Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ'

ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / ДЕФИНИЦИИ И СВОЙСТВА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ / АНТРОПОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов А.Н., Малахова О.Ю.

Образовательное пространство - технический вуз, в котором будущий специалист овладевает теоретическим, профессиональным знанием, он становится и средой личностного формирования, поскольку студент не только приобретает теоретические знания и практические навыки, но и учится вступать в процессы межличностного взаимодействия, коммуникации. Изучение дисциплин социально-гуманитарного цикла способствует достижению наилучшего результата, позволяя студентам осознавать «гуманистическое измерение» своей будущей профессии, преодолевать технократическую направленность мышления, нередко сопутствующую профессиональной подготовке инженера. Как определено в Национальной доктрине образования в РФ и Концепции модернизации российского образования до 2020 года, высшая школа должна стать важнейшим фактором гуманизации социально-экономических отношений, выработки новых личностных целей и ценностей. Современное общество нуждается в образованных, предприимчивых, мобильных, коммуникабельных людях, которые способны принимать ответственные, взвешенные решения в ситуациях жизненного и профессионального выбора, обладают развитым чувством ответственности за его результаты. Формирование таких качеств наиболее полно и эффективно осуществляется в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. В работе исследуются подходы к определению сущности социально-гуманитарного знания, его особенных признаков, свойств и современных векторов развития. Анализируется потенциал социально-гуманитарных дисциплин в контексте профессиональной подготовки современного технического специалиста на основе изучения им ключевых положений философии, культуры речи, социологии, политологии, культурологии, психологии, педагогики, основ деловой коммуникации. Приводится анализ теоретических и эмпирических исследований, проведенных в процессе изучения роли социальных и гуманитарных наук в образовательном процессе технического вуза, который свидетельствует о фундаментальной роли социально-гуманитарного знания в формировании целостной личности будущего технического специалиста - инженера путей сообщения, руководителя нового формата, обладающего сформированными профессиональными и корпоративными компетенциями, социокультурными и морально-нравственными принципами и ориентирами. Намечаются перспективы дальнейшего исследования возможностей социально-гуманитарных дисциплин в процессе формирования личностной культуры будущего специалиста транспортной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов А.Н., Малахова О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF SOCIAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE IN PROFESSIONAL TRAINING OF RAILWAY ENGINEERS

A technical university is an educational space where a specialist-to-be acquires theoretical and professional knowledge. For a student, a university becomes the environment of personal formation, since a student both acquires theoretical knowledge and practical skills and learns to get involved into processes of interpersonal interaction and communication. Studying the social and humanitarian disciplines contributes to the achievement of best results, along with helping students to consider the “humanistic dimension” of their future profession, to overcome the technocratic trend in thinking that is often associated with the professional training of an engineer. As defined in the Russian Federation National Doctrine of Education and the Concept of Modernization of Russian Education until 2020, the higher education should become the most important factor in the humanization of social and economic relations, in the development of new personal goals and values. The modern society needs educated, enterprising, mobile, communicative people who are able to make responsible, informed decisions in challenging personal or professional situations and have a developed sense of responsibility for possible outcomes. The formation of such qualities is most effectively carried out in the process of studying social and humanitarian disciplines. The article considers approaches to the determining of the essence of social and humanitarian knowledge, its special features, properties, and modern trends in development. The potential of social and humanitarian disciplines is analyzed in the context of professional training of a modern technical specialist being based on the key provisions of philosophy, speech culture, sociology, political science, cultural studies, psychology, pedagogy, and the basics of business communication that are acquired during the university course. The analysis of theoretical and empirical research of the role of social and humanitarian disciplines in the educational process in a technical university is given in the article. The conclusions testify to the fundamental role of social and humanitarian knowledge in the formation of a holistic personality of a technical specialist-to-be such as a railway engineer, a new breed of leader with fully formed professional and corporate competencies, sociocultural and moral principles and values. The prospects for further research of the possibilities of social and humanitarian disciplines in the process of forming a personal culture of a transport industry specialist are outlined.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

