Научная статья на тему 'Преступления экстремистской направленности, совершенные несовершеннолетними, как объект частной криминалистической методики'

Преступления экстремистской направленности, совершенные несовершеннолетними, как объект частной криминалистической методики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
EXTREMISM / EXTREMIST ACTIVITY / MINORS / INVESTIGATION / FORENSIC TECHNIQUES / CRIME ACTORS / ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / СУБЪЕКТЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павленко Екатерина Николаевна

В статье автор обращается к проблеме разработки обновленной частной криминалистической методики расследования преступлений экстремистской направленности, совершенных несовершеннолетними. Аргументирует эту потребность рядом обстоятельств: тенденциями современной преступности, активизацией роли молодежи в структуре экстремистской преступности и спецификой преступлений экстремистской направленности, совершенных несовершеннолетними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Павленко Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMES OF AN EXTREMIST NATURE COMMITTED BY MINORS, AS AN OBJECT OF PRIVATE CRIMINALISTIC METHODS

In article author addresses the problem of developing an updated private criminalistic methods of investigation of extremist crimes committed by minors. Argue this reguirement of a number of factors: the trends of modern crime, the intensification of the role of youth in the structure of extremist crime, the specifics of forensically significant characteristics of extremist crimes committed by juveniles.

Текст научной работы на тему «Преступления экстремистской направленности, совершенные несовершеннолетними, как объект частной криминалистической методики»

УДК 343.97 : 343.98.067 ББК 67.52

Павленко Екатерина Николаевна Pavlenko Ekaterina Nikolaevna

адъюнкт Ростовского юридического института МВД России.

Adjunct of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Тел.: 8(863) 207-86-25.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШЕННЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, КАК ОБЪЕКТ ЧАСТНОЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ

Crimes of an extremist nature committed by minors, as an object of private criminalistic methods

В статье автор обращается к проблеме разработки обновленной частной криминалистической методики расследования преступлений экстремистской направленности, совершенных несовершеннолетними. Аргументирует эту потребность рядом обстоятельств: тенденциями современной преступности, активизацией роли молодежи в структуре экстремистской преступности и спецификой преступлений экстремистской направленности, совершенных несовершеннолетними.

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, несовершеннолетние, расследование, криминалистическая методика, субъекты преступления.

In article author addresses the problem of developing an updated private criminalistic methods of investigation of extremist crimes committed by minors. Argue this reguirement of a number of factors: the trends of modern crime, the intensification of the role of youth in the structure of extremist crime, the specifics offorensically significant characteristics of extremist crimes committed by juveniles.

Keywords: extremism, extremist activity, minors, investigation, forensic techniques, crime actors.

На современном этапе развития нашего государства и гражданского общества продолжает прогрессировать такая неблагоприятная тенденция, как усиление социальной напряженности, количественный и качественный рост агрессивного противостояния между различными социальными группами на почве политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной нетерпимости [1]. Причины возникновения экстремизма как социального зла глубинны и многогранны [2; 3], многие из них широко освещены в специальной литературе [4]. Его общественную опасность невозможно переоценить [5]. Государством принимаются различные серьезные меры по профилактике экстремистских проявлений, однако, несмотря на некоторые успехи правоохранительных органов, пока весьма преждевременно говорить об искоренении в нашей стране экстремизма как деструктивного социального явления, о чем свидетельствуют многочисленные резонансные уголовные дела.

Особую тревогу вызывает активная вовлеченность в данный процесс несовершеннолетних. Средства массовой информации и официальные источники периодически сообщают о фактах жестоких столкновений с участием подростков на национальной, религиозной, расовой и иной идеологической почве.

