Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СПО'

ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные результаты / система среднего профессионального образования / колледж / диагностика / обучающиеся / компетентностный подход / educational results / secondary vocational education system / college / diagnostics / students / competence approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.С. Минбулатова, З.Р. Рамазанова, Р.В. Магомедов

В статье продемонстрированы преимущества в результате использования определенных инструментов технологического характера для результативной диагностики степени освоения обучающимися учебного заведения СПО жизненно важных навыков. Проведен сравнительный анализ подходов к диагностике качества освоения знаний и навыков, используемый педагогами до применения программных продуктов и после их внедрения в педагогическую деятельность. Приведен механизм употребления данных об обучающихся на примере двух программных продуктов Microsoft Excel и Python, которые зарекомендовали себя как эффективные инструменты для аналитической деятельности. Даны рекомендации по обработке педагогом данных в отношении обучающихся на примере умения пользования ими противогазом, формирования новых данных из имеющихся, построения моделей и поиска эффективных решений. Обозначены отдельные аспекты диагностической деятельности педагога безопасности жизнедеятельности посредством платформы Python.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF COMPETENCE-ORIENTED EDUCATIONAL RESULTS OF STUDENTS ON LIFE SAFETY IN THE SPO SYSTEM

The article demonstrates advantages resulting from the use of certain technological tools for the effective diagnosis of the degree of mastering of vital skills by students of the educational institution of vocational education. A comparative analysis of approaches to the diagnosis of the quality of mastering knowledge and skills used by teachers before using software products and after their introduction into teaching activities is carried out. The mechanism of using data about students is given on the example of two software products Microsoft Excel and Python, which have proven themselves as effective tools for analytical activities. Recommendations are given on the processing of data by a teacher in relation to students on the example of the ability to use a gas mask, the formation of new data from existing ones, the construction of models and the search for effective solutions. The separate aspects of diagnostic activity of the teacher of life safety by means of the Python platform are designated.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СПО»

Предпочтения в области профессии детерминируются способностями, интересами, психологическими особенностями юноши/девушки. Вместе с тем учитывается специфика рода деятельности, предъявляемые им требования к профессионально значимым психологическим качествам человека. Такие требования градуируются в профессиограммах как 1) абсолютно необходимые, 2) относительно необходимые, 3) желательные.

Нейродидактика рекомендует сопрягать эту проблему с латеральной асимметрией головного мозга. При обучении профессии гуманитарно ориен-

Библиографический список

тированные представители левополушарного когнитивного типа, как правило, избегают работы с наглядными материалами (математические формулы, графики, чертежи, диаграммы, символические изображения, схемы), предпочитая им словесные описания и объяснения. Даже восприятие произведений искусства сопряжено у них с речевым комментарием, что характеризует их как аудиалов. Напротив, представители правополушарного когнитивного типа не являются риторами, но с успехом оперируют образами в художественной деятельности.

1. Андреева ГМ. Социальная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2010.

2. Возрастная и педагогическая психология. Москва: Прогресс, 1999.

3. Костромина С.Н., Реан А.А. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности. Психологическая наука и образование. 2007; Т. 12, № 3: 77-86.

4. Куликова О.В. Нейродидактический подход как фактор повышения качества люучения иноязычному профессиональному общению. Вестник МГЛУ. 2014: 56-64.

5. Лезина В.В., Мальсагова М.Х., Мальсагов А.А. Персонализированное обучение как нейродидактический инструмент интеллектуальной акселлерации. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022; № 9 (211): 243-248.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%20 3++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf

7. Столяренко Л.Д. Возрастная психология: учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

8. Умаева Д.М., Мальсагова М.Х., Лезина В.В. Развитие мозговой активности детей в раннем возрасте. Современная наука: взгляд молодежи: материалы V Всероссийской конференции. Пятигорск: ПГУ, 2023.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриат). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г № 1426. Available at: https://base.garant.ru/71897858/53f89421bbdaf741 eb2d1ecc4ddb4c33/

10. Leathers D.G. Successful nonverbal communication: principles and applications. Prentice Hall, 1997.

References

1. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2010.

2. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Progress, 1999.

3. Kostromina S.N., Rean A.A. Kommunikativnaya kompetentnost' pedagoga kak faktor uspeshnosti ego diagnosticheskoj deyatel'nosti. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2007; T. 12, № 3: 77-86.

4. Kulikova O.V. Nejrodidakticheskij podhod kak faktor povysheniya kachestva lyuucheniya inoyazychnomu professional'nomu obscheniyu. Vestnik MGLU. 2014: 56-64.

5. Lezina V.V., Mal'sagova M.H., Mal'sagov A.A. Personalizirovannoe obuchenie kak nejrodidakticheskij instrument intellektual'noj akselleracii. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2022; № 9 (211): 243-248.

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki). Redakciya s izmeneniyami № 1456 ot 26.11.2020. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ BaW440305_B_3_15062021.pdf

7. Stolyarenko L.D. Vozrastnaya psihologiya: uchebnik. Rostov-na-Donu: Feniks, 2017.

8. Umaeva D.M., Mal'sagova M.H., Lezina V.V. Razvitie mozgovoj aktivnosti detej v rannem vozraste. Sovremennaya nauka: vzglyad molodezhi: materialy V Vserossijskoj konferencii. Pyatigorsk: PGU, 2023.

9. Federally] gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriat). Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 4 dekabrya 2015 g. № 1426. Available at: https://base.garant.ru/71897858/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

10. Leathers D.G. Successful nonverbal communication: principles and applications. Prentice Hall, 1997.

Статья поступила в редакцию 01.06.23

УДК 378

Minbulatova I.S., Cand. of Sciences (Biology), senior teacher, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: minbulatova.iza@mail.ru Ramazanova Z.R., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: zulfiraram@mail.ru

Magomedov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University; senior lecturer,

Department of Natural Sciences, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: rustammag79@yandex.ru

DIAGNOSTICS OF COMPETENCE-ORIENTED EDUCATIONAL RESULTS OF STUDENTS ON LIFE SAFETY IN THE SPO SYSTEM. The article demonstrates advantages resulting from the use of certain technological tools for the effective diagnosis of the degree of mastering of vital skills by students of the educational institution of vocational education. A comparative analysis of approaches to the diagnosis of the quality of mastering knowledge and skills used by teachers before using software products and after their introduction into teaching activities is carried out. The mechanism of using data about students is given on the example of two software products Microsoft Excel and Python, which have proven themselves as effective tools for analytical activities. Recommendations are given on the processing of data by a teacher in relation to students on the example of the ability to use a gas mask, the formation of new data from existing ones, the construction of models and the search for effective solutions. The separate aspects of diagnostic activity of the teacher of life safety by means of the Python platform are designated.

Key words: educational results, secondary vocational education system, college, diagnostics, students, competence approach

И.С. Минбулатова, канд. биол. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: minbulatova.iza@mail.ru

З.Р. Рамазанова, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: zulfiraram@mail.ru

Р.В. Магомедов, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала, E-mail: rustammag79@yandex.ru

ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СПО

В статье продемонстрированы преимущества в результате использования определенных инструментов технологического характера для результативной диагностики степени освоения обучающимися учебного заведения СПО жизненно важных навыков. Проведен сравнительный анализ подходов к диагностике качества освоения знаний и навыков, используемый педагогами до применения программных продуктов и после их внедрения в педагогическую

деятельность. Приведен механизм употребления данных об обучающихся на примере двух программных продуктов Microsoft Excel и Python, которые зарекомендовали себя как эффективные инструменты для аналитической деятельности. Даны рекомендации по обработке педагогом данных в отношении обучающихся на примере умения пользования ими противогазом, формирования новых данных из имеющихся, построения моделей и поиска эффективных решений. Обозначены отдельные аспекты диагностической деятельности педагога безопасности жизнедеятельности посредством платформы Python.

