Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ КОНТАМИНАЦИИ ПИЩЕВЫХ ОБЪЕКТОВ НА УРОКАХ ОБЖ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ СРЕДЫ'

ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ КОНТАМИНАЦИИ ПИЩЕВЫХ ОБЪЕКТОВ НА УРОКАХ ОБЖ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПИЩЕВОЙ СРЕДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Эвелина Энверовна

В статье рассматривается необходимость ознакомления учащихся общеобразовательных организаций с вопросами безопасности пищевой среды. Рекомендуется изучение данной темы осуществлять в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Высказано предположение, что наиболее эффективной педагогической технологией, обеспечивающей качественное усвоение данного материала, является визуализация. Рассмотрены основные виды технологий визуализации и возможности их применения. Предложена модель дидактических возможностей использования технологий визуализации на уроках основ безопасности жизнедеятельности при изучении вопросов безопасности пищевой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибрагимова Эвелина Энверовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF VISUALIZATION OF FOOD OBJECTS CONTAMINATION AT THE LESSONS OF THE FOUNDATIONS OF LIFE SAFETY WHEN STUDYING FOOD SAFETY

The article discusses the need to familiarize students of educational institutions with the issues of food safety. It is recommended to study this topic within the framework of the school course “Fundamentals of Life Safety”. It has been suggested that the most effective pedagogical technology that ensures the qualitative assimilation of this material is visualization. The main types of visualization technologies and the possibilities of their application are considered. A model of didactic possibilities of using visualization technologies in the lessons of the basics of life safety in the study of food safety issues is proposed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ КОНТАМИНАЦИИ ПИЩЕВЫХ ОБЪЕКТОВ НА УРОКАХ ОБЖ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ СРЕДЫ»

Литература:

1. Аббасова, Л.И. Сущность управления повышением квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации / Л.И. Аббасова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. -С. 4-6.

2. Зеер, Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Профессиональное становление современного педагога // Инновации в практике образования. - Екатеринбург: Изд-во РИО УрГПУ. - № 4. - 2013. - С. 258-263.

3. Пупышева, Е.Л. Профессиональная компетентность будущего учителя как общие условие формирования профессионально значимых личностных качеств / Е.Л. Пупышева // Наука и школа. - № 6. - 2003. - С. 5-8.

4. Фугелова, Т.А. Условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога в образовательном пространстве вуза / Т.А. Фугелова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58-2. - С. 262-266.

5. Шатунова, О.В. Формирование социально-профессиональной мобильности будущих учителей / О.В. Шатунова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - №1 (21). - С. 140-143.

Педагогика

УДК 378.172

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности Ибрагимова Эвелина Энверовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ КОНТАМИНАЦИИ ПИЩЕВЫХ ОБЪЕКТОВ НА УРОКАХ ОБЖ ПРИ

ИЗУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость ознакомления учащихся общеобразовательных организаций с вопросами безопасности пищевой среды. Рекомендуется изучение данной темы осуществлять в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Высказано предположение, что наиболее эффективной педагогической технологией, обеспечивающей качественное усвоение данного материала, является визуализация. Рассмотрены основные виды технологий визуализации и возможности их применения. Предложена модель дидактических возможностей использования технологий визуализации на уроках основ безопасности жизнедеятельности при изучении вопросов безопасности пищевой среды.

Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, технологии визуализации, безопасность пищевой среды, педагогические технологии.

Annotation. The article discusses the need to familiarize students of educational institutions with the issues of food safety. It is recommended to study this topic within the framework of the school course "Fundamentals of Life Safety". It has been suggested that the most effective pedagogical technology that ensures the qualitative assimilation of this material is visualization. The main types of visualization technologies and the possibilities of their application are considered. A model of didactic possibilities of using visualization technologies in the lessons of the basics of life safety in the study of food safety issues is proposed.

Key words: fundamentals of life safety, visualization technologies, food environment safety, pedagogical technologies.

Введение. На современном этапе развития социума одним из приоритетных направлений являются вопросы обеспечения безопасности населения, так как с каждым десятилетием появляются новые угрозы природного, техногенного и социального происхождения. Именно при таких обстоятельствах более актуальной становится задача воспитания у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности. Для ознакомления учеников с потенциальными угрозами, необходимостью сформировать требуемые знания, умения и навыки, научить их адекватно и грамотно действовать в случае возникновения экстремальных ситуаций в военных и мирных условиях, в общеобразовательных организациях ввели курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Основной целью которого явилось формирование и широкая пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних причин.

