Научная статья на тему 'РИСКИ ВИКТИМИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮВ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

РИСКИ ВИКТИМИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮВ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
ВИКТИМИЗАЦИЯ / РИСКИ ВИКТИМИЗАЦИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоминых Е. С.

В статье рассматривается проблема социализации личности в условиях цифровых трансформаций. В центре проблемы - риски виктимизации детей и подростков с умственной отсталостью. Представлена сущность цифровизации и терминологическое поле рассматриваемого феномена. Систематизированы данные об основных закономерностях и особенностях информационной социализации личности, мотивах и индивидуальных установках по отношению к цифровому пространству, специфических характеристиках цифрового пространства (субъективное ощущение благополучия, безопасности, свобода выбора, анонимность и др.). Перечислены риски виктимизации современной личности в цифровом пространстве: коммуникативные, электронные, контентные, потребительские, аддиктивные. Рассмотрены результаты экспериментального исследования потенциальных рисков виктимизации обучающихся с умственной отсталостью в цифровом пространстве. В основе диагностического исследования - анкетирование родителей, воспитывающих детей и подростков с умственной отсталостью и с условно-нормативным развитием . В качестве потенциальных рисков цифрового пространства в отношении обучающихся с умственной отсталостью установлены: аддиктивные тенденции (зависимость от видеоигр, интернета и др.), контентные (просматривание определенного медиаконтента (мультфильмы, видеоролики, блоги и др.), нецензурная лексика. Представлены детерминанты цифровой виктимизации обучающихся с умственной отсталостью: дизонтогенетические особенности; уровень медиа-информационной грамотности; семейно-педагогические факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS OF VICTIMIZATIONOF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION IN THE DIGITAL SPACE

The article deals with the problem of socialization of personality in the context of digital transformations . At the center of the problem are the risks of victimization of children and adolescents with mental retardation . The essence of digitalization and the terminological field of the phenomenon under consideration are presented . The data on the main patterns and features of information socialization of the individual, motives and individual attitudes towards the digital space, specific characteristics of the digital space (subjective sense of well- being, security, freedom of choice, anonymity, etc .) are systematized . The risks of victimization of the modern personality in the digital space are listed: communicative, electronic, content, consumer, addictive . The results of an experimental study of the potential risks of victimization of students with mental retardation in the digital space are considered . The diagnostic study is based on a survey of parents raising children and adolescents with mental retardation and with conditionally normative development . The following are identified as potential risks of the digital space in relation to students with mental retardation: addictive tendencies (dependence on video games, the Internet, etc .), content (viewing certain media content (cartoons, videos, blogs, etc .), obscene language . The determinants of digital victimization of students with mental retardation are presented: dysontogenetic features; the level of media information literacy; family and pedagogical factors .

Текст научной работы на тему «РИСКИ ВИКТИМИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮВ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

V-

Научная статья УДК 159 . 9 . 07

DOI: 10.47475/2411-0590-2023-10213

Риски виктимизации обучающихся с умственной отсталостью в цифровом пространстве

Екатерина Сергеевна Фоминых

Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия fominyh.yekaterina@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0003-3733-4381

Аннотация. В статье рассматривается проблема социализации личности в условиях цифровых трансформаций . В центре проблемы — риски виктимизации детей и подростков с умственной отсталостью . Представлена сущность цифровизации и терминологическое поле рассматриваемого феномена . Систематизированы данные об основных закономерностях и особенностях информационной социализации личности, мотивах и индивидуальных установках по отношению к цифровому пространству, специфических характеристиках цифрового пространства (субъективное ощущение благополучия, безопасности, свобода выбора, анонимность и др.) . Перечислены риски виктимизации современной личности в цифровом пространстве: коммуникативные, электронные, контентные, потребительские, аддиктивные . Рассмотрены результаты экспериментального исследования потенциальных рисков виктимизации обучающихся с умственной отсталостью в цифровом пространстве . В основе диагностического исследования — анкетирование родителей, воспитывающих детей и подростков с умственной отсталостью и с условно-нормативным развитием . В качестве потенциальных рисков цифрового пространства в отношении обучающихся с умственной отсталостью установлены: аддиктивные тенденции (зависимость от видеоигр, интернета и др .), контентные (просматривание определенного медиаконтента (мультфильмы, видеоролики, блоги и др.), нецензурная лексика . Представлены детерминанты цифровой виктимизации обучающихся с умственной отсталостью: дизонтогенетические особенности; уровень медиа-информационной грамотности; семейно-педагогические факторы .

