Научная статья на тему 'Проблемы цифровой социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья'

Проблемы цифровой социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая среда / информационно-коммуникационные технологии / социализация / цифровая социализация / ограниченные возможности здоровья / digital environment / information and communication technologies / socialization / digital socialization / limited health opportunities.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Насибуллина Анися Дамировна, Королева Юлия Александровна, Польшина Мария Александровна

Статья посвящена проблеме цифровой социализации современных подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлены некоторые результаты исследования, осуществленного в рамках проекта «Ребенок с ОВЗ в цифровом обществе: педагогические, психологические и социальные аспекты социализации». Участниками проведенного исследования являлись родители, имеющие детей с ОВЗ, проживающие в Волгоградской, Кировской, Московской, Оренбургской областях, Башкоторстане, городах Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Челябинске. Данные исследования показали, что в семьях, воспитывающих обучающихся с ОВЗ, имеются различные цифровые устройства, которыми пользуются как взрослые члены семьи, так и дети. Большинство родителей обучающихся с ОВЗ ограничивают и контролируют время их нахождения в Интернет-пространстве. Анализ результатов позволил сделать вывод, что дети с ОВЗ впервые познакомились с информационными устройствами в возрасте 5–7 лет. Свыше 50% родителей обучающихся с ОВЗ оценили уровень своего владения цифровыми навыками достаточно высоко, а уровень владения данными навыками своего ребенка более низко. Более половины респондентов указали среди основных средств, связанных с обеспечением безопасности в цифровой среде такие, как установка программ, повышающих информационную безопасность и проведение профилактических бесед на эти темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Насибуллина Анися Дамировна, Королева Юлия Александровна, Польшина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DIGITAL SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS WITH DISABILITIES

The article is devoted to the problem of digital socialization of modern adolescents with disabilities. Some results of the research carried out within the framework of the project “A child with disabilities in a digital society: pedagogical, psychological and social aspects of socialization” are presented. The participants of the study were parents with children with disabilities living in the Volgograd, Kirov, Moscow, Orenburg regions, Bashkortostan, the cities of Nizhny Novgorod, St. Petersburg and Chelyabinsk. The research data showed that families raising students with disabilities have various digital devices that are used by both adult family members and children. Most parents of students with disabilities limit and control their time on the Internet. The analysis of the results allowed us to conclude that children with disabilities were first introduced to information devices at the age of 5–7 years. Over 50% of parents of students with disabilities rated their level of proficiency in digital skills quite high, and their child’s level of proficiency in these skills is lower. More than half of the respondents indicated among the main means related to ensuring security in the digital environment such as installing programs that enhance information security and conducting preventive conversations on these topics.

Текст научной работы на тему «Проблемы цифровой социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Проблемы цифровой социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья

Насибуллина Анися Дамировна,

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» E-mail: ani6064@yandex.ru

Королева Юлия Александровна,

кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»

E-mail: koroleva-y@yandex.ru

Польшина Мария Александровна,

кандидат биологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»

E-mail: polshinamari@yandex.ru

Статья посвящена проблеме цифровой социализации современных подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлены некоторые результаты исследования, осуществленного в рамках проекта «Ребенок с ОВЗ в цифровом обществе: педагогические, психологические и социальные аспекты социализации».

Участниками проведенного исследования являлись родители, имеющие детей с ОВЗ, проживающие в Волгоградской, Кировской, Московской, Оренбургской областях, Башкоторстане, городах Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Челябинске. Данные исследования показали, что в семьях, воспитывающих обучающихся с ОВЗ, имеются различные цифровые устройства, которыми пользуются как взрослые члены семьи, так и дети. Большинство родителей обучающихся с ОВЗ ограничивают и контролируют время их нахождения в Интернет-пространстве.

Анализ результатов позволил сделать вывод, что дети с ОВЗ впервые познакомились с информационными устройствами в возрасте 5-7 лет.

Свыше 50% родителей обучающихся с ОВЗ оценили уровень своего владения цифровыми навыками достаточно высоко, а уровень владения данными навыками своего ребенка более низко.

Более половины респондентов указали среди основных средств, связанных с обеспечением безопасности в цифровой среде такие, как установка программ, повышающих информационную безопасность и проведение профилактических бесед на эти темы.

Ключевые слова: цифровая среда, информационно-коммуникационные технологии, социализация, цифровая социализация, ограниченные возможности здоровья.

