Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рюмшина Елена Владимировна, Пучкова Елена Николаевна

В статье рассматривается влияние и использование информационно-коммуникационных технологий в системе высшего образования. Проводится исследование по применению дистанционной формы обучения как одной из наиболее эффективных. Акцентируется внимание на проблемах внедрения и использования компьютерных технологий. Анализируются методы и технологии обучения на каждом этапе образовательного процесса. Сравнивается программное обеспечение для дистанционного обучения обширно представленного на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF NEW INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

The article examines the impact and use of information and communication technologies in the higher education system. A study is being conducted on the use of distance learning as one of the most effective. The attention is focused on the problems of introduction and use of computer technologies. The methods and technologies of teaching at each stage of the educational process are analyzed. The software for distance learning widely represented on the market is compared.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Литература:

1. Кодекс Республики Беларусь об Образовании [Электронный ресурс]: 13 января 2011 г., № 243-3: [принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.06.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь]. - Минск, 2019.

2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс]. - постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г., № 82 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. -Режим доступа: http://pravo.by/

3. Модель образовательного процесса [Электронный ресурс]. - 2022. - Режим доступа: https://pedagogika.org/index/model_obrazovatelnogo_processa/0-90

4. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: указ президента Респ. Беларусь, 9 ноября 2010 г., № 575 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь: [Электронный ресурс]. - 2022. -Режим доступа: http://pravo.by/

5. Саидов, З.А. Повышение эффективности патриотического воспитания старших школьников на основе педагогического потенциала мемориальной литературы / З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, Г.Н. Одишвили // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4 (95). - С. 41-43.

6. Яковлева, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлева; Н.О. Яковлева. - М., 2006. - 203 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Рюмшина Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); магистрант 3 курса Пучкова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается влияние и использование информационно-коммуникационных технологий в системе высшего образования. Проводится исследование по применению дистанционной формы обучения как одной из наиболее эффективных. Акцентируется внимание на проблемах внедрения и использования компьютерных технологий. Анализируются методы и технологии обучения на каждом этапе образовательного процесса. Сравнивается программное обеспечение для дистанционного обучения обширно представленного на рынке.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, компьютеризация образования, дистанционное обучение, научно-технический прогресс, информационная культура, программное обеспечение.

Annotation. The article examines the impact and use of information and communication technologies in the higher education system. A study is being conducted on the use of distance learning as one of the most effective. The attention is focused on the problems of introduction and use of computer technologies. The methods and technologies of teaching at each stage of the educational process are analyzed. The software for distance learning widely represented on the market is compared.

Key words: information and communication technologies, computerization of education, distance learning, scientific and technological progress, information culture.

Введение. Современное человечество включилось в общеисторический процесс, в котором осуществляется переход от индустриального общества к информационному. Такое развитие событий приводит к необходимости внесения изменений во множество сфер деятельности человека. Основным видом деятельности становится производство информации.

Процесс информатизации оказывает огромное влияние на прогресс различных отраслей мирового сообщества, одной из которых является система высшего образования. Быстротечное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) за последние три десятилетия отразилось на всех уровнях образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Бурный рост научно-технического прогресса оценивают в 30% в год по отношению к предыдущему году. В данной ситуации перед педагогической наукой возникает вопрос - как в такой информационный поток включить подрастающее поколение, которое сможет получать полноценный комплекс знаний и умений и активно развиваться в такой новый для человечества период [3].

Информатизация в современном мире это одно из новых течений в жизни общества, она приводит к кардинальным изменениям в структуре общественного производства. Поэтому можно сказать, что информатизация является приоритетным направлением в образовательном процессе. Изучение данной темы является крайне актуальным на сегодняшний день, так как современный период развития социума напрямую связан с компьютерными технологиями, которые с каждым днем совершенствуются и образуют глобальное информационное пространство.

Компьютеризация образования - это современный подход, благодаря которому образовательный процесс станет более интенсивным, познавательный интерес обучающихся вырастет, будут созданы возможности для обучения, увеличится темп получения новых знаний и оптимизируется учебное время [3].

