Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ МАОУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ №35» Г. ЧЕРЕПОВЕЦ)'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ МАОУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ №35» Г. ЧЕРЕПОВЕЦ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕТИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букина Ирина Адольфовна, Гудина Татьяна Викторовна, Кокосова Ирина Владимировна

Статья посвящена выявлению и описанию организационно-методических условий обеспечения электронного обучения детей школьного возраста с умственной отсталостью и изучению психологической готовности педагогов к использованию интернет-технологий. Предложена программа цифровизации учебной среды школы, способствующая профилактике компьютерной безграмотности педагогов и повышению digital культуры и профессионального саморазвития педагогов, а также улучшению психологического климата в применении информационных технологий в учебном процессе с умственно отсталыми детьми. Реализация предложенного нами содержания программы по формированию организационно-методического обеспечения электронного обучения, охватывающей всех субъектов (детей, педагогов, родителей, администрацию) образовательного процесса, способствовала детерминации качества обучения детей школьного возраста с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Букина Ирина Адольфовна, Гудина Татьяна Викторовна, Кокосова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF E-LEARNING FOR SCHOOL-AGE CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION (ON THE EXAMPLE OF THE MAOU "SECONDARY SCHOOL FOR STUDENTS WITH DISABILITIES № 35", CHEREPOVETS)

The article is devoted to identifying and describing the organizational and methodological conditions for providing e-learning for school-age children with mental retardation and studying the psychological readiness of teachers to use Internet technologies. A program for the digitalization of the educational environment of the school is proposed, which contributes to the prevention of computer illiteracy of teachers and the enhancement of digital culture and professional self-development of teachers, as well as the improvement of the psychological climate in the use of information technologies in the educational process with mentally retarded children. The implementation of the proposed content of the program for the formation of the organizational and methodological support of e-learning, covering all subjects (children, teachers, parents, administration) of the educational process, contributed to the determination of the quality of education for school-age children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ МАОУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ №35» Г. ЧЕРЕПОВЕЦ)»

10. Селиванова, Н.Л. Воспитательная система как объект педагогического моделирования / Н.Л. Селиванова // Моделирование воспитательных систем: теория - практике: сб. науч. ст. / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Изд. РОУ; 1995. - С. 10-17

11. Хуторской, А.В. Образовательное пространство СНГ: проблема сравнительной педагогики / А.В. Хуторской. - М.: ИНЭК, 2006. - 247 с.

Педагогика

УДК 376.4

кандидат педагогических наук, доцент Букина Ирина Адольфовна

Череповецкий государственный университет (г. Череповец);

доктор педагогических наук, профессор Гудина Татьяна Викторовна

Череповецкий государственный университет (г. Череповец); директор Кокосова Ирина Владимировна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35» (г. Череповец)

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ МАОУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ №35» Г. ЧЕРЕПОВЕЦ)

Аннотация. Статья посвящена выявлению и описанию организационно-методических условий обеспечения электронного обучения детей школьного возраста с умственной отсталостью и изучению психологической готовности педагогов к использованию интернет-технологий. Предложена программа цифровизации учебной среды школы, способствующая профилактике компьютерной безграмотности педагогов и повышению digital культуры и профессионального саморазвития педагогов, а также улучшению психологического климата в применении информационных технологий в учебном процессе с умственно отсталыми детьми. Реализация предложенного нами содержания программы по формированию организационно-методического обеспечения электронного обучения, охватывающей всех субъектов (детей, педагогов, родителей, администрацию) образовательного процесса, способствовала детерминации качества обучения детей школьного возраста с умственной отсталостью.

Ключевые слова: информационные технологии, дети с умственной отсталостью, психологическая готовность педагогов.

Annotation. The article is devoted to identifying and describing the organizational and methodological conditions for providing e-learning for school-age children with mental retardation and studying the psychological readiness of teachers to use Internet technologies. A program for the digitalization of the educational environment of the school is proposed, which contributes to the prevention of computer illiteracy of teachers and the enhancement of digital culture and professional self-development of teachers, as well as the improvement of the psychological climate in the use of information technologies in the educational process with mentally retarded children. The implementation of the proposed content of the program for the formation of the organizational and methodological support of e-learning, covering all subjects (children, teachers, parents, administration) of the educational process, contributed to the determination of the quality of education for school-age children with mental retardation.

