Философия. Культурология
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2011, № 4 (24), с. 133-140 133
УДК 32+1
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
© 2011 г. Е.В. Сальников
Орловский юридический институт МВД России
Поступила в редакцию 15.10.2011
Представлены результаты социологического исследования потребностей школьного учителя в деле противодействия экстремизму, а также тех проблем, которые затрудняют решение данной задачи. На основе полученных результатов сделан вывод о необходимости качественной трансформации мировоззрения учителя и формировании полноценного правосознания школьных педагогов.
Ключевые слова: экстремизм, учитель, правосознание, социологическое исследование, трансформация мировоззренческой парадигмы, толерантность.
Проблема противодействия экстремизму продолжает оставаться актуальной в России. Несмотря на все предпринимаемые меры, официальная статистика отмечает рост преступлений экстремистской направленности на фоне общей высокой латентности противоправных деяний данного типа. В сложившейся ситуации совершенно очевидно, что результативное противодействие экстремизму возможно лишь в результате консолидированной позиции всех социальных институтов, а не исключительно правоохранительных органов.
Особые надежды в этой связи возлагаются на педагогический состав средних общеобразовательных школ в силу того обстоятельства, что именно учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ активно вовлекаются в экстремистскую деятельность. Не случайно свое Обращение к школьникам по случаю Дня знаний 1 сентября 2009 года президент России Д.А. Медведев почти полностью посвятил межнациональным отношениям в стране. Президент призывал создавать «яркое и гармоничное единство, наше духовное пространство», «постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть», «учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране», «сохранить единство и сплоченность народов». Как представляется, в целом речь идет о необходимости формирования новой парадигмы философии образования применительно к проблеме экстремизма, ибо реализация озвученных ожида-
ний потребует определенной перестройки мировоззрения школьных педагогов.
Проблема осложняется тем, что у современных отечественных исследователей нет единства в вопросе тех задач по противодействию экстремизму, которые призваны решать педагоги средних общеобразовательных школ (см. , например: [1-6]). При всем понимании того что школа должна формировать толерантное мировоззрение, специалисты достаточно далеко расходятся по вопросам методов и форм осуществления подобной работы. Более того, до настоящего времени ясного ответа на вопрос о том, в силу каких обстоятельств, проблем школьные педагоги не в полной мере решают указанные задачи. Поэтому анализ вопроса противодействия экстремизму силами школьных педагогов требует социологического и философского подходов.
Изучение данной проблемы требовало массива статистической информации, для получения которой нами было предпринято социологическое исследование в форме анкетирования. Цель исследования была сформулирована следующим образом - выяснить потребности школьного учителя в деле профилактики экстремизма, проблемы, возникающие при ее осуществлении.
Разработанный вариант анкеты получил экспертную оценку социологов Орловской региональной академии государственной службы. Анкета включала в себя 4 вопроса. Задача вопроса 1 - изучение уровня знаний учителя
в области экстремизма. Задача вопроса 2 - изучение уровня осведомленности учителя о субъектах противодействия экстремизму. Задача вопроса 3 - изучение уровня осведомленности учителя о методах, приемах и способах формирования толерантности в классном коллективе. Задача вопроса 4 - исследование проблем, с которыми сталкивается учитель при проведении профилактической работы, направленной на предупреждение и противодействие экстремизму в школьных коллективах.
Эмпирическую базу исследования составили учителя 40 средних общеобразовательных школ города Орла, являющиеся классными руководителями в старших классах. Исследование проводилось с 1 апреля по 1 мая 2010 года. Педагоги давали свои ответы на вопросы на условиях анонимности. Всего было получено 67 анкет с ответами. Исходя из того что в 2010 году количество старших классов в школах города Орла равнялось 84, полученную в результате анкетирования информацию можно считать полной,
массовой и научно организованной, а выборку признать презентативной.
В рамках первого вопроса респондентам предлагалось дать квалификацию десяти ситуациям в соответствии с предложенными вариантами. При этом допускалась возможность выбора отвечающим нескольких вариантов квалификации для одной ситуации. Результаты ответов педагогов представлены в таблице 1.