Ключевые слова: образовательные результаты, система среднего профессионального образования, колледж, диагностика, обучающиеся, компетентностный подход

Актуальность настоящего исследования сформирована в результате убеждения, что каждая дисциплина в учебном процессе вносит свой вклад в создание ведущих и основных компетенций студентов посредством организации и содержания образовательного процесса. В связи с этим одной из основных задач педагога дисциплины безопасности жизнедеятельности является формирование у обучающихся опыта принятия самостоятельного и индивидуального решения коммуникативных, познавательных, организационных и других задач. На сегодняшний день компетентностный подход в системе образования формирует у обучающегося ряд компетенций, необходимых ему для полного овладения профессией и эффективного применения полученных навыков в будущей профессиональной деятельности [1, с. 18]. Образовательный процесс, который построен с учетом компетентностного подхода, имеет прикладную направленность, что дает возможность будущему специалисту, обладающему определенными компетенциями, решать задачи практического характера [2-8].

Целью данной статьи является выявление методов результативной диагностической деятельности педагога безопасности жизнедеятельности.

Исходя из поставленной цели, необходимо обозначить следующие задачи:

1) определить особенности компетентностного подхода при диагностике качества освоения существенной информации обучающимися;

2) изучить характерные признаки стандартного подхода к анализу качества обучения безопасности жизнедеятельности в системе среднего профессионального образования (СПО);

3) изучить механизм использования данных об обучающихся на примере программных продуктов и выявить преимущества применения программных продуктов для диагностической деятельности педагога безопасности жизнедеятельности.

В процессе изучения темы и сопутствующих проблем были рассмотрены теоретические источники и соответствующие исследования, а также апробированы компьютерные продукты для разработки соответствующих рекомендаций.

Научная новизна настоящего исследования состоит в изменении подхода к диагностической деятельности педагога безопасности жизнедеятельности путем использования современных отраслевых технологий для решения очевидных и неочевидных проблем процесса освоения знаний и навыков обучающимися.

Теоретическая значимость состоит в изучении проблемы диагностирования компетентностно-ориентированных образовательных результатов обучающихся в сфере безопасности жизнедеятельности, которые допустимы непосредственно для учебных заведений системы СПО.

Практическая значимость настоящего исследования заключается механизме использования программных продуктов специального назначения в целях выявления оптимальных результатов диагностики результатов обучающихся, которые необходимы педагогу безопасности жизнедеятельности для совершенствования процесса обучения.

На сегодняшний день перед системой образования среднего профессионального образования стоит задача по подготовке обучающихся к профессиональной деятельности в любой сфере, учитывая его индивидуальные интересы, рынок труда и потребности общества. В настоящем исследовании актуален ФГОС среднего профессионального образования (ФГОС СПО), в рамках которого перед педагогом безопасности жизнедеятельности стоят задачи, решение которых предполагает освоение обучающихся таких специализированных компетенций, как умение определять степень опасности в текущей ситуации и принимать уместные для данного случая решения для обеспечения безопасных условий безопасности; способность организовать мероприятие любой сложности, которая направлена на устранение последствий нестандартной опасной ситуации; готовность применить инструменты и средства для личной защиты и защиты окружающих людей от какого-либо негативного воздействия; умение применять знания и навыки в сфере безопасности жизнедеятельности в случае несения обязанностей воинской направленности, способность оказать помощь медицинского характера в экстренных случаях [2, с. 169].

Однако в курсе изучения дисциплины безопасности жизнедеятельности формируются ключевые возможности у студентов: учебно-познавательные; ценностно-смысловые; информационные и здоровьесберегающие. Основной целью учебно-познавательных компетенций является формирование у студента способности организовать индивидуальную учебную деятельность и уметь осуществлять сопоставление, сравнение, ранжирование объектов по дифференцированным основаниям с целью установления причинно-следственной связи. Ценностно-смысловые, в свою очередь, предоставляют возможность научиться принимать решения, осуществлять действия и поступки на базе смысловых и целевых установок [3, с. 156]. Информационные компетенции направлены на работу с информацией, развитие навыков по ее нахождению, а также умений систематизировать и анализировать имеющуюся информацию. И, наконец, здоро-

вьесберегающие компетенции включают в себя опыт ориентации на территории; умение оказать первую медицинскую помощь и др.

