Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна

В результате проводимого экспериментального исследования формирования профессиональной мобильности педагогов были выявлены педагогические условия, обеспечивающие становление и формирования профессиональной мобильности педагогов в процессе повышения квалификации: диалогизация, включение педагогов в решение практикоориентированных ситуаций и задач разного уровня. Процесс становления и формирования профессиональной мобильности педагогов нами рассматривается в рамках системы непрерывного образования, направленной на формирование личности педагогов в процессе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF TEACHERS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

As a result of the conducted experimental study of the formation of professional mobility of teachers, pedagogical conditions were identified that ensure the formation and formation of professional mobility of teachers in the process of professional development: dialogization, inclusion of teachers in solving practice-oriented situations and tasks of different levels. The process of formation and formation of professional mobility of teachers is considered by us within the framework of the system of continuing education aimed at the formation of the personality of teachers in the process of professional development.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Зотова Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В

ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. В результате проводимого экспериментального исследования формирования профессиональной мобильности педагогов были выявлены педагогические условия, обеспечивающие становление и формирования профессиональной мобильности педагогов в процессе повышения квалификации: диалогизация, включение педагогов в решение практикоориентированных ситуаций и задач разного уровня. Процесс становления и формирования профессиональной мобильности педагогов нами рассматривается в рамках системы непрерывного образования, направленной на формирование личности педагогов в процессе повышения квалификации.

Ключевые слова: педагогические условия, мобильность, педагог, повышения квалификации, формирование.

Annotation. As a result of the conducted experimental study of the formation of professional mobility of teachers, pedagogical conditions were identified that ensure the formation and formation of professional mobility of teachers in the process of professional development: dialogization, inclusion of teachers in solving practice-oriented situations and tasks of different levels. The process of formation and formation of professional mobility of teachers is considered by us within the framework of the system of continuing education aimed at the formation of the personality of teachers in the process of professional development.

Key words: pedagogical conditions, mobility, teacher, professional development, formation.

Введение. Глобальная модернизация системы образования требует существенных и качественных изменений в практике работы воспитателя дошкольного образования. Профессиональный рост педагога, является все более актуальными вопросами, связанные с усилением непрерывного характера подготовки, такие как его активное приспособление к новым обстоятельствам и видам деятельности, подготовка к решению новых профессиональных задач и профессиональная мобильность. Учитывая тот факт, что большинство новых знаний и технологий теряют свою актуальность в среднем уже через пять лет, современная система дошкольного образования требует от педагога постоянного совершенствования своих знаний и умений. Залогом успешного формирования профессиональной мобильности педагогического коллектива в целом является повышение профессиональной компетентности каждого воспитателя в отдельности, которое невозможно рассматривать без мотивации на самообразовательную деятельность.

Проблемы повышения квалификации в формировании профессиональной мобильности педагогов в образовательной организации нашли свое отражение в работах Л.И. Аббасова [1], Э.Ф. Зеер и Сыманюк Э.Э. [2], Е.Л. Пупышева [3], Т.А. Фугелова [4], О.В. Шатунова [5].

Изложение основного материала статьи. В ходе научных исследований установлено, что эффективному развитию профессиональной мобильности педагогов определены следующие педагогические условия: формирование мотивационной сферы, способствующей самообразованию и развитию профессиональной компетентности педагогов; профессиональное развитие и наличие индивидуальной траектории у педагога; использование активных и современных методов и форм повышения профессиональной квалификации.

Реализация первого педагогического условия - формирование мотивационной сферы, способствующей самообразованию и развитию профессиональной компетентности педагогов.

Учитывая, что многие молодые специалисты работают в образовательных учреждениях, мы помогли им адаптироваться к работе детского сада, избавиться от чувства неуверенности в себе, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса и сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, «почувствовать вкус» профессиональных достижений и раскрыть свою индивидуальность и начать формировать собственный профессиональный рост.

Для этого были использованы различные формы повышения профессиональной квалификации, такие как: наставничество, самообразование, участие в педагогических советах, педагогических чтениях, мероприятиях дошкольного учреждения. Совместно со старшим воспитателем были подготовлены и проведены следующие семинары:

1. Постоянно-действующий семинар для воспитателей: «Самообразование педагогов - как фактор повышения профессиональной компетентности».