Физическое, психическое и интеллектуальное развитие несовершеннолетних находится в состоянии формирования, процесс которого не всегда протекает гармонично и порой осложняется различными свойственными для данного возраста кризисами и противоречиями. При этом незавершенность становления мировоззрения зачастую сочетается с подростковым нигилизмом, недоверием и даже неприязнью к родителям и иным представителям старшего поколения, к традиционно сложившемуся жизненному укладу, с внушаемостью, мнительностью, максимализмом, готовностью к фанатичному следованию за авторитетами, вы-

бор которых может быть не только алогичен, но и опасен.

Вследствие незавершенности психического и интеллектуального развития нередко замечания близких родственников, педагогов, представителей правоохранительных и иных государственных органов официально существующих общественных организаций воспринимаются как посягательство на их свободу выбора, личную неприкосновенность и даже честь и достоинство. Подростки, испытывая чувство дискриминации по признаку возраста со стороны иных представителей социума, давление взрослых, ощущают в себе непреодолимое желание обрести свободу и независимость от всех. Но при этом потребность большинства детей в психологической поддержке и мировоззренческих поисках, неуверенность в собственных силах обусловливают их интерес и восприимчивость к мнению представителей различных неформальных структур.

Как правило, в подростковом возрасте несовершеннолетние склонны к объединению в неформальные группы исходя из общности интересов. Отмеченные явления в сочетании с заниженной самооценкой, внешне иногда позиционируемой как компенсаторно-завышенной, на фоне иных противоречивых внутренних психических процессов обусловливают постепенное преобразование социальной ориентации этих групп в деструктивные общности, объявляющие «войну» всем представителям «враждебных» им социальных групп, чаще всего этнических.

Анализ материалов практики свидетельствует о наличии комплекса проблем, связанных с доказыванием в действиях субъектов преступлений экстремистской составляющей, в том числе применительно к экстремистским преступлениям, совершенным несовершеннолетними.

Экстремизм в специальной научной литературе классифицируется по ряду критериев и оснований [6; 7], большинство из которых имеет право на существование, объединяя какую-либо общность деструктивных явлений.

Одной из распространенных является классификация экстремистских преступлений по основаниям, указанным в примечании к ст. 282.1 УК РФ: преступления, совер-

шенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные определенными статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, в частности п. «е» ч. 1 ст. 63.

Ни в коем случае не подвергая сомнению эту классификацию, отметим ее достаточно обобщенный характер с точки зрения формирования частных криминалистических методик расследования отдельных видов и групп преступлений. Иными словами, являясь универсальной для уголовного права, она может быть уточнена исходя из задач частной криминалистической методики. Как известно, криминалистика рассматривает преступление с позиции деятельностного подхода, формулируя на основе системного познания механизма преступления определенной группы его информационную модель, отраженную в криминалистической характеристике [8].

А. М. Колов обращает внимание на следующие достаточно оригинальные классификационные критерии экстремизма, предлагаемые в научной литературе: «бытовой - если преступление совершено в случайно возникших экстремальных обстоятельствах; уголовный - если преступление совершено представителями криминальной среды, приверженными к крайним антиобщественным взглядам; спортивный - если преступление совершено спортивными (футбольными, хоккейными и другими) фанатами; музыкальный - если преступление совершено фанатами различных музыкальных направлений, групп и так далее» [9, с. 102].

Мы сомневаемся в необходимости выделения в качестве самостоятельных видов бытовой и уголовный экстремизм, так как они не отражают существенных, криминалистически значимых качеств этого явления, позволяющих его дифференцировать как соответствующий критерий, влияющий на механизм совершения преступлений экстремистской направленности. Даже случайно возникшие в быту обстоятельства, приведшие к совершению преступления экстремистской направленности, определенным образом мотивированы и детерминированы иными устойчивы-

ми факторами, поэтому системообразующими с точки зрения механизма преступления в данном случае будут не бытовые условия, а специфические мотивы и особенности субъектов преступления.

Существуют различные мнения по поводу выделения молодежного экстремизма в качестве специфической его разновидности. Одни авторы безусловно признают данный деструктивный феномен [10], другие рассматривают его в рамках иных разновидностей экстремистской деятельности. Существует и расширительная трактовка, относящая к молодежному экстремизму почти все преступления, совершаемые молодыми и несовершеннолетними людьми [9, с. 102].

