Научная статья на тему 'Практические рекомендации по организации воспитания культуры толерантности в условиях инклюзивного образования'

Практические рекомендации по организации воспитания культуры толерантности в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / TOLERANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Анна Сергеевна

В статье раскрываются рекомендации по воспитанию толерантности участников образовательного процесса к детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается система работы с детьми, педагогами и родителями в ее основных этапах, структурных и содержательных компонентах. Акцентируется внимание на организации предметно-пространственной среды в групповых комнатах и формах реализации воспитания культуры толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical recommendations on the organization of tolerance culture education in the conditions of inclusive education

The article describes the recommendations on education of tolerance participants in the educational process for preschool children with disabilities. The system of work with children, teachers and parents in its main stages, structural and substantive components is considered. The attention is focused on the organization of the subject-spatial environment in the group rooms and forms of implementation of education tolerance culture.

Текст научной работы на тему «Практические рекомендации по организации воспитания культуры толерантности в условиях инклюзивного образования»

Проблему терроризма и экстремизма в молодежной среде можно смело отнести к дискурсу проблематики глобализации. К настоящему времени накопилось немало социологической литературы, показывающей бессодержательность утверждений о наличии экономической, политической или культурной глобализации Глобализация приводит к интенсификации культурных контактов, взаимопроникновению культур, усилению доминирования одних систем ценностей в ущерб другим. Вторжение новых, ранее неизвестных норм и ценностей в общественную жизнь некоторых регионов мира может вызвать неприятие и отторжение и у отдельных социальных групп, и у всего населения отдельных стран. При этом обостряется поиск аутентичности, усиливается стремление обратиться к традициям, в том числе религиозным и социокультурным корням. Иногда чужая культура воспринимается как враждебная сила, разрушающая традиционный общественный уклад и привычный образ жизни. Особенно болезненно подобная реакция проявляется в бедных, экономически неразвитых странах, где демонстрация более высокого жизненного уровня, присущего странам иной цивилизации, вызывает острую зависть и неприязнь. Тем более что в условиях глобализации информация, вызывающая подобные настроения, легко проникает в любые уголки земного шара.

Выводы. Вследствие всего вышеперечисленного глобализация в исламских странах способствует росту религиозного фундаментализма и экстремизма, усиливая угрозу терроризма. Подпитывают терроризм и экономические последствия глобализации, ведущие к углублению социальных конфликтов. Экстремистские тенденции проявляются в порожденных процессом глобализации антиглобалистских движениях. Глобализация влияет на методы и средства террористической деятельности. Террористы и террористические организации активно используют технические достижения глобализации, особенно в сфере коммуникаций, для подготовки и осуществления террористических актов. На протяжении новейшей мировой истории сепаратизм являлся одной из главных предпосылок для возникновения и развития политического экстремизма, который в условиях глобализации стал неизбежно принимать форму международного терроризма [6, с. 318].

Литература:

1. Пахомов С.В., Карабаш Д.В. Совершенствование криминалистической подготовки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму. - В сборнике: Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском Федеральном Округе: проблемы теории и практики // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России Крымский филиал. 2015. С. 40-43.

2. Карабаш Д.В., Лазицкий С.Л. Общегосударственная система противодействия терроризму // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. С. 136.

3. Карабаш Д.В., Горбенко А.И., Кубякин Е.О. Антитеррористическая безопасность на муниципальном уровне в условиях социокоммуникативных трансформаций Российского общества: социологический анализ.-Краснодар, 2016.

4. В. С. Кудрин А. И. Юдина. Молодежный экстремизм: причины возникновения, технологии предупреждения. Учебное пособие / Кемеровский государственный институт культуры. - Кемерово, 2016. - 160 с.

5. Карабаш Д.В., Лазицкий С.Л. Альтернативные стратегии безопасности в современном российском социуме: социокультурный ракурс / С.Л. Лазицкий, Д.В. Карабаш. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2017. - 92 с.

6. Скобликов Р.В., Устименко В.О. К вопросу о парадигмальном анализе глобализации как исторического процесса // Общество и право. 2015. № 1 (51). С. 318-321.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук Ковалева Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул)

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются рекомендации по воспитанию толерантности участников образовательного процесса к детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается система работы с детьми, педагогами и родителями в ее основных этапах, структурных и содержательных компонентах. Акцентируется внимание на организации предметно-пространственной среды в групповых комнатах и формах реализации воспитания культуры толерантности.

