Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная среда / образовательная организация / толерантность / воспитание / экстремизм / information environment / educational organization / tolerance / upbringing / extremism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна

Актуальность темы исследования, прежде всего, обусловлена как теоретической, так и практической значимостью всего комплекса вопросов относительно воспитания толерантности процесс, волнующий, как международное сообщество, так и российское сообщество. Многие негативные процессы, такие как, экстремизм, агрессия, расширение конфликтных зон, расширение конфликтных ситуаций связаны с молодежью, для которой в силу возраста характерен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Толерантность не означает положительное отношение к антиобщественному или аморальному поведению. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и непосредственных воспитательных учреждений. Цели настоящей работы заключаются в формировании целостного научного представления, основанного на системном и комплексном общетеоретическом исследовании концептуальных основ формирование толерантного общения между субъектами учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the research topic is primarily due to both the theoretical and practical significance of the whole complex of issues concerning the education of tolerance a process that concerns both the international community and the Russian community. Many negative processes, such as extremism, aggression, the expansion of conflict zones, the expansion of conflict situations are associated with young people, who, due to their age, are characterized by maximalism, the desire for simple and quick solutions to complex social problems. Tolerance does not mean a positive attitude towards antisocial or immoral behavior. The task of fostering tolerance should permeate the activities of all social institutions and direct educational institutions. The objectives of this work are to form a holistic scientific view based on a systematic and comprehensive general theoretical study of the conceptual foundations of the formation of tolerant communication between the subjects of the educational process.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

проведения занятий семинарского типа (в том числе практических) с учетом тем, цели и задач, моделирований ситуаций риска, опасности, ответственности, неизвестности, неожиданности, новизны; ситуаций, которые требуют быть самостоятельным и инициативным; увеличения уровня сложности профессиональной задачи путем создания неожиданных ситуаций; недопущения пассивного поведения со стороны сотрудника полиции и отказа его от дальнейшего продолжения деятельности в любых ситуациях, в том числе при неудачах, закрепить поведенческие алгоритмы.

Литература:

1. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 N З-ФЗ (в действ, ред.). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_110165/?ysclid=li5vbmafh5155408459 (дата обращения 27.05.2023). -Текст электронный.

2. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВДРоссии от 26 июня 2020 года № 460 (в действ. ред.). - URL: ЬНр://сзао.мск.мвд.рф/В11а grazhdan/Pravovaja ротозЬЬ/документы/приказ-мвд-россии-от-26-июня-2020-года-4

3. Аблуллина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / O.A. Абдуллина // 2-е изд., перераб и доп. - Москва: Просвещение, 1990. - 141 с.

4. Евсюкова, Н.И. Психолого-педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах: монография / Н.И. Евсюкова. - Владимир: ВГГУ, 2009. - 192 с.

5. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: издательство Питер, 2018 - 782 с.

6. Козлов, O.A. Содержание готовности курсантов ВНГ к профессиональной деятельности / O.A. Козлов // Вестник Саратовского областного института развития образования. - № 3 (7). -2016 - С. 96-103

7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. -Москва: Высшая школа, 1990. - 117 с.

8. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. - Москва: Просвещение, 1976. - 160 с.

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Актуальность темы исследования, прежде всего, обусловлена как теоретической, так и практической значимостью всего комплекса вопросов относительно воспитания толерантности - процесс, волнующий, как международное сообщество, так и российское сообщество. Многие негативные процессы, такие как, экстремизм, агрессия, расширение конфликтных зон, расширение конфликтных ситуаций связаны с молодежью, для которой в силу возраста характерен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Толерантность не означает положительное отношение к антиобщественному или аморальному поведению. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и непосредственных воспитательных учреждений. Цели настоящей работы заключаются в формировании целостного научного представления, основанного на системном и комплексном общетеоретическом исследовании концептуальных основ формирование толерантного общения между субъектами учебного процесса.

Ключевые слова: информационная среда, образовательная организация, толерантность, воспитание, экстремизм.