Key words: information technology, children with mental retardation, psychological readiness of teachers.

Введение. Развитие и распространение информационных и коммуникационных технологий в последние десятилетия приводит к стремительной интеграции их в систему образования. В сложившихся условиях обучение переходит от традиционных форм к внедрению цифровой образовательной среды и дистанционным программным продуктам.

Применение digital технологий в коррекционных целях в современных условиях получает все большее распространение и одобрение педагогов-практиков, поскольку обеспечивает их эффективными методиками реализации коррекционно-образовательного процесса. Грамотно адаптированные под психолого-физиологические возможности детей данной нозологии программно-методические комплексы и учебные материалы могли бы на качественно ином уровне позволить решать многие проблемы обучения в специальном образовании.

Еще одним ресурсом электронного обучения является аккумулирование методических материалов, разработок, примеров лучших работ обучающихся в облачном хранилище образовательной организации, что позволяет осуществить поддержку и сопровождение очного процесса обучения и способствует равному доступу к учебным материалам детям, находящимся на домашнем обучении.

Целый ряд научных работ, появившихся в последнее время, свидетельствует об интересе специалистов и ученых к дистанционным технологиям и к различным его аспектам. Стоит отметить такие исследования, в которых отражены теоретические подходы к рассматриваемой теме, как исследования Г.Л. Андриановой [1], H.A. Гейна [3], A.B. Густырь [4], Ю.П. Господарика [5], Г.А. Краснова [6], Е.С. Полат [10], A.B. Хуторского [12] и др.

Применению электронного обучения в образовании посвящены работы Г.В. Семенова, Ю.Е. Гусева, Ю.А. Поссель [11], М.А. Чошанов [13], К.А. Meyer [14], R. Gagne, L. Briggs, W. Wager [15] и др.

Авторы не обходят вопрос применения информационных технологий и в обучении детей с ОВЗ и, в частности, с умственной отсталостью, что задает профессиональную рамку компетенций преподавателей и облегчает процесс усвоение и запоминание учебного материала (О.Б. Кремер [7], О.И. Кукушкина [8], И.А. Никольская [9]).

Вместе с тем, растет и совершенствуется программно-методическое обеспечение учебного процесса не ориентированное прицельно на коррекционное обучение. Но при творческом подходе и грамотной методической адаптации многие из этих материалов можно использовать в организации обучения детей школьного возраста с умственной отсталостью.

Таким образом, целью нашей статьи является выявление организационно-методических условий обеспечения электронного обучения детей школьного возраста с умственной отсталостью и изучению психологической готовности педагогов к использованию интернет-технологий.

Исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 35» г. Череповца в 2020-2021 гг. Педагогический процесс осуществляли 81 работник, из них: администрация учреждения - 5 чел.; учитель-логопед - 3 чел; педагог-психолог - 4 чел.; учитель-дефектолог - 2 чел.; тьютор - 5 чел.; социальный педагог - 2 чел; педагог-библиотекарь - 1 чел.

Изложение основного материала статьи. Для выявления и изучения заявленной темы нами было проведено исследование организационно-методических условий организации цифровой среды обучения детей школьного возраста с умственной отсталостью (первый блок) и изучение готовности педагогов к организации образовательной деятельности с применением электронного обучения (второй блок), была разработана диагностическая программа.

Первый блок диагностики осуществлялся посредством наблюдения, изучения документации, собеседования с администрацией, педагогами школы, показал, что:

- в образовательном учреждении разработаны и введены в действие некоторые локальные акты, отражающие особенности применения электронного обучения детей с умственной отсталостью;

- содержание образования, условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для детей-инвалидов выстраивается в соответствии с ИПРА;

- при организации образовательной деятельности учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся с умственной отсталостью;

- в 2016 году образовательное учреждение вступило в программу «Доступная среда» в рамках которой было закуплено компьютерное оборудование, в том числе специализированные аппаратно-программные комплексы, такие как: аппаратно-программный комплекс для слабовидящих обучающихся, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП); клавиатура с увеличенным размером клавиш; портативный компьютер учителя (ноутбук) (6 штук); МФУ; акустические системы; интерактивные доски; проекторы (6 штук); планшетные компьютеры (8 штук); коммуникаторы; специализированные программные комплексы для логопеда и психолога;

- в рамках программы «Современная школа» (2019 год) - приобретено компьютерное оборудование, средства обучения и воспитания;

- изучение кадрового состава педагогических работников организации выявило, что у учреждения высокий педагогический потенциал. Педагоги обладают специальными знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими коррекционную направленность процессов развития, воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, постоянно проходят повышение квалификации, но имеют низкий уровень профессиональных компетенций в области информационных технологий.

