Научная статья на тему 'Возможности использования инновационных технологий в учебном процессе университета'

Возможности использования инновационных технологий в учебном процессе университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вяткина И.В., Вьюгина С.В.

В статье рассматривается вопросы использования инновационных технологий в образовании. Дана характеристика использования информационно-коммуникационных технологий в высших учебных заведениях как важного фактора обеспечения качества и открытости высшего профессионального образования в Российской Федерации. Представлено отличие традиционного проведения занятий от занятия с использованием ИКТ. Проанализированы задачи и основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в учреждениях высшего образования. Подробно проведен анализ электронной среды Moodle в сфере образования: возможности и преимущества как для педагога, так и для студента. Отмечены преимущества использования дистанционного обучения и для образовательного учреждения, и для студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности использования инновационных технологий в учебном процессе университета»

лексика. Стремление к обобщению, абстракции проявляется в научном стиле в преобладании абстрактной лексики над конкретной. Весьма частотными являются существительные с абстрактными значениями: мышление, перспектива, истина, гипотеза, точка зрения, обусловленность и т.д.

Овладение научным стилем в письменной и устной формах - необходимое условие и как фактор повышения качества подготовки специалистов. Научный стиль речи есть речевая система, функционирующая как форма логически организованного существования научной информации, представляющей результаты научно-исследовательской деятельности и как средство обмена этой информацией в обществе.

Инновационно-образовательная среда Казанского национального исследовательского технологического университета - это личностно-развива-ющая среда. Для организации эффективной научно-исследовательской работы студентов нужно иметь именно инновационную образовательную среду. Она представляет собой воспитательное пространство, содержащее образовательные, научные, культурные, этические и другие ценности. Сущность понятия «инновация» определяется не только созданием и распространением принципиальных новшеств в образовательной среде, но и преобразованиями, изменениями в образе деятельности, стиле мышления педагога и студента. Инновационность в этом аспекте обусловлена развитием творческого начала у студентов в процессе их профессиональной подготовки, созданием новаторских образовательных технологий и концепций.

Научно-исследовательская деятельность студентов выступает как главное условие и результат развития и функционирования инновационной образовательной среды вуза, что служит интересам

студента и общества. Данную деятельность студентов в учебном процессе вуза нужно рассматривать как один из факторов повышения качества подготовки специалистов наукоемкого производства.

Выполнение курсовых, дипломных и магистерских работ студентами зачастую тесно связано с конкретными научно-исследовательскими проблемами и задачами. В ходе данной работы у студента формируется профессиональные и научно-исследовательские компетенции, основными из которых являются:

- умение находить необходимую информацию, анализировать ее;

- умение планировать работу;

- умение принимать самостоятельные решения по выбору методов и моделей;

- навык анализировать полученные результаты и своевременно корректировать подходы к решению проблемы, опираясь на принципы научного мировоззрения;

- навык представить научную проблему, полученные данные и результаты на семинарах и конференциях.

Огромное значение имеет навык выступления на семинарах и конференциях, где студент должен не только внятно излагать суть своего исследования и его перспективы, но и заинтересовать слушателей, «спровоцировать» вопросы и обсуждение.

Изучение основ научного стиля способствует формированию коммуникативной компетентности, необходимой студентам для реализации их коммуникативных потребностей в учебно-познавательной деятельности, и позволяет им принимать участие во всех видах не только учебной, но и научно-исследовательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вьюгина С.В. Научно-исследовательская работа как одна из форм развития интеллектуального потенциала студента. С.В.Вьюгина //Материалы международной научно-методической конференции «Университет в системе непрерывного образования» - Пермь, 14-15 октября 2008 г. - С.193-194.

2. Вьюгина С.В. Организация научной деятельности студентов как средство повышения качества образования в педагогической системе вуза. /С.В.Вьюгина. //Материалы Международной сетевой научно-практической конференции «Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли - Синергия 2017» - Казань, 2017, Т,2, С-86-90

3. Вьюгина, С.В. Синергетические принципы и технология развития интеллектуального потенциала студентов технологического вуза. /С.В.Вьюгина. //Труды международного симпозиума «Надежность и качество», 2017. Т.1. - С.283-287.

