Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ РИСКИ В ПРОБЛЕМАТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОВЗ'

ЦИФРОВЫЕ РИСКИ В ПРОБЛЕМАТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровизация / ограниченные возможности здоровья / цифровые риски / обучающиеся / социализация / информационно-психологическая безопасность / подростки / дети. / Digitalization / limited health opportunities / digital risks / students / socialization / information and psychological security / adolescents / children.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоминых Е. С.

Статья посвящена анализу проблемы цифровых рисков и информационнопсихологической безопасности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрена сущность цифровой социализации и виды цифровых рисков. Представлены результаты экспериментального исследования цифровых рисков (контентных, коммуникационных, электронных / технических, потребительских, аддиктивных) обучающихся. Выявлено преобладание контентных и аддиктивных цифровых рисков у детей и подростков. Установлено значение когнитивных и речевых нарушений в процессе цифровой виктимизации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL RISKS IN THE SECURITY OF THE INFORMATION SPACE FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH DISABILITIES

The article is devoted to the analysis of the problem of digital risks and information and psychological safety of children and adolescents with disabilities. The essence of digital socialization and types of digital risks are considered. The results of an experimental study of digital risks (content, communication, electronic / technical, consumer, addictive) of students are presented. The predominance of content and addictive digital risks among students has been established. The significance of cognitive and speech disorders in the process of digital victimization is revealed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ РИСКИ В ПРОБЛЕМАТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОВЗ»

УДК 159.9

ЦИФРОВЫЕ РИСКИ В ПРОБЛЕМАТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОВЗ1

© 2023 Е. С. Фоминых

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии e-mail: fominyh.yekaterina@yandex.ru

Оренбургский государственный педагогический университет

Статья посвящена анализу проблемы цифровых рисков и информационно-психологической безопасности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрена сущность цифровой социализации и виды цифровых рисков. Представлены результаты экспериментального исследования цифровых рисков (контентных, коммуникационных, электронных / технических, потребительских, аддиктивных) обучающихся. Выявлено преобладание контентных и аддиктивных цифровых рисков у детей и подростков. Установлено значение когнитивных и речевых нарушений в процессе цифровой виктимизации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: цифровизация; ограниченные возможности здоровья; цифровые риски; обучающиеся; социализация; информационно-психологическая безопасность; подростки; дети.

DIGITAL RISKS IN THE SECURITY OF THE INFORMATION SPACE FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH DISABILITIES

© 2023 E. S. Fominykh

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Special Psychology e-mail: fominyh.yekaterina@yandex. ru

Orenburg State Pedagogical University

The article is devoted to the analysis of the problem of digital risks and information and psychological safety of children and adolescents with disabilities. The essence of digital socialization and types of digital risks are considered. The results of an experimental study of digital risks (content, communication, electronic / technical, consumer, addictive) of students are presented. The predominance of content and addictive digital risks among students has been established. The significance of cognitive and speech disorders in the process of digital victimization is revealed.

Keywords: digitalization; limited health opportunities; digital risks; students; socialization; information and psychological security; adolescents; children.

1 Исследование выполнено в рамках проекта «Ребенок с ОВЗ в цифровом обществе: педагогические, психологические и социальные аспекты социализации», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение № 07303-2023-017/2 от 14.02.2023)

Стремительность и необратимость процессов цифровизации повседневной жизни детерминировали появление инновационных тенденций, связанных с активным включением подрастающего поколения в цифровое пространство. В настоящее время наблюдается трансформация процесса социализации детей посредством увеличения роли цифровых средств в решении образовательных, коммуникативных, досуговых и других задач. Параллельно с этим разворачиваются негативные эффекты, связанные с нарушением информационно-психологической безопасности личности в цифровом обществе. Значимость решения данной проблемы закреплена на государственном уровне в утвержденной Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации (№ 1105-р. от 28.04.2023). В качестве стратегического ориентира определена защита детей от деструктивного информационно-психологического воздействия. Указанное включает минимизацию риска причинения вреда здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию подрастающего поколения; создание условий для позитивной социализации, индивидуализации, психологического благополучия и позитивного мировосприятия детей. Отправной точкой реализуемых мероприятий является выявление и оценка рисков цифрового пространства.