Annotation. The relevance of the research topic is primarily due to both the theoretical and practical significance of the whole complex of issues concerning the education of tolerance - a process that concerns both the international community and the Russian community. Many negative processes, such as extremism, aggression, the expansion of conflict zones, the expansion of conflict situations are associated with young people, who, due to their age, are characterized by maximalism, the desire for simple and quick solutions to complex social problems. Tolerance does not mean a positive attitude towards antisocial or immoral behavior. The task of fostering tolerance should permeate the activities of all social institutions and direct educational institutions. The objectives of this work are to form a holistic scientific view based on a systematic and comprehensive general theoretical study of the conceptual foundations of the formation of tolerant communication between the subjects of the educational process.

Key words: information environment, educational organization, tolerance, upbringing, extremism.

Введение. Россия - многокультурная и многоязычная страна, в которой проживают представители различных государств. В связи с чем, такие явления, как экстремизм и терроризм представляют угрозу безопасности граждан, негативно влияют на развитие дружественных отношений, а также могут иметь предпосылки посягательства на разрушение конституционного строя государства. Как показала практика, подрастающее поколение, в большей степени, склонно поддаваться влиянию новых общественных направлений поэтому не является и исключением вовлечение молодых людей в экстремистскую деятельность. В большинстве случаев данная категория граждан не осознает в полной мере сущность экстремистского сообщества, принципы и нормы его существования. Такие понятия, как: взаимопонимание; проявление терпимости к другим социальным группам, поведению, образу жизни, должны быть основными составляющими для идеологического противодействия экстремистской деятельности. В связи с чем, для предотвращения совершения преступлений террористического и экстремистского характера, необходимо создать информационную среду, целью которой станет продвижение уважения прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от языковой, этнической, исторической принадлежности.

Органы государственной власти создают различные проекты и методы, целью которых является взаимодействие представителей государства с социальными объединениями, религиозными группами, а также иными международными организациями и гражданами для противодействия террористической и экстремистской деятельности. В данном случае акцент необходимо сделать на подрастающее поколение. Большая часть молодых людей получала образование и развивалась в условиях углубленных межнациональных противоречий.

Изложение основного материала статьи. На данный момент на территории Российской Федерации, актуальным является вопрос, который имеет отношение к уровню формирования у граждан такого понятия, как - толерантность. Это необходимо для развития толерантных качеств во взаимоотношениях молодых людей.

Существенная часть фактов о насилии, враждебности и агрессии установлена в условиях образовательных организаций, а также за их пределами - в повседневной, активной жизни, где молодые люди проводят основную часть времени. В связи с этим, образовательные организации выступают центром проявления агрессивного поведения у подростков. В образовательных учреждениях должны присутствовать условия, в которых ученики, а также преподаватели пресекают различные случаи проявления насилия, агрессивного, жестокого поведения и относятся к их проявлению строго и нетерпимо. Кроме этого, любые проявления недопустимого, агрессивного поведения должны находится на регулярном контроле, а также под единогласным запретом.

В первую очередь, борьба с терроризмом и экстремизмом, проявляется в формировании у молодого поколения мышления, которое должно содержать следующие принципы развития толерантности: поддержка ученика в самостоятельности, решительности, побуждать к самовоспитанию; самовоспитанию сознательные действия, саморегуляция в социальных взаимосвязях; принцип соответствия сущности и средств создания системы отношений, в которых формируется воспитание.

Огромна и роль критического мышления молодежи в профилактике экстремизма и терроризма. На данный момент существует высокая активность идеологизации экстремистской и террористической деятельности, которая выражается в процессе социальных конфликтов, а также среди общественных, религиозных, политических и экономических систем.

В прошлые века, конфликты такого рода, в основном, стремились разрешить военным путем, однако XXI век характеризуется изменением методов ведения военных конфликтов, меняется их масштаб.

Эпизоды последних десятилетий указывают на то, что деятельность экстремистских и террористических организаций направлена на побуждение социальной, религиозной, а также национальной напряженности в обществе. Кроме этого, данная деятельность концентрирует повод для недовольства действующего строя, идеологии, политики и направляет его на выполнение действий террористического характера.