Как правило, под безопасной жизнедеятельностью понимают создание условий для комфортного проживания и жизнедеятельности людей, путем минимизации рисков техногенного, природного, биолого-социального характера, при этом уделяется незначительное внимание вопросам пищевой безопасности, имеющей важное значение в жизни каждого человека. Под пищевой безопасностью понимается отсутствие примесей, загрязнений (химических, биологических), а также ядовитых продуктов жизнедеятельности патогенных микроорганизмов в продуктах питания, которые могут оказать негативное влияние на здоровье человека или нести угрозу его жизни. Актуальность вопроса безопасности продуктов питания возрастает, поскольку гарантия безопасной пищевой среды является важнейшим фактором, определяющим здоровье человека и его генофонд [1]. Следовательно, вопросы безопасности пищевых продуктов, питания и продовольственной безопасности неразрывно взаимосвязаны. Загрязненная пищевая продукция становится источником многих заболеваний. Согласно статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 40% заболеваний пищевого происхождения приходится на детей до 5 лет, ежегодно смертность от них составляет 125 тыс. детей [2]. Аналогичная проблема имеет место и среди взрослого населения планеты. В частности, в результате использования в пищу продуктов питания, загрязненных контаминантами, каждый год на нашей планете заболевают 600 миллионов человек (почти каждый 11-й житель), смертность от пищевых болезней достигает 420 тыс. человек. Таким образом, идет ощутимая потеря человеческого ресурса, а также наносится существенный экономический урон. Следовательно, одним из путей решения данной проблемы является информирование и просвещение людей по вопросам безопасности пищевой среды. Проведение просветительской работы, направленной на предотвращение тяжелых последствий, связанных с возникновением и развитием опасных пищевых заболеваний, обусловленных контаминацией патогенными микроорганизмами и токсическими соединениями химической природы должно проводиться в рамках реализации образовательного процесса во время обучения в общеобразовательной школе. ВОЗ определила школу как социальный институт, который представляет эффективные, равные и действенные возможности для пропаганды безопасного питания. В период обучения в общеобразовательных учебных заведениях школьники получают основные знания по безопасности пищевой среды на уроках естественнонаучного блока (биология, химия), а также на занятиях по ОБЖ. Это период, когда они находятся на сложном этапе онтогенетического развития, характеризующегося сложными физиологическими преобразованиями, а также формированием образа жизни, включающего и культуру питания. На уроках ОБЖ желательно обучать учеников определять безопасность пищевой среды (БПС) при помощи различных методов (биологических, химических и физических), что является эффективным профилактическим средством по снижению угроз развития пищевых

болезней. Однако следует отметить, что работа по изучению безопасности пищевых продуктов в школе проводится в недостаточном объеме, что не позволяет сформировать у обучающихся полную, логически завершенную картину БПС. Это подтверждается отсутствием данного раздела в рабочей программе по ОБЖ [3]. Имеются отдельные темы («Отравления», «Ядовитые растения и грибы», «Здоровый образ жизни и его составляющие» и т.д.), не позволяющие в полной мере сформировать целостную картину по безопасности пищевых продуктов.

В рамках изучения темы БПС наиболее эффективной педагогической технологией является визуализация. Анализ педагогической литературы показывает низкое количество дидактических материалов по визуализации характеристик пищевых объектов на уроках ОБЖ.

Цель исследования - теоретическое обоснование использования технологии визуализации контаминации пищевых объектов на уроке ОБЖ при изучении безопасности пищевых продуктов.

Изложение основного материала статьи. Развитие познавательной активности обучающихся во время учебного процесса - одна из основных и актуальных задач педагогов, так как максимальное использование их потенциальных возможностей обеспечит наиболее лучшее и эффективное усвоение материала. Одной из наиболее эффективных педагогических технологий, обеспечивающих повышению интереса к обучению, является визуализации учебной информации.

