Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАНИКА / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахкиямова Гузелия Равиловна

В статье освещен вопрос формирования безопасного типа личности, как важный компонент безопасности жизнедеятельности в целом. Выявлена актуальность и представлены основные пути решения данного вопроса в процессе учебно-воспитательной деятельности, в рамках изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», которые в свою очередь являются, не только интересными, но и актуальными для настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF A SAFE PERSONALITY TYPE

The article highlights the issue of the formation of a safe personality type as an important component of life safety in general. The relevance is revealed and the main ways of solving this issue are presented in the process of educational activity, within the framework of studying the subject "Fundamentals of life safety", which in turn are not only interesting, but also relevant for the present.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ»

В процессе работы над кейсом акцент переносится не на овладение готовыми знаниями, а на продуцирование, на самостоятельное мышление, на способность представлять свои мысли перед аудиторией и конструктивно отвечать на критику своих одногруппников, так как он дает возможность студентам творчески применять уже усвоенный речевой материал и формировать новые иноязычные навыки.

Применение преподавателем различных интерактивных методов обучения стимулирует индивидуальную активность студентов, формирует положительную мотивацию к обучению, к изучению иностранного языка профессиональной направленности, обеспечивает высокую эффективность обучения будущих специалистов, формирует определенные личностные качества и компетенции. Кроме того, это позволяет и преподавателю постоянно самосовершенствоваться, мыслить и действовать по-европейски и постоянно работать над обновлением собственного творческого потенциала, совершенствованием собственной иноязычной компетенции.

Ретроспективный анализ научных исследований показал, что проблема профессиональной подготовки будущих преподавателей иностранного языка является актуальной и своевременной, и обусловлена модернизацией профессионального образования в соответствии с требованиями европейского образовательного пространства.

Однако публикации отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о недостаточной разработанности аспекта профессиональной подготовки будущих преподавателей иностранного языка в целом и, в частности, их подготовки к профессионально-ориентированного общения. Так, отечественные исследователи посвятили свои работы отдельным вопросам формирования готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в поликультурной среде, формированию социокультурной и иноязычной коммуникативной компетенции.

Готовность к иноязычного профессионально-ориентированного общения будущих преподавателей определяем как как устойчивое личностное образование, которое сочетает осознанную мотивацию, сформированные профессиональные и языковые знания, умения и навыки и способность к иноязычному профессионально-ориентированному общению.

Готовность к иноязычному профессионально-ориентированному общению характеризуется сформированностью следующих компонентов: мотивационного, когнитивного и операционно-деятельностного, необходимых для эффективного межличностного общения с целью решения профессиональных задач.

Выводы. Таким образом, применение кейс-технологий способствует подготовке будущих преподавателей иностранного языка к профессионально-ориентированному общения, развитию их самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказывать свое мнение как на родном, так и иностранном языках.

Нами уточнено понятие «кейс-технологии» как группы образовательных технологий, методов и приемов обучения, основанные на решении реальных коммуникативных ситуаций профессиональной деятельности (кейсов), которые отражают практическую проблему и активизируют комплекс усвоенных знаний, для совместного анализа, обсуждения и принятия решений.

Коммуникативная способность учителя основывается на таких компетенциях: речевая (понимание, говорение, письмо) языковая (знания, фонетики, графики, орфографии, лексики, грамматики) дискурсивная (коммуникативные умения, связанные с условиями реализации отдельных речевых функций с применением адекватных языковых моделей-образцов) социокультурная и социолингвистическая (умение использовать в общении и познании социокультурные и социолингвистические реалии) стратегическая (развитие способности студентов / учащихся к самостоятельному обучению и самосовершенствованию, желание общаться, слушать, понимать других, адекватная оценка и самооценка).

Профессионально-педагогическая коммуникативная компетенция учителя проявляется в личностном аспекте общения (выявление личностных качеств при общении), коммуникативном аспекте (обмен информацией и ее понимание), интегративном аспекте (взаимодействие партнеров в ходе организации и осуществлении совместной деятельности), перцептивном аспекте (восприятие одним партнером по общению другого).

Литература:

1. Озарко, А.А. Применение кейс-метода на занятиях по иностранному языку по профессиональному направлению в процессе обучения студентов технических специальностей в ВТУЗ / А.А. Озарко, И.А. Сахневич // Вестник Житомирского государственного университета. - 2014. - Вып. 3 (75). - С. 83-87.

