5. Литвинов В.П. Проектирование будуще-
го университета. Пятигорск: ПГЛУ, 2010.
6. Гуманитарные технологии, или Путь к бу-
дущему университету / Отв. ред. А.Г. Ав-шаров. Пятигорск: ПГЛУ, 2012.
7. Горбунов А.П. Основы социального ме-
неджмента. Пятигорск: Кавказская здравница, 1999.
8. Стратегия 2020 ПГЛУ: от традиционного
университета к креативному университету, к Университету Будущего. Комплекс стратегических документов ПГЛУ, коррелирующий с генеральной стратегией развития российского государства и обще-
ства / Авт.-сост. и ред. А.П. Горбунов. Пятигорск: ПГЛУ, 2011. 383 с.
9. Горбунов А.П. Интегрирующая генераль-
ная содержательно-смысловая образовательно-воспитательная, научно-исследовательская и проективно-инновационная стратегия и основная методическая задача ПГЛУ как поворот к соответствию сути новой наступившей эпохи. Пятигорск: ПГЛУ, 2012. URL: http://www.pglu.ru/ strategy.php
10. Сенашенко В. Образование и стратификация общества // Ректор вуза. 2013. № 4. С. 22-27.
северо-кавказский
федеральный ОКРУГ
Г.А. ВОРОБЬЕВ, доцент, зав. кафедрой
информационных технологий, математики и средств дистанционного обучения
В статье анализируются основные элементы электронной образовательной среды Пятигорского государственного лингвистического университета. Описываются направления деятельности института дистанционного обучения и развития информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информатизация, электронная образовательная среда, обучение в среде LMS Moodle, локальные ресурсы e-learning, сервисы Web 2.0, веб-проекты, дистанционное обучение
Электронная образовательная среда инновационного университета
Развитие образовательной среды современного инновационного вуза в условиях информационного общества не может ограничиваться лишь применением компьютерной техники в аудитории - оно должно пронизывать все сферы и направления деятельности университета, выводя эту деятельность на качественно новый, высокий уровень. В соответствии с миссией, приоритетами, целями, стратегией, системой ак-кредитационных и инновационных показателей работа всех научно-образовательных подразделений Пятигорского государственного лингвистического университета должна осуществляться по пяти основным направлениям:
V учебная, учебно-методическая работа, совершенствование образовательного процесса;
V научно-исследовательская и научно-методическая работа, повышение квалификации, руководство НИРС;
V воспитательная и общественная работа, формирование социальных компетенций и гражданственности у выпускников, подготовка их к трудоустройству и будущей карьере;
V научно-производственная, практи-ко-ориентированная, проектная и предпринимательская инновационная деятельность;
V участие в процессах интернационализации деятельности университета, в реализации экспортно-ориентированных проектов.
Особое место в контексте информатизации вуза приобретает электронное обучение (е^еагшп§), выходящее за рамки только учебной деятельности преподавателей и студентов и проникающее во все перечисленные выше направления деятельности. Основными характеристиками электронной образовательной среды ПГЛУ являются ее интегративность, гибкость, вы-сокотехнологичность и в то же время -высокая степень «юзабилити» и друже-
ственности по отношению к конечному пользователю (edu.pglu.ru).
Сегодня в мире существует множество программных разработок в сфере LMS. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Наиболее удачным и подходящим для нужд университета представляется решение от создателей Moodle. Система управления процессом обучения Moodle относится к свободно распространяемому программному обеспечению. «Открытость» программы дает возможность изменять си-стемупод особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встраивать в нее новые модули.
Кроме электронных курсов в рамках LMS применяются и автономные, экспортно-ориентированные мультимедийные учебные ресурсы, разрабатываемые преподавателями либо с помощью специальных программ-конструкторов, либо посредством более сложных средств разработки программного обеспечения.
В университете, помимо LMS Moodle, функционируют и другие модули электронной образовательной среды, а именно:
• виртуальная медиатека с мультимедийными курсами обучения различным дисциплинам;
• виртуальная фонотека с аутентичными аудиоматериалами на изучаемых языках;
• виртуальная видеотека, содержащая художественные, документальные, учебные фильмы, в том числе на языках оригинала;
• сеть спутникового и локального телевидения;
• виртуальная библиотека.
Кроме локальных ресурсов e-Learning, большую роль в образовательной среде вуза играют ресурсы и возможности Интернета. Среди наиболее эффективных направлений его использования в учебном процессе можно выделить блоги, сервисы Web 2.0, веб-проекты.
В плане информатизации научной дея-
тельности преподавателей и студентов можно отметить следующие направления:
■ доступ к научным сервисам и базам данных, размещенным в сети Интернет (например, к системе повышения качества научных работ студентов и аспирантов «Антиплагиат»);
■ информатизация библиотеки вуза;
■ доступ к мировым электронным библиотекам, корпусам текстов, банкам научных данных и т.д.
В области информатизации проектной деятельности упомянем два основных направления:
1) проектная методика с использованием 1Т;
2) реализация научно-практических, коммерческих, инновационных 1Т-проектов.
Одним из примеров проектов первого типа могут служить веб-квесты. Второй тип проектов реализуется преподавателями, сотрудниками и студентами университета на базе малого инновационного предприятия «1Т-ПГЛУ» и научно-образовательно-инновационного комплекса «Информационно-коммуникационные и математические технологии».
Воспитательная и общественная деятельность университета на сегодняшний день также наполнена проектами в сфере 1Т или с применением 1Т. Одним из примеров является волонтерский проект «Тимуровцы информационного общества», в рамках которого студенты обучают детей и людей старшего поколения, а также школьников от младших до старших классов информационной грамотности, информационной культуре, основам информационной безопасности.