Ключевые слова: виктимизация, риски виктимизации, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, цифровизация, цифровое пространство, социализация, умственная отсталость

Финансирование. Исследование выполнено в рамках проекта «Ребенок с ОВЗ в цифровом обществе: педагогические, психологические и социальные аспекты социализации», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение № 073-03-2023-017/2 от 14.02 .2023) .

Для цитирования: Фоминых Е . С . Риски виктимизации обучающихся с умственной отсталостью в цифровом пространстве // Виктимология . 2023. Т. 10, № 2. С. 241-250. DOI: 10.47475/2411-0590-2023-10213

© Е .С .Фоминых

Фоминых Е. С.

RishsuofMmimizEaiu/mu €f5уtlяiEиUsхweitb}MMсr^tве:RHlOй'ëT^n^ncinathvь¡¡i]gзtщi)фрaceDм пространстве

Research article

Risks of Victimization of Students with Mental Retardation in the Digital Space

Yekaterina S. Fominykh

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia fominyh.yekaterina@yandex.ru © https://orcid.org/0000-0003-3733-4381

Abstract. The article deals with the problem of socialization of personality in the context of digital transformations . At the center of the problem are the risks of victimization of children and adolescents with mental retardation . The essence of digitalization and the terminological field of the phenomenon under consideration are presented . The data on the main patterns and features of information socialization of the individual, motives and individual attitudes towards the digital space, specific characteristics of the digital space (subjective sense of well-being, security, freedom of choice, anonymity, etc .) are systematized . The risks of victimization of the modern personality in the digital space are listed: communicative, electronic, content, consumer, addictive . The results of an experimental study of the potential risks of victimization of students with mental retardation in the digital space are considered . The diagnostic study is based on a survey of parents raising children and adolescents with mental retardation and with conditionally normative development . The following are identified as potential risks of the digital space in relation to students with mental retardation: addictive tendencies (dependence on video games, the Internet, etc .), content (viewing certain media content (cartoons, videos, blogs, etc .), obscene language . The determinants of digital victimization of students with mental retardation are presented: dysontogenetic features; the level of media information literacy; family and pedagogical factors .

Keywords: victimization, risks of victimization, students with disabilities, digitalization, digital space, socialization, mental retardation

Funding. The study was conducted within the framework of the project "Children with Disabilities in a Digital Society: Pedagogical, Psychological and Social Aspects of Socialization", implemented with the financial support of the RF Ministry of Education under the state task (supplementary agreement № 073-03-2023-017/2 dated February 14, 2023) .

For citation: Fominykh YeS . Risks of Victimization of Students with Mental Retardation in the Digital Space . Viktimologiya [Victimology] . 2023;10(2):241-250. DOI: 10.47475/2411-05902023-10213 (In Russ .)

Введение

В современном мире наблюдается динамичная тенденция усиления роли цифровых технологий в обеспечении информационных, коммуникационных, интеграционных процессов в обществе . Скорость, интенсивность, масштабность и тотальность процессов цифровизации, с одной стороны позволила обеспечить пространство для протекания социальных и экономических процессов, но с другой—детерминировала появление качественно новых условий для

виктимизации личности . Существует ряд категорий, наиболее уязвимых в отношении цифровых рисков и угроз . К их числу относятся лица с умственной отсталостью, дизонтогенетические особенности которых препятствуют полноценной обработке и анализу информации, а также овладению высокотехнологическими устройствами . В рамках настоящей статьи мы представим результаты экспериментального исследования потенциальных рисков виктимизации обучающихся с умственной отсталостью,

