Научная статья на тему 'О некоторых направлениях интеграции лиц с ограниченными зрительными возможностями в систему высшего профессионального образования'

О некоторых направлениях интеграции лиц с ограниченными зрительными возможностями в систему высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTEGRATION / SOCIAL REHABILITATION / INFORMATION SUPPORT / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / TOLERANCE / TECHNICAL FACILITIES FOR BLIND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Светлана Алексеевна

В статье рассматриваются проблемы интеграции молодых людей с ограниченными зрительными возможностями в систему высшего профессионального образования. Проведен анализ факторов, препятствующих процессу их социального включения в современное общество. Предложены меры, направленные на решение этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME DIRECTIONS OF INTEGRATION PERSONS WITH LIMITED VISUAL POSSIBILITIES IN THE SYSTEM OF HIGH VOCATIONAL TRAINING

The article deals with the problems of integration young people with limited visual possibilities in the system of high vocational training and modern society. Factors, preventing the process of social inclusion, are generalized and the necessary measures of this problem solution are offered.

Текст научной работы на тему «О некоторых направлениях интеграции лиц с ограниченными зрительными возможностями в систему высшего профессионального образования»

При поддержке и педагогическом сопровождении преподавателя физической культуры у студента вырабатывается умение использовать возможности организма в целях сохранения и укрепления здоровья, формируются навыки постоянного самоконтроля в условиях повторяемости здоровьесберегающих действий.

Назначение учебного информационного портфолио в обучении студентов медицинской группы на занятиях физической культурой заключается в:

• наполнении портфолио актуальной информацией о знаниях, умениях и навыках студентов в области здоровьесбережения;

• индивидуальном просмотре текстов, статей по конкретным проблемам здоровья;

• оценке здоровьесберегающей деятельности студентов;

• своевременном корректировании здоровьесберегающих программ;

Приступая к работе над персонифицированным портфолио, преподавателю физкультуры необходимо обдумать:

• какие материалы могут быть отобраны для портфолио;

• какие указания к действию следует отразить в теоретическим блоке, чтобы студент смог организовать и оценить свою работу;

• какие стандарты и критерии оценивания должны применяться в каждом конкретном случае;

• каковы осуществления контроля и самооценки.

Цель работы преподавателя заключается в том, чтобы создать систему персонифицированного учета продвижений и достижений студента на основе личностного подхода в обучении.

Анализ теории и практики применения учебного информационного портфолио в обучении студентов специальной медицинской группы на занятиях физической культурой показывает: в идее портфолио заключены большие возможности совершенствования современного процесса обучения, позволяющие отслеживать развитие интереса, желания, устойчивой мотивации, оценивать достижения, определять дальнейшие шаги, что в конечном итоге способствует формированию ответственности за приобретение опыта здоровьесберегающей деятельности.

Литература

1. Злобин А.Ю. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе вуза // Образование, наука, инновации - вклад молодых исследователей: материалы I (XXXIII) междунар. науч.-практ. конференции. - Кемерово: Полиграф, 2006. - С. 98-106.

2. Спешилова Н.В. Прикладные и социально-психологические исследования на базе компьютерного моделирования в системе высшей школы // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф. Ч. 4 / отв.ред. Н.Н. Болдырев. -Тамбов, 2005. - С.45-49.

Шмырева Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского госуниверситета. E-mail: n.shmireva@vandex.ru

Панчук Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского госуниверситета. E-mail: p natalva@mail.ru

Shmyryova Nataliya Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of interuniversity department of general and high school pedagogy, Kemerovo State University.

Panchuk Nataliya Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of physical training, Kemerovo State University.

УДК 378.147.013.8

С А. Копылова

О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются проблемы интеграции молодых людей с ограниченными зрительными возможностями в систему высшего профессионального образования. Проведен анализ факторов, препятствующих процессу их социального включения в современное общество. Предложены меры, направленные на решение этой проблемы.

