Научная статья на тему 'Поддержка образовательного процесса студентов инвалидов по зрению'

Поддержка образовательного процесса студентов инвалидов по зрению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1280
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВАЛИД ПО ЗРЕНИЮ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТИФЛОТЕХНОЛОГИИ / SUPPORTING OF EDUCATIONAL PROCESS / VISUALLY IMPAIRED PERSONS / COMPUTER TYPHLOTECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецов В. И., Рощина М. А.

В статье изложены основные принципы организации поддержки образовательного процесса студентов инвалидов по зрению, реализуемой тифлоинформационным центром Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Компьютерные технологии, адаптированные для незрячих и слабовидящих, способствуют повышению качества профессиональной подготовки и конкурентоспособности незрячих специалистов на современном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supporting of educational process of visually impaired students

The authors consider the main organizational principles of the supporting system of educational process of visually impaired students. The supporting is accomplished by the Typhloinformation Center of the Nizhniy Novgorod Lobachevsky University. The ten-year operational experience of the centre shows that specially adapted for the visually impaired persons computer technologies contribute to the quality of occupational training of the blind persons and their competitiveness on the modern labour-market.

Текст научной работы на тему «Поддержка образовательного процесса студентов инвалидов по зрению»

г

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

В.И. ШВЕЦОВ, профессор М.А. РОЩИНА, доцент ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Поддержка образовательного процесса студентов -инвалидов по зрению

В статье изложены основные принципы организации поддержки образовательного процесса студентов - инвалидов по зрению, реализуемой тифлоинформационным центром Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Компьютерные технологии, адаптированные для незрячих и слабовидящих, способствуют повышению качества профессиональной подготовки и конкурентоспособности незрячих специалистов на современном рынке труда.

Ключевые слова: поддержка образовательного процесса, высшее профессиональное образование, инвалид по зрению, компьютерные тифлотехнологии.

Анализ мирового опыта показывает, что представление выходной информации (ре-

наиболее эффективные и экономически целесообразные пути профессиональной самореализации лиц с глубокими нарушениями зрения лежат в сфере высококвалифицированного труда, а значит, требуют высокого образовательного уровня. Это подтверждают и современные тенденции в сфере образовательной и трудовой деятельности инвалидов по зрению в России: кризис традиционной системы трудоустройства слепых, в которой доминировал неквалифицированный ручной труд, с одной стороны, и усиление активности молодежи с нарушениями зрения в области получения высшего и среднего профессионального образования - с другой.

В нашей стране и за рубежом имеется обширный опыт успешного интегрированного (на общих основаниях, в обычных студенческих группах) обучения слепых и слабовидящих в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования. Однако таким студентам приходится сталкиваться с целым комплексом проблем, осложняющих образовательный процесс. Одной из самых сложных является проблема информационного обмена, обусловленная преимущественной ориентацией общественной практики на визуальное восприятие информации. У нее имеется две стороны: обеспечение доступа к информации и

зультаты труда незрячего) в общепринятой форме.

С целью обеспечения лицам с глубокими нарушениями зрения благоприятных условий в процессе получения высшего и среднего профессионального образования в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского в 1999 г. создан тифлоинформационный (от греч. typhlos - слепой) центр компьютерных технологий - первый в России университетский компьютерный центр для инвалидов по зрению.

Компьютерные технологии для незрячих (тифлотехнологии) базируются на комплексе аппаратных и/ или программных средств, обеспечивающих доступное для восприятия этих людей представление компьютерной информации в рельефно-точечной (традиционным для незрячих шрифтом Брайля) и/ или речевой форме и позволяющих им самостоятельно работать на обычных персональных компьютерах с программами общего назначения (MS Word, Internet Explorer и др.). Для инвалидов по зрению эти возможности имеют существенный компенсаторный эффект, позволяя им самостоятельно выполнять многое из того, в чем раньше приходилось прибегать к посторонней помощи (например, используя сканирование, читать обычный текст, готовить

печатные документы и т.д.). В результате они получают эффективный инструмент доступа к общественной информационной среде, что значительно расширяет их возможности для получения образования (в том числе и высшего) и качественного трудоустройства. Компьютерные тифлотехнологии положены в основу системы разносторонней поддержки процесса получения инвалидами по зрению высшего и среднего профессионального образования, разработанной и функционирующей в тифлоин-формационном центре.