продуцируемых условиями цифрового пространства

Цифровизация (в широком смысле) — инновационный феномен, охватывающий процессы, связанные с внедрением цифровых устройств, средств и технологий во все сферы жизни общества . Научный контекст рассматриваемой проблемы охватывает широкий круг вопросов, конкретизированных в понятиях интернет-, медиа-, кибер-, онлайн-, сетевого, виртуального пространств . Динамичность процессов цифровизации в современном обществе актуализирует непрерывное обновление ракурсов рассматриваемой проблемы . В частности, расширены возрастные рамки феномена: так, утратила актуальность проблема отдаленности от цифрового пространства лиц старшего возраста [1], наблюдается динамика снижения возраста компьютерной интернет-инициации [2] и увеличения показателей вовлеченности детей в цифровое пространство [3; 4]. Научный интерес представляют исследования влияния цифровизации на личность . З . И . Рябикина, Е . В .Харитонова, В .О . По-куль доказали, что на персональном уровне цифровое пространство является пространством реализованной субъектности и бытия личности [5] . Помимо этого, обосновано значение цифрового пространства в качестве способа социальной адаптации и интеграции (Т. И .Кузьмина [6; 7]), аспекта структурирования образа мира (Т . Д . Мар-цинковская, С . В . Преображенская [2]), условия формирования системы ценностей и мировоззренческих установок (В .А . Плешаков [8]) . Особого внимания заслуживают вопросы взаимосвязи цифровизации и социализации личности [2; 3; 4; 6; 7; 9] .

Цифровая социализация — это непрерывный процесс адаптации изменяющегося человека к возможностям и рискам постоянно трансформирующейся социо-технологической среды [4, с . 445]. В психолого-педагогических исследованиях в качестве синонимов используются термины «информационная социализация», «киберсоциализация» и др . [3; 6; 7; 4; 9] Основной закономерностью современной информационной социализации личности является постоянно растущее влияние

интернета, его роль в качестве основного источника информации (субъективно вызывающей наибольшее доверие) и развлечений [2]. Гиперподключенность к интернету и функционирование в условиях смешанной (совмещенной) реальности постепенно становятся естественным контекстом жизни современной личности [4] .

Г.У. Солдатова [10] выделяет особенности информационной социализации: ранее овладение высокотехнологичными инструментами; увеличение длительности пребывания в онлайн-режиме; активное и стихийное освоение всех доступных онлайн-ресурсов; снятие социальных и личностных барьеров в общении, разработка новых этических норм коммуникации . Т. И . Кузьмина [7] систематизирует общие проявления сетевого взаимодействия подростков и юношей: широкое использование возможностей интернет-пространства, значимость сетевого общения, ориентация на поиск в сети развлечений, учебного материала, интересного мультимодального контента; попытки наладить сетевое общение с людьми разных возрастов; потребность в доступе к специфическому интересующему контенту и взаимодействиям разной интенсивности; желание выражать себя и свои эмоции, в том числе с помощью ненормативной лексики .

Вовлеченность в киберсоциализацию детерминирована комплексом мотиваци-онных (мотивы, потребности, аффективное отношение и переживания), диспозицион-ных (ценности, смыслы, установки и др ) составляющих личности, а также ее компетентностью (знания, умения, навыки, опыт деятельности и взаимодействия в киберпро-странстве) [3] . Социомедийное пространство продуцирует формирование новых видов поведения субъекта, опосредованных моти-вационными тенденциями потребительского поведения, когнитивными процессами (оценкой и принятием решений) [5] .

Индивидуальные установки по отношению к медиапространству, наличие и частотность поведенческих стереотипов, типичные реакции на определенные медиапродукты и информационные потоки рассматриваются в контексте мотивов медиапотребления [11]. Рассмотрим

Таблица 1 — Типологии мотивов поведения личности в цифровом пространстве

Типология / автор Мотивы

Мотивы потребительского поведения в социомедийном пространстве (З. И. Рябикина, Е. В. Харитонова, В. О. Покуль) Поиск и получение информации. Социальное взаимодействие и интеракция (общение, аффилиация, компенсация проблем взаимодействия в реальной жизни). Личностная идентификация (компенсирующая недостаток или проблемы самовыражения, самопрезентации в реальной жизни). Досуг и развлечение (в соответствии с ценностями субъекта).

