Научная статья на тему 'Влияние средств гимнастики на физическое состояние лиц с ограниченными зрительными возможностями'

Влияние средств гимнастики на физическое состояние лиц с ограниченными зрительными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
232
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / MEANS OF GENERAL AND SPORTS GYMNASTICS / PHYSICAL STATE / PEOPLE WITH LIMITED VISUAL POSSIBILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гараева Римма Валерьевна

Вопросы конкретизации форм и методов физической реабилитации лиц с ограниченными зрительными возможностями средствами физической культуры остаются малоисследованными. Физические упражнения стимулируют интенсивность биологических процессов в организме. Гимнастические упражнения эффективно влияют на физическое состояние лиц с ограниченными зрительными возможностями при соблюдении оптимальных условий организации и проведения занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гараева Римма Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of means of general and sports gymnastics on the physical state of people with limited visual possibilities

Questions of concrete definition of forms and means of physical rehabilitation of people with limited visual possibilities by means of physical culture remain not sufficiently provided for. Physical exercises stimulate the intensity of biological processes in the organism. Gymnastic exercises effectively influence on the physical state of people with limited visual possibilities with maintenance of optimum conditions and conducting the lessons.

Текст научной работы на тему «Влияние средств гимнастики на физическое состояние лиц с ограниченными зрительными возможностями»

УДК 796.07 : 31 : 796.413

Р. В. ГАРАЕВА

Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Вопросы конкретизации форм и методов физической реабилитации лиц с ограниченными зрительными возможностями средствами физической культуры остаются малоисследованными. Физические упражнения стимулируют интенсивность биологических процессов в организме. Гимнастические упражнения эффективно влияют на физическое состояние лиц с ограниченными зрительными возможностями при соблюдении оптимальных условий организации и проведения занятий.

Ключевые слова: средства, физическое состояние, лица с ограниченными зрительными возможностями.

Актуальность. В современной тифлопедагогике и адаптивной физической культуре остаются малоисследованными вопросы конкретизации форм и методов физической реабилитации лиц с ограниченными зрительными возможностями средствами физической культуры, в частности при обучении их упражнениям с использованием гимнастических снарядов.

Влияние физических упражнений заключается в стимуляции интенсивности биологических процессов в организме. Чередование упражнений, усиливающих процессы возбуждения в ЦНС (упражнения для крупных мышечных групп, с выраженным мышечным усилием, в быстром темпе), с упражнениями, усиливающими процессы торможения (дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц), способствует восстановлению нормальной подвижности нервных процессов [1].

Под влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы и процессы регенерации в организме, перестраивается функциональное состояние вегетативных центров.

Отсутствие зрения отрицательно сказывается на развитии всех сторон двигательной функции, особенно на регуляции движения, на осуществлении самоконтроля при выполнении упражнений. В норме контроль и саморегулирование движений осуществляются при помощи зрения, которое играет ведущую роль в формировании двигательных умений и навыков [2—11].

Доступность и простота, многообразие и вариативность форм исполнения гимнастических упражнений расширяют возможности гимнастики и делают её доступным средством физического воспитания всех возрастных групп. Гимнастические упражнения, безусловно, являются наиболее эффективными в физическом воспитании, оказывают значительное влияние на здоровье. Они направлены, прежде всего, на формирование организма, на воспитание морально-волевых и физических качеств [1, 12—16].

Целью данной работы явилось изучение влияния

занятий гимнастикой в рамках учебно-тренировочных занятий по программе «Физическая реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными зрительными возможностями» на физическое состояние организма.

Формирующий эксперимент был проведен в период с декабря 2009 года по май 2011 года на базе спортивно-оздоровительного комплекса Горно-Алтайского педагогического колледжа.

В эксперименте приняли участие 17 мужчин в возрасте от 32 до 43 лет с нарушениями зрения, ранее не занимавшиеся спортивной гимнастикой.

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс физической подготовки лиц с ограниченными зрительными возможностями.

Предмет исследования — влияние средств основной и спортивной гимнастики на физическое состояние лиц с ограниченными зрительными возможностями.

