УДК 373.5.016:796.413/418 ББК 74.200.54 С 47
В.А. Сланко
УПРАВЛЯЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ В
СТАРШИХ КЛАССАХ
(Рецензирована)
Аннотация. В данной статье впервые в практике физического воспитания представлена методика обучения гимнастическим упражнениям в видах мужского многоборья для школьников 11-х классов, названная нами «управляемой». Разработанная и исследованная система методических приёмов и средств позволяет более точно управлять процессом обучения новым элементам, а также быстро находить и исправлять ошибки при их выполнении, что существенно ускоряет процесс обучения по сравнению с традиционной методикой.
Ключевые слова: традиционная методика обучения, управляемое обучение, гимнастические упражнения, ориентировочная основа действия (ООД).
V.A. Slanko
Gymnastic control training in the senior classes
Abstract. In the paper, for the first time in practice of physical training, the author presents the “control” technique of making gymnastic exercises for schoolboys of 11th classes using the kinds of man's multiathlon. The developed and investigated system of methodical means allows a more precise control of teaching new elements, as well as a quick finding and correction of mistakes at their performance. This accelerates essentially the process of training in comparison with a traditional technique.
Key words: a traditional technique of training, control training, gymnastic exercises, rough basis of action.
В последние годы ученые, врачи, учителя констатируют ухудшение здоровья молодежи. Причинами такой отрицательной тенденции могут быть резкое ухудшение социальных факторов, снижение качества питания, курение, пьянство, наркомания, экологические факторы, недостаточное внимание к физическому воспитанию молодежи и ряд других причин. По данным НИИ гигиены детей и подростков, 43 % школьников страдают хроническими заболеваниями, 63 % имеют нарушение осанки, у 22 % обнаружены предпосылки к гипертонической болезни. За время учебы в школе количество детей с нарушениями осанки увеличивается втрое, к 11-му классу у 45 % учащихся ухудшается зрение. По свидетельствам военкоматов, большое число юношей по состоянию здоровья оказываются непригодными к службе в армии [4].
Поэтому повышение эффективности системы физического воспитания должно осуществляться не только за счет количественных изменений, но и при помощи качественного улучшения содержания обязательных уроков за счёт внедрения в учебный процесс новых, перспективных методик обучения для вновь изучаемых двигательных действий. Педагогический поиск в отдельных случаях превращается в безличностный, авторитарный, лишенный эмоциональной окраски и привлекательности процесс. В некоторых случаях он строится на натаскивании на освоение учебных нормативов.
Одной из основных сторон физического воспитания является обучение. В качестве слагаемых обучение включает обучающую деятельность преподавателя (преподавание) и учебно-познавательную деятельность обучаемых (учение). В физическом воспитании обучение специфично, суть которого заключается в том, что основной объём нового учебного материала познается при освоении разнообразных двигательных действий в процессе выполнения физических упражнений.
Предметом обучения в гимнастике являются гимнастические упражнения.
Обучение гимнастическим упражнениям - это педагогический процесс, требующий планомерной и методически правильной организации действий преподавателя и ученика. Отсюда следует, что главным требованием при обучении в гимнастике является освоение рациональных способов двигательных действий путем использования методики, основанной на дидактических принципах обучения, физиологических закономерностях становления двигательного навыка, фундаментальных положениях теории физического воспитания.
В настоящее время существует ряд методик обучения в гимнастике, но до сих пор самое широкое применение в практике обучения гимнастическим упражнениям нашел метод традиционного обучения [2, 12, 13 и др.]. Именно этим методом пользуется большинство учителей физической культуры в общеобразовательных школах, несмотря на то, что в теории и методики физического воспитания появляются новые методики обучения.
Нужно отметить, что традиционная методика обучения не приносит в должной степени положительного результата. Ученики с трудом осваивают программный материал по гимнастике.
В реализации этой задачи большое значение имеет применение на уроках физической культуры в школах методики, позволяющей оптимизировать эффективность учебного процесса.
Анализ литературных источников показывает, что на данном этапе педагогических исследований присутствует только лишь теория новой методики обучения (названной нами «управляемой»), об эффективности которой пишут ряд авторов [1, 6, 7, 8, 9, 10, 11].
В учебной и научно-методической литературе нами не обнаружено данных о применении данной методики обучения в учебном процессе по гимнастике, а также в других спортивных дисциплинах.
Целью нашего исследования было совершенствование методики учебного процесса по физической культуре на уроках гимнастики в общеобразовательной школе путем применения управляемого обучения.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Разработать и создать методику управляемого обучения упражнениям школьной программы на акробатике и опорном прыжке для учащихся 11-х классов.
2. Исследовать эффективность управляемого обучения упражнениям школьной программы на акробатике и опорном прыжке для учащихся 11-х классов.
Исследовались основные упражнения учебной программы физической культуры по гимнастике, на акробатике и опорном прыжке:
- из стойки ноги врозь, руки в стороны, переворот в сторону;
- из упора присев, кувырок назад в стойку на руках;
- прыжок ноги врозь (конь в длину, высота 120 см).