Мотивы медиапотребления (Г. Н. Малюченко) Познавательная. Коммуникативная. Релаксационная. Реактивирующая (импульс к дальнейшей деятельности). Компенсаторная (виртуальная активность как способ компенсации недостающего в реальной жизни и детерминанта личностно-социальных дисфункций, нарушений психического здоровья).

некоторые из авторских типологий мотивов поведения личности в цифровом пространстве [5; 11] (таблица 1) .

Доминирующий мотив определяет характер предпочитаемого личностью медиа-контента: информационный, познавательный, коммуникативный, развлекательный, профессионально значимый и др . [11] .

В целом, проведенные исследования позволяют зафиксировать конкурирующую позицию цифровых инструментов относительно семьи и школы как каналов социализации, а также неконтролируемый, стихийный характер социализации детей и подростков в цифровом пространстве [4; 10] . Образом современного детства становится «поверхностное скольжение» / «интернет-серфинг», ризоматический по своим характеристикам, не имеющий определенной цели и направления [12, с . 133] . Перечисленные аспекты указывают на важность учета виктимогенных составляющих процесса цифровизации в социализации современных детей

Специфические преимущества цифрового пространства, привлекающие детей и подростков включают [6; 7; 13; 14; 15; 16; 17]:

— субъективное ощущение благополучия, безопасности в условиях виртуальной сетевой действительности;

— свобода выбора, анонимность взаимодействия, психологическая раскрепощенность, иллюзорность свободы поведения

и действий, отсутствие морально-этических норм и правил, безнаказанность и безответственность;

— неограниченные возможности самопрезентации, самопредставления, самовыражения, использование компенсирующих Я, усиливающих контраст / диссонанс между виртуальной и реальной действительностью .

Перечисленные аспекты активности субъекта в цифровом пространстве амбивалентны по своим последствиям и могут быть рассмотрены не только с позиции расширения адаптивных способностей, но компенсаторных возможностей личности, способствующих деструктивности лич-ностно-социального функционирования, нарушениям физического и психического здоровья, усилению виктимности и виктимизации [3; 6; 7; 16; 18] .

Систематизируем риски виктимизации личности в цифровом пространстве [10; 13; 18]:

— коммуникационные: вовлечение детей во взаимодействие и деятельность групп, сообществ, преследующих деструктивные и коммерческие цели С.Н . Ениколопов, В . Л . Назаров, М . Е . Зиновьева рассматривают следующие виды кибербуллинга и кибер-унижения [16]: флейминг/рейтинг (выражение ненависти, оскорбление), гриферство (преследование игроков в онлайн-играх), троллинг (высмеивание, провоцирование), распространение клеветы (унижающей

и не правдивой информации), выдача себя за другого, раскрытие секретов и мошенничество, исключение/остракизм (игнорирование, закрытие доступа), киберсталлинг (преследование через регулярные сообщения) и др .

— электронные: хищение персональной информации, вирусные и шпионские программы и др .

— контентные: материалы, содержание которых может нанести вред психологическому здоровью детей и подростков, оказывает деструктивное воздействие на сознание личности .

— потребительские: кибермошенни-чество, хищение денежных средств через онлайн, приобретение некачественной, поддельной, контрафактной, фальсифицированной продукции и др . варианты обмана .

— аддиктивные: компьютерная, игровая, интернет-зависимость .

Материалы и методы исследования

Экспериментальное исследование рисков виктимизации детей и подростков проводилось на основе анкетирования родителей, в ходе которого оценивались потенциальные риски интернет-пространства в отношении ребенка. Вопросы анкеты строились с опорой на исследования Л . Н . Юрьевой, Т . Ю . Больбот [19], Г. У. Сол-датовой [4; 9; 10]. В исследовании приняли участие 262 родителя из Оренбургской, Московской, Кировской, Волгоградской, Челябинской, Ленинградской областей, республики Башкортостан . Экспериментальная группа (Эг = 114) — родители обучающихся с умственной отсталостью; контрольная группа (Кг = 148) — родители обучающихся с нормативным развитием . Возраст обучающихся — 7-18 лет . 59,6 % испытуемых Эг и 86,5 % Кг воспитываются в полных семьях. Массив полученных данных обрабатывался с использованием метода контент-анализа; сравнение результатов и выявление различий между выборками осуществлялось на основе многофункционального критерия ф* Фишера .

