Научная статья на тему 'Современные технологии безопасности жизнедеятельности'

Современные технологии безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1681
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / ВЕБ-ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТРЕНИНГИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширшов В.Д.

Развитие современных информационных технологий и нового инструментария привело к их активному внедрению в образовательный процесс обеспечения безопасности жизнедеятельности. Под технологиями безопасности жизнедеятельности мы понимаем инновационные системы методов и действий выявления и использования потенциала личности, общества и государства для успешного существования. Комплекс современных технологий безопасности жизнедеятельности включает интерактивные технологии: кейс-технологии, веб-технологии, деловые игры, мультимедийные тренинги, моделирование опасных чрезвычайных ситуаций, Новый инструментарий в виде Интернета, компьютера, приборов мобильной связи таит в себе многочисленные опасности и риски. Для их нейтрализации нужны технологии безопасности. Овладение современными педагогическими технологиями, новым информационным инструментарием в сфере безопасности жизнедеятельности формирует аналитические способности, расширяет научный и профессиональный кругозор, самостоятельность и активность пользователя, способствует достижению конкурентных преимуществ учителю основ безопасности жизнедеятельности при выполнении им профессиональных функций в условиях образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES OF SAFETY

The Development of modern information technologies and new tools has led to their active implementation in the educational process of life safety. By technologies of life safety we understand innovative systems of methods and actions to identify and use the potential of the individual, society and the state for a successful existence. The complex of modern technologies of life safety includes interactive technologies: case technologies, web technologies, business games, multimedia training, modeling of dangerous emergencies, New tools in the form of Internet, computer, mobile communication devices are fraught with numerous dangers and risks. To neutralize them, security technologies are needed. Mastering modern pedagogical technologies, new information tools in the field of life safety forms analytical skills, expands scientific and professional Outlook, independence and activity of the user, contributes to the achievement of competitive advantages of the teacher of the basics of life safety in the performance of professional functions in an educational institution.

Текст научной работы на тему «Современные технологии безопасности жизнедеятельности»

48

Sciences of Europe # 3б, (2Q19)

References

1. Subetto, A.I. Educational society and implementation of strategy of educational development in the 21st century. Part 3 / A.I. Subetto//Astrakhan bulletin of ecological education. - 2013. - № 1 (23). - P. 21-56.

2. Kovalenko, U.A. The project activity of students in educational process of high school / U.A. Kovalenko, L.L. Nikitina // Bulletin of Kazan Technological University. - 2012. - № 20, vol. 15 - P. 229-231.

3. Yasvin V.A. Expert projecting management of the development of the school / V.A. Yasvin. - M .: September, 2011. - 176 p.

4. Bermus A.G. Quality management of professional pedagogical education: Monograph. RGPU publishing house: Rostov. 2002. - 288 p.

5. Charikova, I. A Phenomenon of «Living Knowledge» in Engineering and Technical Educatio/ I. N. Charikova, V. I. Zadanov// International Journal of

Mechanical Engineering and Technology (IJMET) Volume 9, Issue 10, 2018, pp. 325-333.

6. Barnett R. Understanding of university./ Barnett R.- Alma Mater № 6, 2008.

7. Gromyko, N.V., Activity epistemology and the problem of translation of theoretical knowledge in educational practice: synopsis for diss. of Dr. Philosophy Sciences: 09.00.01 / Nina Vyacheslavovna Gromyko. - M., 2011. - 51 p.

8. Efremova, N.F. Formation and evaluation of competences in education: a monograph / N.F. Efremova. - Rostov n /D: Arcol, 2010. - 386 p

9. Charikova, I. Teacher to Student Epistemolog-ical Interaction in the Contemporary Paradigm of University Education / I. N. Charikova // Journal of Social Studies Education Research,2017. - Iss. 8 (Special Issue). - P. 117-129. .

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ширшов В.Д.

Уральский государственный педагогический университет, доктор педагогических наук, профессор

MODERN TECHNOLOGIES OF SAFETY

Shirshov V.D.

Ural state pedagogical University, doctor of pedagogical Sciences, Professor

АННОТАЦИЯ

Развитие современных информационных технологий и нового инструментария привело к их активному внедрению в образовательный процесс обеспечения безопасности жизнедеятельности. Под технологиями безопасности жизнедеятельности мы понимаем инновационные системы методов и действий выявления и использования потенциала личности, общества и государства для успешного существования. Комплекс современных технологий безопасности жизнедеятельности включает интерактивные технологии: кейс-технологии, веб-технологии, деловые игры, мультимедийные тренинги, моделирование опасных чрезвычайных ситуаций,

Новый инструментарий в виде Интернета, компьютера, приборов мобильной связи таит в себе многочисленные опасности и риски. Для их нейтрализации нужны технологии безопасности. Овладение современными педагогическими технологиями, новым информационным инструментарием в сфере безопасности жизнедеятельности формирует аналитические способности, расширяет научный и профессиональный кругозор, самостоятельность и активность пользователя, способствует достижению конкурентных преимуществ учителю основ безопасности жизнедеятельности при выполнении им профессиональных функций в условиях образовательного учреждения.

