Научная статья на тему 'Гражданская позиция и оценка экстремистских настроений студентов в современных условиях'

Гражданская позиция и оценка экстремистских настроений студентов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
215
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ НАСТРОЕНИЯ / EXTREMISM / RELIGIOUS EXTREMISM / TOLERANCE / STUDENT YOUTH / CIVIL IDENTITY / CIVIC POSITION / MULTICULTURALISM / EXTREMIST SENTIMENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дзагурова Наталья Хаджумаровна

Проблемы, касающиеся межнациональных противоречий, религиозной нетерпимости и распространения экстремистских проявлений, стали все чаще возникать в последние годы в нашей стране. Экстремизм, являясь жесткой формой проявления национальных и религиозных противоречий, вызывает нестабильность в обществе, способствует ослаблению государственности в современной России, побуждает в отдельных субъектах Российской Федерации сепаратистские настроения и тем самым создаёт для экстремистских объединений благоприятную среду для реализации своих целей и задач. Исследование явления экстремизма в социологии имеет сравнительно недолгую историю. Начало изучению данного феномена положило массовое возникновение террористических организаций в развитых странах мира в середине двадцатого века. В современном российском обществе особую значимость приобретает исследование такого опасного социального явления, так как его распространенность разобщает, нарушает социальные связи, дезорганизует общество, нарушает его стабильность и социальную безопасность. Рост многообразия, мультикультурности сегодняшнего социума, увеличение процессов миграции усиливают актуальность изучения социальных установок, представлений, характеризующих экстремистские настроения, прежде всего молодежи, определяющей будущий вектор развития общества. В связи с этим, в статье представлен анализ социально-правового исследования проблем гражданской идентичности, а также экстремистского потенциала учащейся молодежи в Северокавказских регионах. Особое внимание в статье уделяется описанию особенностей гражданских позиций студентов, факторы гражданской интеграции и дезинтеграции. Среди основной массы населения выделяются группы молодежи, имеющие конфликтный экстремистский потенциал. Их социально-демографические характеристики также описываются с позиций современных условий. В заключении делаются выводы о том, что экстремистские настроения студентов образовательных организаций Северокавказских регионов определяются не только социально-демографическими, но и социально-экономическими факторами, а также зависят от степени зрелости их гражданской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVILIAN POSITION AND EVALUATION OF EXTREMIST SETTINGS OF STUDENTS IN MODERN CONDITIONS

The problems concerning interethnic contradictions, religious intolerance and the spread of extremist manifestations have been increasingly emerging in recent years in our country. Extremism, being a rigid form of manifestation of national and religious contradictions, causes instability in society, contributes to the weakening of statehood in modern Russia, induces separatist sentiments in certain constituent entities of the Russian Federation and thereby creates favorable conditions for extremist associations to realize their goals and tasks. The study of the phenomenon of extremism in sociology has a relatively short history. The study of this phenomenon was initiated by the mass emergence of terrorist organizations in the developed countries of the world in the middle of the twentieth century. In today''s Russian society, the study of such a dangerous social phenomenon acquires special significance, since its prevalence separates, disrupts social ties, disorganizes society, violates its stability and social security. Growing diversity, multiculturalism of today''s society, increasing migration processes increase the urgency of studying social attitudes, ideas that characterize extremist moods, especially young people, which determines the future vector of society''s development. In this regard, the article presents an analysis of the socio-legal study of the problems of civil identity, as well as the extremist potential of students in the North Caucasus regions. Particular attention is paid to the description of the peculiarities of students'' civil positions, factors of civil integration and disintegration. Among the bulk of the population, there are groups of young people with conflicting extremist potential. Their socio-demographic characteristics are also described in terms of current conditions. In conclusion, conclusions are drawn that extremist attitudes of students of educational organizations in the North Caucasus regions are determined not only by socio-demographic factors, but also by social and economic factors, and also depend on the maturity of their civic position.