2. Пащенко, Т.М. Кейс-метод як сучасна технолопя навчання спещальних дисциплш / Т. Пащенко // Молодежь и рынок: науч.-пед. журн. Дрогоб. гос. пед. ун-ту iм. И. Франко. - 2015. - № 8. - С. 94-98.

3. Шевченко, О.П. Педагогические условия использования кейс-метода в процессе изучения гуманитарных дисциплин в высших технических учебных заведениях: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Елена Петровна Шевченко. - Луганск, 2011. - 22 с.

Педагогика

УДК 373.5

кандидат педагогических наук, доцент Ахкиямова Гузелия Равиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье освещен вопрос формирования безопасного типа личности, как важный компонент безопасности жизнедеятельности в целом. Выявлена актуальность и представлены основные пути решения данного вопроса в процессе учебно-воспитательной деятельности, в рамках изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», которые в свою очередь являются, не только интересными, но и актуальными для настоящего времени.

Ключевые слова: безопасный тип личности, культура безопасности, учебно-воспитательная деятельность, паника, основы безопасности жизнедеятельности.

Annotation. The article highlights the issue of the formation of a safe personality type as an important component of life safety in general. The relevance is revealed and the main ways of solving this issue are presented in the process of educational activity, within the framework of studying the subject "Fundamentals of life safety", which in turn are not only interesting, but also relevant for the present.

Key words: safe personality type, safety culture, educational activities, panic, fundamentals of life safety.

Введение. В современных условиях часто возникает необходимость обеспечения безопасности человека от его собственной жизни. Результаты научно-технического прогресса и общественного развития представляют серьезную угрозу

жизни и здоровью людей. Для выживания современному человеку важно уметь ориентироваться в опасных ситуациях, чтобы суметь защитить себя и своих близких.

Создание и применение технологий, изначально предназначенных для повышения уровня безопасности и комфорта, привели как к возникновению угроз природных и социальных катаклизмов, так и к открытому увеличению количества аварий и опасных технических ситуаций, угрожающие повседневной жизни современного человека [2]. Следовательно, «благодаря» решающему значению результатов своей деятельности, достигнутых людьми, безопасность жизнедеятельности превратилась в современную комплексную проблему. В связи с этим, вопрос формирования безопасного типа личности, является достаточно востребованным.

Изложение основного материала статьи. Актуальность проблемы формирования безопасного типа личности у детей остаётся незамеченной вплоть до возникновения чрезвычайного происшествия, а также до появления первых жертв. К сожалению, в школах происходит обесценивание важности столь необходимого урока как «Основы безопасности жизнедеятельности», если бы особое внимание уделялось воспитанию безопасного типа личности, дети стали бы меньше сталкиваться с паникой во время опасных ситуаций, ведь она берёт своё происхождение от незнания и неуверенности в своих действиях.

Во время паники человек может нанести вред, как себе, так и окружающим людям. Закладывание основ безопасного типа личности, должно происходить в семье с ранних лет, ведь предмет «Основ безопасности жизнедеятельности» появляется в школьной программе с восьмого класса, а попасть в непредвиденную чрезвычайную ситуацию ребёнок может гораздо раньше и взрослый не всегда окажется рядом, чтобы помочь.

Под паникой мы понимаем состояние человека, вызванное реальной или выдуманной опасностью, которое характеризуется острым нарастающим страхом с неконтролируемым стремлением сбежать из опасной ситуации [9].

Панику классифицируют по нескольким параметрам, по которым можно понять ее сущность. По масштабу делят на: индивидуальную (один человек подвержен паническому состоянию); групповую (от двух до нескольких сотен человек); массовая паника (от тысячи и более людей).

По степени на: лёгкую - чаще всего возникает при неожиданных или неудобных обстоятельствах, нежели во время опасной ситуации. Лёгкую панику человек может испытывать перед опаздывающим транспортом, при резких звуках, движениях, но сохраняя самообладание; среднюю - характеризуется весомой деструктивностью восприятия и невозможностью правильно оценивать происходящее, снижением уровня критического мышления, ростом страха. Среднюю панику испытывают при пожаре или авариях (если они были близко, но лично не представляли угрозы), при слухах о дефиците товара или о повышении цен на него, ввиду чего начинается интенсивная скупка; полную панику -характеризуется невменяемостью и отключением сознания, из-за чего человек начинает хаотично метаться, совершать действия, при этом, не отдавая себе никакого отчёта. Полная паника наступает во время пожара, террористического акта, землетрясения, взрыва, войны. В таком состоянии человек может навредить не только себе, но и окружающим, например, забежать в очаг источника опасности, или же неправильными действиями по ликвидации опасности нанести ещё больший вред остальным людям, находящимся рядом с ним [5].