Цель: улучшить теоретическую и практическую подготовку педагогов путем создания мотивационных условий для постепенного приобщения и привычек педагогического коллектива к постоянной работе в условиях самообразования.

2. Практический семинар: «Самообразование как источник профессионального роста педагога».

Цель: помощь педагогам в выработке личностной позиции к самообразованию в соответствии с современными требованиями.

Несмотря на то, что педагогический коллектив экспериментальной группы достаточно небольшой, все же в нем также имеются прогрессивные педагоги, которые стремятся к саморазвитию, самообразованию. Эти педагоги выступили в качестве наставников для своих коллег. Они представили свой личный опыт в вопросах самовоспитания по актуальным темам данного дошкольного учреждения, таким как: «Языковое общение на родном языке и на «ближнем языке», «Создание условий для развития духовно-нравственных начал у детей». путем внедрения в педагогический процесс региональной программы «Крымский веночек».

Для того чтобы мотивировать воспитателей начать работу над самообразованием, они приняли участие в творческом поиске тем для углубленной работы. Всем молодым педагогам были предложены темы для самообразования, предложены методические и практические рекомендации по углубленной работе над выбранной темой. Так, среди рекомендуемых тем для самообразования, были выбраны следующие: «Формирование экономических представлений дошкольников», «Робототехника «Мини робот bee bot» для детей подготовительной группы», «Развитие эмпатии у детей младшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности», «Формирование социальной адаптации детей к условиям современного мира», «Активизация познавательных процессов старших дошкольников через исследовательскую деятельность и экспериментирование». Каждая тема предполагала ее углубленное изучение и разработку в течение 2-3 лет.

Организация самообразования осуществлялась в соответствии со следующими этапами.

На установочно-образовательном этапе - педагоги настраивались на самообразовательную работу, выбирали тему для углубленного изучения. За время работы этого периода произошло знание и изучение научно-методической и педагогически-методической литературы; ознакомление и изучение журналов; посещать библиотеки; знакомство с

работами других учителей; вести собственный архив литературы и периодических изданий по теме, составлять план работы, готовить практический материала.

На практическом этапе шло накопление педагогических фактов, анализ и проверка новых способов работы. В ходе самостоятельной работы воспитатели осмысливали, анализировали и обобщали педагогические факты, проводили намеченные по плану мероприятия с детьми и их родителями. Чтобы обеспечить системность и последовательность работы на этом этапе, были введены дневники самообразования. Воспитатели в них фиксировали свои наработки.

На последнем итогово-контрольном этапе подводились итоги самообразовательной работы, которая отражалась в творческих отчетах. Форма предоставления отчета была свободной, воспитатели сами выбирали удобную для себя форму презентации по теме самообразования.

Организация самообразования учителя основывалась на следующих принципах: систематическая и последовательная работа, связывающая самообразование с практической деятельностью учителя; взаимосвязь научно-методических знаний в самообразовании педагога, всестороннее изучение темы, соответствие содержания самообразования уровню подготовки педагога, его интересам и склонностям.

В процессе самообразования воспитателей осуществлялась методическая поддержка, с помощью таких форм работы как беседы, обмен мнениями, совместное моделирование системы занятий и режимных процессов, консультации. Также воспитателям оказывалась методическая помощь по использованию дидактического материала на занятиях, осуществлялись взаимопосещения и открытые показы НОД, они участвовали с докладами о промежуточных результатах углубленной работы над темой самообразования в семинарах, конференциях, демонстрируя педагогический опыт.

Таким образом, воспитателями было усвоено, что потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым компонентом духовной жизни. Вне самообразования идея личностного и профессионального формирования профессионально мобильного педагога не может быть осуществлена. Воспитатели стали осознавать себя как творческих личностей, стали не бояться проявлять свой индивидуальный стиль педагогической работы, потому что работали над интересными темами, в первую очередь для себя, совершенствуя свои профессиональные компетенции и тем самым, повышая профессиональную мобильность.

Реализация второго педагогического условия - наличие у педагога индивидуальной траектории профессионального развития.

В реализации данного условия важная роль была отведена методической службе дошкольного учреждения как составной части единой системы непрерывного образования воспитателей, повышения их квалификации.

Дошкольное учреждение, выступившее в качестве экспериментальной группы, относительно молодое, становление методической службы находится в самом начале, соответственно не все механизмы данной работы еще налажены.

