УДК [343.85:323:316.647.5]-053.6
САЛЬНИКОВ Е.В. Экстремизм и его
профилактика: проблема содержания
В статье рассматривается проблема содержания профилактической работы по предупреждению экстремизма. Автор демонстрирует отсутствие единства во взглядах различных исследователей по данному вопросу, что является одним из основных факторов, затрудняющим противодействие экстремизму.
Ключевые слова: экстремизм, профилактика, толерантность, социально-экономическая политика, патриотическое воспитание, нравственные ценности.
Вопрос о содержании профилактической работы по предупреждению экстремизма достаточно сложен. Причина этого заключается в том, что вопрос содержания профилактики экстремизма разработан еще в недостаточном объеме. Целостный труд, в котором были бы скомпонованы и систематизированы все или, по крайней мере, большинство аспектов профилактической деятельности в данном направлении, отсутствует. Вопросы профилактики экстремизма находят свое отражение в главах монографий1, учебных пособий2, в статьях различных авторов, а также представлены в тематике научных конференций, «круглых столов»3.
Имеющиеся работы можно сгруппировать по аспектам профилактической деятельности. Так, значительное число работ посвящено общим положениям профилактической работы. В них, как правило, затрагиваются отдельные вопросы и результаты реализации Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма (2001-2005 гг.)», рассматривается причинный комплекс экстремизма и выявляются общие принципы влияния на экстремизм.
Наиболее полно подобный подход к вопросу профилактики экстремизма выражен в работах таких известных специалис-
тов в этой области, как Д.И. Аминов и Р.Э. Оганян. Они говорят о необходимости формирования концепции развития государственной системы социальной профилактики проявлений экстремизма в молодежной среде, которая «должна представлять собой комплекс идей, взглядов и положений об основных принципах и задачах этой системы, а также содержании, направлениях и формах такой деятельности»4. Построение подобной системы должно, по мнению авторов, охватывать четыре уровня: докриминальный, предкриминальный, криминальный и посткриминальный.
Значимость культурно-нравственных ценностей в образовательном процессе для профилактики экстремизма, необходимость качественного обновления религиозного образования, преодоления социально-экономического расслоения в среде обучающихся анализируются в статье А.А. Саидова5.
Обращается внимание на то, что деятельность по профилактике экстремизма должна опираться на серьезный научный фундамент. Так, А.В. Сериков и В.В. Черноус утверждают, что «давно назрел детализированный анализ состава экстремистских групп и сочувствующего окружения: выявление возрастных когорт в диапазоне от 15 до 30 лет, этническая, конфессиональная идентификация, политические
взгляды, уровень образования и его характер, семейное положение, уровень и происхождение доходов, побудительные мотивы, психотип, механизм вовлечения в организованный или стихийный экстремизм и т. д. Только детализированная типология экстремизма и терроризма на Северном Кавказе позволит разработать дифференцированный подход к каждой из групп экстремистски настроенной молодежи, выявить группы риска и осуществлять соответствующие технологии по профилактике данных взглядов или подавления профессиональных террористов и банд подполья. Без определения целевой аудитории гуманитарные технологии профилактики экстремизма будут малоэффективными, если не безрезультатными, - считают авторы, - а полицейские методы, не носящие точечного характера, провоцировать новые группы молодежи на насильственные ответные акции, превращая умеренных радикалов в экстремистов и террористов»6. Эти же авторы указывают и целый ряд других направлений государственного регулирования профилактики экстремизма в молодежной среде.
Об общих и специальных мерах предупреждения экстремизма рассуждает К.М. Ханбабабев7. Однако автор ограничивается лишь общими положениями, не уделяя должного внимания конкретике осуществления данных профилактических мер.
М.А. Козловская говорит о большой роли в профилактике экстремизма культурно-просветительной работы,творческой самореализации молодежи, организации досуга и массового художественного образования, посещений культурных мероприятий, выставок, восприятия произведений художественной культуры8.
