Научная статья на тему 'Физическая реабилитация лиц с ограниченными зрительными возможностями посредством изменения физических кондиций гимнастическими упражнениями'

Физическая реабилитация лиц с ограниченными зрительными возможностями посредством изменения физических кондиций гимнастическими упражнениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ СЕНСОРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гараева Р. В.

Социальная проблема людей с ограниченными сенсорными возможностями состоит, главным образом, в их почти постоянной изоляции в условиях специально адаптированной среды обучения, воспитания и дальнейшей жизни в обществе. Гимнастические упражнения являются эффективным средством физической реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными сенсорными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая реабилитация лиц с ограниченными зрительными возможностями посредством изменения физических кондиций гимнастическими упражнениями»

УДК 796.01:61

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КОНДИЦИЙ ГИМНАСТИЧЕСКИМИ

УПРАЖНЕНИЯМИ

Р.В. Гараева - соискатель Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Набережные Челны

PHYSICAL REHABILITATION OF PERSONS WITH LIMITED SENSORY ABILITIES BY MEANS OF GYMNASTICS

R.V. Garayeva - applicant Naberezhnye Chelny Branch of FSBEI HPE Povolzhskaya State Academy of

Physical Culture, Sport and Tourism Naberezhnye Chelny

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: физическая реабилитация, гимнастические упражнения, лица с ограниченными возможностями, ограниченные сенсорные возможности.

Аннотация. Социальная проблема людей с ограниченными сенсорными возможностями состоит, главным образом, в их почти постоянной изоляции в условиях специально адаптированной среды обучения, воспитания и дальнейшей жизни в обществе. Гимнастические упражнения являются эффективным средством физической реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными сенсорными возможностями.

Key words: physical rehabilitation, gymnastics, handicapped persons, limited sensory abilities.

Summary: The social problem of persons with limited sensory abilities consists mainly in their practically constant isolation under conditions of specially adapted learning environment, upbringing and the further life in society. Gymnastic exercises are an effective means of physical rehabilitation and social adaptation of persons with limited sensory abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Социально-бытовая адаптация людей с ограниченными возможностями зрительного анализатора к среде здоровых людей, как и физическая реабилитация данной категории людей, - одна из острейших социальных проблем.

Ежегодно совокупность инвалидов уменьшается всего на 2,2-2,3% благодаря полной реабилитации. Определенный шанс полной реабилитации имеют лишь инвалиды 3 группы [10].

Защищены десятки диссертационных работ по физической культуре детей дошкольного, школьного возраста и взрослых, являющихся инвалидами по зрению (Л.Ф. Касаткин, 1980; Е.В. Начинова, 1989; Д.М. Маллаев, 1993; В.Н. Брезжунов, 1995; В.П. Гудонис, 1995; Т.Н. Никольская, 1997; Мишарина Н., 1997; Л.Н. Ростомашвили, 1999; О.И. Макаренко, 2000; А.В. Мухина, 2000; Е.В. Петрова, 2000, В.С Дмитриев,2003;

Л.В. Шапкова, 2003; Н.Н.Мелентьева 2004; В. А. Громов, 2004; Р.А. Толмачёв, 2005; В.В. Храмов, 2008; И.А. Ахмадуллина, 2011; и др.) [1].

Отсутствие зрения отрицательно сказывается на развитии всех сторон двигательной функции, особенно на регуляции движения, на осуществлении самоконтроля при выполнении упражнений. В норме контроль и саморегулирование движений осуществляются при помощи зрения, которое играет ведущую роль в формировании двигательных умений и навыков. Зрительный контроль является решающим при выполнении упражнений в беге, прыжках, ходьбе на лыжах и др. В ряде физических упражнений, не требующих зрительного контроля (упражнения на гибкость, силу и др.), незрячие показывают относительно высокие показатели [2, 3, 5, 6, 7, 8, 13, 15].

Доступность и простота, многообразие и вариативность форм исполнения гимнастических упражнений расширяют возможности гимнастики и делают её доступным средством физического воспитания всех возрастных групп. Гимнастические упражнения, безусловно, являются наиболее эффективными в физическом воспитании, оказывают значительное влияние на здоровье. Они направлены, прежде всего, на формирование организма, на воспитание морально-волевых, физических качеств и умения пользоваться ими в практической деятельности [4, 9, 11, 14, 16, 17].

