Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ВИДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ВИДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мхциева Залина Дмитриевна

В статье рассматриваются основные проблемы организации и осуществления дистанционных видов обучения в образовательном пространстве. Автор делает вывод о том, что внедрение дистанционных видов обучения в образовательный процесс сталкивается с большим количеством проблем, основными из них являются: отсутствие подготовленных к режиму дистанционного образования квалифицированных педагогов; недостаточное техническое обеспечение образовательных учреждений; отсутствие квалифицированной нормативно-правовой базы методической помощи педагогам при дистанционном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мхциева Залина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING IN THE EDUCATIONAL SPACE

Tarticle deals with the main problems of the organization and implementation of distance learning in the educational space. The author concludes that the introduction of distance learning in the educational process faces a large number of problems, the main ones are: the lack of qualified teachers prepared for the distance education regime; insufficient technical support of educational institutions; lack of a qualified regulatory and legal framework for methodological assistance to teachers in distance education.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ВИДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

2. Анкета «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у обучающихся». - С. 2-3. - URL: https:// Диагностика-эффективности-деятельности-детских-организацаций-в-современных-условиях.pdf (bnichka5.ru) (дата обращения: 12.09.2021)

3. Артемов, А.А. Гражданское воспитание подростков в клубных формах дополнительного образования по месту жительства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Артемов Александр Анатольевич. - Москва, 2011. - 213 с.

4. Болдырев, И.И. Воспитание гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО: дис. ... канд. пед. наук: 5.8.1 / Болдырев Игорь Иванович. - Воронеж, 2021. - 184 с.

5. Быков, А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А.К. Быков // Педагогика. - 2011. - № 1. - 147 с.

6. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография /

A.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.

7. Гендугова, М.Н. Формирование гражданственности молодежи в современной России: дис. ... канд. соц. Наук:22.08.08 / Гендугова Марианна Нургалиевна. - Москва, 2011. - 190 с.

8. Горбунова, Л.Г. Предпрофессиональная подготовка кадетов к будущей деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Горбунова Людмила Григорьевна. -Ярославль, 2017. - 24 с.

9. Киселева, Э.М. Внеурочная деятельность как условно новая форма образовательного процесса / Э.М Киселева // Педагогика, психология и образование: от теории к практике. - Ростов-на-Дону, 2016. - С. 48-54

10. Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов // Педагогика. - 2006. - № 5. -С. 52-59

11. Лутовинов, В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию /

B.И. Лутовинов. - Москва: Армпресс, 2006. - 69 с.

12. Методика «Самоанализ личности». - С. 3-5. - URL: https:// Диагностика-эффективности-деятельности-детских-организацаций-в-современных-условиях.pdf (bnichka5.ru) (дата обращения: 12.09.2021)

13. Полищук, И.А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в музейно-образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Полищук, Ирина Александровна. - Москва, 2013. - 188 с.

14. Пушкарев, В.А. Гражданско-патриотическое воспитание кадет в часы внеклассной работы по филологическим и культурологическим дисциплинам / В.А. Пушкарев // Лепта: ежегодный научно-методический альманах. - Омск, 2016. -

C. 135-139

15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург, 2006. - 713 с.

16. Сотникова, О.А. Роль внеурочной деятельности в социально-педагогической адаптации кадетов первого года обучения / О.А. Сотникова // Непрерывное образование. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2019. - Т. 1. - С. 229-236

17. Ткаченко, Т.В. Формирование ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских школ: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ткаченко Татьяна Владиславовна. - Москва, 2004. - 216 с.

18. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». - URL: https://Минпросвещения России (edu.gov.ru) (дата обращения: 03.12.2022)

19. Хуснутдинов, М.Р. Внеурочная деятельность как форма патриотического воспитания кадет / М.Р. Хуснутдинов // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург, 2017. - С. 4087-4089

Педагогика

УДК 378

аспирант Мхциева Залина Дмитриевна

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ВИДОВ ОБУЧЕНИЯ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы организации и осуществления дистанционных видов обучения в образовательном пространстве. Автор делает вывод о том, что внедрение дистанционных видов обучения в образовательный процесс сталкивается с большим количеством проблем, основными из них являются: отсутствие подготовленных к режиму дистанционного образования квалифицированных педагогов; недостаточное техническое обеспечение образовательных учреждений; отсутствие квалифицированной нормативно-правовой базы методической помощи педагогам при дистанционном образовании.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные платформы, цифровизация образования.

Annotation. Tarticle deals with the main problems of the organization and implementation of distance learning in the educational space. The author concludes that the introduction of distance learning in the educational process faces a large number of problems, the main ones are: the lack of qualified teachers prepared for the distance education regime; insufficient technical support of educational institutions; lack of a qualified regulatory and legal framework for methodological assistance to teachers in distance education.

Key words: distance learning, educational platforms, digitalization of education.

Введение. В настоящее время система образования всех уровней подготовки в условиях единой цифровизации претерпевает серьёзные преобразования. Несмотря на то, что цифровизация образования на государственном уровне была внедрена достаточно давно, серьезным и мощным импульсом для этих изменений стала пандемия COVID-19. На смену традиционным занятиям в аудиториях и классах пришло дистанционное обучение. В авральном режиме всем объектам образовательного процесса пришлось перестраивать способы взаимодействия преподавателя и обучающегося, т.е. коренным образом изменить форму обратной связи. Лексика всех участников образовательного процесса «запестрела» такими понятиями, как «удаленное обучение», «онлайн-обучение», «онлайн-образование», «гибкое расписание», «образовательные платформы», ЭИОС и т.д.

Учебным заведениям всех уровней пришлось оперативно реагировать на изменения и заниматься поиском альтернативных способов и методов обучения. Таким образом, все столкнулись с огромным количеством проблем, решение некоторых остается актуальным и в настоящее время. Дистанционные виды образования прочно вошли во все сферы жизни, не только в образование; пандемия COVID-19 только форсировала данный процесс, продемонстрировав всю важность и

глобальность проблем организации и осуществления дистанционных видов обучения. Перед образовательными учреждениями всех уровней по-прежнему стоит большое количество проблем по организации и осуществлению дистанционных видов обучения, хотя, казалось бы, человечество победило пандемию.

В данной статье мы ставили целью - рассмотреть основные проблемы организации и осуществления дистанционных видов обучения в образовательном пространстве, а также постараться найти возможные пути их разрешения.

Изложение основного материала статьи. Прежде всего, отметим, что эффективность дистантного обучения зависит непосредственно от преподавателя. Современная действительность требует от преподавателя универсальной подготовки. Педагог должен владеть современными педагогическими и информационными технологиями, он должен быть психологически готов к работе с обучающимися в новой учебно-познавательной сетевой среде [4]. И, к сожалению, спрос на таких специалистов опережает предложение. Большинство педагогов обучались по традиционной системе обучения, и для многих перевод на дистанционную форму обучения был достаточно долгим и трудным. Нехватка познаний и навыков, отсутствие централизованной методической поддержки педагогов в сфере цифровизации, вместе с тем недопонимание и отторжение, сделали этот перевод для большинства преподавателей болезненным.

Наличие в образовательном заведении цифровой инфраструктуры и доступа к Интернет-контентам - вторая по значимости проблема. Конечно, основная часть учебных заведений нашей страны имеет доступ в Интернет (Федеральный проект «Цифровая среда»), но частой проблемой становится нехватка мощности данных коммуникаций [1].

Отсутствие технических возможностей самих: отсутствие интернета и персональных компьютеров, а также их моральное устаревание также можно отнести к проблеме организации и осуществления дистанционных видов обучения.