Ключевые слова: интеграция, социальная реабилитация, информационное обеспечение, безбарьерная среда, толерантность, тифлотехнические средства.

SA. Kopy/ova

ABOUT SOME DIRECTIONS OF INTEGRATION PERSONS WITH LIMITED VISUAL POSSIBILITIES IN THE SYSTEM OF HIGH VOCATIONAL TRAINING

The article deals with the problems of intégration young people with limited visual possibilities in the system of high vocational training and modern society. Factors, preventing the process of social inclusion, are generalized and the necessary measures of this problem solution are offered.

Keywords: integration, social rehabilitation, information support, barrier-free environment, tolerance, technical facilities for blind.

Министерство образования РФ стало целенаправленно заниматься вопросами профессионального обучения инвалидов c 1995 г. Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из механизмов повышения социального статуса людей с ограниченными возможностями является получение ими профессионального образования. До этого министерство занималось только детьми до 18-ти лет, выпускники школ выходили в «никуда», и стало ясно, что в новых экономических условиях нужно решать вопрос продолжения их обучения, ведь именно получение высшего профессионального образования способствует социальной реабилитации и является одним из ключевых направлений успешной интеграции незрячей молодежи в социум.

Современная система образования предоставляет инвалидам по зрению определенные возможности выбора формы обучения и учебных заведений. В последние годы наблюдается весьма значительное увеличение активности молодых людей с нарушением зрения при поступлении в вузы страны, становится больше студентов-инвалидов в высших учебных заведениях, соответственно растет и количество незрячих специалистов в области интеллектуального труда.

Система образования России переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом на повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции, хотя общественное мнение по этому поводу далеко неоднородно. Доступность образования для выпускников с ограниченными зрительными возможностями начиная с их поступления в школу и заканчивая получением высшего образования - является одной из социальных задач, которую необходимо решить для предотвращения их исключения из гражданской, политической, социальной и профессиональной жизни. [7]

Развитие специализированных учебных заведений на уровне начального профессионального и среднего специального образования является широко распространенной практикой. Вопросы обеспечения интегрированного профессионального образования решаются через создание образовательных комплексов, объединение специализированных учреждений и учреждений общего типа на уровне регионов. В высшем же профессиональном образовании такой системы нет.

Трудности социального включения складываются из следующих факторов:

1. Поступление в вуз и начало обучения там оказываются первыми шагами в направлении социальной интеграции для основной массы юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья, ведь предшествующие образовательные этапы проходились ими либо в педагогических учреждениях специального типа, либо на дому (оба варианта, по сути, относятся к сегрегационным типам обучения) [7].

2. Препятствия интеграции характеризуются отсутствием информации об условиях поступления и обучения в вузах студентов-инвалидов, правовой неосведомленностью; отсутствием профориентационной службы для молодых людей с ограниченными возможностями в сфере высшего и среднего профессионального образования. Индивидуальная программа реабилитации, разрабатываемая специалистами диагностико-реабилитационных центров и являющаяся законным основанием для реабилитационных мер студента-инвалида, по окончании школы не востребована (исключение составляют специальные учебные заведения, обучающие инвалидов по зрению), таким образом, налицо низкий уровень довузовского образования, социальная и психологическая депривация абитуриентов-инвалидов [2].

3. Нет никакой информации о порядке проведения вступительных экзаменов в форме ЕГЭ для поступления незрячих абитуриентов в вуз, о том, в какой форме они должны отвечать на экзаменационные вопросы, напечатанные на бланке, сколько им дают времени, чтобы ответить на тест и т.д. По закону вузы вправе устанавливать свой уровень успешной сдачи экзаменов: если минимальной оцен-

кой успешной сдачи экзамена по 5-балльной системе является тройка - удовлетворительная оценка, которая дает абитуриенту право на внеконкурсный прием, то при нынешней системе ЕГЭ вузы устанавливают 100-балльную систему и в зависимости от профиля определяют шкалу проходных оценок - до 70-ти баллов, что выше удовлетворительной оценки. В результате абитуриент часто не проходит по конкурсу [1]. Поэтому необходимо рассматривать вопросы разработки методической, процедурной и технологической поддержки проведения ЕГЭ для абитуриентов-инвалидов по зрению.