Организационные основы деятельности тифлоинформационного центра

С инициативой создания компьютерного центра для незрячих студентов выступил Нижегородский областной центр социально-трудовой и психологической реабилитации инвалидов по зрению (ЦСТПР) «Камерата», являющийся членом Российской ассоциации незрячих студентов и специалистов (РАНСиС). Руководство университета поддержало и значительно расширило первоначальный замысел - было создано подразделение, ведущее учебную, методическую и научную работу в области компьютерных тифлотехнологий и обеспечивающее на этой основе разностороннюю поддержку образовательного процесса незрячих и слабовидящих студентов. Тифло-информационный центр стал предметом постоянного сотрудничества и социального партнерства ННГУ им. Н.И. Лобачевского и ЦСТПР «Камерата ». Основные принципы его работы изложены в «Концепции информатизации Нижегородского государственного университета на 2003-2008 годы» [1].

Тифлоинформационный центр организован в структуре ведущего подразделения ННГУ в области компьютерных технологий - управления информатизации, что позволяет изучать, разрабатывать и использовать в учебном процессе современные тифлокомпьютерные технологии. Это также обеспечивает тифлоцентру эффектив-

ный доступ к техническим и информационным ресурсам университета (в том числе постоянный доступ в Интернет), рабочее взаимодействие с преподавательским составом, высокий уровень технического обслуживания.

Вместе с тем тифлоцентр сотрудничает с факультетом социальных наук (в качестве базовой определена кафедра общей социологии и социальной работы), что позволяет центру оказывать поддержку процесса социальной адаптации незрячихи слабовидящих студентов, привлекая к этой работе преподавательский состав и студентов факультета. При этом студенты, будущие социальные работники, на практике знакомятся с проблемами и возможностями незрячих сверстников и приобретают навыки оказания им действенной помощи. Для студентов факультета проводятся лекции, освещающие тифлоспецифику, организуются экскурсии в тифлоцентр, знакомящие студентов с возможностями компьютерных тифлотехнологий какинструмента социальной и профессиональной реабилитации инвалидов по зрению.

Больших затрат требует техническое оснащение тифлоинформационного центра, так как кроме обычной компьютерной техники требуется дорогостоящее специализированное оборудование и программное обеспечение для незрячих и слабовидящих. При создании центра техника была предоставлена Министерством образования РФ, значительную финансовую поддержку оказал Фонд Сороса, дальнейшее дооснащение ведется за счет привлечения грантового финансирования. Сейчас тифлоцентр располагает комплексом технических и программных средств, обеспечивающих полноценное использование компьютерных тифлотехнологий (четыре компьютерных рабочих места для слепых и слабовидящих, имеющих постоянное подключение к Интернету и специализированное программное обеспечение и оборудованных Брайлевскими дисплеями, сканерами, принтерами для обычной и рельефно-точечной печати, копировальным

аппаратом, позволяющим увеличивать изображение).

Деятельность тифлоинформационного центра имеет региональный масштаб. Он является основной площадкой по социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения. Центр бесплатно оказывает содействие всем обращающимся в него инвалидам по зрению, обучающимся не только в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, но и в других вузах и ссузах города.

Тифлоцентр поддерживает рабочие контакты с различными организациями, работающими с инвалидами по зрению и занимающимися внедрением компьютерных тифлотехнологий: Институтом профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп», образовательными учреждениями, спецбиблиотеками для слепых, общественными организациями и др. Установлены партнерские отношения с разработчиками технических и программных тифлоинформационных средств -компаниями Baum Retec AG (Г ермания) и Freedom Scientific (США).

Основные направления работы

Обучение инвалидов по зрению самостоятельному применению компьютерных тифлотехнологий. В рамках этого направления решаются следующие задачи:

• расширение методической базы по обучению незрячих и слабовидящих студентов компьютерной грамотности и использованию компьютерных технологий как средства компенсации нарушения зрения;

• обучение студентов с нарушенным зрением работе с компьютером, оснащенным специальными тифлотехническими и программными средствами;

• консультативная поддержка при применении компьютерных тифлотехнологий в области образования и занятости и повышение квалификационного уровня незрячих и слабовидящих пользователей.

