УДК 376.2+796.01
ПОТЕНЦИАЛ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ СЕНСОРНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
З.М. Кузнецова - доктор педагогических наук, профессор
Р.В. Рогова
Н.Н. Селивёрстова - кандидат педагогических наук, старший преподаватель Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
GYMNASTICS POTENTIAL FOR PEOPLE WITH LIMITED SENSORY
POSSIBILITIES REHABILITATION
Z.M. Kuznetsova - Doctor of Education, professor R.V. Rogova
N.N. Seliverstova - Candidate of Education, senior lecturer The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: реабилитация, люди с ограниченными возможностями, нарушения
зрения.
Аннотация. Проблема социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями в среду здоровых людей - одна из острейших социальных проблем. Проблема рационального и более полного использования человеческого ресурса, который сейчас является определяющим в развитии экономического потенциала страны, стоит наиболее остро. Учитывая, что по оценкам Министерства труда и социального развития России к 2010 году сложится такая ситуация, когда на одного работающего придётся один иждивенец, становится ясно, что вопросы реабилитации, адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями в общество становятся актуальными и социально значимыми.
Key words: rehabilitation, people with limited possibilities, visual impairment.
Summary. Social adaptation and integration of people with limited possibilities in healthy people environment are one of the most acute social problems. The problem of rational and full utilization of the determinative human resources in the country economic potential development is a thorny issue. Taking into account the Ministry of Labor and Social Development evaluation Russia will be in such a situation by 2010 when for one labouring person there will be one dependent. It becomes apparent that rehabilitation, adaptation and integration ofpeople with limited possibilities in society are actual and socially significant.
Проблема социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями в среду здоровых людей - одна из острейших социальных проблем. Проблема рационального и более полного использования человеческого ресурса, который сейчас является определяющим в развитии экономического потенциала страны, стоит наиболее остро. Учитывая, что по оценкам Министерства труда и социального развития России к 2010 году сложится такая ситуация, когда на одного работающего придётся один иждивенец, становится ясно, что вопросы
реабилитации, адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями в общество становятся актуальными и социально значимыми.
Поиск эффективных программ укрепления здоровья людей с ограниченными возможностями, восстановление их работоспособности, социальной адаптации, интеграции, активного участия в жизни - задача достаточно сложная. Чтобы решить её, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, психологов, социологов, философов, специалистов в области физической культуры и спорта, организаций досуга.
По уровню физического развития лица с нарушением зрения во всех возрастных группах отстают от нормы. При нарушении зрения наблюдается ограничение двигательной активности, в результате чего возникает ряд вторичных отклонений в физическом развитии. При значительной или полной потере зрения нарушаются координация, выносливость, быстрота и ритм движений. В меньшей степени выражено отставание по показателям мышечной силы и скоростно-силовых качеств. Известно, что психическое развитие человека зависит от состояния моторики, отмечено, что именно движение осуществляет практическую связь человека с окружающей средой, которая лежит в основе развития психических процессов. Первостепенную важность с реабилитационных позиций имеет развитие адаптационно-компенсаторных возможностей людей с ограниченными сенсорными возможностями за счёт использования резервов других анализаторов.
Отсутствие зрения отрицательно сказывается на развитии всех сторон двигательной функции, и особенно на регуляции движения, на осуществлении самоконтроля при выполнении упражнений. В норме контроль и саморегулирование движений осуществляются при помощи зрения, которое играет ведущую роль в формировании двигательных умений и навыков. Зрительный контроль является решающим при выполнении упражнений в беге, прыжках, ходьбе на лыжах и др. В ряде физических упражнений, не требующих зрительного контроля (упражнения на гибкость, силу и др.), незрячие показывают относительно высокие показатели.
Статическое чувство у лиц с нарушениями зрения корректируется участием слухового и проприоцептивного анализаторов, мышечной чувствительности рук, ног, рецепции стоп. Основное значение статической чувствительности проявляется в сохранении равновесия и пространственной ориентировке. Повышение статической чувствительности у незрячих и слабовидящих в определенной степени является компенсаторной реакцией на потерю зрения: вестибулярный аппарат, получая дополнительную информацию от различных статорецепторов, информирует головной мозг о положении тела относительно окружающих предметов и при необходимости усиливает статическую чувствительность.
Если для здоровых людей физическая активность является обычной потребностью в повседневной жизни, то для инвалидов по зрению занятия физическими упражнениями
жизненно необходимы, так как являются естественным методом одновременной физической, медицинской и социальной реабилитации.
