Научная статья на тему 'Особенности преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в рамках реализации ФГОС'

Особенности преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в рамках реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1664
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / УРОЧНАЯ РАБОТА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SAFETY / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / LESSON WORK / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахкиямова Гузелия Равиловна

Статья посвящена вопросу реализации на практике модели формирования культуры безопасности у учащихся. Отмечена, важность использования межпредметной связи в урочной и внеурочной работе в процессе преподавания предмета ОБЖ, что способствует созданию целостной научной картины мира; необходимость в высококвалифицированных учителях ОБЖ, что является важной задачей достижения планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахкиямова Гузелия Равиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING THE EDUCATIONAL SUBJECT "BASES OF SAFETY OF LIFE" WITHIN THE FRAMEWORK OF GEF IMPLEMENTATION

Article is devoted to a question of realization in practice of model of formation of a safety culture at pupils. It is noted, importance of use of intersubject communication in task and after-hour work in the course of teaching subject Fundamentals of Health and Safety that promotes creation of a complete scientific picture of the world; need for highly skilled life safety teachers that is an important problem of achievement of the planned results of training according to FGOS.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в рамках реализации ФГОС»

Conclusions. So, taking into account all the above, the pedagogical organization of the classification of technical elements and tactical actions of athletes in belt wrestling, presented in our work, is based on a systematic approach and has a methodological focus. This allows you to pre-make a clear plan for learning motor techniques, in particular, at the initial stages of preparation, taking into account the biomechanical complication of movements. In our opinion, such a classification is accompanied by didactically competent planning of training for motor techniques for the following reasons: it increases the positive motivation to the training sessions; prevents physical and psychological burnout of fighters; creates the effect of a positive transfer of motor elements.

References:

1. Alkhasov D.S. Classification of the technical elements of martial arts on the basis of biomechanical complication of movements // Sports Science Bulletin: Federal Scientific Center of Physical Culture and Sports. -Moscow. - 2011. - №4. - Pp. 6-11.

2. Akhatov A.M. The relevance of the organization of technical and tactical training of young men of 17-18 years based on the combination manner of making throws in wrestling on belts / A.M. Akhatov, A.V. Glazistov, A.T. Zagrutdinov // Experience of sports heritage - Universiade-2013: materials of the international scientific-practical conference. - Naberezhnye Chelny: KGAFKSiT, 2009. - P. 19-20.

3. Alkhasov D.S. Technical training in karate // Monograph. - Moscow, 2014. - 157 p.

4. Alkhasov D.S. Style Karate / Filyushkin AG // Monograph. - Moscow, 2014. - 138 p.

5. Alkhasov D.S. Classification of the technical elements of martial arts on the basis of biomechanical complication of movements // Sports Science Bulletin: Federal Scientific Center of Physical Culture and Sports. -Moscow. - 2011. - №4. - Pp. 6-11.

6. Bikbova D.M. Methods of forming the optimal martial status of judo 15-18 years old / D.M. Bikbova V.I. Volchkova A.M. Akhatov // In the collection: Modern problems and prospects of development of the system of training sports reserves on the eve of the XXXI Olympic Games in Rio de Janeiro: Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. - Volga GAFKiT. - 2015. - Pp. 176-17.

7. Gabov M.V. Formation of technical and tactical actions of the qualified wrestlers of the Greek-Roman style: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.04. - Chelyabinsk, 2004. - 163 p.

8. Jafarov A.A. The content and sequence of teaching the basic technique of judo: [Electronic resource]: Maikop 2000, URL: https://referatbank.ru/referat/preview/42630/referat-dzyudo.html (Contact date 11.11.2018).

9. Ismagulov K.T. The history of the formation and development of the national struggle "Cossack kuresy" [Electronic resource]: URL: https://knowledge.allbest.ru/sport/3c0a65635b2ad69a4c53a89521316c26_0.html (The date of circulation is 11.11.2018)

10. Ivanov A.I. A technique of formation of a combination style of attacking actions at the stage of basic training ofjudoists of 10 - 11 years: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.04. - Volgograd, 2002. - 234 p.

11. Melnikov R.M. Tactical training of Greco-Roman wrestlers // Teaching guide on physical education. -Olimp, 2014. - 49 p.