С целью изучения психологической готовности педагогов к использованию электронного обучения (второй блок) было проведено анкетирование (методика С.А. Векилова, И.С. Клецина, Г.В. Семенова) [2], которое позволило определить два основных фактора, с одной стороны, осознание важности применения цифровых образовательных технологий в процессе обучения детей с умственной отсталостью (первый фактор). Методика обследования строится на обратных вопросах, включающих ряд отрицательных утверждений и дающих право судить о неуверенности в собственных компетенциях в применении информационных технологий в работе педагогов, наличие страхов, тревоги при их овладении, низкой самооценки в освоении digital культуры.

С другой стороны - эмоционально-оценочное отношение к дистанционным формам обучения (второй фактор). Наличие этого фактора подтверждает опасение в применении данных технологий, низкую готовность педагогов к использованию дистанционных форм обучения, важности совладения с технофобическими реакциями и компьютерной тревогой.

Основными факторами, затрудняющими работу педагогов с дистанционными образовательными технологиями, являлись:

- беспокойство в овладении нужными компетенциями;

- немотивированный страх пользования компьютерной техникой;

- отсутствие инструментальных навыков пользователя.

Эти психологические проявления компьютерного стресса были учтены при разработке программы информатизации в образовательной организации, позволяющей снизить степень тревожности педагогов в использовании информационных технологий в обучении детей школьного возраста с умственной отсталостью и повысить уровень их профессиональной подготовки.

Результаты анкетного опроса дают право отметить низкую компетентностную и психологическую готовность педагогов школы к организации цифрового образовательного процесса с применением электронного обучения детей школьного возраста с умственной отсталостью.

Таблица 1

Протокол исследования психологической готовности к использованию дистанционных образовательных технологий у педагогов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (%)

№ Содержание утверждений констатирующий контрольный

фактор 1 фактор 2 фактор 1 фактор 2

1 Я не готов(а) включаться в работу по использованию дистанционных технологий, т.к. все равно не буду чувствовать себя уверенно в этом деле (обратный вопрос). 61 39 41 59

2 Я испытываю внутреннее сопротивление при необходимости работать с дистанционными образовательными технологиями (обратный вопрос). 77 23 53 47

3 Я не готов(а) включаться в работу по использованию дистанционных технологий, т.к. у меня все равно не получится хорошо разобраться с этими технологиями (обратный вопрос). 83 17 57 43

4 Осваивать дистанционные образовательные технологии -это сложно, лично мне это не надо (обратный вопрос). 72 28 49 51

5 Как правило, я испытываю негативные эмоции (страх, тревогу), когда вынужден(а) разбираться с дистанционными технологиями (обратный вопрос). 80 20 23 77

6 Процесс работы с дистанционными технологиями сопровождается низкой результативность, у меня мало что 77 23 25 75

получается (обратный вопрос).

7 Я убежден(а), что использовать дистанционные образовательные технологии необходимо, за этими технологиями будущее. 10 90 50 50

8 Я хорошо знаю алгоритм действий при работе с дистанционными образовательными технологиями. 6 94 80 20

10 Я готов(а) тратить свое время на освоение дистанционных технологий. 10 90 45 55

11 Я вполне могу обойтись без дистанционных технологий в своей педагогической деятельности (обратный вопрос). 9 91 45 55

12 Освоение дистанционных образовательных технологий означает идти в ногу со временем. 21 79 60 40

Для профилактики компьютерной безграмотности, повышения профессиональных компетенций и улучшения психологического климата принятия информационных технологий в организации учебного процесса школы была сформирована творческая группа из педагогов, которая приступила к разработке программы «Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации». Цель данного документа: развитие цифровой среды, предоставляющей широкий спектр возможностей всем участникам образовательного процесса школы и ее социальным партнерам для получения своевременной информации, позволяющей сформировать digital культуру личного применения информационных технологий и профессионального саморазвития.