Данные Росстата, Минпросвещения и Минобрнауки России, о распределении образовательных организаций по максимальной скорости передачи данных через интернет в 2020 г. (в процентном отношении от числа организаций, использующих интернет) показывают, что обеспеченность «качественным» интернетом крайне низка и составляет: в средних общеобразовательных школах (СОШ) - 21%; в средних профессиональных организациях (СПО), - 25%, а в вузах, -менее 44%. И это при том, что в 2019 году начал внедряться федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который предусматривает подключение всех образовательных организаций страны к интернету со скоростью не менее 100 Мбит/с для городов и 50 Мбит/с для сел (таблица 1) [2].

Таблица 1

Распределение образовательных организаций по максимальной скорости передачи данных через интернет в 2020 уч. г. (в процентном отношении от числа организаций, использующих интернет)

Ниже 256 Кбит/с 1-1,9 Мбит/с 50-99,9 Мбит/с 100 Мбит/с и выше

Средние общеобразовательные школы (СОШ) 3,3 5,7 29,2 20,7

Средние профессиональные образования (СПО) 1,1 3,4 22,4 25,0

Высшие учебные заведения (ВУЗ) 0,2 0,8 24,6 43,8

В обстановке пандемии, когда все учебные учреждения перешли на дистанционный формат обучения, малая мощность и скорость передачи данных через интернет стала достаточно серьезной проблемой. К концу 2022 года показатели, конечно же, увеличились, но незначительно.

По данным Росстата, Минпросвещения России, Минобрнауки России, обеспеченность обучающихся образовательных организаций персональными компьютерами, используемыми в учебных целях, представлена в таблице 2.

Таблица 2

Обеспеченность обучающихся образовательных организаций персональными компьютерами, используемыми в

учебных целях (единиц в расчете на 100 обучающихся)

2019-2020 учебный год 2020-2021 учебный год

Всего В составе локальных вычислительных сетей С доступом к интернету Всего В составе локальных вычислительных сетей доступом к интернету

Средние общеобразовательные школы (СОШ) 14,7 8,1 11,1 15,9 8,6 12,0

Средние профессиональные образования (СПО) 16,9 13,2 14,3 17,0 13,6 15,1

Высшие учебные заведения (ВУЗ) 23,1 21,3 21,5 22,8 21,4 21,5

Из данной таблицы видно, что обеспеченность компьютерами обучающихся очень низка и в среднем составляет 13,2% в 2019-2020 году, а в 2020-2021 г. - 18,6%. Что не может не сказываться на качестве образования, тем более, дистанционном.

На наш взгляд, недостаточно проработана и система оценивания знаний учащихся при дистанционном обучении. Для решения этой проблемы необходимо доработать нормативно-правовые базы оценки знаний учащихся.

Конечно, разнообразные элементы и ресурсы (тестовые задания, лабораторные работы и другие) дистанционных платформ, созданные для контроля образовательного процесса, существенно облегчают работу педагога, но нет четкого понимания, как этот инструментарий оценивать [5].

И, как следствие, возникает вопрос о недостаточном онлайн-доступе к качественным образовательным контентам.

Цифровая платформа или LMS («Learninc» - «обучать», «Managemtnt» - «управление», «System» - «электронная система») - это система управления обучением, которая предоставляет участникам возможность доступа к учебным материалам и обучения дистанционно. Сложившее название этой платформы СДО - системы дистанционного обучения.

Рассмотрим и сравним некоторые наиболее удобные и часто используемые в нашей стране бесплатные онлайн-платформы для дистанционного обучения [6].

Таблица 3

Перечень бесплатных образовательных онлайн-платформ для дистанционного обучения

Название Аннотация Категории обучающихся Преимущества Недостатки

Moodle https://moodle. org/ Наиболее популярная образовательная платформа для дистанционного обучения, из используемых в РФ и за рубежом. Moodle в основном предпочитают вузы. Moodle - является системой электронного и дистанционного обучения со встроенными подсистемами тестирования. Для любых категорий 1. Гибкая настройка Системы. 2. Обучающий курс можно наполнить текстовыми документами, презентациями и видео. 3. Встроенный редактор тестов с 15 типами заданий и большим набором настроек. 4 Наличие мобильного приложения. 5. Возможность отслеживания успеваемости. 6. Возможность для дифференцированного обучения студентов. 7. Более 100 языков, в том числе и русский. 1. Отсутствие технической поддержки. 2. Необходимость выкупа сервера или хостинга для хранения программного обеспечения. 3. Сервер использует много ресурсов, что может повлечь дополнительные расходы. 4. Необходимость прохождения обучения.