Компетентностный подход в структуре образования выявляет разностороннюю подготовленность студентов, а именно - кроме традиционных знаний и умений, обучающиеся обладают определенной совокупностью профессиональных и психолого-педагогических характеристик. Также необходимо учитывать, что компетенции создаются и развиваются в зависимости от содержания самого обучения и применяемых образовательных технологий.

В любом процессе, включая образовательный, необходимо оценивать результаты деятельности. Для этого применяют различные инструменты диагностик. При выборе инструментов диагностики необходимо учитывать интегрированный подход к процессу оценки уровня сформированности компетенций у студентов. Для диагностирования и получения эффективных результатов необходимо определить те технологии, которые будут описывать итоги обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», а также выражаться в определениях нужного уровня обученности [4, с. 88]. Применяемые средства оценки должны предоставлять возможность измерить уровень достижения полученных результатов образовательной деятельности по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Следует отметить, что оценивание степени освоения обучающимися аспектов теоретического и практического материала в рамках безопасности жизнедеятельности осуществляется при помощи регулярного проведения контрольных письменных мероприятий, которые позволяют аккумулировать данные диагностики успеваемости, а также письменная фиксация педагогом практических результатов демонстрации применения необходимого инвентаря, которые также отражаются на дальнейшем анализе. Указанная информация формируется в процессе проведения текущей аттестации. Кроме того, для диагностики будут в значительной степени полезны результаты упомянутых мероприятий в рамках промежуточной и государственной аттестаций, которые важны не только образовательной организации для соответствующей отчетности, но и непосредственно для педагога. В качестве контрольных мероприятий могут выступить письменные задания, которые обучающие выполняют в качестве домашнего задания; проектной или реферативной работы; тестирования в письменном виде, контрольной работы и др. Фиксация педагогом умения пользоваться средствами для оказания помощи или устранения негативных последствий осуществляется непосредственно в образовательной организации или на прилегающей к ней территории. Педагог вправе производить оценочные действия в отношении обучающихся в любой хронологической последовательности, которая ограничена лишь периодом обучения в рамках конкретного учебного года. Таким образом, оценочная часть деятельности педагога в последующем будет составлять основу для проведения диагностики и, соответственно, представляет значительную ценность для образовательного процесса в отношении безопасности жизнедеятельности.

Качество освоения содержательной части программы в рамках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) указывает на степень готовности обучающимися образовательной организации применить на практике жизненно важные знания и навыки. Помимо проведения контрольных мероприятий и итоговой аттестации, необходим анализ успеваемости обучающихся и прогнозирование тех или иных моделей обучения. Стандартные подходы к аналитической составляющей указанной успеваемости, как показывает практика, обеспечивают данными не в полном объеме. На их основе не всегда возможно выявить, какие темы осваиваются обучающимися в значительной степени качественнее и интенсивнее, какие навыки безопасности жизнедеятельности даются обучающимся труднее всего, а также какие модели обучения оправдывают цели и задачи, которые стоят перед педагогом. Кроме того, существующие в настоящее время методы оценки качества обучения не позволяют соотнести имеющиеся результаты с теми компетенциями, которые обозначены в содержательной части учебных программ. Это значит, что в системе СПО наблюдается своеобразный разрыв между методологическими и практическими аспектами обучения навыков безопасности.

Обозначенный анализ, который позволяет учитывать специфические тенденции качества обучения в сфере безопасности жизнедеятельности, подразумевает применение современных технологий и методов анализа больших данных. Так как образовательная организация как автономное учреждение ежедневно формирует различного рода данные, к примеру, посещение обучающимися занятий, получение ими результатов контрольных мероприятий, их участие в конкурсных и общественных мероприятиях внешнего характера, различные количественные показатели в отношении абитуриентов и выпускников, то общий объем данных представляет собой значительную систему, выраженную в числовых показателях [5, с. 168]. Данными показателями образовательные учреждения постепенно начинают управлять и пользоваться ими, однако в педагогической деятельности в сфере основ безопасности жизнедеятельности указанного типа данные до сих пор не являются определяющими.