В процессе занятий гимнастикой деятельность занимающихся строго регламентирована и четко обусловлена заранее разработанной программой обучения. Последняя предусматривает строгое следование предписанному алгоритму движений (состав движений, последовательность их изучения, порядок их взаимосвязи друг с другом, правила комбинирования в сложные действия, пути совершенствования действий). Деятельность занимающихся организуется так, чтобы создать оптимальные условия для освоения новых навыков и умений, соответствующий эмоциональный фон, стимулирующий повышенную работоспособность.

Результаты работы и обсуждение. Для определения функционального состояния лиц с ограниченными зрительными возможностями мы использовали функциональные пробы: сердечно-сосудистой системы (частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя; артериальное давление (АД: АДС — артериальное давление систолическое и АДД — артериальное давление диастолическое) в состоянии покоя; показатель «двойного произведения» (ПДП), косвенно отражающий потребность миокарда в кис-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

*

лороде); вегетативной нервной системы — индекс Кардю(ВИ);общейфизическойработоспособности— индекс Гарвардского степ-теста [17].

Анализируя полученные результаты, мы констатировали исходный на начало учебно-тренировочного процесса уровень развития функциональных показателей: ЧСС, АДД, ПДП, ВИ. Основным результатом констатирующего эксперимента в данном случае является небольшая колеблемость результатов коэффициента вариации в пределах 0—10% (по показателям ЧСС, АДД и ПДП) и большая разнородность группы исследуемых, о чём свидетельствует коэффициент вариации в показателе ВИ от V=22,4% до V=19%.

Анализ полученных результатов частоты сердечных сокращений, соответственно градации частоты сердечных сокращений у взрослых по Г. А. Макаровой (2002), показал нормальность ЧСС в пределах 60 — 80 уд./мин у 100% испытуемых на всех этапах эксперимента [17]. В начале эксперимента средние показатели составили 74,82±0,42 удара в минуту, в середине — 74,24±0,4 удара в минуту при критерии нормальности распределения Шапиро-Уилки ниже табличного значения (0,892) и составили соответственно Ш=0,772 и Ш=0,848. Это позволило нам провести проверку достоверности результатов исследования не только по 1-критерию Стьюдента, но и по критерию Крамера Уэлча.

Выявленные различия в урежении ЧСС достоверны как в середине эксперимента — 5,17% (1 = 9,68; р<0,001), так и по окончании восемнадцати месяцев эксперимента — 5,91% (1 = 9,50; р<0,001). Это мы связываем с эффектом адаптации к нагрузкам (табл. 1). Тогда как некоторые авторы [11] рассматривают повышение систолического и минутного объемов крови, артериального давления и падение частоты сердечных сокращений как возрастные изменения связывая их, в первую очередь, с увеличением массы и объема сердца.

Анализ полученных результатов САД и ДАД показал оптимальность артериального давления у 35,25% испытуемых в начале эксперимента, у 41,17% в середине и у 52,9% в конце эксперимента, соответственно изменение нормального САД от 52,9% к 58,8% и до 47,05%, согласно градации нормального артериального давления, у лиц взрослого возраста (цит. по Г.А. Макаровой, 2002) [17].

Различия в темпах прироста показателей САД лиц с ограничением зрения (табл. 2) статистически значимы (1 = 2,92-4,02, Р>0,01-0,001) на протяжении всего периода эксперимента: за 6 месяцев на 1,44% (от 124,6±0,5 до 122,8 ±0,34), за последующие 12 месяцев на 1,55% (от 122,8±0,34 до 120,9 ±0,22).

Различия в изменении показателей ДАД занимающихся лиц с ограничением зрения статистически незначимы (1=1,13; Р>0,05) лишь в период, равный 1 году — с мая 2010 по май 2011 гг. (0,89%), что обусловлено естественными возрастными и качественными характеристиками периферического сопротивления кровеносных сосудов (тонус сосудов) [18, с. 116]. Статистически значимые изменения показателя ДАД составили 1,86% за первые 6 месяцев (от 91,3±0,49 до 89,6 ±0,4 (1 = 4,00; Р<0,001) и 2,74% — за 18 месяцев (от 91,3±0,49 до 88,8±0,3 (1 = 2,76; Р<0,05 ).