ABSTRACT

The Development of modern information technologies and new tools has led to their active implementation in the educational process of life safety. By technologies of life safety we understand innovative systems of methods and actions to identify and use the potential of the individual, society and the state for a successful existence. The complex of modern technologies of life safety includes interactive technologies: case technologies, web technologies, business games, multimedia training, modeling of dangerous emergencies,

New tools in the form of Internet, computer, mobile communication devices are fraught with numerous dangers and risks. To neutralize them, security technologies are needed. Mastering modern pedagogical technologies, new information tools in the field of life safety forms analytical skills, expands scientific and professional Outlook, independence and activity of the user, contributes to the achievement of competitive advantages of the teacher of the basics of life safety in the performance of professional functions in an educational institution.

Ключевые слова: технологии, инструментарий, безопасность, кейс-технологии, веб-технологии, деловые игры, мультимедийные тренинги, моделирование, кибербезопасность.

Keywords: technologies, tools, security, case technologies, web technologies, business games, multimedia trainings, modeling, cybersecurity.

Sciences of Europe # 36, (2019)_

Стремительное развитие современных информационных технологий и нового инструментария привело к их активному внедрению в образовательный процесс и профессиональную практику учителя «Основ безопасности жизнедеятельности»

Технологический подход предполагает использование современных педагогических технологий для оптимального построения и реализации на практике дидактических и воспитательных целей с требованиями гарантированного достижения успеха в профессиональной деятельности учителя «Основ безопасности жизнедеятельности». Эти технологии выдвигают на первое место не только информированность обучаемых, но их способность решать проблемы безопасности жизнедеятельности в учебных и в жизненных ситуациях.

Под технологиями безопасности жизнедеятельности мы понимаем инновационные системы методов и действий выявления и использования потенциала личности, общества и государства для успешного существования.

Комплекс современных технологий безопасности жизнедеятельности включает интерактивные технологии: кейс-технологии, веб-технологии, деловые игры, мультимедийные тренинги, моделирование опасных чрезвычайных ситуаций, работа с небольшими группами обучающихся, работу в парах и т.д.[9,10].

Мы считаем, что внедрение кейс-технологии в практику подготовки будущих бакалавров обусловлено двумя тенденциями:

-ориентация образования на формирование знаний, умений и навыков интеллектуальной деятельности, на развитие у будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности способности к преподаванию, умению перерабатывать достаточно большие объемы информации;

-развитием требований к выпускнику, который должен обладать способностью оптимального решения различных бытовых и чрезвычайных ситуаций в ходе учебного процесса.

Самой сложной проблемой при применении кейс-технологии является подбор необходимого и достаточного банка кейсов для каждой темы предмета изучения. Под понятием «кейс» мы представляем практические ситуации, в которых освещаются сложные случаи, событии с непредсказуемыми результатами, в которых можно обнаружить проблему, конкретных людей в момент принятия важного решения, Элементами кейса являются изложение; иллюстрация; практическая задача с вопросами для размышления и принятия безопасного решения.

Преимущества кейс-технологии заключается в следующем:

- включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры;

- предполагает активное участие обучаемых в группе при взаимном обмене информацией;

- осуществляет процедуру погружения группы в ситуацию, формирует эффект умножения знания, обмен открытиями и т.п.

_49

- значительным достижением кейс-технологии является создание ситуации успеха. Достижение успеха обучаемых выступает одной из главных движущих сил для формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности по проблемам безопасности жизнедеятельности.

У продвинутых учителей «Основ безопасности жизнедеятельности» разработан банк кейс-стади по каждой теме предмета. Для примера приведём содержание кейса:

Цель применения - формирование представлений студентов о порядке действий при обнаружении неизвестных химических веществ.

3 сентября 20013 года один из сотрудников «Молочный концерн» у себя в кармане обнаружил порошок неизвестного происхождения. Два человека, которые находились в непосредственном контакте с порошком, получили необходимую медицинскую профилактику.