Б.М. Омаров9 предлагает комплекс мер применительно к профилактической деятельности образовательных учреждений. В их числе:
1. Обучение персонала. Необходимо осведомлять преподавателей о психологических и социальных факторах, способствующих участию в деструктивных группах, о структуре и методах действия групп, их основных опознавательных признаках, а также о деятельности местных группировок.
2. Образовательные подходы.
3. Кодекс внешнего вида и поведения.
4. «Планы безопасности» - комплекс мер, позволяющий избежать насилия в школе: установка CCTV камер, аппаратуры просмотра местности, охраны.
Н.Е. Продиблох обращается к анализу социально-культурных условий профилактики экстремизма в молодежной среде, которые, по ее мнению, представляют собой комплекс технологических компонентов современной социально-культурной деятельности.
Значительное число исследователей видят основным средством профилактики экстремизма формирование толерантности, толерантных отношений и толерантного сознания молодежи. Фундаментальным при этом является положение о том, что «воспитание в школе духа толерантности, терпимости и доверия, отношения к ним как к важнейшим жизненным ценностям во многом определят дальнейшую жизненную ориентацию учащихся, их выбор в качестве приоритетного мирного существования и взаимопонимания, а не конфликтов»10. При этом основное расхождение в концепциях исследователей наблюдается лишь в путях и приоритетеных мерах по формированию толерантности в среде учащихся.
Так, Л.В. Карнаушенко и А.А. Акулова считают, что «при формировании толерантных принципов организации межэтнического общежития необходимо, прежде всего, пресекать открытые формы пропаганды национальной исключительности и насильственных мер в отношении других национальностей... В сфере культурной интеграции и межэтнического диалога необходима система мероприятий ознакомительного, просветительского характера, способствующих более глубокому взаимодействию элементов культур различных этнических групп»11. Однако конкретные формы осуществления данной работы ими не приводятся.
А.А. Хашир12 ведущим средством формирования толерантности как профилактики экстремизма полагает развитие правовой грамотности. М.М. Рамазано-ва13 анализирует возможность использо-
вания диалоговых и дискуссионных технологий обучения, занятий по интерпретации художественных текстов для формирования этнической толерантности, что и будет являться средством профилактики экстремизма. Соглашаясь с определяющим влиянием этнической толе-ратности в деле профилактики экстремизма, М.А. Магомедова видит способ реализации данного положения в иной форме. По мнению исследователя, «учебные программы в области образования должны соответствовать улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между различными группами. С этой целью следует ввести в программы курсов педагогики, психологии, этнопсихологии, культурологии и др. соответствующие темы и разделы по психологии толерантности»14.
Е.В. Бабошина считает, что «для формирования этноконфессиональной толерантности в молодежной среде рациональными методами могут быть: проведение встреч, круглых столов, конференций с участием республиканских организаций, объединений и партий; создание образовательных программ по сравнительному изучению мировых религий, истории и культуры дагестанских народов не только для студентов вузов города, но и учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей; установление терпимого отношения к различным течениям, направлениям и группам внутри различных религий при условии, что их деятельность не носит антиобщественный, деструктивный характер; обобщение и распространение опыта толерантного сознания и поведения верующих; профилактика возникновения этноконфессио-нальных конфликтов. К тому же необходимо расширить практику проведения традиционных национальных праздников, фестивалей, смотров, конкурсов, дней национальных культур народов. Не менее важным является усиление роли средств массовой информации в предотвращении распространения идей религиозного и политического экстремизма, противодействия разжиганию межэтнической и меж-
конфессиональной розни, попыток расколоть общество на противоборствующие группы»15.
