Научная статья на тему 'ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МЕДИА-ПРОСТРАНСТВЕ'

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МЕДИА-ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
188
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
ИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМИЗАЦИЯ / МЕДИА-ПРОСТРАНСТВО / КОММУНИКАЦИЯ / ВИКТИМОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоминых Е. С.

В статье рассматривается проблема виктимности личности в современном медиа-пространстве. Систематизированы данные о виктимологических аспектах взаимодействия в медиапространстве. Перечислены механизмы и социально-психологические условия виктимизации личности в медиа-пространстве: анонимность, расширение возможностей репрезентации собственной личности за счет изменения границ идентичности, психологическая раскрепощенность, ненормативность, свобода в выборе высказываний и поступков, в проигрывании ролей и сценариев и др. Перечислены психологические условия, детерминирующие повышенную виктимность при интернет-взаимодействии в подростковом и юношеском периодах: закрепление сложных стереотипов восприятия окружающего и социального поведения; решение личностных проблем посредством поиска и вовлечения в экстремальные виды деятельности; искажение чувства самосохранения и реализация неадекватных форм поведения в социальной реальности, обусловленные субъективной подменой реальной действительности виртуальной; социальная изолированность и отгороженность и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VICTIMOLOGICAL ASPECTS OF INTERACTION IN THE MEDIA SPACE

The article deals with the problem of victimization of the individual in the modern media space. The data on victimological aspects of interaction in the media space are systematized. The mechanisms and socio-psychological conditions of victimization of the individual in the media space are listed: anonymity, expanding the possibilities of self - representation by changing the boundaries of identity, psychological emancipation, profanity, freedom in choosing statements and actions, in playing roles and scenarios, etc. The psychological conditions that determine increased victimization in Internet interaction in adolescence and adolescence are listed: the consolidation of complex stereotypes of perception of the environment and social behavior; the solution of personal problems through the search and involvement in extreme activities; the distortion of the sense of self-preservation and the implementation of inadequate forms of behavior in social reality, due to the subjective substitution of virtual reality; social isolation and isolation, etc.

Текст научной работы на тему «ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МЕДИА-ПРОСТРАНСТВЕ»

V-

УДК 159.9.07 Виктимология 2021, Т. 8, № 2. С. 183-188

Виктимологические аспекты взаимодействия в медиа-пространстве

Фоминых Е. С.

Оренбургский государственный педагогический университет Е-mail: [email protected] ORCID 0000-0003-3733-4381.

Аннотация. В статье рассматривается проблема виктимности личности в современном медиа-пространстве. Систематизированы данные о виктимологических аспектах взаимодействия в медиапространстве. Перечислены механизмы и социально-психологические условия виктимизации личности в медиа-пространстве: анонимность, расширение возможностей репрезентации собственной личности за счет изменения границ идентичности, психологическая раскрепощенность, ненормативность, свобода в выборе высказываний и поступков, в проигрывании ролей и сценариев и др. Перечислены психологические условия, детерминирующие повышенную виктимность при интернет-взаимодействии в подростковом и юношеском периодах: закрепление сложных стереотипов восприятия окружающего и социального поведения; решение личностных проблем посредством поиска и вовлечения в экстремальные виды деятельности; искажение чувства самосохранения и реализация неадекватных форм поведения в социальной реальности, обусловленные субъективной подменой реальной действительности виртуальной; социальная изолированность и отгороженность и др. Ключевые слова: виктимность, виктимизация, медиа-пространство, коммуникация, виктимогенный потенциал.

Для цитирования: Фоминых, Е. С. Виктимологические аспекты взаимодействия в медиа-пространстве / Е. С. Фоминых // Виктимология. - 2021. - Т. 8, № 2. - С. 183-188.

Victimological Aspects of Interaction in the Media Space

E. S. Fominykh

Orenburg State Pedagogical University Е-mail: [email protected] ORCID 0000-0003-3733-4381.