4. Мещеряков, В.А. Совершествование системы качеств в Пензенском государственном университете. /В.А.Мещеряков, Т.И.Мурашкина - Труды международного симпозиума «Надежность и качество». -Пенза, 2006, - С.2 61-2 64.

5. Основы деловой коммуникации: учебное пособие по русскому языку и культуре речи. - СПб., 2 011 - 267 с.

УДК 378.14

Вяткина И.В., Вьюгина С.В.

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», Казань, Россия ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА

В статье рассматривается вопросы использования инновационных технологий в образовании. Дана характеристика использования информационно-коммуникационных технологий в высших учебных заведениях как важного фактора обеспечения качества и открытости высшего профессионального образования в Российской Федерации. Представлено отличие традиционного проведения занятий от занятия с использованием ИКТ. Проанализированы задачи и основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в учреждениях высшего образования. Подробно проведен анализ электронной среды Moodle в сфере образования: возможности и преимущества как для педагога, так и для студента. Отмечены преимущества использования дистанционного обучения и для образовательного учреждения, и для студента.

Ключевые слова:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ), ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО, ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ДИСТАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

качества и открытости высшего профессионального образования в Российской Федерации. Создание и использование информационного пространства предполагает широкое внедрния информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что обусловлено рядом факторов. Яковлев А.И. выделяет следующие факторы, вызывающие применения информационно- коммуникационных технологий в образовании [ 1]:

во- первых, внедрение ИКТ в образование существенно ускоряет накопление знаний и приобретение социального опыта;

Развитие и использование инновационных технологий в образовании имеет важное значение в конкурентоспособности государства, а также расширение возможностей ее интеграции в европейское и мировое пространство. Применение информационно- коммуникационных технологий выступает одним из необходимых условий реализации современного образовательного процесса, поскольку создает возможности для создания качественно новой информационной образовательной среды.

Отметим, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учреждениях высшего образования - важный фактор обеспечения

во- вторых, экономит время, которое используется для повторения и закрепления материала;

в- третьих, современные ИКТ повышают качество обучения и образования, что позволяет человеку успешно и быстро адаптироваться к окружающей среде и социальным изменениям, а также дает каждому человеку возможность получать необходимые знания;

в -четвертых, активное и эффективное внедрния ИКТ в образование выступает важным фактором создания системы образования, что соответствует требованиям ФГОС ВО, процессу реформирования системы образования в контексте требований современного общества.

Обратим внимание на то, что проведение занятий с использованием ИКТ значительно отличается от традиционных:

во-первых, от педагога требуется наличие специальных навыков, приемов педагогической деятельности;

во-вторых, особенность современного компьютерно-ориентированного занятия состоит в том, что центр внимания постепенно переносится на студента, который активно встраивает свой учебный процесс.

Задачи современного педагога при использовании иннвационных технологий на занятитий:

- поддержка познавательной деятельности студента на протяжении всего занятия (лекции);

- содействие его успешному движения в информационное пространство;

- помощь в решении проблем освоения различной информации.

Поэтому считаем, что инновационные технологии являются хорошим помощником педагогу наряду с традиционными средствами обучения [2].

Как известно, основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладение знаниями, является лекция. Главное ее назначение -обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплины, сформировать у студентов ориентиры для самостоятельной работы. Традиционная лекция имеет беспрекословно преимущества не только как способ передачи информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателей на студентов, который повышает их познавательную активность. Применение информационных технологий позволяет изменить способы передачи учебного материала, которые традиционно используются во время лекции, семинарских и практических занятий [3]. Преподаватель может создавать собственные электронные ресурсы в соответствии с темой семинаров и предлагать их для ознакомления студентам. В свою очередь, доступ к интернет-ресурсам во время занятия предоставляет возможность быстрого поиска необходимой информации, активизирует работу студентов, мотивирует их к участию в обсуждении проблемного вопроса, дискуссии [4]. Одним из компонентов информационных технологий, используемых в учебном процессе, является демонстрация видеофильмов. Видеофильмы могут быть как в составе презентации или электронного пособия, так и самостоятельным элементом иллюстрации нового материала. Переключение внимания студентов с текстовой и графической информации на видеоматериал способствует более полноценному запоминанию материала [3].