Для определения личности террориста, главным является вопрос его внутренней мотивации и какую цель он преследует, совершая данное преступление.

Принимая во внимание практику совершенных преступлений в сфере террористической деятельности, можно выделить некоторые субъективные мотивы, которые их характеризуют.

Меркантильные мотивы. Любая деятельность имеет оплачиваемый труд, терроризм не является исключением и также содержит финансовую поддержку. Таким образом, некоторые люди используют террористическую деятельность исключительно преследуя цель заработать.

Идеологические мотивы. Данные мотивы являются более устойчивыми. Это обусловлено тем, что человек имеет внутреннюю идейную позицию, аналогичную ценностям группы, организации, партии. Их взгляды и интересы солидарны [8, С. 168].

Мотивы преобразования, активного изменения мира. Указанные мотивы имеют связь с таким восприятием окружающей среды и мира в целом, которые по их мнению, несправедливы и имеют значительные недостатки. Такое понимание у террориста влечёт за собой настойчивую потребность изменить и улучшить мир.

Мотив власти над людьми, глубинный мотив. В данном случае насилие применяется для утверждения собственной воли, и используя насильственные методы террористического характера, человек добивается власти над другими.

Мотив интереса и привлекательности террористического акта, как сферы деятельности [5, С. 92]. Некоторые люди используют действия террористического характера, преследуя личностный интерес к данной деятельности. Их привлекает факт подготовки, разработка нюансов и другие детали террористического плана. Понимают терроризм, как что-то новое, необычное и удовлетворяют таким образом личную заинтересованность. Как правило, к такой категории относятся образованные лица, обладающие материальным достатком.

Приятельские мотивы. Выражаются в проявлении мести - расплаты за вред, который был нанесен эмоционально близким людям, к примеру: боевым товарищам, родственникам, единомышленникам по политической или религиозной деятельности. Также может проявляться в желании заниматься террористической деятельностью, преследуя чувство солидарности.

Мотивы реализации потенциала личности. Такое качество, как самореализация, как правило, характеризует морально сильную личность, поэтому совершая террористический акт, такой человек раскрывается в нем полностью, и не боится сам стать его жертвой. В то же время, человека, который реализует собственный потенциал в таких условиях, можно охарактеризовать, как личность, не способная достоверно исполнить свой долг, и не имеет других способов воздействия на мир, кроме жестокости и насилия.

Кроме этого, стоит отметить следующий ряд личностных предрасположенностей, которые, как правило, являются побудительными мотивами для вступления в террористическую и экстремистскую организацию:

- повышенная зацикленность на себе и постоянное проявление агрессивной защиты своей личности;

- чувство презрения к собственной личности, диссоциативное расстройство личности;

- доминирующей целью является потребность в принадлежности к группе;

- наличие эмоций, связанных с дискриминацией, которые выражаются в распространении личных неудач на общество;

- общественное отторжение, отсутствие жизненных целей [9, С. 60].

Личность вероятного террориста, при любых проявлениях и действиях, как правило, выражается в поведении, которое противоречит общественным нормам и принципам, а характеризуется безнравственными деяниями.

Преследуя только личные желания и цели, такие личности, используют большое количество собственной энергии и жизненной активности, однако при осуществлении своих непосредственных обязанностей они сталкиваются с неприятностями и избегают ответственности за совершенные действия.

В большинстве случаев у таких людей отсутствует самодисциплина и интеллектуальные качества. Кроме этого, они имеют предрасположение к злоупотреблению спиртных напитков, а также характеризуются навязчивым поведением по отношению к обществу.

Подрастающее поколение в большей степени имеет предрасположенность к приобретению необычных, опасных и враждебных намерений. Некоторые личности из числа указанной категории имеют отличительные психологические качества, которые выражаются в излишней тревожности, высокой эмоциональной чувствительностью, проблемами личностного самоопределения. Указанные особенности сопровождаются резкостью, грубостью, а также императивностью принятых решений.

Вместе с тем индивидуальность молодежной психологии и несформированность ценностных ориентиров определяет моральные особенности личности - незрелую, категоричную, нетерпимую в своих суждениях [4, С. 180].