Ключевые слова: воспитание толерантности, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. The article describes the recommendations on education of tolerance participants in the educational process for preschool children with disabilities. The system of work with children, teachers and parents in its main stages, structural and substantive components is considered. The attention is focused on the organization of the subject-spatial environment in the group rooms and forms of implementation of education tolerance culture. Key words: tolerance education, inclusive education, children with disabilities.

Введение. Приобщение к культуре толерантности всех участников образовательного пространства в условиях активного внедрения инклюзивной практики несомненно постулируется современными теоретиками и практиками, психологами и педагогами как стратегическая задача, решение которой определит успешность распространения идеологии инклюзии. Наиболее сензитивным возрастным периодом для формирования менталитета толерантности и приобщения к ценностям инклюзивной культуры является, прежде всего, дошкольное детство. Именно педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители, воспитывающие детей дошкольного возраста, являются источниками формирования базовой культуры толерантной личности подрастающего поколения.

Формулировка цели статьи. На основе детального анализа опыта деятельности по воспитанию толерантности участников образовательного пространства инклюзивного дошкольного образовательного учреждения в статье преследуется цель систематизировать данный опыт в виде конкретных рекомендаций, способствующих решению задач образовательной и социальной интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Изложение основного материала статьи. Воспитание у участников образовательного процесса толерантного отношения к детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации определит успех образовательной и социальной инклюзии данной категории детского населения. В качестве практических рекомендаций по организации обозначенного процесса необходимо, в первую очередь, отметить целесообразность реализации деятельности в трех основных составляющих: содержание работы с детьми, с родителями, с педагогами.

Комплектование детских групп осуществляется на основе результатов диагностического обследования. Обязательным условием участия является добровольность. Количественный состав группы: 10-15 человек. Спецификой проведения занятий является присутствие и активное участие педагогов группы, с целью достижения более глубокого погружения в материал. Продолжительность занятий 20-30 минут каждое в зависимости от целей и возможностей детей, занятых каким-либо делом. Причем, учитывая возрастные особенности детей, занятия должны быть составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена различных видов деятельности: игры, беседы, рисования, просмотров тематических мультфильмов и т.д.

Система работы с детьми реализуется в три этапа [1]:

Ориентировочный - установление первоначальных доброжелательных отношений в группе, атмосферы доверия и принятия, погружения в ситуацию, систематизация имеющихся знаний, умений, навыков конструктивного взаимодействия и самопознания.

Коррекционно-развивающий - коррекция и развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, воспитание основных компонентов толерантного сознания и поведения.

Обобщающе-закрепляющий - систематизация старых и закрепление новых знаний, умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия.

Кроме того, согласно основным формируемым компонентам толерантности участников образовательного процесса, материал занятий структурируется по блокам: «Я познаю себя»; «Я уверен в себе и верю другим»; «Я вижу и принимаю мир разным»; «Я умею общаться и сопереживать»; «Я - хороший, мы - хорошие». Следует отметить некоторую относительность указанных этапов и блоков работы, обусловленную специфичностью предмета. Толерантность, как свойство личности, крайне многогранна и ее компоненты находятся в тесной взаимосвязи и взаимопроникновении. Кроме того, методические приемы, используемые в ходе работы, демонстрируют полифункциональность и могут стимулировать одновременно развитие нескольких компонентов или свойств личности. Однако, данный факт нисколько не умоляет достоинств и коррекционно-развивающего потенциала всей системы мероприятий по воспитанию толерантности, а, напротив, иллюстрирует ее значимость и актуальность.

Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю. Структура каждого занятия включает пять основных этапов. Приветствие (разминка). Цель: установление контакта между участниками, создание атмосферы доверия и принятия, активизация потенциала группы для занятия. Коррекционно-развивающий этап. Цель: приобщение участников к культуре толерантности, формирование системы знаний, умений и навыков толерантного взаимодействия, развитие устойчивости личности, критичности и вариативности мышления, мобильности поведения, эмпатии и рефлексии. Релаксация. Цель: в зависимости от модальности всего занятия данный этап может носить как характер расслабления и успокоения (снятие психоэмоционального напряжения), так и способствовать повышению жизненного тонуса. Подведение итогов. Цель: получение обратной связи от участников группы, развитие навыков рефлексии, эмоционального и смыслового оценивания происходящего. Ритуал прощания. Цель: закрепление позитивного настроя членов группы, атмосферы единства и доброжелательности.