Abstract. The article deals with the problem of victimization of the individual in the modern media space. The data on victimological aspects of interaction in the media space are systematized. The mechanisms and socio-psychological conditions of victimization of the individual in the media space are listed: anonymity, expanding the possibilities of self—representation by changing the boundaries of identity, psychological emancipation, profanity, freedom in choosing statements and actions, in playing roles and scenarios, etc. The psychological conditions that determine increased victimization in Internet interaction in adolescence and adolescence are listed: the consolidation of complex stereotypes of perception of the environment and social behavior; the solution of personal problems through the search and involvement in extreme activities; the distortion of the sense of self-preservation and

the implementation of inadequate forms of behavior in social reality, due to the subjective substitution of virtual reality; social isolation and isolation, etc.

Keywords: victimization, victimization, media space, communication, victimogenic potential. For citation: Fominykh, E. S. Victimological Aspects of Interaction in the Media Space. Viktimologiya [Victimology], 2021, vol. 8, no. 2, pp. 183-188. (In Russ.)

Введение

В последние несколько десятилетий информационная картина мира интенсивно трансформируется благодаря активному внедрению технологий трансмедиа, мультимодальных платформ. Данные процессы затрагивают практически все аспекты жизни современного человека — образование, трудовую деятельность, досуг и др. Особого внимания заслуживает проблема интерактивного коммуникативного пространства, которая наряду с позитивными аспектами генерирует виктимологические аспекты. Так, общение в социальных сетях, формальных и неформальных чатах и других мультимодальных платформах, становится не только ресурсом, но и потенциальной угрозой и риском для безопасности и субъективного благополучия личности, психологического и физического здоровья.

В контексте рассматриваемой проблемы традиционно выделяемые в викти-мологии категории жертв (дети, старшее поколение и др.) продолжают оставаться высоковиктимогенными в силу присущих им психологических особенностей (в частности, доверчивости, внушаемости, наивности и т. д.) [13]. Но как демонстрирует практика повседневной жизни каждый человек независимо от возраста, гендерной принадлежности, психологической организации может стать жертвой интернет-коммуникации. Указанное актуализирует научный интерес к анализу и систематизации данных о виктимологических аспектах взаимодействия в медиапространстве, что стало целью предпринятого исследования.

Обсуждение

рассматриваемой проблемы

Общение, коммуникация, взаимодействие в медиапространстве многофункционально, что позволяет сочетать преимущества различных форм коммуникации — письменной/устной, непосредственной/опосредованной. Обращение

к современной виктимологической литературе и смежным направлениям научных исследований (А. Г. Асташкин, Г. Ф. Бик-тагирова, Р. А. Валеева, М. А. Данилова, А. Р. Дроздикова-Зарипова, Н. Н. Калац-кая, Н. Ю. Костюнина, О. В. Монастырева, Е. С. Осипова, Т. В. Юдеева и др.) позволило выделить ряд условий и факторов, усиливающих вероятность виктимизации личности при взаимодействии в медиа-пространстве. Уточним, что социально-психологический механизм виктимизации личности, предполагающий синтез внешних (объективных) и внутренних (субъективных) составляющих, остается приоритетным в контексте рассматриваемого вопроса [10].

Рассмотрение обозначенной проблемы следует начать с вопроса о неоднозначном воздействии виртуальной среды на современную личность, поскольку она позволяет и закрыть, и расширить окружающий мир, сделав понятия территории и границ условным. С одной стороны это может быть «виртуальное окно», приоткрывающее реальный мир и включающее человека в систему социального взаимодействия. С другой стороны это источник рисков, угроз безопасности в силу пространственно-временной доступности, относительной легкости установления / прекращения коммуникации, нивелировании необходимости соблюдения этических и нравственных норм, ощущении безответственности. Обозначенный аспект достигается посредством анонимности, а также расширения возможностей репрезентации собственной личности за счет изменения границ идентичности, которые в реальном мире невозможны и недопустимы. Виктимизации также способствуют психологическая раскрепощенность, ненормативность, большая свобода в выборе высказываний и поступков, в проигрывании ролей и сценариев, которые не могут быть реализованы в реальной жизни [1; 3; 13].

