Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение освоения и применения компьютерных технологий как средства социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения'

Педагогическое сопровождение освоения и применения компьютерных технологий как средства социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
740
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТИФЛОТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПК / ИНВАЛИД ПО ЗРЕНИЮ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / COMPUTER TYPHLOTECHNOLOGIES / TRAINING PC USERS / VISUALLY IMPAIRED PERSONS / TRAINING / ACCESS TO THE INFORMATION ENVIRONMENT / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецов Владимир Иванович, Рощина Марина Анатольевна

Сформулированы и обоснованы различные направления педагогического сопровождения, призванного обеспечить полноценное освоение и применение компьютерных технологий в интересах интеграции инвалидов по зрению в современное общество, а также представлен опыт работы по обеспечению такого сопровождения, накопленный в тифлоинформационном центре ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE LEARNING AND APPLICATION OF COMPUTER TECHNOLOGIES AS A MEANS OF SOCIAL INTEGRATION OF PERSONS WITH PROFOUND VISUAL IMPAIRMENT

We state and justify various approaches to pedagogical support designed to ensure the learning and application of computer technology for the integration of visually impaired people into modern society. We also present the experience of work in this area gained at the Typhloinformation Center of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение освоения и применения компьютерных технологий как средства социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 4 (1), с. 76-82

УДК 376.3

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОСВОЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

© 2012 г. В.И. Швецов, М.А. Рощина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 15.05.2012

Сформулированы и обоснованы различные направления педагогического сопровождения, призванного обеспечить полноценное освоение и применение компьютерных технологий в интересах интеграции инвалидов по зрению в современное общество, а также представлен опыт работы по обеспечению такого сопровождения, накопленный в тифлоинформационном центре ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Ключевые слова: компьютерные тифлотехнологии, обучение пользователей ПК, инвалид по зрению, подготовка специалистов, доступность информационной среды, реабилитация.

Введение

В современных условиях одним из важнейших факторов социальной интеграции инвалидов по зрению становится процесс тифлокомпьютеризации1 - часть общего процесса компьютеризации, связанная с внедрением и культурным освоением специальных компьютерных технологий, адаптированных для незрячих и слабовидящих. Кроме общих для всего процесса компьютеризации целей, тифлокомпьютеризация имеет дополнительную компенсаторную нагрузку — нивелирование вызываемых зрительной недостаточностью трудностей в сфере общественного информационного обмена и предоставление тем самым инвалидам по зрению реальных возможностей участия в различных видах и формах социокультурной жизни (включая образование и профессиональную деятельность) наравне с остальными членами общества [1].

Однако процесс тифлокомпьютеризации в нашей стране до сих пор не получил необходимого для его полноценного развития внимания научного и педагогического сообщества, он тормозится недооценкой компенсаторных возможностей компьютерных тифлотехнологий, неразработанностью научно-методической базы их применения и, как следствие, слабым развитием образовательных услуг по обучению незрячих и слабовидящих пользователей ПК, острым недостатком квалифицированных педагогических и технических кадров в области тифлокомпьютеризации (их целенаправленная подготовка в России до сих пор не организована),

недостаточным вниманием к обеспечению общедоступности информационной среды в процессе её развития и чрезвычайно слабой востребованностью компьютерных тифлотехнологий в социальной практике. Дополнительную актуальность работе по развитию тифлокомпьютеризации придают ратификация Россией конвенции ООН «О правах инвалидов» [2] и реализация государственных программ «Доступная среда» (2011 - 2015 годы) [3] и «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» [4].

В данной статье рассматриваются различные направления педагогического сопровождения, призванного обеспечить полноценное освоение и применение компьютерных технологий в интересах социальной интеграции инвалидов по зрению, и кратко описывается опыт работы по обеспечению такого сопровождения, накопленный в тифлоинформационном центре ННГУ им.

Н.И. Лобачевского2. При этом наряду с вопросами обучения инвалидов по зрению использованию компьютерных тифлотехнологий рассматриваются задачи формирования компетентности в проблематике тифлокомпьютеризации у специалистов социальной и 1Т-сферы.