В ходе занятий активно используются методы арттерапии, сказкотерапии, игротерапии, музыкотерапии, телесноориентированные техники, способствующие оптимизации внутриличностной сферы ребенка и гармонизации межличностных взаимоотношений, развитию адекватного самовосприятия и восприятия другого, дивергентности мышления, эмпатии и рефлексии. Все это является обязательным условием воспитания основ культуры толерантности.

Система работы по формированию толерантного отношения к детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья включает в себя не только формирование толерантного сознания, но и организацию толерантной образовательной среды, с целью закрепления и расширения моделей толерантного взаимодействия [2]. В рамках данного направления деятельности в групповых комнатах функционируют уголки психологического комфорта, уголки настроения и саморегуляции. Взрослые собственным поведением демонстрируют уважительное отношение друг к другу и к детям, в том числе к детям с ОВЗ, привлекают внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявление сочувствия, сопереживания, взаимопомощи. Решению этой задачи помогает такой элемент развивающей среды групповых комнат, как уголки эмоций. Данные уголки представляют собой настенные панно, позволяющие детям осознать свое настроение и выбрать соответствующую пиктограмму эмоции, которая также подкрепляется в цветовом оформлении. Вербализация эмоционального состояния всегда начинается со взрослого, что дает детям определенный образец и сближает педагога с его воспитанниками.

Следует отметить и наличие в группах уголков психологического комфорта, позволяющих детям уединиться, расслабиться и, тем самым, сохранить свою эмоциональную стабильность и личностную целостность, что крайне важно для воспитания толерантных установок подрастающего поколения и формирования доброжелательных отношений в детском коллективе.

Функционируют уголки психоэмоциональной саморегуляции, позволяющие ребенку не только с помощью взрослого, но и самостоятельно овладеть приемами психологической разгрузки. Данные уголки представляют собой красочно оформленные в едином сюжете конструкции, демонстрирующие в доступной для ребенка наглядной форме методы и средства избавления от негативных эмоций

Кроме того, в специально организованных уголках, которые также рассматриваются как элементы предметно-пространственной развивающей среды, постоянно находятся различные повязки на глаза, очки, позволяющие имитировать состояние незрячих и слабовидящих людей, наушники, препятствующие

проникновению звуков окружающего мира, клейкая лента, с помощью которой можно, например, ограничить движения пальцев рук. Тренинги, помогающие почувствовать себя на месте человека с ограниченными возможностями здоровья, были интересны всем. При этом мы не акцентировали внимание на детях из группы, уже имеющих ограниченные возможности здоровья; вначале тренинги включали ситуации, выстроенные на примере других нарушений.

Однако, обеспечить и поддерживать зону психологического комфорта в условиях системы общественного воспитания и обучения организовать достаточно сложно и это обязывает педагога чутко реагировать на все ситуации психологического дискомфорта ребенка и пытаться их нивелировать по мере возможности. Целесообразность подобного рода деятельности обусловлена большим количеством стрессовых ситуаций в жизни ребенка; действием согласно принципу наглядности, приоритета наглядно-действенных форм мышления; актуальностью проблемы отсутствия навыков саморегуляции своего актуального состояния.

Таким образом, уголки психологического комфорта и саморегуляции призваны снизить количество стрессов в жизни ребенка, обучить детей и усовершенствовать их навыки саморегуляции психологических состояний.

Существенным вкладом в достижение поставленной цели может стать применение метода сознательного выбора деятельности детьми и ответственности за принятое решение, развитие волевой регуляции благодаря применению техники «Право выбора». Данный прием представляет собой план-схему группы, которая разрабатывается совместно детьми и педагогами, для организации детской деятельности Данная техника проста и максимально эффективна, так как приучает детей к самостоятельному выбору, принятию решений, действию согласно принятому решению и оцениванию результатов труда. Дети вместе с педагогом изготавливают панно, соотнося с пространственным расположением основных развивающих зон в групповой комнате. Затем, в удобное время дети и педагог садятся в круг и обсуждают кто, где и какой деятельностью будет занят, ориентируясь на панно. Дети расходятся по выбранным уголкам группы на оговоренное время. После чего, они вновь собираются вместе и обсуждают результаты своей деятельности: что помогало, мешало, что получилось, что нет, что понравилось или не понравилось и т. д. Данное мероприятие вносит систематичность и упорядоченность во внутригрупповую жизнь, приучает детей к дисциплине, самостоятельности и ответственности, дарит чувство защищенности и комфорта, сводит конфликты к минимуму.