Практический запрос на решение рассматриваемой проблемы актуализировал ряд научных исследований в данной области. Так, в современной отечественной литературе рассмотрены сущность и составляющие цифровой социализации личности, актуальные интернет-риски [1; 2; 3]. В то же время данные, отражающие специфику цифровых рисков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), отрывочны и фрагментарны. В связи с этим цель настоящего исследования -выявление цифровых рисков детей и подростков с ОВЗ.

Г. У. Солдатова [4] в качестве главного аспекта развития и деятельности современных детей отмечает взаимодействие, пересечение цифровой и традиционной социализации, объединение физических / реальных и виртуальных элементов в единое пространство. Постепенно границы между ними стираются и объединяются в смешанную (совмещенную) реальность, на этой основе формируются гибридные формы взаимодействия, изменяются представления личности об окружающем. Обозначенные условия продуцируют изменения параметров личностно-психологического функционирования, передачи и получения нового опыта, переживание присутствия в смешанной реальности, что детерминирует проблемы цифровой безопасности и цифровых рисков.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья цифровизация, с одной стороны, расширила потенциал социализации посредством активного включения в социальные процессы. С другой стороны, характерные для данной категории когнитивная, личностная и аффективно-волевая незрелость, дефицит социального опыта усилили виктимогенные тенденции. В связи с этим выявление характерных для обучающихся с ОВЗ цифровых рисков позволит определить основные векторы психолого-педагогического преодоления данной проблемы.

В современной научной литературе рассматриваются следующие виды цифровых (онлайн, информационных) рисков [4; 7]:

• контентные: пропаганда насилия, жестокости, суицида, употребления наркотических и психотропных веществ, нетрадиционных сексуальных отношений, смены пола, педофилии; отрицание семейных ценностей; порнография; нецензурная лексика и др.;

• коммуникационные: жестокое обращение и травля в Интернете (кибербуллинг, унижения и оскорбления, киберагрессия и др.);

• электронные / технические: взлом аккаунта, хищение персональной информации и злоупотребление ею, вредоносные программы и др.;

• потребительские: кибермошенничество, хищение денежных средств и др.;

• аддиктивные: компьютерная, игровая, интернет-зависимость и др.

Таким образом, проблема нарушений безопасности цифрового пространства для

детей и подростков в первую очередь связана с распространением низкокачественной информационной продукции, необходимостью усиления контролирующих, ограничительных, запретительских мер со стороны родителей и общественных институтов. Усложняет проблему управления цифровыми рисками функционирование детей и подростков в совмещенной реальности. В частности, киберагрессия со стороны сверстников зачастую является следствием межличностных трудностей в офлайн-среде [4]; распространена публикация личной информации ближайшим социальным окружением (родными, близкими, друзьями, педагогами) без согласия ребенка или подростка. Отмечается тенденция увеличения с возрастом подверженности детей онлайн-рискам, что объясняется усилением пользовательской активности. Необходимость когнитивного распределения ресурсов между несколькими задачами, то есть медиамногозадачный формат деятельности, при котором Интернет совмещается со всеми повседневными делами, становится естественным контекстом жизни современного подрастающего поколения [5].

С целью уточнения актуальных для детей и подростков с ОВЗ цифровых рисков нами было организовано экспериментальное исследование. В эксперименте приняли участие родители, воспитывающие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: n=369, из них 31 % - родители детей с умственной отсталостью, 26 % -с нарушениями речи, 25 % - с нарушениями слуха, 18 % - с нарушениями зрения (слабовидение). Эксперимент охватил следующие регионы Российской Федерации: Республику Башкортостан, Волгоградскую, Кировскую, Ленинградскую, Московскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Челябинскую области. Контрольную группу (n=148) составили родители, воспитывающие обучающихся с условно нормативным развитием. Возраст обучающихся в экспериментальной и контрольной группах - 7-18 лет. Анкетирование родителей проводилось с использованием платформы Google Forms. Полученные результаты обрабатывались с использованием метода контент-анализа и многофункционального критерия ф* Фишера.

