УДК 796.07 : 31 : 796.413
Р. В. ГАРАЕВА
Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Вопросы конкретизации форм и методов физической реабилитации лиц с ограниченными зрительными возможностями средствами физической культуры остаются малоисследованными. Физические упражнения стимулируют интенсивность биологических процессов в организме. Гимнастические упражнения эффективно влияют на физическое состояние лиц с ограниченными зрительными возможностями при соблюдении оптимальных условий организации и проведения занятий.
Ключевые слова: средства, физическое состояние, лица с ограниченными зрительными возможностями.
Актуальность. В современной тифлопедагогике и адаптивной физической культуре остаются малоисследованными вопросы конкретизации форм и методов физической реабилитации лиц с ограниченными зрительными возможностями средствами физической культуры, в частности при обучении их упражнениям с использованием гимнастических снарядов.
Влияние физических упражнений заключается в стимуляции интенсивности биологических процессов в организме. Чередование упражнений, усиливающих процессы возбуждения в ЦНС (упражнения для крупных мышечных групп, с выраженным мышечным усилием, в быстром темпе), с упражнениями, усиливающими процессы торможения (дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц), способствует восстановлению нормальной подвижности нервных процессов [1].
Под влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы и процессы регенерации в организме, перестраивается функциональное состояние вегетативных центров.
Отсутствие зрения отрицательно сказывается на развитии всех сторон двигательной функции, особенно на регуляции движения, на осуществлении самоконтроля при выполнении упражнений. В норме контроль и саморегулирование движений осуществляются при помощи зрения, которое играет ведущую роль в формировании двигательных умений и навыков [2—11].
Доступность и простота, многообразие и вариативность форм исполнения гимнастических упражнений расширяют возможности гимнастики и делают её доступным средством физического воспитания всех возрастных групп. Гимнастические упражнения, безусловно, являются наиболее эффективными в физическом воспитании, оказывают значительное влияние на здоровье. Они направлены, прежде всего, на формирование организма, на воспитание морально-волевых и физических качеств [1, 12—16].
Целью данной работы явилось изучение влияния
занятий гимнастикой в рамках учебно-тренировочных занятий по программе «Физическая реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными зрительными возможностями» на физическое состояние организма.
Формирующий эксперимент был проведен в период с декабря 2009 года по май 2011 года на базе спортивно-оздоровительного комплекса Горно-Алтайского педагогического колледжа.
В эксперименте приняли участие 17 мужчин в возрасте от 32 до 43 лет с нарушениями зрения, ранее не занимавшиеся спортивной гимнастикой.
Объект исследования — учебно-тренировочный процесс физической подготовки лиц с ограниченными зрительными возможностями.
Предмет исследования — влияние средств основной и спортивной гимнастики на физическое состояние лиц с ограниченными зрительными возможностями.
В процессе занятий гимнастикой деятельность занимающихся строго регламентирована и четко обусловлена заранее разработанной программой обучения. Последняя предусматривает строгое следование предписанному алгоритму движений (состав движений, последовательность их изучения, порядок их взаимосвязи друг с другом, правила комбинирования в сложные действия, пути совершенствования действий). Деятельность занимающихся организуется так, чтобы создать оптимальные условия для освоения новых навыков и умений, соответствующий эмоциональный фон, стимулирующий повышенную работоспособность.
Результаты работы и обсуждение. Для определения функционального состояния лиц с ограниченными зрительными возможностями мы использовали функциональные пробы: сердечно-сосудистой системы (частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя; артериальное давление (АД: АДС — артериальное давление систолическое и АДД — артериальное давление диастолическое) в состоянии покоя; показатель «двойного произведения» (ПДП), косвенно отражающий потребность миокарда в кис-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
*
лороде); вегетативной нервной системы — индекс Кардю(ВИ);общейфизическойработоспособности— индекс Гарвардского степ-теста [17].