Также в ходе занятий формулируются правила поведения и общения, которые регулируют взаимоотношения, как в рамках занятия, так и во время игр в группе. Правила имеют наглядное, доступное детскому пониманию оформление и формулировку.

В числе требований, предъявляемых к правилам выделяются следующие: правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развитию ребенка и реальной жизненной ситуации; правило эффективно если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила; одновременное количество правил не должно превышать трех пяти; правила вырабатываются взрослым совместно с детьми; правила всегда имеют словесное и материализованное воплощение (в картинках для детей).

Технология введения и соблюдения правил предполагает, что правила вводятся постепенно, поэтапно и предпочтительно их введение в начале учебного года. Кроме того, правила вводятся в специально отведенное для этого время, демонстрируются педагогом или ребенком (проигрываются) и периодически повторяются.

Целесообразность введения правил определяется тем, что они помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовят к жизни в обществе. Они помогают педагогу экономить время, обеспечивают безопасность ребенка, помогают предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей. Регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата, воспитанию гармоничной личности.

В случае нарушения правил поведения в группе существуют разные варианты реакции педагога на данный факт, зависящие от причины, по которой правило было нарушено. Необходимо проверить, не были ли вызваны нарушения самим педагогом, его непоследовательным поведением, нерешительность и т. д.; проверить, не препятствует ли окружающая среда выполнению правил; стараться не наказывать, а дать возможность оценить последствия своего поведения; кроме того, у ребенка должен быть дополнительный шанс выполнить правило; и не стоит забывать похвалить тех, кто выполнил правило.

Закрепление полученных на занятиях знаний, умений и навыков происходит и в свободной деятельности детей посредством проведения педагогом в группе таких игр как «День помощника», «Шляпа волшебника» и т. д. Данные игры имеют пролонгированный характер (могут проводиться в течение одного или нескольких дней) и обеспечивают перенос знаний в новую ситуацию, стимулируют активный поиск и выбор толерантной или интолерантной стратегии взаимодействия.

Эффективной формой организации взаимодействия с педагогическим коллективом являются практические занятия с элементами психологического тренинга. Тренинг - есть интенсивные, краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и систематизацию определенных навыков необходимых для выполнения конкретных личностных задач. Преимущество тренинговых форм работы заключается в их прицельности, целенаправленности, поскольку в процессе занятия отрабатываются лишь те навыки, которые необходимы человеку для достижения конкретных целей. В тренинге сочетаются различные формы обучения - разбор ситуаций, деловые игры, теоретическое информирование и т. д., что способствует более эффективному усвоению материала по сравнению с традиционными формами занятий.

Предлагаемые занятия строятся согласно общей логике тренинговой работы. Первоначально осуществляется ориентация участников в специфике тренинга как методе обучения. Затем проводится первичная диагностика ожиданий участников и затруднений в общении, после чего происходит выявление и коррекция мотивации участников. Работе в группе предшествует рассказ психолога о том, что такое тренинг, каковы его цели и возможности, какие результаты могут быть получены, оговариваются организационные вопросы. На предварительном этапе работы проводится индивидуальная беседа с каждым участником. Необходимо обсудить следующие традиционные вопросы: Хотите ли Вы заниматься в тренинговой группе?; Что Вы ждете от занятий?; Есть ли у Вас какие-либо пожелания, предложения относительно направленности работы? и т.д.