12. Oskolkov V.A. Boxing: education and training // Tutorial. - Volgograd: VGAFK, 2003. - 116 p.

13. Podoruev Yu.V. Correction of impellent orientations of technique of throws of a judo and features of its formation in the conditions of early specialization: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.04. - Krasnodar, 2009. - 181 p.

14. Suleymanov G.B. Biomechanical patterns of implementation of technical elements in wrestling on belts / G.B. Suleymanov, Burtseva E.V. // Actual problems of the theory and practice of physical culture, sport and tourism: Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference. - Kazan, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, 2018. - P. 652-659.

15. Chibichik Yu.V. An individualization of teaching and training process of young judoists at the initial stages of preparation: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.04. - Chelyabinsk, 2010. - 180 p.

16. Shakhmuradov Yu.A. Freestyle wrestling: the scientific and methodological foundations of many years of training wrestlers // Monograph. - Makhachkala, 2011. - 369 p.

17. Shilakin B.V. Formation of the technique of attacking actions of qualified sambists // Abstract of dissertation. - Khabarovsk, 2004. - 24 p.

Педагогика

УДК:373.5

кандидат педагогических наук, доцент Ахкиямова Гузелия Равиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация. Статья посвящена вопросу реализации на практике модели формирования культуры безопасности у учащихся. Отмечена, важность использования межпредметной связи в урочной и внеурочной работе в процессе преподавания предмета ОБЖ, что способствует созданию целостной научной картины мира; необходимость в высококвалифицированных учителях ОБЖ, что является важной задачей достижения планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, межпредметные связи, урочная работа, внеурочная деятельность.

Annоtation. Article is devoted to a question of realization in practice of model of formation of a safety culture at pupils. It is noted, importance of use of intersubject communication in task and after-hour work in the course of teaching subject Fundamentals of Health and Safety that promotes creation of a complete scientific picture of the world; need for highly skilled life safety teachers that is an important problem of achievement of the planned results of training according to FGOS.

Keywords: safety, interdisciplinary connections, lesson work, extracurricular activities.

Введение. Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС имеет своей целью становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Традиционно личность определяют, как человека - субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. В структуре личности изучаются все психологические характеристики человека и все особенности организма ракурсом физиологии. В психологии принято подчеркивать именно общественный характер личности - ее возникновение и развитие возможно только благодаря жизни человека в обществе.

Разработчикам ФГОС (в части требований к результатам освоения курса ОБЖ) удалось сформировать и предложить педагогам документ, предъявляющий достаточно высокие требования, чем ранее. Новые требования позволят вплотную подойти к реализации на практике модели формирования культуры безопасности у учащихся. Однако, высокие требования к результатам освоения курса ОБЖ, подразумевают также высокие требования к уровню квалификации педагогов основ безопасности жизнедеятельности и организации педагогического процесса в целом.

Преподавание предмета ОБЖ - это подготовка детей к жизни, к выживанию в самых сложных ситуациях, в самых сложных видах жизнедеятельности. Это воспитание гражданина - патриота, любящего свою Родину - Россию. И готового в любой момент встать в строй защитников Отечества в Вооружённых Силах России - должно быть, и есть главное в работе преподавателя ОБЖ.

Изложение основного материала статьи. В последние годы проблема формирования основ безопасности становится всё более актуальной. Ей уделяется самое пристальное внимание в образовательных учреждений всех видов и уровней.

Разного рода опасности могут поджидать нас на каждом шагу. И самые незащищённые люди в данном случае - это дети. А значит, их знания в области безопасности нужно постоянно пополнять. И эту важную задачу предстоит выполнить учителю ОБЖ. Но чтобы научить детей правильно реагировать и действовать в опасной жизненной ситуации, нужно самому быть хорошо подкованным во всех связанных с этим вопросах. Также учитель ОБЖ должен понимать, как лучше организовать процесс обучения, каким образом будут проходить основные и дополнительные занятия, как лучше объяснить тот или иной материал, как сделать так, чтобы учащиеся лучше запомнили материал, и самое главное, как заинтересовать их данным предметом и развивать желание его изучать. Чтобы хорошо подготовиться к должности учителя ОБЖ и проводить уроки с учётом всех особенностей Федерального государственного образовательного стандарта.