Одним из направлений существенного повышения интереса и качества образования на данном этапе можно считать широкое внедрение в учебный процесс вузов интерактивных методов обучения посредством использования специализированных виртуальных сред [4,5]. В течение последних пяти-семи лет лучшей и наиболее популярной во всём мире электронной средой в сфере образования считается среда Moodle, название которой можно дословно перевести как «Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда». Благодаря концепции открытого программного обеспечения, особенностям технологической платформы и своим функциональным возможностям Moodle полу-

чает все большее распространение в мировом информационном образовательном пространстве. Сегодня система Moodle используется в большинстве высших учебных заведениях некоммерческих организациях, частных компаниях, индивидуальными преподавателями и даже родителями, самостоятельно обучают своих детей. Система Moodle рекомендуется учебным заведениям, как наиболее развитая система электронного обучения, имеет многоязычный интерфейс. Система Moodle позволяет организовать полноценный учебный процесс, включая средства обучения, систему контроля и оценивания учебной деятельности студентов, а также другие необходимые составляющие системы электронного обучения. Она стала очень популярной среди преподавателей во всем мире как средство для создания динамических веб-сайтов для студентов независимо от уровня получаемого образования. Важной характеристикой проекта Moodle является его web-сайт [2], который является централизованным источником сведений о системе, а также местом для дискуссий и сотрудничества пользователей Moodle: системных администраторов, преподавателей, исследователей, проектировщиков и разработчиков благодаря этом Moodle поддерживает интерфейс более чем на 80 языках, система используется больше чем в 60 тысячах организаций из более 200 стран. Преимуществом платформы e-learning Moodle является тот факт, что начиная от ее появления, то есть с 1999 года, она неоднократно была модифицирована и дополнена новыми решениями и инструментами. Система управления учебным контентом Moodle позволяет вузу:

- реализовать модульную организацию учебного процесса по требованиям Болонской декларации;

- реализовать полнокомплектное научно-методическое обеспечение дисциплин;

-интегрироваться вузов в европейское научно-образовательного пространства;

- включить вузов в мировое реестра владельцев электронных форм организации учебно-методического процесса;

- создать Internet-среду для электронных форм обучения;

-создать центр дистанционного образования;

- обеспечить оперативный контроль учебного процесса.

Возможности и преимущества, которые предоставляет применения системы Moodle в учебном процессе участникам этого процесса:

1) преподавателю:

- иметь в структурированной форме учебно-методическое обеспечение дисциплины;

- иметь удобный инструмент для учета и контроля учебной деятельности студентов;

- устанавливать нужные сроки выполнения студентами заданий;

- иметь программное обеспечение, удовлетворяет европейские стандарты по организации учебного процесса по модульной системе в соответствии с Болонской декларации;

- использовать текстовые, графические, аудио-и видео-материалы при организации учебного процесса;

- быть включенным в Европейский реестр владельцев авторских курсов;

- быстро и удобно менять, расширять, дополнять и корректировать учебно-методические материалы дисциплины;

- организовывать компьютерное тестирование контроля знаний студентов, применяя различные по типу вопрос;

- иметь автоматизированную систему рейтинговой оценки самостоятельной работы студентов;

- привлекать студентов к формированию учебно-методических материалов по дисциплины;

- иметь программное обеспечение, защищенное от несанкционированного доступа, изменений и повреждение (уничтожение);

- иметь программное обеспечение для выполнения научно-методических разработок по собственному выбору, последовательностью и темпом;

