Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка / нетрадиционные формы обучения / профессия / педагогическая ценность / сестринское дело / колледж / медицинская сестра / training / non-traditional forms of education / profession / pedagogical value / nursing / college / nurse

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.Р. Рамазанова, И.С. Минбулатова

В статье изучен опыт проведения учебно-воспитательного мероприятия для аккумулирования навыков безопасности жизнедеятельности и знаний в рамках профиля подготовки обучающихся, а именно – медицинских сестер. Определена важность проведения подобных мероприятий и взаимодействие с внешними организациями, имеющими определенные ресурсы. Также уточнена взаимосвязь между знаниями и навыками в рамках безопасности жизнедеятельности и профильными дисциплинами медицинского колледжа. Предложен механизм реализации учебно-воспитательной деятельности в образовательной организации посредством мероприятий нетрадиционных форм на примере взаимодействия педагога безопасности жизнедеятельности, городской библиотеки и обучающимися в рамках профиля «Сестринское дело». Приведен пример проведения мероприятия, которое объединяет предпосылки экологической обстановки и здорового образа жизни, а также особенности полученных пациентами впоследствии данных обстоятельств нефрологических заболеваний и ухода за ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — З.Р. Рамазанова, И.С. Минбулатова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF MODERN NON-TRADITIONAL FORMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

The article examines the experience of conducting an educational event to accumulate life safety skills and knowledge within the training profile of students, namely nurses. The importance of holding such events and interaction with external organizations with certain resources is determined. The relationship between knowledge and skills in the framework of life safety and specialized disciplines of the medical college has been clarified. A mechanism for the implementation of educational activities in an educational organization through non-traditional forms of activities is proposed on the example of interaction between a life safety teacher, a city library and students in the framework of the profile “Nursing”. An example of an event is given that combines the prerequisites of an ecological situation and a healthy lifestyle, as well as the features of circumstances of nephrological diseases and care received by patients subsequently.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

зовательный процесс и снизить количество времени, которое будущий бакалавр может затрачивать в ущерб содержательной части обучения.

Стоит отметить, что алгоритмическая структура непосредственно лабораторного занятия совпадает с принципом алгоритмического типа мышления по структуре критериев осмысления информации, выстраивания степени важности ее элементов, выявления проблемных аспектов педагогической задачи, формирования порядка обоснованных действий. Таким образом, проведение лабораторного занятия в педагогических целях ускоряет формирование искомого типа мышления и закрепляет соответствующие личностные качества среди студентов, проходящих обучение по программе бакалавриата. В частности, проведение лабораторных занятий позволяет совершенствовать профессионально-коммуникативную, предметную, рефлексивную, управленческую и креативную компетенции студента для предполагаемой будущей профессиональной деятельности.

В рамках профессионально-коммуникативной компетенции исследуемый метод обучения содержит в себе элементы понимания структуры и характера решения поставленных вопросов в задании, которое сформировал педагог университета [8, с. 121]. Предметная компетенция, а именно - решение практических вопросов на лабораторном занятии достигается за счет теоретической базы знаний и глубины их содержания. Рефлексивная компетенция достигается студентом за счет практического применения ранее полученных теоретических знаний. В свою очередь, управленческая компетенция предполагает умение принимать корректные решения при использовании тех или иных теоретических знаний и готовности прогнозировать собственный практический результат И, наконец, креативная компетенция достигается за счет умения комбинировать знания, полученные из различных источников между собой, а также использовать очевидные и неочевидные возможности учебного инструментария для решения, в том числе нестандартных задач.

Лабораторные занятия по своей структуре приближены к условиям, которые предполагаются в будущей профессиональной деятельности. Они нацелены на всестороннее осмысление теоретического аспекта и детализацию проблемных аспектов, которые по тем или иным причинам затрудняют процесс освоения студентом теоретического материала в рамках профиля. Следует отметить, что отличительная особенность лабораторных занятий от письменных контрольных

Библиографический список

работ состоит в возможности погружения в практические аспекты предполагаемой профессиональной деятельности. Кроме того, лабораторные занятия позволяют определить, в какой степени педагогом университета достигаются соответствующие компетенции.