Обучение незрячих и слабовидящих пользователей ПК основам компьютерной грамотности

Потребность в педагогическом сопровождении освоения компьютерной грамотности инвалидами по зрению определяется высоким компенсаторным потенциалом компьютерных тифлотехнологий, с одной стороны, и сложностью

этого инструмента, с другой. Чтобы научиться эффективно применять компьютерные тифлотехнологии, незрячие и слабовидящие пользователи должны освоить целостную систему знаний и навыков, включающую как общую информационную культуру, так и специальную часть, связанную с использованием тифло-средств3. При этом необходимо учитывать, что тифлоспецифика в работе на компьютере делает этот инструмент более сложным в освоении и использовании, для эффективной работы незрячим и слабовидящим требуется больший по сравнению с обычным (необходимым пользователю с нормальным зрением) объем знаний и навыков, что определяет дополнительную потребность в соответствующем обучении.

Однако на сегодняшний день специализированные образовательные услуги для инвалидов по зрению, направленные на освоение компьютерной грамотности и получение навыков применения компьютерных технологий как средства компенсации нарушений зрения при работе с информацией, развиты в нашей стране очень слабо. Систематическая работа по координации внедрения информационных технологий для незрячих в центре и в регионах отсутствует. Организованное обучение во многих регионах России ведется на очень низком уровне или не ведется вообще.

Многие инвалиды по зрению пытаются осваивать компьютерные технологии самостоятельно, однако наш опыт общения с многочисленными незрячими пользователями показывает, что такое освоение компьютера нередко приводит к излишней усложненности и неэффективности работы. Пытаясь проделать то или иное действие, неподготовленный пользователь часто находит и усваивает далеко не оптимальный путь решения поставленной задачи. Несмотря на существование отдельных примеров незрячих людей, в совершенстве освоивших те или иные области применения компьютерных тифлотехнологий без специальной образовательной подготовки, мы убеждены, что сделать использование этих технологий по-настоящему массовым и эффективным может только развитие соответствующих образовательных ресурсов.

На наш взгляд, образовательную основу широкого внедрения и использования компьютерных тифлотехнологий должно составить соответствующее обучение в рамках школьного образования слепых и слабовидящих детей. Освоение компьютерной грамотности и навыков использования компьютерных тифлотехнологий как средства компенсации зрительной недостаточности при работе с информацией находится в соответствии с важнейшими задачами, кото-

рые призвана решать школа в отношении детей с особыми образовательными потребностями: дать определённый школьной программой объем знаний и обеспечить развитие жизненных компетенций выпускников [7]. Поэтому слепым и слабовидящим детям (независимо от того, в специальной или массовой школе они обучаются) необходимо обеспечить педагогическое сопровождение освоения компьютерных знаний и навыков (с учётом тифлоспецифики). Специальные занятия, направленные на изучение компьютерной грамотности, полезно сочетать с активным использованием компьютерных технологий во всём учебном процессе, например при поиске информации для докладов или работе над рефератами. Для эффективности этой деятельности в школе необходимо создать условия, обеспечивающие учащимся возможность пользоваться компьютерной техникой, получая при необходимости квалифицированную кон-

4

сультативную поддержку .

Умение использовать современные компьютерные технологии несёт реабилитационную нагрузку и является важной составляющей обеспечения молодым людям с нарушениями зрения равных со здоровыми сверстниками стартовых возможностей. Как показывает опыт работы тифлоинформационного центра ННГУ, освоение компьютерной грамотности является одним из важнейших факторов готовности незрячих и слабовидящих школьников к получению высшего образования [1, с. 128-129]. Без использования компьютерных тифлотехнологий полноценное обучение в вузе практически невозможно. Поэтому если будущий студент не имеет достаточного уровня компьютерных знаний и навыков, представляется целесообразным проведение дополнительного обучения в довузовский период.

Педагогическое сопровождение освоения компьютерной грамотности требуется не только детям, но и взрослым инвалидам по зрению. Это становится особенно актуальным для людей, теряющих зрение в зрелом возрасте. Для взрослых освоение рельефно-точечной системы Брайля обычно очень затруднено из-за недостаточного развития осязания. В таких случаях компьютер, оснащенный речевым выводом, становится единственным средством самостоятельной работы с информацией. Возможность осваивать работу на компьютере и самостоятельно им пользоваться имеет также большое психологическое значение, особенно для людей, занимавшихся до потери зрения интеллектуальным трудом. При этом важно, чтобы обучение можно было пройти по месту жительства, ведь далеко не каждый инвалид может поехать для обучения в другой город.