Как видно из приводимых данных, только 37% респондентов правильно квалифицировали изображение свастики на стене как административное правонарушение. При этом обращает на себя внимание тот факт, что 17% высказали убежденность в том, что данное деяние может быть связано с экстремизмом в зависимости от ситуации, хотя по своей сути противоправным явлением не будет.
68% респондентов правильно определили хулиганские действия по мотивам национальной или религиозной ненависти как уголовное преступление. Тогда как 34% посчитали это
Таблица 1
Дайте характеристику каждому из приводимых деяний в соответствии с предлагаемыми вариантами (допустимо несколько характеристик для каждого деяния)
Является административным правонарушением экстремистской направленности й о к с т с ме етр тск э м е О пту тсе и р ти пс о я не сл тв е ва яр л пр в па Яв на В зависимости от ситуации может быть связано с экстремизмом, хотя и не является противоправным деянием и тя тох яи м, не ер из з ня о яе в « а ми ны мь нв ть 03 о а о пр но о нт ив на ти р ое пор ело яп тое сн § й яа вл жа вя а яе ары Не ыв м о м з ме & с к э с о ноа з я в с е н
Изображение свастики на стене 25 36 12 2 1
Хулиганские действия по мотиву национальной или религиозной ненависти 46 23 3 7 0
Нежелание дружить в представителем другой национальности 0 0 10 54 8
Бритье головы налысо 0 0 13 6 48
Участие в фанатских объединениях 0 2 31 8 19
Участие в деятельности группы, члены которой планируют насильственные акции по отношению к мигрантам 58 9 5 0 0
Посещение мечети или молельного дома 0 0 0 4 57
Публичное оскорбление или издевательство со стороны мигрантов иной национальности 24 38 4 3 0
Распространение в классе книги А. Гитлера «Моя борьба» 20 19 20 7 4
Распространение в классе фильмов «Россия 88» и «Скины» (в гл. роли Р. Кроу) 14 15 11 11 5
деяние административным правонарушением, а 10% респондентов утверждали, что данные хулиганские действия выражают нетолерантное мировоззрение, но не являются противоправным деянием.
Все опрашиваемые были единодушны в том, что нежелание дружить с представителем иной национальности не является показателем экстремизма в юридическом смысле данного феномена. При этом большинство респондентов (81%) правильно убеждены в том, что этот факт выражает нетолерантное мировоззрение. Лишь 12% опрашиваемых посчитали, что этот факт вообще не связан с экстремизмом, а 15% указали, что в зависимости от ситуации это может быть связано с экстремизмом, хотя и не является противоправным деянием.
По своей сути нежелание устанавливать дружеские отношения исходя из национальности человека действительно выражает нетолерантное мировоззрение. Экстремизм по своей сути опирается на нетолерантное мировоззрение, а потому в отдельных ситуациях этот факт действительно может быть связан с вовлеченностью учащегося в экстремистскую деятельность. Настораживает тот факт, что 12% респондентов не проявляют должного внимания к факту национальной неприязни, считая, что он никак не связан с экстремизмом. На самом деле установление таких отношений в классе, появление «изгоев» по национальному признаку не может не вызывать настороженности у педагогов. Педагог должен отдавать себе отчет в нетолерантности данных действий и принимать меры по устранению этого явления, усилению профилактической работы в школьном коллективе.
Бритье головы налысо является частью так называемого «скиновского» стиля. Признаем, что, как отмечают некоторые исследователи [3], сегодня внешний облик представителя правоэкстремистской организации претерпел изменения и уже не носит столь выраженного характера. Бритая налысо голова не является обязательным атрибутом российского скинхеда. При этом нельзя не признать, что в школьном коллективе, где для подростка внешний вид выступает определенным маркером его Я, бритье головы налысо не может быть расценено как ничего не значащий факт.
Между тем 71% респондентов выразили убежденность в том, что бритье головы налысо никак не связано с экстремизмом и только каждый пятый (19%) педагог отдавал себе отчет в том, что в зависимости от ситуации такой феномен молодежной моды может быть призна-
ком принадлежности подростка к неофашистской экстремистской среде скинхедов, т.е. может быть связан с экстремизмом.