По длительности на: кратковременную панику (от нескольких секунд до нескольких минут); длительную (от нескольких десятков минут до нескольких часов) и пролонгированную (счёт идёт на дни, недели).

Многие думают, что их никогда не коснётся тема пожаров, взрывов, пока сами не столкнутся с ней лицом к лицу, поэтому на первых же уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» стоит объяснить принцип взаимодействия ноксосферы (сфера опасности) и гомосферы (сфера человеческой жизнедеятельности), где ноксосфера всегда пересекается с гомосферой, то есть в каждой сфере человеческой жизнедеятельности присутствует опасность, но где-то она будет меньше, а где-то больше. Но и стоит преподносить этот факт с осторожностью, дабы не вызвать у них паранойю о том, что везде поджидает опасность, необходимо донести до детей, что их главной задачей является стремление к поддержанию безопасности. Объяснить, что знания в области «Основ безопасности жизнедеятельности» дают им уверенность и исключают возникновение паники [1].

Одна ошибка может обойтись ценой нескольких жизней, поэтому важно воспитывать в детях безопасный тип личности не только для выбора правильных действий во время опасных ситуаций, но и для пресечения их возникновения в общем, ведь инициатором их появления могут стать и сами дети ввиду незнания тех или иных аспектов, изучаемых на предмете основ безопасности жизнедеятельности.

Дети - уязвимая часть общества, их может легко сломать и ввести в состояние паники любая чрезвычайная ситуация, поэтому долгом каждого педагога и родителя является вселение уверенности путём воспитания безопасного типа личности и привития ценностей культуры безопасности жизнедеятельности наравне с иными ценностями изучаемых в школе предметов. Расширение представлений о ценностях и значимости культуры безопасности жизнедеятельности в школах поможет детям во всех сферах жизни: эстетической, трудовой, бытовой, досуговой и т.д. [3].

Остановимся на основных характерных чертах, присущих человеку с безопасным типом личности:

1. Наличие теоретической и практической базы об основах безопасности жизнедеятельности. Знания об угрозах, опасностях, методах их ликвидации, а также их применение в учебной практике помогают при возникновении уже реальной опасной для жизни ситуации. Такой человек с меньшей вероятностью впадёт в панику ввиду незнания.

2. Адекватное поведение не только при нахождении в социуме. Под адекватным поведением подразумеваются действия, нацеленные на сохранение и поддержание безопасности, морального и физического благосостояния людей и окружающего мира в целом.

3. Пресечение возникновения опасности. Человек с безопасным типом личности будет пресекать возникновения опасных ситуаций ввиду своей осторожности и способности анализировать исход событий при выборе тех или иных действий.

4. Самоконтроль. Человек с безопасным типом личности способен избегать воздействие негативного влияния опасности.

5. Самоорганизация. Человек с безопасным типом личности способен организовать и поддерживать свой быт для более безопасного проживания.

6. Рациональность. Человек с безопасным типом личности способен рационально использовать технику и природные ресурсы, понимая значимость природы.

7. Саморазвитие. Человек с безопасным типом личности склонен к саморазвитию в разных сферах жизни для получения новых знаний и информации об изменяющемся мире.

8. Поддержание оптимального уровня здоровья. Человек с безопасным типом личности склонен к поддержанию здорового образа жизни для сохранения возможности организма функционировать в полной мере. Умение «слушать» свой организм, вовремя выявляя те или иные болезни, а также оказание своевременного лечения [9].