В настоящее время широкое распространение принимают сетевые сообщества, объединяющие людей с близким коммуникативным кодом — идентичными ценностными составляющими, мировоззрением, идеалами, идеями. Информационные сообщения об актуальных и резонансных общественных темах, передаваемых по данным каналам межличностного общения, привлекают внимание, обусловливая возникновение определенных чувств, эмоций, когниций. Зачастую недостоверная информация в виде циркулирующих слухов становится условием формирования неосознаваемой и неконтролируемой личностью эмоциональной реакции (отрицательной или положительной), мнений и в итоге — виктимогенных паттернов поведения.

Для некоторых категорий масс-медиа являются основным каналом получения информации о событиях происходящих в России и за ее пределами. Следовательно, это основной канал искусственного моделирования социальной значимости происходящего, формирования субъективных ложных стереотипов и представлений с искаженным отражением реального состояния [8]. Формируемый в этих условиях эмоциональный информационный контекст, продуцирующий состояние страха, безысходности, дискомфорта у аудитории, также способствует наращиванию викти-могенного потенциала личности [4].

Аналогичным путем происходит трансформация мировоззренческих и ценностных составляющих взаимодействия участников коммуникации, при которой наблюдается трансляция значимых (в первую очередь деструктивных) образцов общественного и личностного развития). Наиболее сензитивную аудиторию в плане интериоризации демонстрируемых моделей поведения и развития представляют несовершеннолетние лица, перенимающие с интернет-ресурсов агрессивность и аутоагрессивность, жестокость, экстремизм на почве национальной и религиозной ненависти как норму взаимодействия. В отечественной и зарубежной литературе выделяет ряд психологических условий, детерминирующих подверженность подростков и юношей деструктивному

воздействию масс-медиа [2; 6; 7; 9; 11; 14; 15]: закрепление сложных стереотипов восприятия окружающего и социального поведения; решение личностных проблем посредством поиска и вовлечения в экстремальные виды деятельности; искажение чувства самосохранения и реализация неадекватных форм поведения в социальной реальности, обусловленные субъективной подменой реальной действительности виртуальной; социальная изолированность и отгороженность и др.

Если рассматривать аспекты уязвимости в более широких возрастных границах, то в качестве системообразующих психологических предпосылок виктимизации в медиа-пространстве можно выделить следующие [5; 8; 11; 12 и др. ]: медиамногоза-дачность в условиях адаптации к цифровой реальности, непереносимость однообразия, поиск острых ощущений, чувствительность, зависимость от мнения и требований других людей, тревожность, интроверсия, конформность, неспособность противостоять социальному давлению, подверженность манипуляциям, сниженная жизнестойкость. Безусловно перечисленные аспекты объективируются только при взаимодействии со спецификой конфессиональных, гендер-но-ролевых, возрастно-демографических характеристик личности, ее жизненной ситуацией и опытом.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное отметим, что значение мадиа-технологий в жизни современного человека нельзя недооценивать и преувеличивать, поскольку они несут в себе как потенциальные ресурсы, так и риски. Своевременное выявление и учет возможных рисков является важным аспектом профилактики виктимизации личности в медиа-пространстве и основой для построения программ девиктимизации. Мы не претендуем на полное и исчерпывающее освещение проблемы, поскольку вне рассмотрения остались этические аспекты взаимодействия в интернет-пространстве, проблемы возможностей и способов защиты чести, достоинства и деловой культуры; проблемы компьютерной и интернет-аддикций, кибербуллинга и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варчук, Т. В. Виктимология / Т. В. Варчук, К. В. Вишневецкий ; под ред. С. Я. Лебедева.—Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2009. — 191 с.

2. Глухарев, Д. С. Идеология молодежного экстремизма / Д. С. Глухарев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2013. — № 1. —

3. Данилова, М. А. Проблема виктимогенного поведения личности подростка в интернет-пространстве / М. А. Данилова, Т. В. Юдеева // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. — 2019. — № 4. — С. 23-27.