Между тем данные, выраженные в виде результатов обучающихся в рамках безопасности жизнедеятельности, усилиями профильных педагогов организаций среднего профессионального образования (СПО) могут создать отдельную систему управления знаниями и навыками на территории Российской Федерации. Такая система может быть создана и распространена после результативной апробации на базе структурного подразделения Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» - бизнес-колледжа (бизнес-колледж ГАОУ ВО ДГУНХ). Предполагается, что педагоги безопасности жизнедеятельности начнут осуществлять сбор данных по итогам освоения знаний и навыков обучающимися посредством программы для работы с различными электронными таблицами Microsoft Excel. Обозначенные таблицы будут посвящены таким аспектам данных, как результаты контрольных мероприятий за первое и второе полугодие, а также за год; качество успеваемости по отдельным направлениям и темам безопасности жизнедеятельности; выполнение обучающимися заданий практической направленности; регулярность посещения лекционных занятий и взаимосвязь посещаемости с качеством освоения практических навыков и др. [6, c. 51].

Указанные таблицы заполняются педагогами на регулярной основе, так как корректность приводимых в них данных в последующем существенно отразится на анализе, выявлении характерных тенденций, а также моделировании оптимизированных форм обучения безопасности жизнедеятельности.

Впоследствии предполагается, что педагог будет переносить данные таблиц на платформу языка программирования Python, который позволяет строить различные графики, наглядные диаграммы и отслеживать динамику развития той или иной исследуемой тенденции [7, c. 259]. Перенос данных на платформу Python осуществляется путем присоединения файла с расширением .xls. Затем педагог формирует задачи для обработки данных на указанной платформе и определяет, какой результат ему необходим на данный момент времени. В частности, платформа Python может выявить количество обучающихся, которые показывают оптимальные результаты с учетом ожиданий образовательной программы в рамках безопасности жизнедеятельности. С помощью Python педагог может выявить, какие занятия и какие темы задерживают процесс освоения навыков, а также как взаимосвязано количество учебных часов и приоритетность темы при обнаружении дефицитных показателей качества обучения. Платформа Python позволяет педагогу обозначить запросы в соответствии с искомыми компетенциями, предусмотренными в рамках ФГОС СПО. В частности, педагог может выявить причину отсутствия оперативной реакции на признаки опасности в конкретной ситуации или определить при помощи моделирования, какие качества необходимы обучающимся для принятия нестандартных решений при отсутствии каких-либо ресурсов для оказания помощи пострадавшему посредством искусственного дыхания. Кроме того, за счет анализа результатов обучающихся в отношении выполнения ими соответствующих тематических письменных работ педагог может обнаружить уникальные качества, присущие тем или иным обучающимся, которые они могут в себе развить для обеспечения коллективной безопасности в случае наступления подобной необходимости. Платформа Python может построить модель, при которой возможна комбинация тематических занятий для закрепления такой компетенции, как устранение последствий нестандартной опасной ситуации, к примеру, возникновения пожара. Подобным образом педагог может достичь оптимальных результатов освоения обучающимися всех предписанных ФГОС СПО компетенций для его отраслевого предмета и корректировать педагогическую деятельность, упростив многие действия в процессе обучения по соответствующим тематическим направлениям.

При выборе педагогом всестороннего подхода к анализу используемых данных обучающихся возможно решение сопутствующих задач в отношении поиска оптимальных видов аттестации. Как программа Microsoft Excel, так и платформа Python могут выявить виды контрольных мероприятий, которые в значительной степени способствуют качественному закреплению обучающимися знаний и профильных навыков. Педагог может осознать причину, которая позволяет обучающимся справляться с контрольными заданиями. К примеру, психотип большей части группы нацелен на вдумчивое отношение к письменным ответам или вид контрольного задания провоцирует части обучающихся рассчитывать на помощь однокурсников. В некоторых случаях может выясниться, что контрольные мероприятия, показывающие худшие результаты освоения знаний, наоборот, являются оптимальной формой проверки, так как предполагают исключительно самостоятельное выполнение заданий. Ответ на подобный вопрос педагог может получить при построении соответствующей модели на платформе Python, которая учитывает все текущие результаты обучающихся и отслеживает неочевидную динамику успеваемости.

