Научная статья на тему 'Электронная образовательная среда инновационного университета'

Электронная образовательная среда инновационного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1028
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБУЧЕНИЕ В СРЕДЕ LMS MOODLE / ЛОКАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ E-LEARNING / СЕРВИСЫ WEB 2.0 / ВЕБ-ПРОЕКТЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SERVICES WEB 2.0 / IC TECHNOLOGIES / INFORMATIZATION / VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT / LMS MOODLE / LOCAL E-LEARNING RESOURCES / WEB-PROJECTS / DISTANT LEARNING / CENTER FOR IT-CULTURE AND INNOVATIONS IN INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьев Геннадий Александрович

В статье анализируются основные элементы электронной образовательной среды Пятигорского государственного лингвистического университета. Описываются направления деятельности института дистанционного обучения и развития информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-LEARNING ENVIRONMENT AT INNOVATIVE UNIVERSITY

The article focuses on the main elements of PSLU e-environment, describes the activities of the Research and education center for IT-culture and innovations in informatization of Pyatigorsk State Linguistic University.

Текст научной работы на тему «Электронная образовательная среда инновационного университета»

5. Литвинов В.П. Проектирование будуще-

го университета. Пятигорск: ПГЛУ, 2010.

6. Гуманитарные технологии, или Путь к бу-

дущему университету / Отв. ред. А.Г. Ав-шаров. Пятигорск: ПГЛУ, 2012.

7. Горбунов А.П. Основы социального ме-

неджмента. Пятигорск: Кавказская здравница, 1999.

8. Стратегия 2020 ПГЛУ: от традиционного

университета к креативному университету, к Университету Будущего. Комплекс стратегических документов ПГЛУ, коррелирующий с генеральной стратегией развития российского государства и обще-

ства / Авт.-сост. и ред. А.П. Горбунов. Пятигорск: ПГЛУ, 2011. 383 с.

9. Горбунов А.П. Интегрирующая генераль-

ная содержательно-смысловая образовательно-воспитательная, научно-исследовательская и проективно-инновационная стратегия и основная методическая задача ПГЛУ как поворот к соответствию сути новой наступившей эпохи. Пятигорск: ПГЛУ, 2012. URL: http://www.pglu.ru/ strategy.php

10. Сенашенко В. Образование и стратификация общества // Ректор вуза. 2013. № 4. С. 22-27.

северо-кавказский

федеральный ОКРУГ

Г.А. ВОРОБЬЕВ, доцент, зав. кафедрой

информационных технологий, математики и средств дистанционного обучения

В статье анализируются основные элементы электронной образовательной среды Пятигорского государственного лингвистического университета. Описываются направления деятельности института дистанционного обучения и развития информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информатизация, электронная образовательная среда, обучение в среде LMS Moodle, локальные ресурсы e-learning, сервисы Web 2.0, веб-проекты, дистанционное обучение

Электронная образовательная среда инновационного университета

Развитие образовательной среды современного инновационного вуза в условиях информационного общества не может ограничиваться лишь применением компьютерной техники в аудитории - оно должно пронизывать все сферы и направления деятельности университета, выводя эту деятельность на качественно новый, высокий уровень. В соответствии с миссией, приоритетами, целями, стратегией, системой ак-кредитационных и инновационных показателей работа всех научно-образовательных подразделений Пятигорского государственного лингвистического университета должна осуществляться по пяти основным направлениям:

V учебная, учебно-методическая работа, совершенствование образовательного процесса;

V научно-исследовательская и научно-методическая работа, повышение квалификации, руководство НИРС;

V воспитательная и общественная работа, формирование социальных компетенций и гражданственности у выпускников, подготовка их к трудоустройству и будущей карьере;

V научно-производственная, практи-ко-ориентированная, проектная и предпринимательская инновационная деятельность;

V участие в процессах интернационализации деятельности университета, в реализации экспортно-ориентированных проектов.

Особое место в контексте информатизации вуза приобретает электронное обучение (е^еагшп§), выходящее за рамки только учебной деятельности преподавателей и студентов и проникающее во все перечисленные выше направления деятельности. Основными характеристиками электронной образовательной среды ПГЛУ являются ее интегративность, гибкость, вы-сокотехнологичность и в то же время -высокая степень «юзабилити» и друже-

ственности по отношению к конечному пользователю (edu.pglu.ru).