Таким образом, совокупность компетенций, закрепление которых обеспечивается решением практических вопросов в рамках лабораторных занятий, образует систему формирования алгоритмических способностей как в интеллектуальном аспекте, так и техническом. Студенты, обучающиеся по программе бакалавриата, по итогам решения практических вопросов на лабораторном занятии также развивают в себе необходимые дополнительные личностные качества, позволяющие обладать полнотой информации, пониманием ее назначения и готовностью использовать идентичный принцип достижения поставленной цели для решения различных по типу и сложности задач. Сформированный тип мышления посредством понимания механизмов и способов выполнения задания на лабораторном занятии предоставляет студенту дополнительные преимущества при осуществлении будущей профессиональной деятельности. В частности, такой студент может использовать системный подход и структурировать логически корректную профессиональную траекторию.

Таким образом, можно сделать выводы, что решение практических вопросов в рамках лабораторных занятий формирует алгоритмический тип мышления среди студентов, обучающихся по программе бакалавров. Перед университетом стоит задача качественного привития необходимых умений технического характера для соответствующего овладения теоретическими знаниями с целью их дальнейшего практического применения как в учебном процессе, так и в будущей профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что один из ведущих аспектов формирования обозначенного типа мышления среди студентов с учетом образовательных ожиданий напрямую зависит от имеющихся у него интеллектуальных возможностей. Формирование алгоритмических процессов будущих бакалавров и их развитие предполагает соответствующее построение содержательной части обучения в университете. При этом необходимо учитывать, что способ развития рассматриваемого типа мышления должен совпадать с искомыми компетенциями, которые представляют особую важность для осуществления студентом будущей профессиональной деятельности в рамках избранного профиля профессиональной подготовки.

1. Тельтевская Н.В. Системный подход к оценке качества профессиональной подготовки студентов. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Aкмe-ология образования. Психология развития. 2008; № 1-2: 78-83.

2. Корнилов В.С. Роль учебных курсов информатики в обучении студентов вузов численным методам. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011; № 3: 24-27.

3. Прокопова Н.С. Содержание обучения информатике студентов педагогических вузов в условиях информационной образовательной среды. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011; № 4: 11-14.

4. Ершова С.Г, Пунько Д.И. Основы алгоритмизации. Минск: БДПУ 1997.

5. Звонкин AX, Кулаков A.r Алгоритмика. Москва: Дрофа, 1997.

6. Копаев О.В. Алгоритм как модель алгоритмического процесса. Киев: НПУ им. М.П. Драгоманова, 2003.

7. Матюшенко ВД Филон ВА Информационная система автоматизации подготовки документов учебного процесса. Системный анализ и прикладная информатика. 2016; № 2: 66-71.

8. Ванина М.Ф. Информатизация процессов управления качеством работы вуза. Век качества. 2016; № 3: 120-149.

References

1. Tel'tevskaya N.V. Sistemnyj podhod k ocenke kachestva professional'noj podgotovki studentov. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2008; № 1-2: 78-83.

2. Kornilov V.S. Rol' uchebnyh kursov informatiki v obuchenii studentov vuzov chislennym metodam. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2011; № 3: 24-27.

3. Prokopova N.S. Soderzhanie obucheniya informatike studentov pedagogicheskih vuzov v usloviyah informacionnoj obrazovatel'noj sredy. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2011; № 4: 11-14.

4. Ershova S.G., Pun'ko D.I. Osnovy algoritmizacii. Minsk: BDPU, 1997.

5. Zvonkin A.K., Kulakov A.G. Algoritmika. Moskva: Drofa, 1997.

6. Kopaev O.V. Algoritm kak model' algoritmicheskogo processa. Kiev: NPU im. M.P. Dragomanova, 2003.

7. Matyushenko V.A, Filon V.A. Informacionnaya sistema avtomatizacii podgotovki dokumentov uchebnogo processa. Sistemnyj analiz iprikladnaya informatika. 2016; № 2: 66-71.