Целью данной работы явилось изучение влияния занятий гимнастикой в рамках учебно-тренировочных занятий по программе «Физическая реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными зрительными возможностями» на физические кондиции организма.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Формирующий эксперимент был проведен в период с декабря 2009 по май 2011 гг. на базе спортивно-оздоровительного комплекса Горно-Алтайского педагогического колледжа.

В эксперименте приняли участие мужчины в возрасте от 32 до 43 лет с нарушениями зрения, ранее не занимавшиеся спортивной гимнастикой.

Объект исследования - процесс физической подготовки лиц с ограниченными сенсорными возможностями.

Предмет исследования - гимнастические упражнения как эффективное средство физической реабилитации лиц с ограниченными сенсорными возможностями.

Спортивные упражнения на гимнастических снарядах (конь, кольца, брусья) -наиболее характерные средства спортивной гимнастики, которые позволяют последовательно решать задачи общей функциональной подготовленности, гармонически развивать двигательные способности занимающихся, способствуют эффективному решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Конструктивные особенности снарядов и условия опоры (преимущественно руками) содействуют освоению этих упражнений и развивают двигательные способности, волевые качества, тренируют вестибулярный аппарат.

В процессе занятий гимнастикой деятельность занимающихся строго регламентирована и четко обусловлена заранее разработанной программой обучения. Последняя предусматривает строгое следование предписанной программе движений (состав движений, последовательность их изучения, порядок их взаимосвязи друг с другом, правила комбинирования в сложные действия, пути совершенствования действий). Деятельность занимающихся организуется так, чтобы создать оптимальные условия для освоения новых навыков и умений и соответствующий эмоциональный фон, стимулирующий повышенную работоспособность.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Уровень подготовленности организма лиц с ограниченными зрительными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями определялся

работоспособностью сердечно-сосудистой системы по оценке пробы с приседаниями [19], где увеличение пульса на 25% и менее считается отличным; на 25-50% - хорошим; на 5075% - удовлетворительным и свыше 75% - плохим. Удовлетворительные оценки в 94% случаев свидетельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано. Хорошая подготовка отмечается лишь у 6% (рис. 1).

Испытуемые нашего исследования - лица, ранее регулярно не занимавшиеся физическими упражнениями, с примерно одинаковым уровнем функциональной подготовленности. На однородность группы исследуемых указывает коэффициент вариации, который был равен при ЧСС в покое V=4,8% и при ЧСС после нагрузки V=6,7%. Средняя арифметическая и стандартная ошибка в пробе с приседаниями выразилась в первом случае как 74,82±0,424 уд/мин., а во втором - 116,12±0,755 уд/мин., соответственно (табл. 1).

6%

94%

Рис. 1. Оценка уровня тренированности сердца лиц с ограниченными зрительными

возможностями, %

В рамках физической подготовленности исследуемых наблюдается большая разнородность группы исследуемых, согласно коэффициенту вариации. Так, лишь в одном показателе - динамометрии кисти (правой V=11,8% и левой кисти V=11,6%) он был в норме, а в трех: в подтягивании в висе (У=23,2%), в гибкости в плечевых суставах (У=24,8%) и в тесте Ромберга (У=28,6%) - был более 20%, это позволило нам оптимизировать средства и методы организации учебно-тренировочного процесса.

Критерий нормальности распределения Шапиро-Уилки превышает табличное значение, это позволило нам проводить проверку достоверности результатов исследования по Х-критерию Стьюдента.

На начало занятий (декабрь 2009 г.) мы не проводили Гарвардский степ-тест, поскольку специалисты предупреждают, что во время теста нагрузка на организм приходится достаточно высокая. Поэтому его рекомендуют исключительно людям с хорошим здоровьем или профессиональным спортсменам [18].