Преимущества использования информационно-коммуникационных систем в образовании отличается от стандартного подхода к обучению в следующем:

- увеличивается объем учебного теоретического материала, который можно предоставить студентам;

- совершенствуются методы, подходы и технологии отбора и формирования содержания образования;

- введение в курс образовательной программы новых предметов, связанных с ИТ;

- объективность и беспристрастность при оценивании знаний и умений студентов, так как оценщиком выступает компьютер, а не преподаватель;

- несравнимо большая наглядность в обучении, так как появляется возможность продемонстрировать изучаемую тему, а не просто описывать в устной форме модели и события, изучаемые в учебном процессе;

- возможность использования готовых материалов.

Благодаря данным преимуществам применения информационно-коммуникационных технологий, обучение становится интерактивным и познавательным, повышается значение самостоятельной работы студентов, а также серьезно усиливается интенсивность и разнообразие учебного процесса, что помогает обучающемся в лучшем усвоении учебных дисциплин.

А.О. Кривошеев и Е.И. Виштынецкий в своих работах делают акцент на том, что использование ИКТ в образовательной сфере должно в первую очередь ставить своей целью реализацию следующих задач [1]:

- содействие и формирование дисциплинированности мышления обучаемого;

- помощь абсолютно всех разновидностей познавательной работы учащихся в приобретении знаний, формировании, а также закреплении навыков и умений;

- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности [1].

Основной задачей стоящей перед образованием является формирование основ информационной культуры будущего специалиста. Конечно такой термин как «информационная культура» является одним из слагаемых общей культуры. Для становления преподавателя как личности его необходимо приобщать к информационно-коммуникативным возможностям современных технологий. Воздействие ИКТ на преподавательские способности проявляется в их обогащении и получении множества разных возможностей, которые помогают разнообразить учебный процесс и сделать интенсивной и целенаправленной работу учащихся. Формирование информационной культуры внутри образовательной среды немыслимо без применения ИК-технологий во всех сферах учебной деятельности. Информатизация образования непосредственно взаимосвязана с формирование информативного общества, так как прогрессирование информационного социума оказывает влияние на проникновение новых технологий во все сферы образовательной деятельности.

Для наиболее успешной модернизации образовательной сферы необходимо обратить внимание на изменение методов и технологий обучения на каждом этапе образовательного процесса, делая акцент на тех аспектах, которые участвуют в формировании новых навыков для анализа информации, саморазвития, самообучения и мотивируют обучающихся на самостоятельную работу [4].

Применение новейших информационных технологий дает возможность сделать учебный процесс более современным, увеличить объем информации, повысить процент значимости индивидуальной работы студентов. Использование ИКТ в высших учебных заведениях является очень важным критерием для того, чтобы система образования прорессировала в нужном темпе. Также важно отметить, что преподаватель любой дисциплины обязан уметь использовать информационные технологии (ИТ) на своем занятии независимо от формы его проведения [4].

На сегодняшний день стало очень актуально дистанционное обучение (ДО), так как здесь применяются разнообразные уровни интерактивного доступа к учебному материалу и управления траекторией обучения, что оказывает большое воздействие на реализацию идеологии личностно-ориентированного обучения.

Появление и развитие системы дистанционного образования содержит в себе множество факторов:

- в основном высшие учебные заведения сосредоточены в крупных городах, и по экономическим причинам большинству студентов тяжело там проживать и учиться;

- большинство усчащихся не имеют возможности проходить очное обучение, а нуждаются в заочной форме;

- постоянно развивающая рыночная экономика, научно-технический прогресс требуют от современного специалиста систематическое повышение квалификации.

Суть дистанционного освоения учебных дисциплин заключается в том, что необходимо перейти от традиционной формы организации образовательного процесса к деятельностной, т.е. сделать акцент на самостоятельную информативную работу самого ученика [2]. Для того чтобы эта деятельность была эффективной она должна быть тщательно спроектирована, прописана в методическом аппарате, организована и направлена в образовательный процесс. Кроме всего вышесказанного, сам процесс самообучения всегда должен направляться и контролироваться преподавателем. При такой организации обучения преподаватель становится не источником информации по какой-то одной дисциплине для студентов, а он является руководителем самообразования студента (тьютор) [5]. Должность тьютора в России утверждена и введена в российскую систему образования приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008г. № 216н и №217н. Согласно профессиональному стандарту в его обязанности входит четкое представление о современном состоянии не только своей специфической профессиональной области, но и соседних областей знания.