Сегодня в мире существует множество программных разработок в сфере LMS. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Наиболее удачным и подходящим для нужд университета представляется решение от создателей Moodle. Система управления процессом обучения Moodle относится к свободно распространяемому программному обеспечению. «Открытость» программы дает возможность изменять си-стемупод особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встраивать в нее новые модули.

Кроме электронных курсов в рамках LMS применяются и автономные, экспортно-ориентированные мультимедийные учебные ресурсы, разрабатываемые преподавателями либо с помощью специальных программ-конструкторов, либо посредством более сложных средств разработки программного обеспечения.

В университете, помимо LMS Moodle, функционируют и другие модули электронной образовательной среды, а именно:

• виртуальная медиатека с мультимедийными курсами обучения различным дисциплинам;

• виртуальная фонотека с аутентичными аудиоматериалами на изучаемых языках;

• виртуальная видеотека, содержащая художественные, документальные, учебные фильмы, в том числе на языках оригинала;

• сеть спутникового и локального телевидения;

• виртуальная библиотека.

Кроме локальных ресурсов e-Learning, большую роль в образовательной среде вуза играют ресурсы и возможности Интернета. Среди наиболее эффективных направлений его использования в учебном процессе можно выделить блоги, сервисы Web 2.0, веб-проекты.

В плане информатизации научной дея-

тельности преподавателей и студентов можно отметить следующие направления:

■ доступ к научным сервисам и базам данных, размещенным в сети Интернет (например, к системе повышения качества научных работ студентов и аспирантов «Антиплагиат»);

■ информатизация библиотеки вуза;

■ доступ к мировым электронным библиотекам, корпусам текстов, банкам научных данных и т.д.

В области информатизации проектной деятельности упомянем два основных направления:

1) проектная методика с использованием 1Т;

2) реализация научно-практических, коммерческих, инновационных 1Т-проектов.

Одним из примеров проектов первого типа могут служить веб-квесты. Второй тип проектов реализуется преподавателями, сотрудниками и студентами университета на базе малого инновационного предприятия «1Т-ПГЛУ» и научно-образовательно-инновационного комплекса «Информационно-коммуникационные и математические технологии».

Воспитательная и общественная деятельность университета на сегодняшний день также наполнена проектами в сфере 1Т или с применением 1Т. Одним из примеров является волонтерский проект «Тимуровцы информационного общества», в рамках которого студенты обучают детей и людей старшего поколения, а также школьников от младших до старших классов информационной грамотности, информационной культуре, основам информационной безопасности.

Любые инновации в сфере е^еагшп§, безусловно, должны иметь под собой прочную основу, которую составляют не только достаточная техническая и технологическая база вуза, но и развитая информационная культура преподавателей и студентов. В ПГЛУ для реализации целей и задач по развитию информационной куль-

туры в вузе и в регионе в 2010 г. создан научно-образовательный центр 1Т-культу-ры и инноваций в информатизации.

В плане развития всероссийского и международного сотрудничества, обмена опытом, поиска новых профессиональных контактов в сфере е^еагшп§ и информационных технологий вообще одной из площадок ПГЛУ является ежегодная международная конференция «Информационные технологии в гуманитарном образовании», которая в июне 2013 г. состоялась уже в шестой раз. В рамках конференции проходит работа пленарных заседаний, секций, мастер-классов, круглых столов; с целью обмена опытом с российскими и зарубежными Неспециалистами в области образования организуется неформальное научное общение (itgo.pglu.ru). Тематика конференции разнообразна, круг обсуждаемых вопросов включает следующие:

• общие проблемы е^еагп^;

• дистанционное обучение;

• развитие информационного общества в России;

• гуманизация современных информационных технологий, информационная культура;

• информационные технологии в обучении гуманитарным дисциплинам;

• информационные технологии в обучении иностранным языкам и культурам;

• обучение естественно-научным дисциплинам в гуманитарном вузе;

• информационные технологии в управлении учебным процессом;

• философские и гуманитарные проблемы информационных технологий;

• инновационные технологии обучения и др.