Анализируя полученные результаты, мы констатировали исходный на начало учебно-тренировочного процесса уровень развития функциональных показателей: ЧСС, АДД, ПДП, ВИ. Основным результатом констатирующего эксперимента в данном случае является небольшая колеблемость результатов коэффициента вариации в пределах 0—10% (по показателям ЧСС, АДД и ПДП) и большая разнородность группы исследуемых, о чём свидетельствует коэффициент вариации в показателе ВИ от V=22,4% до V=19%.
Анализ полученных результатов частоты сердечных сокращений, соответственно градации частоты сердечных сокращений у взрослых по Г. А. Макаровой (2002), показал нормальность ЧСС в пределах 60 — 80 уд./мин у 100% испытуемых на всех этапах эксперимента [17]. В начале эксперимента средние показатели составили 74,82±0,42 удара в минуту, в середине — 74,24±0,4 удара в минуту при критерии нормальности распределения Шапиро-Уилки ниже табличного значения (0,892) и составили соответственно Ш=0,772 и Ш=0,848. Это позволило нам провести проверку достоверности результатов исследования не только по 1-критерию Стьюдента, но и по критерию Крамера Уэлча.
Выявленные различия в урежении ЧСС достоверны как в середине эксперимента — 5,17% (1 = 9,68; р<0,001), так и по окончании восемнадцати месяцев эксперимента — 5,91% (1 = 9,50; р<0,001). Это мы связываем с эффектом адаптации к нагрузкам (табл. 1). Тогда как некоторые авторы [11] рассматривают повышение систолического и минутного объемов крови, артериального давления и падение частоты сердечных сокращений как возрастные изменения связывая их, в первую очередь, с увеличением массы и объема сердца.
Анализ полученных результатов САД и ДАД показал оптимальность артериального давления у 35,25% испытуемых в начале эксперимента, у 41,17% в середине и у 52,9% в конце эксперимента, соответственно изменение нормального САД от 52,9% к 58,8% и до 47,05%, согласно градации нормального артериального давления, у лиц взрослого возраста (цит. по Г.А. Макаровой, 2002) [17].
Различия в темпах прироста показателей САД лиц с ограничением зрения (табл. 2) статистически значимы (1 = 2,92-4,02, Р>0,01-0,001) на протяжении всего периода эксперимента: за 6 месяцев на 1,44% (от 124,6±0,5 до 122,8 ±0,34), за последующие 12 месяцев на 1,55% (от 122,8±0,34 до 120,9 ±0,22).
Различия в изменении показателей ДАД занимающихся лиц с ограничением зрения статистически незначимы (1=1,13; Р>0,05) лишь в период, равный 1 году — с мая 2010 по май 2011 гг. (0,89%), что обусловлено естественными возрастными и качественными характеристиками периферического сопротивления кровеносных сосудов (тонус сосудов) [18, с. 116]. Статистически значимые изменения показателя ДАД составили 1,86% за первые 6 месяцев (от 91,3±0,49 до 89,6 ±0,4 (1 = 4,00; Р<0,001) и 2,74% — за 18 месяцев (от 91,3±0,49 до 88,8±0,3 (1 = 2,76; Р<0,05 ).
Показатель индекса Робинсона, характеризующий состояние регуляции сердечно-сосудистой системы, у лиц с ограничением зрения находится на следующих уровнях (табл. 3): у 48% — на уровне ниже среднего, у 40% — на среднем уровне и у 12% — на уровне выше среднего. За период с декабря
2009 года по май 2010 года данный показатель изменился незначительно по значениям «ниже среднего» и «средний». И только за период эксперимента показатель «двойного произведения» демонстрирует значения «средний» и «выше среднего».
Выявленные различия в уменьшении ПДП достоверны как через 6 месяцев регулярных занятий от начала эксперимента на 2,36% (1 = 3,23; р<0,01), в середине эксперимента на 6,69% (1 = 8,81; р<0,001), так и по окончании восемнадцати месяцев эксперимента на 8,89% (1=6,92; р<0,001), они свидетельствуют о степени экономизации сердечно-сосудистой системы в покое (табл. 3).