Задачи программы:

- создание школьной цифровой образовательной среды с доступом к образовательному контенту для трансляции опыта педагогов учреждений;

- участие педагогов школы дистанционно с применением цифрового контента и сервисов в различных проектах других учреждений для повышения информационной компетентности, таких как мастер-классы, вебинары, интернет-олимпиады, on-line конференции, дополнительное обучение использования Internet ресурсов, сетевые проекты и т.д.;

- повышение профессионально-информационных компетенций педагогов, создание индивидуальной траектории развития.

Основные направления реализации программы:

- применение интернет-технологий для расширения цифрового контента образовательного процесса;

- совершенствование условий формирования digital культуры педагогов;

- создание единой цифровой рамки, позволяющей оптимизировать взаимодействие администрации школы, педагогов с родителями;

- активное включение обучающихся в получение знаний с использованием предлагаемого интернет-контента, необходимого для повышения эффективности образовательного процесса.

Предложенная программа позволит создать единую информационно-образовательную среду школы интересную всем субъектам образовательного процесса (администрации, педагогам, родителям, детям).

Реализация мер, предусмотренных программой, обеспечит:

для школы:

- повышение качества образования с учетом особых образовательных потребностей детей;

- создание единого цифрового ресурса, объединяющего все элементы образовательного процесса;

- алгоритмизацию документооборота и отчетности;

- повышение гласности в организации обучения и воспитания посредством расширения информационно-образовательного пространства;

- совершенствование материально-технической базы учреждения;

- автоматизацию управления учебно-воспитательным процессом.

для учителя:

- сокращение трудозатрат рабочего времени на заполнение школьной документации;

- использование цифрового контента для реализации межпредметных связей;

- создание собственного информационного контента, позволяющего оптимизировать образовательный процесс;

- повышение компетентностно-информационно культуры как составляющей профессионального мастерства учителя.

для ученика:

- повышение мотивированности в освоении учебных предметов;

- расширение информационно-методических возможностей обучения;

- детерминацию качественного освоения ИКТ-технологий обучающимися.

В программе определены возможные риски и пути их преодоления, которые могут возникнуть в процессе ее реализации, к которым относятся: не стабильное состояние здоровья детей и педагогов, проблемы с финансированием, чрезмерная цифровизация в ущерб «живому» общению, не выполнение программных мероприятий.

В ходе реализации было определено, что программа информатизации является аналитическим средством, позволяющим преодолеть множество проблем, связанных с созданием организационно-методического обеспечения электронного обучения детей школьного возраста с умственной отсталостью.

Для более полного представления об эффективности или не эффективности предложенной программы организации цифровой среды в образовательном процессе обучающихся данной нозологической группы и повышения психологической готовности педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий было проведено повторное анкетирование (методика С.А. Векилова, И.С. Клецина, Г.В. Семенова) (смотрите таблицу 1).

При анализе результатов мы установили, что существенно снизилось количество утверждений с отрицательными характеристиками: неуверенность в собственной компетентности при использовании дистанционных технологий; переживание сложности в их освоении; наличие негативных эмоций (страха, тревоги) при освоении компьютерной техники и программ; низкая оценка результативности собственной деятельности. А также снизилось количество по второму фактору - важности совладания с технофобическими реакциями и компьютерной тревогой (беспокойство; страх на фоне немотивированности; отсутствия инструментальных навыков пользователя).

Повторная диагностика психологической готовности педагогов к организации электронного обучения детей школьного возраста с умственной отсталостью, подтвердила эффективность внедренной в практику программы информатизации.

Выводы. Таким образом, можно говорить, что применение цифрового обучения в условиях образовательной организации возможно при создании условий: нормативно-правового обеспечения; учебно-методического обеспечения;

доступной, развивающей предметно-пространственной среды;профессиональной и психологической готовности педагогов; необходимого материально-технического обеспечения; реализации программы информатизации в образовательном учреждении.

Предложенное нами содержание программы по формированию организационно-методического обеспечения электронного обучения, охватывающей всех субъектов (детей, педагогов, родителей, администрацию) образовательного процесса, способствовало детерминации качества обучения детей школьного возраста с умственной отсталостью.

Литература:

1. Андрианова, Г.А. Организация творческой деятельности учащихся в системе дистанционных олимпиад, проектов, курсов / Г.А. Андрианова // Интернет. Общество. Личность: Международная конференция: Тез. докл. С.Пб.: Институт "Открытое общество", 2000. - С. 281-283

2. Векилова, С.А. Психология социальной работы / С.А. Векилова, Г.В. Семенова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. - 111 с.