Полагаем, что обе позиции являются двумя крайностями. Преступления, совершенные несовершеннолетними вследствие ярко выраженных криминалистически значимых качеств психологического, физического, социально-демографического и иного характера, присущих подросткам, традиционно выступают объектом комплексной частной криминалистической методики, сформированной по принципу доминирования такого элемента криминалистической характеристики, как особенности личности субъекта преступления. Напомним, что разработка частных криминалистических методик интегрированной природы, в которых системообразующим элементом выступают криминалистически значимые качества субъектов преступления, иногда в сочетании с определенной группой преступлений [11, с. 63-68], - общепризнанное явление с точки зрения базовых положений классификации криминалистических методик [12, с. 8].

Но в рамках частной криминалистической методики расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, в соответствии со сложившейся в криминалистической науке традиции, преимущественно анализируются особенности расследования данного вида преступлений корыстно-насильственной направленности как преступлений, по общему правилу, наиболее распространенных в подростковой среде.

Совершение преступлений экстремистской направленности несовершеннолетними обладает комплексом специфических особенностей, генерированных психологиче-

скими и иными криминалистически значимыми качествами этих субъектов, наличием характерной подростковой субкультуры, влияющей на взаимоотношения с другими членами общества.

Е. Е. Колбасина считает, что неформальные молодежные группы насильственной направленности, носящие экстремистский характер, могут придерживаться фашистских либо, наоборот, коммунистических взглядов и устремлений, выражающих открытое противостояние любым формам нацизма, бороться против всех неарийцев, в основном иммигрантов из стран третьего мира, а также сексуальных меньшинств, наркоманов [13, с. 7]. Возможно, что, говоря о приверженцах этнически-пренебрежительных взглядов и устремлений, борющихся против всех неарийцев, автор имела в виду не столько арийцев (этот термин признан несостоятельным, ненаучным после крушения фашистских режимов по окончании Второй мировой войны), тем более с учетом условий российской действительности, а, скорее, представителей славянского этноса. Кроме того, выделяя в качестве самостоятельной группы экстремистского толка неофашистские организации, автор предлагает еще одно независимое направление - приверженцы этнически-пренебрежительных взглядов и устремлений, при этом не принимая во внимание то, что неотъемлемым постулатом фашизма является утопическая идея о превосходстве одной расы. Представляя далее альтернативные классификационные основания для дифференциации неформальных молодежных групп неэкстремистской природы, Е. Е. Колбасина также выделяет молодежные группы тоталитарно-религиозной направленности, идейная сущность которых заключается в яром противостоянии христианству. Однако конфликт на религиозной почве также имеет экстремистский характер, исходя из общего определения преступлений экстремистской направленности, представленных в примечании 2 ст. 282.1 УК РФ.

Полагаем, что в контексте разнообразных преступлений экстремистской направленности (основой которых являются совокупность мотивов политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды либо неприятия какой-либо социальной группы), совершение

которых свойственно несовершеннолетним, возможно выделить следующие группы деяний: насильственного характера (убийства, умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести и другие); агитационно-демонстративного характера (пропаганда экстремистской деятельности, вовлечение иных лиц в совершение преступлений экстремистской направленности); эпа-тажного характера (хулиганство, вандализм,

Литература

1. Варданян А. В., Кулешов Р. В. Генезис экстремизма и терроризма в России как ретроспективный аспект криминалистического научного знания // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 3 (31).

2. Варданян А. В., Кулешов Р. В. О классификации явлений экстремизма и терроризма: единство сущности и поливариантность отображения в социуме // Правовое государство: теория и практика. 2015. № 4 (42).

3. Варданян А. В., Кулешов Р. В. Соотношение понятий экстремистской и террористической деятельности: гносеологический и правовой аспекты // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2015. № 4.