Программное обеспечение является одним из важных факторов эффективности дистанционного обучения. Широкая доступность и разнообразие выбора программного обеспечения позволила вузам создание собственных образовательных порталов, в которых содержится и хранится информация образовательных ресурсов для обучающихся.

В вузах стали формироваться электронные библиотечные системы, которые дают возможность получения доступа к информационным ресурсам в дистанционном формате. Одним из таких вузов является «Краснодарский государственный институт культуры». На данный момент в институте открыта модернизированная библиотека с современными RFID-технологиями и передовым оборудованием. Данная библиотека является одной из самых современных на юге России. Также она попала в топ-20 престижного рейтинга по работе с ЭБС «Университетская библиотека онлайн» за 2020 год, где заняла 16 место. Библиотека имеет возможность доступа к Национальной электронной библиотеке, базам правовой информации Гарант и КонсультантПлюс.

Программное обеспечение для дистанционного обучения очень обширно представлено на рынке как в виде простых HTML страниц, так и платформами с разнообразными функциональными возможностями. Одной из таких платформ является система Moodle. Это одна из самых популярных платформ на сегодняшний день, она полностью бесплатная и ее можно найти в свободном доступе в сети Интернет [2].

Moodle обладает множеством возможностей, такими как:

- учет обучающихся, их персонализация и разделение доступа к учебным материалам;

- разработка и организация онлайн курсов;

- возможность ведения статистических данных и отчетности в период обучения;

- контроль и оценивание полученных знаний обучающимися, за период образовательного процесса;

- возможность объединения с другими новейшими информационными технологиями.

Данная платформа является одним из самых востребованных ПО среди бесплатных платформ дистанционного обучения, Moodle не уступает по своему функционалу даже платным программам.

На сегодняшний день ИКТ применяется в управлении учебным процессом, а также в деятельности вуза в целом. В вузах созданы электронные системы по приему студентов, в административной работе применяется электронный документооборот, практикуется внедрение электронных ведомостей и зачетных книжек и т.д. Так как все эти процессы связаны между собой, остается задача по объединению их программными средствами. Такая среда потребует гораздо больше времени на разработку и более современного подхода в ее создании: компоненты будут соединяться между собой по принципу Lego, учитывая цели пользователя.

Данное программное обеспечение будет иметь следующие отличия:

1. Интеграция - возможность объединения различных учебных блоков и инструментов, обмен информацией и другими данными между различными программами.

2. Персонализация - возможность программы приспосабливать образовательную сферу под каждого из пользователей (студент, преподаватель, родитель) для упрощения выстраивания индивидуального маршрута и поиска определенной информации [4].

3. Оценивание, анализ, рекомендации - наличие инструментов, которые позволяют программе автоматически оценивать и анализировать успеваемость и достижения студентов, а также при надобности корректировать учебную траекторию.

4. Коллаборация - наличие процесса совместной деятельности для достижения общих целей. Также возможность участников принимать решение о том, какую часть информации можно сделать доступной для всех [4].

5. Доступность - понятный интерфейс позволит легко разобраться в программе каждому участнику и получить желаемую информацию.

Наличие такой образовательной среды в учебном процессе позволит:

- учитывать индивидуальные особенности обучающихся и точечно подойти к вопросу обучения;

- увеличить мотивацию студентов при выполнении самостоятельной работы;

- развитие обучающегося, как личности;

- быть профессионалом в своей сфере, в условиях информационного прогресса;

- быстрая обработка и систематизация большого объема информации;

- проектная и исследовательская работа студентов будет проходить в более быстром темпе.

Важно понимать, что применение ИКТ не может полностью заменить традиционный процесс обучения, необходимо уметь варьировать и соблюдать меру использования ИКТ в образовательной сфере в зависимости от конкретной образовательной задачи. Также предоставлять обучающимся доступ ко всем информационным ресурсам, которые использовались во время занятия. Информационные продукты, которые применяются в период обучения, должны полностью соответствовать всем требованиям образовательной организации [3].