Величины ВИ в пределах ±15 свидетельствуют об уравновешенности симпатических и парасимпатических влияний у 24% испытуемых на первом этапе,
Таблица 1
Показатели ЧСС у лиц с ограниченными зрительными возможностями
Статистические показатели ЧСС в состоянии покоя
Срезы эксперимента Э — 6 мес. Э — 12 мес. Э — 18 мес.
От (Х± т) 74,82±0,42 74,24±0,4 74,82±0,42
До (Х± т) 74,24±0,4 70,4±0,31 70,4±0,31
Разница,% 0,78 5,17 5,91
Трасч 0,48 3,67 4,01
Т - Кр. Уэлча >0,05 2,58 <0,01 2,58 <0,01
1 крит. Стьюдента 1,77 9,68 9,50
1 табл. >0,05 (4,02) <0,001 (4,02) <0,001
Таблица 2
Показатели артериального давления у лиц с ограниченными зрительными возможностями
Статистические показатели САД ДАД
Срезы эксперта Э - 6 мес. Э - 12 мес. Э - 18 мес. Э - 6 мес. Э - 12 мес. Э - 18 мес.
От (Х± т) 124,6 ±0,5 122,8 ±0,34 124,6 ±0,5 91,3 ±0,49 89,6 ±0,4 91,3 ±0,49
До (Х± т) 122,8 ±0,34 120,9 ±0,22 120,9 ±0,22 89,6 ±0,4 88,8 ±0,3 88,8 ±0,3
Разница,% 1,44 1,55 2,97 1,86 0,89 2,74
1 крит. Стьюдента 3,45 3,22 3,64 4,00 1,13 2,76
1 табл. (4,02) <0,001 (2,92) <0,01 (2,92) <0,01 (2,92) <0,01 >0,05 (2,12) <0,05
Таблица 3
Показатели ПДП и ВИ у лиц с ограниченными зрительными возможностями
Статистические показатели ПДП ВИ
Срезы эксперимента Э - 6 мес. Э - 12 мес. Э - 18 мес. Э - 6 мес. Э - 12 мес. Э - 18 мес.
а т± о* 93,4 ±0,80 91,2 ±0,61 93,4 ±0,80 22,1 ±1,19 20,82 ±1,22 22,1 ±1,19
До (Х± т) 91,2 ±0,61 85,1 ±0,47 85,1 ±0,47 20,82 ±1,22 26,18 ±0,95 26,18 ±0,95
Разница,% 2,36 6,69 8,89 5,79 20,47 15,58
1 крит. Стьюдента 3,23 8,81 6,92 2,23 4,38 3,41
1 табл. (2,92) <0,01 (4,02) <0,001 (4,02) <0,001 (2,12) <0,05 (4,02) <0,001 (2,92) <0,01
у 30% на втором этапе, в конце исследования у всех испытуемых ярко выражено преобладание парасимпатических влияний. На парасимпатикотонию указывает уровень ВИ от-16 до-30 у 66% испытуемых на первом этапе, 72% — на втором и 82% в конце исследования [16] свидетельствуют показатели у 12% испытуемых в начале исследования и 18% в конце.
Изменения ВИ (табл. 3) достоверны как через 6 месяцев регулярных занятий от начала эксперимента на 5,79% от 22,1±1,19 до 20,82 ±1,22 (1=2,23; р<0,05) и через 12 месяцев на 20,47% от 20,82 ±1,22 до 26,18 ±0,95 (1 = 4,38; р<0,001), так и по окончании восемнадцати месяцев эксперимента на 15,58%, от 22,1 ±1,19 до 26,18 ±0,95 (1 = 3,41; р<0,01), они свидетельствуют о растущем преобладании парасимпатических реакций над симпатическими. Деятельность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы направлена на текущую регуляцию функционального состояния, на поддержание постоянства внутренней среды — гомеостаза. Парасимпатический отдел обеспечивает восстановление различных физиологических показателей, резко изменённых после напряжённой мышечной работы, пополнение израсходованных энергоресурсов. Медиатор парасимпатической системы — ацетилхо-лин, снижая чувствительность адренорецепторов к действию адреналина и норадреналина, оказывает определённое антистрессорное влияние [18, с. 36].