С целью обеспечения взрослым инвалидам по зрению возможностей освоения компьютерной грамотности на базе тифлоинформационно-го центра ННГУ им. Н.И. Лобачевского с 2008 г. открыта программа «Пользователь ПК (для лиц с глубокими нарушениями зрения)» объемом 160 учебных часов. По инициативе центров занятости населения города Нижнего Новгорода и районов Нижегородской области по этой программе организовано обучение безработных инвалидов по зрению.

Обеспечение освоения компьютерных знаний

и навыков в рамках профессионального образования инвалидов по зрению

Компьютерные технологии в современном вузовском образовательном процессе выступают в двух ролях: как инструмент самого учебного процесса и как важная составляющая подготовки современного специалиста (компьютерная подготовка в той или иной степени предусматривается учебными планами практически всех специальностей). Для студентов с глубокими нарушениями зрения обе эти роли приобретают дополнительную реабилитационную нагрузку, применение компьютерных тифлотехнологий помогает компенсировать зрительную недостаточность при работе с информацией как в рамках учебного процесса, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Умение использовать компьютерные технологии становится определяющим условием профессиональной пригодности незрячего специалиста и, следовательно, должно стать неотъемлемой частью его профессиональной подготовки. При этом получение предусматриваемых осваиваемой специальностью и других необходимых этим студентам компьютерных компетенций в рамках соответствующих общих курсов (адресованных студентам с нормальным зрением), как правило, практически невозможно (некоторые программные средства могут быть недоступны для невизуального использования, использование других может требовать специальных приёмов работы и т.д.), а специализированное обучение в рамках вузовского образования на сегодняшний день в большинстве случаев не обеспечивается.

Как показали результаты проведённого нами опроса, многие студенты - инвалиды по зрению важнейшей причиной сложностей с получением компьютерных знаний считают отсутствие в вузах специализированной компьютерной техники и программного обеспечения. Однако, на наш взгляд, одного технического вооружения вузов здесь недостаточно. Вузовские препода-

ватели, не обладая специальными знаниями в области компьютерных тифлотехнологий, далеко не всегда смогут помочь незрячему студенту в освоении компьютерных предметов. Методическая база в этой сфере на сегодняшний день развита очень слабо.

Многолетний опыт обучения студентов - инвалидов по зрению использованию компьютерных технологий накоплен в тифлоинформаци-онном центре ННГУ. Здесь разработаны учебные программы специальных курсов для незрячих и слабовидящих студентов, направленные на освоение таких общеупотребительных программных средств, как MS Word, Excel и др. Обучение по этим курсам на базе тифлоцентра могут пройти студенты - инвалиды по зрению, обучающиеся не только в ННГУ, но и в других вузах Нижнего Новгорода5. Однако спектр программных средств, которые должны освоить незрячие и слабовидящие студенты в соответствии с получаемыми специальностями, довольно широк: информационно-правовые системы для юристов, программы для статистической обработки информации для социологов и психологов и т.д. Для более полного удовлетворения потребностей этих студентов в специальной поддержке в освоении компьютерных знаний и навыков необходима методическая проработка вопросов преподавания различных компьютерных дисциплин незрячим и слабовидящим. Для решения данной задачи представляется весьма перспективным обобщение накопленного отдельными вузами опыта в данной области и создание межвузовских образовательных ресурсов с использованием методов дистанционного обучения.

Повышение квалификационного уровня незрячих и слабовидящих пользователей ПК

Кроме первоначального обучения необходимо обеспечить возможность систематического повышения квалификации незрячих и слабовидящих пользователей, и в первую очередь тех, кто использует компьютерные технологии в профессиональной деятельности. В соответствии с логикой общего развития компьютерных информационных технологий стремительно развиваются и тифлотехнологии. Появляются новые, более совершенные версии программных и аппаратных тифлосредств, грамотное использование которых могло бы существенно облегчить работу незрячих и слабовидящих пользователей и сделать ее более эффективной. Однако внедрение новых средств в широкую пользовательскую практику происходит очень медленно. Не имея возможности получить гра-

мотную методическую поддержку, трудоемкому процессу самостоятельного освоения пользователи часто предпочитают применение уже имеющихся в арсенале средств и приемов работы. Отсутствие образовательной поддержки, направленной на повышение квалификации незрячих и слабовидящих пользователей, снижает практическую отдачу тифлокомпьютеризации.