В настоящее время окружающая взрослых и детей среда становится все более охваченной цифровыми ресурсами. Очевидным становится факт того, что подрастающее поколение опережает взрослых (прежде всего педагогов, родителей) в освоении и использовании гаджетов, Интернет-пространства и т.п.

Современные дети, проживая в цифровой среде, находятся в условиях когда процесс социализации активно и с разной степенью успешности осуществляется и в виртуальном пространстве, поэтому информационно-коммуникационные технологии рассматриваются многими отечественными исследователями (Е.Л. Буслаева, Г.Я. Грев-цева, Н.А. Каргапольцева, Е.Е. Капкова, А.В. Му-дрик, В.А. Плешаков, Г.У. Солдатова, Н.В. Угольков) как «важнейшие агенты социализации» [1, 3, 4, 5, 8, 9, 10].

В научный тезаурус вошло такое понятие, как «цифровая социализация», которое трактуется исследователями с разных позиций.

Г.У. Солдатова понятие «цифровая социализация» определяет как «опосредованный всеми доступными инфокоммуникационными технологиями процесс овладения, присвоения и воспроизводства социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах и смешанной реальности, формирующего цифровую личность человека как часть реальной личности» [9, с. 75].

Г.Я. Гревцева это понятие рассматривает как «вид социализации личности, включающий когнитивный, ценностный, деятельностный, аналитико-рефлексивный компоненты, обеспечивающий непрерывный процесс приобщения личности к ценностям цифрового общества, цифровой культуры, формирования цифровой компетенции и адаптации в цифровой среде, формирующейся и в результате стихийно возникающих и развивающихся процессов» [3, с. 43].

Создание цифровой образовательной среды как актуальная задача, обозначенная в стратегических государственных документах, предусматривает новые ориентиры в не только в современной психолого-педагогической науке, но и деятельности образовательных организаций, связанных в том числе и с процессами социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Новое цифровое общество повышает требования к результатам и качеству специального и инклюзивного образования, детерминирует необходимость разработки и активного внедрения ресурсов цифровой среды в работу с обучающимися с ОВЗ [7].

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

Сегодня обучающиеся с ОВЗ довольно рано знакомятся с цифровой средой, которая предоставляет им большие возможности для развития, общения и развлечений. При этом родители являются основными проводниками своих детей в виртуальном пространстве.

Использование ресурсов цифровой среды становится эффективным средством обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, подготовки их к жизни в цифровом обществе. Анализ педагогической практики показывает, что цифровые технологии оказывают существенную помощь данной категории обучающихся, предоставляя им возможности для освоения новых видов деятельности, содействуя процессу социальной адаптации и др.

В современном обществе, как в нашей стране, так и за рубежом, есть понимание того, что основная проблема состоит в том, что, не обладая необходимыми цифровыми навыками, подростки с ОВЗ не смогут интегрироваться в цифровое общество.

Очевидно, что использование разнообразных ресурсов цифровой среды не решает всех проблем, связанных с организацией образовательного процесса, социализацией обучающихся с ОВЗ. Эти ресурсы сегодня предоставляют таким детям возможности для получения информации и поддержки коммуникаций, соответственно выполняют обучающую и коммуникационную функции. Все это в целом способствует познавательно-личностному развитию лиц с ОВЗ и их полноценному участию в общественно-политической жизни.

Вместе с тем ситуация, связанная с увеличением доли ресурсов цифровой среды в образовательных процессах, усложнила вопросы социализации обучающихся с ОВЗ.

Следует отметить, что исследования, раскрывающие специфику и проблемы цифровой социализации обучающихся с ОВЗ немногочисленны.

Представим некоторые результаты исследования, осуществленного в рамках проекта «Ребенок с ОВЗ в цифровом обществе: педагогические, психологические и социальные аспекты социализации» при финансовой поддержке Министерства просвещения Рф в рамках государственного задания (дополнительное соглашение № 073-03-2023-017/2 от 14.02.2023).

В исследовании приняли участие 5 групп испытуемых: ЭГР 1- родители обучающихся с умственной отсталостью, ЭГР 2 - родители обучающихся с нарушением слуха, ЭГР 3- родители обучающихся с нарушениями зрения, ЭГР 4 - родители обучающихся с нарушениями речи, КГР - родители обучающихся с нормативным развитием.

В исследовании использовались следующие методы: анкетирование, методы количественного и качественного анализа данных.

