Научная статья на тему 'Воспитание толерантности в молодежной среде как фактор профилактики экстремизма'

Воспитание толерантности в молодежной среде как фактор профилактики экстремизма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
387
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
TOLERANCE / STATE POWER / YOUTH POLITICS / NATIONAL POLITICS / POLITICAL EXTREMISM / RELIGIOUS EXTREMISM / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маздогова Заира Зауровна

Автор в статье анализирует проблемы воспитания молодежи в духе толерантности, взаимоуважения и доброжелательности. Особое внимание уделяет вопросам профилактики политического и религиозного экстремизма в молодежной среде в Северо-Кавказском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING OF TOLERANCE AMONG YOUTH AS A FACTOR IN PREVENTING EXTREMISM

The article analyses the problems of youth upbringing in the spirit of tolerance, mutual respect and kindness. Special attention is paid to the problems of North-Caucasian region, namely to the problems of political and religious extremism prevention in the youth environment.

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности в молодежной среде как фактор профилактики экстремизма»

лять чиновникам искажать их действительность. Очевидно, что традиционные формы оценивания результативности отдельных чиновников или органов государственной власти в целом не позволяют достичь объективных оценок в силу способности бюрократических структур подменять статистические показатели. Объектом же контроля верховной власти должны выступать не статистические результаты, а социально и экономически опосредованные оценки. Так, например, эффективность строительства жилищного комплекса должна оцениваться не квадратными метрами застройки, а понижением стоимости жилья, проверкой его качества негосударственными экспертными организациями, удовлетворенностью населения решением квартирного вопроса и т. п.

3. Трансформация культурно-идеологической преемственности бюрократических поколений. Очевидно, что необходимо воздействовать как на рациональную, так и иррациональную сферы бюрократического мышления, формируя научные и учебные школы государственного управления. Чиновник, воспитанный в рамках специального базового образования, при наличии трансляции правовых, управленческих и социальных ценностей, будет иметь более устойчивое профессиональное сознание к антиправовому и антигосударственному мышлению и поведению. Такую профессиональную прослойку можно создать только с чистого листа, так как обладающая управленческим опытом в деформированной системе государственного управления бюрократия не может быть подвержена фундаментальным ценностным изменениям.

Литература

1. Чернышев А. Г. Бюрократические основы демократии, или «Демократические» основы бюрократии: подходы к проблеме // Демократия в современном мире: сборник статей. М., 2009.

2. Писарькова Л. Ф. Государственное управление России с конца XVIII до конца XVIII века. Эволюция бюрократической системы. М., 2007.

3. Бюрократия и бюрократы в России в XIX и XX веках: общее и особенное: сборник материалов XII Всероссийской научно-теоретической конференции. М., 2008.

4. Макаренко В. П. Бюрократия и государство (анализ бюрократии царской России). Ростов н/Д, 1987.

5. Альбац Е. Бюрократия: борьба за выживания. М., 2000.

6. Кузнецов Д. И. Бюрократия в отсутствии демократии. СПб., 2003.

7. Бальжинимаева Е. П. Государственная бюрократия как социальный слой в условиях национально-территориального региона / отв. ред. Ю. Б. Рандалов. Улан-Удэ, 2011.

8. Лукьянов В. Ю. Идеология и бюрократия в тоталитарном государстве: сопоставление государственно-политических систем Германии и СССР в период 30-х годов XX века. М., 2005.

9. Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. М., 2002.

10. Баранов П. П., Овчинников А. И. Концептуальные приоритеты теории правосознания // Юристъ-Правоведъ. 2007. № 5.

3. 3. Маздогова

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА

Автор в статье анализирует проблемы воспитания молодежи в духе толерантности, взаимоуважения и доброжелательности. Особое внимание уделяет вопросам профилактики политического и религиозного экстремизма в молодежной среде в Северо-Кавказском регионе.

Ключевые слова: толерантность, государственная власть, молодежная политика, национальная политика, политический экстремизм, религиозный экстремизм.

В России в настоящее время получила широкое распространение тема толерантности. Очень часто мы сталкиваемся с озлобленностью, нетерпимостью, жестокостью и агрессией в межличностных отношениях, в первую очередь это ка-

сается взаимоотношений в молодежной среде. Остро стоят проблемы воспитания молодежи в современной России, что обусловлено, прежде всего, произошедшей сменой ценностных установок. Безработица, низкий уровень доходов, не-

возможность получения образования для малообеспеченных слоев населения, расслоение общества и другие социальные проблемы ведут к нарастанию молодежного радикализма, а как следствие - экстремизма. Сегодня молодежь ориентирована не на социально значимые, а личные приоритеты, то есть предпочитает заниматься улучшением своего материального положения. Ситуация усугубляется тем, что в нашем государстве не созданы устойчивые общественно-политические структуры, основной задачей которых являлось бы проведение грамотной молодежной политики.