При повторном тестировании (май 2010 г.), по истечении полугода учебно-тренировочных занятий по предложенной программе, все испытуемые справились с Гарвардским степ-тестом на данном этапе, выполнив одну из задач настоящего исследования, которой являлось повышение уровня работоспособности слабовидящих. Сравнение полученных результатов Гарвардского степ-теста испытуемых с критериями оценки, представленными Г.А. Макаровой [8], вывил - все испытуемые, если мы отнесем их к категории - «здоровые нетренированные» за исключением одного (оценка - ниже средней) имеют очень низкие показатели - менее 56, это характеризуется как плохая оценка. Достоверное изменение (р<0,05) уровня работоспособности отмечено в итоговом тестировании (май 2011 г.) на 4,91%. (с 46,5±0,864 до 48,9± 0,81) при большем Х-критерии Стьюдента равным 2,41, относительно X табличной, равной 2,12, что доказывает эффективность воздействия тренировочных нагрузок на повышение работоспособности испытуемых.

□ Оценка уровня

тренированности сердца %

хорошо

□ Оценка уровня

тренированности сердца %

удовл.

Таблица 1

Изменение показателей физических кондиций лиц с ограниченными зрительными возможностями за время эксперимента

Первая половина эксперимента

№ п/п Контрольные упражнения Начало эксперимента Середина эксперимента Разница % t табличная (p < = 0,05) t-критерий ^ьюдента

X± m V, % X± m V, %

1 ЧСС в покое, уд/мин 74,82±0,42 4,8 - - - - -

2 ЧСС после нагрузки, уд/мин 116,12±0,76 6,7 - - - - -

3 Увеличение ЧСС в % 54,99±0,645 8,2 - - - - -

4 Индекс Гарвардского степ теста - - 46,5±0,864 13,8 - - -

5 Динамометрия (правой), кг 45,8±0,791 11,8 46,29±0,74 10,3 1,06 4,02 7,12

6 Динамометрия (левой), кг 43,71±0,758 11,6 43,94±0,65 9,7 0,52 2,92 3,52

7 Подтягивания в висе, кол-во раз 5,12±0,46 23,2 7,12±0,5 18,8 28,09 4,02 22,33

8 Гибкость плечевых суставов, см 17,41±0,99 24,8 21,06±0,95 22,4 17,33 4,02 15,00

9 Тест Ромберга, с 3,12±0,50 28,6 5,59±0,48 21,3 44,19 4,02 14,20

Вторая половина эксперимента

№ п/п Контрольные упражнения Середина эксперимента V, % Конец эксперимента V, % Разница % t табличная (p < = 0,05) t-критерий Cтьюдента

1 Индекс Гарвардского степ теста 46,5±0,864 13,8 48,9± 0,81 12,2 4,91 2,12 2,41

2 Динамометрия (правой), кг 46,29±0,74 10,3 46,65± 0,73 10,8 0,77 2,92 3,88

3 Динамометрия (левой), кг 43,94±0,65 9,7 45,35± 0,71 10,5 3,11 2,92 3,88

4 Подтягивания в висе, кол-во раз 7,12±0,5 18,8 9,12± 0,417 13,2 21,93 4,02 13,47

5 Гибкость плеч. суст., см 21,06±0,95 22,4 23,88±0,842 16,8 11,81 4,02 9,06

6 Тест Ромберга, с 5,59±0,48 21,3 8,29±0,513 19,4 32,57 4,02 12,13

Примечание. Средняя арифметическая - X, стандартная ошибка средней - m, коэффициент вариации - V. Уровень значимости при t табличной 2,12 ф<=0,05), при 2,92 ф<=0,01), при 4,02 ф<=0,001)

Исследования в области физической культуры и спорта неоднократно доказывали, что при целенаправленном воспитании физических качеств прирост показателей, особенно на начальном этапе, достаточно высокий, это подтверждает и наше исследование.

Таким образом, повышение работоспособности на 4,91%; улучшение показателя силовой выносливости - на 43,86 % (подтягивания в висе); силы на 1,83% (динамометрия правой) и на 3,63% (динамометрия левой); гибкости - на 27,09% и координации - на 62,36% произошло за период эксперимента благодаря систематическим занятиям, имеющим определенную степень влияния учебно-тренировочных занятий. Наибольшие изменения зафиксированы в показателях координации. Именно координационные способности являются одними из определяющих успех освоения новых двигательных действий и сложных по технике гимнастических упражнений на снарядах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение гимнастическим упражнениям в рамках программы более эффективно, если оно основывается на следующих факторах:

- повышение уровня развития физических качеств, работоспособности в процессе обучения гимнастическим упражнениям;

- учёт особенностей физического развития и физической подготовленности группы испытуемых;

- оптимальное соотношение методов обучения;

оптимальное соотношение средств основной гимнастики и упражнений на

снарядах.