Для того чтобы качество обращения практических и научных достижений в высшей школе повысилось необходимо создать полную базу программных средств, а также обеспечить высококачественное и доступное использование. ИТ являются важным звеном в системе образовательного процесса, они позволяют облегчить поиск и анализ информации, при помощи взаимодействия всех субъектов образования (административный отдел, учебный отдел, студенты, преподаватели и т.д.).

Применение новых информационно-коммуникационных технологий в учебных заведениях предполагает, что использование информационных технологий происходит в совокупности с различными тенденциями образовательного процесса. Проникновение нынешних информационных технологий в область учебной деятельности дает возможность преподавателям высококачественно менять сущность, а также способы преподавания. Цель таких инноваций заключается в совершенствовании интеллектуальных способностей учащихся в информационном социуме, а также увеличении свойства преподавания в абсолютно всех степенях просветительной концепции [3].

Ситуация, которая сложилась после появления в мире коронавирусной инфекции и связанными с этим ограничениями показали большую значимость владения ИТ не только обучающимися, но и педагогами образовательных учреждений. В настоящее время инфраструктура образовательной цифровой среды разнообразна и складывается из множества разнообразных компонентов (web-приложения, hardware, software, LearningManagementSystem). Благодаря такому подходу к обучению, внедрение информационных технологий способствует образованию новой формы непрерывного образования. В основе всего вышесказанного на первом месте стоит самоанализ самообразовательной работы студентов, которые не только обучаются в условиях традиционной формы, но также самостоятельно ищут информацию, анализируют ее, и используют новейшие инновационные технологии без особых затруднений [5].

Выводы. Информационно-коммуникационные технологические процессы имеют все шансы стать обязательной составляющей просветительного движения образовательного процесса, если будут совмещать в себе все необходимые факторы одновременной передачи, предоставления и наглядности информации. Применение ИКТ поможет усовершенствовать уровень образования, увеличить качество предоставления теоретического материала, увеличить эффективность индивидуальной деятельности студентов. Применение ИТ в образовательной среде оказывает содействие в подготовке грамотных квалифицированных специалистов по созданию и использованию новейших инновационных технологий и средств информатизации образования.

Информатизация образовательной среды направлена на получение качественного и актуального образования. Она является одной из движущих сил прогресса современных учебных учреждений. Для развития данной концепции образовательному учреждению необходимо наличие квалифицированных кадров, способных взаимодействовать с ИТ, информационно-методические пособия, материально-техническая база, которая включает в себя большое количество программно-аппаратных средств.

На сегодняшний день в единстве форм, средств и методов, которые применяются в образовательной сфере, информативные технологические процессы считаются сильным ресурсом. Их применение в преподавательской работе следует с целью подготовки обучающихся к жизни и работе в нынешнем информативном мире.

Литература:

1. Виштынецкий, Е.И. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения / Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев // Информационные технологии. - 2008. - № 2. - С. 32-37.

2. Геращенко, И.Г. Проблемы дистанционного образования: методологический аспект / И.Г. Геращенко // Studia Humanitatis. - 2017. - № 2. - URL: http://st-hum.ru/content/gerashchenko-ig-gerashchenko-nv-problemy-distancionnogo-obrazovaniya-metodologicheskiy. (дата обращения: 21.07.2022).

3. Пегов, А.А. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе / А.А. Пегов, Е.Г. Пьяных // (Краткий курс лекций). - 2010. - С. 3-37. - URL: https://www.tspu.edu.ru/images/faculties/fmf/files/UMK/lek.pdf (дата обращения: 21.07.2022).

4. Федулов, Ю.П. Организация учебной деятельности в вузе и методика преподавания в высшей школе: учеб. Пособие / Ю.П. Федулов. - Краснодар: КубГАУ, 2019. - С. 80-89.

5. Ширшов, Е.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий / Е.В. Ширшов. - Москва: Логос, 2006. - 269 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.