УДК 81'271;82.085;808.5

А. Н. Попов, О. Ю. Малахова

Потенциал социально-гуманитарного знания в профессиональной подготовке инженера путей сообщения

Образовательное пространство - технический вуз, в котором будущий специалист овладевает теоретическим, профессиональным знанием, он становится и средой личностного формирования, поскольку студент не только приобретает теоретические знания и практические навыки, но и учится вступать в процессы межличностного взаимодействия, коммуникации. Изучение дисциплин социально-гуманитарного цикла способствует достижению наилучшего результата, позволяя студентам осознавать «гуманистическое измерение» своей будущей профессии, преодолевать технократическую направленность мышления, нередко сопутствующую профессиональной подготовке инженера.

Как определено в Национальной доктрине образования в РФ и Концепции модернизации российского образования до 2020 года, высшая школа должна стать важнейшим фактором гуманизации социально-экономических отношений, выработки новых личностных целей и ценностей. Современное общество нуждается в образованных, предприимчивых, мобильных, коммуникабельных людях, которые способны принимать ответственные, взвешенные решения в ситуациях жизненного и профессионального выбора, обладают развитым чувством ответственности за его результаты. Формирование таких качеств наиболее полно и эффективно осуществляется в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла.

В работе исследуются подходы к определению сущности социально-гуманитарного знания, его особенных признаков, свойств и современных векторов развития. Анализируется потенциал социально-гуманитарных дисциплин в контексте профессиональной подготовки современного технического специалиста на основе изучения им ключевых положений философии, культуры речи, социологии, политологии, культурологии, психологии, педагогики, основ деловой коммуникации. Приводится анализ теоретических и эмпирических исследований, проведенных в процессе изучения роли социальных и гуманитарных наук в образовательном процессе технического вуза, который свидетельствует о фундаментальной роли социально-гуманитарного знания в формировании целостной личности будущего технического специалиста - инженера путей сообщения, руководителя нового формата, обладающего сформированными профессиональными и корпоративными компетенциями, социокультурными и морально-нравственными принципами и ориентирами. Намечаются перспективы дальнейшего исследования возможностей социально-гуманитарных дисциплин в процессе формирования личностной культуры будущего специалиста транспортной сферы.

Ключевые слова: социально-гуманитарное знание, дефиниции и свойства социально-гуманитарного знания, антропология, профессиональная подготовка инженера путей сообщения.

Современный технический вуз - образовательное и социокультурное пространство, в котором будущий инженер не только овладевает фундаментальным технико-технологическим, специальным знанием, но и формируется как будущий руководитель, способный через призму социально-гуманитарных наук видеть в каждом сотруднике своего предприятия не только коллегу, но и уникальную личность, осознавать «человеческое измерение» своей будущей профессии, преодолевать возможный технократизм мышления.

В современных, динамично меняющихся научно-технических, технико-технологических, социокультурных условиях, а также с учетом ускоряющихся процессов глобализации, муль-тикультурализации, увеличивающейся социальной напряженности и дифференциации к современному специалисту с высшим образованием (в том числе техническим) предъявляются новые требования: ему необходимо сочетать в себе множество различных качеств, одним из которых является наличие сформированной

внутренней личностной культуры, позволяющей ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность с опорой на концептуальные гуманистические и социально-гуманитарные положения, предполагающие постулирование антропологического принципа как фундаментальной основы любой деятельности, в том числе профессиональной.

Философия, лингвистика, социология -ядро социально-гуманитарного знания, их законы, принципы и категории значимы для науки в целом, поскольку техническое и естественно-научное знание во многом опирается на них, а для культурологии, политологии, психологии и педагогики они являются фундаментальной основой. В данном контексте очевидна актуальность, смысловая и профессиональная ценность данных наук. Их изучение будущими специалистами - инженерами путей сообщения - отвечает насущным потребностям времени, поскольку позволяет студентам всецело осознать и осмыслить культурно-исторические и социально-полити-

ческие процессы, представить их в системе, продуктивно использовать в своей будущей профессиональной деятельности [1]. Освоение будущими инженерами определенной суммы философских, социологических и языковых знаний является методологической основой овладения новыми знаниями и умениями, а также разрешения многообразных научных, технологических и социокультурных задач.