Этапы реабилитации определялись в соответствии с уровнем физических кондиций реабилитанта.

Первый период (подготовительный) предусматривал следующие задачи: 1) предупреждение осложнений; 2) стимуляция процессов реабилитации; 3) профилактика застойных явлений. Физиологическая кривая нагрузки на этом этапе, в основном, одновершинная с максимальным подъемом в центре основной части занятия. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным составляет 1:1. Темп медленный и средний. В занятие включается 25% специальных и 75% общеразвивающих и дыхательных упражнений.

Задачами второго периода (функционального) явились: 1) улучшение функционального состояния; 2) формирование компенсаций. В это время физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения разные. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным - 1:2. Темп средний. В занятие включается по 50% общеразвивающих и дыхательных упражнений.

Третий период (тренировочный) предусматривал задачи: 1) адаптация к физическим нагрузкам; 2) тренировка всего организма. Физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения различные. Темп медленный, средний и быстрый. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным - 1:3. В занятие включается 75% специальных упражнений и 25% - общеразвивающих и дыхательных.

Литература

1. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих / Р.А. Толмачев. - М. : Советский спорт, 2004. - 108 с.

2. Азарян, Р. Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня : учебное пособие / Р. Н. Азарян. - М. : ВОС, 1987. - 115 с.

3. Байкина, Н.Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих : учебное издание / Н.Г. Байкина, Б.В.Сермеев. - М. : Советский спорт, 1991. - 64 с.

4. Гавердовский, Ю.К. Спортивная гимнастика : учеб. для вузов / Ю.К. Гавердовский; под ред. Ю.К. Гавердовского, В.М. Смолевского. - М., 1999. - 442 с.

5. Горская, И.Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И.Ю. Горская. - Омск, 2001. - 48 с.

6. Денисова, М.А. Физическое воспитание : коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога / М.А. Денисова. - СПб., 1995. - С. 93-111.

7. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения : материалы Международной научно-педагогической конференции тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена (28-30 октября 1996 г., Санкт-Петербург) / ред. Е.М. Папина. - М. : Логос, 1997. - 115 с.

8. Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : справочно-медицинское пособие для учителя / В.П. Ермаков. - М. : Просвещение, 1990. - 223 с.

9. Журавин, М.Л. Гимнастика / под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М. : Академия, 2001. -

448с.

10. Инвалиды в России : причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.budgetrf.ru.

11. Леонтьева, Л. А. Развитие суставно-мышечного чувства слабовидящих младших школьников на занятиях корригирующей гимнастики / Л.А. Леонтьева // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Международной научно-педагогической конференции тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена - М., 1997. - С. 73-75.

12. Макарова, Г.А. Спортивная медицина : учебник / Г.А. Макарова. - М. : Советский спорт, 2004. -480 с. : ил.

13. Мухина, А.В. Особенности рекреационных занятий с отягощениями со школьниками-инвалидами по зрению : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Мухина. - СПб., 2000. - 24 с.

14. Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе : учеб. для студ. высших учеб. заведений / П.К. Петров. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 448 с.

15. Петрова, Е. В. Пространственная ориентация незрячих детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Петрова. - СПб., 2000. - 24 с.

16. Попова, Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике / Е.Г. Попова. - М. : Тера-Спорт, 2000. -

72 с.

17. Смолевский, В.М. Гимнастика и методика преподавания / под общ. ред. В.М. Смолевского. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Физическая реабилитация : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / ред. С.Н. Попова. - 5-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, -2008. - 602 с.

19. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М., 2001. - 480 с.

Literature

1. Adaptive Physical Culture and Rehabilitation of the Blind and the Visually Impaired / R.A. Tolmachev. -M. : Soviet Sport, 2004. - 108 p.