Также обращаясь к идее толерантности, Р.И. Кадиева обосновывает необходимость развернутой и разнообразной (телевизионной, литературной, музейной) пропаганды знаний о прогрессивных исторических традициях, особенностях культуры народов, в первую очередь, сосед-них16. Н.С. Шахназарова видит главную задачу педагогов в деле формирования толерантности как средства профилактики экстремизма в том, чтобы помочь подростку осознать проблему понимания другого именно как проблему, требующую чуткости и большого интеллектуального такта, научить подростка видеть вокруг себя мир с непохожими на себя людьми»17.
Р.Б. Дякиева критически замечает, что «межнациональный подход мало используется в современной практике воспитателями, не закладывает эти основы и семья»18. Ведущей мерой по профилактике экстремизма должно являться, по ее мнению, изменение национально-регионального образования, его содержательной составляющей.
Близка к этому позиция Е.М. Аджиевой, которая также требует кардинального изменения содержания учебно-воспитательного процесса в части совмещения учебных программ «с глубокими знаниями народной культуры, формированием потребности и способности детей ориентироваться в самой разнообразной информации о культуре других народов»19. Следует подчеркнуть, что, по ее мнению, обучение детей культурному диалогу предполагает поэтапные действия педагога: первый этап - накопление фактов об отдельных народах; второй этап - сравнительный анализ педагогических традиций родственных и сопредельных народов; третий этап - обобщение педагогического опыта воспитания народов, проживающих на той или иной конкретной территории. Е.М. Аджиева совершенно справедливо замечает, что педагог, осуществляющий подобную работу, должен обладать специальными умениями взаимодействия с детским коллективом, таковых умений
она выделяет пять: гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские и коммуникативные. Здесь можно упомянуть и о мнении О.А. Грива, которая считает, что обучение толерантности с необходимостью включает в себя серию психолого-педагогических тренингов20.
С.Э. Серкеров, говоря о профилактике экстремизма, указывает на то, что «эффективная профилактика вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность должна быть увязана с социально-экономической политикой в данном регионе. Прежде всего необходима реализация комплекса общесоциальных мер профилактического воздействия в отношении молодежи, обеспечивающих ее занятость в различных сферах жизнедеятельности»21. В качестве второй составляющей профилактики экстремизма Серкеров выделяет деятельность общественных и религиозных организаций,направленную на идеологии патриотизма и проведению разъяснительной работы по вопросам противоправной природы экстремизма.
С.Л. Сибиряков говорит о безнадзорности как питательной среде экстремизма. Воздействовать на сложившуюся ситуацию и, следовательно, предупредить экстремизм возможно, по его мнению, путем влияния со стороны трех субъектов: государства, семьи и общины. Со стороны государства это создание «системы непрерывного этико-правового воспитания детей и подростков», мероприятия по поддержке семьи, издание массовыми тиражами доступной литературы по актуальным вопросам. В рамках общинного воздействия Сибиряков склонен использовать «различные (в том числе уже проверенные) формы и методы предупредительно-воспитательной деятельности; такие, например, как «советы отцов» («матерей», «бабушек»), «соседский присмотр» (патруль), общественные детские комнаты, мастерские, дворовые стадионы и т.п.»22.
С.Ю. Иванова23 видит в качестве фундаментального фактора противодействия экстремизму гражданско-патриотическое воспитание. По ее мнению, именно формирование гражданско-патриотических чувств и установок в полиэтническом ре-
гионе может и должно стать фактором, сдерживающим экстремизм, хотя никаких практических моделей подобной деятельности Иванова не приводит.
В силу хорошей эмпирической базы значительный интерес представляет анализ мер по профилактике экстремизма, предлагаемый исследователями Института социально-политических исследований РАН В.И. Чупровым и Ю.А. Зубок. Они исходят из убеждения об отсутствии универсального метода борьбы с молодежным экстремизмом. Речь должна идти, по их мнению, о комплексе мер, формирующем особый подход для каждого вида экстремистских проявлений. Используя метод экспертной оценки, исследователи предложили пять наиболее эффективных мер по профилактике экстремизма. К ним были отнесены:
- проведение реальной государственной молодежной политики, доходящей до каждого молодого человека, способствующей его самореализации и повышению жизненного уровня;
- проведение в стране более социально ориентированной и социально справедливой политики;
- осуществление конкретных мер, направленных на формирование институтов гражданского общества и правового государства;
- усиление мер, направленных на соблюдение правопорядка и повышение ответственности за его нарушение.