Показатель индекса Робинсона, характеризующий состояние регуляции сердечно-сосудистой системы, у лиц с ограничением зрения находится на следующих уровнях (табл. 3): у 48% — на уровне ниже среднего, у 40% — на среднем уровне и у 12% — на уровне выше среднего. За период с декабря

2009 года по май 2010 года данный показатель изменился незначительно по значениям «ниже среднего» и «средний». И только за период эксперимента показатель «двойного произведения» демонстрирует значения «средний» и «выше среднего».

Выявленные различия в уменьшении ПДП достоверны как через 6 месяцев регулярных занятий от начала эксперимента на 2,36% (1 = 3,23; р<0,01), в середине эксперимента на 6,69% (1 = 8,81; р<0,001), так и по окончании восемнадцати месяцев эксперимента на 8,89% (1=6,92; р<0,001), они свидетельствуют о степени экономизации сердечно-сосудистой системы в покое (табл. 3).

Величины ВИ в пределах ±15 свидетельствуют об уравновешенности симпатических и парасимпатических влияний у 24% испытуемых на первом этапе,

Таблица 1

Показатели ЧСС у лиц с ограниченными зрительными возможностями

Статистические показатели ЧСС в состоянии покоя

Срезы эксперимента Э — 6 мес. Э — 12 мес. Э — 18 мес.

От (Х± т) 74,82±0,42 74,24±0,4 74,82±0,42

До (Х± т) 74,24±0,4 70,4±0,31 70,4±0,31

Разница,% 0,78 5,17 5,91

Трасч 0,48 3,67 4,01

Т - Кр. Уэлча >0,05 2,58 <0,01 2,58 <0,01

1 крит. Стьюдента 1,77 9,68 9,50

1 табл. >0,05 (4,02) <0,001 (4,02) <0,001

Таблица 2

Показатели артериального давления у лиц с ограниченными зрительными возможностями

Статистические показатели САД ДАД

Срезы эксперта Э - 6 мес. Э - 12 мес. Э - 18 мес. Э - 6 мес. Э - 12 мес. Э - 18 мес.

От (Х± т) 124,6 ±0,5 122,8 ±0,34 124,6 ±0,5 91,3 ±0,49 89,6 ±0,4 91,3 ±0,49

До (Х± т) 122,8 ±0,34 120,9 ±0,22 120,9 ±0,22 89,6 ±0,4 88,8 ±0,3 88,8 ±0,3

Разница,% 1,44 1,55 2,97 1,86 0,89 2,74

1 крит. Стьюдента 3,45 3,22 3,64 4,00 1,13 2,76

1 табл. (4,02) <0,001 (2,92) <0,01 (2,92) <0,01 (2,92) <0,01 >0,05 (2,12) <0,05

Таблица 3

Показатели ПДП и ВИ у лиц с ограниченными зрительными возможностями

Статистические показатели ПДП ВИ

Срезы эксперимента Э - 6 мес. Э - 12 мес. Э - 18 мес. Э - 6 мес. Э - 12 мес. Э - 18 мес.

а т± о* 93,4 ±0,80 91,2 ±0,61 93,4 ±0,80 22,1 ±1,19 20,82 ±1,22 22,1 ±1,19

До (Х± т) 91,2 ±0,61 85,1 ±0,47 85,1 ±0,47 20,82 ±1,22 26,18 ±0,95 26,18 ±0,95

Разница,% 2,36 6,69 8,89 5,79 20,47 15,58

1 крит. Стьюдента 3,23 8,81 6,92 2,23 4,38 3,41

1 табл. (2,92) <0,01 (4,02) <0,001 (4,02) <0,001 (2,12) <0,05 (4,02) <0,001 (2,92) <0,01

у 30% на втором этапе, в конце исследования у всех испытуемых ярко выражено преобладание парасимпатических влияний. На парасимпатикотонию указывает уровень ВИ от-16 до-30 у 66% испытуемых на первом этапе, 72% — на втором и 82% в конце исследования [16] свидетельствуют показатели у 12% испытуемых в начале исследования и 18% в конце.