Работа на компьютере пользователей с нарушенным зрением имеет ряд существен-

ных особенностей, поэтому при их обучении требуется специальный подход. На сегодняшний день методических разработок в этой области имеется очень мало. Кроме того, для успешного внедрения в учебный процесс динамично развивающихся компьютерных технологий необходимо постоянное методическое сопровождение. Сотрудниками тифлоцентра разработаны учебные программы курсов для незрячих и слабовидящих пользователей ПК и учебно-методическое пособие «Основы компьютерных тифлотехнологий» [2], адресованное преподавателям компьютерной грамотности для инвалидов по зрению.

Среди пользователей с глубокими нарушениями зрения выделяют две группы:

• слабовидящие - инвалиды по зрению, имеющие возможность использовать в качестве основного канала получения компьютерной информации остаточное зрение, но нуждающиеся в применении специальных средств «улучшения » компьютерного изображения (увеличения, повышения контрастности и т.п.);

• незрячие - инвалиды по зрению, работающие на компьютере на основе специальных средств, обеспечивающих речевой или рельефно-точечный вывод компьютерной информации.

В силу своей специфики обучение слепых и слабовидящих пользователей ведется в тифлоцентре раздельно и по разным программам. При этом у студентов закладываются основы компьютерных знаний, формируются необходимые навыки работы на пользовательском уровне и умение применять тифлоинформационные технологии в своем основном учебном процессе. На сегодняшний день большинство инвалидов по зрению к моменту поступления в вуз владеют основами компьютерной грамотности, однако вузовский учебный процесс предъявляет значительно более высокие требования к уровню компьютерной подготовки, поэтому актуальность учебных занятий в тифлоинформа-ционном центре сохраняется. Практическая потребность в получаемых знаниях и

их активное использование значительно повышает эффективность обучения и качество освоения материала.

По мере необходимости незрячие и слабовидящие студенты получают консультативную помощь по различным вопросам использования компьютерных технологий (выполнение конкретных действий с помощью компьютерной техники, работа с заданным приложением, комплектование и настройка компьютерных рабочих мест для незрячих и слабовидящих пользователей и т.д.). Кроме того, в тифлоинформационном центре регулярно проводятся обучающие семинары и практические занятия, направленные на повышение пользовательской квалификации. Для обеспечения этой работы активно привлекаются грантовые средства, что позволяет расширять целе-

вую аудиторию и оказывать поддержку не только учащейся молодежи. За последний год при финансовой поддержке администрации Нижнего Новгорода и корпорации Іп^еі в России реализовано два проекта, направленных на освоение незрячими и слабовидящими пользователями новейших программных и аппаратных тифлосредств.

С целью повышения конкурентоспособности инвалидов по зрению на современном рынке труда в 2008 г. на базе тифлоин-формационного центра открыта программа повышения квалификации «Пользователь ПК (для лиц с глубокими нарушениями зрения)» объемом 160 учебных часов. На основании договоров с городским центром занятости населения по этой программе проведено обучение трех инвалидов I группы по зрению.

Информационная поддержка процесса обучения незрячих и слабовидящих студентов. Система информационной поддержки включает:

• обеспечение доступности учебной информации;

• помощь в представлении результатов работы студента в общепринятой форме;

• предоставление имеющихся в распоряжении центра технических, программных и информационных ресурсов для самостоятельной работы студентов с информацией.

Система поддержки основана на возможности с помощью компьютерных тифлотехнологий преобразовывать формы представления информации. Наиболее характерные примеры таких преобразований упрощенно представлены в таблице.

Для обеспечения незрячим студентам доступа к учебной информации активно используются информационные ресурсы Интернета, в частности библиотеки, созданные самими инвалидами по зрению (например, www.elibrus.1gb.ru). Сотрудники центра также выполняют индивидуальные заявки студентов по сканированию и распечатке необходимой информации рельефноточечным шрифтом. Необходимость в этих довольно длительных и трудоемких операциях продиктована не сутью учебного процесса, а специфичными потребностями, напрямую связанными с нарушением зрения. Выполнение таких работ в требуемом объеме играет важную роль в создании для инвалидов по зрению равных условий при получении образования, так как позволяет существенно сократить дополнительные

Таблица

Преобразование форм представления информации в информационном обеспечении инвалидов по зрению

Формы представления информации Механизм преобразования

Исходная Конечная

Электронная Речевое воспроизведение Программа синтеза речи

Компьютерный Брайлевский текст Брайлевский дисплей

Печатный Брайлевский текст Брайлевский принтер

Плоскопечатный текст Принтер

Плоскопечатный текст Электронная Сканер

трудозатраты, связанные с освоением необходимой информации. В тифлоцентре имеется электронная библиотека для незрячих и слабовидящих студентов, включающая более 500 книг по различным дисциплинам (философии, психологии, социологии и т.д.).