8. Vanina M.F. Informatizaciya processov upravleniya kachestvom raboty vuza. Vekkachestva. 2016; № 3: 120-149.

Статья поступила в редакцию 31.05.23

УДК 378

Ramazanova Z.R., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: zulfiraram@mail.ru

Minbulatova I.S., Cand. of Sciences (Biology), senior teacher, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: minbulatova.iza@mail.ru

THE POTENTIAL OF MODERN NON-TRADITIONAL FORMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS. The article examines the experience of conducting an educational event to accumulate life safety skills and knowledge within the training profile of students, namely nurses. The importance of holding such events and interaction with external organizations with certain resources is determined. The relationship between knowledge and skills in the framework of life safety and specialized disciplines of the medical college has been clarified. A mechanism for the implementation of educational activities in an educational organization through non-traditional forms of activities is proposed on the example of interaction between a life safety teacher, a city library and students in the framework of the profile "Nursing". An example of an event is given that combines the prerequisites of an ecological situation and a healthy lifestyle, as well as the features of circumstances of nephrological diseases and care received by patients subsequently.

Key words: training, non-traditional forms of education, profession, pedagogical value, nursing, college, nurse

З.Р. Рамазанова, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: zulfiraram@mail.ru

И.С. Минбулатова, канд. биол. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.

E-mail: minbulatova.iza@mail.ru

ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье изучен опыт проведения учебно-воспитательного мероприятия для аккумулирования навыков безопасности жизнедеятельности и знаний в рамках профиля подготовки обучающихся, а именно - медицинских сестер. Определена важность проведения подобных мероприятий и взаимодействие с внешними организациями, имеющими определенные ресурсы. Также уточнена взаимосвязь между знаниями и навыками в рамках безопасности жизнедеятельности и профильными дисциплинами медицинского колледжа. Предложен механизм реализации учебно-воспитательной деятельности в образовательной организации посредством мероприятий нетрадиционных форм на примере взаимодействия педагога безопасности жизнедеятельности, городской библиотеки и обучающимися в рамках профиля «Сестринское дело». Приведен пример проведения мероприятия, которое объединяет предпосылки экологической обстановки и здорового образа жизни, а также особенности полученных пациентами впоследствии данных обстоятельств нефрологических заболеваний и ухода за ними.

Ключевые слова: подготовка, нетрадиционные формы обучения, профессия, педагогическая ценность, сестринское дело, колледж, медицинская сестра

Актуальность настоящего исследования вызвана тем, что социальные проблемы, которые происходят в современном обществе, обусловливают необходимость непрерывного совершенствования образовательной системы и построения единой информационной платформы, которая аккумулировала бы знания безопасности жизнедеятельности и профильных дисциплин медицинского характера. В то же время развитие системы образования и применение современных нетрадиционных форм организации учебно-воспитательной ее деятельности следует рассматривать как одно из обязательных условий личностного развития студентов среднего профессионального образования как в интеллектуальном аспекте, так и нравственном, и творческом. Именно развитие является важнейшей стороной педагогического процесса [1-8].

Выявление аспектов организации нетрадиционных форм учебно-воспитательной деятельности в рамках объединения информационной составляющей ряда учебных дисциплин целью данного исследования.

Для достижений поставленной цели следует выполнить следующие задачи:

1) выявить взаимосвязь между безопасностью жизнедеятельности и профильными дисциплинами медицинского характера;

2) определить возможность проведения нетрадиционных форм мероприятий, которые могут аккумулировать различные аспекты знаний обучающихся медицинского колледжа;

3) изучить механизм построения сотрудничества между учебным заведением и сторонними организациями для результативного освоения обучающимися информации в отношении безопасности жизнедеятельности, лечения и ухода за пациентами;

4) выявить итоговые аспекты проведения указанных форм мероприятий на примере обучающихся медицинского колледжа.

В рамках настоящего исследования были изучены теоретико-методологические аспекты организации мероприятий дополнительного образовательного характера, а также использованы результаты апробации исследуемой темы на примере деятельности медицинского колледжа.