2) студенту:

- иметь доступ к логически структурированного и укомплектованного учебно-методического материала, улучшает условия для самостоятельного овладения содержанием дисциплины;

- иметь средства для самотестирования и выполнения задач и их оценки независимо от человеческого фактора (преподавателя);

- непосредственное участие и помощь преподавателю с компьютерного обеспечения учебного процесса;

- принимать реальное участие в научно-методической работе кафедр;

- расширенный доступ к Internet-ресурсов;

- возможность дистанционно овладевать учебный материал;

-досрочно сдавать зачетно-экзаменационную сессию.

Система Moodle включает набор модулей, использование которых дает возможность сотрудничать на уровнях «студент-студент» и «студент-преподаватель», в частности это такие модули: анкета, опроса, глоссарий, урок, семинар, рабочая тетрадь, чат, форум, тест. Концепция Moodle считает, что основная идея среды не связана с отказом от традиционных форм обучения. Напротив, возможности электронной среды используются дополнительно к уже существующим формам обучения, создавая два формата обучения: смешанное или дистанционное. В данном случае речь не идёт об обычном образовании, осуществляемом полностью либо частично в дистанционной форме.

Считаем, прежде всего, подход, при котором все последние учебно- методические разработки и образовательные новации по группе дисциплин преподаватель переводит в особый формат «электронного образования», позволяющего решить две важнейшие задачи:

- сделать образование качественным, конкурентоспособным, максимально эффективным и полным;

- сделать образование максимально доступным для самой широкой аудитории, в том числе и для потребителей из других стран.

Отметим, что высокий дидактический потенциал электронных технологий будет осуществлен только при использовании ресурсов, имеющих четкое психолого-педагогическое обоснование. Полагаем, что систему Moodle можно рассматривать как специально организованную учебную деятельность, которая способствует развитию компетенций студентов, прежде всего, развитие аналитических, проектировочных, коммуникативных способностей (готовность к поиску, созданию и применению новшеств в образовательном процессе, способность осуществлять взаимодействие в интерактивном режиме, применять индивидуализированные, деятель-ностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения и др.)[6].

Следовательно, информационные технологии не только создают благоприятные условия для передачи знаний, но и учат студентов приобретать их самостоятельно, работать с большим объемом информации. Отметим, что использование созданной и внедренной в КНИТУ системы электронного обучения на базе Moodle является одним из реальных путей повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов по всем направлениям, активизации учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов, раскрытие их творческого потенциала, увеличение роли самостоятельной и индивидуальной работы, повышение их конкурентной способности на международном рынке интеллектуального труда.

Главной задачей информатизации высшей школы является создание благоприятных условий для обучающихся, в получении ими высшего образования, повышении квалификации, реализации их интеллектуального потенциала за счет внедрения в учебный процесс инновиционых информационно-коммуникационных и педагогических технологий. Существующие и будущие инновационные педагогические технологии и методы невозможно реализовать без широкого использования инновационных информационных технологий, в первую очередь компьютерных и телекоммуникационных, поскольку именно с их применением возможно в полной мере раскрыть дидактические функции этих технологий и методов, реализовать потенциальные возможности их использования. К таким инновационных информационных технологий можно отнести технологии дистанционного (электронного) обучения. Использование этих технологий в учебном процессе университета- это важная составляющая объективного процесса компьютеризации образования и информатизации общества. Тактической целью внедрения технологий дистанционного обучения является широкое использование в образовательно-научном процессе университета современных информационно-коммуникационных и педагогических технологий.

К достоинствам дистанционного обучения для студентов можно отнести:

- отсутствие жестких рамок и требований присутствия на занятиях тех, кто учится;

- самостоятельная организация времени, предназначенного для обучения;

- возможность обучения в любое время и в любом месте;

-неограниченный доступ к учебным материалам и образовательных сервисов;

- использование современных средств коммуникации с преподавателями;

отсутствие расходов на транспорт и проживание.