Особые трудности наши студенты испытывают при изучении иностранного языка. Компьютерное воспроизведение иноязычных текстов с помощью программ речевого синтеза в определенной мере может способствовать развитию восприятия иностранной речи, однако оно практически не дает представления о написании слов; кроме того, восприятие иноязычного текста на слух существенно сложнее чтения. Поэтому для организации полноценного учебного процесса здесь необходимы материалы, напечатанные шрифтом Брайля. Раньше незрячим студентам приходилось переписывать большие объемы иностранных текстов вручную, используя услуги чтеца. Иногда эти трудности служили поводом для неполного выполнения заданий, что снижало качество усвоения знаний. Сейчас задача информационного обеспечения в этой области решается при помощи технологии сканирования и рельефно-точечной печати. Для автоматизации процесса подготовки текста для рельефно-точечной печати, включающего последовательное выполнение нескольких операций преобразования информации для брайлевского представления и форматирования, в тифлоин-формационном центре разработана и внедрена в практику специальная компьютерная программа.

Еще одной составляющей информационной поддержки является помощь незрячим и слабовидящим студентам в оформлении и распечатке различных текстовых документов (рефератов, курсовых и дипломных работ и т.п.). Текст работ студенты самостоятельно готовят на компьютере, однако их внешнее оформление нередко вызывает у незрячих затруднения как содержательного, так и технического характера. Замена визуального восприятия слуховым

или тактильным приводит к тому, что незрячие непосредственно не получают информацию об элементах оформления и общем внешнем виде текстовых документов (использовании различных шрифтов, выравнивании, расположении текста на странице и т.п.). Нередко они недооценивают важность внешнего вида печатных работ, допуская небрежность в оформлении, что может вызывать неблагоприятное впечатление о работе в целом. Поэтому сотрудники центра не только оказывают им консультативную и техническую помощь в подготовке и печати работ, но и уделяют внимание формированию оформительской культуры.

Компьютерные рабочие места в тифлоцентре оборудованы синтезаторами речи и брайлевскими дисплеями. Благодаря этому многие инвалиды по зрению активно используют его ресурсы для самостоятельной работы. Слабовидящих пользователей привлекают и хорошие условия для визуального восприятия, обеспечиваемые высоким качеством мониторов. Кроме того, тифлоцентр предоставляет своим посетителям возможность бесплатного доступа в Интернет. При ограниченности других источников информации доступ к ресурсам сети для пользователей с нарушенным зрением чрезвычайно важен. По отзывам пользователей, кроме перечисленных благоприятных условий для работы в тифлоцентре их также привлекает возможность всегда обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

Таким образом, информационная поддержка, предоставляемая тифлоцентром, направлена не на создание для незрячих и слабовидящих студентов привилегированных условий обучения, а на устранение специфических трудностей образовательного процесса, обусловленных нарушением или отсутствием зрения. В результате значительно повышается самостоятельность учебной деятельности студентов - инвалидов по зрению, обеспечивается их независимость от посторонней помощи, облегчается выполнение ими требований образовательного процесса.

Создание условий для успешной социально-психологической адаптации незрячих и слабовидящих студентов в среде высшей школы. Нарушение зрительного восприятия, существенно изменяя спектр воспринимаемой информации, накладывает отпечаток на все аспекты жизнедеятельности человека. Несмотря на это, при соответствующей подготовке незрячий может самостоятельно справляться практически со всеми социально-бытовыми проблемами и вести активную, наполненную жизнь. Успешность его социальной адаптации и реабилитации во многом определяется субъективным фактором - позицией самого инвалида, его активным желанием полноценно включиться в жизнь общества и реализовать свои способности. Поэтому работа по социальной реабилитации незрячей учащейся молодежи направлена прежде всего на воспитание у нее активной жизненной позиции.