Образовательный стандарт нового поколения перед учителем ставит новые цели. Педагог должен, в учебно-воспитательной процессе, научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и привить новые умения: универсальные учебные действия и сформировать у школьников мотивацию к обучению. Исходя из задач современного образования, большинству учителей предстоит перестраивать также и своё мышление. Содержание образования не сильно меняется, однако, реализуя новый стандарт, каждый учитель обязан выходить за рамки своего учебного предмета, задумываясь, в первую очередь, о развитии личности школьника, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. В связи с этим роль любого учителя существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания.

Программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» формирует личностные результаты освоения основной образовательной программы; реализует систему базовых национальных ценностей и основные направления духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени основного общего образования; эффективно интегрируется в систему урочной и внеурочной деятельности.

Организация школьной работы по вопросам безопасности жизнедеятельности, большую роль играет сам педагог, которые заинтересован в этой безопасности. Также, тот, который имеет любознательность и опыт в разных сферах жизни.

На современном этапе развития общества важную роль играет исследование личностных свойств человека и их роль в профессиональной деятельности. Немаловажную роль играет изучение структуры личности педагога, поскольку он оказывает существенное трансформирующее воздействие не только на учащихся, но и на общество в целом. Это связано с тем, что в настоящее время на первое место выступают проблемы обучения людей, профессионального развития и становления. При этом решающая и ведущая роль отводится педагогу, поскольку он является центральной личностью во всем процессе обучения, берет на себя ответственность за принятие решений, разработку плана и хода занятий, выбор методов и форм обучения и конечный его результат.

В организации учебного процесса под личностью подразумевают человека как субъекта сознательной деятельности. При этом любой педагог обладает рядом социально - психологических черт. Эти черты с одной стороны обусловлены рядом природных свойств личности, с другой - социальными факторами. Под действием природных факторов формируются такие черты, как память, чувства, эмоции, восприятия. Эти черты обусловлены особенностями нервной системы. Социальные свойства обуславливают роль, статус, знания, опыт, привычки человека.

Не вызывает сомнений тот факт, что специфика психических свойств личности оказывает существенное воздействие на успешность профессиональной деятельности человека. Структура личности определяет стиль мышления человека, управляет чувственно - эмоциональной, волевой сферой человека, обуславливает строй чувств, эмоций человека, определяет поведение и характер взаимоотношений человека с партнерами, учащимися, в трудовом коллективе. В общем виде структура личности определяется как совокупность определенных устойчивых свойств личности, определяющих поведение и характер человека. Эти черты проявляются в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе. Эффективное обучение всегда обусловлено поведением педагога и ориентировано на человека, которого он обучает. Педагог занимает отдельную позицию в обществе и должен обладать особым составом личностных качеств, которые обеспечивают успешность обучения и принятия решений.

Очевидно, что качество работы учителя ОБЖ на две трети зависит от качества выполненной работы учителем математики, истории, биологии, химии, географии, физики, учителем физической культуры и др.

Ведь практически на каждом занятии преподаватель ОБЖ опирается на ранее приобретённые учащимся знаниями по этим предметам. Образно говоря, на уроках ОБЖ шлифуются ранее приобретённые знания - с основным упором на безопасность, на правила выживания в чрезвычайной ситуации.

Например, урок математики, где учитель может затронуть тему о безопасности жизнедеятельности. Время ограничено и предмет, вроде, никак не относится к этой теме. Но, вот задание из рабочей тетради по математике 3 класс Г.В.Дорофеев: «В мешке 48 кг картофеля, в корзине на 30 кг меньше, чем в мешке, а в ведре в 2 раза меньше, чем в корзине. Сколько кг картофеля в ведре?».

После того, как учащиеся решили данную задачу, педагог может сказать, что в молодом или проросшем картофеле содержится, опасное для человека вещество - соланин. Если кожура у картофеля зелёная, то там есть это вещество и его лучше не употреблять или очищать толстым слоем. Тут мы не объясняем, что это за вещество и как оно образуется. Но на отдельном уроке, а точнее, классном часе, мы можем более подробно рассказать, или пригласить работника сельского хозяйства, который более подробно расскажет не только о картофеле, но и других растениях, об их, возможных, опасных свойствах.