Описание результатов исследования

В исследовании были представлены потенциальные риски интернет-пространства

в отношении детей и подростков, включающие коммуникативную, контентную, потребительскую активность, а также аддиктивные поведенческие тенденции . Современные родители в качестве общего доминирующего потенциального риска выделили увлечение детей и подростков компьютерными играми (Эг—40 % респондентов, Кг—64 %), а также нецензурную лексику (Эг—46 %, Кг—72 %), что указывает на преобладание контентных рисков и ад-диктивных тенденций у современных детей .

Отличительной чертой детей и подростков с умственной отсталостью является меньшая вовлеченность в киберсексуаль-ную зависимость (9 %), киберпреследова-ния (10 %), распространение наркотических веществ (11 %), киберунижения и кибер-буллинг (14 %), привязанность к онлайн-шопингу (14 %). В контрольной группе представленные показатели выше, что подчеркивает большую свободу поведения в сети подростков с нормативным развитием и меньший контроль со стороны родителей

Математическая обработка результатов анкетирования родителей экспериментальной и контрольной групп подтверждает полученные закономерности, а также открывает перспективы для анализа некоторых специфических тенденций (таблица 2) .

Данные таблицы указывают на отсутствие статистически достоверных различий по параметрам «насилие, агрессия, эротика и порнография» и «киберсексуальная зависимость», что указывает на идентичность показателей обучающихся с нормативным развитием и умственной отсталостью . Данные риски обладают наименьшим викти-могенным потенциалом и могут быть рассмотрены в качестве общей закономерности цифровой социализации современных обучающихся . По остальным параметрам выявлены значимые различия, которые указывают на большую подверженность обучающихся с умственной отсталостью рискам цифрового пространства, прежде всего: аддиктивные тенденции (увлеченность компьютерными играми, зависимость от определенного медиаконтента) . Значительно реже (по сравнению с нормативно развивающимися обучающимися)

Таблица 2 — Показатели различий в оценке потенциальных рисков

интернет-пространства в отношении обучающихся (Эг и Кг)

Потенциальные риски интернет-пространства в отношении обучающихся Значение критерия Фишера (ф*)

Противозаконная, неэтичная и вредоносная информация- насилие, агрессия, эротика и порнография 1,509

Нецензурная лексика 4,293

Пропаганда суицида 2,536

Распространение наркотических веществ 2,977

Киберпреследования 3,475

Киберунижения и кибербуллинг 3,748

Риск приобретения товара низкого качества, подделок, контрафактной и фальсифицированной продукции 3,844

Хищение денежных средств злоумышленником через онлайн 2,496

Возможность повреждения программного обеспечения устройства 3,178

Возможность повреждения информации, нарушение ее 4,133

Нарушение конфиденциальности или взлома аккаунта 4,181

Хищения паролей и персональной информации злоумышленниками посредством вредоносного ПО и др. угроз 3,627

Увлечение/зависимость видеоиграми 4,012

Навязчивая потребность к общению в чатах (весь круг общения ребенка переходит в интернет-пространство) 5,032

Риск круглосуточного просмотра фильмов и сериалов в цифровом пространстве 2,606

Чрезмерная привязанность к онлайн-шопингу 2,375

Киберсексуальная зависимость 1,372

Интернет-серфинг (тяга к постоянному поиску информации в сети: просмотр картинок, блуждание по социальным сетям, поверхностное чтение заметок при отсутствии конечной цели) 2,937

Примечание: в таблице выделены статистически достоверные значения (р < 0,01)

обучающиеся с умственной отсталостью подвергаются электронным (повреждение информации, нарушение конфиденциальности, взлом аккаунта) и коммуникативным рискам (общение в чатах / социальных сетях) . Причинами данной закономерности могут быть особенности функционирования когнитивной сферы при умственной отсталости, уровень медиаинформацион-ной грамотности, сниженный познавательный интерес, наличие объективной потребности в контроле и помощи со стороны значимых взрослых в вопросах использования цифровых устройств [20; 21] .