Безусловно, достичь абсолютной безопасности нельзя, но необходимо стремиться к ней, этим и занимается человек с безопасным типом личности. Например, такой человек никогда не станет выходить на лёд весной, никогда не будет перебегать дорогу в неположенном месте, нарываться на драки или же отвечать на агрессию, потому что данные действия могут повлечь за собой фатальные последствия, и он прекрасно это понимает. Человек с безопасным типом личности будет выбирать только проверенные места для проведения различных процедур со своим телом, ведь понимает, что существует риск заражения смертельными инфекциями, а перед походом в общественные салоны будет проверять стерильность оборудования и квалификацию специалиста. Также человек с безопасным типом личности, будучи свидетелем возгорания бензина или электроники - никогда не станет тушить ей водой, благодаря своим знаниям в области безопасности жизнедеятельности. Такой человек на работе будет соблюдать технику безопасности, а за рулём автомобиля будет придерживаться ПДД. Данные примеры обыденны и крайне понятны, но не для всех, и, благодаря людям с безопасным типом личности, в мире происходит гораздо меньше опасных ситуаций, происшествий с фатальным исходом. Поэтому для поддержания общей безопасности необходимо уделять воспитанию безопасного типа личности достаточное время и внимание в школах, как на уроках основ безопасности жизнедеятельности, так и в рамках внеурочной деятельности.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать определённый уровень развития человека и общества, для которых характерна значимость задач обеспечения безопасности жизнедеятельности во всех сферах общества [5].

Культура безопасности жизнедеятельности подразделяется на следующие виды:

1. Индивидуальная культура. Включает в себя: особенности мировоззрения, наличие норм поведения, ценности, личную подготовку в областях безопасности жизнедеятельности.

2. Коллективная культура. Включает в себя корпоративные моральные ценности, этику квалифицированных специалистов в областях безопасности жизнедеятельности.

3. Государственная культура. Включает в себя социальные ценности, традиции безопасного поведения и подготовленность населения в областях безопасности жизнедеятельности [5].

Государственное формирование культуры безопасности происходит системно, с учётом индивидуальности каждого региона. Без обеспечения общественной, государственной безопасности не может быть достигнута в полной мере и безопасность индивида, поэтому безопасность государства, общества, и остального мира должно рассматривается как единое целое.

Каждый человек заинтересован в обеспечении безопасности, но не все принимают во внимание фактор влияния индивидуальной культуры на целостность коллективной или государственной. Любое опасное или противоправное действие одного человека запускает цепную реакцию, вызывая у других чувство безнаказанности, вседозволенности. Если в семье отсутствуют какие-либо задатки культуры безопасности, то подобное опасное поведение будет передаваться из поколения в поколение, и в таких случаях педагогу сложнее привить культуру безопасности подобным детям, ведь у них случился конфликт между домашним и школьным воспитанием. В подобных случаях необходима индивидуальная работа с учеником и его родителями во благо развития культуры безопасности.

Если пагубное влияние было оказано со стороны сверстников или иных учащихся, необходимо провести коллективную беседу. Ни в коем случае нельзя спускать со счетов даже минимального размера опасного поведения, ведь безынициативность в последующем будет наказуема, в частности при возникновении опасного происшествия с участием подобных учеников.

С детьми необходимо работать с особой осторожностью, ведь для большинства из них слова и действия родителей считаются абсолютно верными и непоколебимыми, и педагогу предстоит объяснить, где их родители в области безопасности жизнедеятельности поступают и мыслят правильно, а где неправильно, при этом, не покушаясь на авторитет родителей в глазах ученика.

В свою очередь родителям необходимо научиться доверять детям, приучать их к самостоятельности постепенно, тем самым вселяя в них уверенность, ведь под излишней опекой ребёнок не задумывается о том, что его окружает, какие действия необходимо предпринимать, когда семьи нет рядом, и при резком прекращении гипер опеки происходит диссонанс, наступает чувство потерянности, беспомощности, паника. Поэтому необходимо учить ребёнка банальным, но полезным вещам:

- быть постоянно бдительным на улице, в помещениях;

- вести себя не вызывающе, не показывать большие суммы на виду у других, следить за вещами;

- при виде подозрительных людей не стесняться и не бояться убегать, уходить другим путём, дабы не испытывать свою удачу, подходя близко к ним;

- при виде пожара или взрыва не останавливаться, попутно снимая на телефон;

- снимать наушники, капюшон при переходе через дорогу;

- при преследовании не бояться позвонить родителям или друзьям, чтобы они встретили;

Эти простые вещи могут спасти жизнь в любой момент.

Подростки зачастую хотят выйти победителем из конфликтных ситуаций, не осознавая возможную плату здоровьем для достижения справедливости. Необходимо объяснять им, что выйти из конфликта с неадекватным человеком без ущерба своему здоровью - это уже победа.