В области повышения квалификации методическая работа была ориентирована, с одной стороны, индивидуальный и дифференцированный подход специалиста с точки зрения их профессиональной компетентности, а с другой - на выявление, систематизацию и распространение знания. опыт. Об эффективности можно было судить, с одной стороны, по аттестации педагога, с другой стороны, по продуктивности методической деятельности.

На этом этапе были проведены следующие формы работы:

- семинар-практикум «Перезагрузка педагога: индивидуальная траектория развития», целью которого было создание условий для успешной адаптации молодых педагогов, имеющих стаж работы менее 3 лет в системе дошкольного образования, развитие их профессиональной компетентности в условиях профессионального стандарта «Педагог», повышение их профессиональной мобильности;

- консультация для воспитателей «Карта индивидуальной траектории профессионального развития педагога», основной целью которой было способствование составлению индивидуального образовательного маршрута воспитателей на основе разработанной карты.

На данном этапе работы были направлены на информирование молодого специалиста о новых требованиях, учебных достижениях и педагогической практике, характеристиках профессионального стандарта «Педагог»; выявление, исследование и распространение наиболее ценного педагогического опыта; подготовка методического обеспечения реализации образовательного процесса.

Повышение квалификации педагогов экспериментальной группы на этом этапе осуществлялось посредством: обучения воспитателей в вузах; работы над темой самообразования; участия в методических объединениях, дистанционных научно-практических конференциях, а также участия в различных формах методической работы на базе дошкольного учреждения: педагогическом совете, обучающих, научно-практических семинарах, индивидуальных и групповых консультациях, тренингах, методических часах и т.п.).

Данные формы повышения квалификации имели накопительный эффект, позволяя воспитателям конструировать свой индивидуальный образовательный маршрут, самостоятельно отбирая содержание, сроки, подходящий им режим обучения с учетом своих профессиональных потребностей и уровня квалификации.

Реализация третьего педагогического условия - использование активных и современных методов и форм повышения профессиональной квалификации.

Воспитателям был проведен краткий практический курс «Уверенный пользователь ПК», чтобы помочь использовать в профессиональной деятельности современные программные продукты и пакеты прикладных программ, использовать в полной мере функционально-педагогические возможности современных технологий, применяемых в профессиональной деятельности воспитателя.

Воспитатели учились использовать программы пакета Microsoft Office, чтобы красиво оформлять свою документацию, делать яркие красочные презентации, реализуя личный творческий потенциал, регистрироваться на различных платформах, площадках для воспитателей, использовать электронные образовательные ресурсы, в своей работе.

Также воспитателям была предложена помощь в оформлении и сборе индивидуальных папок профессиональных достижений - портфолио. Получив практические навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями, они стали проявлять творческую активность в профессиональной деятельности.

Выводы. Таким образом, в ходе формирующей работы были апробированы педагогические условия формирования мобильности педагогов. Данный процесс реализовывался в ходе различных форм повышения квалификации воспитателей: обучения воспитателей в вузах; работы над темой самообразования; участия в методических объединениях, дистанционных научно-практических конференциях, участия в различных формах методической работы на базе дошкольного учреждения: педагогическом совете, обучающих, научно-практических семинарах, индивидуальных и групповых консультациях, тренингах, методических часах и т.п.

Литература:

1. Аббасова, Л.И. Сущность управления повышением квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации / Л.И. Аббасова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. -С. 4-6.

2. Зеер, Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Профессиональное становление современного педагога // Инновации в практике образования. - Екатеринбург: Изд-во РИО УрГПУ. - № 4. - 2013. - С. 258-263.

3. Пупышева, Е.Л. Профессиональная компетентность будущего учителя как общие условие формирования профессионально значимых личностных качеств / Е.Л. Пупышева // Наука и школа. - № 6. - 2003. - С. 5-8.

4. Фугелова, Т.А. Условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога в образовательном пространстве вуза / Т.А. Фугелова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58-2. - С. 262-266.

5. Шатунова, О.В. Формирование социально-профессиональной мобильности будущих учителей / О.В. Шатунова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - №1 (21). - С. 140-143.

