Научная статья на тему 'О необходимости профилактики проявлений экстремизма в молодежной среде'

О необходимости профилактики проявлений экстремизма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / YOUTH / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ / EXTREMIST MOVEMENTS / ПРОТЕСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PROTEST POTENTIAL / СТРАТЕГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STRATEGY OF PREVENTION OF EXTREMIST ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карабаш Дмитрий Васильевич

В статье рассматриваются стратегия профилактики экстремистской деятельности, категории молодежи наиболее склонные к экстремистской деятельности, методы разрушения экстремистского пространства, создание на его месте конструктивных социальных зон для молодежи, подходы к профилактической работе, ориентированной на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Карабаш Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the necessity of prevention of manifestations of extremism in the youth environment

The article discusses the strategy of prevention of extremism activities, youth most prone to extremist activities, methods for the destruction of extremist space, creating in its place a constructive social areas for young people, approaches to prevention work focused on reducing the destructive potential of youth subcultures.

Текст научной работы на тему «О необходимости профилактики проявлений экстремизма в молодежной среде»

Педагогика

УДК 32.019.57

начальник кафедры огневой подготовки Карабаш Дмитрий Васильевич

Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар)

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ

СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматриваются стратегия профилактики экстремистской деятельности, категории молодежи наиболее склонные к экстремистской деятельности, методы разрушения экстремистского пространства, создание на его месте конструктивных социальных зон для молодежи, подходы к профилактической работе, ориентированной на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур.

Ключевые слова: молодежная среда, экстремизм, экстремистские движения, протестный потенциал, стратегия профилактики экстремистской деятельности.

Annotation. The article discusses the strategy of prevention of extremism activities, youth most prone to extremist activities, methods for the destruction of extremist space, creating in its place a constructive social areas for young people, approaches to prevention work focused on reducing the destructive potential of youth subcultures.

Keywords: youth, extremism, extremist movements, protest potential, strategy of prevention of extremist activity.

Введение. Наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала, как правило, в молодежной среде в силу ее социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки. Это именно та часть общества, которая является благоприятным социумом для влияния социальных, политических, экономических и иных факторов, в наибольшей степени подвергающих разрушительному влиянию такого рода благодатную почву, на которой легче «произрастают зерна» радикальных взглядов и убеждений. Тем самым происходит жуткий процесс пополнения молодыми гражданами рядов экстремистских и террористических организаций, которые, в свою очередь, активно используют российскую молодежь в своих собственных интересах.

Как известно, в силу того, как остро молодежная аудитория воспринимает окружающую обстановку, что происходит за счет ее социальных характеристик и остроты восприятия. Молодежная среда - это та часть общества, которая максимально быстро накапливает и реализует негативный протестный потенциал. Доказано, что влияние симбиоза социальных, политических, экономических и иных факторов на молодежную аудиторию, которая, как известно, наиболее подвержена разрушительному влиянию, приводит к легкому и быстрому формированию радикальных идеалов, убеждений и взглядов. Следовательно, использование российской молодежи в своих интересах экстремистскими и террористическими организациями, приводит к тому, что их легионы пополняются молодыми гражданами, которые активно используют для достижения своих идеологических целей.

Изложение основного материала статьи. Интенсивная активизация ряда экстремистских движений, в деятельность которых вовлекается все большее количество молодых людей, отмечается именно в последние десятилетия. По анализу усредненных статистических данных и по экспертным оценкам в среднем порядка 80% участников организаций экстремистского характера - это молодые люди, возраст которых не старше 30 лет.

Наиболее «лакомым кусочком» для экстремистских движений являются представители партий и движений, активно разыгрывающих «национальную карту», как правило, именно их они стремятся использовать в своих интересах, потому что они активно пропагандируют и пытаются привлечь на свою сторону скинхедов и членов группировок футбольных фанатов. Это очевидно, т.к. именно данная категория молодых людей, хорошо подготовлены физически и, довольно неплохо владеют навыками рукопашного боя, в том числе, умело используют холодное оружие и любые подручные средства, такие как, например, арматура, бутылки и проч.