Также нельзя обходить стороной культуру безопасности в интернете, ведь информационное пространство стало неотъемлемой частью нашей жизни, молодые люди всё чаще предпочитают виртуальное общение живому. Если раньше зачинщиком травли был человек из реальной жизни, который, как правило, был физически сильнее жертвы, то в нынешнее время в интернете травить может любой человек, желающий самоутвердиться за чужой счёт. То же самое касается и мошенников, многие из них перекочевали в интернет, пытаясь нажиться на наивных людях, поэтому просвещение культуры безопасности в интернете не менее важный момент в формировании общей культуры безопасности жизнедеятельности [4].

Тотальный контроль за действиями ребёнка в интернете невозможен, к тому же, это будет считаться нарушениями личных границ, подросток потеряет доверие к родителю, если он будет постоянно следить за переписками, за историей браузера, поэтому необходимо действовать аккуратно, ведь ребёнок, будучи полностью уверенным в адекватности поведения своего родителя, сам расскажет ему, с кем чаще всего ведёт диалог, или что его больше всего интересует в интернет сфере: блоги, видеохостинги, видеоигры, музыка, общение.

Для обеспечения безопасности ребёнка в интернете необходимо рассказать ему о следующем:

- интернет ничего не забывает. История запросов, история переписок, комментариев хранится на серверах сообществ ещё продолжительное время, поэтому анонимность в интернете - это миф. Каждый неправильный поступок, даже старый, ведёт за собой реальное наказание;

- действующие законы. Если человек подвергался интернет травле или же был её зачинщиком, на него могут завести уголовное дело. Если же это был ребёнок, не достигший совершеннолетнего возраста, наказание за него могут понести родители;

- игнорирование. Выкладывая какой-то материал на всеобщее обозрение в интернет, дети должны понимать, что не всем это может понравиться, и особо агрессивные люди могут начать высказывать своё недовольство в комментариях или личных сообщениях. Стоит поддержать, объяснить, что в таких случаях нельзя винить себя за то, что кому-то из пользователей не понравился твой рисунок, голос, внешность, и лучшим способом будет игнорирование таких ситуаций;

- чёрный список. Если же агрессивно настроенные люди будут настойчиво писать оскорбительные комментарии или личные сообщения, если кто-то будет настойчиво просить скинуть номер карты, деньги, фотографии, местоположение, номер телефона, необходимо отправить такого пользователя в чёрный список;

- не бояться делиться проблемой. Прокручивание негативных эмоций может сказаться на моральном состоянии, поэтому нужно объяснить ребёнку, что он не должен бояться делиться своей проблемой с вами, ибо вы поможете ему;

- не бояться обращаться в полицию. Если ребёнка шантажируют, ему угрожают, необходимо обращаться за помощью в полицию;

- делать скриншоты. Это необходимо для возможных разбирательств по делу травли в интернет сфере [4].

Негативное влияние на культуру безопасности детей оказывают и некоторые медийные личности, в частности это

касается и геймеров на стриминговых платформах. Неокрепшие детские умы подвергаются искажению восприятия адекватного поведения в социальных сетях и многопользовательских видеоиграх. Материальная и моральная травля в играх

- это грифинг, его сложнее всего отследить, его почти невозможно предотвратить, а остановить можно только ограничив возможности агрессивного пользователя разговаривать или письменно общаться с тобой.

Поэтому необходимо разговаривать с детьми о том, что те взрослые люди на стриминговых платформах не всегда ведут себя прилично и ни в коем случае нельзя перенимать себе их манеру общения с другими пользователями, даже учитывая практическую невозможность наказания за травлю в играх, ведь необходимо сохранять своё лицо и беречь свою культуру даже в видеоиграх, и отсутствие наказания за подобные действия не даёт никому морального права унижать достоинство других людей по ту сторону экрана.

Мотивацией детей младшего возраста к изучению основ безопасности жизнедеятельности является одной из основополагающих задач учебно-воспитательного процесса. Предвидение опасности, уклонение от опасности и её преодоление являются одними из основополагающих в формировании безопасного типа личности, но данные критерии развиваются у детей позже, поэтому развитие вышеперечисленных основ также является мотивацией к изучению основ безопасности жизнедеятельности. Эти компоненты отражены и в требованиях ФГОС к предметным результатам освоения базового курса и в соответствующих программах [7].