Специалисты тифлоинформационного центра ННГУ ведут активную работу, направленную на повышение квалификационного уровня незрячих и слабовидящих пользователей ПК: регулярно проводят на базе центра семинары, знакомящие пользователей с новейшими техническими и программными средствами для незрячих и слабовидящих, оказывают методическую и практическую помощь в их освоении. Для этой работы в партнёрстве с общественными организациями инвалидов по зрению активно привлекаются грантовые средства, что даёт возможность расширить целевую аудиторию и оказывать поддержку не только учащейся молодёжи, но и другим заинтересованным инвалидам по зрению. Так, например, в 2011 г. на базе тифлоцентра был реализован проект «Интернет - универсальный помощник», направленный на обучение инвалидов по зрению использованию различных Интернет-сервисов (электронные госуслуги, платежи и покупки через Интернет и др.).

Подготовка преподавателей компьютерных тифлотехнологий

Одна из самых важных проблем, которую необходимо решить для развития образовательных ресурсов в сфере тифлокомпьютеризации (а следовательно, и для развития самого этого процесса), - острый недостаток квалифицированных преподавательских кадров. Для качественного обучения инвалидов по зрению использованию компьютерных тифлотехнологий необходимо не только иметь соответствующие знания по общим вопросам информационных технологий и глубокое представление о компьютерной тифлоспецифике, но и уметь работать с этой специфичной аудиторией. Между тем регулярная подготовка специалистов, сочетающих знания в области тифлопедагогики и компьютерных тифлотехнологий, в России до сих пор не организована. Нерешённость проблемы кадрового обеспечения тифлокомпьютеризации влечёт за собой неразработанность методической базы обучения незрячих и слабовидящих пользователей. Обучение обеих этих групп пользователей требует специальных (различных для незрячих и слабовидящих) обучающих

приемов и методик, простое распространение методов работы, применяемых для зрячих, здесь невозможно. Дополнительную потребность в педагогах, способных обучать использованию компьютерных технологий детей с глубокими нарушениями зрения, определяет развитие тенденции к инклюзивному обучению таких детей в массовых школах.

В 2010 г. в тифлоинформационном центре ННГУ им. Н.И. Лобачевского на основе более чем десятилетнего опыта поддержки образовательного процесса студентов - инвалидов по зрению и обучения незрячих и слабовидящих пользователей ПК разработан и апробирован специальный курс «Преподаватель компьютерных тифлотехнологий» (объём - 80 часов) [9]. Его цель - подготовка преподавателей для обучения незрячих и слабовидящих пользователей ПК. В результате изучения курса у слушателей формируются базовые представления о компьютерных тифлотехнологиях, возможностях применения этих технологий для компенсации зрительной недостаточности при работе с информацией и специфике обучения незрячих и слабовидящих пользователей ПК. Успешное освоение материала обеспечивает основу для собственных методических разработок в данной области. Курс может использоваться для повышения квалификации специалистов различных образовательных и реабилитационных учреждений, ведущих обучение инвалидов по зрению компьютерным технологиям. Для информационной поддержки обучающихся и расширения возможностей их самостоятельной работы в процессе обучения подготовлена и размещена на сайте ННГУ электронная версия курса.

Формирование представлений о требованиях общедоступности информационной среды у специалистов ГГ-сферы

Чтобы обеспечить применимость компьютерных тифлотехнологий в качестве инструмента доступа к общественной информационной среде, в процессе развития этой среды необходимо соблюдать специальные требования. Нередко компьютерные программы, а также информационные ресурсы и сервисы оказываются недоступными для незрячих и слабовидящих потому, что их разработчики даже не задумывались о том, что у отдельных категорий пользователей могут существовать нестандартные потребности по представлению информации [10]. Поэтому большое значение приобретает задача обеспечения информированности разработчиков о требованиях общедоступности, направ-

ленных на удовлетворение специальных потребностей отдельных категорий пользователей (в частности, инвалидов по зрению), и решать ее целесообразно на этапе профессиональной подготовки 1Т-специалистов, например путем включения в учебный план специального курса по общедоступности. В отношении инвалидов по зрению важно сформировать у ГГ-специалистов представления об особенностях взаимодействия с информационной средой в условиях зрительной недостаточности, современных тифлоинформационных технологиях, возможностях и ограничениях их применения. Подчеркнём, что в данном случае речь идёт не о подготовке узких специалистов по компьютерным тифлотехнологиям, а о повышении информированности широкого круга ГГ-специалистов.