Сопоставление ответов родителей Эг и Кг в отношении имеющихся у детей признаков зависимости от цифрового пространства (компьютерной зависимости) позволило зафиксировать наличие некоторых тенденций (таблица 3) .

Статистически достоверные различия получены относительно трех признаков: «оживление, удовлетворение, облегчение в сети», «пренебрежение обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером /пребывания в сети», «предоставление родителям или педагогам ложных сведений о количестве времени, проводимого

Таблица 3 — Показатели различий в оценке признаков зависимости от цифрового пространства / компьютерной зависимости у обучающихся (Эг и Кг)

Признаки зависимости от цифрового пространства / компьютерной зависимости Значение критерия Фишера (ф*)

Возможность самостоятельно прекратить работу за компьютером / в сети 0,193

Нервозность, снижение настроения, раздражительность вне сети 1,043

Оживление, удовольствие, удовлетворение, облегчение в сети 2,456

Предвкушение от пребывания за компьютером / в сети 1,765

Увеличение потребности в нахождении за компьютером / в сети, потребность тратить больше денег для получения знакомых ощущений 1,131

Потребность вернуться за компьютер / в сеть для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем 0,112

Пренебрежение семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети) 2,086

Предоставление родителям или педагогам ложных сведений о количестве времени, проводимого за компьютером / в сети 2,728

Физические симптомы (онемение и боли в кисти рук, боли в спине, сухость в глазах, головные боли); пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера 1,541

Нарушения сна, изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером 0,361

Примечание: в таблице выделены статистически достоверные значения (р < 0,01)

за компьютером / в сети» . Иными словами, для обучающихся с умственной отсталостью нахождение в сети сопровождается положительными ощущениями и впечатлениями . Для получения этих ощущений они готовы пренебрегать социально значимыми обязанностями и деятельностью, а также искажать реальную информацию

В целом, потенциальным риском цифрового пространства для детей и подростков являются аддиктивные тенденции (зависимость от видеоигр, интернета), бесцельное просматривание определенного медиаконтента (мультфильмы, видеоролики, блоги и др .), а также нецензурная лексика, которая зачастую его сопровождает. Для обучающихся с умственной отсталостью нахождение в сети подчинено доминирующему развлекательному мотиву, сопровождается положительными ощущениями и впечатлениями Для получения этих ощущений они готовы пренебрегать

социально значимыми обязанностями и деятельностью, а также искажать реальную информацию . Детерминантами цифровой виктимизации обучающихся с умственной отсталостью являются [20; 21]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— дизоногенетические особенности, проявляющиеся в специфике функционирования когнитивной, волевой и личностной сфер (низкий уровень аналитических способностей, сложности восприятия и понимания информации, сниженный познавательный интерес, самоконтроль, критичность, несамостоятельность, фрустрация, специфика мотивации);

— уровень медиаинформационной грамотности: сложности в использовании цифровых средств, различных платформ;

— семейно-педагогический: недостаточность (отсутствие) помощи со стороны родителей/ опекунов в вопросах взаимодействия в цифровом пространстве, работы с электронными и техническими устройствами .

Выявленные в ходе исследования данные являются основой для проектирования и реализации программ психолого-педагогического сопровождения семей

обучающихся с умственной отсталостью, нацеленных на профилактику и минимизацию риска виктимизации в цифровом пространстве .

Список источников

1 . Майоров А . В . Влияет ли цифровизация на виктимизацию в современном обществе? // Виктимология. 2022. Т. 9, № 2 . С . 148-156. DOI: https://doi. org/10.47475/2411-0590-2022-19202

2 . Марцинковская Т. Д . , Преображенская С . В . Информационная социализация студентов в транзитивном мире // Вопросы психологии . 2020. Т. 66, № 3 . С . 45-54.

3 . Леньков С . Л . , Рубцова Н . Е . , Ефремова Г. И . Опросник вовлеченности в киберсоциализа-цию // Ярославский педагогический вестник . 2019. № 6 (111) . С . 109-119 .