Визуализация - процесс представления информации в виде изображения путем трансформации текстовой информации в более удобный формат для восприятия - визуальный, так как наглядность является основой восприятия и усвоения информации. Реализация принципа наглядности тесно связана с целенаправленным отображением визуальной учебной информации образовательными ресурсами [4], в результате чего в информационном пространстве развивается новый тип культуры, в котором визуализация служит одним из важных принципов коммуникации и репрезентации информации [5], так как существенно уменьшаются временные и другие затраты на охват информации [6]. В процессе визуализации человек мобилизует ресурсы логического, образного, комплексного мышления, а также культурный, эстетический и художественный потенциал [7]. Эти возможности определяются тем, что правым полушарием обрабатывается полученная информация, после взаимодействует с вербальной, способствуя формированию межполушарных связей и в целом «пластичности» мозга, что следует учитывать при выборе методов и способов обучения в образовательном процессе. Активное вовлечение правого полушария в данный процесс обеспечивает осознание внешнего и внутреннего мира, а консолидированная работа обоих полушарий способствует формированию общей смысловой структуры сознания [8]. Последние нейрофизиологические исследования механизмов восприятия мозга позволили установить, что в нем локализовано гораздо больше участков, обеспечивающих обработку визуальных образов, чем любой другой деятельности, включая речь. Доказано, что в процесс обработки визуальных стимулов вовлечено гораздо большее количество нейронов, чем при суммарном восприятии всех других видов сенсорного восприятия. Основным источником подобных изменений в информационном пространстве становится резкая смена информационных приоритетов, заключающаяся в увеличивающемся преобладании визуализации информации, над ее вербальной подачей [9].

Известно, что 80 - 90% информации из окружающего мира человек воспринимает посредством зрительной сенсорной системы, а из всего многообразия сенсорных рецепторов на долю фоторецепторов приходится около 70%, при этом в обработке визуальной информации задействована примерно половина нейронов головного мозга. Доказано, что производительность людей, работающих с визуальной информацией, увеличивается на 17%, а детали визуальной информации люди способны воспроизводить в памяти на 4,5% лучше. Люди способны запоминать 10% услышанной информации, 20% - увиденной, а если в восприятии задействованы и органы слуха, и органы зрения, то эффективность запоминания возрастает до 80%. Следовательно, эффективность выполнения различных заданий будет гораздо выше (на 32%), если инструкция будет иметь изображения. Таким образом, восприятие визуальной информации происходит на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, в то время как вербальная информация воспринимается через слуховую систему только на уровне представления. Установлено [10], что визуализация учебного материала представляет собой сложный психофизический процесс, состоящий из 3-х этапов (рис. 1).

Большие полушария головного мозга

Органы зрения

1

Б нзуа лпза цпяш аннн

Визуализация информации

1 Г

Визуализация данных

Рисунок 1. Уровни визуализации учебной информации

Роль визуализация в учебно-воспитательном процессе очень значима и неоспорима, она становится более эффективной при условии, что применение наглядных средств в процессе обучения не будет ограничиваться простой иллюстрацией основной целью которой становится желание сделать учебный предмет более легким и доступным для усвоения учениками. Важно понимать, что использование данной технологии должно способствовать развитию познавательной деятельности учащихся путем формирования наглядно-образного и абстрактно-логического мышления, являющихся основой когнитивной визуализации.

Среди техник визуализации, применяемых на уроках ОБЖ, чаще всего педагоги используют мультимедиа и ИКТ-технологии. Внедрение указанных технологий значительно повышает интерес учащихся к школьному курсу ОБЖ, что особенно актуально для слабоуспевающих учеников.

Визуализация учебного материала в мультимедийной форме может успешно применяться на всех этапах проведения занятия по ОБЖ. На этапе объяснения нового материала визуализация является зрительной основой, обеспечивающей лучшее его усвоение учащимися. Вербальная информация педагога в сочетании с визуальной информацией, представленной в виде разнообразных графических схем, таблиц, диаграмм (инфографика) могут быть различными, поэтому учитель должен сопровождать графическую информацию пояснениями, например, объяснение темы контаминации пищевых продуктов может сопровождаться графической схемой, представленной ниже (рис. 2).

(Г Контаминанты

и. л

химические

тяжелые металлы (кадмий, свинец, мышьяк, ртуть, олово).

радионуклиды -

радиоактивные изотопы, нитраты и нитриты, нитрозамины, полициклические ароматические углеводороды, хлороорганические и ф ос ф орогр аничес кие соединения (пестициды)

биологические

(антибиотики.