4. Джафарли, В. Ф. К вопросу о виктимогенном воздействии интернет-ресурсов / В. Ф. Джафар-ли // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. — 2018. — № 1 (48). — С. 39-41.

5. Дроздикова-Зарипова, А. Р. Социально-психологические особенности студентов, склонных к виктимному поведению в интернет-пространстве / А. Р. Дроздикова-Зарипова, Н. Н. Калацкая, Р. А. Валеева, Н. Ю. Костюнина, Г. Ф. Биктагирова // Современные наукоемкие технологии. — 2019. — № 12-1. — С. 159-166.

6. Карабанова, О. А. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков / О. А. Карабанова, С. В. Молчанов // Национальный психологический журнал. — 2018.—№ 3 (31). — С. 37-46.

7. Монастырева, О. В. Медиапространство: обзор представлений и подходов к пониманию / О. В. Монастырева // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2010.—№ 50. — С. 56-62.

8. Осипова, Е. С. Виктимогенное воздействие средств массовой информации на население и отдельных граждан / Е. С. Осипова // Труды Академии управления МВД России. — 2012.—№ 3 (23). — С. 130-132.

9. Петухов, А. Ю. Формирование манипуляционных уязвимостей в сознании подростков с помощью современных виртуально-коммуникативных средств / А. Ю. Петухов, Н. С. Чупракова // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. — 2014.—№ 26 (197). — С. 169-176.

10. Ривман, Д. В. Криминальная виктимология : Жертвы преступлений. Мошенничество. Хулиганство. Кражи. Разбой / Д. В. Ривман. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 304 с.

11. Тепляшин, П. В. Криминологические аспекты идеологии молодежного терроризма в информационно-телекоммуникационных сетях / П. В. Тепляшин // Актуальные проблемы противодействия терроризму и экстремизму: история, современное состояние, перспективы : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. — Новосибирск : Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2017. — С. 208-212.

12. Шпаковская, Е. Ю. Психологические особенности виктимного поведения подростков, подвергавшихся кибербуллингу / Е. Ю. Шпаковская, А. А. Клюкина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020.—№ 1 (8).—URL: https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN120.pdf.

13. Hentig H. The criminal and his victims, New Haven, Yale University Press Publ., 1948, 461 p.

14. Lui K. F. H., Wong A. C. N. Does media multitasking always hurt? A positive correlation between multitasking and multisensory integration, Psychonomic bulletin & review, 2012, vol. 19, no. 4, pp. 647-653. DOI: 10.3758/s13423-012-0245-7.

15. Shanahan L. Specificity of putative psychosocial risk factors for psychiatric disorders in children and adolescents, Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2008, no. 49 (1), pp. 34-42.

1. Varchuk T. V., Vishnevetsky K. V. Viktimologiya [Victimology], in S. Ya. Lebedev (ed.), Moscow, YUNITI-DANA: Zakon i pravo Publ., 2009, 191 p. (In Russ.).

С. 122-126.

REFERENCES

2. Gluharev D. S. Ideologiya molodezhnogo ekstremizma [The ideology of youth extremism], Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Social'no-gumanitarnye nauki, 2013, no. 1, pp. 122-126. (In Russ.).

3. Danilova M. A., Yudeeva, T. V. Problema viktimogennogo povedeniya lichnosti podrostka v internet-prostranstve [The Problem of Victimogenic Behavior of Adolescent Personality in the Internet Space], Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. 2019, no. 4. pp. 23-27. (In Russ.).

4. Dzhafarli, V. F. K voprosu o viktimogennom vozdejstvii internet-resursov [On the Victimogenic Impact of Internet Resources], Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata, 2018, no. 1 (48), pp. 39-41. (In Russ.).

5. Drozdikova-Zaripova A. R., Kalackaya, N. N., Valeeva R. A., Kostyunina N. Yu., Biktagirova G. F. Social'no-psihologicheskie osobennosti studentov, sklonnyh k viktimnomu povedeniyu v internet-prostranstve [Socio-psychological characteristics of students prone to victimizing behavior in the Internet space], Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2019, no. 12-1, pp. 159-166. (In Russ.).