Изменения ВИ (табл. 3) достоверны как через 6 месяцев регулярных занятий от начала эксперимента на 5,79% от 22,1±1,19 до 20,82 ±1,22 (1=2,23; р<0,05) и через 12 месяцев на 20,47% от 20,82 ±1,22 до 26,18 ±0,95 (1 = 4,38; р<0,001), так и по окончании восемнадцати месяцев эксперимента на 15,58%, от 22,1 ±1,19 до 26,18 ±0,95 (1 = 3,41; р<0,01), они свидетельствуют о растущем преобладании парасимпатических реакций над симпатическими. Деятельность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы направлена на текущую регуляцию функционального состояния, на поддержание постоянства внутренней среды — гомеостаза. Парасимпатический отдел обеспечивает восстановление различных физиологических показателей, резко изменённых после напряжённой мышечной работы, пополнение израсходованных энергоресурсов. Медиатор парасимпатической системы — ацетилхо-лин, снижая чувствительность адренорецепторов к действию адреналина и норадреналина, оказывает определённое антистрессорное влияние [18, с. 36].

В нашем исследовании влияние физических упражнений на людей зрелого возраста с (физиологических позиций) свидетельствует о том, что под влиянием умеренных регулярных физических нагрузок совершенствуются механизмы регуляции различных органов и систем, а функции организма носят более экономный характер. Последнее проявляется в снижении ЧСС и уровня АД, увеличении диастолы миокарда [18, с. 476]. Результаты нашего исследования подтверждаются именно такими изменениями данных показателей.

Библиографический список

1. Смолевский, В. М. Гимнастика и методика преподавания /

В. М. Смолевский ; под общ. ред. В. М. Смолевского. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 336 с.

2. Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П. К. Анохин. - М. : Наука, 1980. - 198 с.

3. Азарян, Р. Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня : учеб. пособие / Р. Н. Азарян. -М. : ВОС, 1987. 115 с.

4. Байкина, Н. Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих : учеб. издание / Н. Г. Байкина, Б. В. Сермеев. -Советский спорт, 1991. - 64 с.

5. Горская, И. Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / И. Ю. Горская. - Омск, 2001. - 48 с.

6. Денисова, М. А. Физическое воспитание : коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога / М. А. Денисова. - СПб., 1995. - С. 93-111.

7. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена (28-30 октября 1996 г., СПб.) / ред. Е. М. Папина. - М. : Логос, 1997. - 115 с.

8. Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : справ.-мед. пособие для учителя / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин - М. : Просвещение, 1990. - 223 с.

9. Мухина, А. В. Особенности рекреационных занятий с отягощениями со школьниками-инвалидами по зрению : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Мухина. - СПб., 2000. - 24 с.

10. Петрова, Е. В. Пространственная ориентация незрячих детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Петрова. - СПб.,

2000. - 24 с.

11. Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.

12. Гавердовский, Ю. К. Спортивная гимнастика : учеб. для вузов / Ю. К. Гавердовский ; под ред. Ю. К. Гавердовского,

B. М. Смолевского. - М., 1999. - 442 с.

13. Журавин, М. Л. Гимнастика / М. Л. Журавин ; под редакцией М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. - М. : Академия,

2001. - 448 с.

14. Леонтьева, Л. А. Развитие суставно-мышечного чувства слабовидящих младших школьников на занятиях корригирующей гимнастики / Л. А. Леонтьева // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена -М., 1997. - С. 73-75.

15. Петров, П. К. Методика преподавания гимнастики в школе : учеб. для студентов вузов / П. К. Петров. - М. : ВЛА-ДОС, 2000. - 448 с.

16. Попова, Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике / Е. Г. Попова. - М. : Тера-Спорт, 2000. - 72 с.

17. Макарова, Г. А. Спортивная медицина : учеб. / Г. А. Макарова. - М. : Советский спорт, 2004. - 480 с.

18. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учеб. для вузов физ. культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Терра-Спорт, 2001. - 520 с.

19. Физическая реабилитация : учеб. для студентов вузов, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / ред.

C. Н. Попова. - 5-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 602 с.

ГАРАЕВА Римма Валерьевна, соискатель кафедры теории и методики физического воспитания и борьбы Набережночелнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма; старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и спорта Горно-Алтайского государственного университета. Адрес для переписки: 423807, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. им. Е.Н. Батенчука, 21.

Статья поступила в редакцию 26.01.2012 г.

© Р. В. Гараева

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.