В нашем исследовании влияние физических упражнений на людей зрелого возраста с (физиологических позиций) свидетельствует о том, что под влиянием умеренных регулярных физических нагрузок совершенствуются механизмы регуляции различных органов и систем, а функции организма носят более экономный характер. Последнее проявляется в снижении ЧСС и уровня АД, увеличении диастолы миокарда [18, с. 476]. Результаты нашего исследования подтверждаются именно такими изменениями данных показателей.
Библиографический список
1. Смолевский, В. М. Гимнастика и методика преподавания /
В. М. Смолевский ; под общ. ред. В. М. Смолевского. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 336 с.
2. Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П. К. Анохин. - М. : Наука, 1980. - 198 с.
3. Азарян, Р. Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня : учеб. пособие / Р. Н. Азарян. -М. : ВОС, 1987. 115 с.
4. Байкина, Н. Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих : учеб. издание / Н. Г. Байкина, Б. В. Сермеев. -Советский спорт, 1991. - 64 с.
5. Горская, И. Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / И. Ю. Горская. - Омск, 2001. - 48 с.
6. Денисова, М. А. Физическое воспитание : коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога / М. А. Денисова. - СПб., 1995. - С. 93-111.
7. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена (28-30 октября 1996 г., СПб.) / ред. Е. М. Папина. - М. : Логос, 1997. - 115 с.
8. Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : справ.-мед. пособие для учителя / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин - М. : Просвещение, 1990. - 223 с.
9. Мухина, А. В. Особенности рекреационных занятий с отягощениями со школьниками-инвалидами по зрению : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Мухина. - СПб., 2000. - 24 с.
10. Петрова, Е. В. Пространственная ориентация незрячих детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Петрова. - СПб.,
2000. - 24 с.
11. Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.
12. Гавердовский, Ю. К. Спортивная гимнастика : учеб. для вузов / Ю. К. Гавердовский ; под ред. Ю. К. Гавердовского,
B. М. Смолевского. - М., 1999. - 442 с.
13. Журавин, М. Л. Гимнастика / М. Л. Журавин ; под редакцией М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. - М. : Академия,
2001. - 448 с.
14. Леонтьева, Л. А. Развитие суставно-мышечного чувства слабовидящих младших школьников на занятиях корригирующей гимнастики / Л. А. Леонтьева // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена -М., 1997. - С. 73-75.
15. Петров, П. К. Методика преподавания гимнастики в школе : учеб. для студентов вузов / П. К. Петров. - М. : ВЛА-ДОС, 2000. - 448 с.
16. Попова, Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике / Е. Г. Попова. - М. : Тера-Спорт, 2000. - 72 с.
17. Макарова, Г. А. Спортивная медицина : учеб. / Г. А. Макарова. - М. : Советский спорт, 2004. - 480 с.
18. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учеб. для вузов физ. культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Терра-Спорт, 2001. - 520 с.
19. Физическая реабилитация : учеб. для студентов вузов, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / ред.
C. Н. Попова. - 5-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 602 с.
ГАРАЕВА Римма Валерьевна, соискатель кафедры теории и методики физического воспитания и борьбы Набережночелнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма; старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и спорта Горно-Алтайского государственного университета. Адрес для переписки: 423807, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. им. Е.Н. Батенчука, 21.
Статья поступила в редакцию 26.01.2012 г.
© Р. В. Гараева
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