6. Karabanova O. A., Molchanov S. V. Riski negativnogo vozdejstviya informacionnoj produkcii na psihicheskoe razvitie i povedenie detej i podrostkov [Risks of the Negative Impact of Information Products on the Mental Development and Behavior of Children and Adolescents], Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal, 2018, no. 3 (31), pp. 37-46. (In Russ.).

7. Monastyreva O. V. Mediaprostranstvo: obzor predstavlenij i podhodov k ponimaniyu [Media Space: an Overview of Perceptions and Approaches to Understanding], Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2010, no. 50, pp. 56-62. (In Russ.).

8. Osipova E. S. Viktimogennoe vozdejstvie sredstv massovoj informacii na naselenie i otdel'nyh grazhdan [Victimogenic Effects of the Media on the Population and Individual Citizens ], Trudy Akademii upravleniya MVDRossii, 2012, no. 3 (23), pp. 130-132. (In Russ.).

9. Petuhov A. YU., CHuprakova N. S. Formirovanie manipulyacionnyh uyazvimostej v soznanii podrostkov spomoshch'yu sovremennyh virtual'no-kommunikativnyh sredstv [Formation of Manipulative Vulnerabilities in the Minds of Adolescents through Modern Virtual-Communicative Means], Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya, 2014, no. 26 (197), pp. 169-176. (In Russ.).

10. Rivman D. V. Kriminal'naya viktimologiya: ZHertvy prestuplenij. Moshennichestvo. Huliganstvo. Krazhi. Razboj [Criminal Victimology: Victims of Crime. Fraud. Bullying. Theft. Robbery], — St. Peterburg, Piter Publ., 2002, 304 p. (In Russ.).

11. Teplyashin P. V. Kriminologicheskie aspekty ideologii molodezhnogo terrorizma v informacionno-telekommunikacionnyh setyah [Criminological Aspects of the Ideology of Youth Terrorism in Information and Telecommunication Networks], Aktual'nyeproblemy protivodejstviya terrorizmu i ekstremizmu: istoriya, sovremennoesostoyanie, perspektivy [Current Problems of Countering Terrorism and Extremism: History, Current State, and Prospects] : sbornik materialov vseros. nauch.-prakt. konf.—Novosibirsk: Novosibirskij voennyj institut imeni generala armii I. K. YAkovleva vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii Publ., 2017, pp. 208-212. (In Russ.).

12. SHpakovskaya E. Yu., Klyukina A. A. Psihologicheskie osobennosti viktimnogo povedeniya podrostkov, podvergavshihsya kiberbullingu [Psychological features of victimized behavior of teenagers who were subjected to cyberbullying], World of Science. Pedagogy and psychology, 2020, no. 1 (8). Available from: https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN120.pdf. (In Russ.).

13. Hentig H. The criminal and his victims, New Haven, Yale University Press, 1948.

14. Lui K. F. H., Wong A. C. N. Does media multitasking always hurt? A positive correlation between multitasking and multisensory integration, Psychonomic bulletin & review, 2012, no. 19 (4), pp. 647-653. Available from: DOI: 10.3758/s13423-012-0245-7.

15. Shanahan L. Specificity of putative psychosocial risk factors for psychiatric disorders in children and adolescents, Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2008, no. 49 (1), pp. 34-42.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Фоминых Екатерина Сергеевна,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, пр. Коммунаров, д. 57, г. Оренбург, 460000, Российская Федерация; e-mail: fominyh.yekaterina@yandex. ru, ORCID 0000-0003-3733-4381.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ekaterina S. Fominykh, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Special Psychology Department, Orenburg State Pedagogical University, 57 Kommunarov Ave, Orenburg 460000, Russian Federation; e-mail: [email protected], ORCID 0000-0003-3733-4381.

Дата поступления в редакцию / Received: 27.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.