Научная новизна исследования состоит в объединении ряда дисциплин медицинского профиля для построения обучающимися единого восприятия причинно-следственной связи между безопасностью жизнедеятельности и непосредственным лечением пациента, страдающим нефрологическим заболеванием.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нетрадиционные формы обучения как процесс учитывают применение групповых и коллективных форм совместной деятельности; развитие навыков и умений индивидуальной деятельности; рост мотивации к учебному процессу; активизацию деятельности; осуществление таких целей обучения, как образовательная, практическая, развивающая и воспитательная; формирование новых отношений между педагогом и обучающимся; безусловно, формирование навыков делового взаимодействия и общения.

Практическая значимость исследования представлена через практическое применение современных нетрадиционных форм организации учебно-воспитательной деятельности в личностном развитии обучающихся медицинского колледжа ФГБОУ ВО «ДГМУ».

Труды многих известных педагогов посвящены изучению проблемы преимущественно педагогических форм и методов обучения, среди которых можно выделить В.П. Беспалько, М.Н. Скаткина и ГИ. Щукина. Необходимо заметить, что педагог С.А. Марвин особое внимание уделял педагогическим технологиям, а М.Н. Скаткин рассматривал деятельностный подход в процессе обучения.

Ученый-педагог Н.В. Короткова в своих исследованиях предложила классификацию методов и форм, нетрадиционных учебно-воспитательных мероприятий в процессе обучения на основе дискуссионной игровой и исследовательской деятельности. В свою очередь, классификация форм на основе исследователь-

ской деятельности включает в себя проблемно-лабораторные занятия; практические занятия; исследовательские уроки. Формы на основе дискуссионной деятельности классифицируются следующим образом: проблемно-практические дискуссии; структурные дискуссии; семинары. Формы на основе игровой деятельности включают в себя игры-обсуждения; игры-реконструкции; игры-соревнования [5, с. 115].

Нетрадиционные формы обучения позволяют создавать заинтересованное взаимное сотрудничество педагога и обучающегося, помогающее проявить им свои способности, развить интеллектуальный, нравственный и творческий аспекты [3, с. 36].

Наиболее эффективными при привитии знаний и навыков по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» являются такие формы нетрадиционной организации обучения, как лекция-визуализация; лекция-диалог; практическое занятие с использованием современных технологий (кинофильмы, презентации и др.); деловая игра и др. [1, с. 21] Более предметно рассмотрим некоторые из них.

Практическое занятие с использованием современных технологий (кинофильмы, презентации и др.) - процесс подготовки студентами материалов для публичного представления в формате визуального доклада с использованием современных технологий и средств, к примеру, проектора для показа кинофильмов.

Сущность учебно-воспитательных мероприятий состоит в том, чтобы связать теоретический аспект с предполагаемой практикой. Обучающимся необходимо понимать, что теоретическая база, с которой они сталкиваются на лекционных занятиях, была сформирована не только в результате лабораторных исследований, но и по причине возникновения событий драматического характера. Именно поэтому для обучающихся образовательных организаций медицинской направленности важно понимать, что их работа будет связана с жизнью человека [7, с. 104].

В советский период времени образовательные организации, которые ежегодно готовили медицинских сестер, широко практиковали принципы посвящения в профессию путем стажировки непосредственно в реанимационном отделении и в операционном блоке [6, с. 229]. После прохождения подобной практики многие будущие медицинские сестры существенно меняли свое отношение к профессии: начинали в значительной степени ощущать ответственность перед жизнью пациента и осознавали необходимость в углубленном познании функционирования организма человека.

Учитывая аспекты психоэмоционального восприятия обучающихся в силу их возраста, перед прохождением практики в медицинских организациях необходимо проведение мероприятий учебно-воспитательного характера, которые за счет углубленных знаний способны сократить уровень стресса в процессе будущего получения практических навыков в медицинских организациях. Указанные педагогические инициативы возможно внедрять при активном участии педагога безопасности жизнедеятельности, который в процессе занятий рассказывает и показывает степень отрицательного влияния неблагоприятной окружающей среды или неосторожного отношения человека к себе на здоровье и его последствия. До сих пор существует условное разделение между занятиями безопасности жизнедеятельности, на которых обучающиеся медицинских специальностей узнают о предпосылках заболеваний, и профильными дисциплинами, посвященными изучению данных заболеваний и порядку ухода за подобными пациентами. Между тем знание причин и предпосылок, которые рассматриваются в рамках безопасности жизнедеятельности, служит интерактивности восприятия всех явлений в мире как единого целого. В этом случае обучающиеся начинают осознавать, что многих осложнений в состоянии здоровья у пациента могло не возникнуть, если бы он акцентировал свои приоритеты в пользу здорового образа жизни или грамотного отношения к аспектам экологии [7, с. 108].