Предполагаемая продолжительность одной встречи от 1 до 1,5 часов в зависимости от мобильности и заинтересованности группы). Каждое занятие имеет свое назначение и процедурное обеспечение. В основе

работы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником самого себя. Новая встреча логически вытекает из предыдущей и, одновременно, служит основой для последующей. Обязательными процедурами в ходе работы являются: индивидуальная и групповая рефлексия, направленная на осмысление процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности; психогимнастические процедуры с релаксационным и тонизирующим эффектом. Этапы работы:

- Ориентировочный - ориентация в специфике тренинга, диагностика ожиданий участников, самоопределение членов группы и определение групповых целей работы, создание в группе атмосферы, способствующей самопознанию и самопроявленбию; дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения; актуализация каждым свое личностной позиции.

- Основной - переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе; расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого; формирование оценочного отношения и основ эмпатического слушания; отработка конструктивных способов межличностной коммуникации.

- Заключительный - закрепление эффективных индивидуальных тактик самопознания и взаимодействия; рефлексия изменений, прогнозирование будущих перспектив участниками группы.

К принципам работы в группе относятся: искренность в общении; обязательное участие в работе группы в течение всего времени; право каждого члена группы остановить обсуждение его проблемы; каждый участник говорит за себя, от своего имени; время действия «здесь и теперь». Данные принципы могут быть предложены психологом в готовом виде или разработаны группой совместно.

Одной из форм взаимодействия с родителями являются практические занятия с элементами психологического тренинга. Общая логика построения занятий по своей сути аналогична занятиям, проводимым с педагогическим коллективом. Данная особенность обусловлена единством цели в работе с обеими категориями сопровождения - раскрыть для участников богатство собственного внутреннего мира и мира партнеров по общению, дать возможность актуализации глубинных личностных составляющих, вне зависимости от рода профессиональной деятельности, что неизменно должно стать залогом эффективности работы по воспитанию межличностной толерантности. Сохраняется та же этапность работы, принципы, положенные в основании деятельности, обязательность ряда процедур, правила поведения в группе. В ходе каждой встреч обязательным компонентом является ритуал приветствия, способствующий снятию психологических зажимов и установлению доброжелательной атмосферы. Кроме того, у каждого родителя существует возможность высказаться по означенной теме в ходе беседы- обсуждения или диалога, что в определенной степени корректирует ход всей встречи, порой смещая некоторые акценты в зависимости от потребностей родителей [3].

Проведение совместных мероприятий для педагогов и родителей качественно оптимизирует процесс формирования культуры толерантности. Это связано с возможностью согласования целей участников педагогического процесса, живого общения и максимальной прозрачностью образовательного пространства. Целью таких встреч является способствование формированию установок толерантного сознания у педагогов и родителей. Кроме того, призваны помочь участникам: осознать необходимость применения принципов толерантности в практике межличностного общения и воспитания подрастающего поколения, обязательности единства действий семьи и ДОУ; осознать свою позицию и проанализировать свои установки и стереотипы восприятия и поведения; а также, освоить принципы конструктивного взаимодействия, развить критичность мышления, эмпатические и рефлексивные способности.

Выводы. Таким образом, реализация практических рекомендаций по организации воспитания культуры толерантности в условиях инклюзивного образования раскрывается во взаимосвязи приоритетных направлений деятельности по приобщению к ценностям инклюзии всех участников образовательного процесса посредством разнообразия форм, структурированности содержания и адаптированности предметно-пространственной среды образовательной организации к потребностям решаемой задачи.

Литература:

1. Ковалева, А.С. Преемственность воспитания межличностной толерантности в системе «дошкольное образовательное учреждение - начальная школа» [Текст]: дисс. ... кандидата пед. наук: 13.00.01 / А.С. Ковалева. - Барнаул, 2009. - 219 с.

2. Ковалева, А.С. Технология создания толерантной образовательной среды [Текст]: учебное пособие / А.С. Ковалева. - Барнаул : АлтГПУ, 2015. - 137 с.

3. Шептенко, П.А., Гиенко Л.Н., Ковалева А.С., Дронова Е.Н. Социально-педагогическая деятельность: проблемно-ориентированный подход: коллективная монография [Текст] / под ред. П.А. Шептенко - Барнаул: АлтГПА, 2013 - 223 с.

Педагогика

УДК 37.041

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных заведений Койкова Эльзара Имдатовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье анализируется влияние педагогической интуиции и рефлексии на профессиональную деятельность педагога. Профессиональная деятельность педагога может быть оптимальна при наличии условий активизации быстрого и медленного мышлений, использования методов эвристики, руководство содержанием, а не легкостью поиска решения.

