Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

ДИСТАНЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / профессиональная социализация / проблемы дистанционного обучения / проблемы профессиональной социализации / distance learning / professional socialization / problems of distance learning / problems of professional socialization19

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна

Статья раскрывает влияние образовательного процесса в высших учебных заведениях с применением технологий, обеспечивающих связь учащихся и преподавателей на расстоянии, без непосредственного контакта на процесс интеграции молодежи в социальную среду. Проведен сравнительный анализ дистанционных моделей образовательного процесса, установлены и обозначены преимущества получения высшего образования дистанционно, проанализирована ретроспектива дистанционного образования развития в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the influence of the educational process in higher educational institutions with the use of technologies that provide communication between students and teachers at a distance, without direct contact, on the process of integrating young people into the social environment. A comparative analysis of distance models of the educational process has been carried out, the advantages of obtaining higher education remotely have been identified and outlined, the retrospective of distance education development in society has been analyzed

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

национальной принадлежности; уважать себя; быть услышанным и воспринятым всерьез; иметь свою точку зрения; придерживаться определенных политических взглядов; ошибаться; отказывать в просьбе, не испытывая чувства вины; отстаивать свои интересы; соглашаться, не чувствуя себя эгоистом; иногда сталкиваться с неудачей; уметь говорить: «я не понимаю»; делать заявления, не требующие доказательств; получать информацию; быть успешными; отстаивать свою веру; соответствовать личным убеждениям и принципам; иметь время на принятие решений; быть ответственным за принятые решения; иметь личную жизнь; признаваться в незнании; выделять и использовать личное время для уединения; быть индивидуальностью; уточнять данные у тех, кто ими владеет; не зависеть от одобрения других людей; самостоятельно судить о собственной значимости; самостоятельно определяться, как поступать в той или иной ситуации; быть самостоятельным; быть собой, а не пытаться казаться кем-то; не оправдываться. С нашей точки зрения, упростить проблемы воспитания толерантных качеств можно, развивая такие черты личности, как проявление уважения к другому человеку и восприятие другого человека.

Понятие признание другой личности означает наблюдать в нём иные жизненные ценности, иное индивидуальное мышление, а также иной ход рассуждений. При всём при этом, иметь положительное отношение к данным индивидуальным отличиям. Понимание другой личности означает наблюдать его внутреннее состояние и иметь способность направить своё внимание, и взгляд на его мир. Черты толерантности в образовательной деятельности выражаются во взаимодействии педагога с учащимися. Благодаря данному процессу, у учеников формируется способность самовыражаться, а также формируется переход личности в культуру достоинства.

Выводы. В настоящее время, понятие толерантности определяется как вариант жизнеспособности людей. Толерантность обеспечивает создание правильных, гармоничных взаимоотношений. На наш взгляд, развитие толерантных качеств не будет возможным, в случае авторитарного стиля общения между педагогом и учеником. В связи с этим, важным аспектом в воспитании толерантных качеств является соблюдение демократического стиля общения среди всех субъектов образовательной деятельности. Начиная с младшей школы необходимо учить детей принимать окружающих, как значимое и ценное, и в тот же момент, ознакамливать его с критическим отношением к себе и своим действиям. Как отмечает Н.У. Ярычев [10; 11], толерантные черты вырабатываются у личности, благодаря эмоциональным и интеллектуальным стараниям, а также при наличии желания изменить самого себя, свое мышление и привычки. Принципы педагогической деятельности должны содержать в себе реальную связь с учеником, а также исключительно живое общение с ним. Это важно не только для развития толерантности, но и для выработки понимания и взаимодействия.

Когда педагог имеет толерантные черты - он открыт, доброжелателен и выступает к своему ученику в роли наставника.

Необходимо выделить следующие группы методов понимания:

- методы интерпретации: выражаются в признании педагогом индивидуальных качеств ученика, уважении его самостоятельности и позиции;

- методы, которые помогают педагогу понять духовный мир ученика, исследовать его чувства и эмоции. Данный подход связан с процессом формирования терпимого отношения, чуткости, отзывчивости по отношению к другому человеку.