Равным образом вызывает настороженность и уверенность 28% респондентов в том, что участие школьника в деятельности фанатских объединений никак не связано с экстремизмом. Здесь следует отметить тот факт, что на заре становления правоэкстремистских группировок в России во второй половине 1990-х - начале 2000-х годов именно фанатские объединения поклонников футбольных команд выступали питательной средой экстремизма. Сегодня ситуация претерпела определенные изменения и субкультура фанатов футбола уже разошлась с субкультурой неофашизма, но приверженность значительной группы болельщиков по своему мировоззрению к интолерантной группе людей не может быть оспорена. Поэтому самоуспокоенность в ситуации, когда школьник становится участником фанатского объединения, недопустима. В этом случае требуется, как это правильно демонстрируют 46% респондентов, отдавать себе отчет, что данное деяние хотя и не является противоправным, но в зависимости от ситуации может привести человека к экстремизму.
Из всего набора предложенных для квалификации ситуаций только посещение молельного дома или мечети действительно не должно порождать значительных тревог по поводу экстремистской ориентации школьника. Россия переживает религиозный ренессанс, и религиозность становится нормой жизни для многих семей. Конечно же, педагогу не следует проявлять безразличие, а следует узнать о характере того религиозного культа, который исповедует школьник. Однако же профилактическую работу, направленную на предупреждение экстремизма, здесь будет необходимо проводить в отдельных, крайне редких, единичных случаях. Отрадно видеть, что это в полной мере осознают респонденты, 93% которых указывают, что это деяние никак не связано с экстремизмом.
Подавляющее большинство респондентов (87%) абсолютно верно охарактеризовали участие школьника в деятельности группы, члены которой планируют насильственные акции по отношению к мигрантам, как уголовное преступление. В данном случае речь идет о преступлении, ответственность за которое предусмотрена ст. 2821 УК РФ. Однако же 13% решили, что речь в данном случае может идти и об административном правонарушении, а 7% вообще не уверены, будет ли это являться противоправным деянием.
При этом обратим внимание на интересную взаимосвязь. В схожем в правовом отношении вопросе ситуацию публичного оскорбления или издевательства по национальному признаку со стороны мигрантов лишь 36% респондентов квалифицировали как уголовное преступление, тогда как уже 57% отвечавших посчитали эту ситуацию лишь административным правонарушением. Представляется, что в этой ситуации на представления респондентов о тяжести содеянного оказал влияние характер субъекта противоправного деяния. Получается, что если представители коренного населения, объединившись в группу, планируют провести насильственную акцию по отношению к мигрантам, то 87% знают о том, что это преступление экстремистского характера. Если же мигрант осуществляет публичное оскорбление или издевательство по мотивам национальной неприязни, то число людей, которые видят в этом сходный по степени общественного вреда поступок, оказывается в два с половиной раза меньше. Между тем деяния, описанные в первой ситуации, влекут уголовную ответственность по статье 2821 УК РФ, а деяния, описанные во второй ситуации, влекут ответственность по статье 282 УК РФ.
Это значимо не только как показатель недостаточного уровня правовых знаний педагогов. Речь в данном случае идет еще и об определенной избирательности, некоей ничем не оправданной мировоззренческой позиции об особом положении мигранта, которому можно «простить» больше, чем своему. Если подобный взгляд не будет устранен, то профилактическая работа педагога в коллективе школьников не только не достигнет результата, но может иметь и обратный эффект. Формирование толерантного мировоззрения имеет своим необходимым ядром представление о равенстве всех перед законом. Нельзя побороть экстремистские идеи, внутренне полагая особые права отдельной группы, в каких бы стесненных обстоятельствах данная группа ни находилась. Главенство закона, универсальность и всеобщность правовой нормы - тот принцип, который должен распространяться на всех. Случаи противоправных деяний должны получать принципиальную оценку, а виновные должны привлекаться к ответственности в установленном законом порядке вне зависимости от их социального положения, расовой, этнической или религиозной принадлежности.