Ключевые слова: интуиция, интуитивное мышление, медленное решение, педагогическая рефлексия, профессиональное саморазвитие.

Annotation. The article analyzes the influence of pedagogical intuition and reflection on the professional activity of the teacher. The conditions for successful professional activity are the work of fast and slow thinking, heuristic methods and guidance of content, but not by the simplicity of looking for the solution.

Keywords: intuition, intuitive thinking, slow decision, pedagogical reflection, professional self-development.

Введение. Организации успешной педагогической деятельности во многом зависит от учителей, которые погружаются в профессию самозабвенно, опираются на творческое решение проблем, основывая свое восприятие и ощущение на интуитивную форму познания. Педагогическая интуиция характеризуется быстротой и моментальностью принятия решений, та непосредственность и внезапность, которая помогает решать задачи, основывается на разнородный опыт и ассоциативный характер мышления (С.А. Гильманов) [1].

Изложение основного материала статьи. Различные виды интуиции присутствует в разных сферах жизнедеятельности, однако аналитическая интуиция позволяет не выходить за рамки логического знания и избавляет от логических ошибок.

В сфере профессиональной деятельности педагогическая интуиция позволяет осознать структуру жизненного пространства личности обучающегося, тем самым учитывать потребности, настроения, характеры и выстроить социально-психологические отношения. Успешное обучение зависит от креативности педагога и возможности проникать во внутренний мир воспитанников, принимать ответственные решения и реагировать мгновенно, иметь педагогическую прозорливость.

Таким образом педагогическую интуицию можно отметить как условие профессионального творчества и компонент профессионального саморазвития личности.

Еще одним фактором, влияющим и стимулирующим профессиональное саморазвитие личности, является рефлексия, которая способствует пересмотру профессионально-личностного опыта в профессиональной деятельности и осознание особенностей содержания педагогической деятельности. Анализируя и осознавая изменения, которые характерны для современного образования и происходят в образовательном процессе, необходимо, с помощью рефлексивных механизмов, саморегулировать процесс собственного учения и контролировать успешность своих действий [4].

Таким образом, рефлексивная компетентность позволит совершенствовать профессиональное качество личности, а наличие рефлексивных способностей обеспечат процесс саморазвития и эффективность творческого поиска в педагогической деятельности. Для достижения результативности взаимодействия с обучающимися педагогу необходимо постоянно развивать навыки и умения видеть новое, развивать свое мастерство [5].

Профессионально-значимые качества личности педагога включают в себя рефлексивные свойства, как обязательное и необходимое требование, предъявляемое к педагогической профессии, все виды деятельности, которые основываются на сотрудничестве, межличностном взаимодействии и выстраивание межличностных отношений предполагают разнородность и частотность рефлексивных действий [3].

Управляя деятельностью своих подопечных, с помощью механизмов рефлексии учитель регулирует этот процесс, выдвигая предположения, уточнения, сомнения и проявляя готовность к поиску установленных причин явлений, которые сопровождают этот процесс. Аналитическая позиция позволяет педагогу совершенствовать педагогическое общение и профессиональную деятельность и это возможно только при развитом самосознании учителя.

Интеллектуальная рефлексия способствует развитию мышления и проявляется на уровне интеллектуального контроля. Активизация собственных интеллектуальных качеств возможно при создании ощущения конкуренции, проблемной ситуации, или условия общения, в которых доступен личный опыт педагога для контактирующего и наоборот, открытость опыта другого для себя.

Высокий уровень рефлексивного мышления - это результат высокой мыслительной деятельности, основанной на: критичности к себе, соотнесение своих возможностей с современными жизненными требованиями; постановкой реальных целей; анализ своих мыслей и результатов своей деятельности, а также своевременное отступление от нереальных гипотез.

Таким образом, педагогическая рефлексия и педагогическая интуиция, являются движущей силой саморазвития педагога, однако не все практикующие учителя готовы проявлять усилия и напряженность. Когнитивная легкость обуславливается повторяемостью ситуаций, подготовленностью ответов на большую часть вопросов, четкое представление о возникшей проблеме и решение кажется простым и легким. Анализируя деятельность и ощущая напряженность, педагог может сделать меньше ошибок, но меньше обычного будет использовать интуицию и творческие способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.