Педагогика

УДК 378.172

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности Ибрагимова Эвелина Энверовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ КОНТАМИНАЦИИ ПИЩЕВЫХ ОБЪЕКТОВ НА УРОКАХ ОБЖ ПРИ

ИЗУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость ознакомления учащихся общеобразовательных организаций с вопросами безопасности пищевой среды. Рекомендуется изучение данной темы осуществлять в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Высказано предположение, что наиболее эффективной педагогической технологией, обеспечивающей качественное усвоение данного материала, является визуализация. Рассмотрены основные виды технологий визуализации и возможности их применения. Предложена модель дидактических возможностей использования технологий визуализации на уроках основ безопасности жизнедеятельности при изучении вопросов безопасности пищевой среды.

Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, технологии визуализации, безопасность пищевой среды, педагогические технологии.

Annotation. The article discusses the need to familiarize students of educational institutions with the issues of food safety. It is recommended to study this topic within the framework of the school course "Fundamentals of Life Safety". It has been suggested that the most effective pedagogical technology that ensures the qualitative assimilation of this material is visualization. The main types of visualization technologies and the possibilities of their application are considered. A model of didactic possibilities of using visualization technologies in the lessons of the basics of life safety in the study of food safety issues is proposed.

Key words: fundamentals of life safety, visualization technologies, food environment safety, pedagogical technologies.

Введение. На современном этапе развития социума одним из приоритетных направлений являются вопросы обеспечения безопасности населения, так как с каждым десятилетием появляются новые угрозы природного, техногенного и социального происхождения. Именно при таких обстоятельствах более актуальной становится задача воспитания у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности. Для ознакомления учеников с потенциальными угрозами, необходимостью сформировать требуемые знания, умения и навыки, научить их адекватно и грамотно действовать в случае возникновения экстремальных ситуаций в военных и мирных условиях, в общеобразовательных организациях ввели курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Основной целью которого явилось формирование и широкая пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних причин.

Как правило, под безопасной жизнедеятельностью понимают создание условий для комфортного проживания и жизнедеятельности людей, путем минимизации рисков техногенного, природного, биолого-социального характера, при этом уделяется незначительное внимание вопросам пищевой безопасности, имеющей важное значение в жизни каждого человека. Под пищевой безопасностью понимается отсутствие примесей, загрязнений (химических, биологических), а также ядовитых продуктов жизнедеятельности патогенных микроорганизмов в продуктах питания, которые могут оказать негативное влияние на здоровье человека или нести угрозу его жизни. Актуальность вопроса безопасности продуктов питания возрастает, поскольку гарантия безопасной пищевой среды является важнейшим фактором, определяющим здоровье человека и его генофонд [1]. Следовательно, вопросы безопасности пищевых продуктов, питания и продовольственной безопасности неразрывно взаимосвязаны. Загрязненная пищевая продукция становится источником многих заболеваний. Согласно статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 40% заболеваний пищевого происхождения приходится на детей до 5 лет, ежегодно смертность от них составляет 125 тыс. детей [2]. Аналогичная проблема имеет место и среди взрослого населения планеты. В частности, в результате использования в пищу продуктов питания, загрязненных контаминантами, каждый год на нашей планете заболевают 600 миллионов человек (почти каждый 11-й житель), смертность от пищевых болезней достигает 420 тыс. человек. Таким образом, идет ощутимая потеря человеческого ресурса, а также наносится существенный экономический урон. Следовательно, одним из путей решения данной проблемы является информирование и просвещение людей по вопросам безопасности пищевой среды. Проведение просветительской работы, направленной на предотвращение тяжелых последствий, связанных с возникновением и развитием опасных пищевых заболеваний, обусловленных контаминацией патогенными микроорганизмами и токсическими соединениями химической природы должно проводиться в рамках реализации образовательного процесса во время обучения в общеобразовательной школе. ВОЗ определила школу как социальный институт, который представляет эффективные, равные и действенные возможности для пропаганды безопасного питания. В период обучения в общеобразовательных учебных заведениях школьники получают основные знания по безопасности пищевой среды на уроках естественнонаучного блока (биология, химия), а также на занятиях по ОБЖ. Это период, когда они находятся на сложном этапе онтогенетического развития, характеризующегося сложными физиологическими преобразованиями, а также формированием образа жизни, включающего и культуру питания. На уроках ОБЖ желательно обучать учеников определять безопасность пищевой среды (БПС) при помощи различных методов (биологических, химических и физических), что является эффективным профилактическим средством по снижению угроз развития пищевых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.