Служба охраны компании приняла необходимые меры безопасности и поставила в известность компетентные органы, которые начали расследование и провели экспертизу обнаруженных веществ. Чтобы содействовать следственным действиям и обеспечению безопасности здоровья сотрудников, на предприятии временно приостановили работу.

Согласно предварительному заключению, вредных веществ в порошке не обнаружено. Требуется дополнительное время для дальнейшей экспертизы и получения окончательных результатов.

Безопасность и здоровье сотрудников - приоритет для компании «Молочный концерн». Принимаются все меры, чтобы потребители получали продукцию компании, отвечающую всем гигиеническим и санитарным нормам.

Вопросы и задания

1. Какую опасность представлял обнаруженный порошок на молочном концерне? В чем состоял риск?

2. Оцените деятельность руководства и охраны концерна для предотвращения чрезвычайной ситуации?

3. Определите сложность разрешения этого кейс[2.3.6].

Опыт научных исследований в сфере безопасности жизнедеятельности показывает высокую эффективность веб-квест технологий: поиск, приключение, путешествие, компьютерная игра и т.д. Создаются проблемные задания в различных жизненных ситуациях, проводится коллективный поиск и обсуждение сложных жизненных, экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Технология веб-квест имеет структуру, которую мы покажем по теме «Профилактика терроризма в образовательной организации» для учеников 9 класса:

1. Во введение раскрываются основные понятия терроризма, истоки и причины современного терроризма.

2.Создается интрига в виде демонстрации видеофильмов «Терроризм», «Подготовка террористов».

50_

3.Создается провокация: «Назовите основные цели и виды терроризма!» (Цель - использование крайних форм насилия для дестабилизации общественной жизни, виды - письменный, телефонный терроризм, терроризм с применением взрывчатых веществ, одиночный и групповой терроризм, последствия террористического акта).

4.Центральное задание - проанализировать, разработать пути профилактики терроризма в образовательной организации (охрана зданий и прилегающих территорий, пропускной режим, формы обучения обучаемых при потенциальной угрозе террористического акта).

5. Действия обучаемых:

- действия обучаемых при угрозе физического, психологического, сексуального насилия;

- при обнаружении взрывоопасных предметов;

-правила безопасности при угрозе взрыва;

- правила безопасности при обстреле;

-действия обучаемых при попадании в заложники (ролевые игры).

-помощь пострадавшим при террористическом акте(практическая работа).

6. Представление результатов: обучаемые усвоили теоретические аспекты терроризма, обсудили и обобщили практические действия при различных видах терроризма.

Для организации веб-квестов необходимы учебно-методические материалы: список информационных ресурсов (адреса веб-сайтов, ссылки в Интернете, фильмы, фото, таблицы, схемы), инструкции, процедуры выполнения заданий, порядок составления индивидуального или коллективного отчета в виде кратко обобщенного опыта[4].

В последние годы активно используются при подготовке бакалавров «Основ безопасности жизнедеятельности» технологии создания и презентация электронных технических средств обучения с аудиовизуальным сопровождением, с компьютерным синтезом звука, проводится работа с музыкальными аудиофайлами [7, с.8]. Эти технологии применяются также при создании и редактирование сообщений на семинарских занятиях, при подготовке в печать статей, при показе и словесном сопровождении просмотра картин знаменитых художников, «виртуальном посещении» музеев, картинных галерей, архитектурных памятников, материалов по великим военным сражениям, например, времен Великой Отечественной войны, по организации полевых учений старшеклассников и т.д. Всё это способствует повышению знаний понятийного и терминологического аппарата, формированию умений по отбору и компоновке аудиовизуальных средств при использовании педагогических технологий.

При изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» входят в практику технологии экспертной работы при выполнении практических заданий, например, при оказании первой помощи при травмах, при действиях обучаемых при эвакуации, при профилактике террористических актов и других чрезвычайных ситуациях.

_Sciences of Europe # 36, (2019)

Использование мультимедийных тренингов в виде педагогической технологии предполагает:

- использование мысленного и имитационного проигрывания действий в измененной или нестандартной опасной ситуации с введением элементов неясности обстановки;

-отсутствие достаточной информации, непредвиденности возникающих трудностей и условий требует от обучаемых быстрого нахождения нового, оригинального решения;

- позволяет им овладевать способами самостоятельного нахождения выхода из нестандартной ситуации;

-овладение умениями создания свою модель безопасного поведения;

-планирования, контролирования, регулирования и оценивания своих действий и поступ-ков[9,с.18].В результате этих действий осуществляется самостоятельное изучение посредством применения таких технологий, как имитационные, ролевые, деловые игры, игры-упражнения.