Опрос родителей показал, что в семьях, воспитывающих обучающихся с ОВЗ, имеются различные цифровые устройства, которыми пользуются как взрослые члены семьи, так и дети. Свыше 60% респондентов активно пользуются преимущественно ноутбуками. Более 40% используют компьютер и более 30% респондентов планшет.

Сравнительный анализ результатов позволяет констатировать, что родители обучающихся с ОВЗ вводят ограничения и отслеживают время их пребывания в Интернете: свыше 60% родителей отмечают, что время нахождения ребенка в Интернет-пространстве составляет от 1 до 3 часов.

Следует отметить, что более 20% родителей обучающихся с сенсорными нарушениями указали на то, что их дети находятся в Интернет-пространстве более 5 часов. При этом 25% родителей обучающихся с нарушениями зрения обозначили, что их дети пользуются мессенджерами и Интернетом не каждый день.

В ходе исследования установлено, что в большинстве семей дети с ОВЗ впервые познакомились с информационными устройствами в возрасте 5-7 лет (около 80%), т.е до момента поступления в школу.

Полученные в исследовании данные соотносятся с результатами онлайн-интервью (выборка - 1004 пары родитель-ребенок в возрасте от 3 до 18 лет), проведенного специалистами «Лаборатории Касперского» [2].

«Очевидно, что работа с разнообразными ресурсами цифровой среды в образовательных организациях, доступ к Итернет-пространству расширяет перспективы как успешного обучения, так и социализации для всех обучающихся, включая детей с ОВЗ и инвалидностью, формирования и развития у них соответствующих цифровых навыков» [6, с. 285].

В проведенном исследовании родители обучающихся с ОВЗ оценивали уровень цифровых навыков у себя и своего ребенка. В таблице 1 представлены результаты изучения уровня развития цифровых навыков родителей.

Таблица 1. Результаты изучения уровня развития цифровых навыков родителей (в%)

Группы испытуемых Уровень

Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Навыки общения (в мессенджерах, в социальных сетях)

ЭГР 1 32,5 16,6 21,9 18,4 14

ЭГР 2 34,7 23,9 21,7 20,7 3,2

ЭГР 3 44,1 22 25 11,8 4,4

ЭГР 4 44,2 16,8 16,8 11,6 12,6

КГР 44,6 17,6 14,2 14,9 9,5

Навыки передачи файлов между компьютерами и другими устройствами (телефонами и т.д.)

ЭГР 1 28 14,9 19,3 21,9 19,3

ЭГР 2 32,6 15,2 19,6 19,6 13

ЭГР 3 44,1 20,6 10,3 16,2 14,7

ЭГР 4 40 23,1 15,8 15,8 8,4

КГР 42,6 20,3 10,1 16,2 12,2

Навыки работы с электронными документами и таблицами

ЭГР 1 15,8 11,4 25,4 15,8 34,2

Окончание

Группы испытуемых Уровень

Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

ЭГР 2 15,2 14,1 20,7 19,6 30,4

ЭГР 3 29,4 25 17,6 11,8 19,1

ЭГР 4 34,7 23,2 15,8 11,6 14,7

КГР 31 25,6 15,5 14,1 14,8

Навыки использования программ для редактирования фото-, видео-, аудиофайлов

ЭГР 1 14 12,3 27,1 17,5 32,4

ЭГР 2 12 15,2 20,7 28,3 25

ЭГР 3 19,1 20,6 23,5 14,7 25

ЭГР 4 21 12,6 30,5 21 15,8

КГР 18,2 18,9 23,6 18,2 20,9

На рисунках 1-4 представлены результаты изучения уровня развития цифровых навыков обучающихся (навыки: общения в мессенджерах, в социальных сетях, передачи файлов между компьютерами и другими устройствами (телефонами и т.д.), работы с электронными документами и таблицами, использования программ для редактирования фото-, видео-, аудиофайлов).

й III11ш11| 11га

I

■ Высокий ур.

■ Выше среднего ур.

■ Средний ур.

■ Ниже среднего ур.

■ Низкий ур.

Рис. 1. Результаты изучения уровня развития навыков общения в мессенджерах, в социальных сетях обучающихся (в%)

||||!|1н |||||!

■ Высокий ур.

J Выше среднего ур.

■ Средний ур. Ниже среднего ур.

■ Низкий ур.