Для этого предлагается установление сотрудничества между учебным заведением медицинской направленности и близлежащей городской библиотекой, которая обладает существенным книжным фондом. Ресурсы городской библиотеки полезны в следующих аспектах: книжный фонд предполагает уникальное собрание отраслевых источников; наличие актового зала и конференц-зала; бесплатный доступ посредством сети Интернет к библиотекам федерального значения, в том числе Российской государственной библиотеке (РГБ), а также к содержанию книжных изданий крупных книжных магазинов и архивным учреждениям, хранящим отраслевые периодические издания [8, с. 12].

Педагог безопасности жизнедеятельности совместно с сотрудником соответствующего отдела городской библиотеки разрабатывает структуру предполагаемого мероприятия медицинской направленности, а именно - принимает решение о формах проведения структурных составляющих мероприятия, его продолжительности, сроках проведения, месте проведения и технических характеристиках, которые необходимы для усиления визуальной части запланированного мероприятия.

Впоследствии педагог безопасности жизнедеятельности самостоятельно разрабатывает темы для последующей работы с непосредственно обучающимися образовательной организации медицинской направленности. Педагог также уведомляет обучающихся о сроках подготовки к мероприятию, технических возможностях и ориентирует в общих аспектах на результативный поиск соответствующих источников информации. После консультации с педагогом безопасности жизнедеятельности обучающиеся обращаются к упомянутому сотруднику городской библиотеки для аккумулирования усилий в рамках поиска и систематизации информации углубленного характера. При помощи таких библиографических ресурсов, как картотека и поисковые запросы в системе РГБ, профильные книжные магазины и архивы, обучающиеся принимают решение об использовании тех или иных источников для их последующей визуализации на мероприятии. Следует отметить, что роль сотрудника городской библиотеки в рамках указанной подготовки достаточно высока, так как он не только находит искомые книжные издания и другие источники, но и ориентирует обучающихся в отношении использования ключевой информации, ее обработки и сопоставления с аналогичной информацией в других источниках. Таким образом, сотрудник городской библиотеки также участвует в педагогической деятельности и прививает навыки работы с книжными изданиями профессионального характера [8, с. 16].

Получив и обобщив всю имеющуюся информацию из различных источников, ответственные обучающиеся разрабатывают формы ее визуализации. В частности, информация может быть визуализирована при помощи короткометражного фильма без применения сложных технических инструментов; создания презентаций с помощью различных программных продуктов; театрализованной постановки, посвященной определенной идеи или обстоятельству медицинского характера; создания визуальной зарисовки посредством стеклянной поверхности, использования проектора или конструкции для демонстрации слайдов.

Таким образом, обучающиеся самостоятельно принимают решения о той информации, которая необходима для широкого распространения и которая подлежит наглядной визуализации. При этом объем знаний, полученный ими в процессе взаимодействия с сотрудником городской библиотеки, в значительной степени превосходит того объема информации, которая определена для визуализации на предполагаемом мероприятии. Уникальность проведения подобного мероприятия состоит в привлечении в качестве зрителей обучающихся последующих курсов обучения, которые одновременно фиксируют принципы визуализации ключевой информации и осваивают знания углубленного характера, к примеру оказание первой медицинской помощи, уход за пациентом в послеоперационный период, определение по симптоматике степени опасности и угрозы для жизни пациента и др.