4. Варданян А. В., Кулешов Р. В. Диалектическое единство экстремизма и терроризма как философская предпосылка для совершенствования подходов к криминалистическому научному обеспечению антитеррористической и антиэкстремистской деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 8.

5. Варданян А. В., Кулешов Р. В. Типология агрессии и формы ее проявления в структуре мотивации экстремистской и террористической деятельности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. Вып. 2 (25).

6. Петрянин А. В. Противодействие преступлениям экстремистской направленности: уголовно-правовой и криминологический аспекты: ав-тореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014.

7. Айвазова О. В. Криминалистическая характеристика преступлений как систематизированное отражение механизма преступной деятельности: результаты научной полемики // Вестник Томского государственного университета. 2014. Вып. 389.

надругательство над местами захоронения и т. п.).

На наш взгляд, предложенная классификация могла бы явиться теоретико-методологической предпосылкой для дальнейшей разработки частной криминалистической методики расследования преступлений экстремистской направленности, совершенных несовершеннолетними.

Bibliography

1. Vardanyan A. V., Kuleshov R. V. Genesis of extremism and terrorism in Russia as a retrospective aspect of forensic scientific knowledge // Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 3 (31).

2. Vardanyan A. V., Kuleshov R. V. On the classification of the phenomena of extremism and terrorism: the unity of nature and of the multivariate display in the society // Constitutional state: theory and practice. 2015. № 4 (42).

3. Vardanyan A. V., Kuleshov R. V. The relationship between the concepts of extremist and terrorist activities: epistemological and legal aspects // «Black holes» in Russian legislation. 2015. № 4.

4. Vardanyan A. V., Kuleshov R. V. Dialectical unity of extremism and terrorism as a philosophical prerequisite for the improvement of approaches to forensic scientific support anti-terrorist and anti-extremist activity // Bulletin of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 8.

5. Vardanyan A. V., Kuleshov R. V. Typology of aggression and forms of its manifestation in the structure of motivation of extremist and terrorist activities // Bulletin of the Volgograd academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

2013. Vol. 2 (25).

6. Petryanin A. V. Counteraction to extremist crimes: criminal law and criminological aspects: abstract dis. ... doctor of law. Moscow, 2014.

7. Aivazova O. V. Criminalistic characteristics of crimes as systematic reflection of the mechanism of criminal activity: the results of scientific debate // Bulletin of the Tomsk state university.

2014. Vol. 389.

8. Kolov A. M. The limits of extremism and legal framework for combating its manifestations // Business in law. 2010. № 3.

8. Колов А. М. Пределы экстремизма и правовые основы противодействия его проявлениям // Бизнес в законе. 2010. № 3.

9. Аминов Д. И. Молодежный экстремизм. М., 2005.

10. Айвазова О. В., Гнетнев И. Г. Особенности формирования показаний подозреваемых, обвиняемых, имеющих психические расстройства, не исключающие вменяемости // Известия ТГУ. Экономические и юридические науки. 2013. Вып. 2. Ч. 2.

11. Головин А. Ю. Базовые криминалистические классификации преступлений // Известия ТГУ. Экономические и юридические науки. 2013. Вып. 2. Ч. 2.

12. Колбасина Е. Е. Предупреждение насильственных преступлений, совершаемых неформальными молодежными группами: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2012.

9. Aminov D. I. Youth extremism. Moscow, 2005.

10. Aivazova O. V., Gnetnev I. G. Peculiarities of formation of the testimony of suspects, accused persons with mental disorder, not excluding sanity // News of the Tula state university. Economic and legal sciences. 2013. Vol. 2. Part 2.

11. Golovin A. Yu. Forensic basic classification of crimes // News of the Tula state university. Economic and legal sciences. 2013. Vol. 2. Part 2.

12. Kolbasina E. E. The prevention of violent crimes committed by informal youth groups: abstract dis. ... PhD in law. Rostov-on-Don, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.