гормоны и стимуляторы, микотоксины).

V

Рисунок 2. Графическая схема «Классификация контаминант»

Эффективным решением дидактических задач этапа объяснения нового материала является использование презентации-лекции, это демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, видео и т.д. Например, в дополнение к теме «Пищевая безопасность» возможен показ ролика о микробиологическом загрязнении продуктов питания и его последствий для здоровья людей.

Для решения дидактических задач этапа закрепления и систематизации знаний учащихся можно использовать презентации с заданиями, в которых при помощи анимации предлагается поэтапное осуществление выполнения заданий и выбор ответов к ним. Например, можно предложить ученикам выполнить задание по определению возбудителей инфекционных заболеваний, на экране представляют различные виды микроорганизмов, задача ученика - выбрать патогенные, посредством анимации дается правильный ответ. Также возможно использование технологии «Облако слов» -это такая форма визуализации, при которой данные представляются в виде набора ключевых слов или словосочетаний [11], уровень и степень значимости которых обозначается либо размером шрифта (чем больше размер шрифта, тем чаще данный термин, понятие или словосочетание применяется в тесте), либо выделенным цветом.

Педагогическая эффективность визуализации содержит в себе решение комплекса педагогических задач, в частности, обеспечивается интенсификация обучения, активизируется учебная и когнитивная способность, формируется и развивается аналитическое мышление, зрительное восприятие образного представления знаний и учебных действий, повышается уровень визуальной грамотности. Следовательно, использование технологии визуализации учебной информации на уроках ОБЖ способствует более успешному достижению основных целей образовательного процесса путем формирования необходимых компетенций, ученики учатся собирать факты, сопоставлять, анализировать и выражать собственное мнение, принимать правильные, аргументированные решения. Технологии визуализации БПС желательно использовать и на практических занятиях, которые имеют тесные междисциплинарные связи с другими школьными дисциплинами, в частности, с биологией и химией (рис. 3).

Рисунок 3. Межпредметные связи школьного курса ОБЖ

Учитель акцентирует внимание учеников на то, что под безопасностью питания понимается отсутствие вредных веществ и примесей в продуктах питания, которые оказывают неблагоприятное влияние на здоровье людей. В этой связи важное значение имеет профилактика кишечных инфекций, токсикоинфекций, бактериальных интоксикаций в рамках которой проводится микробиологический контроль, то есть исследование продуктов на обсемененность патогенными микроорганизмами при помощи оптической техники (световые и цифровые микроскопы).

На уроках ОБЖ ученики учатся определять безопасность пищевой среды с помощью всевозможных методов, приемов и средств. Микрофлора пищевых продуктов является сложной динамической системой, которая связана с внешней средой, что значительно усложняет способы ее исследования, а также трактовку и интерпретацию полученных результатов. Для этих целей на практике используют качественные и количественные микробиологические показатели, то есть показатели отсутствия или наличия микробов определенных видов (дрожжей, мицелиальных грибов, характерных для каждого продукта возбудителей порчи и молочнокислых бактерий) в конкретной массе пищевого продукта. Их используют для характеристики микрофлоры продуктов питания, с целью определения испорченности или оценки их безопасности для здоровья потребителя.

Также рекомендуется использовать и инструментальные методы оценки безопасности продуктов питания, например, прибор «Экотестер», позволяющий быстро, точно, оперативно, с минимальной погрешностью определить содержание химических контаминант (нитратов и нитритов) в продуктах питания (овощах, фруктах и т.д.).

Примером визуализации процесса определения микробиологических показателей безопасности пищевых продуктов может служить практическая работа с применением мультимедиа, интеллект-карты и кроссенса.

Кроссенс - это обычное поле, которое состоит из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Ученики объясняют кроссенс, т.е. составляют рассказ, по ассоциативной цепочке с помощью взаимосвязанных изображений. Девять изображений составлены так, что каждая картинка имеет связь с последующей и предыдущей. В квадраты можно поместить изображения процесса микробиологического исследования, т.е. выделить основные этапы, чтобы ученики могли с помощью кроссенса рассказать о процессе микробиологического исследования безопасности пищевых продуктов [12]. В течении просмотра видео они формируют интеллект-карту, выделяя основные этапы микробиологического исследования, то есть наглядно запоминают их и характеристики микробиологического исследования продуктов питания.