4. Доступ к информации при получении высшего образования инвалидами по зрению в коллективе зрячих недостаточен. В условиях, когда информация начинает играть все более важную роль, лица с ограниченными зрительными возможностями поставлены перед выбором: преодолеть проблему информационного обеспечения или потерять возможность интеллектуальной деятельности даже в уже традиционных для них сферах (юриспруденция, преподавание, экономика и т.д.). Компьютерные технологии в процессе обучения приобрели большое распространение, это касается и среднего, и высшего образования, очной и заочной формы обучения. Роль компьютера в профессиональной и учебной деятельности лиц с нарушением зрения трудно переоценить: открываются возможности для создания совершенно новых, до сих пор недоступных для незрячих, рабочих мест и освоения ими ранее неизвестных профессий; существенно повышается эффективность труда лиц с нарушением зрения на уже созданных рабочих местах, в некоторых случаях почти полностью исключается потребность незрячих в секретаре-чтеце; открывается доступ к оперативному получению информации в самых различных областях знаний, возможно осуществление дистанционного обучения лиц с нарушением зрения - все это защищает права инвалидов и способствует в конечном итоге их интеграции в современное общество [1]. Говорить же о полномасштабном высокоэффективном, законченном в своем системном исполнении дистанционном обучении, в том числе и для незрячих, сегодня в России могут лишь единичные вузы: не разработан единый подход к формированию педагогических технологий обучения студентов-инвалидов по зрению, отсутствует научно разработанная общая концептуально-методологическая основа педагогического процесса.

5. Отсутствие безбарьерной среды в социуме и вузе: как в отношении архитектурной среды, так и информационной, сегодня ведется работа по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры - создаются межведомственные комиссии по проведению обследования доступности для инвалидов социально-значимых объектов; устанавливаются пандусы, подъемники для инвалидов-колясочников, информационные табло для глухих, однако о доступности среды жизнедеятельности для незрячих и слабовидящих заботятся недостаточно (исключение - звуковой сигнал на светофорах, да и то не везде). Такие требования, как звуковые и световые маяки, тактильные полосы и указатели, рельефные направляющие, дублирование информации в звуковом и рельефно-точечном исполнении так и остаются категориями права, не находя своего отражения в реальной жизни. Необходимо специальное тактильное, слуховое обустройство территорий и помещений для удобства инвалидов по зрению. Например, в Японии инвалида можно вообще не заметить, он не пользуется тростью и даже не берет ее с собой. В Токио на тротуарах есть специальная тактильная дорожка для инвалидов по зрению. Они идут по ней в обуви на тонкой подошве и ощущают рисунок, который все время меняется, он информирует о том, что рядом - магазин, переход, общественный туалет и т.п. Они понимают, что у человека уже есть беда, и больше к ней ничего не добавляют [8]. Целесообразно активизировать участие самих инвалидов по зрению в решении проблем обеспечения беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной и информационной инфраструктур города и края для реализации своих прав на здравоохранение, социальную защиту, образование, труд, досуг.

6. Комплекс реабилитационных мер, сконцентрированных в вузе в той или иной организационной форме отсутствует: уровень проблемы определяется необходимостью межведомственного взаимодействия, институализации этого комплекса реабилитационных мер, разработки механизмов лицензирования и сертификации реабилитационной деятельности в процессе высшего образования, поиска правовых и организационных форм. Поскольку для обычного вуза комплексная реабилитация не является уставной, нужно учитывать, что само обучение как трудоемкий вид деятельности может дестабилизировать физическое и психическое состояние студента-инвалида.

