программы, ресурсы и т.п.); трансформация традиционных технологий обучения способствует повышению эффективности образования и самообразования (восприятия и освоения учебного материала и др.), возможности создания персонализированных образовательных маршрутов; развитие цифровых навыков как компонентов функциональной грамотности; создание среды виртуального общения, расширение социального опыта; содействие позитивной социализации обучающихся; формирование социальных установок, определенных личностных качеств (гибкость, мобильность и др.); самодетерминация, автономность, самовыражение в вертуальной социальной среде. цифровая зависимость; негативные реакции организма на работу с цифровыми носителями (ухудшение зрения, повышение нервно-психического напряжения и т.п.); ослабление познавательных процессов («клиповое мышление» идр.); низкий уровень обучаемости, самостоятельности при выполнении различных учебных заданий; снижение социальных компетенций, прежде всего навыков непосредственного общения; формирование негативных социальных установок, определенных личностных качеств (инактивность, замкнутость, тревожность и др.); многообразие цифровых ресурсов при недостаточном уровне развития критичности мышления и отсутствия контроля создают зону риска для вовлечения в деятельность деструктивных лиц и организаций.

Анализ данных таблицы 1 позволяет сделать вывод, современная цифровая среда оказывает различное влияние на детей и подростков, что повышает роль взрослых, прежде всего родителей и педагогов, в процессе использования цифровых ресурсов для решения различных задач.

Рассмотрим понятие «цифровые навыки». К.Б. Егоров, В.А. Захарова, И.П. Половина данное понятие связывают с применением «цифровых технологий в управлении и обмене информации, взаимодействии с использованием цифровых инструментов, созданием и изменением цифрового контента, решением задач в цифровой среде» [5].

Цифровые навыки - это «устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творческой самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом» [7, С. 10].

Очевидно, что работа с разнообразными ресурсами цифровой среды в образовательных организациях расширяет перспективы как успешного обучения, так и социализации для всех обучающихся, включая детей с ОВЗ и инвалидностью, формирования и развития у них соотвествующих цифровых навыков.

При этом отметим, что в настоящее время цифровая среда это не только то, что имеют в своем оснащении специальные (коррекционные) школы, но и все цифровые средства, имеющиеся как у родителей, так и у обучающихся с ОВЗ.

Одной из многочисленных групп обучающихся с ОВЗ являются школьники с умственной отсталостью.

В научной работе И.П. Кузьминой установлено, что подростки и юноши с умственной отсталостью имеют более низкую сетевую осведомленность (в том числе о теневой стороне Интернета); более низкие показатели сетевой мобильности и переключаемости. Интернет они используют чаще всего для общения, игр, знакомств и поиска пары, чем для учебы, заработка, саморазвития и т.п. [6].

Отметим, что исследования взрослых, которые окружают ребенка с умственной отсталостью, их позиций в отношении цифровой среды и формирования цифровых навыков V таких обучающихся немногочисленны.

В рамках проекта «Ребенок с ОВЗ в цифровом обществе: педагогические, психологические и социальные аспекты социализации» было проведено исследование, участниками которого являлись родители, имеющие детей с умственной отсталостью и педагоги, работающие в специальных (коррекционных) школах Кировской, Московской, Оренбургской областей, Башкоторстана, г. Санкт-Петербурга.

Одна из задач проекта состояла в выявлении ресурсов и рисков использования инновационных технологий цифрового образования в работе с детьми с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В анонимном анкетировании участвовали 114 родителей, обучающихся с умственной отсталостью, имеющих детей старше 12 лет, и 143 педагога специальных (коррекционных) школ.

В данной статье мы рассмотрим некоторые результаты исследования респондентов. Прежде всего нас интересовало то, сколько времени сами родители и их дети с умственной отсталостью ежедневно проводят в Интернет-пространстве (мессенджеры, социальные сети, интернет-сайты и т.д.). Вполне очевидно, что родители своим примером формируют у детей и подростков, поведенческие паттерны, позиции и оценки современных средств цифровизации, демонстируя определнный уровень владения цифровыми навыками: от низкого до продвинутого.

Анкетирование позволило констатировать, что 39,5% родителей, имеющих детей с умственной отсталостью, не фиксируют время пребывания в Интернет-пространстве, 25,4% проводят там около часа, а 17,5% - около 5 часов. При этом не каждый день и по мере необходимости посещают Интернет-пространство около 15% респонтентов (7,9% и 7% соотвественно).

На вопрос о количестве времени ежедневно проводимом в Интернет-пространстве детьми, получены следующие данные: 39,5% респондентов отметили, что не используют интернет, совместный просмотр фильмов, а 2,6% указали, что их

ребенок вообще не пользуется Интернетом. 14% родителей отметили, что их дети посещают Интернет-пространство не каждый день. При этом время, проводимое в Интернете детьми, родители отметили различное: около 1 часа - 15,8%, около 5 часов - 13,2%, более 8 часов - около 11%.