Литература:

1. Алаева, М.В. Эмпатия как один из инструментов понимания психического состояния другого человека / М.В. Алаева // Вестник МГУ. -2011. - №2. - С. 102-105

2. Банщикова, Т.Н. Толерантность в поликультурном пространстве вуза / Т.Н. Банщикова, Ю.П. Ветров // Высшее образование в России. - 2011. - №2. - С. 103-108

3. Бидова, Б.Б. Толерантность как часть политической культуры: проблемы концептуализации и российские особенности / Б.Б. Бидова // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. - 2012. - № 6. - С. 66-68

4. Корякина, A.A. К вопросу о формировании толерантности в поликультурном образовательном пространстве / A.A. Корякина // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №1 (26). - С. 179-182

5. Мкртумова, H.A. Проблема молодежного политического экстремизма как этносоциальной девиации на постсоветском пространстве в современном электронно-информационном обществе / H.A. Мкртумова // Центральная Азия и Кавказ. - 2016. - № 4. - С. 87-96

6. Немчинова, Л.С. Исторический контекст становления содержания понятия «Толерантность» и его влияние на педагогическую мысль / Л.С. Немчинова // Концепт. - 2017. - №4. - С. 64-70

7. Попова, Е.В. Предпосылки и условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах / Е.В. Попова // Концепт. -2015. -№3. - С. 76-80

8. Спирина, Т.А. Формирование этнической толерантности студентов в образовательном процессе вуза: методическое обеспечение / Т.А. Спирина, С.Г. Головина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (71). -С. 167-170

9. Толстикова, С.Н. К проблеме формирования толерантности у студентов в процессе обучения в вузе / С.Н. Толстикова // Педагогика и психология образования. - 2012. - №3. - С. 58-62

10. Ярычев, Н.У. Диалог поколений в культурно-цивилизационной системе современной России / Н.У. Ярычев. -Кисловодск, 2015. -292 с.

11. Ярычев, Н.У. Толерантность в этнической культуре чеченцев и дагестанцев / Н.У. Ярычев / В книге: Исторические связи народов Дагестана и Чечни. - 2006. - С. 23-27

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ДИСТАНЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КАК ФАКТОР

СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья раскрывает влияние образовательного процесса в высших учебных заведениях с применением технологий, обеспечивающих связь учащихся и преподавателей на расстоянии, без непосредственного контакта на процесс интеграции молодежи в социальную среду. Проведен сравнительный анализ дистанционных моделей образовательного процесса, установлены и обозначены преимущества получения высшего образования дистанционно, проанализирована ретроспектива дистанционного образования развития в обществе.

Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональная социализация, проблемы дистанционного обучения, проблемы профессиональной социализации.

Annotation. The article reveals the influence of the educational process in higher educational institutions with the use of technologies that provide communication between students and teachers at a distance, without direct contact, on the process of integrating young people into the social environment. A comparative analysis of distance models of the educational process has been carried out, the advantages of obtaining higher education remotely have been identified and outlined, the retrospective of distance education development in society has been analyzed.

Key words: distance learning, professional socialization, problems of distance learning, problems of professional socialization.

Введение. В современном обществе достаточно серьезное значение имеет уровень знаний молодого специалиста и то, какая у него квалификационная категория. Благополучие и степень осознанного понимания закономерностей общественного развития (в результате прохождения успешной интеграции в социальную среду) как раз и определяет уровень и качество полученного молодым специалистом образовательных знаний [4, С. 124]. На сегодняшний день образовательную систему можно назвать одной из главных общественных подсистем, она имеет стратегические возможности для полноценного функционирования структур государственного и политического устройства, является фундаментом для всего общества в целом.

Исходя из теории «человеческого капитала», образовательный процесс никак не является тем, что возможно быстро приобрести. Образование это вложение капитала в будущее индивида, а также его максимальные усилия, направленные на образовательный процесс, которые обязательно будут ему компенсированы.

Стоит отметить, что традиционная форма получения высшего образования в современной России - очная, является для большей части молодых людей недоступной. Такая ситуация может быть обусловлена разными факторами. Среди основных факторов можно отметить - низкое материальное положение молодого человека и его семьи, состояние здоровья, место проживания, невозможность прохождения обучения без отрыва от производства и прочие.

Изложение основного материала статьи. Как известно, дистанционная форма обучения (ДО) не предполагает непосредственного личного взаимодействия преподавателя и студентов. При этом контакт студента с преподавателем осуществляется посредством электронной связи.

Рассмотрение ключевых преимуществ данной формы получения образования для молодых людей невозможно без обозначения основных черт дистанционного образования. Именно черты данного образования определяют его ключевые преимущества [4, С. 60].

Прежде всего, это экономическая эффективность. Если дистанционное образование сравнивать с традиционной формой получения образования, то однозначно затраты первого на организационные нюансы будут значительно ниже второго. В этой связи, трудоустроенные молодые люди будут иметь возможность оплатить услуги ДО.