Обозначенное мероприятие адаптировано в рамках программы основ безопасности жизнедеятельности и учитывает профиль образовательной организации. Учебно-воспитательное мероприятие организовано в соответствии со спецификой подготовки обучающихся в рамках соответствующей специальности «Сестринское дело» медицинского колледжа ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (медицинского колледжа ФГБОУ ВО ДГМУ Минздрава России). Студенты упомянутого колледжа, а именно - 20 человек, приняли участие в проведении мероприятия учебно-воспитательной направленности, посвященное

Библиографический список

уходу за пациентами, страдающими нефрологическими заболеваниями. Так, обучающиеся-организаторы подготовили короткометражный фильм, в рамках которого продемонстрировали влияние экологической обстановки, табакокурения и переохлаждения на функцию почек, их взаимосвязь с другими органами и распространенными патологиями, связанными с дисфункцией почек. Кроме того, обучающиеся-организаторы провели обсуждение в отношении специфики некорректного ухода за пациентом и его последствий посредством метода «мозгового штурма». В процессе обсуждения упомянутой проблемы приняли участие студенты разных курсов. Одной из новелл адаптированного мероприятия послужило формирование текстового материала по одной из тем в рамках безопасности жизнедеятельности и нефрологии для лекционного занятия из разрозненных частей исходного текста. Таким образом, студенты, используя знания контекста на основе изученных предыдущих тем в рамках двух дисциплин и применения логического связи, составили цель предполагаемого конспекта. Обозначенное мероприятие проходило в конференц-зале Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система «Центральная городская библиотека» (МУ ЦБС «Центральная городская библиотека») и в целом состояло из трех частей: демонстрация короткометражного фильма, обсуждение методом «мозгового штурма» и разработка конспекта лекций по безопасности жизнедеятельности и нефрологии.

В результате студенты на мероприятии получили углубленные знания в отношении влияния экологии и игнорирования здорового образа жизни на функцию и дисфункцию почек, осознали личную ответственность в случае несвоевременного и неквалифицированного ухода за пациентами, страдающими нефрологи-ческими заболеваниями, и смогли получить ответы на такие важные вопросы, как причины дисфункции почек, взаимосвязь с аспектами безопасности жизнедеятельности, особенности ухода за пациентом, обладающим одной почкой, и специфика приема лекарственных препаратов в зависимости от назначений лечащего врача и внешних условий. Кроме того, мероприятие способствовало трансформации восприятия профессии, которая отличается от демонстрации исключительно положительных моментов в художественных произведениях и фильмах. Некоторые студенты поделились впечатлениями об участии в упомянутом мероприятии в сообществах социальных сетей. В результате стала очевидна важность инициатив нетрадиционных форм организации учебно-воспитательной деятельности, особенно в образовательных организациях медицинского характера. Опыт медицинского колледжа ФГБОУ ВО «ДГМУ» Минздрава России показал, что стандартизированный подход к теоретическим компонентам безопасности жизнедеятельности и профессии медицинской сестры не обеспечивает полноценного понимания всей сложности и ответственности такой деятельности. Учебно-воспитательный аспект существенно дополняет формирование целостной личности медицинской сестры, которая проявляет профессионализм и внимательность к деталям анамнеза пациентов и понимает важность обстоятельств профилактического характера, которые преимущественно изучаются в рамках безопасности жизнедеятельности.

Проведение нетрадиционных форм учебно-воспитательных мероприятий позволяет объединить основополагающие задачи безопасности жизнедеятельности и профиль подготовки учебного заведения в системе СПО. В настоящей работе был рассмотрен опыт адаптации проведения мероприятия в рамках основ безопасности жизнедеятельности для будущих медицинских сестер на примере мероприятия, связанного с нефрологическими заболеваниями. Педагогическая ценность подобных инициатив позволяет аккумулировать усилия педагога безопасности жизнедеятельности и сотрудника библиотеки, обеспечивая, таким образом, специфические задачи учебного заведения, для которого навыки безопасности являются образовательной задачей не только общественного, но и профессионального характера выпускников. Кроме того, объединение безопасности жизнедеятельности и профиля подготовки обучающихся способствует восприятию ими ряда кажущихся, на первый взгляд, различных направлений жизни как единого целого. Трансформация педагогического подхода при освоении обучающимися знаний путем нетрадиционных форм мероприятий обосновывается дополнительными личностными качествами, которые обретают обозначенные обучающиеся. Таким образом, педагогам безопасности жизнедеятельности следует учитывать нетрадиционные способы подачи информации как возможность донесения до обучающихся углубленных, но в то же время ключевых познаний.