Текст научной работы на тему «Гражданская позиция и оценка экстремистских настроений студентов в современных условиях»

Dzagurova Natalia Khadzhumarovna

CIVILIAN POSITION AND EVALUATION .

juridical science

УДК 343.3/.7

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ И ОЦЕНКА ЭКСТРЕМИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© 2018

Дзагурова Наталья Хаджумаровна, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела социально-политических исследований Владикавказский научный центр РАН (362027, Россия, Владикавказ, ул. Маркуса, 22, e-mail: nata.dzagurova.65@bk.ru)

Аннотация. Проблемы, касающиеся межнациональных противоречий, религиозной нетерпимости и распространения экстремистских проявлений, стали все чаще возникать в последние годы в нашей стране. Экстремизм, являясь жесткой формой проявления национальных и религиозных противоречий, вызывает нестабильность в обществе, способствует ослаблению государственности в современной России, побуждает в отдельных субъектах Российской Федерации сепаратистские настроения и тем самым создаёт для экстремистских объединений благоприятную среду для реализации своих целей и задач. Исследование явления экстремизма в социологии имеет сравнительно недолгую историю. Начало изучению данного феномена положило массовое возникновение террористических организаций в развитых странах мира в середине двадцатого века. В современном российском обществе особую значимость приобретает исследование такого опасного социального явления, так как его распространенность разобщает, нарушает социальные связи, дезорганизует общество, нарушает его стабильность и социальную безопасность. Рост многообразия, мультикультурности сегодняшнего социума, увеличение процессов миграции усиливают актуальность изучения социальных установок, представлений, характеризующих экстремистские настроения, прежде всего молодежи, определяющей будущий вектор развития общества. В связи с этим, в статье представлен анализ социально-правового исследования проблем гражданской идентичности, а также экстремистского потенциала учащейся молодежи в Северокавказских регионах. Особое внимание в статье уделяется описанию особенностей гражданских позиций студентов, факторы гражданской интеграции и дезинтеграции. Среди основной массы населения выделяются группы молодежи, имеющие конфликтный экстремистский потенциал. Их социально-демографические характеристики также описываются с позиций современных условий. В заключении делаются выводы о том, что экстремистские настроения студентов образовательных организаций Северокавказских регионов определяются не только социально-демографическими, но и социально-экономическими факторами, а также зависят от степени зрелости их гражданской позиции.

Ключевые слова: экстремизм, религиозный экстремизм, толерантность, студенческая молодежь, гражданская идентичность, гражданская позиция, поликультурность, экстремистские настроения.

CIVILIAN POSITION AND EVALUATION OF EXTREMIST SETTINGS OF STUDENTS IN MODERN CONDITIONS

© 2018

Dzagurova Natalia Khadzhumarovna, candidate of historical sciences, associate professor, senior researcher, department of social and political studies Vladikavkaz scientific center of the RAS (362027, Russia, Vladikavkaz, Marcus Street, 22, e-mail: nata.dzagurova.65@bk.ru)

Abstract. The problems concerning interethnic contradictions, religious intolerance and the spread of extremist manifestations have been increasingly emerging in recent years in our country. Extremism, being a rigid form of manifestation of national and religious contradictions, causes instability in society, contributes to the weakening of statehood in modern Russia, induces separatist sentiments in certain constituent entities of the Russian Federation and thereby creates favorable conditions for extremist associations to realize their goals and tasks. The study of the phenomenon of extremism in sociology has a relatively short history. The study of this phenomenon was initiated by the mass emergence of terrorist organizations in the developed countries of the world in the middle of the twentieth century. In today's Russian society, the study of such a dangerous social phenomenon acquires special significance, since its prevalence separates, disrupts social ties, disorganizes society, violates its stability and social security. Growing diversity, multiculturalism of today's society, increasing migration processes increase the urgency of studying social attitudes, ideas that characterize extremist moods, especially young people, which determines the future vector of society's development. In this regard, the article presents an analysis of the socio-legal study of the problems of civil identity, as well as the extremist potential of students in the North Caucasus regions. Particular attention is paid to the description of the peculiarities of students' civil positions, factors of civil integration and disintegration. Among the bulk of the population, there are groups of young people with conflicting extremist potential. Their socio-demographic characteristics are also described in terms of current conditions. In conclusion, conclusions are drawn that extremist attitudes of students of educational organizations in the North Caucasus regions are determined not only by socio-demographic factors, but also by social and economic factors, and also depend on the maturity of their civic position.