Рис. 2. Результаты изучения уровня развития навыков

передачи файлов между компьютерами и другими устройствами (телефонами и т.д.) обучающихся (в%)

■ Высокий ур.

I Выше среднего ур.

■ Средний ур. Ниже среднего ур.

■ Низкий ур.

Рис. 3. Результаты изучения уровня развития навыков работы с электронными документами и таблицами обучающихся (в%)

■ Высокий ур.

I Выше среднего ур.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Средний ур. Ниже среднего ур.

■ Низкий ур.

Рис. 4. Результаты изучения уровня развития навыков использования программ для редактирования фото-, видео-, аудиофайлов обучающихся (в%)

Анализ данных таблицы 2 и рисунков 1-4 позволяет сформулировать следующие обобщения:

- более 50% родителей обучающихся с ОВЗ оценили уровень своего владения цифровыми навыками достаточно высоко, а уровень владения данными навыками своего ребенка более низко (преобладающими уровнями развития цифровых навыков у обучающихся с ОВЗ, по мнению их родителей, являются низкий и ниже среднего);

- наиболее развитыми как у обучающихся с ОВЗ, так и их родителей являются такие цифровые навыки, как общение в мессенджерах и в социальных сетях, навыки передачи файлов между компьютерами и другими устройствами;

- наименее развитыми являются информационные навыки, связанные поиском, отбором, анализом и обработкой информации с помощью цифровых устройств, а также навыки работы с электронными документами и таблицами. Вышеизложенное позволяет сделать вывод,

что у большинства родителей обучающихся с ОВЗ сформировалось достаточно позитивное представление об уровне владения цифровыми навыками.

Сегодня дети, в том числе и с ОВЗ, рано знакомятся с цифровой средой, которая предоставляет им большие возможности для развития, общения и развлечений. В то же время, очевидно, что в этом цифровом мире существуют онлайн-риски, определенные угрозы их безопасности и психологическому комфорту.

Негативной стороной повсеместного распространения ресурсов цифровой среды является большой поток разнообразной и не всегда корректной и достоверной информации.

Проведенное исследование позволило выявить позиции родителей относительно вопросов, связанных с обеспечением безопасности в цифровой среде (рисунок 5).

Анализ данных рисунка 5 позволяет констатировать, что проблемы, связанные с ограждением обучающихся с ОВЗ от получения вредной информации в Интернете, являются актуальными и отношение к ним несколько отличается по группам респондентов.

Более 55% родителей, воспитывающих обучающихся с нарушением слуха и речи, указали, что оградить ребенка от получения вредной информации в Интернете можно путем установки программ, повышающих информационную безопасность.

Варианты ответов: 1 - установить (договориться с ребенком) правила просмотра телевизора, работы в Интернете и пр.; 2 - установить программы, повышающие информационную безопасность; 3 -обсуждать с ребенком все текущие события, вызывая его на откровенность; 4 - наблюдать за психическим состоянием, внешним видом своего ребенка, знать содержимое его карманов, портфеля, тумбочек и пр.; 5 - изучать его друзей, социальное окружение, которое может на него влиять; 6 - про-

о о го

13 А

о т; о гп

О ОТ "О

А со о го А

Э1

Э2

Э3

Э4

КГ

Э1

Э2

Э3

Э4

КГ

Э1

Э2

Э3

Э4

К1

Э1

Э2

Э3

Э4

К1

водить профилактические беседы; 7 - ему должны давать необходимую информацию в семье/другие педагоги и пр.

Рис. 5. Распределение ответов родителей обучающихся по вопросам обеспечения безопасности в цифровой среде (в %)

72% родителей, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью и нарушениями зрения, отметили, что обеспечение безопасности в цифровой среде при организации профилактических бесед о фейковой и другой информации в Интернете, которая может нанести вред будут эффективны в данном вопросе.

Свыше 50% респондентов считают, что договор и правила просмотра телевизора и использования в семье Интернета также являются одним из путей ограждения детей от нежелательной информации.

Более 40% участников опроса полагают, что обсуждение с ребенком всех текущих событий, откровенный разговор позволят оградить его от вредной информации из Интернета. Свыше 30% респондентов акцентируют внимание на том, что родителям необходимо знать кто из сверстников, других лиц окружает школьников и оказывает на них влияние.

Таким образом, родители обучающихся с ОВЗ среди основных средств, связанных с обеспечением безопасности в цифровой среде указали: установку программ, повышающих информационную безопасность и проведение профилактических бесед на эти темы.