Особый интерес представляют ответы респондентов на вопросы о распространении в классе книги А. Гитлера «Моя борьба» и филь-
мов «Россия 88» и «Скины». Первое деяние будет представлять собой распространение экстремистских материалов - административное правонарушение, ответственность за которое предусматривается ст. 20.29 КоАП РФ. В противоположность этому фильмы «Россия 88» и «Скины» экстремистскими материалами не являются и их распространение не будет относиться к числу противоправных деяний. Между тем опрашиваемые педагоги показали иное видение ситуации. Уголовным преступлением данные деяния посчитали 30% и 21% респондентов соответственно, административным правонарушением - 28% и 22%, отрицали противоправность данных деяний 46% и 40% респондентов.
Этот факт красноречиво показывает незнание педагогами административного законодательства в части, касающейся противодействия экстремизму. Более чем очевидно, что в педагогической среде наличествует смутное представление о том, что собой представляют экстремистские материалы, что такое Федеральный список экстремистских материалов и как с ним можно ознакомиться.
Второй вопрос был направлен на выяснение уровня осведомленности педагогов об институтах, деятельность которых ориентирована на противодействие экстремизму. Учителям предлагался следующий вопрос: «Вы подозреваете, что среди учеников Вашего класса распространяются экстремистские настроения. В приведенном ниже списке организаций (служб, структур) выберите применительно к каждой службе тот вариант, с которым Вы согласны». Результаты ответов представлены в таблице 2.
Согласно результатам ответов, школьные педагоги в качестве своего основного помощника в деле противодействия экстремизму видят сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел. В целом -63% обратились бы в данную службу за помощью.
В связи с этим показателем обращает на себя внимание тот факт, что почти столько же респондентов - 61% - видят в числе своих помощников сотрудников центров (групп) по противодействию экстремизму при УВД, ГУВД, МВД по субъектам РФ. Однако каждый второй учитель (49%) признался, что не знает, как ему обратиться в данную службу, а один человек вообще утверждал, что такой службы не существует.
Эти данные указывают на серьезную проблему низкого уровня информированности школьных педагогов о деятельности центров по
Таблица 2
Вы подозреваете, что среди учеников Вашего класса распространяются экстремистские настроения.
В приведенном ниже списке организаций (служб, структур) выберите применительно к каждой службе
тот вариант, с которым Вы согласны
Знаю, как связаться и обращусь в первую очередь Обратился бы, но не знаю, как это сделать Считаю, что эта служба мне вряд ли поможет Эта служба не занимается молодежным экстремизмом Этой службы не существует
Участковый уполномоченный 28 9 16 4 0
Школьный инспектор милиции 27 8 3 3 17
Инспектор по делам несовершеннолетних 37 5 7 4 0
Прокуратура 21 12 12 11 0
Антитеррористическая комиссия Орловской области 4 26 10 4 3
ФСБ 14 21 11 5 1
Центр по противодействию экстремизму УВД по Орловской области 8 33 5 1 1
Телефон доверия милиции 25 11 14 1 3
Психологическая служба 24 14 11 9 2
Органы опеки 19 3 15 22 0
Управление по делам молодежи г. Орла 22 16 12 6 0
противодействию экстремизму. Совершенно очевидно, что взаимодействие сотрудников данного подразделения и учителей средних школ необходимо качественно улучшать. Осуществление методической помощи педагогам школ должно содержать в себе информацию о самом центре (группе) по противодействию экстремизму, ее задачах, основных контактных сведениях.
В числе примечательных ответов на данный вопрос стоит отметить тот факт, что 52% педагогов обратились бы за помощью к школьному инспектору милиции, хотя в рамках УВД по Орловской области институт школьного инспектора милиции отсутствует. Представляется, что ответы на данный вопрос выражают, с одной стороны, непонимание педагогами разницы между инспектором по делам несовершеннолетних, а с другой стороны, являются зеркалом положительных ожиданий педагогов, связанных с данным институтом. Педагоги хотят, чтобы сотрудники милиции активно участвовали в жизни школьных коллективов, находясь на уровне пошаговой доступности.