Keywords: extremism, religious extremism, tolerance, student youth, civil identity, civic position, multiculturalism, extremist sentiments.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современный период развития стран Европы, в том числе и России, характеризуется разрушением материальных и духовных ценностей, ростом ксенофобных настроений, что является реакцией на рост массовых миграционных потоков, а также ситуации девальвации национальных ценностей, происходящих в процессе построения абстрактной идентичности европейца. Терроризм в Российской Федерации отличается своими специфическими особенностями. Основная его особенность заключается в том, что терроризм в нашей стране порождается углубляющимся социальным и политическим кризисом, ослаблением правопорядка, что, в свою очередь, привел к новым противоречиям, разрешения которых отдель-

ными лицами и организациями все чаще осуществляется насильственными способами. Другая ее особенность заключается в прямой зависимости применения насилия, как способа достижения целей, от условий переходного периода, когда утрачены ранее существовавшие общечеловеческие ценности, а новые еще не сформировались, когда разрушена государственная структура, направленная на охрану безопасности общества и государства в целом. Поэтому очевидно, что, не решая радикальным образом социальные, экономические, национальные, управленческие проблемы, не удастся ликвидировать социальную базу терроризма. «Следует признать, пишет Е.В. Сальников, что оптимизация деятельности органов местного самоуправления по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений экстремизма мо-

342

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

юридические науки

Дзагурова Наталья Хаджумаровна ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ ...

жет быть достигнута путем усиления координации деятельности различных субъектов противодействия экстремизму. Кроме того, требует разрешение отдельных правовых коллизий, препятствующих полноценному осуществлению данной деятельности. Принятие должных мер в этом отношении способствовало бы качественному улучшению общей системы противодействия экстремизму в Российской Федерации» [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Экстремизм по оценкам современных ученых (А.В. Глазков [2], И.И. Вахов [3], В.А. Диль [4] и др. [5-11]), это не только агрессия и насилие, но и система негативных установок, характеризующихся ненавистью, неприязнью, интоле-рантностью по отношению к представителям других национальностей. Такие явления существуют на глубинном ценностном уровне (В.Ш. Сабиров), формируя настроения, убеждения, ориентации [12]. Данный латентный экстремизм формирует базу для реальных националистических настроений. «Экстремизм в условиях постмодернистских ценностных координат, по мнению С.И. Чудинова, во многом порожден самой господствующей системой культурных ориентиров. Одностороннее и ограниченное понимание экстремизма, сформировавшееся в европейской либерально-ориентированной науке, - есть отражение позиции социального сингуляриз-ма, то есть того дискурса власти, который и вызывает протест у той части социума, которая тяготеет к противоположной мировоззренческой установке и подвержена экстремистским настроениям.

Формирование целей статьи (постановка задания). Представители экстремистских партий, имеют определенное мировоззрение, инициирующее подобные поступки. Состояние неопределенности, неустойчивости, скептицизма и ценностного релятивизма, легитимируемого в том числе и наукой, способно стать стимулом зарождения обратной реакции по упорядочиванию социальной реальности по принципу «монизма» и соответствующего типа социальной коммуникации» [13, с. 159-162]. Выявление экстремистского потенциала, и особенно религиозного экстремизма, таким образом, должно быть направлено на изучение социальных факторов и условий, обусловливающих переход латентного экстремизма в реальные негативные события межнационального характера.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Свою основную задачу религиозный экстремизм, как отмечают многие исследователи (Д.В. Горожанкина [14], Д.С. Рязанов [15], С.В. Фадеева [16] и др.), изучающие данную проблему, видят в признании своей религии ведущей и подавлении других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые представители экстремистских группировок ставят своей целью создание некоторой державы, в которой нормативно-правовые законодательства будут заменены общими для всего населения религиозными нормами и нравоучениями. Религиозный экстремизм часто перекрещивается с религиозным фундаментализмом (Д.С. Рязанов), целью которого является воссоздание фундаментальных основ «собственной» оригинальной цивилизации, освободив ее от чуждых новшеств и заимствований, вернуть ей «подлинное обличье» [15, с. 177-184].