Так, прежде чем приступить к обучению, необходимо определить готовность (физическая, двигательная и психологическая) занимающегося как гимнаста.
Педагогический эксперимент проведен для научного обоснования и доказательства эффективности предлагаемой методики, управляемого обучения. В эксперименте исследовано 30 юношей (2 группы по 15 человек) 11-х классов общеобразовательной школы, имеющих основную группу здоровья. Занятия в экспериментальной группе были организованы по новой методике обучения, в контрольной — методикой традиционного обучения.
Обучение гимнастическим упражнениям управляемого обучения в процессе эксперимента проходило в три этапа.
Первой задачей на этапе начального разучивания являлось формирование у учеников зрительно-логического представления о гимнастическом упражнении и о способе его выполнения. Для выполнения этой задачи ученикам демонстрировалось гимнастическое упражнение с объяснением, выделением смысла и основных технических трудностей, а также предлагались способы решения.
После объяснения способ решения двигательной задачи демонстрировался еще 2-3
раза.
Для формирования зрительного и логического компонентов представления использовались показ рисунков изучаемого гимнастического упражнения со словесным комментарием.
Следующей задачей данного этапа было освоение инструкции по формированию ориентировочной основы действия (ООД) с выделением основных опорных точек (ООТ) в изучаемом гимнастическом упражнении.
Для этого нами были разработаны методические рекомендации для учеников по каждому упражнению, на основе которых и формировалось ООД, в состав которых были включены:
- название изучаемого упражнения;
- техника выполнения упражнения;
- указание основных опорных точек (ООТ) и их название;
- техника выполнения ООТ;
- типичные ошибки.
После просмотра инструкции ученики выделяли ООТ и вслух проговаривали описание ощущений изучаемого гимнастического упражнения.
После того, как обучаемый, понял и запомнил инструкцию, он допускался к выполнению упражнения.
Целью учителя при первых попытках ученика выполнить упражнение являлось не допустить коррективов в рекомендованной схеме, то есть контролировать формирование ООД. Для облегчения контроля ученикам было предложено проговаривать вслух рекомендованную схему ООД. Чтобы помочь обучаемому сконцентрировать внимание на нужном объекте и осознать ощущение, возникающее при выполнении гимнастического упражнения, использовались подводящие упражнения.
Нами также были разработаны методические рекомендации для преподавателей по каждому упражнению, включающие основные, составные элементы управляемого обучения:
- название основных опорных точек;
- подводящие упражнения;
- возможные ошибки;
- помощь и страховка.
Третьей задачей на этапе начального разучивания - формирование двигательного представления об элементе и о способе его выполнения.
Решения этой задачи - выполнение изучаемого гимнастического упражнения, в целом или расчлененном виде, с выполнением подводящих упражнений.
Для осознания нужного ощущения при обучении упражнению было достаточно 810 повторений.
Второй этап - это этап формирования умения.
Первой задачей на этом этапе являлось умение выполнить изучаемое гимнастическое упражнение с подробным сознательным контролем действия.
Вторая задача - уточнение действия во всех ООТ и минимальное отклонение от техники выполняемого упражнения.
После отработки всех ООТ, когда ООД относительно стабилизировалось, обучаемым было предложено выполнить упражнение при некотором изменении условий выполнения. Ученики сами выделяли общие условия успешного действия.
На этом этапе обучения важным являлось корректирующее воздействие учителя. Это словесное указание и физическая помощь.
Ошибки при формировании умения являются удобным материалом для решения двигательной задачи. В управляемом обучении, в котором учитель управляет формированием умения, ошибка сразу же устранялась.
Третий этап - это формирование навыка.
Задачей этапа являлось добиться оптимальной свободы, экономичности и автоматизированности двигательного действия.
Чтобы избавиться от закрепощений, были введены в ООД в качестве ООТ требования свободы движения при выполнении упражнений. Обучаемые на этом этапе концентрировали внимание на этих ООТ.
Для отработки автоматизированности действия ученикам разрешалось не проговаривать в слух речевую формулу ООД.
С методами стандартно-повторного упражнения использовались методы вариативного упражнения. Целенаправленно менялось внутреннее состояние обучаемых (варьировалась степень утомления).
Обсуждая вышеизложенное, можно сказать, что главная цель любой методики обучения - кратчайшим путем достичь результата с наименьшей затратой времени и средств.
Управляемое обучение гимнастическим упражнениям школьников старших классов существенно отличается от традиционной методики обучения.
В данной методике все звенья процесса освоения нового двигательного действия логически взаимосвязаны между собой и представляют единое целое.
Разработанная развернутая инструкция для школьников 11-х классов позволяет более углубленно осознать изучаемое упражнение, тем самым исключая появление возможных ошибок.
Составленные нами подробные методические рекомендации для учителя позволяют контролировать и управлять процессом обучения гимнастическим упражнениям школьников 11-х классов.