При этом авторы высказывают солидарность с результирующим мнением экспертов о том, что «профилактика молодежного экстремизма должна стать следствием всего комплекса мер, направленных на изменение взаимодействия молодежи с обществом. Здесь не обойтись отдельными мероприятиями и пропагандистскими акциями. Нужны продуманные последовательные действия и в социально-экономической сфере, и в образовании, и в культуре - словом, по всем направлениям государственной молодежной политики»24.
Эта позиция, видящая основу профилактики экстремизма в мероприятиях государственной политики, политических программах на уровне региона, не явля-
ется уникальной. Так опыт реализации региональных программ профилактики экстремизма представлен в статьях С.Н. Воронова, Н.А. Забродиной, Р.А. Ибрагимова, Е.В. Кратова и ряда других авторов25. Нельзя не упомянуть в этой связи и о Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма (2001-2005 гг.)». Ее реализацию нельзя назвать в полной мере успешной, однако ее претворение позволило накопить определенный опыт деятельности, который также может оказаться ценным. Из числа авторов отметим, например, Н.П. Абрамова26, который рассматривает основные результаты реализации Федеральной целевой программы и предлагает общие мероприятия по профилактике экстремизма.
Проведенный анализ со всей полнотой демонстрирует отсутствие единства исследователей в понимании содержания профилактической работы, направленной на предупреждение экстремизма. Нет сомнений в том, что это обстоятельство является одним из определяющих факторов, уменьшающих результативность противодействия экстремизму. Достижение положительного эффекта в борьбе с экстремизмом возможно только в случае замены неопределенной абстракции «профилактика» набором конкретных мероприятий.
1 Политический экстремизм и его профилактика у студенческой молодежи. Ростов-на-Дону, 2003.; Аминов Д.И., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм. М., 2005; Сысоев А.М. Личность экстремиста: опыт криминологического исследования. М., 2008; Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М., 2009.
2 Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии межэтнической толерантности. Учебное пособие. СПб., 2007; Сальников Е.В. Противодействие экстремизму: теория и практика. Учебное пособие. Орел, 2010, Обучение толерантности: Методическое пособие /Под ред. ГЛ. Бардиер. СПб., 2005; Хлебушкин А.Г. Уголовно-правовой и уголовно-политический анализ. Саратов, 2007.
3 Межведомственная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы предупреждения экстремизма в молодежной среде» (Ульяновск, 22.05.2009), межрегиональная научно-практическая конференция «Противодействие этническому и религиозному экстремизму на Северном Кавказе» (Майкоп, 11-14.11.2009), всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму» (Махачкала, 20-21.11.2008), всероссийская научно-практическая конференция «Экстремизм как социально-философское явление» (Орел, 2006, 2007, 2008), всероссийская научно-практическая конференция «Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия» (16.06.2006), ряд других.
4 Аминов Д.И., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм. М., 2005. С. 125.
5 Саидов А.А. Проблемы профилактики экстремизма в системе образования Республики Дагестан //Сб. ст. межрегиональной научно-практической конференции «Противодействие этническому и религиозному экстремизму на Северном Кавказе». Майкоп, 2009.
6 Сериков А.В., Черноус В.В. Научное обеспечение - путь повышения эффективности противодействия экстремизму и терроризму на Северном Кавказе //Сб. ст. межрегиональной научно-практической конференции «Противодействие этническому и религиозному экстремизму на Северном Кавказе». Майкоп, 2009.
7 Ханбабаев К.М. Система профилактики и противодействия экстремизму в России //Сб. ст. межрегиональной научно-практической конференции «Противодействие этническому и религиозному экстремизму на Северном Кавказе». Майкоп, 2009.