На основании выше изложенного была разработана модель комплексного использования технологий визуализации в курсе ОБЖ с учетом взаимосвязи и последовательности их применения в учебном процессе обучения ОБЖ в общеобразовательной школе на примере темы «Безопасность пищевой среды» (рис. 4).

Рисунок 4. Графическая модель дидактических возможностей применения технологий визуализации на уроках

ОБЖ

Использование микробиологических исследований и инструментальных методов на уроках ОБЖ поможет ученикам приобрести элементарные навыки оценки БПС, а также проводить анализ, систематизацию и интерпретацию полученных результатов. Такой подход обеспечит не только качественное усвоение учебного материала, но также будет способствовать значительному повышению мотивации учащихся к изучению школьного курса ОБЖ, способствовать формированию научно-исследовательского интереса.

Выводы. Рассмотрена необходимость изучения в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» темы «Безопасность пищевой среды», так как вопросам безопасности продуктов питания не уделяется должного внимания ввиду ограниченности временного ресурса. Высказано мнение, что одной из наиболее эффективных технологий активизации интереса учащихся к изучению вопросов безопасности пищевых продуктов является технология визуализации. Педагогическая эффективность визуализации позволит педагогу ОБЖ решить ряд педагогических задач: обеспечить интенсификацию обучения, активизировать учебную и познавательную деятельность обучающихся, сформировать у них визуальное и критическое мышление, обеспечить зрительное восприятие образного представления знаний и учебных действий. При активном использовании технологии визуализации учебной информации на уроках ОБЖ (использование мультимедиа, инфографики, «облака слов», интеллект-карты, кроссенса, демонстрации микробиологических и инструментальных методов определения контаминат), более успешно достигаются основные цели образовательного процесса, легче формируются компетенции, обучающиеся учатся собирать факты, анализировать и сопоставлять их, выражать собственное мнение, принимать решения и делать выводы. Предложена модель дидактических возможностей использования технологий визуализации на уроках основ безопасности жизнедеятельности при изучении вопросов безопасности пищевой среды.

Литература:

1. Курмангалиева, Д.Б. Теоретико-методологические основы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции / Д.Б. Курмангалиева. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/7_NITSB_2012/Tecnic/3_102368.doc.htm.

2. ВОЗ: Безопасность продуктов питания. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/food-safety.

3. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: Просвещение, 2016. - 63 с.

4. Шорина, Т.В. Педагогическая технология визуализации учебной информации в высшей школе: дис. ... канд. пед. наук. / Т.В. Шорина. - Казань, 2017. - 181 с.

5. Шорина, Т.В. Динамические аспекты развития визуальных компонентов информационно-образовательной среды профессиональной школы / Т.В. Шорина, Г.И. Кирилова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=16359.

6. Аранова, С.В. Методологические подходы к формированию области визуализации учебной информации / С.В. Аранова // Человек и образование. - 2018. - № 4 (57). - С. 77-83.

7. Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технологиях обучения / Н.Н. Манько // Образование и наука. - 2009. - № 8 (65). - С. 10-30.

8. Хомская, Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. - М.: Наука, 2004. - 345 с.

9. Моторная, С.Е. Визуализация информации как технология обучения в высшей школе / С.Е. Моторная // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 2 (31). - С. 177-183

10. Lengler, R. A Periodic Table Of Visualization Methods / R. Lengler, M. Eppler. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.visuaHiteracy.org/periodic_table/periodic_table.htm.

11. Казеко, А.Г. Использование приёмов визуализации в обучении основам безопасности жизнедеятельности / А.Г. Казеко. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eee-science.ru/item-work/2019-2280/.

12. Заиченко, А.И. Визуализация информации как средство формирования компетенций обучающихся / А.И. Заиченко. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/622463.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и дизайна Капунова Маргарита Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

АКАДЕМИЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Аннотация. Уровень творческого мышления, а фактически креативности студента - это процесс, который проходит непрерывное становление под воздействием ряда факторов. От того, насколько удачно он будет реализован в период обучения в ВУЗе, зависит конкурентоспособность молодого дизайнера. Развить креативность можно разными способами. Но, так как любой объект дизайна - это специфическая комбинация функционала, эргономичности, эстетичности и ряда еще других свойств, то обучающийся должен научиться объединять в одном предмете их все без исключения. И при этом придавать образу неповторимые черты, которые будут выгодно отличать его от конкурентов. И делается это все через объединение формы, материала, текстуры и конструктивного членения. Чем больше у студента свободы в возможностях работы с разными типами материалов при создании объекта, тем больше он оттачивает свое неординарное творческое видение при решении поставленной проблемы. Это расширит творческий потенциал обучающегося, а значит, в дальнейшем даст ему возможность неординарно подходить к созданию объектов дизайна.