Мыслительная деятельность состоит из: способности понимать, осознавать принимаемую информацию; мыслить, рассуждать о ней; проводить анализ, отделять существенное от несущественного; определять реальную информацию и несоответствующую действительности, а также в способности преобразовывать полученную информацию.

Данная деятельность с психологической точки зрения имеет различные проявления и виды, каждый из которых имеет свое значение в различных жизненных условиях.

С целью предотвращения различных форм проявления пропагандистского воздействия у молодого поколения, важно воспитывать критическое мышление. Это способ мышления, который позволяет анализировать полученную информацию, а также предоставляет человеку возможность видеть недостатки, ошибки, а также слабые стороны окружающего мира. Наличие указанных качеств предоставляет определенную мотивацию доя человека, обеспечивает его положительными эмоциями, так как человеку свойственно исследовать окружающую среду, рассуждать о различных инцидентах и событиях.

Критическое мышление характеризуется стремлением давать оценку планам, установкам, сведениям, целям, а также другим личностям. Данное мышление свойственно людям, которые способны определить основную информацию и обнаружить недочеты анализируемого объекта.

Можно выделить некоторые человеческие качества, которые присущи критическому мышлению. К ним относятся: способность человека к быстрому и легкому поиску новых стратегий решения, одержимость в решении проблемы, принимать и исправлять собственные ошибки, соглашаться на поиски взаимных решений, используя уступки, а также готовность к планированию.

Т.Н. Банщикова отмечает следующие преграды, мешающие критическому мышлению:

- чувство тревоги, связанное с возможным появлением излишней агрессии;

- приобретают мысли, о том, что осуждать кого-либо некорректно;

- чувствуют фобию расплаты;

- переоценка личностных ценностей;

- избыточная активация воображения снижает критичность [2, С. 106].

Всем известно, что основное негативное влияние на учащихся оказывается за пределами образовательного учреждения. В связи с этим, основной актуальной задачей для учебного заведения является формирование индивидуума, который будет преследовать гуманистическую направленность, идеи толерантности в межэтнических взаимодействиях.

Толерантная образовательная среда в индивидуальном классе является основой толерантной системы в целом, и строится на принципах гуманизации, интеграции, культуросообразности, вариативности и гибкости.

Обстановка для обучения должна иметь следующие важные критерии: управление учебного заведения должно оказывать поддержку и помощь педагогам, которые вводят в культуру понятие толерантности; проявление толерантности со стороны педагогов - как с внешней, так и с внутренней стороны; а также понимание учеников толерантной системы образования [3, С. 67].

Для сохранения здорового психологического состояния ребенка, и его развития, во время всего обучения ему необходимо оказывать моральную поддержку. В данном случае основная задача стоит перед преподавателем.

На первом этапе детского, группового развития преподаватель создает эмоциональное благополучие и взаимодействие между учениками и педагогами, в том числе. Кроме этого, учитель показывает возможность бесконфликтного взаимодействия, создаёт гибкость и навыки к совершенствованию критического мышления, знакомит с понятием самоконтроля [1,С. 103].

Большая часть учеников утверждает, что учитель должен отличаться сдержанностью, бесконфликтностью, порождать среди учащихся комфортную среду. Таким образом, учитель должен вырабатывать у школьников интерес к определённому предмету.

Иногда, в результате сильных психологических нагрузок у педагога появляется излишняя вспыльчивость. Она выражается в отказе принимать некоторые индивидуальные качества другого человека, в наличии желания перевоспитать участника взаимоотношений.

Аналогичных учителей характеризуют особой строгостью в случаях появления физических, либо психологических неудобств. Отсутствие умения сглаживать неприятные ситуации, приспосабливаться к характеру окружающих также относится к данному типу личности преподавателя.

Действия, направленные на формирование толерантного общения между субъектами учебного процесса должны разрабатываться как в образовательном учреждении, так и за его пределами [6, С. 66].

Для учителя особо важным является построение отношений с учениками, на основе сотрудничеств.