Далее, педагог проводит классный час, на подобную тему с картофелем или сельским хозяйством. Для того чтобы, сохранять регламент и время урока, нужно дать чёткую информацию, определить границы темы, цель и задачи, показать важность данной темы.

Подготовка школьной команды к соревнованиям «Школа безопасности» тоже не обходится без участия преподавателя физической культуры.

Все тестовые задания и школьных и муниципальных и региональных олимпиадных заданий предусматривают собирательность предмета ОБЖ, необходимость серьезных знаний по истории, географии, биологии, химии, физике.

Такие межпредметные связи, требуют от педагога соответствующего образа жизни и знаний во многих областях. И такое требование вполне адекватно. Если педагог, понимает связь между употреблением продуктов с синтетическими веществами и влиянием их на нервную систему, то ему самому будет интересно об этом рассказывать, следовательно, его будут внимательно слушать. Если он сам будет пропагандировать физическую активность (несмотря на то, что он учитель по математике), катаясь на велосипеде летом и весной вместо машины, проводя физкультминутки, то и кто-то из учащихся заинтересуется, как это влияет на здоровье и каким образом большое количество транспортных средств, оказывает воздействие на организм человека и природу.

Внешкольная работа подразумевает воспитательную работу, организованную педагогами с учащимися школы вне рамок классно-урочных занятий. Но пропаганда чего бы то ни было будет эффективна в том случае, когда она распространяется не только на учащихся, но и на всех членов его семьи. И мы можем обеспечить и организовать внешкольные мероприятия так, чтобы информацией об антропогенных опасностях, действиях по минимизации их воздействия затрагивала большое количество людей.

Для этого внешкольные мероприятия, можно подразделять на две группы: так как, учащийся зависит от своей семьи, то мероприятие охватывает работу, в которой его семья принимает участие и та работа, где главный сам ученик. От его действий зависит, насколько он будет успешен в своей работе и как его работа повлияет на его жизнь, и только потом на его окружающую среду.

Выводы. Подводя итог сказанному, еще раз хочется отметить, что без межпредметной связи всего учебного процесса, без высококвалифицированного учителя ОБЖ, без необходимой учебно-материальной базы по предмету, без оснащённого оборудованием и наглядными пособиями кабинета, невозможно в полном соответствии с программой курса решать задачи, поставленные министерством Образования РФ, министерствами Обороны и МЧС - задачи, которые ежедневно ставит перед нами жизнь. По выживанию в мире грозном и все более непредсказуемом, предвоенном, по воспитанию личности любящей своё Отечество и способной встать на защиту своей Родины-России.

Главный продукт своей деятельности, который школа должна предъявить обществу - это подготовленный к самостоятельной жизни молодой гражданин, хорошо обученный, знающий историю, культуру своей страны, горячо любящий свою Родину - Россию и готовый защищать её интересы в политике, в дипломатии, с оружием в руках.

По предмету ОБЖ нет школьного экзамена, но каждый учащийся, каждый человек экзамен по ОБЖ сдаёт ежедневно и всю свою жизнь - таков результат многовекового опыта, накопленного человеком.

Литература:

1. Абрамова, С.В. Реализация компетентностного подхода в структуре образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» в условиях модернизации современного образования: монография / С.Н. Абрамова, Е.Н. Бояров // Инновационные технологии в образовании: теория и практика. - 2015. - № 3. -С. 310-354.

2. Ахкиямова, Г.Р. Личностно-ориентированные технологии обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» / Г.Р. Ахкиямова // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2017. - № 4-2. - С. 24-29.

3. Ахкиямова, Г.Р., Хасанова, А.Р. Трансформации учебного процесса по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» в контексте изменений фундаментальных требований ФГОС / Г.Р. Ахкиямова, А.Р. Хасанова // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). -Красноярск: Научно-инновационный центр, 2016. - №11-2. - С. 26-31.

4. Байбородова, Л.В. Непрерывное педагогическое образование / Л.В. Байбородова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 205 с.