3. Гейн, А.Г. Информатика информационные технологии: какой союз поставить между ними? Информатика: Еженедельное приложение к газете "Первое сентября". - 1998. - № 33.

4. Густырь, А.В. Проблемы нормативного обеспечения и выбора базовой модели дистанционного образования / А.В. Густырь // Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. - 230 с.

5. Господарик, Ю.П. Дистанционное обучение и средняя школа / Ю.П. Господарик // Дистанционное образование. -2000. - № 5. - С. 10-11

6. Краснова, Г.А. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации / Г.А. Краснова, Г.В. Можаева. -Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2019. - 200 с.

7. Кукушкина, О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире / О.И. Кукушкина // Дефектология науч-метод. Журнал. - 2005. - № 5. - C. 83-92

8. Кремер, О.Б. Оригинальные компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения в коррекционной школе VIII вида / О.Б. Кремер // Электронный журнал Федерации интернет-образования, Московского центра интернет-образования «Вопросы интернет образования», 2004. - №20. -С. 54-58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании / И.А. Никольская // Коррекционная педагогика, 2004. - №2(4). - С. 47-50

10. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2001. - 272 с.

11. Семенова, Г.В. Структура психологической готовности к использованию дистанционных образовательных технологий у педагогов / Г.В. Семенова, Ю.Е. Гусева, Ю.А. Поссель // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2019. - №2 (39). - С. 71-79

12. Хуторской, А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению / А.В. Хуторской. - М.: ИОСО РАО, 2000. - 215 с.

13. Чошанов, М.А. Инженерия обучающих технологий: учебное пособие / М.А. Чошанов. - М., 2015. - 242 с.

14. Meyer, K.A. Student engagement in online learning: what works and why / K.A. Meyer // ASHE Higher Education Report. - № 40 (6). - 2014. - P. 111-114

15. Gagne, R. Principles of instructional design / R. Gagne, L. Briggs, W. Wager // 4th ed. - Harcourt Brace College Publishers, 1992. - URL: https://www.hcs64.com/files/Principles%20of%20instructional%20design.pdf (дата обращения: 05.12.2022)

Педагогика

УДК 802.0:378.147

кандидат педагогических наук, доцент Буковский Станислав Леонидович

Институт экономики и управления АПК Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» (г. Москва)

КРЕАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ

ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу и разработке креативного метода обучения самостоятельной работе студентов при продуцировании иноязычного высказывания в аграрном вузе. Цель статьи заключается в создании метода обучения иноязычной диалогической речи в аграрном вузе, включающего рассмотрение развития креативного мышления в качестве средства и технологии обучения. В статье приводится детальный анализ обучения диалогической речи в неязыковом вузе. Автором статьи разработан курс обучения диалогической речи для студентов аграрных специальностей с применением креативно-ориентированного метода обучения. В статье представлен методический алгоритм приемов обучения, критерии оценивания уровня креативности учащихся и комплекс упражнений в обучении диалогической иноязычной речи с применением креативных приемов обучения. Методический алгоритм, представленный автором статьи, детально освещает возможности использования креативного мышления на практике. Комплекс упражнений представлен креативно-языковыми и креативно-речевыми упражнениями по параллельному развитию креативного мышления и умений иноязычного говорения диалогического формата в аграрном вузе, которые, в свою очередь, призваны наиболее оптимальный образом развить умения устного профессионально-ориентированного общения в аграрном вузе. Автором статьи проведено опытное обучения, результаты которого отражены в содержании статьи в виде сопоставления контрольной и экспериментальных групп исследования. В статье также приводится анализ различных точек зрения отечественных и зарубежных ученых-методистов по проблеме обучения иноязычной диалогической речи. Данная статья представляет собой попытку разработки оригинальной технологии, базирующейся на рассмотрении креативного мышления в качестве базисной методической категории и внедрении его в процесс обучения иностранным языкам неязыкового профиля. Представленная автором статьи модель обучения может быть применима в процессе обучения иноязычной речи студентов аграрного вуза.

Ключевые слова: креативно-ориентированное обучение, самостоятельная работа, креативное мышление, креативные упражнения, профессионально-ориентированное общение, аграрное направление, неязыковой вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.