Анализ ответов позволяет сделать вывод, что большая часть родителей являются активными пользователями цифровых ресурсов, так как ежедневно проводят в Интернет-пространстве свыше 85% респондентов. При оценке родителями времени пребывания своих детей в Интернет-пространстве обнаружено, что свыше 40% обучающихся не используют интернет, около 40% посещают Интернет-пространство ежедневно, а 14% - не каждый день. Можно предположить, что многие родители, имеющие детей с умственной отсталостью полагают, что посещение Интернет-пространства для такого ребенка должно быть либо ограничено, либо недоступно. Некоторые родители позволяют своим детям использовать цифровые средства более 8 часов. Анализ данных позволяет констатировать, что родительское сообщество имеет различные позиции в отношении предоставления доступа и времени пребывания в Интернет-пространстве обучающимся данной категории.

Представим соотношение ответов родителей, обучающихся с умственной отсталостью и педагогов специальных (коррекционных) школ на некоторые вопросы в исследовании (таблица 2).

Таблица 2

Результаты исследования родителей, обучающихся с умственной отсталостью и педагогов специальных

(коррекционных) школ (в %)

Педагоги, работающие с обучающимися с умственной отсталостью Родители обучающихся с умственной отсталостью

Кто является ответственным за формирование цифровых навыков детей?

Школа (педагоги) 73,4% 36%

Семья (родители) 96,5% 90,4%

Внешкольные организации (педагоги студий и кружков) 28,7% 9,6%

Сам ребенок 28% 32,5%

Дошкольные организации (воспитатели) 11,2% 2,6%

Кто сам в этом хорошо разбирается 0,9%

Как можноуберечь ребенка от получения вредной информации в Интернете?

Установить (договориться с ним) правила просмотра телевизора, работы в Интернете и пр. 58,5% 56,1%

Установить программы, повышающие информационную безопасность 88,7% 46,5%

Обсуждать с ребенком все текущие события, вызывая его на откровенность 54,2% 44,7%

Знать содержимое его карманов, портфеля, тумбочек и пр. 20,4% 10,8%

Изучать его друзей, социальное окружение, которое может на него влиять 57% 30,7%

Проводить профилактические беседы 74,6% 57%

Ему должны давать необходимую информацию в семье/другие педагоги и пр. 44,4% 14,9%

Не сидит в Интернете 0,9%

Способствует ли цифровая среда (использование ребенком Интернета через различные устройства) решению следующих задач

Введению ребенка в мир норм и правил 24,5% 21,9%

Развитию познавательной сферы ребенка 75,5% 62,3%

Поддержанию детских контактов 39,9% 32,5%

Развитию трудолюбия у ребенка 8,4% 23,7%

Поддержанию и развитию интересов ребенка 54,5% 39,5%

Получению удовольствия, развлечению 49% 46,5 %

Формированию навыков обработки информации 58%

Полученные результаты, позволяют заключить, что родители и педагоги в целом, имеют сходные позиции по предложенным вопросам.

Так, при ответе на вопрос «Кто является ответственным за формирование цифровых навыков детей?» респонденты считают, что это прежде всего семья (родители), затем школа (педагоги) и внешкольные организации (педагоги студий и кружков). Отметим, что 28% педагогов и 32,5% родителей указывают, на то что сам обучающийся является отвественным за формирование цифровых навыков. С учетом нозологии отметим, что эти ответы показывают, что взрослые окружающие обучающихся с умственной отсталостью склонны несколько переоценивать их возможности, считая что они способны самостоятельно нести полную ответственность за формирование данных навыков у себя.

Следующий вопрос касался проблемы, связанной с ограждением обучающихся от получения вредной информации в Интернете. Несмотря на сходные данные, их количественное соотношение по этому вопросу несколько отличается по группам респондентов. Так, 88,7% педагогов коррекционных школ отмечают, что необходимо прежде всего установить программы, повышающие информационную безопасность, 74,6% специалистов указывают на целесообразность проведения профилактических бесед о вредной информации в Интернете. 58,5% педагогов отмечают, что необходимо договориться с ребенком, согласовать правила просмотра телевизора, работы в Интернете и пр. 57% учителей обращают внимание на то, что ближайшее социальное окружение (друзья, референтная группа и др.) может оказывать влияние на подростков с умственной отсталостью в получении информации, наносящий вред как психическому, так и физическому здоровью.

В группе родителей ответы на этот вопрос распределились следующим образом: 57% из них отмечают, что организация профилактических бесед о фейковой и другой информации в Интернете, которая может нанести вред будут эффективны; 56,1% респондентов считают, что договор и правила по использованию в семье Интернета, других цифровых средств также является одним из путей ограждения от нежелательной информации.