По мере расширения применения Интернет-технологий в различных сферах социокультурной жизни (электронные услуги, дистанционное обучение и т.п.) возрастает социальная значимость общедоступности информационных ресурсов и сервисов в Интернете, что придает особую актуальность освоению разработчиками технологий общедоступного дизайна и внедрению их в практику сайтостроения. Попытка сделать требования по доступности сайтов для инвалидов по зрению более понятными ГГ-специалистам была предпринята нами в [11], здесь на основе анализа особенности рабочего процесса незрячего пользователя компьютера были выявлены причины и характер трудностей, возникающих при невизуальном доступе к информационным ресурсам Интернета, и предложены отдельные рекомендации по их преодолению.

Формирование представлений о компенсаторных возможностях компьютерных тифлотехнологий у специалистов социальной сферы

Еще одна проблема, осложняющая процесс тифлокомпьютеризации в нашей стране, — не-востребованность компьютерных тифлотехнологий в качестве инструмента социальной и реабилитационной работы с инвалидами по зрению. Компьютерные тифлотехнологии имеют весьма ограниченное применение не только в широкой общественной практике, ориентированной на все население (например, проведение избирательных кампаний), но даже в деятельности большинства учреждений, специально ориентированных на работу с инвалидами. Компьютер является важнейшим средством реабилитации инвалидов по зрению, не менее полезным, чем, например, средства передвижения

для инвалидов с нарушениями опорнодвигательного аппарата, но значительно менее очевидным. В подавляющем большинстве сотрудники структур, ответственных за общую организацию и проведение работы по социальной и профессиональной реабилитации инвалидов (социальной защиты, медико-социальной экспертизы и даже реабилитационных учреждений для инвалидов), не имеют представления ни о самих компьютерных тифлосредствах и технологиях, ни о возможностях их применения в работе с незрячими и слабовидящими. В результате эти технологии остаются невостребованными, а слепые и слабовидящие нередко оказываются исключенными из сферы внимания при организации различных мероприятий и услуг для инвалидов. Так, например, при организации обучающих семинаров или тренингов для инвалидов особые потребности инвалидов по зрению в представлении раздаточного материала обычно не учитываются, хотя современные компьютерные тифлотехнологии обеспечивают возможность оперативной печати шрифтом Брайля. При этом решающее значение имеет не столько невозможность воспользоваться компьютерными тифлотехнологиями из-за отсутствия технической или методической базы (при желании можно воспользоваться тифлоресурсами, имеющимися у других организаций), сколько отсутствие самой постановки задачи — ориентации на использование компьютерной техники в работе с инвалидами по зрению.

Для решения данной проблемы необходима целенаправленная работа по формированию у специалистов, работающих в сфере социальной защиты и реабилитации инвалидов, адекватного представления о компенсаторных возможностях компьютерных тифлотехнологий. Такую работу, на наш взгляд, целесообразно включить в базовую профессиональную подготовку таких специалистов, а также в программы повышения их квалификации.

Тифлоинформационный центр ННГУ сотрудничает с факультетом социальных наук. Для студентов факультета проводятся лекции и тренинги, направленные на формирование понимания особенностей информационного взаимодействия незрячих и слабовидящих с окружающей средой, организуются экскурсии в тифлоцентр, знакомящие студентов с возможностями компьютерных тифлотехнологий как инструмента разносторонней реабилитации инвалидов по зрению. Кроме того, с целью популяризации компенсаторных возможностей компьютерных тифлотехнологий специалисты тифлоцентра ведут активную работу с широкой общественностью: регулярно участвуют в вы-

ставках и других публичных мероприятиях, а также организуют на своей базе экскурсии, презентации, круглые столы, для участия в которых приглашаются представители органов власти, служб занятости и медико-социальной экспертизы, образовательных и реабилитационных учреждений, коммерческих структур, общественных организаций и средств массовой информации.

Заключение

Для полномасштабного развития процесса тифлокомпьютеризации в интересах интеграции инвалидов по зрению в современное российское общество в рамках системы образования необходимо решить целый ряд задач:

- обеспечение возможностей освоения компьютерной грамотности в рамках школьного обучения слепых и слабовидящих детей, а также в рамках реабилитационных мероприятий для взрослых, потерявших зрение;

- обеспечение студентам - инвалидам по зрению возможностей освоения компьютерных знаний и навыков в соответствии с получаемой специальностью;

- обеспечение образовательной поддержки незрячих и слабовидящих пользователей, направленной на повышение их квалификационного уровня;

- подготовка преподавателей для обучения инвалидов по зрению использованию компьютерных технологий;

- формирование представлений о требованиях общедоступности информационной среды в рамках профессиональной подготовки специалистов ГГ-сферы;

- формирование адекватных представлений о компьютерных тифлотехнологиях и их компенсаторных возможностях у специалистов социальной сферы.