Отсутствует фактор территориального ограничения. Студенты, обучающиеся дистанционно, имеют возможность прохождения обучения практически из любой географической точки посредством использования глобальной сети Интернет, при этом без отрыва от производственной деятельности.

Творческий метод самообразования, сменивший репродуктивный метод способствует повышению уровня мобильности студентов, что ведет к их личностному росту.

Дистанционное образование отличается гибкостью. Дистанционная форма получения образования учитывает жизненные обстоятельств, занятость студента, может легко адаптироваться под его требования.

Информационная система ДО отличается способностью адаптироваться к резкому изменению показателей задач и повышению требований, что говорит о её масштабируемости. Так, если очная форма получения высшего образования (ВО) не предусматривает распространение среди студентов учебных курсов и материалов, то ДО не имеет такого плана ограничений, за счет использования современных способов хранения информации.

С учетом выше обозначенных преимуществ, можно с уверенностью сказать, что ДО - это образование, предусматривающее получение образовательных знаний всеми желающими на протяжении всего периода жизни.

Отношение части молодежи к дистанционной форме обучения иногда носит несколько скептический характер. Автор данной статьи объясняет такое отношение, прежде всего, тем, что молодые люди недостаточно осведомлены обо всех возможностях данного обучения и его эффективности.

Изучая дистанционное обучение с точки зрения его исторической ретроспективы, стоит отметить, что дистанционная форма получения образования имеет глубокие исторические предпосылки.

Историк В.П. Тихомиров отмечал тот факт, что еще Иисусом передавались проповеди его ученикам для дальнейшей их трансляции, как на отрытой местности, так в территориально расположенных удаленных учреждениях религиозной направленности [9, С. 69].

В 1969 году в Великобритании состоялось возведение Открытого университета, это сыграло существенную роль в развитии ДО во всём мире, так как данный университет использовался как открытая площадка для обкатки и апробации различных дистанционных технологий. Доступность данного университета для студентов всего мира сыграло определённую роль в популяризации дистанционной формы обучения в мировой образовательной практике.

Так, с этого периода при доминирующем положении печатных материалов стал использоваться комплексный подход, включающий разнообразные формы и методы обучения. Контакт между преподавателями и студентами осуществлялся через почтовую переписку, проведение очных консультаций, а также изложение кратких курсов по месту жительству студентов. Такая модель дистанционного получения образования стала носить название «корреспондентской модели».

С развитием социально-экономического и научно-технического прогресса (появлением компьютера, локальной и глобальной сети, электронных платформ и сервисов образования) появилась вторая модель дистанционного обучения -«трансляционная». Данная модель была характерна в основном для высших учебных заведений США, в то время как «корреспондентская» модель была характерная больше для европейских стран.

Стремительное развития «трансляционной» модели привело к быстрому развития телевидения, что в свою очередь способствовало появлению на телеэкранах образовательных каналов. Востребованность такие каналы имели как в предпринимательстве, так и в вооруженных силах. Что касается недостатков трансляционной модели, то здесь, прежде всего, можно отметить ее крайне низкую обратную связь между субъектами образовательного процесса. Так, если модели первого типа студент является активным слушателем (процесс обучения активный, саморазвитие), то во втором типе модели студент выступает в роли пассивного слушателя, что плохо сказывается на результатах образовательного процесса [4, С. 20].

Данного недостатка лишена так называемая «гибридная» модель ДО.

Для вышеобозначенной модели характерны следующие особенности:

1. Возможность проводить как дистанционные занятия, так и очные.

2. Использование в процессе обучения инновационных образовательных технологий, обучение посредством использования электронных платформ и сервисов.

3. Внушительный объем работы для самостоятельного изучения студентом.

4. Педагогический контроль является максимально автоматизированным.

5. Содействие и помощь инструктора всегда своевременная.

6. Возможность проведения групповой работы в онлайн-режиме [1].

Исходя из анализа статистических данных, можно отметить значительный рост количества открытых дистанционных учебных заведений, предлагающих нетрадиционные формы обучения. На сегодняшний день данные заведения имеет широкую популярность и востребованность во всем мире.

Так, если взять временной отрезок с 1900-х по 1960-е годы, то мы насчитаем 79 дистанционных образовательных заведений; за временной отрезок с 1960-х по 1970-е годы насчитывается 70 учебных заведений данного типа; за временной промежуток с 1970-го по 1980-й год дистанционных образовательных учреждений уже 187; а за последние годы таких учреждений было открыто более 700 [7, С. 110].

В настоящее время в России модернизация высшего образования является стратегической целью реформы.