1. Ахкиямова ГР Особенности преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках реализации ФГОС. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 64-3: 20-23.

2. Гидулян Н.Ф. Подготовка населения по вопросам гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях. Технологии гражданской безопасности. 2006; № 2: 78-80.

3. Зуев А.М. Наиболее Актуальные проблемы преподавания предмета ОБЖ в свете требований ФГОС. Вестник НГПУ. 2014; № 5 (21): 35-41.

4. Нефедова Е.П. Об оценке учебной нагрузки студентов младших курсов медицинского. ВНМТ. 2008; № 3: 143-145.

5. Синкина Е.А. Роль гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин в рамках внедрения ФГОС и повышения качества подготовки специалистов. ОГБОУ«Томский базовый медицинский колледж». 2012; № 1: 115-117.

6. Тимофеева О.А. Мониторинг социализации учащихся медицинского колледжа. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013; № 4: 227-236.

7. Трофимова Э.В. Стратегии профессионализации студентов медицинского колледжа. Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. 2016; № 1 (21): 103-109.

8. Чернякова Ю.Ф. Оптимизация управления централизованных библиотечных систем: специальность 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва: Московский университет культуры, 1997.

References

1. Ahkiyamova G.R. Osobennosti prepodavaniya uchebnogo predmeta «Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti» v ramkah realizacii FGOS. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 64-3: 20-23.

2. Gidulyan N.F. Podgotovka naseleniya po voprosam grazhdanskoj oborony i zaschity v chrezvychajnyh situaciyah. Tehnologii grazhdanskoj bezopasnosti. 2006; № 2: 78-80.

3. Zuev A.M. Naibolee Aktual'nye problemy prepodavaniya predmeta OBZh v svete trebovanij FGOS. VestnikNGPU. 2014; № 5 (21): 35-41.

4. Nefedova E.P. Ob ocenke uchebnoj nagruzki studentov mladshih kursov medicinskogo. VNMT. 2008; № 3: 143-145.

5. Sinkina E.A. Rol' gumanitarnyh i obscheprofessional'nyh disciplin v ramkah vnedreniya FGOS i povysheniya kachestva podgotovki specialistov. OGBOU "Tomskij bazovyj medicinskij kolledzh". 2012; № 1: 115-117.

6. Timofeeva O.A. Monitoring socializacii uchaschihsya medicinskogo kolledzha. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2013; № 4: 227-236.

7. Trofimova 'E.V. Strategii professionalizacii studentov medicinskogo kolledzha. Vestnik medicinskogo instituta «Reaviz»: reabilitaciya, vrach i zdorov'e. 2016; № 1 (21): 103-109.

8. Chernyakova Yu.F. Optimizaciya upravleniya centralizovannyh bibliotechnyh sistem: special'nost'05.25.03 Bibliotekovedenie, bibliografovedenie iknigovedenie. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: Moskovskij universitet kul'tury, 1997.

Статья поступила в редакцию 28.05.23

УДК 378.1

Romanenko N.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: rimn4@yandex.ru

EDUCATIONAL DESIGN AND EDUCATIONAL DESIGNER: ANALYSIS AND REFLECTION. The article presents the genesis of pedagogical design technology in foreign works and Russian studies; the author's constructions of means of pedagogical design are presented, the essence of the concept of "pedagogical designer" is defined. The novelty of the research lies in the fact that an expanded understanding of the technology of pedagogical design is given, the function of a teacher-designer is clarified as a practitioner capable of such synergy and combining innovative electronic/non-electronic technologies and tools that optimize the learning process as much as possible. The author concludes that this article gives an expanded understanding of the technology of pedagogical design, clarifies the function of the teacher-designer as a practitioner capable of such synergy and a combination of innovative electronic/non-electronic technologies and tools that optimize the learning process as much as possible. The result of the work of a pedagogical designer (a teacher with the technology of pedagogical design) should be the optimization of the educational process, carried out in specially created comfortable conditions.