Тифлоинформационный центр в партнерстве с общественными организациями инвалидов по зрению ведет активную проектную деятельность, которая финансируется за счет грантовых средств по результатам конкурсов различных благотворительных фондов. Важным инструментальным средством этой работы являются компьютерные тифлотехнологии. Их использование обеспечивает возможность активного участия незрячих специалистов на всех этапах проектной деятельности, начиная с разработки проекта и заканчивая подготовкой отчетности. Работа по проектам позволяет незрячим и слабовидящим студентам получить некоторый опыт профессиональной деятельности. Кроме того, компьютерная техника широко применяется для предоставления всей проектной информации, являющейся как средством (информационные сообщения и т.п.), так и результатом (учебно-методические пособия и т.п.) реализации проекта в доступной для целевой аудитории (инвалидов по зрению) форме.

Характерным примером может служить проект «Фабрика лидеров», разработанный и выполненный летом 2006 г. группой не-

зрячей молодежи (специалисты тифлоцентра выступили в роли волонтеров-консуль-тантов) и направленный на развитие у ре-бят-инвалидов навыков социального проектирования и лидерских качеств.

Содействие развитию тифлокомпьютеризации в интересах интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения в современное российское общество. Эта работа направлена на решение следующих задач:

• обобщение и распространение опыта внедрения и использования компьютерных тифлотехнологий;

• распространение компьютерных тифлотехнологий как средства профессиональной реабилитации инвалидов по зрению и создание тем самым благоприятных условий для качественного трудоустройства незрячих специалистов.

С целью анализа достижений и опыта, накопленного в области реабилитации инвалидов по зрению с помощью компьютерных технологий, тифлоинформационный центр принял участие в организации и проведении двух международных и трех всероссийских научно-практических конференций. Последней из них стала Всероссийская конференция «Организация и методическое обеспечение обучения инвалидов по зрению использованию компьютерных технологий » (24-26 апреля 2008 г.) [3]. Ее участниками стали 45 специалистов, ведущих работу по внедрению компьютерных тифлотехнологий (представители образовательных учреждений, специализированных библиотек, общественных организаций инвалидов по зрению и других структур, работающих с этой категорией населения), из 17 регионов России (Москвы, С.-Петербурга, Калининграда, Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской области, 12 регионов Приволжского федерального округа). По отзывам участников, конференция имела большое практическое значение. Она предоставила возможность заинтересованным специалистам обменяться опытом, проанализировать проблемы внедрения компьютерных тифлотехнологий и наметить пути их решения, установить новые

и укрепить уже существующие партнерские отношения и творческие контакты между различными организациями и специалистами, работающими в сфере тифлокомпьютеризации.

Серьезным препятствием на пути к качественному трудоустройству и подлинной социальной интеграции инвалидов по зрению являются существующие в обществе стереотипы по отношению к ним как к людям, не способным полноценно участвовать в социальной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому важной составной частью работы по поддержке незрячих студентов является распространение в обществе адекватного представления о проблемах и возможностях инвалидов по зрению и, в частности, о компенсаторных возможностях использования компьютерных тифлотехнологий. С этой целью тифлоцентр участвует в выставках и других публичных мероприятиях, демонстрируя возможности незрячих и разъясняя их проблемы. Его экспозиции неоднократно представлялись на всероссийских выставках по образовательной и компьютерной тематике. Например, тифлоинформационный центр стал участником II форума информационных технологий (Нижегородская ярмарка, 15-17 апреля 2009 г.). Кроме того, тифлоцентр регулярно организует экскурсии,презентации, круглые столы, для участия в которых приглашаются представители органов власти, служб занятости и медико-социальной экспертизы, образовательных и реабилитационных учреждений, коммерческих структур, общественных организаций и средств массовой информации. Так, 30 октября 2007 г. был проведен круглый стол «Использование компьютерных технологий как инструмента социальной интеграции инвалидов по зрению: возможности, проблемы, перспективы», а 11 апреля 2009 г. состоялась презентация «Новейшие технологии рельефной печати в Нижнем Новгороде».