2. Azaryan, R.N. Physical Education of Blind and Visually Impaired Schoolchildren in a Day Regimen : a tutorial / R.N. Azaryan. - M. : All-Russian Society of the Blind, 1987. - 115 p.

3. Baykina, N.G. Physical Education in the School for the Deaf and the Hard-of-Hearing : textbook / N.G. Baykina, B.V. Sermeev. - M. : Soviet Sport, 1991. - 64 p.

4. Gaverdovsky, Yu.K. Sports Gymnastics : textbook for higher educational institutions / Yu. K. Gaverdovsky; ed. by Yu. K. Gaverdovsky, V.M. Smolevsky. - M., 1999. - 442 p.

5. Gorskaya, I.Yu. Theoretical and Methodological Foundations of the Improvement of Schoolchildren's Basic Coordination Abilities with Different Health Status : abstract of the dis. ... of the Doctor of Ped. Sciences / I.Yu. Gorskaya. - Omsk, 2001. - 48 p.

6. Denisova, M.A. Physical Education : the correctional program for blind preschoolers and methodical recommendations for use of a visual impairment specialist / M.A. Denisova. - SPb., 1995. - P. 93-111.

7. Diagnostics, development and correction of the sensory sphere of persons with visual impairment : materials of the International Scientific and Pedagogical Conference of Visual Impairment Specialists and Blind Teachers dedicated to the 200th anniversary of RSPU named after A.I. Herzen (October 28-30, 1996, St.Petersburg) / ed. E.M. Papina. - M. : Logos, 1997. - 115 p.

8. Yermakov, V.P. Development, Training and Education of Children with Visual Impairment : medical reference guide for a teacher / V.P. Yermakov. - M. : Prosvescheniye, 1990. - 223 p.

9. Zhuravin, M.L. Gymnastics / ed. M.L. Zhuravin, N.K. Menshikov. - M. : Academy, 2001. - 448 p.

10. Disabled People in Russia : Causes and the Dynamics of Disability, Contradictions and Prospects of Social Policy [Electronic resource]. - Access mode : http://www.budgetrf.ru.

11. Leontyeva, L.A. Development of the Articular and Muscular Sense of Visually Impaired Younger Schoolchildren on Corrigent Gymnastics Classes / L.A. Leontyeva // Diagnostics, development and correction of the sensory sphere of persons with visual impairment : materials of the International Scientific and Pedagogical Conference of Visual Impairment Specialists and Blind Teachers dedicated to the 200th anniversary of RSPU named after A.I. Herzen. - M., 1997. - P. 73-75.

12. Makarova, G.A. Sports Medicine : textbook / G.A. Makarova. - M. : Soviet Sport, 2004. - 480 p.

13. Mukhina, A.V. The Peculiarities of Recreational Activities with Weights with Visually Impaired Schoolchildren : abstract of the dis. ... of the Doctor of Ped. Sciences / A.V. Mukhina. - SPb., 2000. - 24 p.

14. Petrov, P.K. Methods of Gymnastics Teaching at School : textbook for stud. of higher educ. institutions / P.K. Petrov. - M. : VLADOS, 2000. - 448 p.

15. Petrova, E.V. Spatial Orientation of Blind Children of Preschool Age during Physical Education : abstract of the dis. ... of the Doctor of Ped. Sciences / E.V. Petrova. - SPb., 2000. - 24 p.

16. Popova, E.G. Combined Developing Exercises in Gymnastics / E.G. Popova. - M. : Terra-Sport, 2000. -

72 p.

17. Smolevsky, V.M. Gymnastics and Methods of Teaching / ed. V.M. Smolevsky. - M. : Physical Culture and Sports, 1987. - 336 p.

18. Physical Rehabilitation : textbook for students of higher educational institutions studying in accordance with the State educational standard 022500 "Physical Culture for People with Deviations in the State of Health" (Adaptive Physical Culture) / ed. S.N. Popova. - the 5th ed. - Rostov o/D : Feniks, - 2008. - 602 p.

19. Kholodov, J.K. Theory and Methods of Physical Education and Sports / J.K. Kholodov, V.S. Kuznetsov. -M., 2001. - 480 p.

Статья поступила в редакцию 10.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.