Хотелось бы остановится на ряде моментов, которые направлены на повышение мотивации к изучению данного предмета. Для учащихся предусмотрен большой материала по теме ПДД. Для лучшего усвоения такого количества материала необходимо проводить с ними уроки не в виде сухих лекций, а в виде обучения с элементами игр и бесед, то есть с добавлением творчества. Например, дать им задание нарисовать плакаты о ПДД, создание небольших макетов опасных участков города, желательно в небольших группах. Также сформировать наглядное представление о нужной теме помогут фильмы, художественная литература и совместная беседа с подведениями итогов. Подобные методы вызывают у детей неподдельный интерес к технике и ПДД, поэтому полученные на уроках знания они будут использовать и за пределами школы каждый день, что является одним из компонентов формирования безопасного типа личности.

У учащихся восьмых, девятых классов уже есть личный жизненный опыт, благодаря которому они могут рассуждать и вступать друг с другом в дискуссии на тему безопасности жизнедеятельности, а также анализировать возможные исходы событий при применении тех или иных методов решения проблемы. Способствуют этому различные материалы, изучаемые на других предметах. Благодаря полученным знаниям по биологии, химии и физике у них сформировалось представление о том, из-за чего происходят те или иные техногенные, биологические, химические чрезвычайные ситуации. На уроках истории они узнали о многих ЧС прошлых лет, а также об их причинах, последствиях и жертвах.

Также параллельно с изложением материала учителем, совместным творческим работам и просмотрами фильмов, необходимо приступать к практической части обучения, но учеников практика привлекает меньше из-за цикличных действий или неудачных попыток. В такие моменты необходимо правильный подход, чтобы заинтересовать их, ведь в ходе тренировок они приобретут полезные навыки, умение анализировать свои действия и контролировать ситуацию, что, несомненно, поможет им во время возникшей опасной ситуации.

Больший интерес у учеников, в свою очередь, вызывают игры, в частности военно-патриотическая игра «Зарница». Мероприятия подобного типа позволяют ученикам показать свои знания, умения и навыки, сформированные как на уроках основ безопасности жизнедеятельности, так и в повседневной жизнедеятельности, а также восполнить пробелы и выяснить проблемные аспекты, которые в последующем будут прорабатываться вместе с учителем на уроках и родителями.

Надо отметить, что достаточно глубокий и устойчивый интерес к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» развивается при использовании в учебном процессе, элементов самостоятельного исследования, творчества, поиска.

Не стоит забывать и о производственных экскурсиях, которые позволяют учащимся наглядно и точно продемонстрировать знания, умения и навыки по основам безопасности жизнедеятельности на различных предприятиях, технику безопасности, технологию охраны труда, рассмотреть трудовую деятельность различных специалистов (спасателей, пожарных и др.).

Выводы. Таким образом, все вышеперечисленные методические аспекты, способствуют повышению мотивационной активности учащихся на изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности», где в свою очередь происходит процесс формирования безопасного типа личности. Паника возникает из-за неготовности к опасным ситуациям, малой теоретической и практической базы по правилам поведения в такие моменты, поэтому игнорирование важности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и необходимости формирования культуры безопасности жизнедеятельности может привести к фатальным последствиям.

Литература:

1. Айзман, Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р.И. Айзман, С.В. Петров, В.М. Ширшова.

- Новосибирск: АРТА, 2011. - 208 с.

2. Акимов, В.А. Катастрофы и безопасность / В.А. Акимов, В.А. Владимиров; МЧС России. - М.: Деловой экспресс, 2006. - 392 с.

3. Ахкиямова, Г.Р. Совершенствование системы безопасного поведения подрастающего поколения // «Обучение, воспитание и развитие в образовательных организациях в свете ФГОС»: материалы Всерос. науч.-метод. конф. / под общ.ред. А.В. Миронова, С.И. Граховой, Г.Р. Ганиевой. - Набережные Челны, 2019. - С. 142-144

4. Ахкиямова, Г.Р. Влияние виртуального пространства на психическое здоровье детей // Научно-теоретический журнал Вестник НГПУ. - №2(31). - Спеувыпуск. - Набережные Челны: Издательство ФГБОУ ВО «НГПУ», 2021. -С. 118-120.