Обобщая в целом полученные результаты, мы видим, что ясной картины субъектов противодействия экстремизму у школьных педагогов нет. Это подтверждает тот факт, что за исключением органов опеки (36%) все остальные ин-
ституты примерно в равной степени (около 50% с небольшими отклонениями в ту или иную сторону) выступают в качестве тех инстанций, в которые обратится педагог. Эту ситуацию нельзя признать благоприятной. В случае подозрения на обнаружение в школьном коллективе признаков экстремистской деятельности педагог должен обратиться именно в те структуры, деятельность которых напрямую связана с профилактикой и противодействием экстремизму, а именно в инспекцию по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и центры (группы) по противодействию экстремизму при МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.
Основной задачей третьего вопроса было изучение уровня осведомленности учителя о методах, приемах и способах формирования толерантности в классном коллективе. При ответе на данный вопрос школьные педагоги проставляли ранг от 1 до 10 каждому из предлагаемых мероприятий по формированию толерантности в зависимости от его эффективности в данной работе. В процессе обработки полученные баллы суммировались и определялся совокупный балл, который демонстрировал наиболее и наименее значимые, по мнению учителей, мероприятия.
Результаты ответов, представленные в таблице 3, показывают твердую убежденность
Таблица 3
Проранжируйте по 10-балльной системе приведенные ниже мероприятия в соответствии с их эффективностью в деле повышения межнациональной и межрелигиозной терпимости и взаимоуважения (толерантности) от наименее эффективного (1) до наиболее (10).
Отметьте при этом, как часто Вы сами используете данные мероприятии в своей деятельности
Мероприятия Ранг от 1 до 10
Экскурсии и походы 347
Поездки по национальным и религиозным святыням 429
Конкурсы плакатов и стенгазет 250
Беседы с сотрудниками милиции 400
Беседы с общественными и религиозными деятелями, правозащитниками 438
Введение образовательных предметов «Основы православной культуры», «Культура народов России» и т.п. 505
Организация Дней национальной культуры 424
Просмотр/чтение с последующим обсуждением художественных произведений по национальным и религиозным проблемам 406
Товарищеский суд 255
Использование психологических тренингов толерантности 430
Организация спортивных секций, кружковых объединений 318
Иное (напишите)
школьных педагогов в том, что формирование толерантного мировоззрения достижимо только в том случае, если эта работа ведется не как факультативная и дополнительная, а как основная. Именно об этом говорит тот факт, что большинство учителей указали в качестве самого эффективного мероприятия введение образовательных предметов «Основы православной культуры», «Культура народов России» и т.п. (совокупный балл - 505).
Поездки по национальным и религиозным святыням (совокупный балл - 429), использование психологических тренингов толерантности (совокупный балл - 430), организация Дней национальной культуры (совокупный балл -424), беседы с общественными и религиозными деятелями, правозащитниками (совокупный балл - 438) имеют равно высокое по значимости влияние на процессы формирования толерантности. Чуть менее значимыми оказались, по версии педагогов, беседы с сотрудниками милиции (совокупный балл - 400).
Педагоги также были в достаточной мере едины в том, что конкурсы плакатов и стенгазет, проведение товарищеских судов, организация спортивных секций и кружковых объединений не окажут серьезного влияния на формирование толерантных отношений в классе. Результаты исследования демонстрируют, что педагоги предпочитают реальные мероприятия формальным. Действительно, по своей сути создание стенгазеты, пропагандирующей толерант-
ность, осуществить гораздо легче, чем провести тренинг толерантности, однако учителя со всей полнотой отдают себе отчет в том, что отдачи от такого мероприятия будет меньше.
Тем самым мы видим тенденцию положительной мотивации учителя на работу по формированию толерантности. Учитель отдает себе отчет в необходимости отдельных мероприятий по формированию толерантности и в принципе готов их проводить. В этой связи большую значимость приобретает последний, пятый вопрос исследования, целью которого было выяснение того, что мешает учителям осуществлять работу по формированию толерантных отношений в классе.