Наибольший ущерб и вред интересам лиц или целого общества, заключающийся в тотальном разрушении общепризнанных норм морали и права, наносит, как правило, негативный протестный потенциал, реализация которого приводит к развитию безнравственных взглядов и принципов. При этом в какой-то бессознательной пелене совершаются преступления, а они, в свою очередь, препятствуют тому, чтобы происходило становление и развитие институтов демократии и гражданского общества и, как правило, при этом сознание индивида находится под контролем идеологии экстремистской деятельности, манипулировании участниками организаций экстремистской направленности.

Большинство экстремистских молодежных группировок носят, как правило, неформальный характер, при этом на них свое влияние оказывают громкие лозунги, внешняя атрибутика и другие аксессуары, а члены таких группировок, очень часто, не имеют представления об идеологической основе, каких бы то ни было, экстремистских движений. И все выглядит, на первый взгляд, весьма безобидно, участвуя в экстремистских группировках, они просто как бы приятно проводят время в кругу единомышленников и сверстников. При объединении, группировании молодежи с взглядами экстремистской направленности, срабатывает так называемый «сетевой» принцип, предполагающий свободу, а также большую самостоятельность ячеек, образующих разветвленную сеть, состоящую из молодежных экстремистских группировок, действующих в обычное время автономно, а в определенное время объединяющихся с целью проведения каких-то групповых противоправных действий, и именно для этой цели, объединяющихся в большие группы.

В современных, столь неспокойных условиях очень часто происходит широкое вовлечение молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п., при котором изменяются ценностные ориентации, а это, в свою очередь, иллюстрирует криминализацию ряда сфер общественной жизни в молодежной среде, при этом значительная опасность исходит от зарубежных и религиозных организаций, различных сект, насаждающих религиозный фанатизм и экстремизм, пропагандирующих отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждой российскому обществу системы ценностей.

Все чаще мы слышим о маркерах «исламского фактора», представляющего собой пропаганду среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организацию выезда молодых мусульман на

обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций. Чем занимаются подобного рода организации - это всем известный факт. Это и незаконный оборот средств совершения экстремистских акций: изготовление и хранение взрывных устройств, обучение обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п., применение для достижения деструктивных целей психологического прессинга.

Проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов - это тот «снежный ком» социальных проблем, которые приводят к обострению социальной напряженности в молодежной среде.

Рассматриваемой проблематике посвящено много исследований в разных научных сферах, в том числе и в криминалистике. Здесь осуществляется поиск эффективных путей применения криминалистических знаний. Криминалистические средства и методы, применяемые в борьбе с терроризмом и экстремизмом, могут выражаться в следующих направлениях:

1. Технико-криминалистическое обеспечение производства следственных действий, проводимых по факту терроризма и (или) экстремизма.

2. Использование криминалистических учетов.

3. Методика расследования экстремизма и терроризма.

Применение обозначенных средств и методов криминалистики возможно при наличии необходимой подготовки субъектов раскрытия и расследования преступлений рассматриваемой категории [1, с. 40].

Стратегия профилактики экстремистской деятельности должна опираться на ряд важнейших концептов. Сегодня молодежные субкультуры необходимо рассматривать как те образования, в которых могут формироваться и реализовываться проявления и паттерны экстремистской активности. Чтобы осуществлять планомерную и системную профилактику экстремистской деятельности в молодежной среде, необходимо попытаться разрушить потенциал таких молодежных субкультур, для реализации этой цели можно наметить две базовые стратегии профилактики экстремистской деятельности.

Что же можно предпринять в этом контексте? Во-первых, нужна профилактика, ориентированная на разрушение и/или переориентацию молодежных субкультур, что тяготеет к созданию полей «выпускания пара» молодежью, т.е. для реализации агрессивных, экстремальных проявлений, причем, в рамках действующего законодательства, и не выходящих за границы социальных норм, например, через развитие экстремальных видов спорта, которые содержат в себе элементы риска - альпинизм, спидвей, сноуборд, паркур и т.д. Таким образом, может получиться разрушение «управленческого ядра» носителей субкультуры, а также будет осуществлен перевод молодежного сообщества в новое русло позитивной направленности.