7. Нормативов по организации учебного процесса в случае обучения в вузах лиц с ограниченными зрительными возможностями нет: в штатном расписании вуза отсутствуют дополнительные ставки, предусмотренные в учреждениях, занимающихся проблемами инвалидов, - тифлопсихологов, реаби-

литологов, тифлопедагогов, офтальмологов, техников и методистов. Необходима система переподготовки таких специалистов для осуществления их профессиональной деятельности в высшей школе при работе со студентами-инвалидами [3].

8. Отсутствуют научно рекомендованные методики по использованию в учебном процессе специальных комплексов технических средств. Для незрячих и слабовидящих студентов необходимо создать тифлоинформационные центры, оснащенные набором всех необходимых технических средств -«читающих» сканеров, программ звукового сопровождения, специальных компьютеров с «брайлевской» строкой.

9. Низкий уровень толерантности. Отношение к людям, обделенным здоровьем, в том числе и имеющим зрительные проблемы, которые страдают не только от своих болезненных ощущений, но и от невозможности приспособиться к нормальному образу жизни, определяет степень цивилизованности общества. Люди с пониженным уровнем коммуникативной толерантности являются источником негативной эмоциональной энергии: они не умеют либо не хотят принимать индивидуальность других; оценивают поведение, образ мысли или отдельные характеристики людей, рассматривая в качестве эталона самих себя; категоричны или консервативны в оценках людей с ограниченными возможностями; стремятся переделать, перевоспитать партнеров по общению, не умеют прощать его ошибки, неловкость; нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту других. Необходима социально-психологическая работа по формированию адекватного реалистичного образа незрячего человека в массовом сознании, развитие толерантных установок на общение зрячих и незрячих людей.

Основными путями преодоления негативных стереотипов в общении инвалидов и здоровых членов общества могут стать: расширение информированности общественности, особенно молодежи, о жизни инвалидов по зрению, их возможностях, социальных и психологических проблемах; проведение семинаров и тренингов в группах, участниками которых являются как зрячие, так и незрячие люди, направленных на развитие толерантного общения, повышение коммуникативной компетентности. Самим инвалидам по зрению нужна поддержка в преодолении чувства обособленности, неполноценности, здесь эффективны совместные деловые и культурно-досуговые мероприятия.

10. Незрячим и слабовидящим студентам необходимы дорогостоящие средства реабилитации, однако фактически ничего из того, что нужно в первую очередь, не входит в обязательный федеральный перечень, даже компьютер, так им необходимый. Иметь такое оборудование дома многим не по карману, в результате люди с ограниченными зрительными возможностями далеко не всегда используют в своей образовательной деятельности современные информационные технологии, облегчающие процесс дальнейшей интеграции. Если еще несколько лет назад ставился вопрос о наличии «брайлевской строки» или оптического увеличителя, то сегодня речь идет о возможности выбирать оптимальный продукт среди многих аналогичных для каждого конкретного человека, нуждающегося в спецсредствах. Выбор тифлотехнических средств наиболее целесообразно осуществлять при активном участии всех заинтересованных сторон: конечного пользователя, которому предстоит работать с тифлотехникой, специалиста-тифлолога образовательного учреждения, знающего зрительные проблемы конкретного человека; работодателя, понимающего специфику задач, поставленных перед незрячим или слабовидящим сотрудником; компанией-производителем и продавцом тифлотехнических средств [3].

Перечень проблем можно дополнить нестабильностью целевого финансирования вузов, индивидуальной финансовой помощи студентам-инвалидам из государственных и иных источников; необу-строенностью общежитий для инвалидов; отсутствием служб социальной поддержки студентов-инвалидов в вузе, волонтерского движения, помощи общественных организаций инвалидов при их обучении в вузе, общественных объединений, созданных на базе учредительства вузами и занимающихся развитием высшего профессионального образования инвалидов, условий для культурного досуга, отдыха и спорта студентов-инвалидов [5].