Требования, которые предъявляются сегодня к специалисту (в том числе технического профиля), сформулированы во ФГОС в определенных задачах: во время учебы в вузе необходимо не только заложить прочный фундамент научных и профессиональных знаний, но и научиться применять полученные знания на практике, выработать навыки самостоятельной активной, творческой деятельности, без которых невозможно послевузовское непрерывное образование [2]. Девиз современной педагогики - образование через всю жизнь. Развитие теоретического, логического мышления, креативного подхода к решению социальных и профессиональных проблем и задач, стремление к постоянному самообразованию и самосовершенствованию необходимы специалисту любой сферы, а транспортной - особенно, поскольку эта динамично развивающаяся отрасль предполагает не только работу с механизмами, но и взаимодействие с людьми, в том числе учет их «неодинаковости» и равное отношение; не только подразумевает разность целей и ценностей, но и выдвигает в число приоритетов общечеловеческие, общекультурные смысловые векторы и доминанты.

Изучение социально-гуманитарных дисциплин во многом способствует решению указанных задач. Цель данных курсов - помочь студентам в овладении социальным и гуманитарным знанием как важнейшим средством образования, личностного развития, необходимым инструментом в социокультурном и профессиональном становлении будущего инженера - технического интеллигента.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО изучение большинства социально-гуманитарных дисциплин нацелено на формирование универсальных компетенций (УК-4, УК-5): обучающийся должен знать сущность, предметно-це-

левую основу культуры, основные типы культуры; теоретические основы, принципы и формы межкультурного взаимодействия; способы анализа различных культур; теоретические основы деловых коммуникаций, их предметно-целевое содержание, функции и формы; основные современные коммуникативные технологии; уметь выстраивать межкультурное взаимодействие с учетом разнообразия культур; анализировать, контролировать и совершенствовать свое речевое поведение; выстраивать речевую тактику и стратегию конструктивного выхода из конфликта; владеть навыками межкультурного взаимодействия с учетом разнообразия культур; навыками публичной речи, установления речевого контакта и обмена информацией.

Многие философы, историки, культурологи, лингвисты, педагоги, специалисты в области управления в своих работах отмечают, что недостаточная социально-гуманитарная подготовка является серьезной помехой в выполнении выпускниками технических вузов своих должностных обязанностей: они, выстраивая свою трудовую деятельность, не учитывают «человеческое измерение» любой сферы деятельности, в том числе профессиональной, а также нередко обладают весьма узким техническим мышлением, действуют «по четкому алгоритму» [3-7].

Нам близка научная позиция Ю. Д. Мишина и С. М. Чуриковой, которая заключается в том, что для выработки правильной стратегии образования необходимо не ситуативное, а философское и методологическое осмысление его модернизации [8]. Мы также солидарны с научным выводом Н. А. Ольшаннико-вой, который заключается в том, что главной ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является личность человека [9]. Ознакомление будущих инженеров с широким спектром философских, социологических, культурологических, лингвистических теорий и направлений, понимание ими специфики работы с соответствующей литературой - необходимые условия для интеллектуального, эстетического и нравственного развития их личности. Понимание неразрывного единства социально-гуманитарного знания, а также владение логикой мышления и

методологией ее исследования позволят будущему инженеру расширить культурный кругозор, преодолеть возможный технократизм мышления, сформировать «обобщающе мудрую» позицию по отношению к себе и миру, основываясь на смысложизненных ориента-циях и ценностях.

В данном контексте, на наш взгляд, с социально-гуманитарными аспектами образования теснейшим образом сопряжена философская антропология, определяющая природу и сущность человека, занимающая по праву одно из центральных мест во всех философских системах.