5. Венгера, Л.А. Диагностика умственного развития детей / Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Педагогика, 2017. - 200 с.

6. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания / Т.С. Комарова. - М.: Зимородок, 2016. - 415 с.

7. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2016. - 400 с.

8. Кузин, М.В. Детская психология в вопросах и ответах / М.В. Кузин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 253 с.

9. Кулакова, Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности / Е.А. Кулакова. - М.: НИИ школьных технологий, 2016. - 240 с.

10. Михайлов, Л.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.А. Михайлов, О.Н. Русак, В.П. Соломин. - М.: Академия, 2018. - 288 с.

11. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. URL: http://обж.рф (дата обращения: 08.01.2019).

12. Подласый, И.П. Современные образовательные технологии / И.П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2017. - 384 с.

13. ФГОС // Министерство образования и науки Российский Федерации. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://xn80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82% D1%8B/336.

Педагогика

УДК: 377

кандидат педагогических наук, доцент Баканов Максим Викторович

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); доцент Караваев Алексей Васильевич

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Колледж «Коломна» (г.о. Коломна);

кандидат педагогических наук, профессор Титлов Александр Юрьевич

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г.о. Коломна)

КЛАСТЕР КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ РОССИИ И КОНКРЕТНОЙ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Развитие национальной экономики страны и ее отраслей во многом определяется правильностью выбранной экономической стратегии. Под развитием при этом стоит, в современных сложившихся российских условиях, понимать расширение реального производства и достижение стабильного экономического роста.

В настоящей статье рассматриваются вопросы применения кластерной концепции в контексте синтеза макро и микроэкономических подходов, а также потенциальное влияние кластеров на экономическое развитие страны.

Ключевые слова: кластер, образование, государство, образовательная система, университеты, материально-техническая баз, совершенствование.

Annotation. The Development of the national economy and its industries is largely determined by the correctness of the chosen economic strategy. Under the development of this is, in the current Russian conditions, to understand the expansion of real production and the achievement of stable economic growth. This article discusses the application of the cluster concept in the context of the synthesis of macro and microeconomic approaches, as well as the potential impact of clusters on the economic development of the country.

Keyword: cluster, education, state, educational system, universities, material and technical bases, improvement.

Введение. Согласно теории, М. Портера, который является профессором Гарвардской школы бизнеса США и во времена Р. Рейгана входил в Президентскую комиссию по конкурентоспособности промышленности, кластер - это группа географически соседствующих и взаимосвязанных компаний (поставщиков, производителей и др.), а также связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующие и взаимодополняющие друг друга в определенной сфере экономики.

К признакам кластера относятся:

1. Высокий уровень сформированной системы связей между участниками кластера. Обычно под ним подразумевают хорошее (бесперебойное, регламентированное, регулярное, безопасное и логистически обоснованное) транспортное сообщение, а также наличие соответствующей информационной коммуникации между участниками указанной системы взаимодействия.

2. Инновационная составляющая. Актуальность параметра инновационности проявляется в том, что многие кластеры ориентированы на научно-технологический и технический прорыв субъектов активной предпринимательской, и в первую очередь производственной деятельности, с последующим выходом на новые ниши рынка.

3. Высокая территориальная концентрация участников кластерных образований - еще один базовый признак для создания кластера. Для его реализации необходима некоторая «критическая масса» участников, находящихся на одной территории.

Изложение основного материала статьи. Необходимо учитывать, что кластерные сообщества формируются при совпадении эконмических интересов, связанных с осознанием выгод материального и нематериального характера. Кроме того, в появлении кластера должны принимать участие субъекты не только основной, но и дополняющей деятельности. В этом случае образуется агломерационный эффект, который с течением времени может приобретать нарастающий, то есть кумулятивный характер. Он достигается за счет координации проектов, кооперации, инновационной специализации, сокращения общих логистических издержек, использования инновационных технологических и технических решений, и появления не только внешнего, но и внутреннего рынка заказов на производимые товары, работы и услуги (ТРУ).

Конкурентные преимущества кластера для страны и отдельных территорий очевидны:

1. Территориальная локализация участников, что обеспечит работой жителей страны и конкретного региона, а также увеличение налоговых поступлений в бюджет определенного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.