Использование технологий дистанционного обучения позволит вузу:

- расширить сферу образовательных услуг;

- увеличить контингент студентов за счет дистанционных студентов, которые не могут учиться по традиционным формам по разным причинам (финансовые, физические, личные, географические и т.д.);

- обеспечить образовательный процесс на всех формах обучения качественными учебными материалами в электронном виде, средствами автоматизированного контроля;

- рационально использовать учебные площади,

- использовать личностно-ориентированный подход в обучении студентов на всех его этапах.

Таким образом, инновационные образовательные технологии открывают новые возможности во всех сферах деятельности человека. Информационно-коммуникативные технологии позволяют педагогам и студентам сочетать традиционные и инноывцион-ные технологии обучения и самообучения, отчего зависит эффективность преподавания и изучения любого предмета.Управление аудиторной и внеаудиторной работой студентов очной и заочной форм обучения, осуществляется в условиях смешанного традиционного и дистанционного обучения, что способствует активному привлечению студентов к процессу общения, позволяет улучшить их профессиональную подготовку, а также формированию навыков к самообразованию, самопознанию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании 2005-125с.

2.Вяткина И.В., Курзякова А.А. Применение технических средств обучения при изучении дисциплины "русский язык и культура речи" для студентов нефилологического направления как средство интенсификации обучения. В сборнике: Роль инноваций в трансформации современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2016. - С. 109-112.

3. Вяткина И.В. Мультимедийная поддержка как средство интенсификации образовательного процесса в технологическом университете/И.В. Вяткина, А.А. Курзякова//Сборник материалов Международной

научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых VII «Нугаев-ские чтения», 5-6.12.14 г. -С. 356-357

4. Вяткина И.В. "Русский язык и культура речи" - средство формирования коммуникативной компе-тентности/Вяткина И.В.// Труды международного симпозиума Надежность и качество. Т. 1. 2008. С. 160161.

5. Вяткина И.В., Курзякова А.А.Проблемно-информационный подход в образовании как один из способов повышения познавательной активности студентов./ Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики. Сборник материалов XI международной научно-практической конференции. Отв. ред. Л.И. Колесник. Нижневартовск, 2016. С. 9-11.

6. Вяткина И.В., Курзякова А.А. Влияние интерактивной образовательной среды на интенсивность учебного процесса на уроках "Технология"//Педагогика, психология и обществознание. сборник статей Международной научно-технической конференции/ под общей редакцией М.Г. Шалыгина. Брянск, 2014. -С. 15-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.Вяткина И.В. Информационно-коммуникативные технологии как способ интенсификации образовательного процесса бакалавров в технологическом университете/И.В. Вяткина //Вестник Казанского технологического университета. -Т. 17. -№11. -2014. -С. 224-229.

УДК 004.312.43

Головина Е.С., Логинов А.Ю., Придачкин Д.Г., Шустов А.Л.

ФГУП «Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина», Снежинск, Россия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ УСТРОЙСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ИНТЕРВАЛОВ БОРТОВОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ И УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

При разработке бортовых вычислительных и управляющих систем ставится задача надежного формирования временных интервалов при условии воздействия внешних дестабилизирующих факторов. Исследованы методы и способы обеспечения помехоустойчивости формирователей временных интервалов в вычислительных и управляющих системах. Разработана структурная схема устройства формирования временных интервалов для применения в составе бортовой вычислительной управляющей системы ответственного применения. Реализована модель и проведено моделирование устройства формирования временных интервалов. Результаты моделирования подтвердили правильность выбранных методов обеспечения надежности. Полученные данные позволяют реализовать надежное устройство формирования временных интервалов в базисе программируемой логики и применить его в составе бортовой вычислительной управляющей системы. Основой устройства является счетчик в коде Грея со схемой контроля четности, устойчивый к воздействию помех в режиме хранения информации и с исключением паразитной генерации при отказах элементов. Время восстановления счетчика после сбоя не превышает двух интервалов счета.