Работа по решению обозначенных задач приобретает дополнительную актуальность в связи с направленностью происходящей в настоящее время модернизации системы образования на более полный учёт индивидуальных особенностей и создание условий для реализации способностей каждого человека. Значимость их решения для обеспечения интеграции инвалидов по зрению в современное общество подтверждается многолетним опытом и результатами работы тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Примечания

1. Тифлокомпьютеризация (от греч. typhlos - слепой) - термин предложен авторами данной статьи в

[1], где выявлена и обоснована значимость компьютерных тифлотехнологий как инструмента разносторонней реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения и полномасштабного внедрения этих технологий в социальную практику.

2. Тифлоинформационный центр ННГУ - первый в России университетский компьютерный центр для инвалидов по зрению - создан в 1999 году с целью обеспечения лицам с глубокими нарушениями зрения благоприятных условий в процессе получения профессионального образования путём разностороннего использования компьютерных тифлотехнологий. С работой центра можно ознакомиться в [5].

3. Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для восприятия незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения (MS Word, Internet Explorer и т.д.), получая обычные пользовательские возможности (с историей развития тифлоинформационных средств можно познакомиться в [6]).

4. На высоком уровне организовано преподавание и использование компьютерных технологий в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей №1 города Москвы (в [8] представлена разработанная в этой школе программа для старших классов по курсу «Информатика и информационные технологии», практическая часть которого направлена на освоение школьниками навыков использования современных информационных технологий без визуального контроля).

5. Региональный масштаб деятельности - один из основных принципов работы тифлоинформационно-го центра ННГУ, создавать специализированное подразделение для работы с инвалидами по зрению в каждом вузе экономически нецелесообразно.

Список литературы

1. Швецов В.И., Рощина М.А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения: Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007. 154 с.

2. Конвенция о правах инвалидов 61/106. Организация Объединенных Наций A /RES/61/106. Генеральная Ассамблея Distr.: General 24 января 2007 г. Шестьдесят первая сессия. Пункт 67 b повестки дня 06-50081 Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей [без передачи в главные комитеты (A/61/611)].

3. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 гг. http://www.neza.ru/info/442-gosudarstvennaja-program-ma-dostupnaja.html

4. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». http://government.ru/media/2010/11/16/36707/ file /1815.doc

5. Швецов В.И., Рощина М.А. Модель организации поддержки образовательного процесса студен-

тов - инвалидов по зрению на основе использования компьютерных тифлотехнологий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 1. С. 11-18.

6. Соколов В.В. Эволюция тифлоинформацион-ных средств // Дефектология. 2009. № 5. С. 55-63.

7. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. 2010. № 1. С. 6-22.

8. Соколов В.В. Программа для старшей школы по курсу «Информатика и информационные технологии» для специальных (коррекционных) общеоб-

разовательных школ III и IV видов // Дефектология. 2011. № 2. С. 82-90.

9. Швецов В.И., Рощина М.А. О подготовке преподавателей компьютерных тифлотехнологий // Научно-методический журн. «Информатизация образования и науки». 2011. № 2. С. 12l- 13l.

10. Шевкун О.В. Информационное пространство: мир без барьеров // Журн. «Информационное общество». 2010. № 1. С. 41-45.

11. Швецов В.И., Рощина М.А Доступность Интернет-ресурсов для незрячих пользователей как фактор обеспечения им доступа к открытому образованию // Научно-практический журн. «Открытое образование». М., 2010. № 1. C. 124-12S.

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE LEARNING AND APPLICATION OF COMPUTER TECHNOLOGIES AS A MEANS OF SOCIAL INTEGRATION OF PERSONS WITH PROFOUND VISUAL IMPAIRMENT

V.I. Shvetsov, M.A Roshchina

We state and justify various approaches to pedagogical support designed to ensure the learning and application of computer technology for the integration of visually impaired people into modern society. We also present the experience of work in this area gained at the Typhloinformation Center of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod.

Keywords: computer typhlotechnologies, training PC users, visually impaired persons, training, access to the information environment, rehabilitation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.