Во-вторых, это создание и внедрение в целевую молодежную аудиторию новых субкультур, являющихся носителями социально позитивными составляющих, противовесных идеологии субкультур экстремистской направленности. Важную роль в данном процессе играют органы власти, которые не только создают, но и финансируют молодежное объединение, а оно, безусловно, в глазах молодежи, имеет и привлекательный для молодежи образ, и особый стиль отношений, и тип деятельности, но еще и вовлекающий в сферу своего влияния максимально большое количество молодых людей. Создание нескольких таких движений, охватывающих и олицетворяющих интересы предпочтения разных категорий молодежи - это первостепенная, приоритетная задача.

Чтобы системно и комплексно организовать работу по профилактике молодежного экстремизма необходимо четко понимать, какие детерминанты влияют на нее как на многоуровневую систему. Комплексность и полифункциональность такой работы можно опираться на интересные и актуализированные специальные «молодежные программы», в рамках которых предусмотрено не только, например, проведение среди молодежи и подростков регулярных встреч в учебных заведениях, клубах, но и круглых столов, заседаний дискуссионных клубов, научно-практических конференций совместно с представителями местных органов власти и социальными работниками.

Нам представляется, что снижение экстремистских проявлений в молодежной среде должно быть ориентировано на то, чтобы:

1) оптимизировать молодежную социальную среду, улучшить ее, создать в ней такие пространства, в которых будет место для того, чтобы молодежь могла конструктивно взаимодействовать, тем самым стимулируя у молодых людей положительные эмоции от причастности к реализации значимых социальных проектов, от анализа достигнутых результатов, а также от реального опыта решения проблем;

2) сформировать ресурс для анализа молодежного экстремистского поля, разработать такие методы, которые бы могли его разрушить, организовать на его месте конструктивные социальные зоны;

3) создать такие механизмы, которые бы оказывали эффективное влияние на процесс социализации личности молодого человека, включали бы его в конструктивное социокультурное пространство, что будет способствовать формированию личности, которой присущи толерантность, ответственность, успешность, ценности гражданственности и патриотизма;

4) разработать такую систему психокоррекционной работы, целью которой является профилактика немотивированной и ненормативной агрессии, развить у молодых людей умения социального взаимодействовать, рефлексировать, применять приемы саморегуляции, сформировать у них навыки толерантного поведения, умения выходить из поля, в котором имеют место такие явления, как: деструктивные культы, экстремистские организации, деформирующие личность субкультуры.

Только при наличии усиления и интеграции воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений профессионального образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации возможно говорить о совершенно новой, комплексной, актуализированной стратегии по профилактике экстремистской деятельности.

В качестве потенциальных объектов террористических устремлений могут рассматриваться любые физические и юридические лица, места массового пребывания людей, объекты недвижимости, критической инфраструктуры, транспорта, жизнеобеспечения, коммуникационные и информационные сети. Под антитеррористической защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования. В связи с этим особое значение имеет эффективная реализация административно-правовых режимов, предусмотренных законодательством Российской Федерации [2, с. 79].

Организация эффективной системы противодействия терроризму в России диктует необходимость системного подхода с опорой на научный и управленческий анализ факторов, способствующих генезису терроризма (как в масштабах всей страны, так и на уровне ее отдельных регионов и муниципальных образований) [3, с. 11].

В современном российском обществе возникновение угроз распространения экстремистской идеологии, проявления ксенофобии и терроризма в молодежной среде - это злободневная проблема, требующая незамедлительно вмешательства и решения. Важной социально-педагогической задачей становится поиск новых методов, форм и технологий, направленных на предупреждение социальных рисков молодежного экстремизма [4, с. 101].

Какие же категории молодежи наиболее склонные к экстремистской деятельности?