Ключевые слова: объект, дизайн, формообразование, креативность, потенциал, мышление, творчество, обучение, скульптура.

Annotation. The level of creative thinking, and in fact the creativity of a student, is a process that goes through continuous formation under the influence of a number of factors. The competitiveness of a young designer depends on how successfully it will be implemented during the period of study at the university. There are many ways to develop creativity. But, since any design object is a specific combination of functionality, ergonomics, aesthetics and a number of other properties, the student must learn to combine all of them in one subject without exception. And at the same time give the image unique features that will favorably distinguish it from competitors. And all this is done through the union of form, material, texture and constructive division. The more freedom a student has in the possibilities of working with different types of materials when creating an object, the more he hones his extraordinary creative vision when solving the problem. This will expand the creative potential of the student, which means that in the future it will give him the opportunity to approach the creation of design objects in an extraordinary way.

Key words: object, design, shaping, creativity, potential, thinking, creativity, learning, sculpture.

Введение. Любой дизайнер, независимо от того, какой объект находится в поле его деятельности - промышленный, интерьерный, графический, относящийся к одежде или к высоким цифровым технологиям - должен обладать нестандартным мышлением. Именно этой профессии характерен один ключевой признак, который отличает ее от большинства других специальностей и видов человеческой деятельности - умение предвидеть развитие, заглядывая как минимум на один, а то и более шагов вперед с точки зрения концептуального становления объекта. И это может называться творческим подходом, креативностью или умением сочетать функционал, эргономику и привлекательный внешний вид в одной оболочке, которая до этого еще не существовала.

Конечно, среди людей, которые уже владеют навыками этой специальности или только планируют развивать у себя эту способность - могут быть те, у кого заложена склонность мыслить нестандартно на уровне генетической предрасположенности. Они проявляют свои умения более легко и на уровне подсознания могут воплотить найденное решение в готовый объект или прототип. Но, этих отдельных личностей, скорее, можно отнести к категории талантов, которые при любом развитии событий проявят свою яркую индивидуальность и неординарность.

Во всех остальных случаях такое умение, как творческое мышление может быть развито и вполне успешно, если будет подобрана правильная методика. А значит, используя самые разнообразные способы во время процесса обучения дизайнера, как специалиста, получающего диплом о высшем образовании, удастся выпускать грамотных специалистов, способных решать не только «мелкие» ежедневные задачи, но и тех, которые станут впоследствии триггерами и ориентирами своей профессиональной деятельности.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что на сегодняшний день большинство ВУЗов, выпускающих дизайнеров, как на уровне бакалавра, так и магистра, не имеют возможности познакомить обучающихся достаточно близко, на уровне проведения практических занятий, с такими современными материалами, как разные виды пластиков, синтетических каучуков, смесовых типов волокон и полиэфиров с точки зрения формообразования [8, С. 250]. А это лишает молодых специалистов развития инновационности в их взглядах и возможности создавать новые неординарные формы, которые являются неизменными спутниками современных стилей.

Вопросами изучения развития креативности занимались такие видные ученые мирового уровня, как Э. Фромм, Дж. Гилберт, В.А. Дружинин, Х. Гарднер и ряд других [1, 7, 9]. Но их исследования по большей части касались вопроса развития креативности с точки зрения психологического процесса. И, хотя, они поднимали и практическую часть, но в силу ряда причин не затрагивали конкретные методологические и педагогические приемы, которыми можно восполнить пробелы.

Изложение основного материала статьи. Подходя к вопросу развития креативности, первое с чего следует начать -это общие правила, которые влияют на становление этого навыка. Их можно рекомендовать и плодотворно использовать на любой стадии обучения творческой профессии (независимо от возраста и целей):

• Практика. Несмотря на очевидность этого утверждения, большинство в достижении целей повышения навыков креативности упускают этот момент из виду, полагая, что идеи могут рождаться произвольно, сами по себе. Но, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.