Новый инструментарий в виде Интернета, компьютера, приборов мобильной связи таит в себе многочисленные опасности и риски. «Так известно, что анонимность в интернете давно не существует, поэтому государственным структурам есть возможность определить местонахождение любого пользователя социальных сетей, зная IP- адрес компьютера, с которого отправлено сообщение о «замини-рованом здании, аэропорта, школы и т.д.. Ещё одной опасностью можно назвать, например, ки-бербуллинг - травля посредством открытых комментариев недостатков личности пользователя, показ злобных троллей, навязывание платных игр или каких-то покупок и т.д. Увлечение компьютерными играми может повлечь за собой опасные для общества проблемы криминального характера, когда у людей не хватает денег на игру, и они идут на преступление. Чтобы подобных рисков не допустить, со школьниками нужно проводить занятия по ки-бербезопасности, на которых нужно научить детей отличать фейговые сведения от правдивых и немедленно закрывать всплывающие окна.

Таким образом, киберзависимость набирает обороты, прогрессирует и остановить его можно лишь своим трезвым сознанием[10,с.77].

Особое место в киберзависимости занимает зависимость от мобильного телефона, которая проявляется в виде «номофобии» (от английского nomo-bile - phone phobia) - страх отсутствия телефона, налаживания мобильной связи, когда появляется зависимость от интернет-общения, чатов, обмена SMS, скайпа и т.д.

Киберзависимость и номофобия трудно поддается лечению, однако ученые выработали три пути лечения:

- терапевтический способ заключается в том, что человека приучают мысленно представить, что он может обойтись без своего «сотика»;

- после мысленных тренировок следующий шаг - контролируемое использование мобильника только по делу;

Sciences of Europe # 36, (2019)_

- тратить в месяц на телефон строго определенную сумму денег [70, с. 5-31].

Первый этап лечения киберзависимости и но-мофобии - диагностика причин формирования этой зависимости. На этом этапе проводится профилактическое лекарственное лечение.

На втором этапе лечения номофобии проводится психологическая коррекция в индивидуальном порядке и в специальных тренинговых группах. Психологическая помощь направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитанию волевых качеств, повышению самооценки.

Третий этап лечения номофобии - это привлечение страдающего человека в процессы, не связанные с «сотиком». Необходимо показать человеку, что существует масса интересных развлечений, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние[10,с.78].

Таким образом, овладение современными педагогическими технологиями, новым информационным инструментарием в сфере безопасности жизнедеятельности формирует аналитические способности, расширяет научный и профессиональный кругозор, самостоятельность и активность пользователя, способствует достижению конкурентных преимуществ учителю основ безопасности жизнедеятельности при выполнении им профессиональных функций в условиях образовательного учреждения.

Литература

1. Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий. Уч. Пособие. В5 кн..Кн.1. /В.А, Котляревский, К.Е. Кочетков, А.А. Носач и др. М,: Изд. АСВ, 1995.- 320с.

_51

2. Головкина А.А. Кейс-стади для повышения эффективности курса «Безопасность жизнедеятельности» студентами нефтегазового корпоративного образования: - учебное пособие.- Тюмень: ТюМГУ,2010,- 116с.

3. Загвязинский, В.И., Строкова, Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики. Монография./В.И. Загвязинский, Т.А. Строкова.- Изд.ТюмГУ.- Тюмень: 2011. -176 с.

4. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) [Текс]/: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Е.В. Змановская, -2-е изд., испр. .- М,: Академия, 2004,- 288с.

5. Мартыненко, А. В. Здоровье молодежи [Текст] / А. В. Мартыненко // Светское здравоохранение. - 1990. - С. 5-31.

6.Колесник Н П Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике /Методические рекомендации - в 2-х частях /41 - СПб НП «Стратегия будущего», 2006 198 с - 13,25 п л ,

7. Коновалов А.А. Формирование профессионально-специализированных компетенций в музыкально-компьютерной деятельности студентов-бакалавров. Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук Екатеринбург: 2018, 23с.

8. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа.5-9 классыб учебно-методическое пособие/ авт.-сост. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н Виноградский, м.А. Ульянова. - 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.-106 с.

9. Ширшов, В.Д. Психологическая готовность к действию в чрезвычайных ситуациях: учеб. посо-бие/В.Д. Ширшов; ФГБОУ ВО»Урал.гос.пед.ун-т». -Екатеринбург,2016 - 346с.

10. Ширшов, В.Д., Сабриентология: наука о трезвом сознании: монография/В.Д. Ширшов.-М.:ИНФРА-М,2018.-210с.- (Научная мысль).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.