Ответы респондентов на данный вопрос подтверждают выводы, сделанные выше. В качестве основных причин, препятствующих деятельности школьных педагогов по противодействию экстремизму, были названы «Недостаток правовых знаний», «Отсутствие финансовых возможностей» и «Отсутствие времени». При этом большинство педагогов выразили несогласие с тем, что работа по профилактике экстремизма не входит в число их обязанностей. Учителя не считают, что их усилия бесплодны в силу слабости влияния школы на борьбу с экстремизмом (позиция 51% респондентов). Более половины респондентов (57%) отрицают отсутствие желания у педагогов в качестве причины недостаточного участия педагогов в противодействии экстремизму.
Таблица 4
Что, по Вашему мнению, мешает учителю проводить профилактику экстремизма в классном коллективе
(возможно несколько вариантов ответа)
Да, это основная причина Часто это является помехой Это редко, но все же мешает Это никогда не мешает
Это не входит в его обязанности і 2 3 42
Недостаток правовых знаний 17 12 29 9
Отсутствие финансовых возможностей 14 14 12 20
Отсутствие времени у учителя 15 11 24 15
Большая загруженность учащихся 6 30 17 11
Неумение работать с психологическими методиками 4 5 30 21
Незнание сути экстремизма, что не позволяет выявить его в коллективе 3 8 22 28
Отсутствие контакта с родителями 1 5 18 31
Отсутствие контакта с милицией 3 9 20 19
Отсутствие контакта с учениками 4 6 7 31
Отсутствие желания 6 3 7 31
Бесплодность усилий, т.к. влияние школы на борьбу с экстремизмом минимально 5 9 19 15
Объемы экстремизма сильно преувеличены 1 6 9 21
Иное (укажите)
Результаты проведенного исследования позволяют указать на то, что основная масса проблем участия школьных педагогов в противодействии экстремизму заключается в недостаточной сформированности их профессионального сознания. Мировоззренческая парадигма современного учителя, работающего над проблемой экстремизма в школьном коллективе, должна обязательным образом включать набор правовых знаний. Г оды правового нигилизма советской эпохи и безразличия 1990-х годов должны быть замещены профессионализмом. Учитель, работающий со школьниками в наши дни, должен ясно отдавать себе отчет в том, что эта работа не может ограничиваться только вопросами преподаваемых предметов и общими воспитательными подходами. Необходима парадигмальная трансформация мировоззрения учителя, порождаемая сознательной деятельностью по формированию развитого правосознания. Именно развитое правосознание, наличие необходимых юридических знаний может являться надежным фундаментом проводимой учителем работы по противодействию экстремизму в школьном коллективе.
Список литературы
1. Актуальные проблемы предупреждения экстремизма в молодежной среде: Материалы межведомственной научно-практической конференции (Ульяновск, 22.05.2009 г.). Ульяновск, 2009.
2. Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму. Сб. ст. Всероссийской конференции. В 2 т. Махачкала, 2008.
3. Кожевникова Г.В. Изменения неонацистской среды и тактики действия российских ультраправых во второй половине 2000-х //Экстремизм как социально-философское явление. Сб ст. Всероссийской конференции. Орел, 2008.
4. Противодействие этническому и религиозному экстремизму на Северном Кавказе. Сб. ст. межрегиональной научно-практической конференции. Майкоп, 2009.
5. Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия //Материалы Международной научно-практической конференции в Академии управления МВД России. М., 2006.
6. Экстремизм как социально-философское явление. Сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е.В. Сальникова. Орел, 2008.
THE COUNTERACTION TO EXTREMISM AS ONE OF THE TASKS OF MODERN SCHOOL PEDAGOGUES: SOCIAL-PHILOSOPHICAL ASPECT
E. W. Salnikov
In the article are presented the results of sociological research needs of school teachers in the counteraction to extremism and also those problems, which complicate the decision of this task. On the base of derived dates the author drows a conclusion about the necessary of qualitative transformation teacher’s world-view and the necessity of forming a full-fledged feeling for law and order at school pedagogues.
Keywords: extremism, teacher, feeling for law and order, sociological research, transformation teacher’s worldview, tolerance.