В процессе анкетирования родители отмечали цифровые риски, с которыми объективно сталкивались их дети, - контентные, коммуникационные, электронные (технические), потребительские и аддиктивные. Так, было установлено преобладание у обучающихся с нормативным развитием контентных и аддиктивных рисков, в основе которых развлекательный мотив и получение положительных впечатлений. Наибольший процент испытуемых (72 %) отметили в качестве значимого негативного аспекта социализации детей «нецензурную лексику», увлечение видеоиграми - 64 %, онлайн-общение - 56 %, онлайн-серфинг - 43 %, просмотр видео - 37 %. На последующих этапах исследования были сопоставлены эмпирические данные двух групп испытуемых.

Контентные риски продуцируются информационной продукцией с негативным (деструктивным) содержанием. В первую очередь в эту группу включаются незаконные и неэтичные контентные материалы (графические, аудиальные, текстовые и др.), оказывающие негативное воздействие на психофизическое развитие детей, пропагандирующие деструктивные формы взаимодействия и поведения, манипулирующие сознанием и действиями [7]. Различия между результатами экспериментальной и контрольной групп в оценке контентных рисков представлены в таблице 1.

Таблица 1

Контентные риски цифрового пространства

Контентные риски Значение коэффициента ф* Фишера

Умственная отсталость Нарушения слуха Нарушения зрения Нарушения речи

Противозаконная, неэтичная и вредоносная информация (насилие, агрессия, порнография и др.) 1,509 1,348 0,102 0,776

Нецензурная лексика 4,293 2,553 0,075 2,685

Пропаганда суицида 2,536 2,32 0,662 1,59

Распространение наркотических веществ 2,977 2,44 0,13 1,856

Примечание: в таблице выделены статистически значимые показатели (полужирным - при уровне значимости р<0,05; жирным курсивом - при уровне значимости р<0,01).

В ходе исследования не выявлено статистически значимых различий относительно группы испытуемых, воспитывающих детей с нарушениями зрения (слабовидящих обучающихся). Отсутствие различий объясняется относительно сходными показателями когнитивного и речевого развития. По параметрам «нецензурная лексика», «пропаганда суицида», «распространение наркотических веществ» различия выявлены в группах испытуемых, воспитывающих детей с умственной отсталостью, нарушениями слуха и речи. Трудности восприятия, понимания, анализа и критической оценки информации, поступающей из разных сетевых источников, проблемы вербализации, сниженный самоконтроль детерминируют уязвимость перечисленных групп детей с ОВЗ относительно контентных рисков, свидетельствуя о ведущей роли дизонтогенетических факторов в процессе цифровой виктимизации. Не нашли экспериментального подтверждения различия между экспериментальной и контрольной группами относительно негативного воздействия на физическое и психическое здоровье детей противозаконной и неэтичной по содержанию информации. Идентичность показателей указывает на необходимость анализа данного параметра в контексте общих аспектов социализации современных детей.

Коммуникационные риски охватывают сложную систему межличностных отношений личности в цифровом пространстве. Коммуникационные процессы являются особым аспектом социализации и адаптации современных детей и подростков, определяя благополучие, успешность и психологическую безопасность. Наиболее распространенным вариантом уязвимости в данном плане является вовлечение детей в деструктивное взаимодействие и деятельность. В таблице 2 представлены результаты сравнения экспериментальных данных родителей детей с нормативным и нарушенным развитием.

Таблица 2

Коммуникационные риски цифрового пространства

Значение коэффициента ф* Фишера

Коммуникативные риски Умственная Нарушения Нарушения Нарушения

отсталость слуха зрения речи

Киберпреследования 3,475 3,495 0,573 1,658

Киберунижения и кибербуллинг 3,748 2,862 0,881 2,563

Примечание: в таблице выделены статистически значимые показатели (полужирным -при уровне значимости р<0,05; жирным курсивом - при уровне значимости р<0,01).