Толерантный педагог должен обладать способностью устраивать компромиссное, бесконфликтное решение ситуации, уметь доказать свою правоту, не затрагивая эмоциональное состояние собеседника. Кроме этого, педагог должен содействовать сплочению всех учеников, вне зависимости от наличия среди них различных ценностей и убеждений. Кроме этого, не должен допускать никакого соглашения в проявлениях асоциального поведения.

Толерантные качества учителей имеют свои проявления. Как правило, они характеризуются способностью сдержанно решить конфликтную ситуацию, с сопереживанием и терпимостью, а также обучать толерантности учеников.

Ключевым условием для формирования благоприятной окружающей среды ребенка является способность взрослых людей управлять своими эмоциями, избегая конфликтных ситуаций, а в случае их наличия, содействовать их скорейшему завершению.

На здоровье ребёнка будет отражаться любое психологическое неудобство, так как это связано с наличием низкого уровня устойчивости к стрессовым ситуациям и минимальной толерантности.

Как отметила Е.В. Попова, - ученик, для которого посещение образовательного учреждения - тяжелое испытание, ежедневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья [7, С. 79].

Основной проблемой в воспитании толерантных качеств могут стать условия многонациональных групп. В данной ситуации, важным является недопущение проявлений каких-либо неравенств в отношении прав детей и обязанностей. В настоящее время, особое внимание стоит уделить условиям, в которых могут возникнуть конфликтные ситуации среди подрастающего поколения, на фоне различных национальных принадлежностей. Такое поведение свидетельствует о возникновении экстремистских наклонностей. Данный факт определяется нехваткой гуманных условий в учебном заседании, а также отсутствием сотрудничества между участниками образовательного процесса. Очень часто можно встретить родителей, которые при наличии конфликтной ситуации, не разбираются детально в ней, а незамедлительно оставляют виновными детей иных национальностей. Система формирования общего понятия толерантных качеств до конца не найдена, так как имеет подход к каждой личности индивидуально. В связи с этим, в первую очередь необходимо обращать внимание на развитие умений толерантной коммуникации.

Для этой цели необходимо: оказывать содействие для построения толерантной среды всех субъектов учебного процесса; оценка индивидуальных качеств учеников, учитывая их половые и возрастные особенности; гуманное проявление взаимоотношений всех участников образовательного процесса, принимая во внимание точку зрения других учеников; делать упор на положительные качества учащихся; общее формирование познавательной стороны толерантности; формировать политические, духовные взгляды в обществе; иметь равный доступ вне зависимости от пола, расовой и

национальной принадлежности; уважать себя; быть услышанным и воспринятым всерьез; иметь свою точку зрения; придерживаться определенных политических взглядов; ошибаться; отказывать в просьбе, не испытывая чувства вины; отстаивать свои интересы; соглашаться, не чувствуя себя эгоистом; иногда сталкиваться с неудачей; уметь говорить: «я не понимаю»; делать заявления, не требующие доказательств; получать информацию; быть успешными; отстаивать свою веру; соответствовать личным убеждениям и принципам; иметь время на принятие решений; быть ответственным за принятые решения; иметь личную жизнь; признаваться в незнании; выделять и использовать личное время для уединения; быть индивидуальностью; уточнять данные у тех, кто ими владеет; не зависеть от одобрения других людей; самостоятельно судить о собственной значимости; самостоятельно определяться, как поступать в той или иной ситуации; быть самостоятельным; быть собой, а не пытаться казаться кем-то; не оправдываться. С нашей точки зрения, упростить проблемы воспитания толерантных качеств можно, развивая такие черты личности, как проявление уважения к другому человеку и восприятие другого человека.

Понятие признание другой личности означает наблюдать в нём иные жизненные ценности, иное индивидуальное мышление, а также иной ход рассуждений. При всём при этом, иметь положительное отношение к данным индивидуальным отличиям. Понимание другой личности означает наблюдать его внутреннее состояние и иметь способность направить своё внимание, и взгляд на его мир. Черты толерантности в образовательной деятельности выражаются во взаимодействии педагога с учащимися. Благодаря данному процессу, у учеников формируется способность самовыражаться, а также формируется переход личности в культуру достоинства.