Edmodo http://www.ed modo.com/ Облачная система Edmodo для дистанционного обучения - социальная сеть для образования, позволяющая публиковать образовательный контент, общаться в режиме реального времени, управлять классами. Для любых категорий 1. Нет необходимости скачивания и установки. 2. Несложная регистрация. 3. Возможность создания и размещения контрольных тестов и викторин. 4. Возможность организации чатов и обсуждений. 5. Возможность проведения опросов. 6. Отсутствие рекламы. 1. Англоязычный интерфейс. 2. Ограниченный перечень образовательных инструментов. 3. Отсутствие возможности объединения групп.

Google Classroom https://classroo m.google.com/ Веб-сервис, разработанный Google для учебных учреждений, призванный упростить создание, распространение и оценку заданий, т.е. упростить процесс обмена файлами между участниками. Для любых категорий (более подходит для общеобразовательной школы) 1. Простота использования. 2 .Быстрая обратная связь. 3. Возможность подключения видеовстреч Google Meet до 100 человек. 4. Сервис на русском языке. 1. Несовершенная (медленная) техподдержка. 2. Бесплатная версия только для определённого количества участников (до 200 человек). 3. Ограничены возможности дизайна. 4. Отсутствие автоматической проверки работ, тестов.

Российская электронная школа http://resh.edu.r u/ Информационно- образовательная онлайн-платформа, предоставляющая полный курс школьной программы, разработанный лучшими учителями Российской Федерации. Для общеобразовательной школы 1. Не требуется регистрация для просмотра видеоматериала. 2. Простая система обучения (весь материал разделен по отдельным темам). 3. Автоматизация оценивания ответов, журнал оценок. 1. Отсутствие обратной связи. 2. Недостатки технического характера.

4. Планы, соответствующие ФГОС.

Учи.ру https://uchi.ru/ Онлайн-платформа, разработанная российскими 1Т-специалистами, предназначенная для обучения учащихся России. Для общеобразовательной школы 1. Полное соответствие курсов ФГОС. 2. Наличие 30000 заданий, разработанных профессиональными методистами по детскому интерфейсу, в игровой форме. 3. Автоматический дифференцированный подбор индивидуальных заданий. 3. Оценка выполнения задания ведётся с учётом скорости и подсчётом ошибок. 1. Доступ к полному курсу имеется только для начальной школы. 2. Отсутствие обратной связи с учеником. 3. Не все ресурсы бесплатные. 4. Недостатки технического характера (частые сбои при увеличении нагрузки).

ЯКласс http://www.yak lass.ru/ Образовательный ресурс для учителей, учащихся, студентов и родителей. Содержит тренажеры, соответствующиепо программе общеобразовательной школы. Для любых категорий (более подходит для общеобразовательной школы) 1. Огромная база (более полутора триллиона упражнений и задач) по шестнадцати предметам школьной программы, ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. 2. Доступна мобильная версия. 3. Возможность проведения тестов, заданий, опросов. 1. Недостатки технического характера. 2. Достаточно «мудрёная» регистрация. 3. Частые «нестыковки» в повествовании перепутанные ответы в тестах.

В мире насчитывается более 1000 различных онлайн-платформ для дистанционного обучения (и этот список непрерывно растет), но действительно удобных для работы не так много, а в свете последних событий (введение санкций против РФ) список доступных, зарекомендовавших себя зарубежных платформ значительно сократился. Но государство достаточно оперативно отреагировало на решение данной проблемы.

Следует отметить, что Министерством просвещения России ведётся диалог с владельцами открытых ресурсов о необходимости предоставления бесплатного доступа к образовательному контенту, а также сообщается об общедоступных федеральных и образовательных онлайн-платформах.