Key words: education, digitalization, technology, pedagogical design, teacher-designer, synergy, combination

Н.М. Романенко, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва, E-mail: rimn4@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР: РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙ

В статье представлен генезис технологии педагогического дизайна в зарубежных работах и российских исследованиях; представлены авторские конструкции средств педагогического дизайна, определена суть понятия «педагогический дизайнер». Новизна исследования в том, что дано расширенное понимание технологии педагогического дизайна, уточнена функция педагога-дизайнера как практика, способного к такой синергии и комбинированию инновационных электронных/неэлектронных технологий и средств, которые максимально оптимизируют процесс обучения. Автор делает выводы о том, что в данной статье дано расширенное понимание технологии педагогического дизайна, уточнена функция педагога-дизайнера как практика, способного к такой синергии и комбинированию инновационных электронных/неэлектронных технологий и средств, которые максимально оптимизируют процесс обучения. Результатом работы педагогического дизайнера (педагога, обладающего технологией педагогического дизайна) должна стать оптимизация учебного процесса, осуществляемого в специально созданных комфортных условиях.

Ключевые слова: обучение, цифровизация, технология, педагогический дизайн, педагог-дизайнер, синергия, комбинирование

Возникнув в нулевых годах в дискурсе российских ученых, споры вокруг понятия «педагогический дизайн» не прекращаются по сей день, выдвигаются все новые и новые версии относительно сути, содержания, структуры термина. Однако общая тенденция вокруг природы понятия «педагогический дизайн» и его производных в работах российских ученых имеет относительный консенсус, не вызывая особых разногласий между исследователями, коррелируя с дефинициями в рассуждениях зарубежных ученых, где педагогический дизайн определяется в большинстве исследовательских выводов как «учебная/педагогическая технология». Здесь сложно не согласиться с мнением Дэниэла Сарвитца, который пишет, что «научный консенсус вредит науке... он создает общее ожидание непогрешимости, которое, в случае опровержения теории, может подорвать доверие людей к науке» [1, с. 60], соглашаясь с тем, что «в науке консенсус неуместен» [2, с. 78-80]. В этой связи появление еще одного исследования, имеющего свой взгляд на понимание технологии «педагогический дизайн», может послужить большему пониманию широко цитируемого явления.

Цель данной статьи состоит в изучении понятий «педагогический дизайн» и «педагогический дизайнер».

Основные задачи статьи видятся в следующем: изучить педагогический дизайн и уточнить функции педагога-дизайнера.

Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.

Научная новизна статьи состоит в том, что дано расширенное понимание технологии педагогического дизайна, уточнена функция педагога-дизайнера как практика, способного к такой синергии и комбинированию инновационных электронных/неэлектронных технологий и средств, которые максимально оптимизируют процесс обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теоретическая значимость статьи состоит в изучении технологии педагогического дизайна, уточнении функций педагога-дизайнера как практика.

Практическая значимость состоит в уточнении функций педагога-дизайнера как практика, способного к такой синергии и комбинированию инновационных электронных/неэлектронных технологий и средств, которые оптимизирующих процесс обучения.

Технология педагогического дизайна уходит своими корнями в США в начало ХХ века (1910-1960), в развитие аудиовизуального движения в (педагогических) технологиях, когда первые учебные фильмы как дидактические технологии доказали свою эффективность в обучении [3, с. 101]. В 1970 году появляется работа «Commission on Educational Technology in America» («Комиссия по учебной технологии в Америке»), выводом которой стал тезис, что «образовательные технологии делают процесс обучения более эффективным». Затем в 1977 году появляется работа «Educational technologies as a theory and practice of creation, development, use, management and evaluation of processes and resources in education» (Seels & Richey). В 1994 году - «Insrtuctional Techonology: The definitions and domains of the field» («Учебная технология: определения и предметные области»).

И, наконец, в 2012 году сформировалось понятие данной технологии, которая предполагала внедрение, оценку и менеджмент образовательными и необразовательными процессами и ресурсами, нацеленными на повышение качества образования [3].

Оттолкнувшись от зарубежных исследований, идею педагогического дизайна стали продвигать российские ученые, определяя ее как «специально организованный процесс создания, введения и отметки учебного инструментария, куда вошли онлайн-курсы, дидактические новшества, деловые и имитационные игры и т. д. [4, с. 25-32] как «систематическое использование знаний в приложе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.