Актуальность реформы определяется и широко распространенными негативными последствиями политики, проводимой в последнее время. Образовательная политика РФ за последнее десятилетие XXI века не учитывала культурное разнообразие России и готовность социокультурной среды принять эту модель реформ.

В российском культурном менталитете государство исторически всегда было ключевым актором в определении образовательных приоритетов и основных идеологических ценностей [2].

Отказ государства от выполнения своих обычных функций, связанных с высшим образованием, в основном отразился на финансовом обеспечении высшего образования. Сокращение прямого государственного финансирования привело к снижению уровня финансовой поддержки преподавательского состава и уменьшению стипендий и пособий. Студенты дневных отделений были вынуждены работать, а преподавателям пришлось взять больше работы на неполный рабочий день. Это, естественно, привело к общему снижению уровня преподавания и качества обучения студентов [5, С. 162].

Между тем, многие учёные [1; 2; 5; 8 и др.] отмечают, что эффективность принимаемых мероприятий в контексте проводимых реформ, зависит от способности создать в российском обществе социокультурную среду, которая обеспечит реализацию инновационно-ориентированного высшего образования, направленного на развитие инновационной, творческой, независимой и автономной личности и профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда, возможно только как органичная часть социокультурной среды, которая воспитывает и направляет такую личность, обеспечивая оптимальные условия для самоутверждения и развития.

Однако российское общество имеет свои социокультурные особенности, обусловленные историей страны, национальным культурным менталитетом и многовековыми традициями. Статический характер культуры не позволяет быстро переориентировать ментальные характеристики. Поэтому необходимы эволюционные временные рамки. Между тем, неотложная задача реформирования высшего образования уже стоит.

В России именно государство, обладающее необходимым социальным авторитетом, ресурсами и потенциалом, может играть ведущую роль в определении стратегических целей модернизации высшего образования, путей и средств их достижения [3].

Очевидно, что это потребует высокое качество взаимодействия между государством и системой высшего образования, а также между государством и гражданами нашей страны, прежде всего, молодёжи, как потребителями образовательных услуг [10].

Выводы. В России за последние десятилетия XXI века на развитие дистанционного образования возлагаются определённые надежды, которые детерминированы тем, что данная форма получения ВО (высшего образования) может сделать его более удобным и доступным, что, безусловно, отразится на его востребованности среди молодежи и других возрастных категорий.

В этой связи в вузах необходимо совершенствовать компьютерную инфраструктуру, подготовить программное обеспечение для последующего внедрения электронных образовательных платформ и сервисов. Как показал анализ, во многих вузах это уже осуществлено. Однако, как показывает практика, в некоторых вузах, особенно, ведомственных, данные процессы Кроме того, необходимо осуществить массовое повышение квалификации и переподготовку преподавательских кадров, которые в последующем смогут вести образовательные курсы в дистанционном формате, используя соответствующие технологии.

Литература:

1. Ахъядов, Э.С. Перспективы и проблемы введения дистанционного высшего образования / Э.С. Ахъядов // Молодой ученый. - 2015. - № 20 (100). - С. 333-334. - URL: https://moluch.ru/archive/100/22606/ (дата обращения: 12.06.2023)

2. Борисов, И.В. Дистанционное обучение как образовательная практика в современном вузе / И.В. Борисов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. -2017. -№3 (204). - С. 80-85

3. Караев, A.M. Социализация молодежи: методологические аспекты исследования / A.M. Караев // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. - № 3. - С. 33-39

4. Кравченко, Г.В. Педагогические особенности организации дистанционного обучения в среде Moodle / Г.В. Кравченко // Известия АлтГУ. - 2015. - №3 (87). - С. 59-63

5. Микерова, Г.Г. Современные тенденции управления системой образования в России / Г.Г. Микерова // Современные технологии управления. - 2017. - №4 (76). - С. 15-21

6. Полевая, Н.М. Проблемы реализации дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам в вузе / Н.М. Полевая, В.В. Ситникова // АНИ: педагогика и психология. -2017. - №4 (21). - С. 160-167

7. Саенко, Л.А. Профессиональная социализация студентов средствами дистанционного обучения: проблемы, задачи, перспективы / Л.А. Саенко // Мир науки, культуры, образования. -2015. -№3. - С. 108-111

8. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. - Ростов н/Д, 2011. - 541 с.

9. Тихомиров, В.П. ДО: история, экономика, тенденции / В.П. Тихомиров // Дистанционное обучение. - 2017. - № 2. - С. 66-72

10. Ярычев, Н.У. Место и роль молодежи в контексте государственной молодежной политики Российской Федерации / Н.У. Ярычев, Е.В. Маликова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-10. - С. 2265-2269

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.