К примеру, необходимо выявить причину отсутствия должных навыков при использовании противогазов среди обучающихся первого курса бизнес-колледжа ГАОУ ВО ДГУНХ. Для этого необходимо, чтобы в таблице Microsoft Excel содержались следующие данные: список обучающихся, дата рождения, наименование тем, количество учебных часов, наименование темы контрольного мероприятия,

Библиографический список

виды контрольных мероприятий, результаты по каждому обучающегося, даты проведения занятия и контрольного мероприятия. Впоследствии полученные данные переносятся путем присоединения к платформе Python и обрабатываются на предмет чистоты полученных данных.

Для определения взаимосвязи между освоением знаний и навыков и практической составляющей на указанной платформе задаются соответствующие коды (задачи на языке программирования), которые отобразят графики и диаграммы следующего содержания: корреляция между количеством аудиторных часов и практическими занятиями; степень освоения навыков применения противогаза между обучающимися одного возраста и другого; корреляция между аудиторными занятиями, каникулярным временем и контрольными мероприятиями; взаимосвязь между количеством аудиторных занятий и формой проверки полученных навыков и знаний и др. [8, c. 168].

Таким образом педагог сможет выявить причину ухудшения освоения пользования противогазом, а затем на указанной платформе построить модель оптимизации образовательного процесса в отношении конкретной темы. Это достигается путем формирования платформой новых данных в табличной форме, которые затрагивают вероятное изменение выявленного проблемного показателя при условии, если педагог, к примеру, изменит форму подачи материала или сможет предусмотреть внедрение коуч-сессий для соответствующей темы.

Построенная платформой Python модель сможет наглядно показать педагогу корректность выбранных методов оптимизации обучения с учетом действительных показателей качества знаний обучающихся. Если модель покажет, что предполагаемое педагогическое решение приблизит к целям и задачам образовательной программы, то педагог сможет внедрить данное решение в свою деятельность и продолжить формирование собственной базы данных с учетом изменений для дальнейшего анализа и оптимизации образовательного процесса. Если модель, построенная платформой Python, покажет новые вероятные проблемные места в процессе обучения, то у педагога появляется возможность создания дополнительной таблицы с данными, отражающими иные варианты решений. Подобный процесс педагог может повторять в отношении построения новых моделей до тех пор, пока не выявится оптимальное решение без необходимости реализации мероприятий экспериментального характера и осуществления каких-либо излишних фактических затрат со стороны образовательной организации. Результаты опыта, полученного на базе бизнес-колледжа ГАОУ ВО ДГУНХ, впоследствии можно будет обнародовать и распространить на соответствующих конференциях, а также применить в других образовательных учреждениях системы СПО.

В целях освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», повышения эффективности обучения обучающихся основам данной науки колледжам требуется постоянное обновление материально-технической базы и совершенствование методов и приемов обучения обучающихся на базе моделей компетенций, средств и технологий их оценивания в сфере безопасности жизнедеятельности Диагностика умений видеть ситуацию может быть организована в процессе выполнения компетентностно-ориентированных заданий, сконструированных на примерах реальных техногенных событий либо на основе структурирования характеристик современной реальности, либо по результатам описания различных форм опасности для жизнедеятельности отдельной человека.