4 . Солдатова Г. У. , Войскунский А . Е . Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология . Журнал Высшей школы экономики . 2021. Т. 18 . № 3 . С . 431-450. DOI: https://doi . org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450

5 . Рябикина З . И . , Харитонова Е . В . , Покуль В . О . Разработка опросника мотивации потребительского поведения в социальных медиа // Южно-российский журнал социальных наук . 2019 . Т. 20, № 2 . С . 121-135 . DOI: https://doi. org/10.31429/26190567-20-2-121-135

6 . Кузьмина Т. И . Специфика сетевого взаимодействия и сетевых рисков личности подростков и юношей с ограниченными возможностями здоровья . Сообщение 1 // Дефектология . 2020.№ 6 .С .50-61 .

7 . Кузьмина Т. И . Специфика сетевого взаимодействия и сетевых рисков личности подростков и юношей с ограниченными возможностями здоровья . Сообщение 2 // Дефектология . 2021 . № 1 .С .38-48.

8 . Плешаков В .А . Киберсоциализация человека в информационном пространстве // Информация и образование: границы коммуникаций. 2009. № 1 (9) . С . 51-52 .

9. Солдатова Г. У. , Вишнева А . Е . , Кошевая А . Г. Особенности нейрокогнитивной сферы школьников с разным уровнем медиа многозадачности // Вопросы психологии . 2022. Т. 68, № 2 .С . 54-68.

10 . Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество . 2018 . Т. 9, № 3 . С.71-80 .

11 . Малюченко Г. Н . , Коповой А . С . Развитие культуры медиапотребления: социально психологический подход . Саратов : Издательство Саратовского государственного университета, 2009 208 с

12 . Поливанова К . Н . Новое детство: вызов культурно-исторической теории? // У истоков развития : сборник научных статей . Москва : Издательство МППГУ, 2013 . С . 128-133 .

13 . Ашманов И . С . Цифровая гигиена . Санкт-Петербург : Питер, 2022. 400 с .

14 . Роберт И . В . Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития // Россия: тенденции и перспективы развития . 2021. № 16-1 . С . 868-876.

15 . Роберт И . В . Развитие образования в условиях цифровой парадигмы в контексте аксиологического подхода // Мир психологии . 2021. № 1-2 (105) . С . 89-103.

16 . Ениколопов С . Н . , Назаров В . Л . , Зиновьева М . Е . М . Кибербуллинг в школьной среде: результаты социально-психологического опроса // Вопросы психологии . 2022. Т . 68, № 4 . С .25-32 .

17 . Фоминых Е . С . Виктимологические аспекты взаимодействия в медиа-пространстве // Виктимология . 2021 . Т. 8, № 2 . С . 183-188. URL: https://victimolog.ru/index . php/victimo/article/view/235

18 . Чурсинова О . В . , Ярошук А . А . Психологические аспекты профилактики интернет-рисков у подростков . Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2020. 76 с .

19. Юрьева Л . Н . , Больбот Т. Ю . Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика : монография . Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с .

20 . Нурлыгаянов И . Н . , Соломина Е . Н . Психолого-педагогические трудности в организации дистанционного обучения школьников с умственной отсталостью . Сообщение 1 // Дефектология . 2022 .№ 3 . С .43-52 .

21 . Шипицына Л . М . Специальная психология . Москва : Юрайт, 2023 . 287 с .

1 . Mayorov AV. Does digitalization affect victimization in modern society? Viktimology. [Victimology] . 2022;(2):148-156. DOI: https://doi .org/10.47475/2411-0590-2022-19202 (In Russ .)

2 . Marcinkovskaya TD, Preobrazhenskaya SV. Informational socialization of students in the transitive world. Voprosypsihologii [Voprosy psychology] . 2020;(3):45-54. (In Russ .)

3 . Len'kov SL, Rubcova NE, Efremova GI . Questionnaire of involvement in cybersocialization . Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin] . 2019;(6):109-119 . (In Russ .)

4 . Coldatova GU, Vojskunskij AE . Socio-cognitive concept of digital socialization: a new ecosystem and social evolution of the mind . Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of higher school of economics] . 2021;(3):431-450. DOI: https://doi .org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450 (In Russ .)