Наряду с ранее освоенными учебными платформами, такими как «Дневник.ру», «Учи.ру», «ЯКласс», «Российская электронная школа» и др., был запущен ряд образовательных платформ, разработанных российскими программистами.

К примеру, в марте 2021 года стартовала «Сферум» - онлайн-платформа, созданная Министерством просвещения и науки и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации национального проекта «Образование» для обучения и общения школьников. Цель «Сферум» - обеспечение цифровой инфраструктурой школы Российской Федерации и вхождение в государственные информационные системы. «Сферум» все ещё развивается, на данный момент эта платформа представляет собой подобие социальных сетей. В ней можно создавать сообщества, к которым могут присоединяться ученики, учителя и родители.

Переход на новую платформу всегда создаёт некоторые трудности. Правда, учащиеся и студенты достаточно быстро адаптировались в «Сферуме», чего нельзя сказать о преподавателях и родителях. Причины разные: «не успели привыкнуть к одной платформе, переходим на другую»; нежелание регистрироваться в ВКонтакте (далее - ВК); необходимость долгого нахождения за компьютером; опасение, что личная страничка в ВК станет доступна всем остальным пользователям и т.д. Данные проблемы конечно решаемы со временем, вместе с тем «Сферум» ещё не признана обязательным инструментом для процесса образования, так как находится на стадии внедрения.

С 2022 года цифровые платформы, онлайн-учебники и электронные образовательные ресурсы для школ и учреждений среднего профессионального образования должны пройти обязательную верификацию. Соответствующие изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации» приняла Государственная Дума.

С 2023 года, по поручению президента В.В. Путина, дистанционное обучение школ и колледжей полностью переведется на государственное обеспечение.

Еще одна проблема, связанная с применением дистанционных видов обучения и, наверное, самая важная, - это влияние на здоровье (физическое и психологическое) всех участников данного образовательного процесса.

Очевидный факт, что нет четкого научно обоснованного алгоритма проведения занятий в течение всего учебного дня в период дистанционного обучения, который бы свел к минимуму неблагоприятное влияние на здоровье педагога и учащегося, ведь они находятся за компьютером не только во время онлайн-занятия, но и во время подготовки учеником домашнего задания, а педагог должен подготовить само онлайн-занятие. Это в десятки раз превышает все «допустимые нормативы непрерывной работы с изображением на индивидуальном мониторе компьютера, которые указаны в гигиенических требованиях к организации занятий, т.е. 15-25 минут в зависимости от возраста» [3].

Многочисленные исследования подтверждают, что бесконтрольная работа на компьютере (или другом электронном устройстве) приводит к утомлению всего организма детей, так как она связана со зрительным, статическим, умственным и психологическим напряжением [4; 6].

По нашему мнению, необходима разработка компетентных, легко внедряемых методик, которые бы сводили к минимизации вредных последствий для здоровья учащихся и педагогов при дистанционном формате обучения.

Выводы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что внедрение дистанционных видов обучения в образовательный процесс сталкивается с большим количеством проблем, основными из них являются:

- отсутствие подготовленных к режиму дистанционного образования квалифицированных педагогов;

- недостаточное техническое обеспечение образовательных учреждений;

- отсутствие квалифицированной нормативно-правовой базы методической помощи педагогам при дистанционном образовании;

- практическое отсутствие бесплатных качественных, полноценных образовательных онлайн-платформ для дистанционного образования.

Литература:

1. Абдурахманова, П.Д. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий / П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева [и др.]. - Москва, 2022.

2. Гохберг, Л.М. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кульмичева, О.К. Озерова [и др.]. - Москва: НИУ ВШЭ, 2022. - 132 с.