Философия, социология, лингвистика и другие дисциплины данного цикла в силу специфики своих предметов и мест в системе образования выполняют мировоззренческую и методологическую функции: способствуют формированию гражданской зрелости, убежденности, умения творчески осмысливать философские положения и самостоятельно применять их при анализе глобальных, цивилиза-ционных, культурных, общественно-политических, личностных, идеологических, научных, моральных и духовных проблем. Сам процесс овладения социально-гуманитарным знанием, в силу его внутренней логики, непосредственно способствует развитию абстрактного, теоретического, логического и творческого мышления - того, что называется формированием культуры мышления личности.

Опираясь на теоретические работы философов, социологов, культурологов, лингвистов и педагогов, резюмируя свой исследовательский опыт [10-13], можно сделать вывод о том, что идея профессионального формирования личности под решающим воздействием образования с социально-гуманитарным акцентом актуальна и перспективна. Передачу молодому поколению опыта профессиональной культуры нужно строить на социально-гуманитарной основе: интеллектуальное развитие необходимо сочетать с нравственным становлением личности, воспитанием способности общения, гражданской ответственности и патриотизма. В этой связи особенно значимым оказывается осознание универсальности социально-гуманитарного знания, поскольку оно обеспечивает решение различных профессиональных и социальных проблем и задач, связанных с коммуникацией людей,

предупреждением и разрешением конфликтов, обеспечением профессионально-личностного роста, реализацией творческого потенциала личности и т. д. В рамках изучения учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла происходит формирование и закрепление названных умений и навыков.

Изучение потенциала социально-гуманитарного знания в профессиональной подготовке будущего технического специалиста выявило необходимость проведения исследования, направленного на изучение спектра знаний будущих инженеров в данном проблемном поле. В исследовании принимали участие студенты 1-4-го курсов Оренбургского института путей сообщения - филиала Самарского государственного университета путей сообщения (всего 118 чел.).

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, постановка проблемных вопросов, анализ.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач была разработана мини-анкета, содержащая вопросы открытого и закрытого типа, отражающие различные аспекты проблемы.

Опишем и проанализируем результаты, полученные в ходе проведенного исследования.

На открытый вопрос В чем, на ваш взгляд, заключается специфика социально-гуманитарного знания? были получены следующие суждения:

- является неотъемлемой частью мировой культуры;

- целостно, всеобще, общезначимо;

- интересно, познавательно, расширяет общекультурный кругозор;

- не всегда очевидно, труднопонимаемо;

- не обладает аксиомами, законами, «ненаучно», «недоказательно»;

- помогает в поиске смысла жизни;

- взаимосвязано с нравственными, этическими ценностями;

- оказывает важное воздействие на формирование мировоззрения;

- помогает преодолеть технократизм, алгоритмизацию мышления;

- влияет на формирование умения выстраивать процесс общения;

- способствует целенаправленному формированию личности;

- помогает укрепить социальный и профессиональный статус;

- формирует профессиональную компетентность и др.

Отметим, что в целом будущие инженеры, характеризуя социально-гуманитарное знание, отмечают его сущностные характеристики: взаимосвязь с ценностно-смысловой сферой; всеобщность и целостность; нравственную и этико-эстетическую направленность; значимость как для выстраивания эффективной трудовой деятельности, так и для обретения цели и смысла жизни вообще.

В следующем открытом вопросе будущим инженерам было предложено подумать и указать, какие пути профессиональной подготовки являются наиболее эффективными, ключевыми в современной экономической и социокультурной ситуации и какова роль социально-гуманитарных наук в этом процессе.

Приведем наиболее часто встречающиеся ответы:

- непрерывное всестороннее образование/ самообразование и развитие/саморазвитие;

- целенаправленная работа по формированию профессионализма: накопление теоретических знаний и практического опыта;

- развитие и реализация интеллектуального и творческого потенциала;

- формирование целостной мировоззренческой системы;

- формирование и развитие навыков деловой коммуникации;

- изучение отечественного и зарубежного опыта в области науки и техники, опора на него в собственной практической деятельности;

- овладение способами практического применения технического и социально-гуманитарного знания;

- формирование общей культуры личности как фундамента для укрепления и развития человеческого капитала;

- творческая деятельность как совокупность инновационных задач, методов, технологий;

- реализация современных педагогических технологий;

- приобретение опыта межкультурного взаимодействия;

- решение компетентностно-ориентирован-ных задач, кейсов, организация дискуссий

(в рамках изучения социально-гуманитарных дисциплин), предполагающих моделирование реальных ситуаций (в том числе конфликтных).