5 . Ryabikina ZI, Haritonova EV, Pokul' VO . Development of a questionnaire on consumer behavior motivation in social media . Yuzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk [South-Russian Journal of Social Sciences], 2019;(2):121-135 . DOI: https://doi.org/10.31429/26190567-20-2-121-135 (In Russ .)

6 . Kuz'mina TI . Specifics of network interaction and network risks of personality of adolescents and young men with special needs . Message 1 . Defektologiya [Defectology] . 2020;(6):50-61 . (In Russ .)

7. Kuz'mina TI . The specifics of network interaction and network risks of the personality of adolescents and young men with disabilities . Message 2 . Defektologiya [Defectology] . 2021;(1):38-48. (In Russ .)

8 . Pleshakov VA. Cybersocialization of a person in the information space . [Information and education: boundaries of communications] . 2009;(1):51-52 . (In Russ .)

9. Soldatova GU, Vishneva AE, Koshevaya AG . Features of the neurocognitive sphere of schoolchildren with different levels of media multitasking. Voprosy psihologii [Voprosy psychology] . 2022;(2):54-68. (In Russ .)

10 . Soldatova GU . Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world. [Social Psychology and Society]. 2018;(3):71-80 . (In Russ .)

11 . Malyuchenko GN, Kopovoj AS . Development of media consumption culture: a socio-psychological approach. Saratov: Saratov State University Publishing House, 2009. 208 p . (In Russ .)

12. Polivanova KN . New Childhood: a challenge to cultural and historical theory? Collection of scientific articles . Uistokov razvitiya [At the origins of development] . Moscow: MPPSU Publishing House, 2013 .P. 128-133 .(In Russ .)

13 . Ashmanov IS . Digital hygiene. St . Petersburg: Peter, 2022 . 400 p . (In Russ .)

14 . Robert IV. Digital transformation of education: value orientations, development prospects . Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya [Russia: trends and prospects of development]. 2021;(16-1): 868-876. (In Russ .)

15 . Robert IV. The development of education in the digital paradigm in the context of the axiological approach. Mir psihologii [The world of psychology], 2021;(1-2):89-103 . (In Russ .)

16 . Enikolopov SN, Nazarov VL, Zinov'eva MEM . Cyberbullying in the school environment: results of a socio-psychological survey. Voprosy psihologii [Voprosy psychology] . 2022;(4):25-32. (In Russ .)

17. Fominyh ES . Victimological aspects of interaction in the media space . Viktimology [Victimology]. 2021;(2):183-188. URL: https://victimolog. ru/index.php/victimo/article/view/235 (In Russ .)

References

18 . Chursinova OV, Yaroshuk AA . Psychological aspects of prevention of Internet risks in adolescents . Stavropol: SKIRO PC and PRO, 2020. 76 p .(In Russ .)

19 . Yur'eva LN, Bol'bot TYu . Computer addiction: formation, diagnosis, correction and prevention : [monograph] . Dnepropetrovsk: Thresholds . 2006. 196 p . (In Russ .)

20 . Nurlygayanov IN, Solomina EN . Psychological and pedagogical difficulties in the organization of distance learning of schoolchildren with mental retardation . Message 1 . Defektologiya [Defectology]. 2022;(3):43-52. (In Russ .)

21 . Shipitsyna LM . Special psychology. Moscow: Yurayt Publishing House, 2023 . 287 p . (In Russ .)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Фоминых Екатерина Сергеевна

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет.

460014, Оренбург, ул . Советская, д . 19 .

fominyh.yekaterina@yandex. ги

oгg/0000-0003-3733-4381

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интересов отсутствует.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Yekaterina S. Fominykh

Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Special Psychology Department, Orenburg State Pedagogical University.

19 Sovetskaya st . Orenburg 460014, Russia . fominyh.yekaterina@yandex. ru https://orcid . org/0000-0003-3733-4381

CONFLICT OF INTEREST

There is no conflict of interest .

Дата поступления статьи / Received: 12.05 .2023 .

Дата рецензирования статьи / Revised: 15 .06. 2023.

Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 20.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.