В ходе исследования мы изучили мнение родителей обучающихся, в том числе имеющих подростков с ОВЗ, в вопросе о возрасте, с которого нужно начинать формировать навыки безопасности в цифровой среде. В таблице 2 представлены результаты анкетирования по вопросу о возрасте, в котором нужно начинать формировать навыки безопасности в цифровой среде.

Таблица 2. Результаты изучения мнения родителей о возрасте с которого нужно начинать формировать навыки безопасности в цифровой среде (в %)

о с

и

см см

Группы Варианты ответов ЭГР 1 ЭГР 2 ЭГР 3 ЭГР 4 КГР

3-5 лет 15,8 22,8 14,7 24,2 20,9

7-9 лет 46,5 52,2 60,3 54,7 62,8

10-12 лет 25,4 18,5 20,6 17,9 15,5

13-15 лет 10,5 6,5 2,9 4,2 4,05

16-18 лет 3,5 - 1,5 1,05 2,03

В данном вопросе позиции большинства родителей оказались сходны, так как возраст 7-9 лет, по мнению свыше 45% респондентов, является наиболее благоприятным для формирования данных навыков.

Отметим, что младший школьный возраст, респондентами указан потому, что именно в этот возрастной период дети с оВз чаще всего начинают овладевать необходимыми цифровыми навыками по использованию компьютерных программ и образовательных сервисов. Соответственно наряду с этим, по мнению родителей, важно также формировать у них навыки информационной безопасности в цифровой среде.

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

- родители и дети с ОВЗ активно используют цифровые ресурсы в своей жизни, имеют в наличии различные информационные устройства;

- большинство родителей обучающихся с ОВЗ указали, что их дети проводят ежедневно в Интернет-пространстве 1-3 часа;

- цифровая среда оказывает положительное влияние на развитие цифровых навыков, познавательной сферы обучающихся с ОВЗ;

- преобладающими уровнями развития цифровых навыков у обучающихся с ОВЗ, по мнению их родителей, являются низкий и ниже среднего;

- наиболее развитыми как у обучающихся с ОВЗ, так и их родителей являются такие цифровые навыки, как общение в мессенджерах и в социальных сетях, навыки передачи файлов между компьютерами и другими устройствами; наименее развитыми являются информационные навыки, связанные поиском, отбором, анализом и обработкой информации с помощью цифровых устройств, а также навыки работы с электронными документами и таблицами

- родители обучающихся с ОВЗ основными средствами обеспечивающими безопасность в цифровой среде отметили такие, как установка программ, повышающих информационную безопасность и проведение профилактических бесед на эти темы;

- возраст 7-9 лет, по мнению свыше 45% респондентов, является наиболее благоприятным для формирования навыков безопасности в цифровой среде. Таким образом, полученные данные позволили заключить, что подросток с ОВЗ является субъектом цифровой среды, приобретая необходимые цифровые навыки и компетенции. Ресурсы цифровой среды предоставляют широкие возможности для обучающихся с ОВЗ для обучения, развития, самоопределения, самореализации, успешной социализации и являются стимулом для познания окружающего мира, формируя новые способы коммуникации и взаимодействия с социумом.

Литература

1. Буслаева, Е.Л. Цифровизация общества как фактор психического и психосоциального раз-

0

10

20

30

40

50

60

70

80

вития младших школьников / Е.Л. Буслаева // Вестник МГПУ. - Образование и педагогические науки. - Вып. 2 (835). - 2020. - С. 159-172

2. Взрослые и дети в интернете: аналитический отчет [Электронный ресурс] URL: https://kids. kaspersky.ru /files/KIDS_Report_RU_2022_final_ UPD. pdf (дата обращения: 30.08.2023)

3. Гревцева, Г.Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде / Г.Я. Гревцева // Вестник ЮУрГУ. - 2022. - № 1. - С. 40-49.

4. Каргапольцева, Н.А. Цифровая социализация подростка как / Н.А. Каргапольцева, Е.Е. Кап-кова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2022. - № 4 (236). - С. 4046.

5. Мудрик, А.В. Воспитательные ресурсы интернета / А.В. Мудрик // Вестник Котромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2008. - № 4 (236). - С. 37-39.