Педагогами, психологами, социологами доказано, что существует особая социально-психологическая ситуация в жизни любого человека, которая охватывает возрастной диапазон от 14 до 22 лет. Именно поэтому в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности, в так называемую «зону риска» оказываются те молодые люди, на чье социальное благополучие и должно быть направлено пристальное внимание всех заинтересованных служб и организаций. В «зону риска» попадают следующие категории молодежи:

1) во-первых, это молодые люди из таких семей, которые принято называть неблагополучными, социально-дезориентированными, где имеет место не только низкий социально-экономический статус, но и недостаточный интеллектуальный уровень, причем, в поведенческих паттернах таких молодых людей часто встречаются нарушения социальных или культурных норм, как следствие, приводящих к настороженному и враждебному отношению окружающих (это и алкоголизм, и наркомания, а также физическое и морально-нравственное насилие);

2) во-вторых, это так называемые «мажоры», или «золотая молодежь», существующая в тотальной атмосфере безнаказанности и вседозволенности, экстремального досуга, тяготеющая к экстриму, бездуховная и пресыщенная, рассматривающая, как правило, причастность к экстремистской субкультуре как естественную форму «нескучного», с адреналином, времяпрепровождения;

3) в-третьих, это дети, подростки, молодежь, которые имеют склонность к агрессивному, девиантному и делинквентному поведению, это те, кто привыкли самоутверждаться в среде сверстников единственным для них приемлемым способом - силовым методом решения проблем и споров, у них совершенно не развиты навыками рефлексии и саморегуляции; чем, безусловно, вызывают не только настороженное, но, зачастую, и враждебное отношение окружающих уличных компаний;

4) в-четвертых, это представители различных движений, религиозных организаций, экстремистских, политических и т.д.

Подростки и молодежь, оказываются в совершенно новых социально-экономических и возрастных рамках, что весьма важно учитывать при организации профилактической работы. Как известно, в этот возрастной период иллюстрируются такие психологические маркеры, как: поиск смысла и ценности жизни, развитие самосознания, обострение чувства справедливости. Эти особенности подталкивают молодого человека к тому, чтобы найти свою группу, собственную идентичность в диаде «мы» - «они». Неустойчивость психики молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет, как правило, легко подвержена внушению и манипулированию. Часто по этой причине жизненный драйвер толкает молодежь на путь маргинала.

В этот период времени молодежь продолжает образование, покидает стены школы, отчий дом, уезжает в другой город или регион, и оказывается в такой ситуации, при которой имеют место свобода и социальная незащищенность. В итоге молодой человек весьма мобилен, как правило, он охотно соглашается на, различного рода, эксперименты, не прочь поучаствовать в акциях, митингах, погромах. А корни готовности молодежи к подобным действиям произрастают из его низкой материальной обеспеченности, а участие в оплаченных кем-либо акциях протеста рассматривается им как допустимая возможность дополнительного заработка.

Молодежь ищет идентичности, пытается закрепиться в жизни, вследствие чего становится весьма уязвимой, иллюстрирует неуверенность, желание сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Любая экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная религиозная организация, которая может дать молодому человеку простой и конкретный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?», может стать тем самым кругом близких по духу людей.

Создание на месте экстремистского пространства конструктивных социальных зон для молодежи - это самый верный на сегодняшний день подход к поиску методов решения данной проблемы. Непосредственная, прямая профилактика на сегодня не дает практически никакого эффекта, поэтому необходимо опираться в данной работе на косвенные, «мягкие» методы и формы, которые позволят оптимизировать не только социум, среду, но и личность.

Социально-психологические процессы, происходящие с подростком, должны профессионально сопровождаются соответствующими специалистами, причем не всегда являющимися представителями официальных институтов - такова сущностная характеристика идея управляемой социализации, потребность в которой сегодня назрела.

Доминантной целью профилактической работы должен стать средовой подход, при котором возможно и оптимально создание таких условий для молодого человека, которые смогут существенно снизить риски проявления экстремисткой активности. Чтобы успешно реализовать подобную модель, необходимо создавать и развивать позитивные молодежные средства массовой информации, причем целесообразно полностью обеспечить эти СМИ свободой печати, только при таком условии они будут способны выполнять как гражданскую, так и социализирующую функцию [5, с. 87-89].

Также весьма актуальной нам представляется организация позитивного развивающего досуга подростков и молодежи через деятельность детских и молодежных общественных объединений, а чтобы их деятельность была эффективной и привлекательной для молодого поколения необходимо оказывать им системную комплексную поддержку. Тогда будут развиваться и материально-техническая база, и кадровый, социальный, творческий потенциал общественных организаций.