Полученные результаты позволяют зафиксировать преобладающую роль когнитивных и речевых нарушений в подверженности коммуникационным цифровым

рискам: унижениям, оскорблениям, агрессии, жестокости, запугиванию, бойкотированию и др. Уровень развития коммуникативных компетенций детей и подростков с ОВЗ, их личностные и волевые особенности не позволяют выбрать оптимальный вариант реагирования в социально-сетевом пространстве, противостоять преобладающим силам агрессора, что зачастую усугубляет ситуацию и увеличивает риск психологической травматизации. Усиливает виктимизацию детей и подростков с ОВЗ групповой характер преследований, унижений и буллинга в цифровой среде.

Электронные / технические риски - это риски, затрагивающие проблемы безопасности персональной информации личности, повреждения программного обеспечения цифровых устройств вирусными и шпионскими программами, онлайн-мошенничество. Сравнение данных экспериментальной и контрольной групп позволило получить ряд общих и специфических аспектов воздействия электронных рисков на подрастающее поколение (табл. 3).

Таблица 3

Электронные / технические риски цифрового пространства

Электронные / технические риски Значение коэффициента ф* Фишера

Умственная отсталость Нарушения слуха Нарушения зрения Нарушения речи

Возможность повреждения программного обеспечения устройства 3,178 1,823 0,334 1,666

Возможность повреждения и нарушения информации 4,133 3,141 0,355 3,309

Нарушение конфиденциальности или взлом аккаунта 4,181 4,308 0,648 2,807

Хищение паролей и персональной информации злоумышленниками посредством вредоносного ПО и др. угроз 3,627 3,826 1,092 1,453

Примечание: в таблице выделены статистически значимые показатели (полужирным -при уровне значимости р<0,05; жирным курсивом - при уровне значимости р<0,01).

Результаты исследования указывают на отсутствие значимых различий между детьми и подростками с нормативным развитием и слабовидением. При умственной отсталости, нарушениях слуха и речи увеличивается вероятность нарушения информационной безопасности обучающихся: повреждение программного обеспечения и хранящейся на цифровом устройстве информации в результате открытия всплывающих окон и спам-рассылки, скачивания файлов, содержащих вирусные, шпионские программы, вредоносного обеспечения. Частым явлением в детской и подростковой среде является хищение личной информации у обучающихся. Проблемы цифровой грамотности детей и подростков с ОВЗ, несамостоятельность, потребность в повышенном контроле и помощи со стороны родителей при работе в онлайн-среде рассматриваются в качестве важных предпосылок нарушений информационно-психологической безопасности и повышенной уязвимости по отношению к электронным рискам.

Потребительские риски - риски, связанные с приобретением товаров и услуг в онлайн-среде. Наиболее распространенные проблемы - это качество приобретаемой продукции и потеря финансовых средств. Результаты сравнения показателей виктимизации детей и подростков с нормативным и нарушенным развитием представлены в таблице 4.

Таблица 4

Потребительские риски цифрового пространства

Потребительские риски Значение коэффициента ф* Фишера

Умственная отсталость Нарушения слуха Нарушения зрения Нарушения речи

Риск приобретения товара низкого качества, подделок, контрафактной и фальсифицированной продукции 3,844 3,299 0,082 3,081

Хищение денежных средств злоумышленником через онлайн-системы 2,496 3,465 0,355 1,848

Примечание: в таблице выделены статистически значимые показатели (полужирным - при уровне значимости р<0,05; жирным курсивом - при уровне значимости р<0,01).

В отношении потребительских рисков наблюдается тенденция, аналогичная представленным выше: результаты обучающихся с интеллектуальным и речевым дефектом, а также недостаточностью слуховой функции статистически достоверно отличаются от данных, полученных на выборке нормально развивающихся детей и подростков. Дизонтогенетические факторы являются ключевыми в детерминации наблюдаемых феноменов. При слабовидении и нормативном развитии обучающиеся с одинаковой степенью вероятности подвергаются риску приобретения низкокачественных, контрафактных и фальсифицированных товаров, а также обманным финансовым схемам.