Ключевые слова:

УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ИНТЕРВАЛОВ, ГЕНЕРАЦИЯ

Надежное формирование временных интервалов в составе бортовых вычислительных управляющих систем является актуальной задачей, особенно в условиях воздействия внешних дестабилизирующих факторов. При исследовании возможности создания бортовой вычислительной управляющей системы был проведен анализ схемотехнических решений по обеспечению помехоустойчивости и, как следствие, надежности формирования временных интервалов. Устройство формирования временных интервалов предназначено для функционирования в составе периферийного контроллера, выполненного на основе однокристальной ЭВМ (ОЭВМ) и микросхеме программируемой логики. Применение микросхем программируемой логики позволяет создавать для бортовых вычислительных управляющих систем функциональные элементы с высокими характеристиками надежности [1].

Устройство формирования временных интервалов должно в основном содержать делитель частоты и счетчик импульсов. Описание методов повышения помехозащищенности временных устройств подробно рассматривается в [2-4].

Одиночные отказы элементов делителя частоты возможны при отсутствии перехода отдельных триггеров в исходное состояние и при уменьшения коэффициента деления. Исключение одиночных отказов элементов делителя частоты может быть достигнуто при использовании принципа мажоритирования, что требует дополнительных схемотехнических затрат. Так как вероятность отказа одного канала делителя частоты, невелика по сравнению с вероятностью отказа счетчика импульсов, то можно использовать два канала делителя частоты со схемой выделения нижней из двух выходных частот каналов делителя. При этом исключается влияние повышения частоты и изменения начальной фазы сигнала на выходе любого из двух каналов на параметры выходных сигналов. Однако в этом случае отказ любого канала деления частоты, характеризующийся установлением постоянного уровня выходного сигнала, приводит к отказу делителя в целом.

Нормальное функционирование схемы выделения нижней частоты в составе делителей может быть обеспечено за счет временного запрета его пере-

КОНТРОЛЬ ПЛАВНОСТИ СЧЕТА, КОД ГРЕЯ, ПАРАЗИТНАЯ

ключения быстрого канала до соответствующего изменения сигнала на выходе медленного канала, что обеспечивает взаимную синхронизацию каналов и исключает появление на их выходах полностью противофазных сигналов. Однако при этом наблюдается сдвиг начальной фазы выходного сигнала быстрого канала делителя при уменьшении коэффициента деления одного из каналов вследствие отказов элементов.

Длительность выходных импульсов задается гарантированным сдвигом фазы выходных импульсов канальных делителей частоты. При этом момент начала выходного импульса определяется опережающим каналом, переключающим выходной триггер в состояние логической «1», а момент окончания выходного импульса - отстающим каналом, вызывающим срабатывание схемы выделения нижней частоты и переключение выходного триггера в состояние логического «0». Сдвиг фаз в представленной схеме обеспечивается путем уменьшения модуля счета (коэффициента деления) в опережающем канале.

Схема делителя частоты, кроме схемы выделения нижней частоты, содержит мажоритарный элемент. При нормальной работе обоих каналов делителя частоты на выходе схемы выделения нижней частоты присутствует сигнал, инверсный входному, который не мешает функционированию делителя. При отказе одного из каналов на выходе схемы выделения нижней частоты установится логический уровень, инверсный логическому уровню выходного сигнала отказавшего канала, и через мажоритарный элемент будут проходить сигналы исправного канала делителя.

При повышении в два раза частоты одного из каналов делителя на выход схемы выделения нижней частоты будут проходить сигналы отрицательной полярности (относительно уровня логической «1») с частотой исправного канала и длительностью импульса неисправного канала. Частота сигналов на выходе мажоритарного элемента будет равна частоте исправного канала, длительность импульса увеличится на длительность импульса неисправного канала за счет смещения фронта. Для уменьшения вероятности сбоя скважность импульсов на выходе делителя частоты составляет К/2, где К - коэффициент деления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.