В числе закрытых вопросов были, например, следующие: Считаете ли вы, что изучение социально-гуманитарных дисциплин отражается на формировании мировоззрения?; Является ли, на ваш взгляд, социально-гуманитарное знание доказательным, в полной мере научным?; Можно ли, на ваш взгляд, применять законы и принципы, методы социально-гуманитарных наук в техническом знании?

На основании полученных эмпирических данных можно сделать вывод о том, что студенты осознают значимость социально-гуманитарного знания для своего будущего профессионального роста, видят взаимосвязь наук в целом, готовы опираться на отечественный и зарубежный опыт в своем интеллектуальном и личностном развитии, понимают роль социально-гуманитарного знания в процессе формирования личностного ядра - мировоззрения. Следует отметить, что старшекурсники более вдумчиво, осознанно, развернуто и ясно отвечали на открытые вопросы, что, на наш взгляд, свидетельствует о достаточном уровне сформированности логического мышления, широком общекультурном кругозоре, наличии ценностного отношения к образованию и будущей профессии.

В ходе дальнейшего исследования (анализа наблюдений, бесед, аудиторной и внеаудиторной работы) мы отмечали, что многие студенты испытывают затруднения при практическом использовании социально-гуманитарного знания, некоторые не видят возможности его использования в профессиональной деятельности, однако признают его всеобщий, целостный, смыслообразующий характер и выражают желание и готовность овладеть его основами. По мнению студентов, социально-гуманитарные дисциплины нужно изучать независимо от специальности, по которой ведется образовательная и профессиональная подготовка, справедливо полагая, что итог обучения в вузе - получение высшего технического образования - формируется последовательно, знания, объединяясь в единое целое, являются монолитным фундаментом для успешной профессиональной деятельности,

а центральные функции социально-гуманитарных наук (формирование критического и творческого видов мышления, умения четко, аргументированно и логично выражать свои мысли, анализировать свои действия с опорой на гуманистические ценности) позволят выстраивать профессиональную траекторию, не нарушая единства научно-технического прогресса и его «человеческого измерения». Это необходимо современному техническому специалисту - инженеру путей сообщения - не только для профессионального становления и карьерного роста, но и для личностного само-

развития, нахождения себя в социуме и мире культуры.

Таким образом, проведенное исследование показало актуальность и значимость социально-гуманитарного знания, его гуманистический потенциал в контексте профессиональной подготовки будущего инженера выявило ряд проблем, связанных с данным процессом, а также наметило пути формирования компетентной, конкурентоспособной личности с учетом ее нравственного, гражданского и социокультурного становления с опорой на достижения социально-гуманитарных наук.

Библиографический список

1. Малахова О. Ю., Попов А. Н. Философско-педагогические аспекты выбора социокультурных ориентиров личности в современном российском образовании // Наука и образование транспорту. Самара : Изд-во СамГУПС, 2018. С. 286-288.

2. Попов А. Н., Малахова О. Ю. Роль философского знания в профессиональной подготовке современного инженера // Наука и культура России. Самара : Изд-во СамГУПС, 2019. С. 16-20.

3. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-20.

4. Ежова Т. В. Реализация компетентностного подхода в педагогике высшей школы. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2011. 314 с.

5. Иванова А. П., Маланчева С. Н., Малахова О. Ю. Векторы подготовки конкурентоспособного специалиста в контексте реализации стратегии клиентоориентированности ОАО «РЖД» на основе формирования корпоративных компетенций // Междисциплинарное взаимодействие в контексте подготовки специалистов железнодорожной отрасли. Уфа : Аэтерна, 2017. С. 34-41.