Проблему терроризма и экстремизма в молодежной среде можно смело отнести к дискурсу проблематики глобализации. К настоящему времени накопилось немало социологической литературы, показывающей бессодержательность утверждений о наличии экономической, политической или культурной глобализации Глобализация приводит к интенсификации культурных контактов, взаимопроникновению культур, усилению доминирования одних систем ценностей в ущерб другим. Вторжение новых, ранее неизвестных норм и ценностей в общественную жизнь некоторых регионов мира может вызвать неприятие и отторжение и у отдельных социальных групп, и у всего населения отдельных стран. При этом обостряется поиск аутентичности, усиливается стремление обратиться к традициям, в том числе религиозным и социокультурным корням. Иногда чужая культура воспринимается как враждебная сила, разрушающая традиционный общественный уклад и привычный образ жизни. Особенно болезненно подобная реакция проявляется в бедных, экономически неразвитых странах, где демонстрация более высокого жизненного уровня, присущего странам иной цивилизации, вызывает острую зависть и неприязнь. Тем более что в условиях глобализации информация, вызывающая подобные настроения, легко проникает в любые уголки земного шара.

Выводы. Вследствие всего вышеперечисленного глобализация в исламских странах способствует росту религиозного фундаментализма и экстремизма, усиливая угрозу терроризма. Подпитывают терроризм и экономические последствия глобализации, ведущие к углублению социальных конфликтов. Экстремистские тенденции проявляются в порожденных процессом глобализации антиглобалистских движениях. Глобализация влияет на методы и средства террористической деятельности. Террористы и террористические организации активно используют технические достижения глобализации, особенно в сфере коммуникаций, для подготовки и осуществления террористических актов. На протяжении новейшей мировой истории сепаратизм являлся одной из главных предпосылок для возникновения и развития политического экстремизма, который в условиях глобализации стал неизбежно принимать форму международного терроризма [6, с. 318].

Литература:

1. Пахомов С.В., Карабаш Д.В. Совершенствование криминалистической подготовки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму. - В сборнике: Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском Федеральном Округе: проблемы теории и практики // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России Крымский филиал. 2015. С. 40-43.

2. Карабаш Д.В., Лазицкий С.Л. Общегосударственная система противодействия терроризму // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. С. 136.

3. Карабаш Д.В., Горбенко А.И., Кубякин Е.О. Антитеррористическая безопасность на муниципальном уровне в условиях социокоммуникативных трансформаций Российского общества: социологический анализ.-Краснодар, 2016.

4. В. С. Кудрин А. И. Юдина. Молодежный экстремизм: причины возникновения, технологии предупреждения. Учебное пособие / Кемеровский государственный институт культуры. - Кемерово, 2016. - 160 с.

5. Карабаш Д.В., Лазицкий С.Л. Альтернативные стратегии безопасности в современном российском социуме: социокультурный ракурс / С.Л. Лазицкий, Д.В. Карабаш. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2017. - 92 с.

6. Скобликов Р.В., Устименко В.О. К вопросу о парадигмальном анализе глобализации как исторического процесса // Общество и право. 2015. № 1 (51). С. 318-321.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук Ковалева Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул)

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются рекомендации по воспитанию толерантности участников образовательного процесса к детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается система работы с детьми, педагогами и родителями в ее основных этапах, структурных и содержательных компонентах. Акцентируется внимание на организации предметно-пространственной среды в групповых комнатах и формах реализации воспитания культуры толерантности.

Ключевые слова: воспитание толерантности, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. The article describes the recommendations on education of tolerance participants in the educational process for preschool children with disabilities. The system of work with children, teachers and parents in its main stages, structural and substantive components is considered. The attention is focused on the organization of the subject-spatial environment in the group rooms and forms of implementation of education tolerance culture. Key words: tolerance education, inclusive education, children with disabilities.

Введение. Приобщение к культуре толерантности всех участников образовательного пространства в условиях активного внедрения инклюзивной практики несомненно постулируется современными теоретиками и практиками, психологами и педагогами как стратегическая задача, решение которой определит успешность распространения идеологии инклюзии. Наиболее сензитивным возрастным периодом для формирования менталитета толерантности и приобщения к ценностям инклюзивной культуры является, прежде всего, дошкольное детство. Именно педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители, воспитывающие детей дошкольного возраста, являются источниками формирования базовой культуры толерантной личности подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.