6. Насибуллина, А.Д. Влияние цифровой среды на развитие цифровых навыков обучающихся с ОВЗ / А.Д. Насибуллина // Проблемы современного педагогического образования. 2023. -№ 4 (236). - С. 40-46.

7. Осинина, Т.Н. Цифровая образовательная среда современной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Т.Н. Осинина, О.В. Давыдова // Вестник государственного гуманитарно-технологического университета. - 2018. -№ 2. - С. 24-28.

8. Плешаков, В.А. Теория киберсоциализации человека: от Homo Sapiens'a до Homo Cyberus'a / В.А. Плешаков. - М.: МПГУ, Прометей, 2012. -212 с.

9. Солдатова, Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в ихменяющемся мире / Г.У. Солдатова // Социальная психология и общество. - 2018. - Т. 9. - № 3. - С. 71-80

10. Угольков, Н.В. Интернет как институт социализации старших школьников: автореф. дис... канд. пед. наук 13.00.01 / Угольков Николай Владимирович. - М., 2012. - 24 с.

PROBLEMS OF DIGITAL SOCIALIZATION OF

ADOLESCENTS WITH DISABILITIES

Nasibullina A.D., Koroleva Yu.A., Polshina M.A.

Orenburg State Pedagogical University

The article is devoted to the problem of digital socialization of modern adolescents with disabilities. Some results of the research car-

ried out within the framework of the project "A child with disabilities in a digital society: pedagogical, psychological and social aspects of socialization" are presented. The participants of the study were parents with children with disabilities living in the Volgograd, Kirov, Moscow, Orenburg regions, Bashkortostan, the cities of Nizh-ny Novgorod, St. Petersburg and Chelyabinsk. The research data showed that families raising students with disabilities have various digital devices that are used by both adult family members and children. Most parents of students with disabilities limit and control their time on the Internet. The analysis of the results allowed us to conclude that children with disabilities were first introduced to information devices at the age of 5-7 years.

Over 50% of parents of students with disabilities rated their level of proficiency in digital skills quite high, and their child's level of proficiency in these skills is lower. More than half of the respondents indicated among the main means related to ensuring security in the digital environment such as installing programs that enhance information security and conducting preventive conversations on these topics.

Keywords: digital environment, information and communication technologies, socialization, digital socialization, limited health opportunities.

Referents

1. Buslaeva, E.L. Digitalization of society as a factor of mental and psychosocial development of younger schoolchildren / E.L. Buslaeva // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. - Education and pedagogical sciences. - Issue. 2 (835). - 2020. - Pp.159-172

2. Adults and children on the Internet: analytical report [Electronic resource] - URL: https://kids.kaspersky.ru/files/KIDS_Report_ RU_2022_final_UPD.pdf (accessed 30. august, 2023)

3. Grevtseva, G. Ya. Digital socialization of personality in the educational environment / G. Ya. Grevtseva // Bulletin of SUSU. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2022. - No. 1. - pp. 40-49.

4. Kargapoltseva, N.A. Digital socialization of a teenager as / N.A. Kargapoltseva, E.E. Kapkova // Bulletin of the Orenburg State University. - 2022. - № 4 (236). - Pp. 40-46.

5. Mudrik, A.V. Educational Internet resources / A.V. Mudrik // Bulletin of the Kotromsky State University named after N.A. Nekras-ov. - 2008. - № 4 (236). - Pp. 37-39.

6. Nasibullina, A.D. The influence of the digital environment on the development of digital skills of students with disabilities / A.D. Nasibullina // Problems of modern pedagogical education.

2023. - № 4 (236). - Pp. 40-46.

7. Osinina, T.N. Digital educational environment of a modern school for children with disabilities / T.N. Osinina, O.V. Davydo-va // Bulletin of the State University of Humanities and Technology. - 2018. - No. 2. - pp. 24-28.

8. Pleshakov, V.A. Theory of human cybersocialization: from Homo Sapiens to Homo Cyberus / V.A. Pleshakov. - M.: MPSU, Prometheus, 2012. - 212 p.

9. Soldatova, G.U. Digital socialization in the cultural and historical paradigm: a changing child in their changing world / G.U. Soldatova // Social psychology and society. - 2018. - Vol.9. - No.3. -pp. 71-80 10.

10. Ugolkov, N.V. The Internet as an institute for the socialization of senior schoolchildren: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical Sciences 13.00.01 / Ugolkov Nikolay Vladimirovich. - M., 2012. - 24 p.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.