В результате настоящего исследования стало очевидным, что применение более совершенных инструментов для диагностической деятельности педагога безопасности жизнедеятельности предоставляет дополнительные возможности, которые в значительной мере определяют ключевые проблемы и позволяют разработать корректные решения. При соответствующем программном обеспечении педагог может решить ряд существенных проблем, среди которых качество освоения ключевых навыков обучающихся с учетом предусмотренных ФГОС СПО компетенций и результатов освоения всех затрагиваемых им тематических направлений. Если ранее различные сводные таблицы и итоговые ведомости могли предоставить лишь информацию обобщенного характера и не всегда показывали нестандартные тенденции в сфере качества отраслевого обучения, то в настоящее время современные технические возможности могут обнаружить не только неочевидные тенденции, которые зачастую влияют на весь образовательный процесс в сфере безопасности жизнедеятельности, также прогнозировать множество вероятных образовательных траекторий в случае внедрения педагогом определенных инициатив или изменений. Таким образом, применение новых технологически усовершенствованных инструментов становится для педагога ключевым компонентом, так как с диагностической деятельностью начинается формирование содержательной части всех групп обучающихся вне зависимости от профиля их подготовки. Применение педагогом более результативных инструментов технологического характера могут позволить изменить отношение обучающихся к такому предмету, как безопасность жизнедеятельности, за счет существенных корректив содержательной части и в ускоренном режиме адаптировать полученные знания в контексте повседневной и профессиональной жизни.

1. Картавых М.А., Филатова О.М. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности. Вестник Мининского университета. 2014; № 3 (7): 17-19.

2. Кузнецова И.В. Преемственность общих компетенций ФГОС СПО и универсальных компетенций ФГОС ВО. Ярославский педагогический вестник. 2018; № 5: 167-173.

3. Попова А.М., Романчук Н.И. Преподавание дисциплины «безопасность жизнедеятельности» с позиций концепции общества риска. Человек. Культура. Образование. 2017; № 3 (25): 152-163.

4. Долинина И.Г, Кушнарева О.В. Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления обучающегося. Гуманизация образования. 2017; № 4: 85-91.

5. Ермоленко В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности. Отечественная и зарубежная педагогика. 2012; № 1 (4): 166-176.

6. Власов Д.А., Синчуков А.В. MS Excel как система поддержки принятия решений. International Journal of Open Information Technologies. 2019; № 3: 50-59.

7. Туркин А.В. Автоматическое дифференцирование в Python. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016; № 2: 259-266.

8. Григорьев Е.А., Климов Н.С. Разведочный анализ данных с помощью Python. E-Scio. 2020; № 2 (41): 165-176.

References

1. Kartavyh M.A., Filatova O.M. Koncepciya metodicheskoj podgotovki uchitelya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Vestnik Mininskogo universiteta. 2014; № 3 (7): 17-19.

2. Kuznecova I.V. Preemstvennost' obschih kompetencij FGOS SPO i universal'nyh kompetencij FGOS VO. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2018; № 5: 167-173.

3. Popova A.M., Romanchuk N.I. Prepodavanie discipliny "bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti" s pozicij koncepcii obschestva riska. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie. 2017; № 3 (25): 152-163.

4. Dolinina I.G., Kushnareva O.V. Pedagogicheskaya tehnologiya formirovaniya risk-orientirovannogo myshleniya obuchayuschegosya. Gumanizaciya obrazovaniya. 2017; № 4: 85-91.

5. Ermolenko V.A. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti v kontekste bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2012; № 1 (4): 166-176.

6. Vlasov D.A., Sinchukov A.V. MS Excel kak sistema podderzhki prinyatiya reshenij. International Journal of Open Information Technologies. 2019; № 3: 50-59.

7. Turkin A.V. Avtomaticheskoe differencirovanie v Python. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie. 2016; № 2: 259-266.

8. Grigor'ev E.A., Klimov N.S. Razvedochnyj analiz dannyh s pomosch'yu Python. E-Scio. 2020; № 2 (41): 165-176.

Статья поступила в редакцию 28.05.2023

УДК 37.032

Pisarev A.S., postgraduate, Department of Pedagogy; teacher, Department of Fine Arts and Methods of the Pedagogical Institute, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: ilfirin@list.ru

Golubchikova M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy, Pedagogical Institute, Irkutsk State University; Department of Pedagogical and Information Technologies, Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education, Branch of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Irkutsk, Russia), E-mail: ask48@rambler.ru