Подводящие упражнения подобраны по биомеханической структуре изучаемого гимнастического упражнения, по принципу от простого к сложному, что резко ограничивает вариативность и их количество при подборе (в отличие от традиционной), определяя качественный состав этих упражнений. Допущенные в них ошибки легко обнаружить и исправить.
Таким образом, созданную методику обучения гимнастическим упражнениям для юношей старших классов мы назвали «управляемой».
Сравнение методик управляемого и традиционного обучения при обучении гимнастическим упражнениям осуществлялось по непараметрическим критериям Уайта [5], полученные различия между группами достоверны (при р < 0,05), более высокие оценки наблюдаются при использовании методики управляемого обучения.
Существенные различия в результатах контрольной и экспериментальной группы педагогического эксперимента обусловлены эффективностью воздействия управляемого обучения на занимающихся. При сохранении общедидактических принципов обучения управляемое обучение имеет ряд преимуществ, которые обусловливают ее эффективность, а именно:
1. Определение исходного уровня обучаемых;
2. Методические рекомендации по обучению для учащихся и учителя;
3. Выполнение изучаемого гимнастического упражнения с подробным сознательным контролем действия (проговаривание вслух, а затем устно);
4. Принцип подбора подводящих упражнений (сходство подводящих упражнений с изучаемым по биомеханическому признаку);
5. При допущении ошибок при изучении нового упражнения ошибку легко обнаружить и исправить.
Исследования показали, что разработанная нами методика управляемого обучения гимнастическим упражнениям в 11-х классах является наиболее эффективной и может быть воспроизведена во всех учебных заведениях.
Примечания:
1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М., 1985. 193 с.
2. Брыкин А.Т. Гимнастика. М., 1977. С. 64-82.
3. Гимнастика / М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др. М., 2001. 448 с.
4. Дворкин Л.С., Давыдов О.Ю., Дюшко О.И. Отношение школьников 4-6 классов к физической культуре и спорту // Физическая культура. Воспитание, образование, тренировка. 2007. № 2. С. 55-57.
5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М., 2002. 264 с.
6. Лях В.И. Двигательные действия и его производные // Физическая культура в школе. 2006. № 1. С. 4552.
7. Лях В.И. Двигательные действия и его производные. Техника физических упражнений // Физическая культура в школе. 2006. № 2. С. 44-49.
8. Лях В.И., Гальперин П.Я., Боген М.М.: теория о поэтапном формировании знаний, умений и навыков в процессе освоения двигательных действий // Физическая культура в школе. 2007. № 3. С. 15-18.
9. Лях В.И. Теория управления двигательными действиями по Н.А. Бернштейну // Физическая культура в школе. 2006. № 6. С. 6-10.
10. Лях В.И. Теория управления двигательными действиями по Н.А. Бернштейну // Физическая культура в школе. 2006. № 7. С. 15-19.
11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). М., 1991. С. 114-148.
12. Гимнастика и методика преподавания / В.М. Смолевский [и др.]. М., 1987. С. 186-202.
13. Смолевский В.М., Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика. Киев, 1999. С. 137-168.
References:
1. Bogen M.M. Motor training. M., 1985. 193 p.
2. Brykin A.T. Gymnastics. Textbook for technical schools of physical training. M., 1977. P. 64-82.
3. Gymnastics. Textbook for students of higher pedagogical institutions / M.L. Zhuravin, O.V. Zagryjadskaya, N.V. Kazakevich [etc]. M., 2001. 448 p.
4. Dvorkin L.S., Davydov O.Yu., Dyushko O.I. Attitude of 4-6th class pupils to physical training and sports // Physical training. Education, teaching and training. 2007. N 2. P. 55-57.
5. Zheleznyak Yu.D., Petrov P.K. Bases of scientific - methodical activity in physical training and sports M., 2002. 264 p.
6. Lyakh V.I. Motor actions and their derivatives // Physical training at school. 2006. N 1. P. 45-52.
7. Lyakh V.I. Motor actions and their derivatives. A technique of physical exercises // Physical training at school. 2006. N 2. P. 44-49.
8. Lyakh V.I., Galperin P.Ya., Bogen М.М. Theory about stage-by-stage formation of knowledge and skills during development of motor actions // Physical training at school. 2007. N 3. P. 15-18.
9. Lyakh V.I. Theory of control motor actions according to N.A.Bernshtein // Physical training at school. 2006. N 6. P. 6-10.
10. Lyakh V.I. Theory of control motor actions according to N.A.Bernshtein // Physical training at school. 2006. N 7. P. 15-19.
11. Matveev L.P. Theory and a technique of physical training (the general bases of the theory and a technique of physical training; theoretical-methodical aspects of sports and professional - applied forms of physical training). M., 1991. P. 114-148.
12. Gymnastics and a technique of teaching / V.M. Smolevsky [etc]. M., 1987. P. 186-202.
13. Smolevsky V.M., Gaverdovsky Yu.K. Sports gymnastics. Kiev, 1999. P. 137-168.