6. Ежова Т. В., Малахова А. В. Проблемы формирования технической интеллигенции: компетентност-ный подход // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития. Ростов : Приоритет, 2019. С. 182-185.

7. Конькина Е. В., Егорова Ю. Н., Малахова О. Ю. Позиции общества знаний в современном образовательном пространстве // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 6. С. 301-309.

8. Мишин Ю. Д., Чурикова С. М. Модернизация отечественного инженерного образования: смена вектора совершенствования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2019. № 1 (5). С. 84-91.

9. Ольшанникова Н. А. Формирование современных ценностных ориентиров в образовании // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2018. № 2 (4). С. 54-60.

10. Малахова О. Ю. Социокультурное самоопределение будущего инженера в образовательном процессе вуза: цели, механизмы, направления // Инженерное образование: опыт, перспективы, проблемы. Благовещенск : ДГАУ, 2018. С. 132-139.

11. Попов А. Н., Малахова О. Ю. Речевой имидж руководителя: сущность, компоненты, пути формирования // Наука и культура России. Самара : Изд-во СамГУПС, 2019. С. 278-281.

12. Нурумова К. К., Малахова О. Ю. Поиск смысла жизни - ядро философской антропологии // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития. Самара ; Оренбург : СамГУПС : ОрИПС, 2017. Ч. 2. С. 229-230.

13. Попов А. Н., Малахова О. Ю. Гуманистическая траектория развития высшего образования в современных российских социокультурных условиях // Научный поиск: теория и практика: альманах. Уфа : Аэтерна, 2017. С.126-128.

A. N. Popov, O. Yu. Malakhova

The Potential of Social and Humanitarian Knowledge in Professional Training of Railway Engineers

Abstract. A technical university is an educational space where a specialist-to-be acquires theoretical and professional knowledge. For a student, a university becomes the environment of personal formation, since a student both acquires theoretical knowledge and practical skills and learns to get involved into processes of interpersonal interaction and communication. Studying the social and humanitarian disciplines contributes to the achievement of best results, along with helping students to consider the "humanistic dimension" of their future profession, to overcome the technocratic trend in thinking that is often associated with the professional training of an engineer.

As defined in the Russian Federation National Doctrine of Education and the Concept of Modernization of Russian Education until 2020, the higher education should become the most important factor in the humanization of social and economic relations, in the development of new personal goals and values. The modern society needs educated, enterprising, mobile, communicative people who are able to make responsible, informed decisions in challenging personal or professional situations and have a developed sense of responsibility for possible outcomes. The formation of such qualities is most effectively carried out in the process of studying social and humanitarian disciplines.

The article considers approaches to the determining of the essence of social and humanitarian knowledge, its special features, properties, and modern trends in development. The potential of social and humanitarian disciplines is analyzed in the context of professional training of a modern technical specialist being based on the key provisions of philosophy, speech culture, sociology, political science, cultural studies, psychology, pedagogy, and the basics of business communication that are acquired during the university course. The analysis of theoretical and empirical research of the role of social and humanitarian disciplines in the educational process in a technical university is given in the article. The conclusions testify to the fundamental role of social and humanitarian knowledge in the formation of a holistic personality of a technical specialist-to-be such as a railway engineer, a new breed of leader with fully formed professional and corporate competencies, sociocultural and moral principles and values. The prospects for further research of the possibilities of social and humanitarian disciplines in the process of forming a personal culture of a transport industry specialist are outlined.

Key words: social and humanitarian knowledge; definitions and properties of social and humanitarian knowledge; anthropology; professional training of railway engineers.

Попов Анатолий Николаевич - кандидат педагогических наук, директор Оренбургского института путей сообщения - филиала СамГУПС. E-mail: a.n.popov@origt.ru

Малахова Ольга Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общеобразовательные дисциплины» Оренбургского института путей сообщения - филиала СамГУПС. E-mail: olgamal74@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.