Для успешной интеграции лиц с ограниченным зрением в систему высшего профессионального образования необходимо осуществлять дальнейшую работу по развитию концепции профессионального образования с целью налаживания взаимодействия между ведомствами, федеральным и региональным уровнями с целью поддержки занятости молодых инвалидов; обеспечить доступность профессионального образования; расширять возможности инвалидов по зрению в вопросах их профессиональной адаптации и рационального трудоустройства; сформировать системы статистических показателей для объективного представления масштаба проблемы как на уровне отдельных субъектов

федерации, так и на уровне страны в целом. Существующие в России проблемы образования возникают из-за дефицита статистических данных, освещающих трудности инвалидов, что осложняет не только решение проблемных задач, но и их формулировку, постановку, контроль за их выполнением. [8] Специальная компьютерная техника и другие средства реабилитации должны войти в своего рода подперечень федерального списка технических средств, разработанный для молодых инвалидов-студентов.

В ряде региональных центров (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Челябинск и др.) успешно используются программы высшего профессионального образования данной категории лиц, для этого взаимодействуют федеральные и региональные органы управления социальной сферой в деле объединения усилий по реализации базовых положений законов РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Значительных результатов в этом направлении добились в Москве, где существует многолетняя практика включения профессионального образования людей с ограниченными возможностями в разряд приоритетных задач комплексных целевых программ социальной поддержки инвалидов: складывается естественная унификация подходов к организации высшего профессионального образования в рамках единой модели непрерывного многоуровневого вариативного обучения, реализуемой уставной деятельности государственных и негосударственных вузов; ведется активная и плодотворная работа учреждений высшего образования в области довузовского этапа образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Успешной реализации образовательно-реабилитационных программ в вузах способствуют: включение в учебный процесс социально-психологических, специальных образовательных и медикореабилитационных мероприятий; определение специалистами службы реабилитологии нормативного спектра специальных психолого-педагогических услуг, для всех субъектов образовательнореабилитационного пространства; развитие представления о реабилитации как совокупности мотивационных и ценностных приобретений, которые позволят надежно усваивать и применять стереотипы поведения, ориентированные на интеграцию; проведение комплексного медицинского и социальнопсихологического сопровождения и мониторинга, позволяющего оценить успешность реализации реабилитационных программ и в случае необходимости скорректировать их форму или содержание; реализация концептуального принципа перехода от парадигмы инвалидности и сегрегации к парадигме интеграции и самодостаточности [6].

В Москве реализуется масштабный проект для трудоустройства людей, потерявших зрение. Более тысячи рабочих мест с обучением разным специальностям предлагает новый Московский общественно-деловой центр. В центр можно прийти, не умея работать с компьютером, и стать оператором связи. Слепых и слабовидящих сотрудников компании коллеги встречают у метро. До рабочего места их отвозят на бесплатных автобусах. 90% кадров здесь - инвалиды по зрению: если в приемной комнате не работает техника, то незрячий компьютерщик на ощупь исправляет все неполадки, а секретарь на слух заполняет анкету нового сотрудника [5].

Таким образом, проблемы интеграции лиц с ограниченными зрительными возможностями возможно решать - необходимо и стремиться к тому, чтобы незрячие люди сибирских регионов были также включены во все сферы гражданской, политической, социальной и профессиональной жизни.

Литература

1. Зарубина И.Н. Возможно ли обучение лиц с нарушением зрения в высших учебных заведениях? / Проблемы высшего профессионального образования лиц с нарушениями зрения: материалы науч.-практ. конф. - Н. Новгород, 2000. - 120 с.

2. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Научная книга, 2006. - 260 с.

3. Шевкун О.В. К вопросу о подборе тифлотехнических средств реабилитации и трудоустройства инвалидов по зрению. Высокотехнологичные средства реабилитации для незрячих и слабовидящих: материалы науч.-практ. конф. - СПб., 2009.

Интернет- ресурсыI

4. Всероссийская конференция по проблемам интеграции инвалидов [Электронный ресурс] / ЦКЬ:

<http://nashepravo.org>.