Любые инновации в сфере е^еагшп§, безусловно, должны иметь под собой прочную основу, которую составляют не только достаточная техническая и технологическая база вуза, но и развитая информационная культура преподавателей и студентов. В ПГЛУ для реализации целей и задач по развитию информационной куль-
туры в вузе и в регионе в 2010 г. создан научно-образовательный центр 1Т-культу-ры и инноваций в информатизации.
В плане развития всероссийского и международного сотрудничества, обмена опытом, поиска новых профессиональных контактов в сфере е^еагшп§ и информационных технологий вообще одной из площадок ПГЛУ является ежегодная международная конференция «Информационные технологии в гуманитарном образовании», которая в июне 2013 г. состоялась уже в шестой раз. В рамках конференции проходит работа пленарных заседаний, секций, мастер-классов, круглых столов; с целью обмена опытом с российскими и зарубежными Неспециалистами в области образования организуется неформальное научное общение (itgo.pglu.ru). Тематика конференции разнообразна, круг обсуждаемых вопросов включает следующие:
• общие проблемы е^еагп^;
• дистанционное обучение;
• развитие информационного общества в России;
• гуманизация современных информационных технологий, информационная культура;
• информационные технологии в обучении гуманитарным дисциплинам;
• информационные технологии в обучении иностранным языкам и культурам;
• обучение естественно-научным дисциплинам в гуманитарном вузе;
• информационные технологии в управлении учебным процессом;
• философские и гуманитарные проблемы информационных технологий;
• инновационные технологии обучения и др.
Большое внимание в ПГЛУ уделяется дистанционному обучению. Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий » предоставил образовательному учреждению право применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии (ДОТ) при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования. Законом предусмотрены следующие права образовательного учреждения в этой сфере:
■ право использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании;
■ право использовать ДОТ при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики);
■ право использовать ДОТ при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Дистанционное обучение - это обучение с применением современных информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время дистанционное обучение приобретает все большую популярность во всем мире. В США, Канаде, Германии, Испании, Великобритании, Израиле и других странах сегодня действуют десятки учебных центров. Известнейшие вузы мира: New York University, Harvard University,
Cambridge University, MIT и другие - уже много лет используют дистанционные технологии. Ведущие учебные заведения предлагают свои услуги вне зависимости от местонахождения и гражданства будущих студентов.
Исходя из необходимости развития дистанционного обучения в соответствии с мировыми и российскими тенденциями развития образования, в ПГЛУ создан институт дистанционного обучения и развития информационно-компьютерных технологий. Институт реализует программы по более чем 30 направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования, а также обеспечивает:
• обучение с помощью самых современных средств информационно-коммуникационных технологий;
• возможность обучаться по гибкому индивидуальному графику в любой день недели и в любое время суток, самостоятельно определять темп обучения и эффективно организовывать свое время;
• прямой индивидуальный контакт с преподавателями через электронную образовательную среду, вебинары, голосовые и видеосредства коммуникации;
• постоянную методическую, техническую и организационную поддержку студента;
• реализацию индивидуальной образовательной траектории каждого студента;
• интеграцию вуза в мировое образовательное пространство на основе современных информационных технологий;
• освоение в процессе обучения самих информационных технологий, необходимых современному специалисту любой сферы деятельности;
• возможность получить несколько дипломов о высшем образовании параллельно с очным обучением как в ПГЛУ, так и в любом другом вузе России и мира, пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку.
Обучение в институте дистанционного
обучения осуществляется по самым современным мировым стандартам. Каждый студент получает персональный доступ к электронной образовательной среде университета, наполненной всеми необходимыми учебными материалами: лекциями, электронными пособиями и учебниками, презентациями, ресурсами электронной библиотеки и ссылками на глобальные образовательные ресурсы, а также передовыми средствами связи с преподавателями и однокурсниками. В ней студенты выполняют тесты, творческие задания и инновационные проекты, участвуют в вебинарах, конференциях и других увлекательных мероприятиях. Кроме того, электронная образовательная среда ПГЛУ проста и дружелюбна в использовании.
Институт дистанционного обучения и развития информационно-коммуникационных технологий ПГЛУ является, таким образом, ключевым подразделением университета в сфере информатизации и осуществляет свою работу по таким направлениям, как:
• образовательная и научная деятельность;
• стратегическое управление информатизацией университета;
• проектная и предпринимательская деятельность в сфере ИКТ и дистанционных технологий;
• общественная и социально значимая деятельность в сфере ИКТ.
Итак, институт осуществляет следующие виды деятельности: дистанционное обучение по основным образовательным программам и программам дополнительного образо-
вания и повышения квалификации; организационно-методическое и программно-техническое сопровождение электронного и дистанционного обучения, разработка электронных учебных и учебно-методических материалов; руководство реализацией ИКТ-специальностей университета; обучение в сфере ИКТ по образовательным программам российских и мировых 1Т-вендо-ров и по собственным программам, сертификация в сфере информационно-коммуникационных технологий по российским и мировым академическим и промышленным системам; научно-исследовательская работа в сфере ИКТ; интернационализация деятельности университета. Он является единым центром, определяющим стратегию развития информационно-коммуникационных технологий вуза, и осуществляет руководство всеми сферами информатизации университета (организационной, научно-образовательной, технической и др.). Наглядно структура и функции института представлены на схеме 1.
Институт также осуществляет разработку и реализацию социально значимых проектов, нацеленных на развитие информационного общества, в частности, в сфере предпринимательства, сотрудничества с органами власти, некоммерческими и общественными организациями.