С целью выявления особенностей гражданских позиций студенческой молодежи, а также оценки прогноза реализации их экстремистских настроений нами было проведено исследование. Было опрошено около 300 студентов, возраст опрошенных 18-20 лет. Анализ результатов произведен с помощью компьютерной программы для статистической обработки данных SPSS.

По результатам анкетирования было выявлено, что

76% студентов знакомы с понятиями «экстремизм» и «терроризм», а 31% опрошенных сталкивались с проявлениями экстремизма и дискриминации по национальным, религиозным признакам. Половина респондентов считает проблему экстремизма для России и города в частности весьма актуальной и с осуждением относятся к подобным действиям. Большая часть студентов (31%) посчитала причиной проявления экстремизма целенаправленное «разжигание» войн представителями националистической агрессии. Что касается способов профилактики терроризма и экстремизма, то 46% анкетируемых студентов выбрали ответ «Радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм, недопущение создания и функционирования новых религиозных и национальных объединений, тотальную цензуру».

Подавляющее большинство опрошенных (87%) акцентировали высокую степень гражданской идентичности, они в максимальной степени ассоциируют себя с гражданами России. Только 13 % студентов не считает себя гражданами России, относясь крайне негативно ко всем проявлениям гражданской идентичности (не испытывают гордости, счастья быть россиянином, отрицательно относятся к атрибутам государства (флаг, гимн и.т.п.). При этом данные молодые люди не испытывают особых экстремистских настроений. Подобное несфор-мированное отношение к гражданской идентичности может носить демонстративно негативный характер, что возможно связано с особенностями возраста и присущего для него максимализма. Незначительная часть студентов имеет противоречивые представления о своей гражданской позиции, они находятся в процессе ее формирования. Указанная группа студенческой молодежи достаточно редко испытывает неприязнь к людям другой национальности и не демонстрирует этого в явной степени. Примечательно то, что данные молодые люди проживают в достаточно обеспеченных семьях и имеют средний или выше среднего уровень материального благополучия.

При ответе на вопрос: «Ощущаете ли Вы близость с перечисленными общностями», среди студентов был выявлен рейтинг наиболее актуальных идентичностей.

Достаточно значимым для большинства молодежи является степень их идентичности со своим краем (59%), своим городом (38%), а также с молодыми людьми того же поколения (35%). Таким образом, основным фактором, интегрирующим гражданскую позицию, является любовь к своей малой Родине, что можно учитывать при проведении воспитательных мероприятий, направленных на рост гражданского самосознания.

Так как в региональных вузах преимущественно функционирует поликультурное образовательное пространство, то национальный состав испытуемых, соответственно, был разный: осетины, русские, армяне, узбеки, абхазцы, грузины, кабардинцы, греки, украинцы, дагестанцы. Студенты определили наиболее значимые компоненты своей гражданской идентичности, отвечая на вопрос: «Почему Вы относите себя к этому народу?».

Наиболее актуальными аспектами, явились: родной язык (88%); мои родители представители этой национальности (83%); проживание на территории, являющейся родиной этнической группы (76%); общее историческое прошлое (43%); ощущаю себя представителем своей этнической группы (31%). Наименьшую выраженность получил признак «имею общую государственность» (12%), а также наличие «общей религии» (10%), что говорит о недостаточной значимости данных компонентов для ощущения своей принадлежности к российской общности.

Люди могут осознавать себя по-разному. Например, они могут чувствовать себя представителями определенного народа или религии и, одновременно представителями своей страны, государства (например, гражданами России). Среди студентов в равной степени выражены

Dzagurova Natalia Khadzhumarovna juridical

CIVILIAN POSITION AND EVALUATION ... science

чувство принадлежности к своему народу, а также к своему гражданскому статусу (гражданин России), 85% студентов испытывает гордость, счастье «быть россиянином», при этом трепетно относятся к государственной атрибутике. Они же и ответили, что гордятся, когда слышат гимн России, когда видят, как поднимается флаг России. В наименьшей степени, молодежь оценивает свою принадлежность к определенной религии. Данный фактор не является интегрирующим для испытуемых.