5. Государство с ограниченными возможностями или как в Волгограде обсуждали проблему доступности среды для инвалидов по зрению [Электронный ресурс] / ЦКЬ: http://www.infoipi.ru/sreda/sreda 1 тёех.Мш>.

6. Колесо познания: интернет-портал, посвященный людям с нарушением зрения [Электронный ресурс] / ЦКЬ: <http://www.koleso.mostinfo.ru/>.

7. Карпова Г.Г. Социокультурный анализ образовательных стратегий детей-инвалидов [Электронный ресурс] / URL: <http://www. socpolitika.ru/ >.

8. Кулагина, Е.В. Актуальные вопросы модернизации специального образования [Электронный ресурс] / URL: <http://www. socpolitika.ru/ >.

Копылова Светлана Алексеевна, аспирант Алтайского государственного технического университета им. Ползунова, учитель Алтайской краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы III-IV вида.

E-mail: svetakopy@mail.ru.

Kopylova Svetlana Alekseevna, post-graduate student of I.I. Polzunov Altay State Technical University, teacher of Altay regional special (correctional) comprehensive school of III-IV kind.

УДК 378.016: 656.7

Д.В. Марченко, Р.Д. Санжаева

ВЫЯВЛЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БОРТПРОВОДНИКОВ-СТАЖЕРОВ

В связи с увеличением требований к обучению персонала в авиакомпаниях возникает вопрос необходимости составления программ обучения стажеров. Для более эффективной работы этой программы должны быть поставлены конкретные цели, определены дидактические задачи.

Ключевые слова: бортпроводник, виды обучения, дидактические задачи, методы обучения, обучение, подготовка, программа подготовки, стажер.

D V Marchenko, RD Sanzhaeva DIDACTIC TASKS IN STEWARD TRAINING

Due to the increasing requirements for personnel training in airlines, the question of forming program of interns training arises. For the efficient functioning of the program concrete goals and didactic problems should be set.

Keywords: steward, training of adults, didactic problems, training methods, learning, training, program of training, trainee.

В связи с увеличением авиаперевозок и авиационного парка, появлением на рынке новых авиакомпаний, предлагающих свои услуги, закупкой более высокотехнологичных самолетов, а самое главное - ужесточением требований к качеству авиационного обслуживания появляется необходимость уделять внимание не только технической стороне перевозок, но и кадровой политике, поскольку высококвалифицированный персонал - это залог успеха любой компании. Так как лицом авиакомпании являются бортпроводники, то вопросы их обучения в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность.

Обычно в авиакомпаниях считают, что обучение должно быть прикладным, практически направленным, поэтому не обязательно составлять программу работы со стажерами. Однако опыт показывает, что обучение взрослых имеет свои особенности, им необходимо понимать смысл их деятельности. Это хорошо видно в двух основных потребностях: во-первых, в решении практических, производственных задач; во-вторых, в потребности личностно-профессионального развития [3].

Чтобы правильно и грамотно составить программу для стажеров, мы рассмотрели формы и методы обучения, используемые в авиакомпаниях и предлагаемые в андрогогических моделях, а также индексы уровня усвоения знаний; составили фотографию рабочего дня бортпроводника.

Обучение персонала в службе бортпроводников проходит как в групповой (техническая учеба, ОЗП), так и в индивидуальной формах (техническая учеба, стажировка, самообучение, дистанционное обучение, консультирование). Закрытые учебные мероприятия в авиакомпании проводятся по мере необходимости. Используется два варианта такого обучения специалистами, осуществляющими обучение:

1) внутренние преподаватели (инструкторы, бортпроводник, старшие инструкторы бортпроводников, заместитель начальника СБП - службы бортпроводников, начальник СБП );

2) внешние преподаватели (например, по авиационной безопасности или медицине).

Опираясь на основные виды обучения взрослых, мы выделили те из них, которые при работе со стажерами используют старшие бортпроводники на протяжении всего дня (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.