Большое внимание в ПГЛУ уделяется дистанционному обучению. Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий » предоставил образовательному учреждению право применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии (ДОТ) при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования. Законом предусмотрены следующие права образовательного учреждения в этой сфере:

■ право использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании;

■ право использовать ДОТ при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики);

■ право использовать ДОТ при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

Дистанционное обучение - это обучение с применением современных информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время дистанционное обучение приобретает все большую популярность во всем мире. В США, Канаде, Германии, Испании, Великобритании, Израиле и других странах сегодня действуют десятки учебных центров. Известнейшие вузы мира: New York University, Harvard University,

Cambridge University, MIT и другие - уже много лет используют дистанционные технологии. Ведущие учебные заведения предлагают свои услуги вне зависимости от местонахождения и гражданства будущих студентов.

Исходя из необходимости развития дистанционного обучения в соответствии с мировыми и российскими тенденциями развития образования, в ПГЛУ создан институт дистанционного обучения и развития информационно-компьютерных технологий. Институт реализует программы по более чем 30 направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования, а также обеспечивает:

• обучение с помощью самых современных средств информационно-коммуникационных технологий;

• возможность обучаться по гибкому индивидуальному графику в любой день недели и в любое время суток, самостоятельно определять темп обучения и эффективно организовывать свое время;

• прямой индивидуальный контакт с преподавателями через электронную образовательную среду, вебинары, голосовые и видеосредства коммуникации;

• постоянную методическую, техническую и организационную поддержку студента;

• реализацию индивидуальной образовательной траектории каждого студента;

• интеграцию вуза в мировое образовательное пространство на основе современных информационных технологий;

• освоение в процессе обучения самих информационных технологий, необходимых современному специалисту любой сферы деятельности;

• возможность получить несколько дипломов о высшем образовании параллельно с очным обучением как в ПГЛУ, так и в любом другом вузе России и мира, пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку.

Обучение в институте дистанционного

обучения осуществляется по самым современным мировым стандартам. Каждый студент получает персональный доступ к электронной образовательной среде университета, наполненной всеми необходимыми учебными материалами: лекциями, электронными пособиями и учебниками, презентациями, ресурсами электронной библиотеки и ссылками на глобальные образовательные ресурсы, а также передовыми средствами связи с преподавателями и однокурсниками. В ней студенты выполняют тесты, творческие задания и инновационные проекты, участвуют в вебинарах, конференциях и других увлекательных мероприятиях. Кроме того, электронная образовательная среда ПГЛУ проста и дружелюбна в использовании.

Институт дистанционного обучения и развития информационно-коммуникационных технологий ПГЛУ является, таким образом, ключевым подразделением университета в сфере информатизации и осуществляет свою работу по таким направлениям, как:

• образовательная и научная деятельность;

• стратегическое управление информатизацией университета;

• проектная и предпринимательская деятельность в сфере ИКТ и дистанционных технологий;

• общественная и социально значимая деятельность в сфере ИКТ.

Итак, институт осуществляет следующие виды деятельности: дистанционное обучение по основным образовательным программам и программам дополнительного образо-

вания и повышения квалификации; организационно-методическое и программно-техническое сопровождение электронного и дистанционного обучения, разработка электронных учебных и учебно-методических материалов; руководство реализацией ИКТ-специальностей университета; обучение в сфере ИКТ по образовательным программам российских и мировых 1Т-вендо-ров и по собственным программам, сертификация в сфере информационно-коммуникационных технологий по российским и мировым академическим и промышленным системам; научно-исследовательская работа в сфере ИКТ; интернационализация деятельности университета. Он является единым центром, определяющим стратегию развития информационно-коммуникационных технологий вуза, и осуществляет руководство всеми сферами информатизации университета (организационной, научно-образовательной, технической и др.). Наглядно структура и функции института представлены на схеме 1.

Институт также осуществляет разработку и реализацию социально значимых проектов, нацеленных на развитие информационного общества, в частности, в сфере предпринимательства, сотрудничества с органами власти, некоммерческими и общественными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.