3. Постановление от 28 января 2021 г. №2, Об утверждении санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания https://base.garant.ru/400274954/

4. Прилепских, О.С. Возможности цифровой образовательной среды в развитии личностного потенциала студентов / О.С. Прилепских, Т.П. Айсувакова, Ю.В. Сорокопуд // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 69-1. - С. 353-356

5. Саидов, З.А. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий / З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 318-320

6. Самерханова, Э.К. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате / Э.К. Самерханова, Е.П. Круподерова, И.В. Панова - Н.Новгород, Мининский университет,2020 - 50 с.

Педагогика

УДК 378.046.4

кандидат педагогических наук, доцент Намсинк Екатерина Викторовна

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ ПОСТДИПЛОМНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения и компенсации профессиональных дефицитов молодых педагогов. Автором представлены особенности организации и основные результаты исследования, направленного на выявление и характеристику основных групп профессиональных затруднений начинающих работать педагогов. Проанализированы факторы, обуславливающие возникновение дефицитов молодых педагогов детских садов и школ.. Сделаны выводы о необходимости поддержки молодых педагогов в условиях системы постдипломного сопровождения, созданной в университете. Разработаны рекомендации по повышению качества научно-методического сопровождения молодых педагогов.

Ключевые слова: профессиональные дефициты, молодые воспитатели, молодые учителя, диагностика, профессиональная квалификация, сопровождение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article is devoted to the problem of studying and compensating professional deficits of young teachers. The author presents the features of the organization and the main results of the study aimed at identifying and characterizing the main groups of professional difficulties of teachers beginning to work. The factors causing the occurrence of deficits of young teachers of kindergartens and schools are analyzed.. Conclusions are drawn about the need to support young teachers in the conditions of the postgraduate support system created at the university. Recommendations have been developed to improve the quality of scientific and methodological support for young teachers.

Key words: professional deficits, young educators, young teachers, diagnostics, professional qualifications, support.

Введение. Постдипломное сопровождение рассматривается нами как помощь молодому педагогу в выявлении и преодолении возникающих профессиональных трудностей. В данном случае, оно реализуется в рамках университетского стратегического проекта, где вуз берёт на себя определённые «обязанности» по сопровождению своего выпускника.

Сегодня в педагогике накоплено достаточное количество исследований, направленных на изучение профессиональных дефицитов специалистов сферы образования. Такие исследования вскрывают собой различные проблемы психолого-педагогической, методической и иной квалификации кадров.

Различным аспектам проблемы профессионализма молодых педагогов, а также системы постдипломного сопровождения посвящены работы таких учёных в области педагогики и педагогической психологии, как И.А. Зимняя [1], Н.В. Кузьмина [2], Е.Н. Лазарева [3], Е.В. Перенкова [4] и многих других.

Понимание значимости молодого педагога как участника профессионального сообщества, важности его успешного профессионального становления и закрепления в профессии, позволяет всем участникам сопровождения (молодым педагогам, педагогам-наставникам, вузовским преподавателям, руководителям образовательных организаций) увидеть пути своего профессионального развития, определять ключевые направления и способы совершенствования своей деятельности.

Основная концептуальная идея состоит в том, что в сопровождении молодых педагогов необходимо отталкиваться от их запросов, строить его как полисубъектный процесс, включать молодых педагогов в выбор содержания, форм и методов образовательного процесса, ставя их в позицию взрослых и самостоятельных обучающихся, самоорганизующихся и самостоятельно управляющих собственной учебной деятельностью, свободно самоопределяющихся в выборе образовательного маршрута, но с опорой на экспертную оценку и рекомендации старших наставников.

Изложение основного материала статьи. Выявление требований, предъявляемых к квалификациям «учитель» и «воспитатель», осуществлялось на основе анализа ФГОС ВО 3++ бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и профессионального стандарта «Педагог». Инструментарий и процедура диагностики определялись с учетом Распоряжения Минпросвещения России от 27.08.2021 N Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана».

Основными формами диагностики профессиональных дефицитов были определены: диагностика на основании стандартизированных оценочных процедур; самодиагностика на основании рефлексии профессиональной деятельности; диагностика на основании результатов профессиональной деятельности; диагностика на основании экспертной оценки практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.