46,5% испытуемых обозначили целесообразность установки программ, повышающих информационную безопасность. 44,7% родителей полагают, что обсуждение с ребенком всех текущих событий, откровенный разговор, позволит оградить его от вредной информации из Интернета. 30,7% респондентов акцентируют внимание на том, что родителям необходимо знать кто из сверстников, других лиц окружает школьника с умственной отсталостью.

В ходе исследования мы выяснили как родители подростков с умственной отсалостью и педагоги коррекционных школ оценивают решению каких задач способствует цифровая среда. И педагоги коррекционных школ (75,5%) и родители (62,3%), указали на то, что в первую очередь цифровая среда способствует развитию познавательной сферы ребенка, поддержанию и развитию его интересов (54,5% и 39,5% соответственно). Между тем 58% учителей отметили влияние цифровой среды на формирование навыков обработки информации.

Около 50% респондентов указали, что цифровая среда способствует получению удовольствия, развлечению.

Выводы. Таким образом, полученные данные позволили заключить, что:

- большая часть родителей обучающихся с умственной осталостью являются активными пользователями цифровых ресурсов;

- родительское сообщество имеет различные позиции в отношении предоставления доступа и времени пребывания в Интернет-пространстве обучающимся данной категории;

- родители подростков с умственной отсалостью и педагоги коррекционных школ среди основных средств, связанных с ограждением обучающихся от получения вредной информации в Интернете выделили: установку программ, повышающих информационную безопасность и проведение профилактических бесед на эти темы;

- цифровая среда способствует развитию познавательной сферы ребенка с умственной отсалостью, поддержанию и развитию его интересов.

Цифровая среда оказывает влияние на развитие цифровых навыков обучающихся с ОВЗ, так как цифровизация образования обуславливает необходимость пересмотра традиционных технологий и средств организации образовательного процесса и созданию новых.

Очевидно, что взрослым в процессе ознакомления школьников с умственной осталостью с разнообразными цифровыми ресурсами, а также при осуществлении деятельности, связанной с формированием цифровых навыков, необходимо учитывать особенности этой категории детей и мнение их родителей.

Литература:

1. Айбазова, М.Ю. Цифровая гигиена как фактор профилактики негативного влияния диджитализации на школьников ГЭлектронный pecypcl / М.Ю. Айбазова A.A. Карасова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. -№6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31252 (дата обращения: 24.04.2023)

2. Буслаева, Е.Л. Цифровизация общества как фактор психического и психосоциального развития младших школьников / Е.Л. Буслаева // Вестник МГПУ. Образование и педагогические науки. - Вып. 2 (835). - 2020. - С. 159-172

3. Гуляева, Е.В. Компьютерные игры в жизни дошкольников / Е.В. Гуляева, Ю.А. Соловьева // Психологическая наука и образование. -2012. -№ 2. - С. 5-12

4. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под научн. ред. В.И. Блинова. -М.:Перо,2019.-98 с.

5. Егоров, К.Б. Цифровые навыки как компоненты функциональной грамотности: готов ли учитель? [Электронный ресурс] / К.Б. Егоров, В.А. Захарова, И.П. Половина // Современные наукоемкие технологии. - 2023. - № 2. - С. 135-143. -URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39535 (дата обращения: 28.04.2023)

6. Кузьмина, Т.И. Использование методики «Сетевой самоотчет» для изучения специфики интернет-социализации подростков и юношей с нарушением интеллекта // Российский психологический журнал. - 2021. - Т. 18. - № 1. - С. 5-21. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-metodiki-setevoy-samootchet-dlya-izucheniya-spetsifiki-internet-sotsializatsii" podrostkov-i-yunoshey-s-narusheniem/viewer (дата обращения: 28.04.2023)

7. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Междун. конф. «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка [Электронный ресурс]. - М.: AHO ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. - 122 с.

8. Осинина, Т.Н. Цифровая образовательная среда современной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Т.Н. Осинина, О.В. Давыдова // Вестник государственного гуманитарно-технологического университета. -2018. - № 2. - С. 24-28

9. Сентищева, Е.А. Цифровизация и ее влияние на развитие профессиального образования [Электронный ресурс] / Е.А. Сентищева // Ученые записки. Электронный научный Курского государственного университета. - 2022. - № 2 (262). -https://cyberleninka.rU/article/n/tsifrovizatsiya-i-ee-vliyanie-na-razvitie-professialnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 28.04.2023)

10. Солдатова, Г.У. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, E.H. Рассказова, Е.Ю. Зотова. -М.: Фонд развития интернет, 2013. - 144 с.

11. Теркулова, И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговорящих странах (Франция, Канада): автореферат дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Теркулова Ирина Наильевна. -Москва, 2019.-27 с.

12. Фадеева, C.B. Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательном учреждении: автореферат дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Фадеева Светлана Владимировна. - Смоленск, 2013. - 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.