За последние десятилетия резко повысился уровень взаимосвязи между людьми посредством телевидения, Интернета и так далее. В связи с этим толерантность должна стать важнейшей человеческой ценностью, а воспитание молодежи в духе доброжелательности, сдержанности и терпимости - главной задачей всех государственных органов. Терпимое отношение к другим людям позволяет эффективно взаимодействовать и более полноценно реализовывать жизненный потенциал каждого. К сожалению, пока понятие толерантности в сознании простого человека мало что значит. Учащаются случаи проявления нетерпимости. Средства массовой информации переполнены сообщениями о проявлении различных форм нетерпимости в молодежной среде не только в образовательных учреждениях, но и на улицах наших городов, которые выливаются в жестокие столкновения и конфликты.

Сегодня в России, по различным данным, насчитывается около 160 экстремистских молодежных организаций, общая численность которых превышает 10 тысяч человек. Эти организации начали создаваться в 90-е годы XX столетия. Данный период в истории России характеризовался разрушением всех идеалов, низким уровнем социально-экономического благосостояния большей части населения страны. Основную массу участников экстремистских организаций составляли выходцы из бедных, социально неблагоустроенных семей. Свой досуг они начали проводить не в учреждениях культуры, а в подвалах, ночных клубах и в сети Интернет. В течение многих лет Правительство страны не уделяло должного внимания молодежной политике, в результате мы получили то, что имеем сегодня.

Качественный и количественный состав экстремистских организаций за последнее десятилетие сильно изменился. Сегодня членами таких органи-

заций являются подростки из благополучных, не только в социальном, но и в экономическом отношении, семей, чему много примеров на Северном Кавказе. Кроме того, раньше считалось, что в экстремистские организации вступают малообразованные или не имеющие образования вообще молодые люди. Однако практика показывает, что многие члены экстремистских организаций имеют высшее образование, нередко юридическое, являются мастерами спорта.

Главной причиной, которая привела Северный Кавказ к такой социальной и межнациональной напряженности, является отсутствие продуманной социальной, экономической, политической, кадровой и национальной политики федерального центра. В Северо-Кавказском регионе остро стоят вопросы социально-экономического характера, безработица, клановость в государственных органах власти, чиновничий беспредел, вложения государственных инвестиций и использования земельного фонда. Используя такое положение в отдельных республиках Северного Кавказа, лица, связанные с криминальными группировками и незаконными вооруженными формированиями, привлекают и вербуют в свои ряды большое количество молодежи в возрасте от 18 до 25 лет, то есть процесс радикализации молодежи этого региона продолжается, приобретая этнополити-ческую окраску. Главари бандподполья ведут активную работу по пополнению своих рядов новыми сторонниками. Так, например, в Кабардино-Балкарии в 2013 году был выявлен факт оказания всесторонней помощи боевикам учеником 11 класса одной из школ республики, и это, безусловно, не единичный случай [ 1].

Все больше в нашем обществе возрастает угроза распространения разнообразных проявлений политического экстремизма. Не секрет, что обусловлены они множеством причин, одной из которых является непростая конфессиональная обстановка на Северном Кавказе. Традиционный ислам призывает людей к миру и согласию, однако сторонники ваххабизма - одного из наиболее радикальных течений в исламе - стараются своими акциями разрушить существующие общественные и государственные структуры. Наличие в распоряжении ваххабитов собственных мечетей, медресе, издательств и даже станций спутниковой связи позволяет поддерживать постоянный контакт с зарубежными фундаменталистскими центрами, что создает мощную идеологическую поддержку в деятельности по распространению чуждых для мусульман экстре-

мистских воззрений [2, с. 124]. Актуальна также и проблема обучения российских мусульман за рубежом. В начале 2012 года был опубликован ежегодный доклад Генерального прокурора России Ю. Чайки, в котором говорилось, «что по возвращении из-за границы эти люди пропагандируют нетрадиционные течения ислама, везут с собой экстремистскую литературу и нередко являются членами экстремистских и террористических организаций» [3].

В связи с этим можно отметить, что государственные органы не всегда осознают, что существующая сегодня система профилактики и противодействия экстремистским проявлениям в молодежной среде не соответствует степени ее опасности. Исследователями данных вопросов, сотрудниками подразделений по борьбе с экстремизмом не раскрыты полностью мотивы, которые лежат в основе экстремистских проявлений, и, как следствие, не создана адекватная система противодействия.

Проблема воспитания современной молодежи в духе патриотизма и толерантности является общепризнанным глобальным приоритетом. Термин «толерантность» имеет множество определений в различных контекстах: социальном, этическом, политическом, психолого-педагогическом. Как правило, под толерантностью понимается терпимость к окружающему образу жизни других людей, их вере, мнениям, уважение человеческого достоинства, то есть желание и умение принимать другого человека таким, каков он есть. Другими словами, толерантность - это качество культуры, которое не проявляется в какой-то отдельно взятой ситуации, оно интегрировано и проявляется по отношению ко всем людям и во всех жизненных ситуациях. Толерантность имеет разные формы:

- личную и общественную, как правило, проявляющиеся в сознании людей, их нравах и морали, существующих в обществе;

- государственную, отражающуюся в политической практике и законодательстве [2, с. 124].