Выводы. В настоящее время, понятие толерантности определяется как вариант жизнеспособности людей. Толерантность обеспечивает создание правильных, гармоничных взаимоотношений. На наш взгляд, развитие толерантных качеств не будет возможным, в случае авторитарного стиля общения между педагогом и учеником. В связи с этим, важным аспектом в воспитании толерантных качеств является соблюдение демократического стиля общения среди всех субъектов образовательной деятельности. Начиная с младшей школы необходимо учить детей принимать окружающих, как значимое и ценное, и в тот же момент, ознакамливать его с критическим отношением к себе и своим действиям. Как отмечает Н.У. Ярычев [10; 11], толерантные черты вырабатываются у личности, благодаря эмоциональным и интеллектуальным стараниям, а также при наличии желания изменить самого себя, свое мышление и привычки. Принципы педагогической деятельности должны содержать в себе реальную связь с учеником, а также исключительно живое общение с ним. Это важно не только для развития толерантности, но и для выработки понимания и взаимодействия.

Когда педагог имеет толерантные черты - он открыт, доброжелателен и выступает к своему ученику в роли наставника.

Необходимо выделить следующие группы методов понимания:

- методы интерпретации: выражаются в признании педагогом индивидуальных качеств ученика, уважении его самостоятельности и позиции;

- методы, которые помогают педагогу понять духовный мир ученика, исследовать его чувства и эмоции. Данный подход связан с процессом формирования терпимого отношения, чуткости, отзывчивости по отношению к другому человеку.

Литература:

1. Алаева, М.В. Эмпатия как один из инструментов понимания психического состояния другого человека / М.В. Алаева // Вестник МГУ. -2011. - №2. - С. 102-105

2. Банщикова, Т.Н. Толерантность в поликультурном пространстве вуза / Т.Н. Банщикова, Ю.П. Ветров // Высшее образование в России. - 2011. - №2. - С. 103-108

3. Бидова, Б.Б. Толерантность как часть политической культуры: проблемы концептуализации и российские особенности / Б.Б. Бидова // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. - 2012. - № 6. - С. 66-68

4. Корякина, A.A. К вопросу о формировании толерантности в поликультурном образовательном пространстве / A.A. Корякина // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №1 (26). - С. 179-182

5. Мкртумова, И.А. Проблема молодежного политического экстремизма как этносоциальной девиации на постсоветском пространстве в современном электронно-информационном обществе / И.А. Мкртумова // Центральная Азия и Кавказ. - 2016. - № 4. - С. 87-96

6. Немчинова, Л.С. Исторический контекст становления содержания понятия «Толерантность» и его влияние на педагогическую мысль / Л.С. Немчинова // Концепт. - 2017. - №4. - С. 64-70

7. Попова, Е.В. Предпосылки и условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах / Е.В. Попова // Концепт. -2015. -№3. - С. 76-80

8. Спирина, Т.А. Формирование этнической толерантности студентов в образовательном процессе вуза: методическое обеспечение / Т.А. Спирина, С.Е. Еоловина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (71). -С. 167-170

9. Толстикова, С.Н. К проблеме формирования толерантности у студентов в процессе обучения в вузе / С.Н. Толстикова // Педагогика и психология образования. - 2012. - №3. - С. 58-62

10. Ярычев, Н.У. Диалог поколений в культурно-цивилизационной системе современной России / Н.У. Ярычев. -Кисловодск, 2015. -292 с.

11. Ярычев, Н.У. Толерантность в этнической культуре чеченцев и дагестанцев / Н.У. Ярычев / В книге: Исторические связи народов Дагестана и Чечни. - 2006. - С. 23-27

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ДИСТАНЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КАК ФАКТОР

СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья раскрывает влияние образовательного процесса в высших учебных заведениях с применением технологий, обеспечивающих связь учащихся и преподавателей на расстоянии, без непосредственного контакта на процесс интеграции молодежи в социальную среду. Проведен сравнительный анализ дистанционных моделей образовательного процесса, установлены и обозначены преимущества получения высшего образования дистанционно, проанализирована ретроспектива дистанционного образования развития в обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.