Наиболее актуальным, в анализе гражданственности молодого поколения, является оценка молодежью показателей, проявлений реального понимания, что значит быть гражданином государства? Среди ответов молодежи, на первом месте преобладает позиция: «быть патриотом, любить Россию» (88 %); соблюдать законы, уважать конституцию (67%); иметь все права, представляемые законами этой страны, пользоваться ими (54%); чувствовать уверенность и стабильность в экономическом и моральном плане (60%); чувствовать причастность к большим и малым делам государства (40%); понимать свой гражданский долг, реализовать его в своей деятельности, учебе, работе (27%). Таким образом, каждый третий опрошенный студент важными компонентами гражданской идентичности считает «возможность иметь и использовать все права, представляемые законом этой страны»; чувство уверенности и стабильности в экономическом и моральном плане. Но только каждый пятый опрошенны выбрал позицию - «понимание своего гражданского долга, наличие гражданской ответственности». Полагаем, что именно данный ответ свидетельствует о недостаточно зрелой и сформированной гражданской идентичности. Однако, данный факт является позитивным социальным потенциалом, позволяющим надеяться на рост интеграционных процессов в современном российском социуме и его локальных регионах, в частности учащейся молодежи Северокавказских регионов (М.А. Сафонов), которая будет определять будущее развитие нашей страны [17].

Для оценки опасности проявления интолерантности к представителям других национальностей, молодые люди ответили на вопрос: «Какие чувства Вы испытываете к представителям других национальностей?». Большинство молодых людей (84%) испытывает нейтральные чувства к представителям других наций и народов, при этом многие имеют дружелюбные чувства к определенным людям (среди однокурсников) других национальностей, а 12% опрошенных испытывают скорее негативные эмоции и чувства к иноэтничному населению. При этом, примечательно, что среди благоприятно относящихся к другим этносам 60% девушки, а 40% юноши, проживающие чаще всего в материально обеспеченных семьях. Негативно к другим нациям относятся юноши, чаще проживающие в средне или мало обеспеченных семьях.

Можно предположить, что повышение материального уровня обеспеченности стимулирует толерантное, доброжелательное отношение, является иммунитетом для проявления экстремизма и наоборот. Однако данная гипотеза требует углубленного анализа и уточнения. «Сущность молодежного экстремизма, пишет в своем исследовании К.Ж. Ларионова, определяется социально-групповыми особенностями сознания молодежи, а формы проявления связаны с особенностями ее социального поведения. Молодежь, как социально-демографическая группа, является частью общества и индивидуально отражает каждого этапа его развития. И для его профилактики следует четко знать его причины, формирующиеся в несовершенстве самого общества, в недостатках государственной молодежной политики от его проявления, имеющих социально-групповую специфику» [18, с. 123126].

Среди причин негативного отношения к людям других наций преобладает: опасность их в связи с угрозой терроризма (38%); неумение, по мнению студентов, счи-344

таться с обычаями и нормами поведения, принятыми в России (34%); недостаточный уровень элементарной культуры и неумение себя вести (15%). Незначительное количество студентов ответили, что их беспокоит то, что люди других наций контролируют некоторые сферы бизнеса (23%). Истоки межнациональной напряженности, связанные с наличием наиболее выраженных экстремистских настроений, определялись на основании ответов испытуемых на вопрос: «Чувствуете ли Вы в настоящее время враждебность к людям других национальностей?».