Доступность и простота, многообразие и вариативность форм исполнения гимнастических упражнений расширяют возможности гимнастики и делают её доступным средством физического воспитания всех возрастных групп. Гимнастические упражнения, безусловно, являются наиболее эффективными в физическом воспитании, оказывают значительное влияние на здоровье. Они направлены прежде всего на формирование организма, на воспитание морально-волевых, физических качеств и умения пользоваться ими в практической деятельности.
С точки зрения теории познания, в процессе обучения гимнастическим упражнениям у занимающихся активизируются чувственная, рациональная и практическая формы познания, опирающиеся на законы высшей нервной деятельности человека, принципы дидактики, воспитания, на теорию информации.
Категория лиц со зрительным дефектом достаточно велика (около 15 млн.), и, несмотря на успехи медицины, их число неуклонно растёт. Использование людьми с ограниченными сенсорными возможностями средств физической культуры способствует расширению диапазонов их активности, как средства физической реабилитации.
В современной тифлопедагогике и адаптивной физической культуре остаются малоисследованными вопросы конкретизации форм и методов физической и социальной реабилитации незрячих, недостаточно ведётся поиск оптимизации содержания физической активности средствами физической культуры и других форм физического познания, в частности, при обучении их гимнастическим упражнениям как одной из перспективных форм их физической и социальной реабилитации.
По мнению Выготского Л.С. (2003) «... специальная школа создаёт систематический отрыв от нормальной среды, изолирует слепого и помещает его в узкий замкнутый мирок, где всё приспособлено к дефекту и напоминает о нём., зачастую слепота обращается в психическую травму., нам надо думать не о том, чтобы как можно раньше изолировать и выделять слепых из жизни, но о том, чтобы как можно раньше и теснее вводить их в жизнь., необходимо провести научно-обоснованый опыт совместного обучения и воспитания слепых со зрячими., зрячим необходимо переменить отношение к слепоте и к слепым., перевоспитание зрячих составляет огромной важности общественно-педагогическую задачу».
В этой связи нам представляется необходимым научное обоснование комплекса методов и форм реализации физической активности незрячих в процессе обучения гимнастическим упражнениям в целях повышения их физической подготовленности, работоспособности и
социальной адаптации в процессе совместных занятий со зрячими, являющихся важнейшими средствами их реабилитации и интеграции в общество.
Целью нашего исследования явилась разработка и экспериментальное обоснование коррекционной методики для повышения уровня физической подготовленности людей с ограниченными сенсорными возможностями средствами гимнастики.
Предполагается, что одним из важнейших компонентов реабилитации людей с ограниченными сенсорными возможностями, их социальной адаптации является их физическая и психологическая подготовленность. Коррекционная методика обучения гимнастическим упражнениям станет результативной и педагогически целесообразной, если её разработка будет основываться на следующем:
■ повышении уровня развития физических качеств, работоспособности в процессе обучения гимнастическим упражнениям;
■ учёте особенностей физического развития и физической подготовленности незрячих экспериментальной и контрольной групп;
■ социальной адаптации;
■ введении на определённом этапе незрячих в процесс занятий зрячих, занимающихся спортивной гимнастикой - студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура" в экспериментальную группу.
Объектом исследования явился процесс физического воспитания людей с ограниченными сенсорными возможностями.
Предметом исследования - методика физической подготовки людей с ограниченными сенсорными возможностями
Теоретическая и практическая значимость работы заключается:
- в обосновании организации и методики использования средств физической культуры и обучения гимнастическим упражнениям людей с ограниченными сенсорными возможностями;
- в разработке и внедрении новых методов повышения уровня физической подготовленности людей с ограниченными сенсорными возможностями в процессе занятий гимнастическим упражнениями;
- в реализации нового теоретического и методического подхода к двигательной и социально-психологической реабилитации, в практическом использовании гимнастических упражнений как средства совершенствования движений, увеличения двигательной активности и физической подготовленности людей с ограниченными сенсорными возможностями в процессе занятий;
- в практическом использовании коррекционной методики занятий по обучению гимнастическим упражнениям людей с ограниченными сенсорными возможностями в процессе их реабилитации и социальной интеграции.
Научная новизна исследования определяется тем, что потенциал средств гимнастики для людей с ограниченными сенсорными возможностями в процессе их физического воспитания будет способствовать обучению данного контингента гимнастическим упражнениям в интересах их физической реабилитации, повышению уровня физической подготовленности и социальной интеграции.