Аддиктивные риски объединяют различные варианты зависимого поведения в онлайн-пространстве: зависимость от видеоигр, общения в сети, просмотра определенного медиаконтента, покупок и др. Полученные в исследовании результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Аддиктивные риски цифрового пространства_

Аддиктивные риски Значение коэффициента ф* Фишера

Умственная отсталость Нарушения слуха Нарушения зрения Нарушения речи

Увлечение / зависимость видеоиграми 4,012 0,685 0,068 1,947

Навязчивая потребность к общению в чатах (весь круг общения ребенка переходит в интернет-пространство) 5,032 1,205 0,642 3,583

Риск круглосуточного просмотра фильмов и сериалов в Сети 2,606 1,152 1,27 1,673

Чрезмерная привязанность к онлайн-шопингу 2,375 2,207 0,348 1,438

Киберсексуальная зависимость 1,372 0,753 0,901 0,106

Интернет-серфинг (тяга к постоянному поиску информации в сети: просмотр картинок, блуждание по социальным сетям, поверхностное чтение заметок при отсутствии конечной цели) 2,937 1,732 0,191 2,431

Примечание: в таблице выделены статистически значимые показатели (полужирным - при уровне значимости р<0,05; жирным курсивом - при уровне значимости р<0,01).

Полученные результаты указывают на значимые различия между обучающимися с умственной отсталостью и нормативным развитием в отношении аддиктивных поведенческих стратегий. Сходные тенденции наблюдаются только по показателям киберсексуальной зависимости, что согласно представленным ранее данным, носит единичный характер и в наименьшей степени продуцирует искажения социализации и угрозы безопасности [6]. Для обучающихся с речевым дефектом в качестве

аддиктивных рисков выявлены зависимость от видеоигр, общения в чатах, навязчивого просмотра медиаконтента и поиска информации. При нарушениях слуха и зрения риски цифровых аддикций не имеют выраженных отличий от показателей нормативно развивающихся сверстников (исключение составляют зависимость от интернет-покупок и интернет-серфинга при нарушениях слухах). В остальных случаях механизмы виктимизации идентичны возрастной норме.

Таким образом, проведенное исследование позволило установить в качестве основных цифровых рисков детей и подростков контентные и аддиктивные. Нарушения информационно-психологической безопасности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в цифровом пространстве обусловлены дизонтогенетическими факторами: нарушениями восприятия, понимания, анализа и критической оценки информации, проблемами вербализации, сниженным самоконтролем, несамостоятельностью, некритичностью, потребностью в помощи со стороны близких и др. Наиболее выраженные различия в оценке влияния цифровых рисков на обучающихся зафиксированы в отношении обучающихся с интеллектуальными и речевыми нарушениями - данные нозологические группы в большей степени подвержены цифровой виктимизации. Учет возрастных и дизонтогенетических предпосылок виктимизации расширяет возможности психолого-педагогического сопровождения цифровой социализации обучающихся с ОВЗ, что может быть использовано при разработке организационно-содержательных основ программ профилактики и коррекции, проектировании информационно-просветительских мероприятий.

Библиографический список

1. Кузьмина, Т. И. Специфика сетевого взаимодействия и сетевых рисков личности подростков и юношей с ограниченными возможностями здоровья. Сообщение 2 / Т. И. Кузьмина // Дефектология. - 2021. - № 1. - С. 38-48.

2. Леньков, С. Л. Опросник вовлеченности в киберсоциализацию / С. Л. Леньков, Н. Е. Рубцова, Г. И. Ефремова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. -№ 6 (111). - С. 109-119.

3. Марцинковская, Т. Д. Информационная социализация студентов в транзитивном мире / Т. Д. Марцинковская, С. В. Преображенская // Вопросы психологии. - 2020. - Том 66. - № 3. - С. 45-54.

4. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире / Г. У. Солдатова // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71-80.

5. Солдатова, Г. У. Особенности нейрокогнитивной сферы школьников с разным уровнем медиа многозадачности / Г. У. Солдатова, А. Е. Вишнева, А. Г. Кошевая // Вопросы психологии. - 2022. - Том 68. - № 2. - С. 54-68.

6. Фоминых Е. С. Риски виктимизации обучающихся с умственной отсталостью в цифровом пространстве / Е. С. Фоминых // Виктимология. - 2023. - № 2. - С. 241250. - Э01: https://orcid.org/0000-0003-3733-4381

7. Чурсинова, О. В. Психологические аспекты профилактики интернет-рисков у подростков / О. В. Чурсинова, А. А. Ярошук. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2020. - 76 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.