Каждый четвертый испытуемый часто проявляет явные экстремистские настроения. Вызывает опасение также тот факт, что изредка среди опрошенных студентов испытывают враждебность к людям других наций каждый десятый из них. Среди данной категории студентов, демонстрирующих интолерантность, выявлено у студентов, проживающих в средне или высоко обеспеченных семьях. Данные факты свидетельствуют о наличии скрытого потенциала экстремистского настроения, и требуют пристального внимания, а также реализации системы профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня толерантности студентов других национальностей. Такую ситуацию подтверждает в своих исследованиях и Д.Г. Давыдов [19].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итоги исследования, необходимо резюмировать, что факторами усиления гражданской идентичности студенческой молодежи образовательных организаций Республики Северная Осетия - Алания являются: повышение социальной значимости осознания себя представителем страны, внедрение в психолого-педагогические практики наиболее прогрессивных национальных традиций разных народов, населяющих нашу страну, повышение значимости общего исторического прошлого, создание социально-экономических условий для повышения гордости за все аспекты социокультурной и экономической жизни в современном российском обществе. Дестабилизирующими, нарушающими процессы гражданской интеграции и способствующим экстремистским отношениям молодежи в, можно обозначить такие факторы как: низкий уровень жизни, кризис культуры и нравственности, низкий уровень сопричастности молодого населения к возможности решения актуальных социально-значимых проблем. Оптимизация данных направлений государственной молодежной политики будет способствовать усилению гражданских позиций учащейся молодежи, снижать риск проявления экстремизма и интолерантности. Необходимо также обеспечивать тесное взаимодействие между органами власти на различных уровнях (территориальном, федеральном и т.д.) при разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие экстремистской деятельности; разрабатывать меры по противодействию экстремизма, опираясь на условия, особенности конкретной местности; изучать, проводить анализ методов и тактики деятельности субъектов той или иной экстремисткой и террористической деятельности; при разработке профилактических программ учитывать международный опыт, социально-политические, национальные, этнокон-фессиональные и другие факторы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сальников Е.В. Проблемы противодействия экстремизму: минимизация и (или) ликвидация его последствий в составе механизма противодействия экстремизму //Ленинградский юридический журнал. 2011. .№3(25). С. 107-118.

2. Глазков А.В. Противодействие экстремизму экстремизм глазами молодежи //Право. Экономика. Безопасность. 2017. №3. С. 54-55.

3. Вахов И.И. Экстремизм в современной России: механизм воспроизводства и социального контроля.-С.Петербург.-2011._

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

юридические науки

Дзагурова Наталья Хаджумаровна ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ ...

4. Диль В.А. Тенденции развития современного экстремизма: молодежный и информационный экстремизм //Известия Томского политехнического университета. 2009. Т. 314. №6. С. 167-170.

5. Адамова М.А., Сергеев С.И. К вопросу измерения деятельности террористической организации ИГИЛ как мировой проблемы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 267-270.

6. Никитин А.Г. Виды и классификации экстремистского поведения: общетеоретические и правовые проблемы // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 186-194.

7. Тажутдинова Г.Ш., Эминова М.А. Делинкветное поведение как основа становления экстремизма // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 421-423.

8. Ярушкин Н.Н., Сатонина Н.Н. Информационный экстремизм в интернете как средство манипулирования сознанием // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 140-144.

9. Махненко С.И., Сыпченко А.Н. Социально-экономические факторы как основа возникновения и распространения экстремизма и терроризма на Северном Кавказе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 192-194.

10. Частнов К.С. Некоторые аспекты правовых основ борьбы с терроризмом и экстремизмом и их финансированием // Вестник НГИЭИ. 2013. № 3 (22). С. 169-174.

11. Ростова А.В., Иванова Т.Н. Представления населения о социальной безопасности (на примере анализа террористической угрозы) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 412-416.

12. Экстремизм как цивилизационный вызов: коллективная монография /науч. ред. В.Ш. Сабиров. Новосибирск: НГАСУ. 2012. 368 с.

13. Чудинов С.И. Экстремизм и научный образ экстремизма: столкновение мировоззренческих парадигм // Теория и практика общественного развития. 2014. №18. С. 159-162.

14. Горожанкина Д.В. Дифференциация понятий «религиозный экстремизм» и «религиозно-политический экстремизм» //Правоохранительные органы: теория и практика. 2012. №1. С. 34-37.

15. Рязанов Д.С. Религиозный экстремизм, религиозно-политический экстремизм и религиозный фундаментализм: общее, особенное, единичное //Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2014. Т. 7. С. 177-184.

16. Фадеева С.В. К вопросу о понятии защиты субъективного права и его содержании //Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики. Сборник научных трудов (по материалам V между-нар. научн.-практ. конф.). Киров, 2006. Ч. 2. С. 146.

17. Сафонов М.А. Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе : автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. 26 с.

18. Ларионова К.Ж. О молодежном экстремизме // Наука и современность. 2014. №27. С. 123-126.

19. Давыдов Д.Г. Причины молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной среде // Социология образования. 2013. № 10. С. 1-10.

Статья поступила в редакцию 11.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.