Основное требование толерантной культуры заключается в следующем: свободное исповедание гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, невраждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других. Следование в быту толерантным моральным установкам может способствовать созданию для человека комфортных условий существования, нейтрализации агрессивных, конфликтных взаимоотношений.

Воспитание и развитие толерантности у молодежи - процесс очень сложный, и здесь необходимо взаимодействие всех социальных институтов, начиная с семьи. Только в семье на примере взаимоотношений между ее членами у каждого ребенка формируется отношение к обществу в целом и каждому человеку отдельно. Все социальные институты государства, школа, высшие образовательные и средние специальные образовательные учреждения имеют большие возможности для воспитания молодежи, которые могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Руководители образовательных учреждений должны включать в планы работы разделы по проведению мероприятий по профилактике агрессивного поведения, подготовке и проведению тренингов, круглых столов и тематических дискуссий.

Воспитанию духа толерантности могли бы содействовать знания об истории, но равствен-но-этических ценностях народов, населяющих наше многонациональное государство.

Особое внимание необходимо уделять религиозной толерантности в современной России; актуальность и трудности, связанные с этим, обусловлены рядом обстоятельств:

- сложным поликонфессиональным и полиэтническим составом населения;

- частыми нарушениями конституционных прав и свобод населения страны представителями государственной власти;

- проявлением в молодежной среде экстремизма по отношению к разным народам и верованиям, в том числе религиозного, политического и так далее.

Пристального внимания и совершенствования требует информационно-идеологическое направление государственной политики в области противодействия экстремизму. Важную роль в решении проблем по профилактике экстремизма должны играть и средства массовой информации, которые зачастую разжигают и нагнетают обстановку, в то время как моглы бы стать инструментом формирования толерантного сознания. Главное требование к СМИ при освещении событий, которые затрагивают такую тонкую сферу, как межнациональные и межконфессиональные отношения, - отражение в репортажах различных точек зрения участников данных событий. Государством предприняты шаги по совершенствованию законодательства в отношении производителей и распространителей электронной информации, пропагандирующей экстремизм, однако это еще не гарантирует окончательного решения проблемы. Особенно это касается привлечения к ответственности лиц

и организаций за размещение экстремистских материалов на интернет-сайтах.

Увеличение возможностей для получения достойного образования молодыми людьми, их трудоустройства, осознание того, что они являются важной частью государственной политики, - все это и многое другое будет способствовать предупреждению вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность.

В связи с вышеизложенным первостепенными задачами являются:

- разработка и функционирование комплексных программ по воспитанию толерантности и противодействия проявлениям экстремизма в молодежной среде;

- повышение правовой культуры молодежи как основы толерантного сознания и поведения;

- формирование в молодежной среде принципов уважения и соблюдения прав человека;

- использование всех законных методов и средств для противодействия политическому и религиозному экстремизму государственными органами, общественными и религиозными организациями, которые помогут обеспечить согласие и мир на территории нашего государства.

Литература

1. URL // http://www.regnum.ru/news/polit/ 1685071 .html#ixzz2mtl ZIRDq

2. Машекуашева М. Х. Проблема толерант-

ности в контексте эстетической культуры сотрудников ОВД: монография. Нальчик, 2010.

3. Доклад Генерального прокурора РФ Юрия Чайки «О состоянии законности в России». URL // http:// www.info-islam.ru

4. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. М., 2001.

5. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года (в ред. Федеральных законов от 10.05.2007 № 71-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 29.04.2008 № 54-ФЗ). URL // http://www. consultant.ru

6. Алиев А. К. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М., 2007.

7. Бедарев К. В. Об администрировании профилактики молодежного экстремизма // Административное право и процесс. 2013. № 30.

8. Кузьмин А. В. Административно-правовое противодействие экстремизму в молодежной среде // Административное и муниципальное право. 2011. № 6.

9. Культурология: учебник / сост. Г. В. Драч. СПб., 2010.

10. Павловский В. П. Религиоведение: учебное пособие. М., 2010.

11. Юрчевский С. Д. К вопросу о политическом экстремизме на Северном Кавказе и проблемах противодействия ему // Российский криминологический взгляд. 2012. № 4.

А. И. Овчарова

ФЕНОМЕН ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

В предлагаемой статье автор исследует феномен понятия «толерантность», обладающий сложным предметно-проблемным полем. Данное понятие рассматривается в различных измерениях: межкультурном, религиозном и политическом. Особое внимание уделяется толерантности как механизму сопряжения интересов в публичной политике и как политической стратегии.

Ключевые слова: толерантность, терпимость, политическая власть, политическая культура, компромисс, государство.

В настоящее время, когда российское общество переживает глубокий системный кризис, меняются ценности, формируется новая российская ментальность, понятие «толерантность» вызывает множество различных реакций - от удивления до агрессии. Это связано в первую очередь с тем, что оно несет другую, непривычную, идеологию, в то же время крайне сложную,

потому что это идеология развития и поддержки личности.

Идея толерантности может показаться простой, но ее адекватное определение возникает тогда, когда принимается во внимание ее конкретное содержание, зависящее от контекста - идеологического, религиозного или иного. К сожалению, менталитет россиян в силу исторически

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.