Заключение

За 10 лет работы в тифлоинформаци-онном центре сформирована следующая

модель организации поддержки студентов - инвалидов по зрению, основанная на использовании современных компьютерных технологий. Незрячие и слабовидящие студенты обучаются на общих основаниях в различных вузах Нижнего Новгорода, при этом тифлоцентр централизованно оказывает им разностороннюю поддержку: ведет методическую, учебную и консультативную работу в целях обеспечения самостоятельного применения ими компьютерных тифлотехнологий как средства компенсации зрительной недостаточности при работе с информацией в учебном процессе; оказывает практическую помощь в информационном обмене (предоставление необходимой информации в доступной форме и оформление печатных работ незрячих студентов); предоставляет возможность использования современной тифлотехничес-кой базы; в партнерстве с общественными организациями инвалидов по зрению ведет проектную деятельность, направленную на разностороннюю реабилитацию незрячей учащейся молодежи; ведет работу по развитию процесса тифлокомпьютеризации в целом (организует обобщение и распространение опыта использования компьютерных тифлотехнологий и пропагандирует их в широких кругах).

Централизованная организация поддержки студентов - инвалидов по зрению более целесообразна по экономическим причинам, она позволяет укомплектовать единый региональный центр квалифицированными кадрами и обеспечить более высокий методический и технический уровень его деятельности. Результаты работы тифло-информационного центра убедительно показывают значительное повышение качества профессиональной подготовки и уровня самостоятельности инвалидов по зрению, что способствует их конкурентоспособности на рынке высококвалифицированного труда.

При поддержке тифлоинформационно-го центра более 70 инвалидов по зрению получили высшее и среднее профессиональное образование, 6 инвалидов по зре-

нию защитили кандидатские диссертации. На базе центра реализовано более 20 проектов, направленных на внедрение компьютерных тифлотехнологий, социальнопсихологическую адаптацию и повышение качества жизни молодых инвалидов по зрению. В Нижнем Новгороде при активном участии специалистов центра проведены две международные и три общероссийские научно-практические конференции, на которых обсуждались проблемы образования и разносторонней реабилитации незрячих и слабовидящих. Опыт работы тифлоин-формационного центра обобщен и проанализирован в изданном в ННГУ в 2007 г. учебном пособии «Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения» [4]. Результаты работы центра также представлялись на различных научно-практических конференциях, затрагивающих вопросы социальной интеграции инвалидов. Среди них IX Международная научная конференция «Россия: ключевые проблемы и решения» (ИНИОН РАН, 2008 г.), Международная конференция по проблеме «Технологические и методологические аспекты современного этапа развития образовательно-реабилитационных программ непрерывного образования инвалидов» (Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007 г.).

Тифлоинформационный центр пользуется авторитетом среди организаций, занимающихся вопросами образования инвали-

дов по зрению и внедрением тифлотехнологий в различных регионах РФ. Опыт ННГУ был взят за основу при создании аналогичного тифлоцентра в Калининградском государственном университете. В последнее время активный интерес к реализуемой тифлоинформационным центром модели поддержки образовательного процесса студентов - инвалидов по зрению проявили специалисты из Якутии, Тюмени, Волгограда.

Более подробную информацию о работе тифлоцентра можно получить на сайте ННГУ (www.unn.runnet.ru/tiflo).

Литература

1. Хохлов А.Ф., Стронгин Р.Г., Швецов В.И.

Концепция информатизации Нижегородского государственного университета на 2003-2008 годы. Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2004. 114 с.

2. Рощина М.А. Основы компьютерных тиф-

лотехнологий. Н. Новгород: ЦСТПР «Ка-мерата», 2007. 60 с.

3. Организация и методическое обеспечение

обучения инвалидов по зрению использованию компьютерных технологий: Материалы научно-практической конференции. Н. Новгород, 2008. 96 с.

4. Швецов В.И., Рощина М.А. Компьютер-

ные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения: Учебное пособие. Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007. 154 с.

SHVETSOV V.I., ROSHINA M.A. SUPPORTING OF EDUCATIONAL PROCESS OF VISUALLY IMPAIRED STUDENTS

The authors consider the main organizational principles of the supporting system of educational process of visually impaired students. The supporting is accomplished by the Typhloinformation Center of the Nizhniy Novgorod Lobachevsky University. The ten-year operational experience of the centre shows that specially adapted for the visually impaired persons computer technologies contribute to the quality of occupational training of the blind persons and their competitiveness on the modern labour-market.

Keywords: supporting of educational process, visually impaired persons, computer typhlotechnologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.