5. Воробьев, Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю.Л. Воробьев,

B.А. Пучков, Р.А. Дурнев. - М.: Деловой экспресс, 2006. - 316 с.

6. Власова, Л.М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности / Л.М. Власова. -М.: Наука, 2004. - 357 с.

7. Гафнер, В.В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2010-2012 гг.) / В.В. Гафнер. - Екатеринбург, 2013. - 200 с.

8. Леонтьев, Ю.А. Региональная программа курса ОБЖ для учащихся 9-11 классов / Ю.А. Леонтьев. - Краснодар, 2000. - 150 с.

9. Саркисян, Г.Т. Личность безопасного типа поведения / Г.Т. Саркисян // Молодой ученый. - 2020. - №49.1 (339.1) -

C. 16-17

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Белова Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Медонова Елизавета Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ГРАФИЧЕСКИХ

ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В современных реалиях системы профессионального образования формирование и развитие проектных умений и навыков студентов-дизайнеров, представляет собой актуальную задачу, так как работодателям всё больше требуются высокообразованные, высококвалифицированные, творческие специалисты. Проектная деятельность студентов в системе непрерывного образования представляет собой деятельность с применением технологий проектного обучения, которые ориентированы на формирование навыков самостоятельного исследования, реализации проектных идей и инициатив. В статьи описываются методы и формы активизации творческой дизайнерской деятельности, дается научное обоснование метода вариативности как важного средства профессионального становления графического дизайнера, определяется место дисциплины «Дизайн-проектирование» в структуре образовательной программы высшего образования, особое внимание уделяется креативности как важного профессионального качества дизайнера.

Ключевые слова: графический дизайнер, профессиональное становление дизайнера, методы художественно-проектной деятельности, метод вариативности, дизайн впечатлений, активизация творческого потенциала личности.

Annotation. In the modern realities of the professional education system, the formation and development of design skills and skills of design students is an urgent task, since employers are increasingly in need of highly educated, highly qualified, creative specialists. The project activity of students in the system of continuing education is an activity with the use of project-based learning technologies, which are focused on the formation of skills for independent research, the implementation of project ideas and initiatives. The article describes the methods and forms of activation of creative design activity, provides a scientific justification for the method of variability as an important means of professional development of a graphic designer, determines the place of the discipline «Design Design» in the structure of the educational program of higher education, special attention is paid to creativity as an important professional quality of a designer.

Key words: graphic designer, professional development of a designer, methods of artistic and project activity, the method of variability, impression design, activation of the creative potential of the individual.

Введение. Художественно-проектная деятельность графического дизайнера многообразна - от создания книжной иллюстрации до комплексной разработки фирменного стиля и рекламной полиграфической продукции. Основной вид профессиональной деятельности графического дизайнера - «разработка объектов и систем визуальной информации, идентификации и коммуникации в соответствии с поставленными задачами и потребностями целевой аудитории» [1]. Задумывая дизайн-проект, дизайнер всегда начинает с аналитической деятельности - изучения технического задания, планирования своих действий, предвидения результатов проектной работы. Исходя из специфики профессиональной деятельности графического дизайнера, главной его задачей является осуществление художественно-проектной деятельности, поэтому важно, чтобы студент демонстрировал профессиональные навыки и умения, применял алгоритм дизайн-проектирования, различные методы воплощения идеи.

Целью исследования является анализ художественно-проектного творчества, обоснование специфики профессиональной деятельности графического дизайнера. Основная задача - научное обоснование методов активизации художественно-проектной деятельности, применяемых в процессе обучения студентов-дизайнеров профессионально-направленной дисциплине «Дизайн-проектирование».

Изложение основного материала статьи. В соответствии с ФГОС ВО раздел основной образовательной программы «Дизайн-проектирование» является обязательной профильной дисциплиной и представляет собой вид учебных практических занятий, ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Занятия формируют специальные знания и умения, закрепляют художественно-проектные навыки, способствуют формированию профессиональных компетенций.

Содержание учебной дисциплины «Дизайн-проектирование» направлено на формирование профессиональных знаний, умений и навыков с созданием определенных условий на развитие способности организации самостоятельной творческой деятельности. Показателями, характеризующие способность личности к творчеству являются: способность открытия новых знаний, расширение поля интеллектуальной активности; появление новых мотивов, целей и потребностей в художественно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.