8 Козловская А.М. Восприятие художественной культуры как фактор профилактики экстремизма среди молодежи //Сб. ст. межрегиональной научно-практической конференции «Противодействие этническому и религиозному экстремизму на Северном Кавказе». Майкоп, 2009.
9 Омаров Б.М. Противодействие молодежному экстремизму //Сб. ст. межрегиональной научно-практической конференции «Противодействие этническому и религиозному экстремизму на Северном Кавказе». Майкоп, 2009.
10 Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2003. С. 8.
11 Карнаушенко Л.В., Акулова А.А. Формирование установок этнической толерантнос-
ти как фактор противодействия этническому экстремизму // Сб. ст. Всероссийской конференции «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму». Т. I. Махачкала, 2008. С. 483-484.
12 Хашир А.А. Формирование толерантного сознания как профилактика экстремизма в полиэтничном регионе: правовой аспект //Сб. ст. межрегиональной научно-практической конференции «Противодействие этническому и религиозному экстремизму на Северном Кавказе». Майкоп, 2009.
13 Рамазанова М.М. Формирование этнической толерантности в образовательном процессе как средство противодействия национальному экстремизму // Сб. ст. Всероссийской конференции «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму». Т. I. Махачкала, 2008.
14 Магомедова М.А. Этническая толерантность как фактор профилактики экстремизма в полиэтничном дагестанском обществе // Сб. ст. Всероссийской конференции «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму». Т. I. Махачкала, 2008. С. 491.
15 Бабошина Е.В. Проблемы формирования толерантности в сфере этноконфессио-нальных отношений среди молодежи Республики Дагестан //Сб. ст. межрегиональной научно-практической конференции «Противодействие этническому и религиозному экстремизму на Северном Кавказе». Майкоп, 2009.
16 Кадиева Р. И. Влияние этнической идентичности на толерантное сознание молодежи // Сб. ст. Всероссийской конференции «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму». Т. I. Махачкала, 2008.
17 Шахназарова Н.С. Воспитание доброжелательных отношений среди подростков в целях предупреждения экстремизма // Сб. ст. Всероссийской конференции «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму». Т. II. Махачкала, 2008. С. 388.
18 Дякиева Р.Б. Использование потенциала образования в противодействии политическому и национальному экстремизму // Сб. ст. Всероссийской конференции «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму». Т. II. Махачкала, 2008. С. 320.
19 Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2003. С. 85-86.
20 Грива О.А. Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2003.
21 Серкеров С.Э. Профилактика вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность // Сб. ст. Всероссийской конференции «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму». Т. II. Махачкала, 2008. С. 121.
22 Сибиряков С.Л. О некоторых истоках современного экстремизма и возможных путях его раннего предупреждения // Сб. ст. Всероссийской конференции «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму». Т. II. Махачкала, 2008. С. 126.
23 Иванова С.Ю. Гражданско-патриотичес-кое воспитание как фактор противодействия политическому и этническому экстремизму // Сб. ст. Всероссийской конференции «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму». Т. II. Махачкала, 2008.
24 Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М., 2009. С. 217-218.
25 Воронов С.Н. Деятельность государственных и общественных институтов по предотвращению этнического экстремизма на территории Астраханской области // Сб. ст. Всероссийской конференции «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму». Т. II. Махачкала, 2008. Там же. Забродина Н.А. Политика Самарской области по предотвращению экстремизма. Там же. Ибрагимов Р.А. Профилактика этнического и религиозного экстремизма: опыт Краснодарского края. Там же. Кратов Е.В., Кратова Н.В. Некоторые проблемы профилактики религиозно-политического экстремизма в Карачаево-Черкесской Республике.
26 Абрамов А.П. Состояние толерантности: профилактика экстремизма в российском обществе // Материалы Международной научно-практической конференции в Академии управления МВД России «Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия». М., 2006. С. 218-224.