Kosogova A.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Pedagogical Institute, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: ask48@rambler.ru

THE STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN SUBJECTIVITY AND ACADEMIC MOTIVATION OF UNIVERSITY STUDENTS. The article is devoted to formulation of the problem of development of subjectivity of students in the educational process of a university to increase productivity of the educational process and create conditions for development of a personality. The article presents a literature review and results of a study, aimed at identifying the relationship between the subjectivity of university students and the level of academic motivation. The problem of the development of students' subjectivity is considered from the position of the activity approach, represented mainly by the ideas of S. L. Rubinstein, his students and followers. To achieve this task, a questionnaire of meaning-life orientations (SOE) and a Scale of academic motivation (SHAM) are used, with the help of which students of the 1st and 2nd courses studying in the field of training "Fine Arts -Additional education" are interviewed. The results of the study confirm both the positive relationship between the level of development of students' subjectivity and high academic motivation, and state mainly a low and average level of development of subjectivity within the sample under consideration. The obtained results confirm the problems of the study and provide grounds for further work aimed at finding and creating psychological and pedagogical conditions for the development of students' subjectivity in the educational process at a university.

Key words: subjectivity of students, academic motivation, activity approach

А.С. Писарев, аспирант, педагогический институт Иркутского государственного университета, г. Иркутск, E-mail: ilfirin@list.ru

М.Г. Голубчикова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики педагогического института Иркутского государственного университета,

доц. Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, E-mail: ask48@rambler.ru

А.С. Косогова, д-р пед. наук, проф., педагогический институт Иркутского государственного университета, г. Иркутск, E-mail: ask48@rambler.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СУБЪЕКТНОСТИ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Данная статья посвящена постановке проблемы развития субъектности студентов в образовательном процессе вуза с целью повышения продуктивности учебного процесса и создания условий для развития личности. В рамках статьи представлен обзор литературы и результаты исследования, направленного на выявление взаимосвязи субъектности студентов вуза и уровня академической мотивации. Проблема развития субъектности студентов рассматривается с позиции деятельностного подхода, представленного главным образом идеями С.Л. Рубинштейна, его учеников и последователей. Для достижения поставленной задачи использовались опросник смысложизненных ориентаций (СЖО) и Шкала академической мотивации (ШАМ), с помощью которых были опрошены студенты 1 и 2 курсов, обучающихся по направлению подготовки «Изобразительное искусство. Дополнительное образование». Результаты исследования подтверждают, как положительную взаимосвязь уровня развития субъектности студентов и высокой академической мотивации, так и констатируют преимущественно низкий и средний уровни развития субъектности в пределах рассматриваемой выборки. Полученные результаты подтверждают проблематику исследования и дают основания для дальнейшей работы, направленной на поиск и создание психолого-педагогических условий развития субъектности студентов в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: субъектность студентов, академическая мотивация, деятельностный подход

Одна из главных задач, стоящих перед современным вузовским образованием, - подготовка выпускника, способного принимать решения в условиях дефицита информации, адаптироваться к меняющимся условиям. Быстрое устаревание информации и высокий темп деятельности, характерные для современной действительности, смещают акцент в подготовке квалифицированных специалистов с приобретения необходимой суммы знаний на развитие способностей работать с информацией, организовывать собственную познавательную деятельность, выполнять самоанализ и ставить перед собой перспективные цели. Иными словами, учреждение высшего образования должно, с одной стороны, создать фундамент для дальнейшего саморазвития выпускника,

его непрерывного образования, с другой - задать саморазвитию необходимый вектор, соответствующий запросам не только самой личности, но и общества и государства, тем самым осуществляя свою воспитательную функцию. Результатом данных действий должна являться самостоятельная личность, находящаяся в процессе своего становления, осознающая свои интересы и потребности, но при этом способная соотносить и корректировать их в соответствии со сформированной в рамках обучения системой ценностей и норм, определяющих человека как гражданина, осознающего меру своей ответственности перед обществом, государством и миром в целом. Всё это делает необходимым уделять особое внимание развитию субъектности студентов по отношению к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.